УДК 378. 147:75
подготовительные задания к рисунку головы человека
Статья направлена на решение задач учебного рисования головы человека в ходе подготовки учителей изобразительного искусства. В ней обосновывается практическое значение ряда методических приемов и установок. Заостряется внимание на важности научно-методической и технической подготовки, повышающей эффективность учебных занятий.
Ключевые слова: зрительное восприятие, учебный рисунок, линейно-конструктивное построение, объемно-пространственное мышление.
А. А. Баженов A. A. Bazhenov
preparatory tasks to the drawing of the human head
This article addresses the problems of academic drawing of the human head in the preparation of fine arts teachers. It substantiates the practical importance of a number of instructional techniques and installations. It focuses on the importance of scientific and methodological, as well as technical training that in creases study efficiency.
Keywords: visual perception, academic drawing, linear structural arrangement, volume-spatial thinking.
Освоение рисунка головы человека объективно является одним из наиболее технически сложных, интеллектуально и теоретически насыщенных звеньев учебного процесса. На данном этапе обучения студенту необходимо в первую очередь выработать умение методически последовательно решать задачи построения сложных объемных форм, консолидирующих знания композиции, перспективы, конструктивной основы головы, пластической анатомии. Исходя из этого, во-первых, подбор преподавателем аудиторных и самостоятельных заданий должен соответствовать задаче выработки у студента понятийных представлений о том, что форма головы человека есть симбиоз ее конструктивных, анатомических и образно-пластических свойств. Во-вторых, рисование головы (как процесс) необходимо рассматривать как некую сумму понятий о задачах, последовательности действий и структуре изобразительных операций.
При подготовке к занятиям преподаватель прежде всего обязан провести тщательный отбор объектов для изображения, подобрать учебно-методический (с включением наглядности) материал, раскрывающий сущностные стороны рисования головы. Кроме этого, на ознакомительных занятиях преподаватель обязан обеспечить студенту комфортные условия для восприятия всех подробностей формы головы. Для этого модель лучше располагать немного выше горизонта. Положение источника ее освещения установить фронтальное (чуть выше модели). Необходимо также определить расстояние до модели, с которого рисующий сможет без труда воспринимать пропорции и конфигурацию ее частей, тональные градации поверхностей. Взгляд на модель в «три четверти» будет оптимальным для восприятия ее конструктивно-пластических свойств. На первоначальных занятиях следует исключать выполнение длительных рисунков из фронтального и профильного положений, так как передача объемных характеристик в этих случаях имеет свои особенности и значительно затруднена.
Переход к изображению головы влечет за собой значительные теоретические и исполнительские сложности, поэтому на практике первоначальное представление о конструкции и способах ее построения на плоскости в первую очередь формируется при выполнении рисунка упрощенной
модели головы (с акцентированными поверхностями), в которой сложные природные формы обобщены до простых элементов. Основной задачей здесь является выработка умений, освоение методов и приемов последовательного построения объемной, перспективно выверенной формы в пространстве. Относительно простая форма данной модели позволяет студенту условно разделить ее на составляющие элементы, осмыслить характер их конструкционного взаимодействия. Подробный анализ тональной напряженности плоскостей способствует дополнению представления о характере поверхностей на всем их протяжении, позволяет в дальнейшем достичь в рисунке необходимого эффекта световоздушной среды.
Незаменимую роль на первоначальных занятиях может сыграть копия упрощенной модели головы, выполненная из проволоки или разборная гипсовая модель. Данные модели позволяют студенту с большей эффективностью решать задачи построения формы:
- нахождение величины и взаимного пространственного положения элементов происходит при активном манипулировании противоположными (невидимыми на обычной модели) плоскостями;
- определение степени перспективных сокращений плоскостей, местоположения невидимых опорных точек и ребер становится несоизмеримо более точным;
- пространственная структура модели становится полностью зрительно осязаемой.
Представление о форме головы при этом пропорционально более выверено, конструктивно и пластически убедительно.
При ознакомлении студентов с методикой построения головы необходимо помнить, что способы построения, и главным образом последовательность, на длительный срок формируют стереотип изобразительных действий студента, поэтому преподаватель обязан разъяснять целевую направленность, логически обосновывать наиболее значимые из них. Например, рекомендуя начинать конструктивное построение головы с лобно-височной части, преподаватель выдвигает ряд преимуществ такого начала работы. К таковым преимуществам можно отнести достаточную лаконичность, конструктивную выразительность верхней (мозговой)
части головы, позволяющую рисующему с наибольшей точностью фиксировать пространственное положение модели, реализовывать ее объемное представление, передавать характер перспективных сокращений основных поверхностей. Кроме того, при последовательном ритмичном переходе от лобной части к носовой, глазничной и челюстной (по принципу «сверху - вниз») рисовальщик вырабатывает привычку с меньшими усилиями контролировать результаты своих действий в формате. При этом он совершенствует навык подчинения мелких деталей избранному положению крупной формы.
Содержание, средства и ожидаемый результат каждого действия должны быть тщательно осмыслены, так как недоработки в структуре действий впоследствии неизбежно проявятся при рисовании более сложных моделей. Неоднократно подтвержденный эмпирический опыт позволяет говорить, что студент, не справившийся с построением какого-либо элемента «обрубовочной» модели, тем более оказывается не в состоянии сформировать его при рисовании модели усложненной, насыщенной разнообразными деталями, анатомическими подробностями. Преподавателю в этом случае необходимо вывести фрагмент на поля рисунка, еще раз проанализировать его конструкцию, уточнить движение плоскостей, положение центральной секущей плоскости, сопоставить противолежащие фрагменты и предоставить студенту, в конечном счете, возможность самостоятельно добиться приемлемого результата.
Наибольшую нагрузку интеллектуального характера студент испытывает на этапе линейно-конструктивного построения. Главная задача здесь состоит в анализе строения модели, в умении отразить графическими средствами все свойства объемно-пространственной конструкции. Студент при этом должен приобретать умения:
- определять обобщенный характер модели и ее пространственное положение;
- мысленно разделять общую форму на элементы, определять их место в структуре головы;
- разделять элементы на формообразующие поверхности, анализировать характер, особенности их пластических переходов;
- изыскивать варианты взаимодействия различных фрагментов с последующим их представлением в общей форме.
В обязанность преподавателя входит обеспечение теоретического материала, раскрывающего большинство аспектов практической фазы изобразительного действия. Например, практическое действие по отработке фрагмента целесообразно проводить по условной схеме:
- определение местоположения, общих габаритов (высоты, ширины), наклона (вперед, назад, в сторону);
- уточнение обобщенного пластического характера;
- формирование объемно-пространственной конструкции;
- частичная детализация.
При этом проводится постоянное сопоставление формируемого фрагмента с другими фрагментами и общей формой по основным параметрам.
Данная схема практического выполнения действия достаточно проста и применяется для формирования боль-
шинства элементов головы. Особенность, однако, состоит в том, что в процессе работы над различными элементами в содержании действий имеется множество существенных различий. Истоки этого кроются в многообразии пластических характеристик большинства элементов, в их местоположении в общей структуре головы, в последовательности работы над ними и во многом другом. Так, например, механизмы определения места, величины, конструкции и пластики лобной поверхности, с одной стороны, и ушной раковины, с другой - значительно отличаются. В подобных случаях преподаватель обязан разъяснять сходство и различие в содержании действий, в способах восприятия и представления, сопровождая эти разъяснения демонстрацией плакатов, схем, рисунков, либо посредством педагогических рисунков, в которых более наглядно раскрывается динамика практических действий рисующего.
По мере освоения механизмов действий все их части начинают выполняться слитно, воедино, но в начальных стадиях обучения необходимо требовать от студентов мысленной дифференциации действия, акцентирования задач действия с последующей скрупулезной их отработкой.
В процессе формирования изобразительных умений студент должен получать необходимую информацию о направленности и ожидаемых результатах действий. Посредством наглядности должны быть раскрыты как структура графического образа на основных этапах действия, так и ключевые характеристики образа на завершающем этапе. Кроме того, должны быть представлены смысловое содержание и формальная структура наиболее типичных вариантов действий с анализом исходных ситуаций, результатов и средств, которыми эти действия осуществляются.
Студент должен приобрести знания о признаках завершенности основных этапов рисования головы: компоновки, линейно-конструктивного построения, технико-тональной моделировки, образного обобщения. Студент также должен иметь представление о качестве графического образа, рациональных подходах в выборе средств его выражения.
При рисовании головы широко применяются классические методы работы над учебным рисунком, представленные А. М. Серовым [1, с. 139]. Например, метод схематизации, предусматривающий умение видеть сложное в упрощенных вариантах, при работе над конструкцией головы (в отличие от рисования предметов быта) приобретает качественно новые формы. Такие методы, как ориентирование по координатам, «обрубовка», конструктивно-пространственный анализ, образный анализ имеют к рисунку головы самое непосредственное отношение, применяются в самых разнообразных вариантах и в самых различных ситуациях.
Конструкционную основу головы образует череп. Главная цель ознакомительных занятий состоит в усвоении студентом механизмов построения формы черепа на основе модели, выполненной в упрощенном варианте. В этой модели удачно сочетаются пластическая выразительность и ясность сочленений поверхностей. Простота определения основных опорных точек позволяет наиболее убедительно выстроить конструкцию, подчинить ее элементы видимым перспективным сокращениям. Упрощенная модель отличается большой степенью универсальности, ее основные
черты достаточно легко просматриваются в применяемой впоследствии более сложной модели, полностью отражающей весь спектр анатомических свойств черепа человека. Процесс освоения рисунка черепа должен сопровождаться взаимным сопоставлением свойств обоих типов моделей, уточнением границ, выяснением характера формы. При этом в представлении рисующего происходит активная консолидация конструктивных и анатомических свойств черепа человека.
Практикой учебных занятий подтверждается, что знаний только общих конструктивных свойств черепа для качественного рисунка головы явно недостаточно, поэтому, изучая строение черепа, студент должен быть особенно внимательным при определении мест прикрепления мышц лицевой части, шейного отдела. Студент обязан прилагать усилия к изучению величины, протяженности, функции, характера взаимодействия этих мышц, представлять значимость мышечной системы в формировании пластики лица и головы в целом. В контексте известной аксиомы о единстве формы и содержания утверждение, согласно которому последовательность «...создания реалистического рисунка не мыслится без познавательных (гносеологических) процессов» [1, с. 75]. приобретает особое значение при освоении рисунка головы. Г. И. Кулебакин упоминал о необходимости изучения основ пластической анатомии, подчеркивая, что в процессе построения головы человека «.отражается ее внутренняя конструкция - структура костей черепа и располагающихся на нем мышц» [2, с. 46]. Б. Ф. Ломов в этой связи пишет: «Мера субъективных отклонений образа от оригинала может быть различной, но при всех обстоятельствах образ остается «копией, слепком» объективной реальности» [3, с. 277].
Рисунку анатомической головы (экорше) должно предшествовать рисование усложненного варианта гипсовой модели головы с акцентированными плоскостями («обру-бовки»). Данные плоскости, а также их границы, в основном соответствуют поверхностям анатомической головы. Работая с этими моделями, начинающий рисовальщик приобретает (как и при рисовании черепа) способность соединять в представлении анатомические и объемно-конструктивные свойства головы. Студент распознает опоры, посредством которых строится каркас головы, уточняет границы формообразующих поверхностей.
При рисовании выполненной на основе экорше «обру-бовки», так же как и модели черепа, в еще большей степени усложняются изобразительные задачи. Прежде всего студенту необходимо совершенствовать способность видеть каждый фрагмент как часть общей структуры. Для этого отрабатываются навыки восприятия и представления фрагмента (или группы фрагментов) в различных комбинациях (при сопоставлении с верхними, нижними, противолежащими фрагментами). При этом особую практическую ценность приобретает способность рисовальщика к сопоставлению фрагментов при «расфокусированном» взгляде как на предмет, так и на рисунок. Необходимо довести это умение до состояния полного автоматизма, применения его в работе без излишних усилий.
Кроме выработки умения расположить и «сконструировать» фрагмент, очень важна направленность на
неуклонное уточнение, совершенствование представления о конструктивно-пластических характеристиках фрагмента, нахождение наиболее рациональных вариантов графического выражения его свойств. «Разработка», «доводка» фрагмента должна сопровождаться постоянным контролем, уточнением его положения и величины относительно других фрагментов посредством «периферийного» зрения. Студент обязан учиться чувствовать в процессе работы над деталями окружающую их «массу». Умение выражать пластические свойства деталей, не глядя на них «в упор», является главным условием достижения необходимой сбалансированности всех частей головы в рисунке. Тональная разработка больших поверхностей, светотеневая нюансировка также производятся с периодическим применением «расфокусированого» видения.
В контексте задач формирования профессионального восприятия Л. Г. Медведев подчеркивает, что трудность в работе начинающих художников состоит в том, «что они, рисуя отдельные детали модели, не охватывают при этом весь объект рисования во всей сложности и взаимосвязанности его деталей» [4, с. 128]. Для преодоления этого необходимо периодически выполнять зарисовки черепа и мышц головы с натуры и по памяти. Полезно делать зарисовки из различных положений: с низким или высоким горизонтом, при различных условиях освещения, с наклонами вперед, назад, вправо или влево. При разнообразии точек зрения на модель полнее раскрывается ее конструкция и пластика, отчетливее проявляется многообразие форм, пополняются представления о наиболее сложных фрагментах. В процессе рисования по памяти уходят второстепенные детали, студент формирует рациональный образ, вбирающий свойства общие, сущностные. Наличие у студента устойчивых представлений о строении черепа и мышц во многом будет определять характер апперцеп-тивности восприятия в процессе рисования как гипсовых моделей головы, так и головы позирующего натурщика при работе над портретом.
Необходимо помнить, что при обычном отсутствии опыта в рисовании головы у студентов могут возникнуть затруднения самого различного характера. Например, даже незначительные расхождения в трактовке формы в обобщенных подготовительных моделях, с одной стороны, и в моделях, отражающих реальные анатомические свойства головы, с другой - могут представлять непреодолимые трудности для конкретного студента. Кроме того, одна часть студентов может проявлять способность к ведению жесткого рационалистического рисунка, другие, наоборот, тяготеют к рисунку или «живописному», или излишне натуралистическому. Поэтому, исходя из личностных особенностей студентов учебной группы, уровня их практической подготовки, содержание каждого учебного занятия должно быть представлено преподавателем во всех деталях. В самом начале занятия необходима конкретная постановка ключевых задач, предварительно должны быть продуманы варианты решения этих задач, способы выхода из затруднительных изобразительных ситуаций. Успех, в конечном счете, может быть обеспечен только тщательностью научно-методической подготовки и уровнем технического оснащения аудиторных занятий.
1. Рисунок : учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / под ред. А. М. Серова. М.: Просвещение, 1975. 271 с.
2. Кулебакин Г. И. Рисунок и основы композиции: учебник для средних проф.-техн. училищ. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1988. 129 с.
3. Ломов Б. Ф. Системность в психологии : избр. пси-хол. тр. / под ред. В. А. Барабанщикова, Д. Н. Завалишиной,
В. А. Пономаренко. 3-е изд. М.: МПСИ ; Воронеж: МОДЭК, 2011. 424 с.
4. Медведев Л. Г. Академический рисунок в процессе художественного образования. Омск: Издат. дом «Наука», 2008. 290 с
© Баженов А. А., 2015
УДК 378. 147:75
последовательность работы над учебным этюдом обнаженной модели
В статье рассматривается последовательность работы над учебным этюдом обнаженной модели на занятиях по живописи у студентов художественных специальностей. Даются методические рекомендации к организации учебного процесса.
Ключевые слова: подмалевок, этюд, обобщение, лепка формы, колоризм.
Г C. EauMyxaHOB G. S. Baimukhanov
the sequence of work on educational sketches of nude models
The article discusses the sequence of work on educational sketches of nude models at the lessons of painting for art schools students. The methodological guidelines to the organization of educational process are given.
Keywords: underpainting, sketch, synthesis, shape modeling, colourism.
Живописное изображение модели масляными красками является одним из самых сложных заданий в процессе обучения изобразительной грамоте. Для успешной работы над длительной постановкой очень важно правильное выполнение рисунка. Он должен отвечать требованиям умелого композиционного размещения фигуры на холсте, верной передачи характера сложной формы, включая анатомически точное построение, изображения пространства и предварительное определение основных тоновых отношений. На данном этапе рекомендуется еще раз проштудировать пластическую анатомию по учебнику, таблицам и схемам. Рисунок целесообразно вести на отдельном листе бумаги с последующим переводом на холст. Если же изображение выполняется прямо на холсте, что зачастую студенты делают, то его нужно закрепить фиксативом. Можно использовать следующие прием: обвести основные линии тушью либо одним цветом масляной краски, после высыхания которой лишний материал (уголь, сангина) смахнуть тряпкой.
Показательно отношение к подготовительной работе известных мастеров. Например, П. Д. Корин прежде чем начинать писать портрет, делал в течение 2-3-х дней зарисовки, где стремился передать не только психологический облик натуры, но и композиционное решение. Н. В. Нестеров указывал, что «композицию искать на холсте поздно, ее надо искать и находить в эскизе, на листе бумаги, а на холсте надо выполнять - писать» [1, с. 179]. Поиск композиционно-пластического решения, выполнение тщательного рисунка под живопись обосновывался Нестеровым так: «Если я ошибусь и мне нужно будет счистить часть живописи, то у меня всегда остается на холсте, да и в эскизе отлично разработанный рисунок» [2, с. 53].
Таким образом, всякая живописная работа должна начинаться с эскизов, подготовительных набросков, из которых выбирают наиболее удачный для перенесения на холст. Как правило, в эскизе основными задачами являются: композиция, определение колористического состояния в условиях конкретного освещения.
Предварительный кратковременный этюд целесообразно выполнить в технике «а11а-прима» или по сырому. Чаще всего для этого используют грунтованный картон. Такой этюд отличается смелостью цветовой трактовки, сочностью прокладки цвета в тенях и на свету. Это чаще всего достигается благодаря быстрому исполнению живописной работы, где однажды найденные цветовые отношения остаются неизменными, не замутняются последующими добавлениями мазков и излишним перемешиванием краски. Благодаря обобщенности цветового решения такие этюды сохраняют свежесть и после высыхания. Это особенно важно во время работы над длительной постановкой с пропиской по высохшему слою, поскольку с их помощью можно найти и исправить ошибку, оживить работу.
В состав постановки входит несколько разнофактурных объектов, которые могут быть: матовыми, иметь четкие, ярко выраженные блики (шелк, сатин, металл), отражать цвет окружающих предметов или совсем не иметь бликов (байка, лен, грубое сукно). В процессе работы обычно стремятся найти все сложные составные части такого блика и зачастую нарушают тоновые отношения. В живописи есть такое понятие, как валер (от французского valeur -ценность, достоинство), связанное со светосилой цвета. Этим термином обычно обозначают тончайшие переходы светотени (полутона), которые определяются конкретными условиями освещения и воздушной средой. При рабо-