УДК 378. 147 : 741 Д. Д. БАЖЕНОВ
Омский государственный педагогический университет
ЭЛЕМЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСУНКУ___________________________________
В статье поднимаются вопросы совершенствования методической подготовки практических занятий по рисунку в системе высшего и среднего профессионального образования. Для конкретизации конечной цели деятельности, дифференциации частных задач и демонстрации различных способов их решения автором предлагается широкое применение графических иллюстративных моделей. Данные модели способствуют раскрытию динамики внешних «рабочих» изменений образа, механизмов восприятия и представления в различных сочетаниях операционально и пластически значимых свойств объекта, что положительно влияет на формирование у студентов устойчивой ориентировочной основы предстоящей деятельности.
Ключевые слова: ориентировочная основа деятельности, графическая иллюстративная модель, программа действий, избирательность восприятия, конструктивно-пластическое представление.
Активно познавательный и преобразующий, конструктивный компоненты длительного учебного рисунка выражаются в постоянном пополнении знаний о предметных свойствах объектов и в поиске наиболее приемлемых вариантов представления этих свойств в объемно-пространственных формах. Такого рода компоненты базируются, с одной стороны, на сведениях о целостном строении объекта и его физической природе. С другой — речь идет о постоянно совершенствуемых способах графического выражения основных объемно-геометрических единиц модели, в которых отражаются характер ее поверхностей, устойчивые границы изменения направления этих поверхностей в пространстве.
На учебных моделях геометрических тел, предметах быта, у простейших архитектурных сооружений границы изменения направления их поверхностей в пространстве, а также сам характер этих поверхностей очевидны. Более сложные объекты (голова, фигура человека, их учебные модели) пластически несоизмеримо насыщеннее как в статичном положении, так и в состоянии сложного пространственного движения. Анатомическая основа фигуры человека в значительной степени разнообразна в конкретных (возрастных и типологических) проявлениях и по этой причине требует серьезного предметного изучения. Наряду с этим решение задач изображения данных объектов предопределяет освоение более сложной по содержанию методической последовательности формирования конструктивно-пластических представлений, что напрямую связано с совершенствованием умений и навыков рисования. Данная работа включает поиск обобщенного представления имеющей многочисленные детали формы в начальной стадии и своеобразную динамику перехода к представлениям все более усложняющимся, что требует от студента применения навыков абстрагирования и
навыков формирования оперативных единиц различного назначения на более высоком качественном уровне. Это приводит к мысли о разнообразии и специфическом характере задач, стоящих перед субъектом деятельности в период освоения подобных разделов учебного рисования. А. В. Запорожец указывает, что «...образы, складывающиеся в процессе ознакомления, и образы, регулирующие выполнение действий, хотя и имеют самое близкое отношение друг к другу, однако являются разными, нетождественными» [1]. Поэтому одна из наиболее сложных проблем преподавателя (как организатора учебной деятельности) состоит в поиске вариантов оптимизации процесса восприятия студентами сложных объектов, повышения эффективности отбора необходимых свойств объекта при освоении соответствующих способов деятельности. В этой ситуации положительную роль могут играть такие элементы информационно-образовательной среды, под воздействием которых субъект изображения в значительной степени дополняет (или, наоборот, временно редуцирует), а также упорядочивает свое представление о пластическом содержании объекта изображения, о цели, частных задачах, условиях и средствах предстоящей деятельности. В качестве таких элементов могут быть использованы графические и вербальные когнитивные карты, обобщенные образы вариантов восприятия или представления объекта, графические модели типовых ситуаций, алгоритмов и так далее.
Основным компонентом готовности обучаемого к осуществлению деятельности является ознакомление с объектом изображения как с целостной, предметно обусловленной, структурно упорядоченной системой. Отсюда значительная часть информационно-образовательной среды должна быть ориентирована на раскрытие строения данного объекта (или класса объектов), которое включало бы вычлене-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009
ние основных формообразующих элементов, определение характера их пространственно-структурной организации как непосредственное отражение предметно-функционального компонента. Знание объемно-конструктивных характеристик таких элементов, особенностей их взаимного пространственного расположения делает более осознанным, целенаправленным, упорядоченным процесс последовательного формирования конструктивно-пластических представлений объекта. Реализация принципа научности в обучении (при освоении раздела «Голова и фигура человека») предполагает оказание помощи студентам в осмыслении характера взаимодействия сложных анатомических элементов, демонстрацию примеров явного или скрытого влияния этих элементов на интерпретацию конструктивно-пластического содержания, на определение степени воздействия функционального содержания объекта на его форму. Подробное изучение, сопоставление особенностей анатомического строения различных объектов одного класса способствует формированию представлений как носителей общих, универсальных свойств, знание которых позволяет в процессе работы увидеть, выбрать из массы деталей главное, «базовое» содержание и на этой основе целенаправленно работать над объемно-конструктивным, пластическим представлением конкретного объекта.
Следует добавить, что ограниченность знаний об анатомическом строении основных элементов фигуры человека ведет к значительным затруднениям при переходе от первоначально упрощенного конструктивного образа к его пластическому развитию. Особенно это проявляется при рисовании фигуры в одежде, когда обилие драпировок привносит дополнительные сложности в процесс осмысления пластически значимых свойств объекта.
Основа содержания информационно-образовательной среды должна быть направлена на формирование представлений студентов о конечной цели деятельности, программе действий, направленных на ее достижение, а также представлений о средствах деятельности.
Конечная цель деятельности может быть алгоритмически проиллюстрирована типичным для данной ситуации графическим продуктом, максимально выражающим достижение искомого результата посредством последовательного решения локальных задач. Данный графический продукт должен обладать характером полной завершенности, содержать в себе логику качественного формирования пространственных представлений. Это выражается в адекватно сформированной конструктивно-пластической основе главных элементов, в наличии у них легко распознаваемых, в большой степени инвариантных формообразующих границ, в акцентировании характерных особенностей их взаимного расположения, в безукоризненности определения основных перспективных направлений и соответствующих зрительных сокращений. Вместе с тем, что касается методически обусловленных «рабочих» изменений образа, то полностью сформированный рисунок (в котором результаты всех последовательно решаемых задач определенным образом аккумулируются), лишь отчасти обладает качеством носителя информации о динамике выполняемых действий. По ряду объективных причин в большинстве случаев именно незаконченная работа может значить для заострения внимания к частным задачам больше, чем итоговый образец, в значительной степени вбирающий в себя черты пассивной копии изображаемого объекта. Поэтому,
в свою очередь, должны формироваться разнообразные средства представления программы действий, в которых посредством графических (или реальных пространственных) моделей и текстового сопровождения может отражаться поэтапный метод формирования конструктивно-пластических представлений на основе выбранной концепции, которая, в свою очередь, и предопределяет способы деятельности.
Формируя задачу на каждое конкретное занятие, преподаватель опирается на содержание программы действий. Учитывая сложность и возможную неоднозначность восприятия студентами предъявляемого материала, преподавателю необходимо иметь дополнительные средства подкрепления словесной постановки задачи соответствующими наглядными элементами.
Программу действий можно условно разделить на два основных блока. Содержание первого блока направить на графическое и словесно-теоретическое выражение локальных целей, показ внешнего результата решения задач каждого этапа. Основные наглядные элементы этого блока демонстрируют, содержание каких свойств объекта и в каком сочетании необходимо выразить на определенном отрезке деятельности, какие изобразительные средства (и в каком виде) могут быть применимы в данном случае. Кроме того, зрительная информация, направленная на дифференциацию промежуточных целей деятельности, должна обязательно подкрепляться вербальным овладением студентом рассматриваемой ситуацией, включающим методическое обоснование постановки цели и адекватности выбора средств ее достижения.
Опираясь на информационное содержание первого блока, рисующий должен получить возможность сформировать наиболее полное представление о том, какие фрагменты и с какой целью вычленяются (акцентируются) в зависимости от решаемых задач. Рисующий анализирует, насколько тот или иной промежуточный («рабочий») образ является приемлемой базой для дальнейших изобразительных действий, которые, в свою очередь, приведут к формированию нового «рабочего» образа, вбирающего на новом качественном уровне еще большее количество информации об объекте и требующего применения все более разнообразных навыков рисования.
Если содержание первого блока направляется на выражение динамики видимых изменений образа на пути к итоговому результату, то второй блок должен включать варианты действий, направленных на достижение промежуточных целей, возможные способы преодоления возникающих проблемных ситуаций. В значительной степени изобразительные действия опираются на избирательный характер восприятия. А. В. Запорожец, развивая мысль о зависимости восприятия от характера деятельности субъекта, подчеркивает, что разнообразные продуктивные действия способствуют не только адаптации субъекта наличным обстоятельствам, но и целесообразному их изменению, созданию новых объектов [2]. В свете этого реализация принципа наглядности в обучении предполагает «создание наглядных образов изучаемых объектов, процессов и явлений, использование самых разнообразных мысленных и реально сконструированных их моделей.» [3]. Поэтому единицы второго блока могут выражать «рабочие» варианты восприятия или представления различных свойств объекта, то есть содержать способы графического или предметного моделирования оперативных единиц различного назначения. Как пример, можно привести варианты плоскостного или пространственного сопоставления как простых фрагментов, так и сложных конст-
руктивно-пластических единиц. Это может быть образное сравнение объединенных по тональному признаку освещенных и теневых поверхностей, или сопоставление групп фронтальных поверхностей и поверхностей, уходящих в глубину. Возможны примеры сравнения величин и направлений (близлежащих или находящихся на значительном отдалении друг от друга) симметричных поверхностей или примеры сопоставления парных фрагментов с целью достижения идентичности в формировании их конструктивной основы и многие другие варианты. Данные действия способствуют не только решению задачи формирования конкретного образа, но формированию и последующему развитию необходимых для художника навыков восприятия и представления образнопластических качеств модели в самых разнообразных сочетаниях.
Каждый промежуточный этап работы должен содержать обоснованную (в доступных пониманию студента формах) цель, средства деятельности, обучающие воздействия. Например, реализация в начальной стадии работы общепринятого принципа движения «от обобщенного представления формы — к ее последующей детализации» предполагает выбор необходимых для данного отрезка работы пластических единиц и определение степени их редукции или временной частичной модификации. Это, в свою очередь, предопределяет обоснованность актуализации «критических» точек, граней или поверхностей модели как пластически обусловленных смысловых «опор» и обоснованность частичного упрощения целого ряда второстепенных для данного отрезка деятельности деталей.
Определение обобщенного характера формы (моделирование обобщенного образа) неразрывно связано с поиском исходящих из него взаимных объемно-пропорциональных отношений основных элементов, уточнением их местоположения в пространстве, учетом перспективных сокращений, что выражается в осуществлении целого ряда последовательных операций. И программа действий (как основная часть информационно-образовательной среды) должна включать наглядное выражение основных элементов проблемной ситуации и раскрывать прежде всего методику последовательного решения связанных с ними частных задач.
Модель результата действия, наглядно характеризующая выполнение той или иной частной задачи, может принимать достаточно традиционную, вполне узнаваемую форму, однако механизмы достижения этого результата, как правило, имеют подвижную, достаточно сложную структуру, скрыты от внешнего наблюдения и могут существенно различаться. По мнению В. П. Зинченко, «.одна из трудных задач, с которой сталкивается субъект, состоит в выборе перцептивного действия, адекватного объекту и дальнейшему способу его использования» [4]. Поэтому одно из актуальных направлений современной педагогической науки состоит в том, чтобы «сделать наблюдаемым не только внешний результат решения задачи, но и использованный субъектом в ходе ее решения способ репрезентации проблемной ситуации». Обучаемому (посредством графических демонстрационных моделей) должна быть оказана определенная помощь в пополнении представлений о разнообразии адекватных вариантов решения возникающих задач, их особенностях и напрямую связанных с ними средствах деятельности. Например, основное отличие реалистического рисования качественно высокого уровня состоит в абсолютном подчинении главных элементов графического образа воздействию законов линейной перспективы. В процессе рисования
такого рода подчинение (корректировка) периодически осуществляется посредством «рабочего» обобщения определенных групп пластических элементов во временные пространственные структуры, позволяющие наиболее эффективно упорядочивать пропорциональные отношения, обострять общий характер формы, одновременно подчиняя основные части друг другу и общему пространственному положению модели.
В ходе практических занятий студент зачастую испытывает затруднения в определении основных, в наибольшей степени определяющих характер формы элементов (поверхностей), использует элементы второстепенные, что ведет к неверной расстановке пластических акцентов и нарушению логики последовательного формирования образа. Поэтому назначение информационных моделей состоит также в вычленении (на фоне многочисленных второстепенных проявлений) операционально значимых (для данного отрезка деятельности) элементов. Помимо сказанного, из индивидуально-типологических особенностей студентов исходят и различия в стиле и скорости мышления, что изначально предопределяет характер направленности каждого студента к восприятию отдельных элементов изучаемого материала, предрасположенность к формированию и закреплению тех или иных изобразительных навыков. Отсюда исходит дополнительное подтверждение необходимости применения разнообразных методических средств, которые позволят студенту в благоприятном для него временном режиме осмыслить учебные задачи, применить известные ему (и освоить малоизученные) способы деятельности в новых условиях, самостоятельно осуществить планирование предстоящей деятельности, напрямую связанное с выбором наиболее эффективных вариантов формирования пластического образа.
Элементы информационно-образовательной среды, направленные на демонстрацию методики формирования образа, есть средство раскрытия процесса реалистического рисования как теоретически обоснованной, интеллектуально насыщенной творческой деятельности, направленной на всестороннее адекватное познание окружающего нас предметного мира, инструмент саморазвития студента посредством совершенствования процессов научно сформированного восприятия и художественно обусловленного представления. Кроме того, подготовка преподавателем таких материалов способствует более полному пониманию им самим тех проблем, которые почти неизбежно возникают у студента в ходе практических занятий, что в значительной мере повышает степень эффективности и управляемости учебного процесса.
Библиографический список
1. Восприятие и действие / под ред. А.Е. Запорожца. — М. : Просвещение, 1967. — 323с.: ил. — С. 241.
2. Восприятие и действие / под ред. А.Е. Запорожца. — М. : Просвещение, 1967. — 323с.: ил. — С. 4.
3. Попков, В.А., Коржуев, А.В. Дидактика высшей школы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.
4. Восприятие и действие / под ред. А.Е. Запорожца. — М. : Просвещение, 1967. — 323 с.: ил. — С. 236.
БАЖЕНОВ Анатолий Александрович, старший преподаватель кафедры рисунка, член Союза художников России.
644043, г. Омск, Набережная Тухачевского, 14.
Статья поступила в редакцию 14.04.2009 г.
© А. А. Баженов
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ