УДК 741:378.147
особенности подготовки к рисунку головы позирующего натурщика. рисование учебных моделей
Статья направлена на решение задач перехода студентов от рисования гипсовых моделей головы к рисунку головы позирующего натурщика. Освещается ряд условий теоретической и функциональной готовности студента к освоению данного раздела. Подчеркивается значение специальных знаний методики рисования, пластической анатомии, затрагивается ряд аспектов освоения «технологии» рисования.
Ключевые слова: рисунок головы человека, представление о форме головы, приемы и методы рисования.
Многообразием объектов окружающего мира, их образно-пластическими особенностями предопределяется и ряд различий в методах их изображения. Освоение каждого класса объектов предполагает, во-первых, необходимость изучения их предметно-функциональных свойств. Это помогает студенту полнее раскрывать в рисунке закономерности формы, выражать пластические нюансы. Одновременно с этим работа над сложной формой требует овладения специфическими приемами, навыками рисования. В этом контексте изображение вспомогательных учебных моделей головы человека рассматривается как необходимая основа подготовки к рисунку головы позирующего натурщика.
Целенаправленное изобразительное действие базируется на определенной системе представлений, включающей сумму представлений об объекте и сумму представлений о задачах, решаемых в процессе его изображения. Пластической сложностью головы человека обусловливается целый ряд трудностей в понимании и практическом применении представлений об изобразительном действии. С. Л. Рубинштейном представление характеризуется как «...изменчивое динамическое образование, каждый раз при определенных условиях вновь создающееся...» [1, с. 308]. По мысли Э. Е. и А. Э. Бехтелей представления «.находятся в постоянной трансформации под действием информации, получаемой по каналам восприятия» [2, с. 116] и «.каждое последующее восприятие объекта взаимодействует с уже сложившимся представлением, трансформируя его» [2, с. 119]. Начинающий художник, приступая к освоению рисунка головы, сталкивается с необходимостью оперировать рабочими представлениями в очень сложных динамических комбинациях. Поэтому вполне очевидно, что преподаватель должен обеспечить последовательность процесса освоения рисунка головы, где каждое новое учебное задание направляется на пополнение представлений о форме во взаимодействии с усложнением методики ее изображения.
Студент, готовящийся в перспективе к профессиональному освоению рисунка головы позирующего натурщика, должен приобрести ряд теоретических знаний и определенный исполнительский опыт. К числу необходимых знаний можно отнести:
А. А. Баженов A. A. Bazhenov
FEATURES OF PREPARATION FOR THE DRAWING OF THE POSING LIFE MODEL'S HEAD. DRAWING OF EDUCATIONAL MODELS
The article is aimed at solving the problems of transition of students from drawing plaster models of the head - to the drawing of the head of the posing life model. A number of conditions of theoretical and functional readiness of the student for mastering this section are covered. The importance of special knowledge of the drawing technique and plastic anatomy is emphasized, a number of aspects of mastering the «technology» of drawing are touched upon.
Keywords: drawing of a person's head, representation of the shape of the head, techniques and methods of drawing.
- устойчивое представление о конструкции головы человека;
- знание пластической анатомии головы и шейного отдела, ее влияния на формирование конструкции крупных и небольших фрагментов;
- уверенное владение методикой рисования гипсовых моделей головы, знание основных изобразительных задач и вариантов их решения;
- понимание важности применения линейной и воздушной перспективы при рисовании головы и т. д.
Непременным условием успешного перехода к рисованию головы натурщика должно быть наличие практики длительного академического рисования вспомогательных гипсовых моделей головы (не менее десяти рисунков моделей различного методического назначения). Таковыми являются:
- модели головы с акцентированными плоскостями («обрубовки») двух типов (упрощенная и усложненная) при различных уровнях горизонта;
- модели черепа (упрощенный и усложненный варианты);
- экорше головы;
- гипсовые слепки скульптур Античного периода и эпохи Возрождения;
- современные учебные модели.
Конструктивно-пластические свойства каждой учебной
модели должны быть целенаправленно ориентированы преподавателем на построение системы представлений о форме головы и приемах ее изображения. Эти представления отличаются большой сложностью и разнообразием и находятся в прямой зависимости от концептуальной основы, принятой для ведения рисунка. Рассуждая о проблеме формы в учебном рисунке, Н. Н. Ростовцев отмечает, что «... внешний вид формы предмета, его фактура, цвет, мелкие детали мешают видеть конструктивные особенности строения формы» [3, с. 94]. В этом контексте Н. Н. Ростовцев ставит перед учителем задачу «.организации восприятия ученика» [3, с. 94]. Говоря о рисовании головы, Л. Г. Медведев подчеркивает, что оно «.может быть успешным только в случае одновременного определения границ перелома форм, перспективного построения головы и тонального
решения объема» [4, с. 191]. Б. Ф. Ломов подчеркивает значимость высокого уровня пространственных представлений для успешности графической деятельности. Он говорит о значении восприятия и представления (пространственных признаков и отношений предметов) как регуляторов графических действий [5, с. 32]. А. М. Серов указывал на две основных задачи в процессе рисования, одна из которых состоит в исчерпывающем изучении конструкции предмета, другая - в представлении этого предмета в пространстве [3, с. 144]. Решающее значение имеет также умелое применение знаний пластической анатомии.
Начинающему художнику довольно сложно усвоить одновременное взаимодействие основных смысловых компонентов (пространственной конструкции, пластической анатомии, перспективы, тона) в процессе работы с гипсовыми «антиками», и тем более при рисовании позирующего натурщика, поэтому моделью, наиболее приемлемой для первоначальных занятий, закономерно становится упрощенная - «обрубовка». Эта модель характеризуется четко выраженной структурой, в которой легко просматривается логика формального содержания и местоположение каждого элемента. В ходе работы с ней преподаватель доводит до сведения обучаемых базовые понятия конструктивной основы головы и помогает в практической отработке методики ее построения. Такое построение должно иметь четкую, обусловленную задачами последовательность и понятное для обучаемого содержание действий. В процессе работы с «обрубовкой» студент обязан осваивать формирование каркаса головы, состоящего из крупных (в данном случае предельно обобщенных) элементов, определять и сопоставлять поверхности, из которых строятся эти элементы, уточнять границы их сочленения. Студент должен представлять пространственно-структурное взаимодействие элементов головы, выражать в рисунке ее «трехмерность» и перспективную направленность.
Уже на раннем этапе освоения данного раздела студент формирует навык применения основ линейной перспективы, ощущает основные пропорциональные характеристики головы, осваивает методическую последовательность формирования достаточно сложного графического образа. Студент будет не просто знать, что, например, высота лобной поверхности составляет одну треть всей лицевой части, он сможет закрепить это положение практическим действием. Студент приобретает умение «выкраивать» общую форму объекта, привносить детали, придавать им реальные характерные очертания, сохраняя при этом связность всех форм, достигая в рисунке необходимой целостности.
В результате работы с упрощенной «обрубовочной» моделью студент должен освоить определенный ряд методических основ рисования головы:
- на этапе компоновки определять величину и местоположение рисунка в формате, характер «посадки» головы, посредством метода координатных точек формировать абрис;
- на этапе линейно-конструктивного построения вычленять и формировать объемную «геометрию» элементов и модели в целом, определять их перспективное направление;
- на этапе технико-тональной моделировки выявлять тональную напряженность поверхностей, строго подчиняя их общему тональному масштабу;
- на этапе обобщения более четко обозначать тонально-пластические контрасты переднего плана, одновременно смягчая их при отработке элементов второго и третьего планов.
В процессе работы с «обрубовкой» студент должен не только представлять конструктивную основу формы головы, но и постигать логику последовательного ее отображения, соподчинять движение формообразующих поверхностей в пространстве, добиваться приемлемого технико-тонального решения.
На этапе освоения простейших моделей головы основной задачей должно стать достижение единства пространственного положения элементов, а завершенные рисунки должны характеризоваться пластической целостностью, слаженностью элементов применительно друг к другу и к общей форме. Необходимо твердо усвоить, что при изображении каждой детали на первое место выступает не столько конфигурация самой этой детали, сколько ее величина и местоположение относительно общей формы, т. е. ее структурное значение.
Идущий следом рисунок упрощенной модели черепа (своеобразной «обрубовки») способствует усвоению принципов его формообразования, развитию и закреплению навыков изображения головы. «Натуральная» модель черепа, в свою очередь, более подробно раскрывает предметно-функциональные свойства головы, дает возможность подготовиться к изучению взаимодействия костной основы с системой мышц лица и шеи.
В процессе рисования вспомогательных моделей студент должен усвоить не только информацию о пропорциях головы и научиться вычленять конструкцию основных фрагментов, он должен отработать приемы сопоставления и крупных, и мелких элементов в самых различных сочетаниях, осознать значение лицевого угла, срединной линии, уметь представлять и (при необходимости) графически выражать центральную секущую плоскость.
Студент должен выработать умение проверять результат выполненного действия, «просчитывая» фрагменты по величине, конструкции, пространственному положению и направлению, приобрести способность «подтверждать» правильность выполненного действия сочетанием оценки результата «на глаз» с проверкой посредством вспомогательных линий, осей, плоскостей. Следует понять важность таких умений для последующих этапов освоения головы и (периодически) в ходе работы давать соответствующие мини-задания. Например:
- посредством вспомогательных линий и плоскостей «подтвердить» единство пространственной направленности лобно-височной части и носа, основания носа и верхней челюсти, подбородка и челюстных углов;
- с помощью вспомогательных линий уточнить взаимное положение и габариты ближнего и дальнего глаза (при положении головы в «три четверти»);
- посредством срединной линии и других вспомогательных линий уточнить характер поверхностей лицевой части;
- показать расстояние от переносицы до затылочной части и т. п.
Ключевым заданием подготовительного цикла является рисование анатомической модели головы («экорше» работы скульптора Жана-Антуана Гудона). Данная модель позволяет начинающему художнику значительно дополнить
Гуманитарные исследования • 2017 • № 2 (15)
93
свои представления о форме головы, а также получить первоначальные сведения о характере взаимодействия костной основы и мышечной массы. Вместе с тем следует понимать, что данная учебная скульптура представляет собой некий идеальный (и достаточно упрощенный) вариант, отличающийся сбалансированностью фрагментов и определенной степенью схематизации. Поэтому, чтобы работа с ней принесла желаемый эффект, обучаемому необходимо одновременно просматривать анатомические рисунки и схемы (желательно цветные), более подробно раскрывающие строение костного каркаса и пластику мышц, ставить задачу выявления зависимости образного потенциала головы от ее анатомической основы. Здесь же следует подчеркнуть, что студент обязан изучать и запоминать форму наиболее значимых лицевых и шейных мышц, выделять фрагменты, из которых эти мышцы состоят, понимать степень их влияния на характер тех или иных поверхностей головы.
В отличие от «обрубовочной» модели, форма фрагментов модели анатомической уже не содержит однозначно прямолинейных (с точки зрения «геометрии») ребер, плоскостей и объемов, и рисующий, решая конкретные изобразительные задачи, вынужден учиться схематизировать пластически сложные формы, сводить их в упрощенную объемную структуру. Например, при сопоставлении местоположения, величины, формы скуловых выступов при изображении экорше (где нет однозначно выраженных опорных точек, переходов формы как у «обрубовки») рисующий вынужден оперировать пластически более сложными комбинациями. Для этого необходимо учиться вычленять и обобщать объемно-геометрическую основу фрагментов (абстрагируясь от мелких деталей и второстепенных подробностей рельефа), вырабатывать навык точной фиксации их пространственного положения.
УДК 37.036
развитие творческой деятельности в системе художественного образования детей
В статье рассматриваются определения понятия «творчество», отмечается, что в процессе развития творческой деятельности обучающихся главную роль играет обучение, в котором происходит формирование художественных знаний, перевод их на уровень умений, усвоение способов художественной деятельности, их творческая интерпретация, формирование опыта творчества. Для формирования опыта творческой деятельности у обучающихся необходимо в содержание обучения включить изучение теории, законов, правил, организовать усвоение этапов процесса творчества. Развитие творческой деятельности предполагает применение активных методов обучения.
Ключевые слова: творчество, этапы творческого процесса, творческая деятельность, процесс обучения, арт-педаго-гические и проектные технологии, творческая личность.
Качество формируемых графических представлений во многом зависит от способности рисовальщика увидеть в живой форме обобщающие конструктивные свойства и, наоборот, представить конструкцию рациональным, геометрически выверенным выражением живой формы. В этом контексте В. П. Зинченко подчеркивается значение умения «.. .обобщать и схематизировать натуру, а затем переходить от схемы обратно к живому, непосредственному видению.» [6, с. 37].
Только усвоив первоначальные сведения о строении головы, а также отработав на практике основные методы ее изображения, студент будет вполне подготовлен к следующему, более сложному этапу - рисованию скульптурных изображений человека Античности и эпохи Возрождения.
1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. М. : Педагогика, 1989. Т. 2. 328 с.
2. Бехтель Э. Е., Бехтель А. Э Контекстуальное опознание. СПб. : Питер, 2005. 336 с.
3. Серов А. М., Ростовцев Н. Н., Кузин В. С. Рисунок : учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / под ред. А. М. Серова. М. : Просвещение, 1975. 271 с.
4. Медведев Л. Г. Академический рисунок в процессе художественного образования. Омск : Издат. дом «Наука», 2008. 290 с.
5. Ломов Б. Ф. Системность в психологии : избр. пси-хол. тр. / под ред. В. А. Барабанщикова, Д. Н. Завалишиной, В. А. Пономаренко. 3-е изд. М. : МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2011. 424 с.
6. Зинченко В. П. Развитие творческих способностей в процессе обучения рисунку: учеб. пособие. Ростов н/Д. : РГПИ, 1987. 68 с.
© Баженов А. А., 2017
A. A. MeaxHoea L. A. Ivahnova
DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY IN THE SYSTEM OF ARTISTIC EDUCATION OF CHILDREN
The article discusses the definitions of the concept "creativity", noting that during the process of development of creative activity of the learners, the main role is played by teaching, in which the formation of artistic knowledge takes place, translating them to the level of skills, mastering the methods of artistic activity, their creative interpretation, and the formation of creative experience. To form the experience of creative activity of learners, it is necessary to include the study of theory, laws, rules in the learning content, and to organize the assimilation of stages of the creative process. The development of creative activity involves the application of active teaching methods.
Keywords: creativity, stages of creative process, creative activity, learning process, art-pedagogic and project technologies, creative personality.