Научная статья на тему 'Роль использования выразительных возможностей цветных графических материалов в специальной подготовке художника-педагога'

Роль использования выразительных возможностей цветных графических материалов в специальной подготовке художника-педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАСТЕЛЬ / PASTEL / ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / EXPRESSIVENESS / ГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / GRAPHIC MATERIAL / ЖИВОПИСНЫЙ РИСУНОК / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / DRAWING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колодина А.А.

Статья освещает некоторые характеристики подходов в их практическом применении к созданию программ обучения в специальной подготовке художника-педагога. Принципиальным отличием предлагаемой методической системы является то, что разработанные в ней методические рекомендации по проведению учебно-творческих заданий, связанных с освоением выразительных возможностей цветных графических материалов, способствуют формированию профессиональных качеств художника-педагога, а значит, позволяют эффективно организовать учебно-воспитательный процесс изучения курса рисунка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING EXPRESSIVE POTENTIAL OF COLORED GRAPHIC MATERIALS IN ART TEACHERS PROFESSIONAL TRAINING

The article examines some features of the above mentioned approaches as utilized in creating study programs for professional art teacher training. The basic difference of the method proposed is that the recommendations on conducting creative learning tasks (connected with developing expressive possibilities of color graphic materials) help develop professional qualities of an art teacher and in this way allow to effectively organize the drawing course.

Текст научной работы на тему «Роль использования выразительных возможностей цветных графических материалов в специальной подготовке художника-педагога»

роль использования выразительных

возможностей цветных графических материалов в специальной подготовке художника-педагога

USING EXPRESSIVE POTENTIAL OF COLORED GRAPHIC MATERIALS IN ART TEACHERS PROFESSIONAL TRAINING

А. А. Колодина

Статья освещает некоторые характеристики подходов в их практическом применении к созданию программ обучения в специальной подготовке художника-педагога. Принципиальным отличием предлагаемой методической системы является то, что разработанные в ней методические рекомендации по проведению учебно-творческих заданий, связанных с освоением выразительных возможностей цветных графических материалов, способствуют формированию профессиональных качеств художника-педагога, а значит, позволяют эффективно организовать учебно-воспитательный процесс изучения курса рисунка.

Ключевые слова: пастель, выразительность, графический материал, живописный рисунок, профессиональная подготовка.

Экспериментально-опытное обучение с активным использованием цветных графических материалов, таких как пастель и цветные карандаши, подтвердило общую результативность методической системы целенаправленного формирования и совершенствования специальной подготовки будущих учителей изобразительного искусства, эффективность предлагаемых методов активизации учебно-творческой деятельности обучаемых, продуктивность системы заданий и упражнений, направленных на последовательное формирование способностей студентов, повышение качества профессиональной и творческой подготовки художника-педагога, его компетентности как специалиста в академической практике. Необходимо отметить, что техника пастели и цветных карандашей, основанная на пользовании цвета в графике, расширяет и упрочняет связь между рисунком и живописью, а также способствует развитию выразительных возможностей изображения.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Изучена и систематизирована история методов обучения рисованию цветными графическими материалами (пастель, цветные карандаши) в плане выразительных свойств изображения.

2. Определено оптимальное соотношение аудиторных и самостоятельных учебных заданий, упражнений по объему, содержанию и последовательности их использования в процессе рисования черно-белыми и цветными графическими материалами (пастель, цветные

A. A. Kolodina

The article examines some features of the above mentioned approaches as utilized in creating study programs for professional art teacher training. The basic difference of the method proposed is that the recommendations on conducting creative learning tasks (connected with developing expressive possibilities of color graphic materials) help develop professional qualities of an art teacher and in this way allow to effectively organize the drawing course.

Keywords: pastel, expressiveness, graphic material, drawing, professional training.

карандаши) при обучении студентов художественно-графических факультетов.

3. Разработана специальная методическая система учебно-творческих заданий и упражнений, рассчитанная на освоение выразительных возможностей цветных графических материалов в академическим рисунке и направленная на формирование практических умений и навыков у студентов художественно-графических факультетов (ХГФ) соотносить художественно-образные задачи рисунка с выбранным материалом.

4. Предложена система критериев (изобразительный и выразительный аспекты изображения) уровня сформи-рованности умений и навыков работы с цветными графическими материалами на занятиях рисунком у студентов художественно-графических факультетов.

В результате проведенного нами экспериментального исследования мы выделили основные научные положения:

I. Методическая система формирования специальных качеств учителя изобразительного искусства в процессе овладения цветными графическими материалами (пастель, цветные карандаши) на занятиях рисунком должна строиться на строгом индивидуальном подходе, который предполагает использование в учебном процессе следующих установок:

а) индивидуальный подбор занятий для студентов ХГФ и возможность выбора постановок;

б) проведение индивидуальных опросов студентов ХГФ в виде анкетирования;

в) проведение индивидуальных бесед со студентами и ведущими преподавателями.

II. Создание и использование в учебном процессе специально разработанной системы учебных постановок, различных видов рисования (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению) цветными графическими материалами (пастель, цветные карандаши) является связующим звеном между рисунком и живописью, а также способствует формированию выразительных возможностей рисующего.

Итак, для осуществления комплексного подхода и устранения ряда трудностей, возникающих у студентов художественно-графических факультетов на всех этапах обучения рисунку, нами была разработана специальная последовательность практических заданий, сопровождающихся кратковременными лекциями, способствующими расширению теоретических и практических знаний и направленных на формирование образно-выразительного мышления при использовании мягких цветных графических материалов.

При составлении экспериментальных заданий мы руководствовались следующими принципами:

- взаимосвязь применения в обучении рисунку тематических лекций и практических заданий;

- создание художественно образа с помощью использования выразительных возможностей мягких цветных графических материалов;

- способность выделять главное в образе учебной постановки и создание целостности художественного образа;

- разработка и апробация специальных заданий по наброскам, выполненным прежде всего в технике пастели и цветных карандашей и направленным на развитие всех сенсорных процессов, необходимых для формирования художественно-образного мышления и творческого воображения.

В течение всего учебного процесса для студентов экспериментальных групп 2-3-го курсов ХГФ мы отводили примерно по 20-30 минут на наброски в начале или в конце каждого занятия. Аудиторные наброски и зарисовки на 2-м курсе в первую очередь были направлены на изучение конструктивного и анатомического строения и формы человеческой головы, основному овладению приемами быстрого рисования, приемами схематичного изображения формы, а также развитию зрительной памяти и представлений. Поэтому студентам вторых курсов экспериментальных групп было предложено выполнить следующие аудиторные наброски и зарисовки, направленные на изучение анатомии и строения формы головы:

1) тональные наброски обрубовки формы головы в различных ракурсах однотонными мягкими графическими материалами;

2) линейно-тоновые наброски анатомической модели головы - экорше (модель Гудона и др.) однотонными графическими материалами;

3) тональные наброски гипсовой головы в различных ракурсах цветными графическими материалами.

Помимо вышеуказанных учебно-конструктивных набросков мы задавали студентам следующие творческие домашние задания:

а) рисование натурной постановки по представлению с элементами творческой переработки образа;

б) рисование творческого домашнего задания - «автопортрет» или «портрет близкого человека»;

в) создание зарисовок и эскизов фигуры человека в интерьере или экстерьере.

Примерная следующая тематика набросков и зарисовок была предложена студентам 3-го курса ХГФ с целью выявления и раскрытия выразительных особенностей цветных графических материалов (пастель, цветные карандаши):

1. Тональные портретные наброски в технике мягких цветных графических материалов (соус, сепия, сангина, пастель).

2. Линейные портретные наброски и зарисовки в технике цветных графических материалов на передачу психологического состояния человека, выраженного через мимику и язык телодвижения.

3. Линейно-тональные портретные наброски и зарисовки с заданием передачи внутреннего психологического состояния в технике «трехкарандашей».

4. Портретные наброски на выявление силуэта и передачу определенного психологического состояния модели.

5. Наброски портрета человека, в котором основную роль играет передача индивидуального характера и внутреннего состояния в определенный момент с помощью верно подобранных (с учетом психологических характеристик модели) выразительных средств цветных карандашей.

6. Зарисовки портрета человека в смешанной технике.

7. Зарисовки портрета человека в сложном ракурсе.

8. Цветные шаржевые наброски и зарисовки на выявление и выделение главных, характерных черт личности портретируемого с задачей придумать название рисунка.

9. Зарисовки и наброски движений фигуры человека, сообразно его психологической характеристике, в определенно заданной окружающей пространственной среде с использованием выразительных возможностей цветных графических материалов.

10. Двухфигурные наброски на контраст типажей или передачу образной взаимосвязи пространственных отношений.

III. Разработка и использование методики обучения студентов работе мягкими графическими материалами при изображении натюрморта, гипсовой головы, портрета человека и формированию умения соотнесенности выразительных возможностей различных графических материалов и художественно-образных задач рисунка.

При рисовании тематических натюрмортов мы считаем необходимым активно применять различные мягкие цветные графические материалы при решении разнообразных выразительных задач в следующих натюрмортах:

- натюрморт на сближенные цветовые отношения из бытовых предметов при прямом освещении;

- натюрморт на сближенные цветовые отношения из бытовых предметов при боковом освещении;

- натюрморт, составленный из предметов быта, контрастных по цвету с преобладанием теплых или холодных оттенков при боковом освещении;

- натюрморт, составленный из предметов быта, насыщенных по цвету, на нейтральном фоне;

- натюрморт на выявление формы предметов через передачу светотеневого отношения в пространстве;

- натюрморт на решение цвето-тоновых отношений и передачу цветовой теплохолодности;

- натюрморт на передачу цветовой взаимосвязи и взаимную обусловленность;

- натюрморт на передачу цветотональных отношений живописных силуэтов объекта изображения;

- натюрморт на развитие колористического видения студентов через наблюдение богатства цветовых нюансов в натурных постановках, освещенных искусственным светом;

- натюрморт на создание цвето-тонового единства изображения;

- натюрморт на передачу цветовых контрастных отношений при работе с натуры;

- натюрморт с гипсовой головой с передачей пространственных отношений в изображении.

В ходе поисковых исследований мы разработали учебно-методический блок подбора примерных учебно-творческих постановок, иллюстрирующих различные аспекты портрета человека, каждый из которых по-своему помогает подчеркнуть выразительность создаваемого образа:

1. Портретный образ, выразительность которого подчеркивается за счет различного типа и цвета освещения.

2. Портретный социальный образ, в создании которого используются определенные атрибуты, одежда или жесты, которые в свою очередь помогают передать образ представителя определенной профессии, различного социального слоя или национальности.

3. Психологический портретный образ, в котором основную роль играет передача индивидуального характера и внутреннего состояния в определенный момент с

помощью верно подобранных (с учетом психологических характеристики модели) выразительных средств цветных графических материалов рисунка.

IV. Авторский лекционный курс, построенный на активном использовании современных компьютерных технологий, по истории методов использования цветных графических материалов (пастель, цветные карандаши), посвященный выявлению выразительных возможностей этих материалов в ходе обучения рисунку, является одним из важнейших условий современной подготовки учителя изобразительного искусства.

Как показывает художественно-педагогический и экспериментальный опыт, использование выразительных возможностей цветных графических техник (пастель, цветные карандаши) и их применение как в творческой, так и в учебной деятельности обучаемых способствует выявлению художественной выразительности произведения, расширению знаний, умений и навыков студентов в работе с данными материалами, а также эффективному формированию специальной подготовки будущих художников-педагогов. В результате изучения дальнейшей педагогической деятельности молодых специалистов, выпускников ХГФ МПГУ, которые обучались по экспериментальной методике, было выявлено, что большинство этих учителей изобразительного искусства успешно использовало цветные графические техники пастели и цветных карандашей для обучения детей в дошкольных центрах дополнительного образования, изостудиях, средних образовательных учреждениях, техникумах и колледжах и в других учебных заведениях.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.

2. Бернштейн М. Д. Проблемы учебного рисунка. - М.; Л.: Искусство, 1940. - 160 с.

3. Волков И. Ф. Творческие методы и художественные системы - М.: Искусство, 1988. -253 с.

4. Кузин В. С. Психология живописи: Учеб. пособие для вузов. - 4-е изд., испр. - М.: ОНИКС 21 век, 2005. - 304 с.: илл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.