Научная статья на тему 'Критерии оценки и модель развития грамотности в области пространственных построений у студентов начальных курсов в процессе обучения дисциплине «Перспектива»'

Критерии оценки и модель развития грамотности в области пространственных построений у студентов начальных курсов в процессе обучения дисциплине «Перспектива» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланщикова Галина Александровна

В статье рассматривается содержание обучения пространственным построениям студентов факультета искусств как совокупности знаний, опыта практической и творческой деятельности, а также мотивационно-рефлексивного осознания и оценивания учебной деятельности. Данные характеристики условно объединены в критериальные блоки: мотивационный, когнитивный (знаниевый), технологический, вариативный и рефлексивный. Дано графическое представление модели развития у студентов грамотности в области пространственных построений. Материалы данной статьи могут использоваться в научно-исследовательской работе с учащимися в средних учебных заведениях, художественных школах, а также специализированных классах общеобразовательных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria of grade and developments pattern of elementary-years students competence in domain of spatial constructions in process of education of discipline called Perspective

This article considers matter of education of spatial constructions of students, that studying at art faculty, in sense of totality knowledge, experience of practical and creative activity, as well as motivational-reflexive perception and appraisement of educational activity. These descriptions unite in criteria shares conditionally: motivational, cognitive, technological, variative and reflexive shares. This article includes graphic presentation of developments pattern of student's competence in domain of spatial constructions. These articles sources might be used in science and research work with secondary schools pupils, with art schools students, as well as special classes of general educations school.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки и модель развития грамотности в области пространственных построений у студентов начальных курсов в процессе обучения дисциплине «Перспектива»»

мических, омонимических, родо-видовых, ассоциативных связей, связей по признаку «часть — целое», «объект — признак» и т. д. Это позволяет оптимально организовать работу информационной системы.

Библиографический список

2. Полищук Ю. М., Хон В. Б. Теория автоматизированных банков информации. — М. : Высшая школа, 1989. — 184 с.

БАБАЛОВА Галина Григорьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка факультета информатики.

1. Головин Б. Н., Кобрин Р. Ю. Лингвистические основы учения о терминах. — М. : Высшая школа, 1987. — 104 с.

Статья поступила в редакцию 19.05.08 г. © Г. Г. Бабалова

УДК 378261 Г. А. ЛАНЩИКОВА

Омский государственный педагогический университет

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

И МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ГРАМОТНОСТИ В ОБЛАСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОСТРОЕНИЙ

У СТУДЕНТОВ НАЧАЛЬНЫХ КУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕРСПЕКТИВА»________________________________

В статье рассматривается содержание обучения пространственным построениям студентов факультета искусств как совокупности знаний, опыта практической и творческой деятельности, а также мотивационно-рефлексивного осознания и оценивания учебной деятельности. Данные характеристики условно объединены в критериальные блоки: мотивационный, когнитивный (знаниевый), технологический, вариативный и рефлексивный. Дано графическое представление модели развития у студентов грамотности в области пространственных построений. Материалы данной статьи могут использоваться в научно-исследовательской работе с учащимися в средних учебных заведениях, художественных школах, а также специализированных классах общеобразовательных школ.

В основу разработки критериев оценки студенческих работ по дисциплине «Перспектива» положены концептуальные разработки исследований Г. В. Беды, В. С. Кузина, Н. Н. Ростовцева, А. Е. Терентьева, В. П. Зинченко, Е. В. Шорохова, Л. Г. Медведева, Л. А. Ивахновой, В. К. Лебедко и др. Авторы рекомендуют выводить критерии оценки из осознания мотивов и целей деятельности, умения самостоятельно планировать свою работу над рисунком. Анализ учебных работ во время практических занятий должен быть понятен студентам и принят ими.

Достаточно объективному оцениванию при рисовании с натуры поддаются визуально воспринимаемые параметры рисунка, живописи и композиции: компоновка изображения, определение формы, конструкции пропорций предметов, взаимное расположение предметов или объектов, свето-тоновая и цветовая проработка изображения и др. Однако при оценке работ по памяти, представлению, воображению может наблюдаться определенная субъективность контрольно-оценочной системы. Поскольку невозможно представить и проследить точные характеристики и параметры свето-воздушных изменений, сложно измерить и оценить «творческие» и эстетические аспекты учебных работ студентов, потребуется расширение не только количественной, но и качественной оценочной шкалы,

Кроме критериев грамотности построения изображения, в рамках изобразительных систем существуют и критерии, оценивающие творческую и эстетическую стороны изображения, что позволяет учитывать целостный перцептивный процесс при решении конкретной задачи.

Для определения критериев оценки графических работ студентов по дисциплине «Перспектива» необходимо прежде всего знать цель выполнения изображения. Нам представляется, что этой целью может являться построение пространственного образа. При этом продуктивным будем считать и пространственный образ, созданный «по памяти», и образ, созданный «по воображению». Психолог И. С. Якиманская, например, считает недостаточно правомерным деление пространственных образов на образы памяти и воображения, поскольку в основе этого деления лежит «...во-первых, признание того, что образ можно соотнести с каким-либо одним психическим процессом, а во-вторых, разграничение образов на творческие (продуктивные) и воспроизводящие (репродуктивные)» [3].

Н. П. Сакулина при оценке детского рисунка предложила конечной целью изображения считать приближение к правдивости и полноте отражения реальной действительности: узнаваемость, сходство с действительностью, нахождение адекватных средств

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (69) 2008

(изобразительных и выразительных), требование технических умений, индивидуальный почерк (творческое самовыражение). Такие показатели приемлемы для оценивания работ, выполненных с натуры и по представлению.

«Изображение художником действительности так, как он ее знает и видит, порождает потребность не только обосновывать то, что он знает и видит, но и усваивать законы, помогающие передавать на плоскости сложный пластически-пространственный мир, в котором живет человек, так, как он его видит...» — пишет Е. Е. Рожкова [1]. Основные критерии правильности выполнения поставленной перед учащимися задачи — единство содержания и формы изображения, умение пользоваться материалами и инструментами для рисования. Эти же основные параметры, по мнению автора, определяют и грамотность профессиональной работы в изобразительном искусстве.

Основная трудность работы преподавателя изобразительного искусства в широком понимании и, в частности, в области пространственных построений, заключается в достижении единства в обучении грамотности и развитии творческих способностей обучающихся. При разработке критериев оценки работ студентов следует учитывать и то, что процесс обучения рисованию предполагает не только усвоение студентом комплекса знаний и умений, но и когнитивное (познавательное) и перцептивное (эмоционально-чувственное) развитие его личности.

Созданию целостного субъективного образа предмета способствует единство структуры и свойств объекта, среды, комплекса раздражителей, действующих на человека. При этом отраженный в сознании человека образ наделяется личностным отношением к нему. В результате чего формируется субъективная «картина мира» (А. Н. Леонтьев). Для оценки детского рисунка такой критерий выделяли В. С. Кузин,

Н. А. Ветлугина, Б. П. Юсов, Н. П. Сакулина. Для выс-

шеи школы критерии оценки творческой деятельности на занятиях по рисунку разрабатывали В. П. Зинченко, Л. Г. Медведев, В. К. Лебедко и др.

Следует отметить, что «Перспектива» — дисциплина, находящаяся «на стыке наук»: рисунка, композиции, истории искусств, искусствоведения, начертательной геометрии, проектирования, физики (оптики) и др. На академических занятиях по дисциплине «Перспектива» на первом курсе приоритет отдается учебным задачам, однако это не означает отрицание творческих начал. Творчество на данном этапе проявляется в самостоятельном решении учебной задачи (например, при построении изображения в определенной перспективной системе), хотя с точки зрения художественной ценности творческое начало здесь, конечно, относительно. Как правило, студент с недостаточным графическим опытом не может представить себе наглядно будущую композицию (рисунок). Изображение в таком случае выполняется путем проб и ошибок. При правильном педагогическом руководстве грамотность изображения и его выразительность в отражении действительности развиваются гармонично.

При разработке критериев оценки работ студентов по дисциплине «Перспектива» мы учитывали основные компоненты содержания обучения студентов факультета искусств пространственным построениям (табл. 1).

Все компоненты содержания обучения студентов пространственным построениям взаимосвязаны и ориентированы на развитие грамотности в области пространственных построений.

Анализ существующих исследований дал возможность определить ряд критериев, позволяющих достаточно объективно оценивать работы студентов по дисциплине «Перспектива» и тем самым определять уровень развития их грамотности в области пространственных построений. Все характеристики услов-

Таблацв I

Комп онект Сор фжом не к аилом емлпа

І. М. от сигами ашший (опит цештастнпга □тисіта и и я к ок. ружа ющай дайстииталинссти) — цалагола га і іиа ігри: раита ни и .и да ч ма и и гшмон иа гі ростра мстиам мы х ГЕз=тровм и й; — мати шз ци я памяти й: парс панти най

2. К аш пші пит ий (соно куп нхти Л 1 Ы ПИЙ) — аг шпниа пш-шти н и тар мим ы и з -кюрии гкрспйжти ни; — понятии: из таз ри:и: илсбралитетм.мого ис кусстпа, опое я іц исас я к простри і-сттюігм ы м гсстроен и я м; — к ритор ии а налила тиор час ки х граф ичас ки х работ

.7. Гежнадагпчеашй (□пит пра кти час кой Д« Я 7ГОПЫ 1-І СІЛ' И | ум см пя общие: — а налил, с раинам иа, обобщен гиа, пыдаланиа гла и 1-ого; умеиан стецислы/ые: — кампши и ион ю-см ыслошоа рези а і іиа фо рмнта; — конструктивный шалил формы ггр ос: тр ом с тіш и н ы х обтактоа, отражен ив простре ігтисніних пая поп и прсс:трд нст11«шгыхо,тсмиопий □б'шктоп; — с ннта-тп і «злы е жй рашаниа компал иц и и;

4. Креспт/агмііг |о пыт тиор ЧЙС КОЙ даігтщ.нсхгги) — саихтшшвиын перенос л на н ий и умам ий с ту дан та и а тио рчеа: киа работы; — самштоятнлиный аыбор среда т ны рал кгшлычо^ти №тіюрчаек их рабшах; — обиаружамиа шшй проблемы и ста ида ргмой ситуации |№ инвариантном ком го манта ладам и я); — коь-б им и ро и н иа и п |жйо6 рало в 1-і иа рамаа и,чікч:тпих способов худежы:т&а п іо-илс£ралитюлі.мой дантолиі-Ехгти при рамгамии ноной прзбламы

5. Рсфл емссгыгшиЗ (□ пит агш ш 11 им И ОЦаМИ па и ия учебной да я таїм, н сегг и | — осолна ннссть илобрал итолиной да я талі, н аг ти; — а налил и оіопиіидігиоучстбіой художественной да я тыл ы-сст и

но объединены нами в критериальные блоки: мотивационный, когнитивный, технологический, вариативный и рефлексивный.

1. Мотивационный критериальный блок. Критерии, входящие в мотивационный блок: 1) целеполага-ние, 2) мотивация. На основании критериев этого блока выясняется уровень развития мотивации и целепо-лагания на занятиях перспективой, осознанности учебной изобразительной деятельности, использования знаний теории изобразительной грамоты (в области пространственных построений) в практической работе.

2. Когнитивный критериальный блок определяет уровень теоретического знания вопросов, связанных с пространственными построениями. Данный блок составили следующие критерии:

1) композиционная организация формата — определение композиционного мотива в набросках (с натуры) и эскизах (в основном по представлению и воображению), определение композиционной плоскости, знание масштабной организации изображения (рисунка) в формате, композиционного центра и притяжения (направления) к центру, организация предметной среды в соответствии с замыслом.

2) учет, особенностей визуального восприятия пространства — в линейном построении, включая элементы свето-воздушных изменений; знание физиологии восприятия человеком пространства и пространственных расположений объектов.

3) конструктивное построение пространственного объекта — способность к конструктивному анализу и синтезу формы и отношений пространственных объектов; осознанность в передаче светотеневых характеристик объема пространственных объектов и в передаче единого объема изображения, а также знание истории возникновения и развития методов пространственных построений для применения их в самостоятельных творческих работах.

3. Технологический блок критериев выявляет уровень развития практических умений изобразительной деятельности. В нашем исследовании технологический блок составил следующие критерии:

1) композиционная организация изображения — композиционное решение в эскизе; выбор композиционной плоскости, композиционная организация формата; умение определять масштабность композиционного мотива в набросках и эскизах (при работе с натуры, по представлению и воображению).

2) раскрытие пространственных отношений объектов в изображении основано на учете условностей визуального восприятия: применение условной линии горизонта, линий и точки (точек) схода; линеарное решение изображения в определенной системе перспективы; передача плановости (пространственных планов), их дифференцированная проработка; изображение предметов одной формы и одного размера в различных ракурсах; достижение пространственной целостности.

3) конструктивно-пространственное построение изображения — выявление конструкции изображаемых объектов, применение конструктивного анализа и синтеза пространственных форм, использование пространственной линии для передачи иллюзии пространства и пространственных соотношений объектов, определение завершенности работы.

На основании критериев, составляющих когнитивный и технологический блоки, выявляется качество знаний, умений и навыков, ведущих к объективно правдоподобному изображению. Обучение художественной грамоте предполагает и овладение студентами разнообразными средствами изображения. Критерий изобразительной грамотности выделяется практически всеми исследователями. В нашей работе он определяется относительно пространственных построений. Некоторые параметры этого критерия используются в составе когнитивного и технологического критериальных блоков.

4. Вариативный блок рассматривается в настоящем исследовании как основа для креативности. По содержанию вариативному критерию очень близок критерий выразительности. Данный блок составили характеристики, благодаря которым видны не только выразительные качества работы (композиции), но и

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (69) 2008

Урсшн и.

Криггерианыш й Смок КраіБ ери в Пареная ри ося осмия № он ориЯП дисгноаг ики

каннам вша

Прмсугсзиувт Високий

|сх:оз1-и м юз)

Прїсуіезиувт Средний

1. Цвлвгнзлогаыив

| | Р- ■ тцд ннсв) Огсугсг ІВіТ! т Ни.тий Аі ік втирана ІІИС! ,

/. іЧ глггі/л ициоммий ІЗ і гуз’ргп I МММ Высокий йГЕДа

2. Мози иония ПГП31-И 1-І 1-Н н

Вмугрвм мян 1-е сс оз нам ш я Ні-еііінян Средний. Низк нгё

Пр :ис уш зпук т Високий

1. Ком П 03И ІІИОІII и я □рга мила ми я фары ага Средний.

Пр :ис уш зпук т чагзмч из Озтгузтгг пув т Ни:ікі/ії Оп резе:, азгЕда,

2. Оссйн н юг ти шизуалиюго зветирзна мив,

Учзвни Високий

2. Кат тгиліми і7 наш риятия п рпптря їства Средний. зв рм и юл а гич в с к из

У чзпни частично

.'1. Комструкти Ш-ІОС! Нв учзвни Низкий ди кзв мты,

пагтрзз м из Высокий

Присугсзиувт анализ

п рехгтра і-сгззш мм сто Средний Низкий

Пруш тук г чягги ч 1-ю Оітузт-г пув т п ра кти чес ки к задаї і ии

изабраяшмия

1. Ком п ОЗИ І ІИОІ и КЗ я Випшшл Высокий

организации изобраяш 1-і ия Выпал из ю Средний. Наблю дв пип

чагзтич ни МОД

Нв випшнзнз Низк ий Ни ПОЛИВ ПИЕМ заданий.

2. Рос: кризип □ и |Х2ДВЛВ| їй Высокий

3. ТеГМ£МОГИ,*еСК'Игё ПрСЕЗра І-ЕГТІШ1111ЫХ. агмамвз м ии обч.ккзтэн а □п рлделе ми Средний анализ

изабраяш м ии ЧЯГТИЧ из Низкий п родукмов

Нв он рвдалв пи п ра кти чиг кай

3. Кансзрукзи нно- Виппллю Высокий ДЗ язнл ышегги (ря&зт

;п ра: зра 1-с"П1Е і в к г В и пел 1-пю Средний

студи нз"он'|

пехгтраз м из ЧГТИЧ1П

изабраяш пин Нв ни пізл из ыа Низкий

1. Нврипти Ш-Сг Пр :ис уш зпув т Пр :ис уш зпув т Высокий Средний

□бразІ-ІСХ? ]1.! ПЕС! 1ІИС! чд "шчт '

за и и Огсугст пув т Низкий Наблю де нив

над мы полип і іипм

2 . С ІШЗО-ЗП 1-0110 я Пр :ис уш туи г Пр :ис уш зпув т чагзтич ни Высокий Средний п ра кти чиг капп зада пи н,

4. В сриати т/ий проработка изабрадш н ия азгвда, анализ продукзон

Огсугст нус т Низкий п ра кти чиг кай

ЛЗ язв л шехгги

Д. Саматзязвльмагги in.fi оря скикБГга Разнима Высокий Ірабззсзудв і-ггаїї)

Разнима чагзмчнэ Нв разнима Средний Низкий.

1. Осаз па мив см мгла и /Іргтигнупз Высокий йзевда, СИ рт і

сзі аехзбоа изейразизвл июн (і^ргззігнуш чагзтич ни Средний

дв и тип I. из: зн Нв дрхгзм гнузс! Низкий звегирзшз 1-ОЇ в,

іабл щдн нив,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Гефлех аишы й 2. 01^3 ни нам № П раш№ 1-е Высокий анализ

твпрчве КОЙ П рашдБ из Средмий п рздукзап п ра кти чее кай

доиз'ва іші е:с:зи чагзтич ни

(самсой к нка) Нв л ронтдв 1-е Низкий № ЯЗВ Л мкхгги (раб=ггсзудЕ пр ■і'і|

качество деятельности студента в процессе их создания.

Критерий вариативно-образного решения темы будет определять качество создаваемого визуального образа. Способность к художественно-образному сравнению зависит от разнообразия знаний студентов и проявляется в способности к аналогиям и ассоциациям. В рисунке аналогия может проявиться через наличие образных сопоставлений, форму, размер, степень проработки изображения.

Замысел композиции в графической работе студента представлен в рациональной форме в виде сформулированной проблемы, задачи, идеи, который материализуется в конкретные графические построения.

Созданные образы проявляются в творческих работах студентов. Основной акцент делается на оригинальность замысла студентов, т. е. на способность предъявлять необычные решения. Также учитывается способность находить различные вариативные

решения и использовать подготовительные рисунки (эскизы, зарисовки).

Исходя из сказанного выше, в вариативный критериальный блок выделены следующие критерии:

1) вариативно-образное решение темы, составляет композиционная организация изображения: выбор формата в соответствии с эскизом; выбор масштаба изображения на композиционной плоскости; передача сюжетных связей в работе (композиции), выбор акцента — выделение главного — посредством размера, контраста форм, света; достижение выразительности изображения: выбор точки зрения на объект (преимущественно при работе с натуры); применение эффекта ракурса (в основном при работе по представлению и воображению); достижение реальности изображения пространственных объектов (по замыслу).

2) свето-тоновая проработка изображения — использование условий освещения и эффектов световоздушных отношений объектов: определение и показ условий освещения, линейная и тональная трактовка воздушной перспективы, передача материальности и текстуры пространственных объектов.

3) самостоятельность выбора сюжета — определяет участие студента в выборе тематики и содержания работ (композиций), средств выразительности и эффектов для достижения поставленной учебной художественной задачи.

5. Рефлексивный критериальный блок выявляет успешность осмысления студентом собственной изобразительной деятельности, своей изобразительной грамотности главным образом в области пространственных построений. Рефлексия помогает решить проблему организации и корректировки художественной образовательной деятельности обучающегося.

В процессе построения изображения у студентов происходит преломление отражения реальной действительности через субъективное восприятие личности. Ко времени поступления в высшее учебное заведение учащийся уже располагает целостными пространственными впечатлениями, хотя педагог может помочь в дальнейшей систематизации этих представлений. На определение значимости воспринимаемых визуальных впечатлений большое влияние могут оказывать мотивационные установки. Субъективный опыт студентов может выражаться введением в творческую композицию предметов из окружающей жизни.

Рефлексивный блок составили следующие критерии:

1) осознание смысла и способов изобразительной деятельности — применение субъективного опыта в практической работе; осмысление проблем, связанных с построением пространства в учебных творческих работах (композициях) и путей их решения, осмысления полученных результатов.

2) оценивание творческой деятельности (самооценка) — анализ и оценивание студентами собственных работ (с позиций грамотности в области пространственных построений) и учебной творческой деятельности.

Описанные выше критерии оценки практических работ студентов начальных курсов по дисциплине «Перспектива» позволяют составить модель развития их грамотности в области пространственных построений, графическое представление которой показано на схеме 1. При разработке данной модели мы опирались на концепцию ученых (В. А. Крутец-кий, М. И. Махмутов, С. Л. Рубинштейн), выделяющих различные уровни мышления в процессе развития: активное — самостоятельное — творческое [2].

Критерии и показатели опытно-экспериментальной работы, уровни освоения компонентов и диагностирующие методики даны в табл. 2.

Все перечисленные критерии выбраны нами для оценивания работ студентов начальных курсов факультета искусств по дисциплине «Перспектива». Показатели по данным критериям позволят судить о развитии способностей студентов грамотно решать задачи на построение пространства и пространственных объектов в рисунках.

Уровень теоретической и практической подготовки студента на 1-м курсе различен: различны объем знаний, степень развития визуального восприятия, уровень развития умений и навыков и др. Поэтому в выборе критериев учитывалось не только владение теорией изобразительной грамоты, средствами выразительности композиции (выбор формата, точки зрения, ракурса, свето-теневого масштаба и пр.), но и уровень самостоятельности, осознанности, умения ставить перед собой цель, грамотно применять знания теории перспективы и предметов художественноизобразительного цикла. Критерии служат основными ориентирами и не являются нормативами при оценивании работ.

Библиографический список

1. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в школе. Из опыта работы. — М., 1976.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 1. — М., 1989.

3. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления (школьников). — М., 1986.

ЛАНЩИКОВА Галина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна.

Статья поступила в редакцию 18.12.07 г.

© Г. А. Ланщикова

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.