УДК 741378147 А. А. БАЖЕНОВ
Омский государственный педагогический университет
ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РИСУНКУ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА
В статье рассматривается ряд аспектов в преподавании рисунка головы человека. Подчеркивается значение (преимущественно для ознакомительных стадий занятий) методико-теоретической подготовки с акцентом на изучение предметных свойств модели, осмысление процесса формирования конструкции и детализации.
Ключевые слова: учебный рисунок, методика, восприятие, представление, формирование.
Рисунок головы человека является одним из основных и наиболее сложных (как для понимания принципов формообразования, так и для усвоения методики построения изображения) разделов учебного рисования. Основой успешного освоения этого раздела является, прежде всего, функциональная подготовленность студента, концентрирующая в себе знание основных методов и приемов рисования, базовые изобразительные навыки, способность применять на практике основы сопутствующих знаний. Решающее значение приобретают также предметное знание объекта и представление о последовательности изобразительных действий.
Приступая к выполнению длительного рисунка головы человека, будь то гипсовая модель или натурный портрет, начинающий художник должен обладать суммой знаний, достаточных для вычленения пластических свойств модели с целью умозрительного построения целого ряда графических представлений. Н. Н. Ростовцев подчеркивает: «...отображение натуры в художественных образах является не механическим процессом, а результатом познания натуры, глубокого ее изучения» [1, с. 72]. А. А. Дейнека, А. М. Серов, В. Н. Яковлев и многие другие известные художники-педагоги, методисты также заостряли внимание на важности изучения предметных свойств головы человека как объекта для изображения. Эти знания будут надежной основой при формировании конструкции, в поиске пластической содержательности и художественно-образной выразительности рисунка.
Прежде всего, необходимо знание модели как конструктивно-пластической системы, объединяющей в себе пространственно и функционально взаимосвязанные элементы. Первоочередной задачей подготовительной стадии рисования является вычленение основных, наиболее крупных объемно-конструктивных единиц. К их числу можно отнести верхнюю (мозговую) часть головы, включающую лобную, теменную, височную и затылочную поверхности. Знание очевидных и условно обозначаемых границ этих поверхностей, осмысление сущности их пространственно-пластического взаимодействия позволит составить верное представление о «каркасной» основе формы. Для уточнения взаимного положения поверхностей, пространственного вектора формы необходимо мысленно привнести
в ее структуру центральную координационную плоскость. Она условно разграничит общую форму на две симметричные половины, парные фрагменты которых будут сопоставлены посредством опорных точек, вспомогательных линий и плоскостей.
Лицевая часть головы (по сравнению с мозговой) несколько иная по структуре, здесь заметно возрастает значение мышечной массы. При ознакомлении с пластическими свойствами лицевой части рисующий обязан анализировать, где характер рельефа определяется костной основой, а где проявляются мышцы. Например, после определения конструкции скулового выступа студенту необходимо прилагать усилия к обнаружению (или представлению) близлежащих мышц: скуловой мышцы, мышцы верхней губы, нижней внешней части круговой мышцы глаза. Установка на изучение мышечной системы (вне зависимости от первоначальных результатов) будет положительно влиять на уровень пластической содержательности последующих рисунков, поможет студенту более глубоко осознавать истоки рельефа различных фрагментов, понимать причину формирования на поверхности лица тех или иных складок, морщин, «заломов». Студенту необходимо постоянное накопление знаний о лицевых и шейных мышцах: их функциях, форме и протяженности, местах прикрепления, особенностях внешних проявлений. Сравнение возрастных и типологических характеристик различных моделей (с обязательным сопоставлением родственных фрагментов) способствует большему пониманию формы. Здесь студент обогащает свое представление о пластическом многообразии в ряду моделей одного класса. Обобщенное (по сути понятийное) знание анатомического компонента строения головы позволит студенту более точно, предметно обоснованно определять характер ее формы, одновременно изыскивать и обострять индивидуальные образные черты, понимать и отражать особенности мимики.
Для лучшего усвоения, закрепления в памяти общего характера формы необходима практика ее восприятия, осмысления с различных точек зрения. Л. Г. Медведев указывает, что «.при восприятии с одной точки зрения представления формируются неясными, фрагментарными, неустойчивыми. » [2, с. 131]. Он подчеркивает, что смена точек зрения способствует обобщению знаний о модели,
формированию более полного представления [2, с. 131]. «Подвижность» восприятия усиливает в формируемом представлении качества целостности и структурности, стимулирует развитие зрительной памяти и образного мышления студента. Активизации, продуктивности подвижного восприятия способствует периодическое выполнение краткосрочных конструктивных зарисовок головы с различных точек зрения. Студент при этом обретает опыт нахождения наиболее приемлемого ракурса модели, а также способность (посредством обобщения сложной формы) к выражению образной сущности модели.
Уровень сложности задач интеллектуальных и задач исполнительских предопределяет применение на занятиях наглядных средств, раскрывающих сущностные пластические свойства модели и содержание изобразительного процесса. В результате ознакомления с таблицами, схемами, рисунками студент, в первую очередь, должен приобрести способность к вычленению свойств объекта, необходимых для формирования конструкции. Речь идет об анализе формы элементов, особенностях их пространственного положения и структурных связей. Посредством наглядности преподаватель иллюстрирует способы сопоставления, группировки фрагментов на стадиях восприятия, формирования представлений или объективации в формате.
Выполнение учебного рисунка головы человека основано на знании задач изображения и последовательности их решения. Весь цикл рисования составляют процессы активного формирования представлений различного содержания и различной направленности. Содержание представлений, в свою очередь, напрямую предопределяется концептуальной моделью, избранной для ведения рисунка. Главная особенность той или иной концепции рисунка состоит в характере акцентирования различных свойств объекта: предметно-функциональных, конструктивных, тонально-живописных или каких-либо иных, а также в способах графического выражения этих свойств. Направленное применение концептуальной модели конкретизирует задачи изображения и методы их последовательного решения, способствует стабилизации критериев оценки работы студентов, при этом преподавателю легче разъяснять целевую направленность изобразительных операций, их содержание и структуру, характеризовать предполагаемый результат тех или иных действий.
С. Л. Рубинштейн констатирует, что «...действие человека всегда направлено на конкретный результат» [3, с. 14]. В учебном рисовании одной из предпосылок успеха действий студента является, прежде всего, его знание конечной цели выполняемой работы как суммы представлений об основных характеристиках графического образа, включающих представления о композиции рисунка, конструктивно-пластическом содержании, уровне технико-тонального исполнения, образной выразительности. На первоначальных этапах освоения длительного рисунка головы студенты должны быть ориентированы на максимальную степень завершенности образа, на полноценную отработку всех элементов изобразительного действия. В ряду неизбежных сопутствующих издержек в этом случае может иметь место некоторая перегруженность рисунка деталями и вспомогательными линиями, излишнее акцентирование малозначимых фрагментов, а также частичная загрязненность, «усталость» рабочей
поверхности листа. При наличии затруднений в работе студент тем не менее обязан добиваться конструктивной содержательности основных элементов, изыскивать рациональные варианты выражения их пространственного взаимодействия, привносимые в рисунок детали, анатомические подробности должны строго соотноситься с конструктивной основой модели. Иными словами, на начальных этапах освоения рисунка головы все основные задачи должны решаться студентом в полном объеме и с максимально возможным для него качеством. Отсутствие должного внимания к тщательному анализу и исправлению проявляющихся в работе недостатков, ошибок неизбежно приводит к их повторению и в последующих рисунках. В качестве примера можно привести неумение студентов сопоставлять пространственное положение, величину, пластические характеристики парных частей, фрагментов:
— местоположение дальнего глаза, как правило, неудачно соотносится с положением ближнего, отсутствуют приемлемые результаты в попытках достижения пластического единства родственных фрагментов глаз, скуловых выступов, челюстных углов,
— частично видимая ушная раковина, как правило, просто «пририсовывается» к контуру лица, никак не являясь результатом конструктивно-пространственного анализа формы,
— видимая боковая сторона носа и противоположная не сопоставляются друг с другом как взаимосвязанные элементы общей конструкции, и так далее.
Если определяющим компонентом процесса рисования является программа действий, то это означает, что студент, начиная с ознакомительных занятий, обязан выстраивать устойчивую систему представлений относительно смыслового и формального содержания всего цикла изображения головы. В ходе учебных занятий студент вырабатывает умение последовательно ставить задачи и применять наиболее целесообразные варианты их решения.
В процессе рисования головы человека студент формально решает задачи, присущие большинству разделов учебного рисования. Это задачи композиционные, задачи формирования объемной конструкции, детализация, технико-тональное решение, образное обобщение и множество разнообразных сопутствующих задач. Однако в учебном рисунке головы присутствуют и некоторые специфические черты. Во-первых, выбор величины изображения должен соотноситься с главной целью, состоящей, прежде всего, в наиболее полном отражении образно-пластических свойств модели. В данном случае возникает дилемма. С одной стороны, недостаточная величина изображения не позволяет выразить пластические свойства модели в необходимом объеме, с необходимыми подробностями. В случае же чрезмерного увеличения изображения в значительной степени затрудняется контроль над формированием и сопоставлением фрагментов, пространственным направлением поверхностей, что особенно важно на первоначальных этапах освоения данного учебного раздела. Ведущий преподаватель обязан следить, чтобы величина изображения соотносилась студентами с главной целью конкретного задания и сопутствующими задачами. Кроме того, величина, степень подробности, общий пластический характер рисунка обязательно должны быть соотнесены и с особенностями применяемого графического материала, которыми изначально задаются как
№
формальные и фактурные свойства изображения, так и технические методы работы. В данном контексте А. М. Серов подчеркивал: «.материал и технику выполнения рисунка выбирают в зависимости от задуманного образного решения» [1, с. 160]. А. М. Лаптев также упоминал о связи «технических материалов» с общими задачами изображения [4, с. 286].
Далее следует заострить внимание на стремлении студентов «удержать» зачастую возникающее на ранних этапах работы сходство с моделью. Вместо направления усилий на последовательное решение всех задач изображения неопытный рисовальщик будет невольно концентрироваться на сохранении всеми средствами этого (подчас сомнительного) сходства. Закономерным следствием будет скованность в работе и неубедительный конечный результат.
Основная задача в процессе изображения конструктивной основы формы головы состоит в адаптации трехмерного обобщенного «каркасного» представления к двухмерной плоскости листа. При этом актуализируются знания о структурном взаимодействии крупных фрагментов, об основных границах их формы, вычленяются пластические опоры, анализируется характер пространственного движения поверхностей. Ведущий преподаватель обязан оказывать студенту помощь в выработке умения формировать и закреплять в структурах памяти целостное представление о конструкции изображаемой головы в обобщенном варианте.
Объективация конструктивного представления в формате состоит в фиксировании избранного пространственного положения модели. Контурно определяется местоположение и величина изображения, обобщенный характер формы. С переходом на объем уточняются пропорциональные соотношения, характер пространственного движения и особенности перспективных сокращений основных формообразующих единиц. Формирование конструктивной основы является базисным компонентом всего процесса учебного рисования. В результате проведения студентом целенаправленного ряда действий выкристаллизовывается наиболее приемлемый вариант выражения конструкции модели в целом, а также ее основных фрагментов.
Преподаватель обязан следить за качеством выполнения рисунка, требовать от студентов полной завершенности линейно-конструктивного этапа работы, а также целесообразности, рациональности в использовании линейных и тональных средств. На данном этапе рисовальщику необходимо верно передать общие пропорции, обобщенный характер формы, что в дальнейшем позитивно скажется на достижении сходства с моделью, что особенно важно при работе над портретом.
На ознакомительных занятиях преподаватель, безусловно, разъясняет, демонстрирует студентам посредством таблиц или педагогических рисунков способы выражения конструкции головы. Однако в дальнейшем, уже самостоятельно приступая к рисованию каждой новой модели, обладающей только ей присущими пластическими особенностями, студент будет вынужден изыскивать свои варианты отражения индивидуальности этой модели в конструкции. Тем самым в ходе занятий активно реализуются эвристические формы решения учебных задач. Выражение собственного представления о конструктивных свойствах модели, как никакой другой компонент учебного рисунка, стимулирует интеллектуальную и творческую активность сту-
дента, повышает его заинтересованность в более подробном освоении предмета. Следует еще раз подчеркнуть, что, приступая к освоению рисунка головы, студент должен обладать базовыми навыками объемно-пространственного мышления, наработанными еще при рисовании геометрических тел и предметов быта, и которые при освоении более сложных разделов учебного рисования могут только направленно совершенствоваться. Студент, не приобретший ранее устойчивых мыслительных и практических навыков, будет не в состоянии формировать конструкцию пластически все более сложных моделей, сопоставлять в воображаемом пространстве их фрагменты, адекватно представлять движение вспомогательных линий, плоскостей и, тем более, технически грамотно реализовывать свои представления непосредственно в формате. В результате освоения раздела «Геометрические тела и предметы быта» обучаемый обязан (помимо умения выполнять длительные подробные рисунки групп простых предметов) выработать добротный, доведенный до автоматизма навык выражения конструктивной сути несложных предметов в краткосрочных рисунках или набросках. Данное условие можно рассматривать как одну из основных предпосылок функциональной готовности студента к работе над сложными объектами.
Рисование головы человека не ограничивается формированием только обобщенной конструкции. Детализация, развивающая конструкцию, приближает изображение к реальным природным формам. Во-первых, необходимо доводить до сознания студента, что даже небольшая деталь имеет свою форму (обусловленную своей функцией) представляемую в дальнейшем трехмерной конструкцией, что деталь является неотъемлемым элементом общей объемно-пространственной структуры и выражает собой часть общего пластического строя.
Во-вторых, структура головы по своей природе симметрична, и данное обстоятельство предопределяет, что формирование представления любого фрагмента с последующей объективацией в листе немыслимы без его сопоставления с противолежащим («парным») фрагментом. Например, при изображении скулового выступа рисующий вначале определяет основные поверхности и границы, составляющие его форму, затем опознает их в противоположном фрагменте и, далее, сопоставляет изображаемые фрагменты с общей пространственной структурой головы, уточняет их положение относительно друг друга и относительно центральной координирующей плоскости.
Одновременно с рациональной, исследовательской стороной рисования студент оценивает модель и каждый ее фрагмент на предмет образной выразительности. В этом контексте форма, тональность, характер посадки глаз, очертания носа, губ, а также высота, ширина, пластика лобной части, особенности лицевого угла, форма подбородка и многое другое, что изначально несет в себе потенциал художественной выразительности, сознательно используется художником для расстановки и усиления пластических акцентов.
Процесс освоения рисунка головы человека требует от студента полной концентрации в достижении поставленных учебных целей. Он должен характеризоваться осмысленностью, конструктивно-пластической, образной содержательностью при формировании представлений, тщательной отработкой, акцентированием ключевых компонентов технического действия,
и только впоследствии (в результате многократных повторений) данные действия станут приобретать качества слитности, рациональности, автоматизма и обеспечивать достижение необходимого профессионального уровня при изображении головы человека.
Библиографический список
1. Рисунок : учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / Под ред. А. М. Серова. — М. : Просвещение, 1975. - 271 с.
2. Медведев. Л. Г. Академический рисунок в процессе художественного образования / Л. Г. Медведев. — Омск : Изд. дом Наука, 2008. — 290 с.
3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. — М. : Педагогика, 1989. — Т. 2. — 328 с.
4. Зайцев, А. С. Советы мастеров / Сост. и автор прим. А. С. Зайцев. — 2-е изд. — Л. : Художник РСФСР, 1979. — 374 с.
БАЖЕНОВ Анатолий Александрович, старший преподаватель кафедры академической живописи и рисунка, член Союза художников России. Адрес для переписки: г. Омск, Набережная Тухачевского, 14.
Статья поступила в редакцию 07.10.2014 г. © А. А. Баженов
№
уДК 00894 (57113) м. П. ЛОБОВА
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДОСУГА И ТВОРЧЕСТВА
В ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ ОМСКЕ
Данная работа направлена на выявление основных периодов развития Омска и выявления роли аристократии в формировании культурно-досугового пространства как ведущей силы общества, связующего звена со сферами Высшего Бытия. Ожидаемый результат работы — обозначить этапы развития досуга и творчества в Омске, выявить значение аристократии в формировании пространства культурного досуга.
Ключевые слова: этап, культура, досуг, аристократия, пассионарность, этногенез, космогенез.
«Аристократизм — внешняя изысканность, утонченность поведения».
«Аристократия — высший родовитый слой . дворянства» [1, с. 643].
«Аристократия (от греческого ап8И8 — лучший и кга1;о8 — власть) — форма государственного правления при которой власть принадлежит представителям родовой знати» [2, с. 74].
Культура занимает особое место в жизни человека как один из устоев космической эволюции человечества. Необходима онтологическая четкость в проблеме «Культура — цивилизация». «Если культура есть дух творческой деятельности человека, то цивилизация, или попросту обустройство жизни человека во всех ее материальных, гражданских аспектах, есть материя этой деятельности» [3, с. 887].
Н. А. Бердяев писал: «Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны.<... > Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая культура (даже материальная культура) есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу, она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями» [4, с. 166].
Н. К. Рерих вводит новые понятия и определения. «Культура — есть почитание Света. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Если соберем все определения культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты» [5, с. 234].
Если принять онтологическую суть понятия духа согласно Советскому энциклопедическому словарю, совместив рацио и иррацио, в итоге получаем: дух — энергия сознания (ум + интуиция). Следовательно, взаимодействие с миром высшей действительности (4-е измерение по Бердяеву), доступно только человеку, энергетически созвучному высшему, «владеющему лучшим», т.е. аристократу. «Возможен лишь природный, прирожденный аристократизм, аристократизм от Бога» — так Бердяев интуитивно определяет предшествующий энергообмен с божественным миром личности живущего. «Миссия истинной аристократии, — продолжает Беляев, — не столько восходить к еще недостигнутым высшим состояниям, сколько нисходить к состоянием низшим. Свойство аристократизма — щедрость, а не жадность. Истинная (т.е. высшая. — М. Л.) аристократия может служить другим, служить человеку и миру, потому что она не занята самовозвышением, она изначально стоит достаточно высоко. Она — жертвенна. В этом вечная ценность аристократического начала» [6, с. 585 — 586].