Научная статья на тему 'Опыт и перспективы создания современных учебных пособий по художественным дисциплинам для будущих бакалавров традиционного прикладного искусства'

Опыт и перспективы создания современных учебных пособий по художественным дисциплинам для будущих бакалавров традиционного прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
108
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка / традиционные художественные промыслы / учебное пособие / академический рисунок / академическая живопись / декоративный рисунок / professional education / traditional art crafts / training manual / academic drawing / academic painting / decorative drawing

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузнецов Н.Г.

Статья посвящена качеству профессиональной подготовки в области традиционных художественных промыслов по художественным дисциплинам. Анализируется опыт создания учебных пособий, созданных на кафедре рисунка и живописи Высшей школы народных искусств в 2016-2020 гг. Все художественные дисциплины, входящие в учебный план подготовки будущих бакалавров в области традиционных художественных промыслов, обеспечены современными учебными пособиями, которые отвечают современным требованиям, предъявляемым к учебной и методической литературе, учтена специфика профессиональной подготовки будущих художников традиционных художественных промыслов. Система изложения информации в пособиях строится по принципу последовательного дедуктивизма. В пособиях размещено большое количество иллюстративного материала. Отбор содержания практических заданий, представленных в пособиях, произведен на основе учебных программ по академическому рисунку, декоративному рисунку, академической живописи и декоративной живописи. Определяются дальнейшие пути развития учебно-методического комплекса кафедры рисунка и живописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience and prospects of creating modern textbooks on the art disciplines for future bachelors of traditional applied art

The article is devoted to the quality of professional training in the field of traditional art crafts in art disciplines. The experience of creating textbooks created at the department of drawing and painting of the Higher school of folk arts in 2016-2020 is analyzed. All art disciplines included in the curriculum of training future bachelors in the field of folk art crafts are provided with modern textbooks. The created textbooks meet the modern requirements for educational and methodological literature, taking into account the specifics of the professional training of future artists of traditional art crafts. The system of presentation of information in the manuals is based on the principle of consistent deductivism. The manuals contain a large amount of illustrative material. The selection of the content of practical tasks presented in the manuals was made on the basis of educational programs on academic drawing, decorative drawing, academic painting and decorative painting. Further ways of development of the educational and methodological complex of the department of drawing and painting are determined.

Текст научной работы на тему «Опыт и перспективы создания современных учебных пособий по художественным дисциплинам для будущих бакалавров традиционного прикладного искусства»

Профессиональное образование в области традиционных художественных промыслов

Актуальные вопросы профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства: новый опыт

Кузнецов Н.Г., кандидат искусствоведения, член Союза художников России, заведующий кафедрой рисунка и живописи, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2., лит. A, e-mail: kafedra. risunka. vshni@mail. ru

Kuznetsov N.G., PhD. in History of arts, member of the Union of artists of Russia, head of the drawing and painting department of the Higher school for folk arts (academy), 191186, St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2., lit. A, e-mail: kafedra. risunka.vshni@mail. ru

Опыт и перспективы создания современных учебных пособий по художественным дисциплинам для будущих бакалавров традиционного прикладного искусства Experience and prospects of creating modern textbooks on the art disciplines for future bachelors of traditional applied art

Аннотация. Статья посвящена качеству профессиональной подготовки в области традиционных художественных промыслов по художественным дисциплинам. Анализируется опыт создания учебных пособий, созданных на кафедре рисунка и живописи Высшей школы народных искусств в 2016-2020 гг. Все художественные дисциплины, входящие в учебный план подготовки будущих бакалавров в области традиционных художественных промыслов, обеспечены современными учебными пособиями, которые отвечают современным требованиям, предъявляемым к учебной и методической литературе, учтена специфика профессиональной подготовки будущих художников традиционных художественных промыслов. Система изложения информации в пособиях строится по принципу последовательного дедуктивизма. В пособиях размещено большое количество иллюстративного материала. Отбор содержания практических заданий, представленных в пособиях, произведен на основе учебных программ по академическому рисунку, декоративному рисунку, академической живописи и декоративной живописи. Определяются дальнейшие пути развития учебно-методического комплекса кафедры рисунка и живописи.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, традиционные художественные промыслы, учебное пособие, академический рисунок, академическая живопись, декоративный рисунок.

Abstract. The article is devoted to the quality of professional training in the field of traditional art crafts in art disciplines. The experience of creating textbooks created at the department of drawing and painting of the Higher school of folk arts in 2016-2020 is analyzed. All art disciplines included in the curriculum of training future bachelors in the field of folk art crafts are provided with modern textbooks. The created textbooks meet the modern requirements for educational and methodological literature, taking into account the specifics of the professional training of future artists of traditional art crafts. The system of presentation of information in the manuals is based on the principle of consistent deductivism. The manuals contain a large amount of illustrative material. The selection of the content of practical tasks presented in the manuals was made on the basis of educational programs on academic drawing, decorative drawing, academic painting and decorative painting. Further ways of development of the educational and methodologi cal complex of the department of drawing and painting are determined.

Key words: professional education, traditional art crafts, training manual, academic drawing, academic painting, decorative drawing

Традиционные художественные промыслы России, являющиеся великолепием художественного наследия нашей страны, должны рассматриваться только с точки зрения необходимости этого искусства как уникального рукотворного высокохудожественного направления в культуре,

которое необходимо успешно развивать,

В. Ф. Максимович

Современные учебники и учебные пособия для преподавания художественных дисциплин должны быть не только сводом теоретических знаний и нести информационную функцию, но и, в первую очередь, формировать у студента композиционное мышление, создавать предпосылки творческой деятельности, стимулировать саморазвитие. Обеспечивая базовый уровень теоретических знаний, сохраняя традиции художественной школы, обобщая опыт предыдущих эпох, учебник должен помогать студенту во внеаудиторной творческой деятельности (зарисовки, краткосрочные рисунки, живописные этюды и т. д).

В современном сложном и быстро меняющемся мире преподаватель и учебник по конкретной дисциплине не являются единственными источниками информации. Студент получает огромный объем информации из различных, в том числе интернет-источников. Задача современного учебника

Рис. 1. В.А. Серов «Свидание». 1961 г.

сформировать у студентов умение работать с потоком информации, критически анализировать ее, использовать для дальнейшего развития.

В настоящее время издается большое количество «учебной» литературы, в которой даются готовые рецепты быстрого достижения успеха в графическом и живописном изображении природы, животных, человека. Большинство подобных изданий имеют поверхностный характер, в них не рассматриваются ключевые принципы изображения, сложившиеся на протяжении веков в различных художественных школах. Вместо них предлагается использовать «красивые» эффекты и приемы. В результате формируется ложное представление о природе изобразительного искусства, приобретаются сомнительные навыки, от которых в дальнейшем очень тяжело избавиться.

До последнего времени для классических учебников в области обучения рисунку и живописи была характерна единственная точка зрения на решение пространства, трактовку и моделирование формы, передачу тональных и цветовых отношений, композиционные закономерности построения изображения на плоскости [1].

В отечественных учебниках и учебных пособиях, созданных в советский период, не допускалась возможность изображения пространства путем использования различных перспектив (прямая перспектива, аксонометрия, обратная перспектива), что было обусловлено, в первую очередь, идеологическими требованиями к изобразительному искусству, которое базировалось на принципах социалистического реализма [1] (рис. 1).

Такие же требования предъявлялись и к другим основополагающим принципам графического и живописного изображения на плоскости: построению колорита, композиции, трактовки формы в пространстве. Подобный подход можно увидеть в учебном пособии Г.В. Беда «Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция» (1969), многократно переизданном. Автор утверждает принципы реалистической школы рисунка и живописи: «Реалистическое изобразительное искусство - это искусство жизненной правды. Оно основывается на глубокой связи с жизнью, с ее проблемами, с теми чувствами, которые возникают у человека от соприкосновения с окружающей действительностью. С самого зарождения изобразительного искусства правдивое отображение реального мира являлось эстетическим кредо художника» [1, с. 3]. Зрительная достоверность изображения являлась основополагающей целью процесса подготовки художника в тот период; ориентиром воспитания будущих художников служили произведения мастеров отечественной школы живописи А. Иванова, П. Федотова, И. Репина, В. Сурикова. Благодаря подобному подходу в обучении изобразительному искусству удалось сохранить традиции отечественной школы рисунка и живописи.

С начала с 90-х годов XX века в стране происходят глобальные изменения во всех сферах деятельности: политике, экономике, образовании и искусстве. Начинает меняться точка зрения на роль и значение искусства в

жизни общества, в целом, и конкретного человека, в частности. Эти события послужили толчком к формированию различных точек зрения на дальнейшие пути развития образования в области изобразительного и прикладного искусства. Начинают издаваться научные труды ученых и теоретиков искусства П.А. Флоренского «Иконостас» [16] и В.В. Кандинского «Точка и линия на плоскости» [5]. В них излагаются теоретические принципы искусства, становится возможным взгляд с различных точек зрения на вопросы формообразования, композиции, передачи пространства при создании художественного образа [12], раскрывается декоративная сущность иконописи, произведений традиционных художественных промыслов. Декоративные приемы в рисунке и живописи начинают восприниматься не только как формальные, но и как сильные выразительные средства, влияющие на создание художественного образа (рис. 2, 3,4).

Рис. 2. A.A. Мыльников «Натюрморт с Рис.3. А. Рублев «Спас в Силах». XV в. лимонами». 1981 г.

Рис. 4. В.В. Кандинский «Композиция № 7». 1923 г.

Появляются новые учебные пособия по рисунку и живописи, в которых не только раскрыты теоретические основы реалистического изображения с натуры, но и начинают рассматриваться особенности декоративности в графике и живописи, например, учебное пособие Н.П. Бесчастного «Живопись» [3].

В рамках научной школы В.Ф. Максимович, начиная с 2016 года, в Высшей школе народных искусств на кафедре рисунка и живописи начался новый этап создания учебных пособий по рисунку, живописи и другим дисциплинам. Их теоретической основой служат диссертационные исследования преподавателей кафедры рисунка и живописи, в которых проанализированы особенности, характерные для преподавания рисунка и живописи будущим художникам традиционных художественных промыслов: взаимосвязь рисунка и живописи с конкретными видами традиционного прикладного искусства;

- создание художественно-творческой среды, использование задач дивергентного (креативного) типа для стимулирования творческой активности;

- организация натурной постановки для рисунка и живописи с учетом специфики обучения;

- единые методы, приемы и средства художественной выразительности характерные для рисунка и живописи (декоративно-композиционный подход, контур, силуэт, ритм, симметрия, орнаментика, стилистика, тональное пятно, фактуры, контраст тональный, контраст цветовой, контраст по площади тональных пятен);

- сходные этапы выполнения задания по рисунку и живописи;

- выполнение по рисунку и живописи декоративных переработок натурных этюдов.

В 2016-2020 гг. преподавателями кафедры и филиалов ВШНИ создано более 20 учебных пособий по художественным дисциплинам [4, 6, 7, 11, 15], в том числе: «Академический рисунок» [9], «Декоративный рисунок» [10], «Академическая живопись» [13], «Декоративный рисунок» [14].

Одним из примеров может служить учебное пособие для будущих бакалавров традиционного прикладного искусства М.О. Ломакина «Декоративный рисунок». Текст пособия отличается ясностью изложения, автором определены цель и задачи дисциплины «Декоративный рисунок». Структурно пособие состоит из двух частей, первая посвящена теоретическим вопросам декоративного рисунка, во второй представлены практические задания по дисциплине. В теоретической части рассматриваются основные законы построения декоративной композиции, раскрываются вопросы стилизации природных форм в различных видах декоративных решений с учетом специфики конкретных профилей традиционных художественных промыслов. «Объективной сущностью содержания дисциплины "Декоративный рисунок" является трансформация объемно-пространственного предметного мира в условно-плоскостное, орнаментальное

Рис. 5. Декоративное решение рисунка Рис. 6. Декоративное решение

предметов быта рисунка фигуры натурщицы в

русском народном костюме

Система изложения информации в пособии М.О. Ломакина строится на принципе последовательного дедуктивизма (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, В.В. Давыдова и др.): в начале определяются общие правила и закономерности, в дальнейшем происходит их конкретизация в практических заданиях.

Некоторым недостатком пособия можно считать небольшое количество наглядного материала, тогда как будущие художники традиционного прикладного искусства, в первую очередь, воспринимают информацию визуально. В этой связи можно привести утверждение В.П. Беспалько: «Таким образом, создание учебника - это не простое написание его текста в педантичном соответствии с изучаемой отраслью науки, техники, искусства, а

изображение, на основе изучения природных и созданных человеком форм. При этом также учитываются региональные, технологические, колористические и орнаментальные особенности различных видов традиционного прикладного искусства» [10, с. 13].

В практической части автор пособия предлагает задания инвариативные (базовые) и вариативные. Методика выполнения инвариативных заданий едина для всех профилей традиционного прикладного искусства (рис. 5), тогда как вариативные заданиям учитывают специфику конкретного вида традиционного прикладного искусства (рис. 6). Вариативные задания тесно взаимосвязаны с такими дисциплинами как: «Производственное мастерство», «Проектирование», «Технический рисунок», «Моделирование и художественное проектирование», «Макетирование и конструирование», «Специальная композиция», «Декоративная мелкая пластика».

тщательная и целенаправленная его подготовка к успешному усвоени.» [2, с. 36].

В учебном пособии «Декоративная живопись» для будущих бакалавров традиционных художественных промыслов П.Е. Серов [14], изложены теоретические и практические материалы по учебной дисциплине «Декоративная живопись». В содержании рассматриваются вопросы методики выполнения декоративных переработок, определяется специфика обучения живописи будущих художников традиционных художественных промыслов, которая заключается в использовании объёмно-пространственных средств живописи и средств декоративной проработки натурных этюдов, описаны техника и технология выполнения учебных работ по декоративной живописи. Особое место отведено выполнению практических заданий.

Отбор содержания практических заданий, представленных в пособии, произведен на основе учебной программы по декоративной живописи. В структуре пособия можно выделить четыре части, которые не равнозначны по объёму. Теоретическая часть (1, 2 глава) - 20%, технологическая часть (3 глава) - 10%, практическая часть (4 глава) - 35%, четвертая часть (схемы, иллюстрации) - 35%. Размещение большого по объему приложения с иллюстрациями является логичным. Изложение информации описается на дедуктивный метод, что позволяет добиться прочного освоения студентом учебного материала за короткий отрезок времени.

В качестве рекомендации автору пособия можно предложить более подробно рассмотреть аспекты выполнения декоративных решений натурных этюдов с учетом специфики конкретных видов традиционных художественных промыслов. Несомненными достоинствами издания являются высокое качество полиграфии, тщательно отобранный иллюстративный материал.

На основе анализа опыта создания учебных пособий можно подвести предварительные итоги проделанной работы:

• практически все художественные дисциплины, входящие в учебный план подготовки будущих бакалавров в области традиционных художественных промыслов, обеспечены учебными пособиями;

• созданные учебные пособия отвечают современным требованиям ФГОС, предъявляемым к учебной литературе;

• учтена специфика художественной подготовки будущих художников традиционных художественных промыслов;

• система изложения информации в пособиях строится по принципу последовательного дедуктивизма, что, в значительной мере, способствует повышению качества обученности студентов;

• внетекстовые компоненты учебного пособия состоят из иллюстративного материала;

• отбор содержания практических заданий, представленных в пособиях, произведен на основе учебных программ по академическому

рисунку, декоративному рисунку, академической живописи и декоративной живописи.

На качество освоения учебного материала в большой степени влияет структура пособия. Теоретические и практические части пособия должны быть связаны по смыслу и уравновешены по объему. Вопросы и задания должны иметь творческий характер, предполагать вариативность решений. В рисунке и живописи к творческим и проблемным заданиям относятся композиционно-декоративные решения натурных постановок натюрмортов, выполнение которых развивает у студентов композиционное мышление и раскрывает творческий потенциал. Например, задание из учебного пособия: «Декоративно-композиционное решение живописного этюд натюрморта с цветами» (рис. 7) можно выполнить в различной стилистике с использованием различных декоративно-условных приемов (рис. 8, 9, 10). Это дает возможность студенту по-другому воспринять природу творчества, открыть новые пути создания целостного художественного произведения, решенного масштабно, ритмически и композиционно в соответствии с творческим замыслом.

Одной из задач, стоящих перед преподавателем, является грамотный подбор иллюстративного материала; особенно важно определить образцы, предлагаемые студентам для копирования.

Репродукции для копирования рисунков и живописных произведений отечественных и зарубежных мастеров должны быть понятны студенту с точки зрения техники и технологии исполнения (рис. 11, 12). Современные компьютерные технологии дают возможность подобрать репродукцию с хорошим разрешением, позволяющую изучить фактуру и технику исполнения рисунка или живописи.

Рис. 7. П. Полякова «Натюрморт с Рис. 8. П. Полякова «Декоративное

цветами». Преподаватель Н.Г. Кузнецов решение натюрморта с цветами».

Преподаватель Н.Г. Кузнецов

Рис. 9. Д. Юдин «Декоративное решение натюрморта с цветами». Преподаватель Н.Г. Кузнецов

Рис. 10. Е. Мельникова «Декоративное решение натюрморта с цветами». Преподаватель Н.Г. Кузнецов

В этюде женской головы кисти A.A. Иванова (рис. 11) хорошо читается основа, на которой выполнен живописный этюд, - тонированный картон, видны этапы его выполнения. На первой стадии работы над этюдом головы мастер выполнил кистевой рисунок прозрачной «теплой краской» умброй натуральной или сиеной жженой. Это хорошо видно в теневых участках изображаемой головы, в районе шеи, глазничных впадин и носогубных складок. Основной слой живописи выполнен с использованием свинцовых белил. Студенты, выполняя копию портрета, должны повторять живописные приемы, которые использовал мастер, что помогает вырабатывать живописную культуру, повышать технический уровень подготовки.

Рис. 11. A.A. Иванов «Этюд женской Рис. 12. VI.М. Девятое «Рисунок женской головы». 1840 г. головы»

Отбор образцов для копирования рисунков должен происходить по такому же принципу: в работе мастера должны хорошо читаться лепка объёма формы тоном и фактура штриха. В рисунке женской головы М.М. Девятова (рис. 12) отчетливо видна моделировка формы головы, понятно и конструктивно выполнены детали, глаза, нос, губы и т.д.

Включение заданий по копированию в учебные пособия доказали свою актуальность и эффективность в процессе дистанционной работы кафедры рисунка и живописи, вызванной пандемией СО VID 19. Выполнение копий позволило не снизить уровень качества обучения по рисунку и живописи, заменить исполнение этюдов и рисунков с натуры в мастерских академии, копированием репродукции картин мастеров.

В процессе анализа достигнутых результатов в сфере создания учебных пособий по рисунку и живописи можно определить дальнейшие пути развития учебно-методического комплекса. В первую очередь, это должно выразиться в проектировании учебников по рисунку и живописи, учитывающих современный уровень развития науки в данной области; обобщающих накопленный практический опыт и отражающих специфику конкретных профилей традиционных художественных промыслов.

Литература

1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. Учебное пособие для студентов педагогических, институтов по специальности № 2109 «Черчение, рисование и труд» - 2-издание, исправленное и дополненное / Г.В. Беда. - Москва: Просвещение, 1981. - 239 с.

2. Беспалько В.П. Теория учебника: Дидактический аспект / В.П. Беспалько. - Москва: Педагогика, 1988. - 160 с.

3. Бесчастнов, Н.П. Живопись. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности» / Н.П. Бесчастнов, В.Я. Кулаков, И.Н. Стор, Ю.С. Авдеев, Г.М. Гусейнов, В.Д. Дыминский, A.C. Шеболдаев. - Москва: ВЛАДОС, 2010

- 223 с.

4. Васильева Е.И. Академическая живопись. Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов по дисциплине: учебное пособие для бакалавров / Высшая школа народных искусств (институт), Е.И. Васильева. -Санкт-Петербург: ВШНИ, 2016. -40 е., ил.

5. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости / В.В. Кандинский.

- Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. - 240 с.

6. Каратайева Н.Ф. Академическая скульптура: учебное пособие для бакалавров / Высшая школа народных искусств (институт), Н.Ф. Каратайева.

- Санкт-Петербург: ВШНИ, 2016. - 56 е.: ил.

7. Кузнецов Н.Г. Живопись: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Живопись» (церковно-историческая

живопись) / Высшая школа народных искусств (институт), Н.Г. Кузнецов. -Санкт-Петербург: ВШНИ, 2016. - 86 с.

8. Леонардо да Винчи суждение о науке и искусстве / Пер. с ит. A.A. Губера, В.П. Зубова; под ред. А.К. Джевелегова. - Санкт-Петербург: Азбука. Азбука-Аттикус, 2020. - 224 с.

9. Ломакин М.О. Академический рисунок: учебное пособие по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» / Высшая школа народных искусств (институт), М.О. Ломакин. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2017. - 136 с.

10. Ломакин М.О. Декоративный рисунок: учебное пособие по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» / Высшая школа народных искусств (институт), М.О. Ломакин. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2017. - 66 с.

11. Неонет Н.Ф. Пленэр: учебное пособие для бакалавров, направление подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы / Высшая школа народных искусств (академия), Н.Ф. Неонет. - Санкт Петербург: ВШНИ, 2019. - 58 с.

12. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б. В. Раушенбах - Москва: Интерпракс, 1994. - 224 с.

13. Серов П.Е. Академическая живопись: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» / Высшая школа народных искусств (академия), П.Е. Серов. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2020. - 102 с.

14. Серов П.Е. Декоративная живопись: учебное пособие / Высшая школа народных искусств (институт), П.Е. Серов. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2017. - 108 с.

15. Уткин А.Л. Пластическая анатомия животных: учебное пособие для бакалавров направление подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» / Высшая школа народных искусств (академия), А.Л. Уткин. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2018. - 50 с.

16. Флоренский П.А. Иконостас / П.А. Флоренский. - Москва: ACT, 2001.-208 с.

References

1. Beda G.V. Osnovy izobrazitel'noj gramoty: Risunok, zhivopis', kompoziciya. Uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih. institutov po special'nosti № 2109 «Cherchenie, risovanie i trud» - 2-izdanie, ispravlennoe i dopolnennoe / G.V. Beda. - Moskva: Prosveshchenie, 1981. -239s.

2. Bespal'ko V.P. Teoriya uchebnika: Didakticheskij aspekt / V.P. Bespal'ko. -Moskva: Pedagogika? 1988. - 160 s.

3. Beschastnov, N.P. Zhivopis'. Uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayushchihsya po special'nosti «Hudozhestvennoe proektirovanie izdelij tekstil'noj i legkoj promyshlennosti» / N.P. Beschastnov, V.YA. Kulakov, I.N. Stor, YU.S. Avdeev, G.M. Gusejnov, V.D. Dyminskij, A.S. SHeboldaev. - Moskva: VLADOS, 2010 - 223 s.

4. Vasil'eva E.I. Akademicheskaya zhivopis'. Rabochaya tetrad' dlya samostoyatel'noj raboty studentov po discipline: uchebnoe posobie dlya bakalavrov / Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (institut), E.I. Vasil'eva. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2016.-40 s.,il.

5. Kandinskij V.V. Tochka i liniya na ploskosti / V.V. Kandinskij. -Sankt-Peterburg: Azbuka, Azbuka-Attikus, 2011. - 240 s.

6. Karatajeva N.F. Akademicheskaya skul'ptura: uchebnoe posobie dlya bakalavrov / Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (institut), N.F. Karatajeva. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2016. - 56 s.: il.

7. Kuznecov N.G. Zhivopis': uchebnoe posobie dlya studentov, obuchayushchihsya po special'nosti «Zhivopis'» (cerkovno-istoricheskaya zhivopis') / Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (institut), N.G. Kuznecov. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2016. - 86 s.

8. Leonardo da Vinchi suzhdenie o nauke i iskusstve / Per. s it. A.A. Gubera, V.P. Zubova; pod red. A.K. Dzhevelegova. - Sankt-Peterburg: Azbuka. Azbuka-Attikus, 2020. - 224 s.

9. Lomakin M.O. Akademicheskij risunok: uchebnoe posobie po napravleniyu «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly» / Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (institut), M.O. Lomakin. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2017. - 136 s.

10. Lomakin M.O. Dekorativnyj risunok: uchebnoe posobie po napravleniyu «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly» / Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (institut), M.O. Lomakin. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2017.-66 s.

11. Neonet N.F. Plener: uchebnoe posobie dlya bakalavrov, napravlenie podgotovki 54.03.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly / Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (akademiya), N.F. Neonet. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2019.-58 s.

12. Raushenbah B.V. Geometriya kartiny i zritel'noe vospriyatie / B. V. Raushenbah - Moskva: Interpraks, 1994. -224 s.

13. Serov P.E. Akademicheskaya zhivopis': uchebnoe posobie dlya studentov, obuchayushchihsya po napravleniyu «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly» / Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (akademiya), P.E. Serov. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2020. - 102 s.

14. Serov P.E. Dekorativnaya zhivopis': uchebnoe posobie / Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (institut), P.E. Serov. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2017. -108 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Utkin A.L. Plasticheskaya anatomiya zhivotnyh: uchebnoe posobie dlya bakalavrov napravlenie podgotovki «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly» / Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (akademiya), A.L. Utkin. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2018. - 50 s.

16. Florenskij P.A. Ikonostas / P.A. Florenskij. - Moskva: AST, 2001. -

208 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.