Научная статья на тему 'Специфика пленэрной практики в вузе традиционного прикладного искусства
'

Специфика пленэрной практики в вузе традиционного прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
231
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пленэрная практика / цветы / растения / пейзаж / усадьбы / рисунок / живопись / декоративный рисунок / декоративная живопись / композиция / plein air practice / flowers / plants / landscape / manors / drawing / painting / decorative drawing / decorative painting / composition

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дунаева Н. Ю.

В статье рассматриваются важные аспекты проведения пленэрной практики в вузе традиционного прикладного искусства для совершенствования навыков в рисунке и живописи, сборе материала для учебных и дипломных работ, подчёркивается важность проведения пленэрной практики в Ботанических садах и на территориях исторических усадеб Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of plein air practice at the university of traditional applied art

The article discusses important aspects of conducting plein air practice at a university of traditional applied art, to improve the skills in drawing and painting, collecting material for academic and diploma works, the importance of conducting plein air practice in the Botanical Gardens and in the territories of historical estates of Moscow is emphasized.

Текст научной работы на тему «Специфика пленэрной практики в вузе традиционного прикладного искусства »

Дунаева Н.Ю., кандидат педагогических наук, член Московского союза художников, доцент кафедры Профессиональных дисциплин, Институт традиционного прикладного искусства - Московский филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 115573, Москва, ул. Мусы Джалиля, 14, корп. 2, e-mail: [email protected],

Dunaeva N.Yu., candidate ofpedagogical sciences, member of the Moscow Union of artists, associate professor of the department of professional disciplines, Institute of traditional applied art-Moscow branch of the Higher school offolk arts (academy). 115573, Moscow, 14 MusaJalil str., corp. 2, e-mail: [email protected]

Специфика пленэрной практики в вузе традиционного прикладного искусства Specifics of plein air practice at the university of traditional applied art

Аннотация. В статье рассматриваются важные аспекты проведения пленэрной практики в вузе традиционного прикладного искусства для совершенствования навыков в рисунке и живописи, сборе материала для учебных и дипломных работ, подчёркивается важность проведения пленэрной практики в Ботанических садах и на территориях исторических усадеб Москвы.

Ключевые слова: пленэрная практика, цветы, растения, пейзаж, усадьбы, рисунок, живопись, декоративный рисунок, декоративная живопись, композиция.

Abstract. The article discusses important aspects of conducting plein air practice at a university of traditional applied art, to improve the skills in drawing and painting, collecting material for academic and diploma works, the importance of conducting plein air practice in the Botanical Gardens and in the territories of historical estates of Moscow is emphasized.

Keywords: plein air practice, flowers, plants, landscape, manors, drawing, painting, decorative drawing, decorative painting, composition.

Пленэрная практика является составляющей учебного процесса в любом художественном вузе. Работа на пленэре важна для приобретения знаний и навыков передачи формы и цвета предметов, находящихся в условиях переменчивого освещения в природе. Во время пленэрной практики будущие художники обычно рисуют и пишут пейзажи, в которых учатся передавать глубину пространства, применять на практике законы линейной и воздушной перспективы, обобщать мелкие детали в предметах дальнего плана, видеть изменения их размера, цвета, тона.

На занятиях отрабатывается умение выбирать для изображения интересный мотив в природе, хорошо его компоновать в заданном формате, производя отбор важного, отказываясь от ненужных деталей. На пленэрной практике осваиваются новые техники исполнения работ и художественные материалы, совершенствуются навыки в рисунке и живописи.

При этом приоритетной задачей, стоящей перед студентами, является воплощение в пейзаже определённого состояния природы, точно переданных

49

светотональных отношений всех объектов изображения при данном освещении. Студенты учатся целостно воспринимать натуру, находить большие цветовые отношения в пейзаже: тон и цвет неба к тону и цвету земли, водных пространств [4]

Пленэрная практика в Институте традиционного прикладного искусства имеет специфику и разбита на два временных периода: работа в Ботаническом саду над изображениями цветов и растений и изображение пейзажей с архитектурой в усадьбах Москвы.

Изображения цветов - важнейшая тема в традиционном прикладном искусстве. Цветочным орнаментом украшают керамику, ткани, вышивку, кружево, изделия из дерева и металла. Трактовка цветов на изделиях традиционного прикладного искусства может быть разнообразной: от реалистического изображения - до условного. Здесь важны навыки стилизации натуры, преобразования реалистического изображения в декоративное. На занятиях в Ботаническом саду изучается природное разнообразие пластических форм растений и цветов, отрабатываются последовательность изображения растений и цветов с натуры (рис. 1-2).

Рис. 1-2. Студенты Института традиционного прикладного искусства на пленэрной практике в Ботаническом саду Биологического факультета Московского государственного

университета им. М.В. Ломоносова.

При рисовании листьев и веток растений студенты обращают внимание на многообразие форм, геометрическую основу форм листьев; рассматриваются конструктивные особенности листьев; изучают виды листьев: простые, сложные, с расчленённой листовой пластинкой. На эскизах и на итоговом формате листа бумаги отрабатывается композиционное решение рисунка отдельных листьев и веток, светотеневое решение изображения листьев; рассматриваются различия в фактуре листьев разных пород растений.

При изображении цветов особое внимание обращается на изучение конструкции их формы, строения растения (цветка), пластической взаимосвязи форм [1]. На примере изображения цветов и растений студенты осваивают методику выполнения рисунка с натуры, изучают изобразительные средства академического и декоративного рисунка [2].

Вначале, на занятиях по рисованию цветов в Ботаническом саду, студенты под руководством преподавателя выполняют линейно-

50

конструктивные рисунки. Подробно анализируется форма и строение цветка и его составляющих: цветоножки, длинной или короткой; цветоложа, которое может быть конусовидным, выпуклым, вытянутым, вогнутым и плоским; околоцветника, простого, представленного одинаковыми листочками или двойного, состоящего из чашечки и венчика, элементы которого называют лепестками; тычинок, состоящих из тычиночной нити и пыльника; плодолистиков, образующих в цветке один или несколько пестиков. При этом уникальная красота и разнообразие форм цветов связаны, прежде всего, с красотой и разнообразием форм их яркого венчика (рис. 3-4).

Рис. 3-4. Рисунки цветов. Работы студентов ИТПИ. Бумага белая и тонированная, тушь, перо, кисть, белила

Линейно-конструктивные рисунки цветов и растений выполняются карандашом различной степени мягкости на белой рисовальной бумаге. Также могут быть использованы: перо, тушь, гелевые ручки и линеры для рисования (капиллярные ручки с чернилами внутри и стержнем разной толщины). Для рисунков пером используется гладкая мелованная бумага.

Следующий этап - зарисовки цветов и растений в тоне. Помимо работы карандашом здесь может быть использован широкий набор художественных материалов: уголь, соус, сепия, мел, в различных сочетаниях. Работа соусом может вестись сухим и мокрым способом. Интересен мокрый способ, когда измельчённый до состояния порошка мелок соуса разбавляется водой до нужного тона и работа ведётся кистью на шероховатой, чаще акварельной бумаге. Детали на таком рисунке могут быть доработаны угольным карандашом, мелом, сухим соусом. Рисунки углем, соусом, сепией, мелом, и другими мягкими материалами обычно выполняются на шероховатой белой или тонированной бумаге, а также пастельной бумаге различных нейтральных цветов [1].

На примере тонального рисунка цветка или растения на пленэрных занятиях отрабатывается методическая последовательность выполнения зарисовки.

• Композиция рисунка: выбор точки зрения, формата изображения; определение пропорций, движения, основных качеств натуры.

• Графическое изображение: выявление формы, пластических и тональных характеристик натуры графическими средствами; проработка деталей.

• Завершающий этап: уточнение главного и второстепенного в рисунке; выделение композиционного центра; обобщение всех частей изображения в единое гармоничное целое [7].

После завершения тональных рисунков цветов и растений выполняются их декоративные изображения. При создании декоративного рисунка натурное подробное изображение природного мотива используется в качестве отправной точки для преобразования его в декоративную форму.

В декоративных работах первоэлементы изображения: точка, линия, плоскость, штрих, контур, силуэт в различных сочетаниях. Декоративные рисунки, так же, как и декоративные живописные работы - это творческие работы студентов, построенные с учетом общих законов композиции: цельности и равновесия, а также общих средств гармонизации композиции: ритма, контраста, тождества, пропорций, масштаба.

Декоративные рисунки выполняются чёрными красками - тушью, гуашью, акварелью на белой бумаге или на пастельной бумаге нейтрального цвета (серого, бежевого). Их отличие от академического рисунка в линейно-плоскостном изображении трехмерных предметов и условной (плоскостной) трактовке пространства на двухмерной плоскости листа бумаги [3]. Выполняя задание по декоративному рисунку природного мотива в Ботаническом саду, студенты должны творчески осмыслить натурную постановку, найти индивидуальные графические приемы для её изображения на плоскости листа; стилизовать (то есть преобразовать с помощью обобщения), создать выразительный декоративно-художественный образ цветка или растения (рис. 5-6).

Рис. 5-6. Декоративные рисунки студентов ИТПИ. Бумага, тушь, перо

Помимо рисунков цветов и растений в Ботаническом саду выполняются и их живописные этюды. Несмотря на то, что на аудиторных занятиях по академической живописи студенты выполняют работы разными живописными материалами (студенты кафедры «Художественная роспись по металлу» пишут маслом, студенты кафедр: «Художественная вышивка» и «Художественный металл» (Ювелирное искусство) работают темперой, а студенты кафедры «Художественная роспись ткани» - акварелью), на пленэрной практике они могут экспериментировать с живописными материалами, так же, как и с графическими.

На основе академических этюдов в дальнейшем выполняются декоративные живописные изображения цветов, в которых помимо первоэлементов изображения, может использоваться фактура, созданная, например, с помощью крупинок соли, рассыпанной по цветным заливкам акварели.

Таким образом, работая в Ботаническом саду над изображением цветов и растений, студенты учатся:

- выбирать интересные природные элементы (отдельный цветок, группу цветов, ветку растения), учитывая пластику и силуэт растения, форму листьев;

- выбирать цветы, рисунки и живописные изображения которых могут быть в дальнейшем использованы в проектах изделий традиционного прикладного искусства и выпускных квалификационных работах. Так, студенты кафедры «Декоративная роспись по металлу и папье-маше» чаще изображают розы, пионы, незабудки; кафедры «Художественная вышивка» -розы, пионы, подсолнухи, кафедры «Художественный металл» (Ювелирное искусство) - ирисы и лилии, кафедры «Художественная роспись ткани» -пионы (травянистые и древовидные), розы, маки, клематисы, колокольчики;

- работать на различных видах бумаги: рисовальной, мелованной акварельной, бумаге для пастели различных, преимущественно серых оттенков;

выбирать материалы и техники исполнения, усиливающие эстетический образ растения;

- создавать с помощью различных графических и живописных техник декоративные образы растений;

- применять фактуры в декоративных работах (набрызги, соль при работе акварелью, работа в технике монотипии и др.);

- выявлять характерные, индивидуальные черты растения;

- применять законы композиции и средства гармонизации композиции при создании творческих работ;

- находить ритм и интересные сочетания орнаментальных форм (листьев, стеблей, цветов);

- выявлять композиционный центр - доминанту в декоративных работах, располагая ее не обязательно в центре [1,8].

Помимо решения общехудожественных задач, освоения новых технических приемов работы перед студентами на пленэрной практике

ставится задача сбора подготовительного материала для учебных и выпускных квалификационных работ.

Вторая часть пленэрной практики проходит на территории известных московских усадеб (рис. 7-8). Создание художественного образа на тему русской усадьбы требует глубокого погружения в тему, знания исторических фактов об этих памятниках, осознанного и продуманного выбора мотивов (ландшафтные пейзажи и пейзажи с архитектурой) для дальнейшего возможного изображения на панно, шторах, палантинах из шелка, шкатулках, ширмах.

Рис.7-8. На пленэрной практике в усадьбах Братцево и Кузьминки

На территории Москвы расположены архитектурные усадебные ансамбли: первые царские резиденции Коломенское и Измайлово, относящиеся к XVI XVII вв., построенная в середине XVIII столетия усадьба Кусково и более поздние Архангельское, Останкино, Царицыно. В Коломенском до наших дней сохранились построенные еще в середине XVI века первый шатровый памятник русского зодчества церковь Вознесения и церковь-колокольня Георгия Победоносца, храм Иоанна Предтечи в соседнем селе Дьяково. На территории музея-заповедника Коломенское воссоздан деревянный дворец царя Алексея Михайловича. Уникален в Коломенском ансамбль «Передних ворот» и дворцовый павильон 1825 г. - единственная сохранившаяся постройка дворца императора Александра I.

Студенты в Коломенском часто рисуют и пишут пейзажи с церковью Вознесения, ансамблем Передних ворот, Водовзводной башней и церковью Святого Георгия с колокольней. Излюбленный живописный мотив -дворцовый павильон в окружении цветников из роз.

В Коломенском есть уникальная возможность рисовать и писать памятники деревянного зодчества Русского Севера. На территории музея расположен музей деревянного зодчества, в котором представлены: церковь Святого великомученика Георгия Победоносца, Проездная башня Николо-Корельского монастыря, Моховая башня Сумского острога и даже воссозданная в 2007 году водяная мельница (рис. 9-10).

Рис.9-10. Тональный и декоративный графические пейзажи в Коломенском.

Работы студентов ИТПИ. Тонированная бумага, угольный карандаш, тушь, белила

Крупная царская вотчина - усадьба Измайлово была когда-то знаменита своими садами, беседками-теремами, фонтанами, украшенными изваяниями диковинных зверей. Деревянные и каменные здания, замок, на башне которого были куранты, розарий и зверинец [5, с. 28-29]. Излюбленные мотивы графических и живописных работ студентов ИТПИ в Измайлово: Мостовая башня и ансамбль Парадных Передних ворот.

Кусково - пример усадебного зодчества середины XVIII столетия, построена в стиле рококо, привлекает неповторимым сочетанием парадной роскоши и простоты. Особенно интересны в качестве мотива: вид усадьбы с дворцом, храмом и колокольней со стороны большого пруда, итальянский домик, голландский домик с прудом, павильон Эрмитаж, садовые партеры со статуями и обелисками.

Архангельское и Останкино - усадьбы дворцового типа. В Архангельском был разбит регулярный террасный сад, украшенный мраморной скульптурой, отстроены павильоны «Каприз» и «Чайный домик». За пределами регулярной части усадьбы был устроен пейзажный парк. Студентов особенно привлекают скульптуры львов и сфинксов, руинная арка, разделяющая территорию французского и английского ландшафтных парков, кладовая над оврагом, беседка-миловида, старинная церковь Архангела Михаила. Останкино славилась своими богато украшенными интерьерами. До настоящего времени сохранились лепные и расписные потолки, наборный паркет с тонким рисунком, стены, обитые яркими тканями, золочёные рамы на

картинах, зеркала, бронза, фарфор. Работая на территории усадьбы Останкино, студенты могут рисовать и писать сам дворец, беседку в регулярном парке на горке «Парнас», скульптуры львов, аллеи и партер в парке.

Работы студентов, выполненные на пленэрной практике, выставлялись: в государственных выставочных залах «Замоскворечье» и «Выхино», в ДК «Меридиан», в Молодежном историко-культурном центре «Особняк Носова», в 2016 году студенты института традиционного прикладного искусства участвовали в пленэре Московского союза художников «Мой город сегодня».

Рис. 11. Студенты-участники пленэра в Коломенском «Мой город сегодня»

За годы проведения пленэрных практик накоплен большой объём материала: зарисовки, этюды, декоративные работы и выполненные на их основе учебные и выпускные квалификационные работы: на кафедре художественной росписи ткани темы связаны с образами московских усадеб; Кусково вдохновило на создание панно «Очей очарованье» и ВКР «Тёплый вечер в Кусково»; московским усадьбам посвящена роспись ширмы «Летят года, сады цветут».

Пленэрная практика, помимо прекрасной возможности повысить мастерство в рисунке и живописи, позволяет найти новые мотивы для творчества. Спецификой пленэрной практики в вузе традиционного прикладного искусства является:

• проведение пленэрной практики в два этапа: в Ботанических садах с целью приобретения студентами навыков рисования и живописного изображения цветов и растений; в усадьбах Москвы с целью приобретения навыков графических и живописных изображений пейзажа с архитектурой;

• связь работы на пленэре с тематикой учебных и выпускных квалификационных работ профилирующих кафедр, сопровождающаяся продуманным, осознанным, выбором мотивов и сбором материала;

• включение в программу пленэрной практики заданий, совершенствующих навыки по декоративному рисунку и декоративной живописи.

Литература

1. Дунаева Н.Ю. Специфика обучения рисунку в сфере декоративно-прикладного искусства / Н.Ю. Дунаева // Изобразительное искусство в школе. -2012. -№ 2. - С. 66-71.

2. Дунаева Н.Ю. Сочетание учебного академического рисунка и декоративной графики как метод подготовки художников традиционного прикладного искусства / Н.Ю. Дунаева // Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания Часть III. - Москва: ИХО РАО, 2007. - С. 56-60.

3. Дунаева Н.Ю. Обновление содержания и методов обучения рисунку / Н.Ю. Дунаева // Высшая школа народных искусств: инновационная модель непрерывного профессионального образования: Коллективная монография / Санкт-Петербург: ВШНИ, 2014. - С. 52-62.

4. Неонет Н.Ф. Пленэр: учебное пособие для бакалавров, направление подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы / Н.Ф. Неонет. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2019. - 60 с.

5. ...В окрестностях Москвы. Из истории русской усадебной культуры XVII - XIX веков. - Москва: «Искусство», 1979. - 400 с.

6. Образ твой, Москва. Москва в русской и советской живописи. -Москва: Издательство «Московский рабочий», 1982. - 160 с.

7. Тютюнова Ю.М. Пленэр: наброски, зарисовки, этюды: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.М. Тютюнова. -Москва: Академический Проект, 2012. - 175 с.

8. Якушева М.С. Трансформация природного мотива в орнаментальную декоративную форму: учебное пособие / М.С. Якушева; МГХПУ им. С.Г. Строганова. - Москва: МГХПУ им. С .Г. Строганова, 2009. -240 е.: илл.

References

1. Dunaeva N.YU. Specifika obucheniya risunku v sfere dekorativno-prikladnogo iskusstva/N.YU. Dunaeva//Izobrazitel'noe iskusstvo v shkole. -2012. -№ 2. - S. 66-71.

2. Dunaeva N.YU. Sochetanie uchebnogo akademicheskogo risunka i dekorativnoj grafiki kak metod podgotovki hudozhnikov tradicionnogo prikladnogo iskusstva / N.YU. Dunaeva // Pedagogika iskusstva kak novoe napravlenie gumanitarnogo znaniya CHast' III. - Moskva: IHO RAO, 2007. - S. 56-60.

3. Dunaeva N.YU. Obnovlenie soderzhaniya i metodov obucheniya risunku / N.YU. Dunaeva // Vysshaya shkola narodnyh iskusstv: innovacionnaya model' nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya: Kollektivnaya monografiya / Sankt-Peterburg: VSHNI, 2014. - S. 52-62.

4. Neonet N.F. Plener: uchebnoe posobie dlya bakalavrov, napravlenie podgotovki 54.03.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly / N.F. Neonet. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2019. - 60 s.

5. ... V okrestnostyah Moskvy. Iz istorii russkoj usadebnoj kul'tury XVII - XIX vekov. - Moskva: «Iskusstvo», 1979. - 400 s.

6. Obraz tvoj, Moskva. Moskva v russkoj i sovetskoj zhivopisi. - Moskva: Izdatel'stvo «Moskovskij rabochij», 1982. - 160 s.

7. Tyutyunova YU.M. Plener: nabroski, zarisovki, etyudy: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij / YU.M. Tyutyunova. -Moskva: Akademicheskij Proekt, 2012. - 175 s.

8. YAkusheva M.S. Transformaciya prirodnogo motiva v ornamental'nuyu dekorativnuyu formu: uchebnoe posobie / M.S. YAkusheva; MGHPU im. S.G. Stroganova. - Moskva: MGHPU im. S.G. Stroganova, 2009. -240 s.: ill.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.