Научная статья на тему 'Особенности разработки содержания обучения рисунку в среднем профессиональном образовании в области традиционных художественных промыслов'

Особенности разработки содержания обучения рисунку в среднем профессиональном образовании в области традиционных художественных промыслов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
содержание обучения рисунку / среднее профессиональное образование / традиционные художественные промыслы / художественное своеобразие / выразительные средства графики / приемы рисования. / the content of drawing training / secondary vocational education / traditional artistic crafts / artistic originality / expressive means of graphics / drawing techniques.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривозубова Ю. И.

В статье представлены результаты изучения сложившейся практики обучения рисунку в среднем профессиональном образовании в области традиционных художественных промыслов. Выявлены и сформулированы ключевые особенности разработки содержания дисциплины «Рисунок», связанные со спецификой конкретных видов искусства. Художественное своеобразие вышивки, росписи ткани, лаковой миниатюры, ювелирного искусства соотносится с сопоставимыми им выразительными средствами графики и рассматривается как основополагающее при разработке содержания обучения рисунку. Приводится содержание практических заданий по дисциплине «Рисунок» во взаимосвязи со спецификой конкретного вида традиционных художественных промыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the development of the content of teaching drawing in secondary vocational education in the field of traditional artistic crafts

The article presents the results of studying the current practice of teaching drawing in secondary vocational education in the field of traditional artistic crafts. The key features of the development of the content of the discipline «Drawing», related to the specifics of specific types of art, are identified and formulated. The artistic originality of embroidery, fabric painting, lacquer miniatures, jewelry art is correlated with comparable expressive means of graphics and is considered as fundamental in developing the content of teaching drawing. The content of practical tasks in the discipline «Drawing» is given in conjunction with the specifics of a particular type of traditional art craft.

Текст научной работы на тему «Особенности разработки содержания обучения рисунку в среднем профессиональном образовании в области традиционных художественных промыслов»

УДК 741:745

Криеозубоеа Ю.И., член Союза художников России, старший преподаватель кафедры профессиональных дисциплин Института традиционного прикладного искусства - Московского филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)» - 115573, Москва, ул. Мусы Джалиля, 14, корп. 2, e-mail: Yulia.Krivozubova@gmail.com

Krivozubova Y.I., member of the Creative union of artists of Russia, senior lecturer of the Department of Professional Disciplines, Institute of traditional applied art - Moscow branch of the Higher school offolk arts (academy) -115573, Moscow, 14 Musa Jalil str., building 2, e-mail: Yulia.Krivozubova@gmail.com

Особенности разработки содержания обучения рисунку в среднем профессиональном образовании в области традиционных художественных промыслов Features of the development of the content of teaching drawing in secondary vocational education in the field of traditional artistic crafts

Аннотация. В статье представлены результаты изучения сложившейся практики обучения рисунку в среднем профессиональном образовании в области традиционных художественных промыслов. Выявлены и сформулированы ключевые особенности разработки содержания дисциплины «Рисунок», связанные со спецификой конкретных видов искусства. Художественное своеобразие вышивки, росписи ткани, лаковой миниатюры, ювелирного искусства соотносится с сопоставимыми им выразительными средствами графики и рассматривается как основополагающее при разработке содержания обучения рисунку. Приводится содержание практических заданий по дисциплине «Рисунок» во взаимосвязи со спецификой конкретного вида традиционных художественных промыслов.

Ключевые слова: содержание обучения рисунку, среднее профессиональное образование, традиционные художественные промыслы, художественное своеобразие, выразительные средства графики, приемы рисования.

Abstract. The article presents the results of studying the current practice of teaching drawing in secondary vocational education in the field of traditional artistic crafts. The key features of the development of the content of the discipline «Drawing», related to the specifics of specific types of art, are identified and formulated. The artistic originality of embroidery, fabric painting, lacquer miniatures, jewelry art is correlated with comparable expressive means of graphics and is considered as fundamental in developing the content of teaching drawing. The content of practical tasks in the discipline «Drawing» is given in conjunction with the specifics of a particular type of traditional art craft.

Keywords: the content of drawing training, secondary vocational education, traditional artistic crafts, artistic originality, expressive means of graphics, drawing techniques.

Проблема обучения рисунку как доминанты изобразительной грамоты в среднем профессиональном образовании признается актуальной в области профессионального обучения художников традиционных художественных промыслов. Под изобразительной грамотой понимается специальное знание законов и правил рисования элементов окружающей действительности на плоскости [11, с. 186]. Решение этой проблемы предполагает изучение художественно-педагогического опыта в области традиционных художественных промыслов [4; 6; 9].

Основным выразительным средством рисунка является линия: «изображая в рисунке то или иное явление или предмет, художник ... транслирует зрителю информацию, имеющую различное смысловое значение» [3, с. 90]. Считается, что «рисунок у всех народов предшествовал созданию букв, слов и участвовал в развитии письменности» [3, с. 96]. Уподобление речи рисунку характерно для всех пространственных искусств: «Каждая профессия своеобразно избирательно использует речь... подобно этому обстоит дело с рисунком. В одном из них сказываются объективные, рациональные, научные, в другом - субъективные, эмоциональные, эстетические подходы в использовании точек, линий, тона, изобразительного материала (карандаша, пера, кисти и т.д.). В одних изображениях рисовальщик стремится выявить инженерные или научные задачи..., в других - затронуть чувства, создать настроение, заставить зрителя переживать изображение... В рисунке каждому содержанию требуется соответствующая форма выражения...» [10, с. 6]. Свой особый язык есть и у декоративного рисунка, характерного для традиционных художественных промыслов. Именно этот язык необходимо освоить студентам, обучающимся в данной сфере.

Анализ содержания учебных программ по дисциплине «Рисунок», созданных в последнее десятилетие в Институте традиционного прикладного искусства - Московском филиале Высшей школы народных искусств (академии), позволил выявить особенности организации обучения рисунку будущих художников традиционных художественных промыслов. Содержание обучения рисунку характеризуется:

• инвариантностью (вариативность отсутствует);

• соотнесенностью с сущностью будущей профессиональной деятельности обучающихся (включается освоение реалистического и декоративного рисования с первого года обучения);

• последовательностью учебных заданий (соблюдаются условия обучения от простого к сложному);

• ориентированностью на выпускников учреждений основного общего образования и среднего общего образования, поступающих в учебное заведение среднего профессионального образования по специальности

«Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», но не имеющих предварительной художественной подготовки;

• направленностью на формирование знаний, умений, навыков в области отображения реальной действительности на основе изучения натуры ее посредством анализа и воспроизведения в рисунке с применением законов объемно-пространственного изображения.

Вместе с бесспорными достоинствами перечисленных характеристик содержания обучения, необходимо отметить отсутствие в них:

• вариативности;

• связи содержания обучения рисунку со спецификой конкретного вида традиционных художественных промыслов.

На основе изучения состояния профессионального обучения будущих художников традиционных художественных промыслов, выявлены ключевые особенности, существенные для разработки содержания обучения в зависимости от конкретного вида художественных промыслов.

Так, например, изделия художественной росписи «московское письмо» и художественной росписи ткани имеют сходство - в их основе лежит живопись. Разработка содержания обучения рисунку для этих направлений подготовки должна соотноситься с особенностями соответствующих видов традиционных художественных промыслов: предусматривать их связь с живописью. Освоение живописи, в свою очередь, базируется на изучении правил рисования, т.к. рисунок является базовым для любого вида визуально-пространственных искусств.

Специфика художественной росписи «московское письмо» в практике-ориентированном обучении рисунку предполагает объемно-пространственную передачу форм, в то время как в росписи ткани требует выразительных плоскостных решений.

Эффективность обучения рисунку будущих художников, профессиональная деятельность которых ориентирована на создание объемно-пространственных изделий (художественный металл - ювелирное искусство, моделирование одежды с художественной вышивкой), соответствует необходимости развития у обучающихся объемно-пространственного мышления и формирования у них навыков изображения объемно-пространственных форм. Эти навыки формируются посредством изучения рисунка.

Специфика художественной вышивки соотносится с заданиями на плоскостное изображение форм окружающего мира. Для нее чрезвычайно важны ритмические повторы элементов орнамента.

Таким образом, разработка содержания обучения рисунку, как базовой дисциплины, соответствует особенностям традиционных художественных промыслов по:

- виду (художественная роспись «московское письмо» условно соответствует масляной живописи, художественная роспись ткани -

акварельной живописи, ювелирное искусство - скульптуре, художественная вышивка - графике);

- имитации специфики используемых материалов по конкретным видам (декоративная роспись: масло, дерево, папье-маше, металл; художественная роспись ткани: анилин, шелк; ювелирное искусство - драгоценные металлы, камни; художественная вышивка - нити и фактура тканей);

- художественно-пластическим особенностям, которые выражаются в интерпретации природных форм, в их изяществе, характере стилизации изображений окружающего мира.

Разработка содержания обучения рисунку, соотнесенного с конкретными видами традиционных художественных промыслов, требует определения их особенностей. Рассмотрим на примере четырех художественных промыслов их специфику во взаимосвязи с рисунком:

1. Художественная вышивка. При разработке содержания обучения рисунку художественная вышивка условно трактуется как вид графики, выполненный нитями по ткани, для которого характерно декоративно-плоскостное, стилизованное изображение элементов окружающего мира. Различным видам художественной вышивки присущи разнообразные стилистические особенности: в выборе мотива для изображения, в способе его декоративной интерпретации, в отборе цветовой палитры, технических особенностях исполнения. Степень стилизации, орнаментальность в художественной вышивке нередко позволяют лишь условно распознавать первоначальный объект для изображения. Условно-плоскостное, линейное, пятновое изображение в художественной вышивке характеризуется контрастностью, четкостью силуэтов, графичностью. Названные выразительные особенности художественной вышивки могут быть интерпретированы в графическом изображении. Таким образом, рисунок, соотнесенный с художественной вышивкой, обладает теми же выразительными особенностями: графичностью, четкостью силуэтов, стилизованностью, а выразительными средствами в изображении выступают: линия (сплошная, прерывистая, линии разной толщины), пятно (четкий, преимущественно геометрический силуэт), цвет (цветная графика с включением нескольких цветов). В декоративном рисунке используются специфические приемы: штампование, аппликация, рисование по трафарету, имитирующее различные фактуры в рисунке, заимствованные из художественной вышивки. Рисунок, соотнесенный с особенностями художественной вышивки, отличается декоративностью. Содержание обучения предполагает включение заданий, направленных на целенаправленное изучение выразительных средств декоративной графики.

2. Художественная роспись «московское письмо» представляет собой вид масляной живописи по металлу, дереву, папье-маше и др. Особенность «московского письма» определяется реалистичностью изображений, отличающихся особой мягкостью световоздушной пространственной среды, тончайшими цветовыми и тональными переходами, «поэтичностью»,

образностью. Красота в этом виде искусства представлена изяществом, изысканностью изображаемых форм; для передачи лиричной атмосферы в изображении отдается предпочтение жемчужной, серебристой цветовой гамме, сближенным тонам. Эффект в «московском письме» достигается, в том числе, путем включения в композицию изображения различных элементов: бусин, лент, морских и речных раковин причудливых форм, жемчужин, росы, капель воды, некоторых атрибутов женской одежды и аксессуаров (шляпки, вуали, перчатки, ювелирные украшения и др.), ягод (смородины, рябины, малины, черники и др.), грибов (лисички, опята и др.), мелких видов птиц (синицы, снегири, ласточки, вьюрки, крапивники и др.). Отдавая предпочтение утонченным формам или элементам роскоши, художники усиливают в живописи грациозность силуэтов, добиваясь ощущения легкости изображаемых форм. Реалистичная живопись этого вида искусства по степени детализации близка к лаковой миниатюрной живописи.

Названные особенности живописи интегрируются в рисунок не только посредством заимствования характерных предметов, излюбленных мотивов для изображения, но и посредством выполнения рисунка твердым карандашом для достижения светлоты и легкости в изображении. В рисунке, соотносящимся с эстетикой «московского письма» не допускается использование жестких линий и контуров; для передачи объемов применяется аккуратный штрих, наносящийся по форме изображаемых элементов. В рисунках отмечается детальность, внимательность к мелочам, фактурам и материальности в изображении. Рисунок и каждый отдельный его элемент отличается проработанностью. Художники в области декоративной росписи «московское письмо» и лаковой миниатюрной живописи отмечают важность владения академическим рисунком на высоком уровне для эффективной профессиональной подготовки. При этом признается значимость специфического понимания сущности академического рисунка с позиции декоративной росписи. Так академический рисунок в области росписи «московское письмо» приобретает специфические для эстетики декоративной росписи качества: тонкость, легкость, воздушность, изящество.

3. Произведения художественного металла (ювелирное искусство) представляют собой объемно-пространственные изделия. Художественно -выразительные особенности ювелирного искусства предполагают четкость стилизованных форм элементов растительного или животного мира, используемых в изделиях. Выразительность этого вида искусства достигается при помощи синтеза плавности и точности линий с хорошо выраженным объемом в произведении. Рисунок, соотнесенный с художественным своеобразием ювелирного искусства, характеризуется миниатюрностью, детальностью. Такой рисунок отличается передачей материальности изображаемых форм, выразительностью силуэтов и красотой линии, которая в рисунке является главным выразительным средством и занимает доминирующее положение по отношению к передаче пространственной световоздушной среды. Для рисунков, соотнесенных с особенностями

ювелирного искусства характерны мозаичность, материальность, графичность, линейность, острота композиции. Поиск композиционного решения изображения осуществляется от пятна. Плановость в изображении передается при помощи линий, выполненных с различным нажимом, разной толщиной. Применение тона в работе для передачи материальности и фактуры отдельных элементов изображения позволяет достигать эффекта натурализма.

4. Художественная роспись ткани представляет собой еще один вид росписи, выполняемый анилиновыми красками по шелку. Техника выполнения этого вида искусства во многом предопределяет его характер и эстетику. Техника декоративной росписи предполагает определенную степень импровизации форм и цвета, что обусловлено непредсказуемостью и неповторимостью некоторых живописных эффектов. Одновременно с этим основу декоративной росписи по ткани представляет линейный рисунок преимущественно растительных мотивов. Специфика декоративной росписи характеризуется декоративностью, выразительностью стилизованных силуэтов элементов изображения, легкостью и так называемой «свежестью» в живописи, характерной, для акварельной техники «алла прима». Выделенные особенности, присущие художественному своеобразию данного вида искусства, легко интегрируются в специфику особого вида рисования, соотнесенного с декоративной росписью. Такое рисование поддерживается развитием готовности к импровизации посредством выполнения обучающимися краткосрочных зарисовок и набросков. Для краткосрочных линейных или пятновых изображений характерна особая выразительность, которая сохраняется и в длительных рисунках. При этом понимание формы изображаемых элементов поддерживается преимуществом линейного рисования над тональным. Большое значение для художника по ткани имеет концептуальное понимание правил пространственного рисования, однако в композиции пространственно решаются лишь элементы изображения. Рисунок, соотнесенный с художественно-пластическими особенностями декоративной росписи ткани, носит преимущественно декоративный характер, качество такого рисования поддерживается знаниями художника в области академического рисунка.

В таблице № 1 представлены характерные особенности конкретных видов художественных промыслов и сопоставимые им графические приемы, техники.

Предположения о возможности и необходимости определения художественно-пластических особенностей различных видов традиционных художественных промыслов основываются на выводах, сформулированных учеными Высшей школы народных искусств (академии) во время исследования регионально-исторических особенностей центров конкретных видов традиционных художественных промыслов. Их специфика находит отражение в особенностях - региональных, технологических, колористических и орнаментальных [1; 2; 7; 8].

Таблица 1.

Графические приемы, сопоставимые с художественным своеобразием конкретных видов традиционных художественных промыслов

Вид искусства Специфика вида искусства Специфика рисования

Художественная вышивка 1. Мозаичность. Изображение состоит из множества самодостаточных мелких элементов. 2. Орнаментальность. Многократное повторение одного изобразительного элемента. 3. Фрагментарность. Самодостаточная изобразительная ценность отдельного элемента изображения по отношению к целому. 4. Фактурность. Изображение, как результат сочетания разнофактурных материалов в изделии (плотность ткани, толщина нитей и др.). 5. Плоскостность. Изобразительная условность и стилизация изображения. 6. Детализированность (или детализация элементов). 7. Основные мотивы для изображения: растения, насекомые, птицы. 8. Компоновка изображения в заданный формат. 9. Традиционность цветового колорита в соответствии с видом вышивки. 10. Графичность. Произведения художественной вышивки характеризуются графичностью. Художественную вышивку условно можно назвать одним из видов графики, в котором изображение наносится линиями и штрихами, однако вместо линии, штриха выступают стежки, отличные для каждого вида художественной вышивки. 1. Принт. Отпечаток. 2. Орнамент. 3. Рисование по изготовленному шаблону. 4. Использование графических материалов, различных по фактуре. 5. Условно-плоскостное рисование. 6. Детализированное рисование на небольшом формате.

Вид искусства Специфика вида искусства Специфика рисования

Художественная роспись («московское письмо») 1. Нестандартность формата. Изображение выполняется в заданном нестандартном формате. 2. Реалистичность, пространственность изображения. 3. Использование специальной живописной техники, кистевого приема. 4. Декоративность линий. 1. Рисование в заданном нестандартном формате (овал, квадрат, круг, ромб). 2. Рисование с включением светотеневой

5. Реалистичность, но не натурализм изображения, которому свойственны изящество, поэтичность, лиричность, романтичность. 6. Детализированность (или детализация)и изящество изображения. 7. Детализированность и мягкость в передаче многоплановости в изображениях, выполненных в технике «московское письмо», позволяют говорить о схожести традиций декоративной росписи этого вида и лаковой миниатюрной живописи. 8. Наиболее часто встречающиеся мотивы изображения: • пейзажи; • цветы (ракурсные изображения); • росинки; • бусины; • капли; • перья; • ленты, завязанные в банты; • кружево • птицы: малиновка, райская птица, синица, снегирь и др. (ракурсные изображения в движении); • насекомые: стрекоза, пчела, бабочка, кузнечик и др. (ракурсные изображения в движении); • книги, часы; • кружевные элементы одежды или аксессуары с вышивкой: вуали, перчатки, шляпки, маски и др. моделировки изображения по белому фону. 3. Рисование при помощи мягкого материала (уголь, сангина, сепия, соус, пастель и др.). 4. Применение «свободного рисования». 5. Гризайль, выполненная при помощи кисти акварелью, гуашью, мягким графическим материалом. 6. Рисование с натуры при помощи пятна (для выявления пластики, изящества силуэтов в изображении). 7. Кулисный способ изображения.

Вид искусства Специфика вида искусства Специфика рисования

Художественный металл 1. Объемно-пространственное изделие небольшого размера. 2. Применение в изготовлении материалов, различных по фактуре (металлы, камни). 3. Условно-стилизованное изображение растительных мотивов, цветов, насекомых, птиц и животных. 4. В графическом изображении (на этане разработки готового изделия) особое значение приобретает достоверность в передаче материальности элементов изображения. 1. Рисование миниатюр. 2. Использование техники отмывки. 3. Рисование при помощи линии. 4. Передача Материальности в изображении. 5. Изображение отдельных элементов без включения окружающей среды.

Вид искусства Специфика вида искусства Специфика рисования

Художественная роспись ткани 1. Произведение условно живописного искусства, выполненное в 1. Использование

техниках (горячий, холодный батик и др.), связанных с техниками акварельной живописи: техника заливок, лессировок.

2. Стилизованность изображений, обусловленная видом промысла.

3. Композиционное решение изображений: центростремительное, центробежное, статичное, динамичное,

диагонали». Наиболее сегодня является

ярусное, «по актуальной

ассиметричная композиция.

4. Использование живописной техники «свободная роспись» (применяются солевые эффекты, эффекты мочевины, роспись «по-сырому», алла-прима).

5. Выполнение декоративной росписи за различные промежутки времени (краткосрочные и длительные).

6. Исполнение росписи в технике «горячий батик» (для этой техники характерно применение т.н. «живописной линии»; линия используется как самостоятельный мотив для изображения; композиционное решение - линейно-пятновое).

7. Наиболее распространенные мотивы изображений:

• цветы и плоды средней полосы (наиболее актуальны изображения всех многолепестковых цветов: розы, георгины, астры, лилии, ромашки и т. д.);

• ландшафтный, городской пейзаж;

•_водный, морской мотив._

для

и

техник заливок,

рисование солью,

воском.

2. Свободное решение декоративной стилизации трансформации изображений.

3. Рисование в заданном формате квадрате, в полосе).

4. Рисование при помощи линии, применение т.н. «живой» линии, техники «раскованного рисования».

Уникальность конкретных видов художественных промыслов находит отражение в разработке содержания обучения рисунку через включение в него практических заданий. Такие задания направлены на формирование у студентов навыков владения специфическими художественно-графическими приемами рисования, сопоставимыми с художественно-пластическими особенностями конкретных видов промыслов [5, с. 46-48].

Обучение рисунку, отражающее художественно-пластические особенности художественной вышивки, ориентировано на формирование знаний, умений, навыков, поддерживающих создание контрастных условно-плоскостных графических изображений. Традиция ювелирного искусства при обучении рисунку находит отражение в создании изображений, одновременно включающих реалистично и декоративно решенные элементы, освоении техники «отмывка». Традиция художественной росписи ткани при обучении

рисунку поддерживается освоением студентами техник гризайль, рисованием по воску, «свободным» рисованием [6]. Особенности художественной росписи «московское письмо» соотносятся с содержанием обучения рисунку, которое реализуется в заданиях на освоение техник «сфумато» и изучение различных способов композиционной организации изображения в формате (например, «кулисный» способ).

При разработке содержания обучения рисунку специфика конкретных видов искусства учитывается: в объединении учебных заданий - по тематике; освоении студентами специфических для различных видов художественных промыслов техник рисования.

Разработанные нами практические задания, представлены в таблице № 2. Все задания соотнесены со спецификой конкретных видов художественных промыслов (художественная вышивка, художественная роспись «московское письмо», художественная роспись ткани и художественный металл -ювелирное искусство).

Таблица 2.

Содержание практических заданий по дисциплине «Рисунок», соотнесенные

со спецификой конкретного вида традиционных художественных промыслов

Вид искусства Учебные задания по дисциплине «Рисунок»

Художественная вышивка Декоративное рисование Темы: • Стилизованное изображение растительных мотивов; • Стилизованное изображение цветов различных форм; • Стилизованное изображение насекомых и птиц; • Изображение орнамента. Задания: 1. Скомпоновать изображение букета в овал, ромб, квадрат и выполнить его условно-плоскостное тональное решение (материалы: бумага, карандаш, гуашь; формат:20x30 см/10/15 см). 2. Скомпоновать отдельные изображения насекомых в «медальонах» (каждый «медальон» выполняется на тонированной бумаге разного цвета) (10x15см). 3. Выполнить условно-плоскостной рисунок птицы с натуры (графические средства: тушь, перо, линер, маркер, кисть) (формат АЗ, А2). 4. Разработать декоративный элемент на основе изученной фактуры перьев и применить его в декоративной композиции «Птица». 5. Выполнить декоративный рисунок с натуры с включением морских раковин, гальки, морских звезд и т.д. 6. Разработать и применить шаблон, отпечаток в декоративной композиции «Море» на основе изученных с натуры фактур. 7. Выполнить рисунок тематического натюрморта «Канун Рождества» (линейно-пятновая черно-белая графика). 8. Выполнить рисунок тематического натюрморта «Масленица» (цветная графика. Рисование на тонированной бумаге различных

цветов маркерами, фломастерами, линерами, темперой, гуашью. Формат 10x15; 20x30). 9. Выполнить рисунок тематического натюрморта «Пасха» (цветная графика, выполненная гуашью, с локальным использованием красного, белого, черного, серого цветов). 10. Разработать и исполнить декоративную композицию на основе тематического натюрморта.

Вид искусства Учебные задания по дисциплине «Рисунок»

Художественная роспись по металлу (московское письмо) Объемно-пространственное рисование Темы: • Объемно-пространственное изображение растительных мотивов; • Объемно-пространственное изображение отдельных цветов различных форм; • Пространственное изображение пейзажа; • Объемно-пространственное изображение насекомых, птиц и животных. Задания: 1. Выполнить зарисовки разнообразных растительных форм с применением «живой» линии (материалы: бумага, карандаш, тушь, перо, кисть, линер; формат: А5, А4). 2. Выполнить зарисовку отдельного цветка в ракурсе (материалы: бумага, острозаточенный твердый карандаш; формат: А5). 3. Выполнить линейно-графические зарисовки отдельных насекомых и птиц в различных ракурсах (материалы: бумага, карандаш, тушь, перо, кисть; формат: А2). 4. Выполнить не менее пяти зарисовок отдельных ягод (веточка красной смородины, крыжовника, вишни, черешни) (материалы: бумага, острозаточенный твердый карандаш; формат: А5). 5. Выполнить зарисовки отдельных грибов (подосиновик, подберезовик, опята, лисички) (материалы: бумага, острозаточенный твердый карандаш; формат: А5). 6. Выполнить в технике гризайль рисунок тематического натюрморта «Урожай» с включением разнообразных по фактуре предметов (материалы: бумага, акварель, гуашь, акрил; формат АЗ). 7. Выполнить наброски животных и птиц в различных ракурсах, (материалы: бумага, карандаш, мягкий материал; формат А4, А5). 8. Выполнить не менее четырех зарисовок чучел маленьких птиц и насекомых в различных ракурсах (материалы: бумага, острозаточенный твердый карандаш; формат: А5). 9. Выполнить рисунок тематического натюрморта «Сказка» с чучелом птицы, зеркалом, драпировками, скомпонованного в нестандартный формат: круг, овал, ромбовидная форма (материалы: бумага, карандаш, формат А2). 10. Выполнить рисунок чучела белки, ласки, уделяя особое внимание выявлению фактуры шерсти (материалы: мел, белая пастель, белый, светло-серый соус на тонированной бумаге) (формат: А2, АЗ). 11. Выполнить рисунок многопланового натюрморта «Весна» на фоне окна, скомпонованного в нестандартный формат: овал, круг,

ромбовидная форма (материалы: бумага, мягкий материал, карандаш, формат А1). 12. Выполнить рисунок тематического натюрморта в интерьере «Мастерская художника» мягким материалом (материалы: тонированная бумага, соус, сепия, уголь, мел; формат: А1). 13. Выполнить рисунок тематического натюрморта «Хрустальный звон» с включением кружева, бусин, хрустальных предметов, шелковых драпировок (материалы: бумага, острозаточенный карандаш; формат А4). 14. Выполнить рисунок тематического натюрморта «Весенний шепот утра» на белом фоне с включением: корзины, перевязанной лентой; ягодами, вышивкой владимирская гладь, драпировками из легкой ткани, предметами изящных силуэтов из стекла, фарфора, бусами, цветами (материалы: гладкая бумага, острозаточенный карандаш; формат: АЗ, А4).

Вид искусства Учебные задания по дисциплине «Рисунок»

Художественный металл (ювелирное искусство) Академическое объемно-пространственное рисование и декоративное рисование Темы: • Изображение животных, птиц и насекомых; • Изображение растительных мотивов и цветов; • Изображение овощей и фруктов. Задания: 1. Выполнить линейно-графическое и пространственное изображение растений и растительных элементов с применением нестандартного композиционного решения (размещение изображения по диагонали, строго по вертикали, по кругу) в заданном формате (формат: 25x35см, 12x18 см). 2. Выполнить графическую зарисовку натюрморта «Урожай» (фрагмента натюрморта), с использованием различных графических средств и включением одного-двух дополнительных цветов (материалы: тонированная бумага, тушь, перо, кисть, гуашь: черная, серая, охра, охра красная, киноварь, кобальт зеленый, белила; формат: 20x30 см). 3. Выполнить графическую (линейную и тональную) зарисовку отдельных насекомых в натуральную величину в «медальонах» (материалы: бумага, карандаш, тушь, перо; диаметр каждого медальона: 6, 8, 10 см). 4. Выполнить графические (линейные, линейно-пятновые) и пространственные зарисовки чучел животных и птиц в заданном формате (А4, АЗ), в нестандартном формате (круг, овал, ромб). В объемно-пространственном изображении чучела птицы уделить особое внимание изучению фактуры оперения и передаче материальности в изображении (материалы: бумага, тонированная бумага, тушь, перо, кисть, гуашь, белила). 5. Выполнить графический рисунок тематического натюрморта «Канун Рождества» (линейно-пятновая черно-белая графика) в заданном формате (20x3 0см) нестандартной ромбовидной, овальной формы. 6. Выполнить графический рисунок тематического натюрморта «Рождество», в смешанной технике (с использованием техник

гризайль, отмывки). (Материалы: бумага, карандаш, акварель, гуашь, тушь, перо, линер; формат: 20x30 см). 7. Выполнить графическую зарисовку тематического натюрморта «Бал-маскарад» с включением предметов различных фактур (раковины, бусины, броши, сухоцветы, разрезанные фрукты, веера, маски, перчатки (материалы: бумага, карандаш, тушь, перо; формат: 20x40см, 25x50см).

Вид искусства Учебные задания по дисциплине «Рисунок»

Художественная роспись ткани Декоративное рисование Темы: • Изображение животных, птиц и насекомых; • Изображение растительных мотивов и цветов средней полосы; • Изображение овощей и фруктов средней полосы; • Изображение рыб и морской фауны. Задания: 1. Выполнить линейный и тональный рисунок в технике гризайли элементов растительности и отдельных цветов с натуры (материалы: бумага, карандаш, тушь, кисть, перо, линер, акварель; формат: А4, АЗ, А2). 2. Выполнить рисунок тематического натюрморта «Осенний урожай» с включением цветов, плодов, разрезанных овощей и фруктов в технике акварельной гризайли (с использованием заливок и рисования солью); изображение натюрморта необходимо скомпоновать в квадрат (формат: 60x60см). 3. Выполнить декоративную зарисовку натюрморта «Садко», скомпоновать изображение в полосу (материалы: бумага, карандаш, тушь, кисть, перо, линер, акварель; формат: 30x60см). 4. Выполнить рисунок тематического натюрморта «Море» с включением разных по фактуре мелких предметов: раковины, перья, галька, кораллы. 5. Выполнить декоративный рисунок натюрморта «Бал» с включением прозрачных драпировок, масок, перчаток, цветов, с использованием смешанной техники: акварельная гризайль с включением декоративной линии (материалы: бумага, карандаш, акварель, тушь, кисть, перо; формат: А2, А1).

Разработка содержания обучения рисунку в среднем профессиональном образовании в области традиционных художественных промыслов базируется на выявленной взаимосвязи между художественным своеобразием искусства и сопоставимых ему художественно-графических средств. Разработка содержания обучения, соотнесенного со спецификой различных видов художественных промыслов, ориентирована на формирование у обучающихся профессиональных навыков в области реалистичного и условно-плоскостного рисования с натуры, декоративной интерпретации натурных изображений через овладение различными графическими приемами и техниками, отражающими особенности конкретных видов художественных промыслов.

Реализация такого содержания обучения рисунку способствует формированию у студентов навыков в области проектирования, окажет помощь в разработке выпускной квалификационной работы.

Литература

1. Богуславская И .Я. Значение местных традиций для развития современного народного искусства // Народное искусство России в современной культуре / Сост. и науч. ред. М.А. Некрасова. - Москва: Коллекция М, 2003. - С. 115-126.

2. Васильева Е.И. Специфика обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства: автореферат диссертации на сосикание ученой степени кандидата педагогических наук: научная специальность 13.00.08 теория и методика профессионального образования / Институт художественного образования РАО. - Санкт-Петербург, 2009. - 26 с.

3. Кашекова И.Э. Изобразительное искусство. Учебник для вузов. -Москва: Академический Проект, 2009. - 853 с. +112 с. цв. вкл.

4. Куракина И. И. Начальные этапы и истоки становления теории народного искусства // Обсерватория культуры. - 2021. - Т. 18. - № 5. - С. 538-548.

5. Кривозубова Ю.И. Разработка содержания обучения рисунку в колледже в области традиционных художественных помыслов // Журнал педагогических исследований. - 2022. - Т. 7. - № 4. - С. 43-51. - URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/52707/view (дата обращения: 17.10.2022).

6. Лапшина Е.А. Профессиональное образование в художественном кружевоплетении: монография. - Санкт-Петербург: Политехника Сервис, 2009. -164 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ломакин М.О. Декоративный рисунок в подготовке бакалавров традиционного прикладного искусства / М.О. Ломакин. - Санкт-Петербург: Высшая школа народных искусств, 2017.- 152 с.

8. Максимович В.Ф. Концепция развития народных художественных промыслов как основа качества профессиональной подготовки кадров // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2012. - № 2(3). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-razvitiya-narodnyh-hudozhestvennyh-promyslov-kak-osnova-kachestva-professionalnoy-podgotovki-kadrov (дата обращения: 01.09.2022).

9. Тихомиров С.А. Профессиональное образование в традиционных художественных промыслах: от разрозненных экспериментов - к созданию систему (1917 - конец 1950-х гг.) // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2022. - № 3. - С. 15-38. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2022_3/2022-03-05.pdf (дата обращения: 21.02.2022). DOI: 10.24412/2619-1504-2022-3-15-38

10. Тихонов C.B. и др. Рисунок: Учебное пособие для вузов / C.B. Тихонов, В.Г. Демьянов, В.Б. Подрезков. - Москва: Стройиздат, 1983. -296 е., ил.

11. Филиппова JI.С. Изобразительная грамота как основа пленэрной практики // Наука и школа. -2015. -№ 5. - С. 184-189.

References

1. Boguslavskaya I.YA. Znachenie mestnyh tradicij dlya razvitiya sovremennogo narodnogo iskusstva // Narodnoe iskusstvo Rossii v sovremennoj kul'ture / Sost. i nauch. red. M.A. Nekrasova. - Moskva: Kollekciya M, 2003. - S. 115-126.

2. Vasil'eva E.I. Specifika obucheniya zhivopisi studentov v sfere dekorativno-prikladnogo iskusstva: avtoreferat dissertacii na sosikanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk: nauchnaya special'nost' 13.00.08 teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya / Institut hudozhestvennogo obrazovaniya RAO. - Sankt-Peterburg, 2009. - 26 s.

3. Kashekova I.E. Izobrazitel'noe iskusstvo. Uchebnik dlya vuzov. -Moskva: Akademicheskij Proekt, 2009. - 853 s. +112 s. cv. vkl.

4. Kurakina I.I. Nachal'nye etapy i istoki stanovleniya teorii narodnogo iskusstva // Observatoriya kul'tury. - 2021. - T. 18. - № 5. - S. 538- 548.

5. Krivozubova YU.I. Razrabotka soderzhaniya obucheniya risunku v kolledzhe v oblasti tradicionnyh hudozhestvennyh pomyslov // ZHurnal pedagogicheskih issledovanij. - 2022. - T. 7. - № 4. - S. 43-51. - URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/52707/view (data obrashcheniya: 17.10.2022).

6. Lapshina E.A. Professional'noe obrazovanie v hudozhestvennom kruzhevopletenii: monografiya. - Sankt-Peterburg: Politekhnika Servis, 2009. -164 s.

7. Lomakin M.O. Dekorativnyj risunok v podgotovke bakalavrov tradicionnogo prikladnogo iskusstva / M.O. Lomakin. - Sankt-Peterburg: Vysshaya shkola narodnyh iskusstv, 2017. - 152 s.

8. Maksimovich V.F. Koncepciya razvitiya narodnyh hudozhestvennyh promyslov kak osnova kachestva professional'noj podgotovki kadrov // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2012. - № 2(3). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-razvitiya-narodnyh-hudozhestvennyh-promyslov-kak-osnova-kachestva-professionalnoy-podgotovki-kadrov (data obrashcheniya: 01.09.2022).

9. Tihomirov S.A. Professional'noe obrazovanie v tradicionnyh hudozhestvennyh promyslah: ot razroznennyh eksperimentov - k sozdaniyu sistemu (1917 - konec 1950-h gg.) // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. -2022. - № 3. - S. 15-38. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2022_3/2022-03-05.pdf (data obrashcheniya: 21.02.2022). DOI: 10.24412/2619-1504-2022-3-15-38

10. Tihonov S.V. i dr. Risunok: Uchebnoe posobie dlya vuzov / S.V. Tihonov, V.G. Dem'yanov, V.B. Podrezkov. - Moskva: Strojizdat, 1983. - 296 s., il.

11. Filippova L.S. Izobrazitel'naya gramota kak osnova plenernoj praktiki //Naukai shkola. -2015. -№ 5. - S. 184-189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.