Научная статья на тему 'Рисунок натюрморта'

Рисунок натюрморта Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
727
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / РИСУНОК / ПРЕДМЕТНАЯ ПЛОСКОСТЬ / ПЕРСПЕКТИВА / КОНСТРУКЦИЯ / ФОРМА / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ФАКТУРА / КОМПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ермолаева М.А.

В статье подробно описываются все стадии работы студента над натюрмортом. Учебная программа по рисунку, созданная для студентов, обучающихся по специальностям традиционного прикладного искусства, включает не только классические, но и декоративные задания. Особенно важным является задание «Рисунок натюрморта из предметов НХП» (народных художественных промыслов). Эта программа помогает студентам прикоснуться к традициям и видам народных промыслов в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рисунок натюрморта»

Ермолаева М.А., преподаватель кафедры рисунка и живописи Высшей школы народных искусств (институт).

РИСУНОК НАТЮРМОРТА

Аннотация. В статье подробно описываются все стадии работы студента над натюрмортом. Учебная программа по рисунку, созданная для студентов, обучающихся по специальностям традиционного прикладного искусства, включает не только классические, но и декоративные задания. Особенно важным является задание «Рисунок натюрморта из предметов НХП» (народных художественных промыслов). Эта программа помогает студентам прикоснуться к традициям и видам народных промыслов в России.

Ключевые слова: традиционное прикладное искусство, рисунок, предметная плоскость, перспектива, конструкция, форма, пространственная среда, фактура, композиция.

M. Ermolaeva, lecturer of the Department of drawing and painting Higher School of Folk Arts. E-mail: mariya.ermolaeva.2017@mail.ru.

DRAWING STILL LIFE

Annotation. The article describes in detail all the stages of a student working on a still life. The curriculum is a drawing created for students studying in the field of traditional arts and crafts, includes not only classical, but also fine job. Particularly important is the task "Drawing a still life of objects NHP" (folk art). This program helps students to touch the traditions and forms of folk art in Russia.

Key words: Traditional arts and crafts, drawing, object plane, perspective, design, shape, spatial environment, texture, composition.

Работа над натюрмортом входит в учебную программу дисциплины «Академический рисунок». Изучение вещей и предметов окружающих человека в повседневной жизни, рисование натюрморта дает возможность использовать ранее полученные знания перспективы, навыки построения предметов на плоскости, приобретенные умения выявлять объемные формы светотенью и передавать материальную фактуру предметов.

Рисунок натюрморта - это сложный процесс, в него входит передача пространственной среды и сложности самих предметов и вещей, прежде всего разнохарактерности формы объектов, имеющих различную структуру материала (стекло, керамика, гипс, дерево, ткани различных фактур, предметы орнаментального декора). Графические материалы в работе над учебным рисунком могут быть различными: графитные карандаши различной мягкости, ретушь, соус, сепия, сангина, уголь, сухие белила, смешанная техника. Карандашный рисунок является самым массовым видом рисования и особенно удобным на начальной стадии обучения студентов академическому рисунку. Графит хорошо ложится на бумагу, хорошо держится и не требует дополнительных средств закрепления. Графитный карандаш обладает серым или серо-черным тоном. В учебном процессе техника карандаша универсальна: с его помощью выполняются как линейные, так и тональные рисунки. Диапазон грифельного материала тесно связан с задачей исполняемого рисунка, стадиями и характером работы (начальная стадия, эскиз, набросок, длительный рисунок, проработка деталей). Для коротких зарисовок натуры и эскизов подходят более мягкие карандаши - 3В, 4В, 5В и до 9В. Выбранная точка натуры должна быть постоянной. Рисунок должен быть освещен так, чтобы тень от руки не падала на него. Для длительной работы над натюрмортом рекомендуется выбирать карандаши следующего диапазона: НВ, В, 2В, 3В. Процесс длительного рисования предполагает постепенный переход от твердых грифелей к мягким. Более твердые грифели используют на начальных этапах построения рисунка, а также при моделировке формы на завершающей стадии. Мягкие карандаши необходимы при светотеневой проработке фона и

объема в теневой зоне. Самым простым и одновременно ясным решением для начинающего художника является работа над натюрмортом. Выполнение простого натюрморта входит в учебную программу любого художественного института, колледжа и художественной школы. Задание «Простой натюрморт» предполагает длительное изучение предметов и знакомых объектов, встречавшихся в обычной повседневной жизни. Натюрморт имеет множество вариантов композиционного, творческого подхода будущего художника к поставленной задаче. В ходе работы над натюрмортом студент использует и суммирует все полученные ранее знания о композиции, наблюдения, знания о пространственной среде, технические навыки, исполнительские средства. В первую очередь необходимо выбрать определенный ракурс положения рабочего места относительно натюрморта, работать над рисунком следует сидя, мольберт и планшет с бумагой должен находиться на расстоянии вытянутой руки так, чтобы взгляд охватывал весь рисунок целиком. В процессе работы над композицией необходимо периодически вставать с рабочего места и сравнивать изображение с реальным натюрмортом. Если не получается увидеть ошибки в построении, используйте небольшое зеркало, смотрите в него время от времени, также можно иногда переворачивать планшет. Сделайте предварительный эскиз на небольшом листе бумаги. Расположение предметов в листе формата может быть горизонтальным или вертикальным в зависимости от композиции и точки ракурса. Работу над натюрмортом следует вести, разделив ее на отдельные стадии.

Первоначально следует наметить на листе характер группы предметов. Внимательно соотнести их друг с другом, исходя из размера, местоположения, набросать общие очертания предметов. Далее следует определить линию горизонта и представить точку схода всех линий композиции. Для правильного размещения предметов на плоскости надлежит сначала построить следы их оснований. Надо учесть, что предметы не должны врезаться друг в друга, так как между ними есть определенное расстояние. В ходе следующего этапа работы над натюрмортом, наметив основания предметов, необходимо уточнить пропорции. Затем следует

построить каркас предметов насквозь. Ведите работу последовательно, соотносите пропорции всех предметов между собой. Не рисуйте отдельно, сохраняйте целостность композиции. После завершения работы над построением каркаса предметов в натюрморте вспомогательные линии конструкции облегчают стирательной резинкой. Далее приступайте к тональной светотеневой моделировке формы предметов. Тональную проработку рисунка ведите от общего к частному, избегайте отдельного видения, иначе композиция разделится на отдельные несопоставимые между собой куски и пятна, которые очень сложно будет собрать в единое целое, что значительно замедлит ход работы над натюрмортом. На начальной стадии работы проложите основной свет и основную тени на предметах, затем наметьте падающие тени от предметов на горизонтальную плоскость, периодически корректируйте форму. Для дальнейшей проработки рисунка надо взять более мягкие карандаши. Помните о том, что белые или светлые предметы отбрасывают друг на друга рефлексы, рефлекс принадлежит к теневой стороне и не может попадать по тону в самые светлые тона на предметах. На завершающей стадии работы над рисунком нужно поставить планшет рядом с натюрмортом и сравнить точность изображения. На завершающей стадии обобщения рисунка рекомендуется облегчить дальний план резинкой, клячкой или формопластом, подчинить детали главному звучанию рисунка, поправить неточности и расставить основные контрасты света - блики, подчеркнуть тени под предметами.

Разработанная учебная программа по рисунку включает различные техники и материалы рисования. Наряду с традиционной техникой рисунка карандашом студенты изучают различные материалы и техники академического рисунка. Владение мягким материалом развивает творческое видение и помогает почувствовать движение формы, тонального пятна в рисунке, открывает другие способы решения учебных заданий. Задача научиться владеть мягким материалом «сепия» входит в обязательную учебную программу для студентов. Студент должен создать гармоничную по тону композицию. В этом сложном задании студенту требуется применить навыки, накопленные за весь предыдущий период

обучения: построение предметов в пространственной среде, единое тональное решение, правдивость и материальность в передаче фактуры объектов и освоить новые способы рисования сепией. Рисование сепией - это вид графической техники, использующей оттенки коричневого тона. Такая техника применялась художниками в середине XVIII в. при рисовании пером, кистью, сухим способом. Натуральная сепия изготовлялась из чернильного мешка каракатиц. В наше время сепия изготовляется на основе органического красителя и входит в акварельные краски, а также отличается многообразием цветовых оттенков. Многие художники сочетают сепию с тушью, черной акварелью, графитным карандашом, сангиной и белилами. Работать сепией приятно: она легко берется на кисть, хорошо ложится на бумагу и протирается резинкой (клячкой, формопластом). В работе лучше использовать мелкозернистую бумагу, которая будет удерживать легкий материал.

Выполнение сложного задания «Натюрморт с цветами и гипсовой розеткой» ставит перед студентом ряд творческих задач. Это решение сложной композиции, изучение техники работы мягким материалом сепия, применение «сухого» и «мокрого» способа работы сепией на тонированной бумаге, умение пользоваться сухими белилами и растушевками.

Перед нами сложная композиция, это задание заставляет студента подробно сосредоточиться на каждом объекте натюрморта, поэтому перед переходом на основной формат необходимо выполнить несколько композиционных зарисовок. Здесь задействован не только каждый сантиметр формата, но и сложность тонального исполнения натюрморта. Техника рисунка мягким материалом близка к живописному решению, рисунок сепией позволяет студенту почувствовать форму, характер и движение живописного пятна в формате, смело работать большими отношениями света и тени, смело растушевывать и подчеркивать детали, правильно применять стирательную резинку. Композиция натюрморта заставляет обращать предельное внимание не только на конструкцию предметов, но и стремиться к правдивости изображения фактур предметов и драпировок.

Сначала выполняются эскизы в карандаше. Незаменимым подспорьем послужит зарисовка гипсового орнамента и других объектов натюрморта.

Следующее задание - зарисовки сепией (1-2 шт). Перед работой в материале рекомендуется сделать картон. Вторая стадия - это перенос эскиза на основной формат (А-2,40*60). Конструктивное построение натюрморта должно быть последовательным. Далее нужно наметить плоскость стола и форму всей композиции. Постройте гипсовую розетку, наметив общую форму плиты и рельефа на ней, тут же необходимо выверить пропорции, затем обязательно нанесите характерные детали. На этом этапе постройте каркас модели, учитывая законы перспективы, наметьте тональные различия. Далее переходите к остальным предметам и складкам тканей. Завершая конструкцию рисунка, внимательно просмотрите пропорции, проверьте пропорциональные соотношения больших и малых частей. Затем приступайте к тональному решению натюрморта. Работая над рисунком, помните о единстве тональных отношений, не копируйте изолированно участки натуры, так как потом придется «подгонять» к ним остальные, в этом случае возникнет дробность изображения. В стремлении приблизиться к передаче в рисунке гипсового орнамента нужно понимать, что формы стилизованного растения должны моделироваться различно: одни - выразительнее, другие -приглушенно. Не надо стремиться все одинаково «отделать», между тем моделировку формы нужно разнообразить, ибо мелкие детали розетки различны по устройству по устройству и наполнению деталей. Помните о том, что гипсовый орнамент находится на дальнем плане постановки, и сохраняйте цельное пятно рисунка, не углубляясь в детали. Приступайте к вазе с цветами и остальным объектам, постепенно подключая тон основного фона. Проложите общие тона света, собственные и падающие тени. При детальной проработке формы предметов сохраняйте единое тональное пятно полутонов и теней, границу света и тени подчеркните штриховкой, расставьте контрасты на переднем плане формы, рефлексы осветлите клячкой или формопластом, протрите блики резинкой и нанесите мел. Обобщите рисунок. Поставьте рисунок рядом с натюрмортом,

отойдите на расстояние, посмотрите издалека и сравните сходство своего рисунка с реальной моделью. Подчините детали в композиции единому решению.

Учебная программа по рисунку, созданная для студентов, обучающихся по специальностям традиционного прикладного искусства, включает не только классические, но и декоративные задания. Особенно важным является задание «Рисунок натюрморта из предметов НХП» (народных художественных промыслов). Это непростое задание помогает студентам прикоснуться к традициям и видам народных промыслов в России. Исполнение натюрморта с предметами традиционного прикладного искусства требует от студентов определенного внимания не только к форме, но и к сложным элементам декоративного орнамента. Студент должен понять, как удержать и сохранить ритм декоративных орнаментальных деталей в композиции конструктивного и тонального решения натюрморта. После выполнения рисунка в классической технике простого карандаша или сепии перед студентом ставится следующая задача - исполнение декоративного рисунка. «Декоративное решение натюрморта с предметами НХП» способствует развитию фантазии и креативного мышления студентов. Требуется создать гармоничную орнаментальную композицию. В этом студентам помогает сбор материала из библиотеки, ознакомление с работами методического фонда, учебными пособиями, интернет ресурсами. Далее следует выполнение эскизов, зарисовок элементов декоративных орнаментов и постепенное их внедрение в общий характер рисунка. В декоративном рисовании форму объектов нужно показать в виде определенного орнаментального мотива условно, стилизованно (обобщение изображаемых фигур с помощью условных приемов: линия, точка, пятно). Определенный характер рисунка и особенный мотив узора ставит перед студентами сложные задачи превращения природных форм в декоративные образы за счет упрощения элементов. В декоративном рисунке форма и пространство изображается упрощенно и плоско. Здесь главное не изображение как таковое, а превращение реальной формы в задуманный мотив. Чередованием различных элементов орнамента можно создать обилие деталей, при этом орнаментальную

форму передают плоскостно. Строй декоративного рисунка базируется на общепринятых законах композиции, включающих в себя такие качества, как: соразмерность частей и целого, весомость формы, напряженность конструктивного материала, пропорций, метрических повторов, характера и т.д. Орнамент (украшение) - узор состоит из ритмических чередований элементов растительного и животного мира. Ритм означает чередование декоративных украшений. Характер ритма зависит от повтора светлых и темных пятен рисунка, а также промежутков между формами и их направлением. Студенты выполняют декоративный рисунок в таких графических техниках: тушь, перо, кисть; допускается применение тонированной бумаги, различных линеров, черной гуаши и белил. Исполнение рисунка от студентов требует предельной аккуратности и внимания к деталям. На завершающем этапе рисования очень важно подчинить орнаментальные детали единому мотиву натюрморта.

Рисунок в жанре натюрморта позволяет студентам освоить различные техники рисования и открывает нестандартные способы подхода к учебным постановкам. В процессе работы над рисунком натюрморта студенты проводят сложную познавательную и творческую работу, знакомятся с произведениями мирового искусства. Это вносит огромный вклад в формирование опыта и мировоззрения будущего художника традиционного прикладного искусства.

Список литературы:

1. Бесчастнов, Н.П. Графика натюрморта / Н.П.Бесчастнов - М.: ВЛАДОС, 2008.

2. Кулебакин, Г.М. Рисунок и основы композиции 3-е изд. / Г.М Кулебакин -М.,1998.

3. Ли, Н.Г. Основы учебного академического рисунка: Учебник / Ли, Н.Г.-М.,Эксмо, 2005.(Базовый учебник)

4. Ростовцев, Н.Н. Академический рисунок: курс лекций/ Н.Н Ростовцев - М.: Просвещение, 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.