Научная статья на тему 'Специфика обучения рисунку в институте традиционного прикладного искусства'

Специфика обучения рисунку в институте традиционного прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TRADITIONAL APPLIED ART / ACADEMIC DRAWING / LINEAR-CONSTRUCTIVE PATTERN / DECORATIVE GRAPHICS / STYLIZATION / ТРАДИЦИОННОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК / ЛИНЕЙНО-КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК / ДЕКОРАТИВНЫЙ РИСУНОК / СТИЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дунаева Н.Ю.

В статье рассматриваются вопросы подготовки по рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства. Подчёркивается важность преподавания будущим художникам традиционного прикладного искусства как линейно-конструктивного и тонального академических рисунков, так и декоративного рисунка, учитывающего специфику разных видов народного искусства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF DRAWING TRAINING AT THE INSTITUTE OF TRADITIONAL APPLIED ARTS

The article deals with the preparation of the drawing of future artists of traditional applied art. The importance of teaching future artists of traditional applied art liner constructive and tonal academic drawings, and a decorative drawing that takes into account the specifics of different types of folk art.

Текст научной работы на тему «Специфика обучения рисунку в институте традиционного прикладного искусства»

SOCIAL SCIENCES

SPECIFICS OF DRAWING TRAINING AT THE INSTITUTE OF TRADITIONAL APPLIED ARTS

Dunaeva N.

Ph.D., assistant professor ofprofessional disciplines of the Moscow branch of the Higher School of Folk

Arts (institute)

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ В ИНСТИТУТЕ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО

ИСКУССТВА

Дунаева Н.Ю.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры Профессиональных дисциплин Института традиционного прикладного искусства - Московского филиала Высшей школы народных искусств (академия)

Abstract

The article deals with the preparation of the drawing of future artists of traditional applied art. The importance of teaching future artists of traditional applied art liner constructive and tonal academic drawings, and a decorative drawing that takes into account the specifics of different types of folk art.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы подготовки по рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства. Подчёркивается важность преподавания будущим художникам традиционного прикладного искусства как линейно-конструктивного и тонального академических рисунков, так и декоративного рисунка, учитывающего специфику разных видов народного искусства.

Keywords: Traditional applied art, academic drawing, linear-constructive pattern, decorative graphics, styl-ization.

Ключевые слова. Традиционное прикладное искусство, академический рисунок, линейно-конструктивный рисунок, декоративный рисунок, стилизация.

Рисунок - базовый, основополагающий предмет в художественном вузе любого профиля. Он нужен художникам станкового искусства, скульпторам, дизайнерам, архитекторам и конечно художникам прикладного искусства. Без серьёзной подготовки по рисунку невозможны успехи в живописи, скульптуре и других художественных дисциплинах. Рисунок тесно связан с основным предметом в художественном вузе - композицией или проектированием.

В институте традиционного прикладного искусства - Московском филиале Высшей школы народных искусств (академия, Санкт-Петербург) рисунку уделяется большое внимание. Институт ведёт подготовку по четырём специальностям традиционного прикладного искусства: художественной вышивке, художественной росписи по металлу и папье-маше, художественной росписи ткани и ювелирному искусству.

Студенты, поступающие на первый курс по программам бакалавриата, не всегда имеют среднее художественное образование. Поэтому в институте в первом семестре много времени уделяется таким важным темам как «Рисование простых геометрических тел» (куб, конус, шар), «Рисование натюрморта с простыми геометрическими телами», «Рисование натюрморта из предметов быта», «Рисование драпировки». На занятиях по академическому рисунку отрабатываются навыки построения различных по форме трёхмерных предметов на двухмерной плоскости листа бумаги по законам линейной перспективы. Используя вначале, различный

нажим карандаша, студенты учатся передавать пространство и выявлять форму предметов в линейно -конструктивных рисунках, в которых форма строится без передачи светотональных отношений линиями различной величины и силы, нанесёнными с учётом точного выявления объёма предмета. В таких рисунках отсутствуют светотональные отношения, но изображение должно быть узнаваемым -верным по пропорциям, аналитическим, убедительно раскрывающим сущность формы предмета. Целью линейно-конструктивного аналитического рисования является развитие у студентов пространственного видения.

В Институте традиционного прикладного искусства - Московском филиале Высшей школы народных искусств (академия) - работе над линейно-конструктивным аналитическим рисунком отводится достаточно большое количество времени в программах по академическому рисунку. Перед выполнением длительных рисунков с натуры - цветов, чучел птиц и животных, предметов быта, натюрмортов, гипсовых голов — обязательно выполняются аналитические линейно-конструктивные рисунки, позволяющие точнее выявить форму предметов.

Линейно-конструктивный рисунок важен в обучении будущих художников традиционного прикладного искусства, ведь им предстоит в своём творчестве постоянно учитывать форму предмета при создании на ней декоративного узора (художник, расписывающий изделия из глины, дерева, ме-

талла или папье-маше; художник косторезного искусства). При проектировании ювелирных изделий, росписей или вышивки на одежде, художник должен учитывать то, как созданное им изображение будет располагаться в дальнейшем на объёмной форме. В этом заключается принципиальное отличие задач, стоящих перед художником традиционного прикладного искусства, и художником станкового искусства.

Важнейшей частью курса академического рисунка являются различные по сложности длительные задания. Натюрморты, в которых часто используются предметы и драпировки, украшенные орнаментом, гипсовые головы и фигуры, натурщики в народных костюмах в предметной среде, подробно рисуются карандашом и в мягких материалах. Много времени уделяется рисованию цветов и растений, так как их изображения присутствуют в проектах всех четырёх выпускающих кафедр института. Цветы и растения студенты рисуют как в аудиториях, так и на практике в Ботанических садах Москвы.

Помимо академического рисунка в институте традиционного прикладного искусства преподаётся специальный курс декоративного рисунка или декоративной графики, необходимый в обучении художников традиционного прикладного искусства. Декоративный рисунок — это создание на листе бумаги методом художественной стилизации декоративного образа любых предметов и фигур окружающего мира с учетом законов композиции и выразительных средств графики.

Художник традиционного прикладного искусства никогда не использовал мотивы природы для украшения предметов без какой-либо степени стилизации. Стилизация, преобразующая реальный облик изображаемого, всегда достигается его обобщением. Цель стилизации — представить обобщённый и упрощённый образ изображаемого предмета, что позволяет сделать мотив более понятным, максимально выразительным для зрителя, что при этом важно, — удобным для его исполнения художником [3, с. 28-29].

Выбирая различные варианты стилизации природного мотива, мастер обязательно учитывал материал, на который наносилось изображение и место, отведённое для декора. При этом изображение цветов, плодов, зверей и людей могло быть им упрощённо стилизовано или передано в натуралистической манере или же, при необходимости, усложнено.

Помимо навыков стилизации натуры, будущим художникам традиционного прикладного искусства необходимо также свободно владеть приемами специального рисунка — декоративного, или декоративной графикой. Графическое изображение является в настоящее время одним из основных средств художественного проектирования.

Декоративный рисунок, необходимый в обучении художников традиционного прикладного искусства, имеет как черты сходства с академическим рисунком, так и отличия от него. Декоративный рисунок можно выполняется как на белой, так и на

цветной бумаге, обычно серого или бежевого цвета. В декоративном рисунке на двухмерной плоскости листа бумаги создаётся линейно-плоскостное изображение трёхмерных предметов и условно (плос-костно) трактуется пространство. Изображение в декоративном рисунке получается контрастным, так как в основном, используются сочетания белого и черного, серое создаётся с помощью нанесения первоэлементов изображения (пятен, линий, штрихов, точек) в различных сочетаниях на плоскость бумаги.

Перед студентом ставится задача - декоративно переработать натуру, используя метод художественной стилизации, преобразовать её с помощью обобщения. Он должен создать творческую работу на основе ранее выполненного длительного академического рисунка, используя в различных сочетаниях выразительные средства графики: точку, линию, пятно, штрих, учитывая при этом свойства поверхности бумаги (гладкая белая, тонированная, фактурная). Работу в заданном формате листа (обычно А-2), обязательно предваряют эскизы, в которых ведётся поиск наиболее выразительных композиционных решений и различных приёмов изображения. Эскиз, по которому будет вестись дальнейшая работа обязательно утверждается преподавателем.

Курс декоративного рисунка, также, как и курс академического рисунка, рассчитан на весь период обучения студента. Декоративные работы выполняются после завершения длительных подробных рисунков, выполненных обычно карандашом. Декоративно изображаются цветы и растения, насекомые и птицы, различные по сложности натюрморты, натурщики в предметной среде.

На старших курсах в заданиях по декоративному рисунку учитывается специфика выпускающих кафедр института. Например, в работах студентов отделения художественной вышивки используются приёмы, повторяющие или напоминающие технологические элементы вышивки: настилы, стежки, контуры, геометрические формы, перевить нитей и т.д. На отделении художественной росписи ткани в декоративных рисунках часто применяются фактуры, контуры, напоминающие приёмы свободной росписи ткани, холодного и горячего батика.

Задания по декоративному рисунку способствуют развитию фантазии, декоративному осмыслению формы, формируют творческое мышление и индивидуальность будущего художника в области традиционного прикладного искусства. Выполняя эти задания, студенты впервые переходят от решения общехудожественных задач к освоению знаний, непосредственно связанных с их будущей профессией.

Таким образом, чёткая отработанность технических навыков рисования, умение использовать различные материалы и инструменты, творческое переосмысление реальной действительности, умение художественно стилизовать её в декоративно-условную форму, методическая последовательность выполнения учебного задания по рисунку

независимо от его вида (пленэрная или аудиторная работа) под руководством преподавателя как профессионала не только в области искусства рисунка, но и в сфере традиционного прикладного искусства, способствуют формированию у студентов теоретического (творческого) мышления, графической профессиональной культуры, соотнесенной с конкретным видом традиционного прикладного искусства, и успешной реализации художественно-творческой идеи дипломной работы через её графическое изображение.

Всё выше сказанное в дальнейшем будет способствовать успешной творческой работе художника традиционного прикладного искусства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дунаева Н.Ю. Обновление содержания и методов обучения рисунку // Высшая школа народных искусств: инновационная модель непрерывного профессионального образования: коллективная монография / под общ. ред. В.Ф. Максимович. - СПб: ВШНИ, 2014. С. 52-62.

2. Дунаева Н.Ю. Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2013. — 22 с.

3. Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства: От древнейших времен до наших дней [с прил. ст. Ж. Гассио-Талабо о дизайне] / пер. с франц. — М.: Искусство, 1982. — 578с.

ON INCREASING THE EFFECTIVENESS OF INVESTMENTS IN MEASURES TO REDUCE DEATHS IN ROAD ACCIDENTS AND IN THE ATMOSPHERE OF LARGE CITIES

Azarov V.,

Leading Expert FSUE "NAMI" Kutenyov V.

Expert Council Chairman, Doctor of Engineering Science, Professor, Honored Worker of Science of the

Russian Federation FSUE "NAMI"

О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОКРАЩЕНИЮ ГИБЕЛИ ЛЮДЕЙ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ И ПРИ ЗАГРЯЗНЕНИИ АТМОСФЕРЫ КРУПНЫХ ГОРОДОВ

Азаров В.К.,

Ведущий эксперт ФГУП «НАМИ» Кутенёв В.Ф.,

Председатель Экспертного совета, док. тех. наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации ФГУП «НАМИ»

Abstract

The paper analyzes and considers the most effective methods of modern automobile transport development for reduction in people mortality as to integrated structural safety (passive, active and environmental).

Аннотация.

В статье анализируются и рассматриваются наиболее эффективные методы развития современного автомобильного транспорта для снижения гибели людей по комплексной конструктивной безопасности (пассивной, активной и экологической).

Keywords: automobile transport, complex (integrated) safety, road accidents, environmental safety, particu-late matters.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, комплексная безопасность, дорожно-транспортные происшествия, экологическая безопасность, твердые частицы.

Современная мировая цивилизация в своем развитии, имеет две основные проблемы, по причине которых по данным Организации Объединенных Наций (ООН) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ежегодно гибнет от 2,5 до 4,5 млн. человек, из-за использования автомобильного транспорта [1, с. 4; 6, c. 7].

Первая причина - это дорожно-транспортные происшествия (ДТП).

Стратегической целью развития современного автомобильного транспорта в любом государстве, является удовлетворение потребностей экономики и общества в качественных транспортных услугах.

В Российской Федерации (РФ), из-за специфических климатических особенностей и географически-территориального размещения городов и поселков транспорт играет одну из важных ролей в экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.