Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ КАРАНДАШНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА-ХУДОЖНИКА'

ЗНАЧЕНИЕ КАРАНДАШНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА-ХУДОЖНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
книга / графика / творчество / иллюстрация / карандашная иллюстрация / рисунок / эскиз / учебная дисциплина / цвет / Book / graphics / illustration / pencil illustration / drawing / sketch / academic discipline / color

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюкавкин Сергей Дмитриевич, Вольгушев Антон Евгеньевич

В статье рассматривается карандашная иллюстрация и ее особенности в качестве учебного задания по иллюстрированию художественного произведения в рамках дисциплин «Ручная и печатная графика», «Книжная графика». Занятия по созданию иллюстраций к литературному произведению на уроках изобразительного искусства в школе направлены, в первую очередь, на поддержание интереса у детей и подростков к книге и культуре ее оформления. В этой связи особое значение при обучении студентов имеют задания, связанные не только с собственно иллюстрированием, но и с освоением новых графических техник и технологий, изучением теории и практики композиции, а также с апробированием творческого процесса в целом. Необходимо отметить особую роль цвета в графическом искусстве, и книжной иллюстрации, в частности. Рассматривая творчество мастеров отечественной книжной графики, автор приходит к выводу об условном значении цвета в их иллюстрациях независимо от использованных материалов (акварель, пастель, карандаш). В статье приведены виды карандашной иллюстрации, даны характеристики инструментов и материалов, проведены практические советы, позволяющие избежать многих ошибок в работе по созданию иллюстрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses pencil illustration and its features as a training task for illustrating a work of art within the discipline "Manual and printed graphics". Classes on creating illustrations for a literary work in art classes at school are aimed primarily at maintaining the interest of children and adolescents in the book and the culture of its design. In this regard, tasks related not only to illustrating proper, but also to mastering new graphic techniques and technologies, studying the theory and practice of composition, as well as testing the creative process as a whole are of particular importance in teaching students. It is necessary to note the special role of color in graphic art, and book illustration in particular. Considering the work of the masters of Russian book graphics, the author comes to the conclusion about the conditional meaning of color in their illustrations, regardless of the materials used (watercolor, pastel, pencil). The article presents the types of pencil illustrations, gives the characteristics of tools and materials, provides practical tips to avoid many mistakes in the work of creating illustrations.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ КАРАНДАШНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА-ХУДОЖНИКА»

5. Томилин, К.Г. Подготовка специалистов для сферы туризма: мировой опыт / К.Г. Томилин // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. -2015. -№4(2). - С. 123-127

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168373/al92ca7fD4462321b7d8b446134226efff51584c/ (Дата обращения 25.04.2022)

Педагогика

УДК 378.2

магистрант Тюкавкии Сергей Дмитриевич

Высшая школа дизайна и искусств Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск); руководитель, кандидат педагогических наук, доцент Вольгушев Антон Евгеньевич Высшая школа дизайна и искусств Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

ЗНАЧЕНИЕ КАРАНДАШНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА-ХУДОЖНИКА

Аннотация. В статье рассматривается карандашная иллюстрация и ее особенности в качестве учебного задания по иллюстрированию художественного произведения в рамках дисциплин «Ручная и печатная графика», «Книжная графика». Занятия по созданию иллюстраций к литературному произведению на уроках изобразительного искусства в школе направлены, в первую очередь, на поддержание интереса у детей и подростков к книге и культуре ее оформления. В этой связи особое значение при обучении студентов имеют задания, связанные не только с собственно иллюстрированием, но и с освоением новых графических техник и технологий, изучением теории и практики композиции, а также с апробированием творческого процесса в целом. Необходимо отметить особую роль цвета в графическом искусстве, и книжной иллюстрации, в частности. Рассматривая творчество мастеров отечественной книжной графики, автор приходит к выводу об условном значении цвета в их иллюстрациях независимо от использованных материалов (акварель, пастель, карандаш). В статье приведены виды карандашной иллюстрации, даны характеристики инструментов и материалов, проведены практические советы, позволяющие избежать многих ошибок в работе по созданию иллюстрации.

Ключевые слова: книга, графика, творчество, иллюстрация, карандашная иллюстрация, рисунок, эскиз, учебная дисциплина, цвет.

Annotation. The article discusses pencil illustration and its features as a training task for illustrating a work of art within the discipline "Manual and printed graphics". Classes on creating illustrations for a literary work in art classes at school are aimed primarily at maintaining the interest of children and adolescents in the book and the culture of its design. In this regard, tasks related not only to illustrating proper, but also to mastering new graphic techniques and technologies, studying the theory and practice of composition, as well as testing the creative process as a whole are of particular importance in teaching students. It is necessary to note the special role of color in graphic art, and book illustration in particular. Considering the work of the masters of Russian book graphics, the author comes to the conclusion about the conditional meaning of color in their illustrations, regardless of the materials used (watercolor, pastel, pencil). The article presents the types of pencil illustrations, gives the characteristics of tools and materials, provides practical tips to avoid many mistakes in the work of creating illustrations.

Key words: Book, graphics, illustration, pencil illustration, drawing, sketch, academic discipline, color.

Введение. В образовательном процессе на художественно-педагогическом факультете современного вуза занятия, связанные с разработкой книжной иллюстрации, имеют большое образовательное и воспитательное значение. Особую роль в этом играют произведения книжной графики, которые создаются специально для детей. Иллюстрация - это первый вид искусства, с которым сталкивается ребенок, ведь книга входит в жизнь ребенка еще до того, как он научился читать и писать [3, С. 8]. Иллюстрирование - интереснейшая и не простая задача для художника, прежде всего по разнообразию выбора техник и материалов, подходящих для конкретных видов и жанров литературного произведения. В качестве учебного задания иллюстрирование текстов способствует развитию воображения у учащихся, а также расширению выразительных возможностей используемых ими графических техник.

Обращаясь к истории книжной иллюстрации, мы наблюдаем, как несколько поколений художников посвятили себя искусству книжной графики. За последние десятилетия классические традиции иллюстрирования претерпели существенное обновление и развитие. С возникновением новых графических техник выполнения художники активно стали применять новые приёмы в работе, пробовать новые пластические решения и стили. При этом технология и инструменты постоянно совершенствуется. Среди используемых техник обнаруживаем преобладание печатной графики (гравюры), иллюстрации, выполненные тушью, красками или в смешанных техниках. Цветной карандаш в книжной графике возникает позже других техник - во второй половине XX века [4].

Художники-иллюстраторы прошлого и настоящего, имея индивидуальные запросы, обращаются к цветным карандашам благодаря их несомненным достоинствам. Так данная техника обрела признание многих художников по всему миру, которые выбрали её для своих работ.

Изложение основного материала статьи. Как известно, в основе создания книжной иллюстрации лежит взаимодействие чёрного и белого, а ее облик во многом зависит от белого фона печатной страницы. Рисунок любой иллюстрации строится с использованием основных выразительных средств: линии, штриха и пятна. Также часто используется цвет, который в книжной графике существует в виде цветной линии, цветных точек и пятен, цветного штриха или их сочетаний [2].

Не смотря на то, что иллюстрация тесно связана с литературным текстом, её создание - это, прежде всего, творческий процесс, творческое переосмысление художником произведения. Поэтому не столько важно, что показать, сколько - как показать, как выразить графическими средствами литературную основу.

Особенностью процесса создания иллюстраций является непременное условие работы по представлению. В этом данная дисциплина сродни предмету «композиция», где автор последовательно движется от замысла к его воплощению. Специфика иллюстрирования предполагает наличие нескольких произведений образующих графическую серию, объединенных общим стилем. Здесь «стиль как совокупность признаков, характеризует индивидуальную манеру художника...» [1, С. 24].

Художественно-педагогическое образование обладает необходимыми ресурсами в подготовке студентов в сфере рисунка, живописи, композиции, печатной графики и методики преподавания. На художественно-педагогическом факультете делу создания иллюстрации отведено в программе свое место. Наряду с учебными дисциплинами общехудожественного цикла в учебном плане ВШ ДИ (Высшая школа дизайна и искусств) студенты изучают такие дисциплины как: «Основы композиции (пропедевтика)», «Современные технологии и методики обучения графике», «Ручная и печатная графика» и «Книжная графика», которые позволяют проводить занятия по книжной иллюстрации.

В качестве учебного задания студенческая иллюстрация представляет собой творческую работу, предполагающую выполнение графической серии в любой из имеющихся в распоряжении студента техник: рисунок пером, маркером, карандашом, эстамп (гравюра, офорт, монотипия) или с применением компьютера. Книжная графика требует от студентов значительных затрат времени, активно задействует аналитическое мышление, раскрывает творческий потенциал и развивает профессиональные навыки.

Сравнительно позднее появление карандашной иллюстрации (особенно это касается нашего времени) связано с возможностью перевода цифрового изображения или фотографии рисунка на бумагу. Как направление книжная иллюстрация имеет свой потенциал для развития.

Несмотря на то, что карандашных иллюстраций в творчестве известных художников, которые можно использовать в качестве наглядного материала на занятиях, не так много, важно изучить их опыт иллюстрирования, знать историю иллюстрации в целом. На сегодня известно множество примеров творчества известных иллюстраторов, как советского периода, так и нашего времени. Тематическое многообразие, многоплановость сюжетных решений, богатство композиционных и технических приемов характеризуют рисунки таких советских мастеров карандашной иллюстрации, как: С.А. Алимов, Б.М. Басов, В.Н. Горяев, Б.А. Дехтерев, А.И. Зыков A.B. Кокорин, В.И. Курдов, А.Ф. Пахомов,

B.Д. Пивоваров,А.Г. Тышлер, Д.А. Шмаринов [4].

К известным современным авторам, развивающим карандашную иллюстрацию, относятся: Д.Д. Гордеев, A.A. Тюрин,

C.Г. Гонков и многие другие.

Наглядный материал способен мотивировать учащихся на создание новых работ, может служить для студентов профессиональным ориентиром. Рассматривая работы художников книги, можно заметить, как, используя один и тот же материал, рождаются совершенно уникальные работы. Каждый автор делает упор на определенные средства выразительности: один делает изображение более условным и простым, другой - более детализированным и сложным. Каждый художник имеет свой узнаваемый и уникальный творческий почерк, отражающий индивидуальность своего создателя, в первую очередь, его понимание задач работы с книгой.

Карандашный рисунок имеет свои преимущества и недостатки.

К преимуществам карандашной иллюстрации можно отнести доступность материалов и технологически более простой процесс выполнения. Необходимо отметить более простой характер обучения рисунку цветными карандашами, поскольку работа твердыми и мягкими графическими материалами уже лежит в основе таких дисциплин как рисунок и композиция. Карандашным работам свойственны мягкость и деталировка различной степени сложности. Карандаши удобны тем, что можно сделать очень плавный переход от тени к свету, сочетать цветовые заливки пятнами и линейную графику. К недостаткам карандашной работы можно отнести меньшую яркость и насыщенность, по сравнению с печатной графикой и работами, выполненными тушью.

Создание серии иллюстраций, как и любое творческое задание, имеет свою последовательность работы, которой следует придерживаться во избежание серьезных ошибок.

Этапы работы над созданием серии иллюстраций:

- выбор студентом художественного произведения (классический список - проза, поэзия, детская литература);

- знакомство с литературным произведением, обозначение в нем ключевых мест;

- изучение опыта иллюстрирования данного произведения другими художниками (аналоги и прототипы). Внимательно изучить то, что в избранной учащимися теме работали и открыли другие художники-иллюстраторы. Становится ясно, согласно какому изобразительному принципу решена та или иная задача у художников, работавших над этой темой ранее. Параллельно с изучением опыта предшественников исследовать и собирать материал по произведению - это помогает выявить собственный подход в решении темы и вырабатывает самостоятельное отношение к материалу;

- отбор наиболее значимых фрагментов сюжета;

- поисковый этап, создание набросков и эскизов к отобранным сюжетам. Эскиз диктует нам выбор материала и техники, так в одном случае выгодным может оказаться ручная техника, а в другом печатная техника. На основе поискового материала выстраивает зрительный ряд, формирует итоговый замысел, как всей серии иллюстраций, так и отдельно взятой;

- выбор общего материала, техники (рисовальные или печатные техники) и средств выразительности (линия, штрих, пятно или комбинация средств, наличие цвета) для всей серии;

- приведение к единому стилю в оформлении иллюстрации.

При выборе сюжета, основную сложность для студентов составляет представление времени действия событий, костюмов участников события и окружающего пространство персонажа. Для воссоздания историко-географических особенностей того или иного времени, студент должен иметь определенный багаж знаний. Для иллюстратора важно также обратить внимание на характер, внешность, поведение и действия героев сюжета. Все это должно быть грамотно выражено в композиции [3, С. 10].

Этапы работы над отдельно взятой цветной карандашной иллюстрацией таковы:

- Создание поисковых набросков, композиционных и цветовых эскизов к выбранному сюжету. Цветные карандаши не любят, когда бумага травмирована ластиком, поэтому эскиз лучше делать на отдельном листе, а потом переносить его на чистовик любым удобным способом. Цветовой эскиз позволяет найти цветовые отношения, определиться с палитрой и отобрать те карандаши, которые будут больше всего нужны для работы.

- Композиционное решение, определение и расположение первостепенных и второстепенных объектов, планов в иллюстрации, определение композиционного центра, динамика и ритм в изображении, учитывается формат и материал выполнения работы.

- Перенос или перерисовка изображения с эскиза на чистовик, графическая и цветовая проработка иллюстрации. Когда мы работаем цветными карандашами, то линии штрихов у нас остаются, поэтому лучше накладывать штрих по форме предмета так, чтобы они выявляли фактуру самих предметов (например, подчеркивают направления волокон древесины, тканей, на волосах штрихи подчеркивают движение волос и т.д.). Штриховка не по форме способна разрушить эту форму.

- Корректировка изображений в соответствии с их стилистикой и первоначальным замыслом. Работу нужно стараться вести сразу по всей поверхности, если в каком-то месте не хватает тона или деталей, мы добавляем туда необходимое, а потом сравниваем его со всей остальной поверхностью работы, чтобы это место не вылезало и не выбивалось из общей композиции.

- Завершающий этап: работа над мелкими деталями.

Материалы для создания карандашной иллюстрации самые простые и доступные: бумага (чертежная и офсетная), твердые графические материалы грифельные чернографитные карандаши, цветные карандаши, или мягкие графические материалы соус, уголь, ластик и др. Иллюстрации сделанные углем, отличаются большей контрастностью черного и белого.

Цветные карандаши подобно краскам представляют широкую цветовую гамму. Не смотря на то, что на цветных карандашах отсутствует маркировка твердости и мягкости (Т, ТМ, М) как у простых карандашей, они имеют номер, определяющий различие по цветовой гамме, а также маркер, указывающий на вид карандаша (восково-масляные, графитовые или акварельные), что служит помощью студентам при выборе основных цветов для своей работы.

Важно учитывать, что процесс создания цветной карандашной иллюстрации более долгий и сложный, чем создание черно-белой иллюстрации. Для того чтобы создать необходимый цвет и тон, необходимо использовать несколько разных карандашей (как хроматические, так и ахроматические), в то время, как в черно-белом рисунке хватит одного карандаша для создания разного тона и контрастов. Важно понимать, что цветные карандаши, в отличие от простых, стираются плохо, то лучше сразу не перетемнить, а наращивать тон постепенно.

Чтобы на профессиональном уровне выполнить графическую серию, необходимо знать законы и правила композиции, иметь навыки работы с линией, штрихом, пятном. В процессе работы над эскизом, идет согласование результата с преподавателем. После того, как эскиз утвержден и выбрана техника, студенты переходят к исполнению иллюстрации.

Занятия по созданию иллюстрации предполагает самостоятельное выполнение множества натурных зарисовок, чем больше натурных образов исследует и открывает для себя учащийся, тем больше его опыт и универсальность как художника-иллюстратора.

Главная сложность черно-белой графики в том, что в этой ахроматической гамме художник должен осмысливать все цвета. Все цветное богатство, все многообразие природы выразить черным и белым, грамотно использовать символизм и условность черно-белой графики.

В связи с малой яркостью материала, при создании карандашной иллюстрации, художники часто обращаются к цифровым технологиям и графическим редакторам, которые позволяют значительно усилить яркость и контраст изображения.

Хорошим помощником может послужить, например, сканер (как правило, принтер со встроенным сканером), с ограничениями под А4 и АЗ форматы. Сканер при правильных настройках выполняет роль преобразователя рисунка.

Он может усилить контраст цветного изображения, что очень важно для цветных карандашей, которые менее яркие, по сравнению с акварелью, тушью и другими материалами. Но самым интересным, на наш взгляд, преобразованием, является режим черно-белого сканирования, предназначенного для текста и черно-белых изображений. Данный режим способствует максимальному увеличению контраста черного и белого, что позволяет убрать различные оттенки серого, приблизив по выразительности карандашный рисунок к печатной графике.

Кроме того, используя сканер, художник может убрать ненужный фон, поля, чтобы иллюстрация ограничивалась границами рисунка, а не форматом бумаги.

Выводы. Таким образом, карандашную иллюстрацию можно считать относительно новым видом учебного задания по созданию книжной иллюстрации, имеющей множество особенностей и положительных качеств.

Несмотря на то, что в наше время люди стали читать меньше литературы, интерес к ней не уменьшился. Студенты художественно-педагогического факультета должны понимать, что настоящая книга несет значительный воспитательный потенциал, может стать нравственным ориентиром, где содержание тех или иных иллюстраций раскрывает принятые в обществе представления о хорошем и плохом, о добре и зле.

Художник-иллюстратор выступает как творец и соавтор писателя, он не просто отражает в своих рисунках мир литературного произведения, но и дает зрительное понимание событий и образов. Иллюстрирование в учебном процессе на художественно-педагогическом факультете позволяет образовывать межпредметные взаимосвязи литературы, истории искусства, изобразительного искусства и методики.

В настоящее время в области прикладной графики её традиционные виды (рисовальные и печатные) всё чаще вытесняются компьютерными программами. Влияние графических редакторов стало особенно заметным в полиграфии и книжной графике. И если в искусстве плаката, например, или в журнальной графике, нюансы передачи цвета, освещения, фактуры, созданные на экране компьютера и воспроизведенные при помощи компьютера, не играют особой роли, то иначе дело обстоит с книжной иллюстрацией. Ведь книга, если она действительно осознается как «друг и учитель», должна быть не только умной, но и красивой. Будущему педагогу-художнику важно помнить об этом всегда.

Литература:

1. Вольгушев, А.Б. Иллюстрация как учебная задача на художественно-педагогическом факультете / А.Б. Вольгушев // Сборник «Актуальные проблемы и перспективы развития художественно-педагогического и профессионально-художественного образования в отечественной и зарубежной теории и практике». - Хабаровск: ТОГУ. - 2019. - С. 22-27

2. Вольгушев, А.Б. Специфика использования цвета в станковой графике / А.Б. Вольгушев // Новые идеи нового века. -2020: Материалы XX Международной научной конференции. - Хабаровск: ТОГУ. -2020. -№ 3.

3. Тюкавкин, С.Д. Особенности работы над иллюстрацией на художественно-педагогическом факультете / С.Д. Тюкавкин, А.Б. Вольгушев // Актуальные проблемы и перспективы развития художественно-педагогического и профессионально-художественного образования в отечественной и зарубежной теории и практике: сборник научных трудов / под редакцией О.Б. Павленкович. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тихоокеанский государственный университет. - Хабаровск: ТОБУ. - 2022. - №5. - С. 8-16

4. Чегодаева, М.А. Книжное искусство СССР / М.А. Чегодаева. - М.: Книга, 1983. - 276 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.