XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НА УЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
УДК 7.036
Чичварина Ольга Георгиевна, Olga Chichvarina,
искусствовед, помощник председателя ВТОО «Союз художников России» по организационным вопросам, арт-директор издательско-торговой компании «Светалина» art historian, assistant ráairman of the «Russian Union of Artists» on organizational issues, art-director of the Publishing and Trading company «Svetalina»
ПОСТФИЛОНОВСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА Е.А. КИБРИКА (1930-1936).
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТИЛЯ
POSTFILONOV PERIOD E.A. KIBRIK'S CREATIVITY (19301936). PREREQUISITES FOR THE EMERGENCE OF THE STYLE
Аннотация: В период начала-середины 1930-х годов, в связи с уходом Е.А. Кибрика из «Коллектива мастеров аналитического искусства» - школы П.Н. Филонова, принципиальный отказ от его идеологических установок побудил молодого художника к поискам самовыражения в графическом искусстве, неизбежно изобилующим пробами и ошибками при создании серий иллюстраций к книгам «Смерть Вазир-Мухтара», «Невская повесть», «Падение Кимас-озера», «Тяжёлый дивизион», «Сказки А.С. Пушкина» и фронтисписа «Старая Франция». Задачи, которые ставил перед собой Е.А. Кибрик, касались обретения не только стиля, но и индивидуальной линии творчества, неподвластной всепоглощающему влиянию личности П.Н. Филонова.
Проблематика и цели исследования затрагивают профессиональные проблемы в решении серий графических работ из
ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ области искусства книги, вопросы обретения стиля в итоговой работе исследуемого периода - иллюстрациях к «Сказкам А.С. Пушкина».
Ключевые слова, графический стиль, проблемы изображения, литография, оформление книги, иллюстрация.
Abstract: In the period of the early to mid-1930s, due to the departure of E.A. Kibrik from the "Collective of Masters of Analytical Art" - the school of P. N. Filonov's principled rejection of his ideological guidelines prompted the young artist to search for self-expression in graphic art, which inevitably abounded in trials and errors in creating the series of illustrations for the books "The Death of Wazir Mukhtar," "The Story of Nevsky," "The Fall of Kimas Lake," "The Heavy Division," "The Tales of Alexander Pushkin" and the frontispiece "Old France." The tasks set by E.A. Kibrik concerned not only acquiring a style but also an individual line of creativity, not subject to the overpowering influence of P.N. Filonov's personality. Problematics and objectives of the study deals with the professional problems in solving the series of graphic works from the field of book art, the acquisition of style in the final work of the study period - illustrations for the "Tales of Alexander Pushkin".
Key words, graphic style, image problems, lithography, book design, illustration.
Абсолютно новый вид понимания в искусстве, заявивший о себе в первые десятилетия XX века, в начале тридцатых годов был подвержен изменениям в направлении угасания парадоксальных аналогий феноменологического сознания. Уже в конце двадцатых годов ХХ века плеяда великолепных мастеров, художников книги, закладывала реалистическую традицию в иллюстрирование литературных произведений, тем самым положив начало полувековой истории развития советской книжной иллюстрации, ставшей одной из эпох высшего подъёма этого искусства.
XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НА УЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Критики и историки искусства того времени единодушно объясняют расцвет литографии 1920-1930-х годов «вынужденным обращением к этому виду искусства как наиболее доступному в трудный период жизни страны, простому в технологии и дающему возможность тиражировать художественную продукцию» [1, с. 280], осуществляя на практике лозунг „Искусство - в массы"».
Такие первоклассные мастера, как К.И. Рудаков и Н.А. Тырса, А.Н. Самохвалов и В.М. Конашевич, В.В. Лебедев и А.Ф. Пахомов, Ю.Н. Петров, соревнуясь друг с другом, подняли советскую графику на высочайшую ступень развития в искусстве.
Участвуя в создании ленинградского Союза художников, находясь в окружении ярких и самобытных талантов, Е.А. Кибрик постепенно по-новому начинает осмысливать окружающую его жизнь и творческие проблемы.
Превалирующим значением для познания искусства, по мнению Е.А. Кибрика, стало в середине 1930-х годов внутреннее содержание художника, его духовное естество. И, создавая произведения изобразительного искусства, живописец, график, скульптор стремится отразить в нём свои воззрения на мир и Бытие. И в сознании мастеров искусство является не чем-то эфемерным, а откровением, способным вывести на новый уровень развития всё человечество.
Художественным критерием профессионального мастерства для Е.А. Кибрика являлось наличие в творчестве максимальной чуткости к явлениям реальности, глубинной и неординарной мысли, переработанной из жизненного опыта в яркие, запоминающиеся образы.
Е.А. Кибрик писал, что «через композицию художник выражает то, что заинтересовало, увлекло его в модели, то, из-за чего он стал её изображать», что «даже простое изображение модели становится художественным явлением только тогда, когда одухотворено идейным
ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ замыслом, реализованным через композицию» [2, с. 33]. Идейность искусства для Кибрика заключалась не только в выборе темы, но в первую очередь в отношении художника к жизни, широким понятиям и настроениям эпохи.
Фронтиспис к роману Ю.Н. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара» (1932), серии рисунков к книге «Невская повесть» (1933) Д.М. Лаврухина, иллюстрации к повести Г. Фиша «Падение Кимас-озера» (1933) при статичности и деформации форм теперь носят иной, нежели в филоновский период, графический характер.
Оформление книги «Смерть Вазир-Мухтара» создано Е.А. Кибриком в стилистической манере, характерной для им же исполненной серии акварелей «Подпоручик Киже». Приём изображения, талантливо найденный при работе над повестью Ю.Н. Тынянова, обнаруживает некую ограниченность в решении композиционных задач в целом.
«Падение Кимас-озера» - серия литографий Е.А. Кибрика, для которой характерна единая стержневая конструкция, выраженная в простой композиционной форме иллюстраций, технике исполнения в пуантилистической манере, единообразных на протяжении всей серии градациях света и тени, а также в стремлении графика подчеркнуть знаковую основу литографских листов. Фигуры людей ощутимы на уровне пластических форм, чувственная и психологическая сторона в изображаемых сценах просматривается незначительно. Приоритет в решении художественных задач отдаётся образу среды обитания героев и действию персонажей.
Графическое оформление книги «Невская повесть» (1933) Д.М. Лаврухина, созданное пером и тушью, может восприниматься как символическое решение иллюстраций на уровне знака-образа. В работах художника уже появляются новые творческие искания в стилистике графического языка. Иллюстрации к книге А.Г. Лебеденко
XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НА УЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Тяжёлый дивизион» (1934) - яркий тому пример. В них отчётливо видны предпосылки стиля и содержания будущих серий литографий: «Я с особой глубиной понял ценность метода „от общего", -вспоминает Е.А. Кибрик, - ценность цельного замысла, роль идеи, лежащей под внешностью вещи, „сверхзадачи", как говорил К.С. Станиславский» [3, с.71].
В иллюстрациях Е.А. Кибрика к книге А.Г. Лебеденко «Тяжёлый дивизион», повествующей о «событиях первой мировой войны вплоть до революции» [4, с. 30], особое внимание привлекает выявляющий для зрителя новый подход в иллюстрировании фронтиспис, носящий «пейзажный характер» [4, с. 30] и раскрывающий «у художника новые качества: способность не только показывать, не только изображать, но и волновать тем, что изображено» [4, с. 30].
Серию иллюстраций к «Тяжёлому дивизиону» художник строит по принципу чередования статичных, будто застывших во времени композиций с экспрессивными, динамичными. Разница подготовительных рисунков к иллюстрациям и оригиналов при всей композиционной схожести ощутима из-за различия в технике исполнения. Эскизы выполнены твердым карандашом на мелованной бумаге, манера исполнения лёгкая, почти воздушная. Оригиналы созданы в технике чёрной литографии, придавшей некоторым иллюстрациям серии особую тяжеловесность. Но несмотря на разнохарактерность серии в её исполнении Е.А. Кибриком, лаконичность и выработка стиля устремлялась в русло реалистического «живого» рисования, постепенно выходя из-под гнёта застывших статичных форм.
В поисках индивидуальной линии творчества Е.А. Кибрик обращался к пережитому лично им, к опыту реалистической школы рисования и к опыту авангардной филоновской школы. И ближе к
ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ середине 1930-х годов сумел обрести свою позицию в книжной графике.
Е.А. Кибрик говорил о равноправной, наряду с автором литературного произведения, самостоятельности прочтения описываемых событий. Художник-иллюстратор становился, по его мнению, соавтором, выступал «как современный толкователь книги» [5], выявляющий «свои акценты» [5]. Главное достижение серии иллюстраций к «Тяжёлому дивизиону» - это развитие художественного языка и стремление к преодолению неоднородности, эклектичности, присутствовавших в серии рисунков к книге Д.И. Лаврухина «По следам героя». Е.А. Кибрик обретает искомую цельность восприятия, единообразие форм, выраженных графической манерой.
В этот период Е.А. Кибрик в своих поисках стремится опираться на своё личное чутьё и ощущение пространства, исторических событий, человеческих характеров, поступков. Художник делал всё возможное для обретения наиболее точного способа выражения и позиции писателя, и личной точки зрения.
Филоновский принцип сделанности, соединённый со стремлением следовать реалистическим традициям, открыли для Е.А. Кибрика новый ракурс творчества, основанный на личном опыте художника. Серия исполнена иллюстратором в единой ключевой доминанте, основанной на светотеневой моделировке фигур, узнаваемом графическом почерке, ярких и запоминающихся портретных образах, выраженных в изображаемых сюжетах.
Каждая иллюстрация в книге названа определяющей содержание строкой из текста, о котором идет речь, органично дополняя тем самым замысел писателя.
Е.А. Кибрик ставил акценты на характерных для каждого персонажа чертах, будь то крестьянин, поп либо офицер - каждому
XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НА УЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ график придавал черты, наиболее ярко отражающие суть и характер изображённого.
В серии иллюстраций художник тонко чувствует время, его историческое содержание, наполненное беспрестанным движением по дороге, уводящей в неизвестное для путников будущее. Особая атмосфера грусти, которой наполнены литографские листы, погружает читателя в ушедшую эпоху. В композициях иллюстраций нет повторений, что существенно обогащает серию в целом, придавая ей разноплановость, при этом соблюдая единую стилистику художественного языка. Для Е.А. Кибрика эта серия явилась существенным шагом вперед. Определилось отношение художника к восприятию мира через литературные произведения.
Весьма интересными для исследования становятся карандашные рисунки, иллюстрирующие сюжеты «Тяжёлого дивизиона» А.Г. Лебеденко (из частного собрания Н.П. Николаева) и «Падение Кимас-озера» Г.С. Фиша (из собрания Государственного Русского музея).
Именно в них, в отличие от созданных Е.А. Кибриком впоследствии литографий, уже проявилась свобода самовыражения, которую мы можем наблюдать в иллюстрациях к «Кола Брюньону» и последующих работах, одной из которых стал фронтиспис к книге Роже Мартен Дю Гара «Старая Франция», изданной в кооперативном издательстве «Время» в Ленинграде (1934).
В одном из вариантов фронтисписа к повести (из частного собрания Н.П. Николаева) уже видны предвестники стиля, обретённого художником в работе над серией иллюстраций к «Кола Брюньон». Это и смешанная техника цветного рисунка, и динамичный штрих, пока при статичной композиции, это и описательный характер иллюстрации одного дня из жизни деревенского почтальона.
Е.А. Кибрик изобразил жизнь сельских жителей с их особенным деревенским укладом. Перед зрителем предстаёт пейзаж на закате дня,
ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ небо, насыщенное оттенками небесной лазури, колоритные жители деревни, ведущие тихую размеренную жизнь.
На реальной плоскости листа Е.А. Кибрик изобразил образ иной реальности, отождествляя слово писателя. Художник достиг намеченной цели в решении композиционной задачи построения пространства и среды, в которую погружены персонажи книги. На плоскости графического листа возникают формы, силуэты, объёмы, погружённые в цветовое пространство.
Следующей работой в творчестве Е.А. Кибрика стали «Сказки А.С. Пушкина», несмотря на то что к иллюстрированию пушкинских сказок обращались многие известные и талантливейшие иллюстраторы. Это И.Я. Билибин (1876-1942) и В.М. Конашевич (1888-1963), Б.А. Дехтерев (1908-1993) и А.М. Куркин (1916-2003), Н.А. Носкович (1911-1995) и многие другие. Каждый из этих художников рисовал в присущей ему манере, с индивидуальными стилевыми особенностями графического языка. Удивительный мир сказки и чарующих открытий не обошёл стороной и творчество Е.А. Кибрика. В цветных автолитографиях к изданию 1936 года [6], издательства «Художественная литература» в Ленинграде, проявилась новая грань личности художника, его собственное прочтение и трактовка героев.
Множество эскизов и вариантов создано Е.А. Кибриком к «Сказке о рыбаке и рыбке». Особая привязанность к ультрамарину в акварельных набросках придавала исканиям художника особый колорит. Кибрик работал поэтапно. Начинал с карандашных набросков, которые впоследствии воплощал в чёрно-белой литографии. Затем график постепенно доводил иллюстрации до совершенства, нанося акварельные слои поверх литографского оттиска. Отбирая лучшие из графических листов, созданных благодаря соединению различных техник исполнения (чёрно-белой литографии, акварели и белил),
XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НА УЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Кибрик в подготовительных вариантах определял лучший эскиз. И только затем мастер печатал автолитографии, используя максимальные возможности цвета.
Е.А. Кибрик с особой тщательностью прорабатывал детали: морские волны, чаек, парящих над водными просторами. Однако парадоксальность ситуации состояла в том, что в книжном издании синий цвет и ультрамарин, используемые в экспериментальных вариантах художника, были заменены на серый, что придало книге близость к монохромности, однако в сочетании с алым и охристым цветами. Лишь в созданном Е.А. Кибриком в 1939 году плакате к «Сказке о рыбаке и рыбке» удалось полностью воплотить задумку графика с активным использованием ультрамарина.
Наиболее удачные разработки иллюстрации художника к «Сказке о медведихе», так и не законченной писателем, касаются композиции на тему горюющего медведя, вокруг которого собрались все жители леса. Но в результате в издание «Сказки» А.С. Пушкина, напечатанное в 1936 году в издательстве «Художественная литература» в Ленинграде, вошла иллюстрация на сюжет нападения на медведиху.
В сказке «О мёртвой царевне и о семи богатырях» Е.А. Кибрика привлекла тема, раскрывающая образ мачехи царевны. Художником графическими средствами показаны сила и превосходство смотрящей на себя в зеркало царицы, держащей в руке длинные, ниспадающие, словно волны, пряди волос. Мерность композиции напоминает движение вырастающей морской волны. Но были и другие не менее интересные варианты, наполненные иным настроением отрицательной героини. Один из них - царица, сидящая на орнаментально украшенном троне.
В книгу вошла трёхцветная литография «Свет мой, зеркальце! скажи...», но по задумке художника предполагалось, что иллюстрация будет полноцветной, нарядной, праздничной. Сохранились
ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ карандашные наброски девушки, позировавшей Е.А. Кибрику для образа царицы, а также различные композиции, яркие и насыщенные по цветовой гамме. Варьировался цвет платья и фон иллюстрации. На некоторых эскизах присутствовал учёный кот, сидящий то в задумчивости у подола платья царицы, то на троне рядом с хозяйкой.
Небольшая, но ёмкая серия литографий Е.А. Кибрика, вошедшая в книгу «Сказки» А.С. Пушкина (хранится в библиотеке Государственного музея А.С. Пушкина в Москве), несмотря на некоторую тональную и цветовую приглушённость иллюстраций по сравнению с неизданными вариантами, обладает неоспоримыми достоинствами, выраженными в ярком, темпераментном движении штриха, в активной композиции, в экспрессии и особой пластике персонажей, выступающих здесь цельно и монолитно.
Подводя итог работе Е.А. Кибрика над сериями иллюстраций «Смерть Вазир-Мухтара», «Невская повесть», «Падение Кимас-озера», «Тяжёлый дивизион», «Сказки А.С. Пушкина» и фронтисписом к книге «Старая Франция», следует отметить, что единообразие стиля и художественного языка сложилось именно в серии цветных литографий к «Сказкам А.С. Пушкина», что даёт возможность говорить о сформированности образа мыслей художника и его восприятия литературного текста поэта. Характерной чертой здесь становится работа художника с натурой для создания образов героев сказок, что подчёркивает стремление Е.А. Кибрика к выработке творческого метода создания иллюстраций, повествует об эволюции творчества графика.
Библиографический список:
1. Безменова К.В. Советская литография 20-х годов // Советская графика. Вып. 6. - М.: Советский художник, 1981.
XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НА УЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
2. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве // Проблемы композиции: Сборник научных трудов: Учебное пособие / Рос. акад. художеств и др.; Сост. В. В. Ванслов, С. А. Гавриляченко, Л. В. Шепелев; Ред. В. В. Ванслов. -М.: Изобразительное искусство, 2000.
3. Кибрик Е.А. Работа и мысли художника. - М.: Искусство, 1984.
4. Халаминский Ю.Я. Евгений Кибрик. - М.: Изобразительное искусство, 1970.
5. Запись беседы с Е.А. Кибриком 16 ноября 1961 года
6. Пушкин А.С. Сказки / Редакция текста и статья М.К. Азадовского; автолитографии Е.А. Кибрика. - Л.: Гослитиздат, 1936.
© О.Г. Чичварина