ХУДОЖНИКИ-ГРАФИКИ УЗБЕКИСТАНА (1930 - 2020) Нурманов Э.А. Email: [email protected]
Нурманов Эркин Атамбаевич - доцент, кафедра миниатюры и книжной графики, Национальный институт художеств и дизайна им. Камалиддина Бехзода, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в этой статье рассматривается формирование и развитие книжной графики в Узбекистане. Творчество художников анализируется в хронологическом порядке разделяя каждое поколение художников на определенный период. В статье отражен творческий путь таких художников, как: И. Икрамов, В. Кайдалов, К. Башаров, А. Цигленцев, А. Бобров, А. Махкамов, которые являются яркими представителями каждого десятилетия Узбекистана. А также подчеркивается период расцвета искусства графики Узбекистана и его культурное значение. Ключевые слова: графика, иллюстрация, литература, искусство, книгопечатание, образы.
ARTISTS-GRAPHICS OF UZBEKISTAN (1930 - 2020) Nurmanov EA.
Nurmanov Erkin Atambayevich - Associate Professor, DEPARTMENT OF MINIATURES AND BOOK GRAPHICS, NATIONAL INSTITUTE OF FINE ARTS AND DESIGN NAMED AFTER KAMALIDDINBEKHZOD, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article discusses the formation and development of book graphics in Uzbekistan. Creativity of artists is analyzed in chronological order dividing each generation of artists for a certain period. The article reflects the creative path of artists such as I. Ikramov, V. Kaydalov, K. Basharov, A. Tsiglentsev, A. Bobrov, A. Makhkamov who are outstanding representatives of every decade of Uzbekistan. And the period of dawn also emphasizes the art of graphics in Uzbekistan and its cultural significance. Keywords: graphics, illustration, literature, art, typography images.
УДК 76.03/.09
Искусство книги славилось на востоке и их центрами являлись Самарканд, Бухара, Хива до XVIII века. А потом на смену рукописной книги в XK веке пришло искусство книгопечатания. К 70 годам XK века появляются первые наборно-печатные литографии - учебники, художественная и научная литература. Иллюстрированные книги появились в Узбекистана в 20 годы, когда в Ташкент приехали такие художники, как: В. Рождественский, Усто-Мумин, В. Кайдалов и другие, а первым национальным художником книги был И. Икрамов, который в 1929 году окончил Ленинградский Государственный художественно-педагогический техникум (ГХПТ) получил поощрительный диплом по специальности технический художник искусства и учитель изобразительного искусства. Возвратился в Узбекистан и начал трудовую деятельность в Уз.Гос.Издатате руководителем графического отдела. В это время широкое распространение получили сюжетно-тематические, предметно-тематические и шрифтовые книги. Во многих изданиях шрифт тесно связан с орнаментальными иллюстрациями. И. Икрамов уделял особое внимание элементам орнаментики это растительные геометрические узоры. Особенно это заметно в оформлении произведений Алишера Навои. Но со временем возрастает роль сюжетно-тематических иллюстраций, где литературные образы и события из жизни героев литературных произведений передаются в эмоциональном ключе с идейной нагрузкой. Книжная графика становится самостоятельным видом искусства,
обладающим своим художественным языком. В то время «коллектив секции графики союза художников Узбекистана, количественно был не велик, но отличался разнообразием и значительностью художников с яркой индивидуальностью». Так писал доктор искусствоведения Р.Х. Такташ в своей книге «Искусство Советского Узбекистана 1917-1972». Развитие книжно-издательского дела и полиграфической базы были не раз отмечены на международных и республиканских выставках и конкурсах. В искусстве книги явно прослеживались две тенденции декоративно-орнаментальные иллюстративные. В орнаментальные иллюстрации яркую страницу в искусстве книжной графики представляло творчество И. Икрамова. Он тонко понимал архитектонику книги, особенно в оформлении произведений классиков Узбекской литературы, где он стремился к гармонии каждого произведения к ясном компазиционности и эмоциональной звучности художественного образа, органичности орнамента и шрифта к передаче национального колорита. Тенденции переплетения декоративно-орнаментальных и иллюстративных элементах прослеживаются в работах в следующих поколениях. Примером тому являются такие художники, как: К. Башаров, М. Кагаров, А. Бобров, А. Махкамов Г. Ли и другие, но в своём творчестве они ищут новые художественные пути для создания психологических художественных образов это многофигурные композиции, где раскрываются узловые моменты того или иного литературного произведения, где главной задачей ставится передача характерных особенностей героев книги. Ярким представителем искусства книги был народный художник Узбекистана Кайдалов Владимир Ельпидифорович (1907-1985 годы), который родился в городе Барнаул. С 1927 по 1930 годы он учился в Ленинградской художественной студии Ассоциации художников АХРР. С 1921-1923 годы он занимался в студии А.Никулина В Барнауле у известной художницы Е. Коровой в АХРР с 1927-1930 годы он учился у Е.М. Чепцова, М. Авилова, И. Дроздова. С 1930 по 1931 он становится членом молодёжной организации «Ассоциация художников революции», уже в 30 годы он начал работать, как художник график и плакатист, и художник книги. В 1932 году он приезжает в Ташкент. В эти годы он много работает над созданием иллюстрации к произведениям Навои, но наибольшую известность получил «портрет А.Навои» ставший эталоном. В 1958 году он создаёт иллюстрации к народному эпосу Алпомыш, а также иллюстрирует такие произведения как «Бабур Номе», «Кирк-киз», «По волчьему следу» писателя М. Шевердина, «Пропою гнева» известного Узбекского писателя Я. Ильясова, а так же «Лейли и Меджнун». Во всех своих произведениях он вдохновлялся историей, культурой и природой Узбекистана. В каждой работе он мастерски передавал национальный колорит, характерные черты, того или иного произведения. В годы Великой отечественной войны В.Е. Кайдалов был сам участником боёв за освобождения Маньчжурии от Японских войск, и поэтому убедительно отображал военные события на основе личных наблюдений. В рисунках, акварелях, литографиях значительное место занимает работа над созданием портрета А.Навои и его произведениями. Эти работы были посвящены 500 летию поэта и мыслителя Востока. С 1960 по 1980 годы он активно сотрудничал с журналом «Звезда Востока», для которого были созданы серии портретов классиков Узбекской литературы, таких, как: Г. Гулям, Х. Алимжан, Ф. Юлдашев. Всем произведениям В.Е. Кайдалова была присуща тяга к чеканно-ясной, классически - уравновешенной форме присущей торцовой гравюре, где каждая линия штриха требовала мастерства и точного расчета. В автолитографиях он отказывается от скульптурной трактовки и переходит на новую технику графики литографию изменяя изобразительный почерк. В новых трактовках объемов преобладает штриховка и светотеневая разработка, а так же стремление к повествованию.
Другим известным художником графиком был народный художник Узбекистана Кутлуг Башаров. Он родился в Алма-Ате (1925-2004). С 1951 года жил и работал в Ташкенте, а с 1953 по 1956 годы учился в Республиканском художественном училище
имени П.П. Бенькова у известного народного художника Узбекистана живописца М. Саидова и других. Как участник многих художественных выставок и конкурсов в 1965 году был принят членом Союзов художников СССР, был постоянным членом правления Союзов художников Узбекистана и председателем секции графиков. В 1972 и 1979 году был лауреатом республиканских премий за серии графических произведений. Им были созданы иллюстрации к книгам Б. Байкабулова «Встречи и расставания» в 1978 году, «Лучезарный караван» 1979 году, «Юность Алишера Навои» в 1980 году и многим другим известным литературным произведениям писателям Узбекистана. Многие художественные произведения Кутлуга Башарова были отмечены серебряной медалью Академии художеств СССР, бронзовой и золотой медалью выставки достижения народного хозяйства, а так же многочисленными дипломами конкурса искусство книги. Кутлуг Башаров внёс большую лепту в развитие станковой и книжной графики Узбекистана создавая иллюстрации ко многим произведениям классиков Узбекской литературы и героическим эпосам. Углубляясь в сущность литературной основы, он творил выразительные, яркие образы героев. Эти работы всегда отличало тщательность, выверенность и завершённость рисунка. Острая драматичность и поэтичность образов отличают его лучшие произведения. Разнообразные по тематике и по характеру, каждую его работу отличает индивидуальность изобразительного языка, изящество рисунка, яркость живописность образа. Воссозданные им литературные образы передают возможность проникнуть во внутренний мир героев произведений и несут личностные отношения художника. Так же наибольшую известность получили станковые произведения Кутлуга Башарова, это серии линогравюр и автолитографии, как например: «Медицина», «Хлопкоробы» и многие другие, где проявилось его способность через детали передать целое и создать лирические, монументальные образы. Значительными в творчестве Кутлуга Башарова стали гравюры, созданные к юбилею Алишера Навои, как например «Лейли и Меджнун» и другие, выполненные тонкой, светлой линией по чёрному фону, что соответствовало эстетике поэзии Алишера Навои. Наряду с активной творческой деятельностью Кутлуг Башаров занимался педагогической деятельностью его ученики стали известными графиками Узбекистана.
В эти же годы активным соратником Кутлуга Башарова был известный художник график Циглинцев Анатолий Андреевич (1927-1982) родился в городе Бирске, а 1954 году окончил Республиканское художественное училище Бенькова. Как активный и талантливый график в 1961 году он был принят в члены секции графики Союза художников Узбекистана. Наиболее известные его работы это иллюстрации к таким произведениям, как «Светоч» Х.Гулямова 1962 год, «А. Навои» Ойбека 1963 год, Узбекские народные сказки «Гнёт» А. Алматинской 1974 год и много других. До 1977 года А. Циглинцев активно сотрудничал с издательством «Гульхан». В каждой работе талантливый художник решал сложные задачи в передаче графических образов и событий литературных произведений делая акценты на главных эпизодах, стремясь к достоверности в раскрытии содержания той или иной книги и как можно более точно передавать психологическую характеристику главных героев. Изобразительный язык линогравюр Циглинцева стал действенным средством в создании эмоциального настроя и стилистического единства с текстом литературного произведения. Образы героев он изображает моменты конфликтов полных динамики и движения, а четкий выверенный язык линогравюр стал отличительной чертой творчества художника. В каждой иллюстрации он проявил себя сложившимся мастером, зрелым и своеобразным со своим индивидуальным графическим стилем и умением создавать монументальные образы. Произведения А. Циглинцева отличаются яркостью образа цельностью художественного, графического языка. Выразительность и многоплановость его иллюстраций А. Циглинцева отличает глубокая мысль и отточенное мастерство. Не зря его называли мастером графического репортажа, художником журналистом, умеющим передать взгляд художника своего времени.
Ещё одним талантливым представителем искусства книжной графики является Член союза журналистов Узбекистана (1977), Член академии художеств Узбекистана (1978), Заслуженный работник культуры Узбекистана (2008) Анатолий Андреевич Бобров, который многие годы (1983-2008) был главным художником издательства Гафура Гуляма в Ташкенте. Анатолий Бобров родился в восточном Казахстане в городе Усть-Каменогорска в таёжном горняцком городе Лениногорск ныне Риддер. Так повернулась судьба, что в Лениногорск прибыл ссыльный профессор архитектуры из Москвы Франц Феликсович Иванчук. Как человек деятельный профессор организовал в Лениногорске изобразительную студию. В этой студии Анатолий Бобров познал первые азы рисунка. К окончанию школы молодой Анатолий мастерски владел искусством рисунка. После школы поступил на музыкальное отделение педагогического института в городе Усть-Каменогорск. Но спустя 1 год обучения забирает документы и поступает в Ташкентский театрально-художественный институт им. А.Н. Островского, который окончил 1972 году, а уже 1973 году стал художественным редактором, а затем главным художником до 2008 года. Его графические работы, иллюстрации и оформленные книги экспонировались на республиканских и международных выставках книжной графики в городе Москве, а также на международных выставках в Италии 1978 году, Австрии и Монголии 1982 году. В Испании и во Франции 1983 году. В ФРГ в 1984 году.
На конкурсах «Искусство книги» в Москве (1976, 1977, 1979, 1981, 1983, 1986, 1987, 2008 годах) получил дипломы I, II, III степени. Заслужили общественное признание его иллюстрации книг Хамза, Каракалпакский эпос «Шахрияр», Индийский эпос «Рамаяна», Х. Алимджан «Семур», А. Мухтар «След руки», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Ч.Айтматов «И дольше века длится день», А.Навои «Хамса», «Узбекские народные сказки» и другие. Оригиналы данных книг (иллюстрации) закуплены Министерством культуры Республики Узбекистана. В каждой проиллюстрированной Бобровым А.А. книге он сумел добиться соединения литературных и графических образов, создавая их цельными, острохарактерными и психологическими. Умело сочетая национальный колорит, выявляя драматичность моментов и яркие характеры героев их духовный мир через внешнюю физическую красоту. Своеобразная манера изобразительного почерка карандашного рисунка это штрих, линия и цвет - всё подчинено выявлению главной идеи и сути того или иного литературного произведения в понимании художника. Глубина, многозначность и техника изобразительного мастерства отличает все произведения Боброва А.А. Каждая работа наполнена внутренним напряжением, экспрессией, а композиция отличается его неповторимым почерком, яркой индивидуальностью талантливого художника БоброваА.А.. Лучшие его произведения находятся во многих музеях, галереях, частных коллекциях не только Узбекистана, но и других стран.
Махкамов Абдукаххор Абдукадирович родился в 1947 году в городе Ургенче, а в 1966 году окончил Республиканское художественное училище имени П.П. Бенькова и в 1974 Ташкентский театрально художественный институт. Как одарённого и подающего надежны художника его оставили преподавателем на кафедре графики. Ещё будучи студентом он много участвовал на художественных выставках и сотрудничал с издательствами и в 1975 годы он был принят в члены Союза художников Узбекистана. С 1978 по 1981 годы преподавал в Республиканском художественном училище, а с 1982 по 1992 год был главным художником издательства «Чулпон». В эти годы он активно и плодотворно работает в книжной графике, участвует на конкурсах, художественных выставках. Так 1989 году на конкурсе «Искусство книги» Средней Азии Казахстана, которых проходил в Таджикистане за оформление книги «История Родины в рисунках» был награжден премией Камолиддина Бекзода, а в 1990 году за вторую книгу «История Родины в рисунках» награждён Государственной премией Абдуллы Авлони, в 1991 году был награждён медалью «Мустакиллик».
Под эгидой ЮНЕСКО в 1999 году состоялась персональная выставка графических работ Махкамова А.А.. За большие творческие успехи, оформление книги «Ипак йули» в 2002 году награждён дипломом «Энг улуг энг азиз». В центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана 2003 году прошла персональная выставка Махкамова А.А., на которой он продемонстрировал произведения созданные им за 30 лет творческой деятельности. В экспозиции выставки были представлены станковые графические произведения, а так же книжная графика, которые были выполнены в различных техниках и различных изобразительных направлениях от миниатюры до сложно композиционных произведений. Он с детства мечтал стать художником слушая народные сказки, притчи которые рассказывала ему мать и поэтому он много раз иллюстрировал Узбекские народные сказки в которых со знанием национальных традиций и историю своей Родины, всего очень точно и достоверно отражал суть того или иного произведения. Примером может служить одна из значительных его работ «Тайна Оламутского старца» в которой он сумел выразить всю силу своего таланта, не только как художника книги, но и живописца и мастера композиции.
Все вышеперечисленные художники Узбекистана являются лучшими представителями в искусстве оформления и иллюстрирования книги, так как каждый из них внёс огромный вклад в развитие изобразительного искусства Узбекистана, что подтверждают не только полученные ими премии, дипломы, награды, медали, но и многочисленные публикации.
Каждый из представленных художников продемонстрировал не только свои творческие возможности, но и показал свои взгляды на свое время. Разумеется вышепредставленные художники составляют лишь сотую часть художников, которые внесли огромный вклад в развитие искусства оформления книги, станковой графики и искусства Узбекистана в целом, которые достойны отдельного изучения и освещения.
Список литературы /References
1. Круковская С.М. Народный художник Узбекской ССР Искандар Икрамов [Текст]. Ташкент: [Госиздат узсср], 1955. 63 с.
2. Веймарн Б.В. Искусство Советского Узбекистана [Текст]: Очерки. Живопись. Графика. Скульптура / Б.В. Веймарн, Н. В. Черкасова; Акад. художеств СССР. Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств. Москва: Искусство, 1960. 119 с.
3. Мюнц М.В.. Кайдалов В.Е. [Текст]: Народный художник Узб. ССР / Науч.-исслед. ин-т искусствознания УзССР. Ташкент: Госиздат УзССР, 1954. 76 с.