Научная статья на тему 'Штрихи к творчеству Анвара Мамаджанова'

Штрихи к творчеству Анвара Мамаджанова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
176
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ХУДОЖНИК / ИСКУССТВО / ГРАФИКА / ANALYSIS / ARTIST / ART / GRAPHICS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Акбарходжаев Абдулазиз Ахмадходжаевич

В статье рассматривается путь творческого становления художника Анвара Мамаджанова как творца, обладающего неповторимым, изящным графическим почерком. Анализируется тончайшая графическая стилистика произведений и особый, тонкий, добродушный-озорной юмор автора буквально в каждом произведении. Вместе с этим подчёркивается роль традиционного художественного образования "Устоз-шогирд", который занимает особое место в художественной-образовательной культуре Узбекистана. В статье также анализируются крупные картины А. Мамаджанова и иллюстрации Национального духа узбекского народа и его вклад в художественное образование.The article discusses the path of the creative formation of the artist Anvar Mamadzhanov as a creator with a unique, elegant graphic style. The finest graphic stylistics of the works and the special, subtle, good-natured, mischievous humor of the author in literally every work are analyzed. Along with this, the role of the traditional art education "Ustoz-shogird", which occupies a special place in the artistic and educational culture of Uzbekistan, is emphasized. The article also analyzes large paintings by A. Mamadzhanov and illustrations of the National Spirit of the Uzbek people and its contribution to art education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Штрихи к творчеству Анвара Мамаджанова»

ШТРИХИ К ТВОРЧЕСТВУ АНВАРА МАМАДЖАНОВА Акбархожаев А.А. Email: [email protected]

Акбарходжаев Абдулазиз Ахмадходжаевич - доцент, кафедра миниатюры и книжной графики, Национальный институт художеств и дизайна им. Камолиддина Бехзода, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается путь творческого становления художника Анвара Мамаджанова как творца, обладающего неповторимым, изящным графическим почерком. Анализируется тончайшая графическая стилистика произведений и особый, тонкий, добродушный-озорной юмор автора буквально в каждом произведении. Вместе с этим подчёркивается роль традиционного художественного образования "Устоз-шогирд", который занимает особое место в художественной-образовательной культуре Узбекистана. В статье также анализируются крупные картины А. Мамаджанова и иллюстрации Национального духа узбекского народа и его вклад в художественное образование. Ключевые слова: анализ, художник, искусство, графика.

STROKES TO THE CREATION OF ANVAR MAMADZHANOV

Akbarhodjaev А.А.

Akbarhodjaev Abdulaziz Axmadhodjayevich - Assistant Professor, DEPARTMENT OF MINIATURE AND BOOK GRAPHICS, NATIONAL INSTITUTE OF FINE ART AND DESIGN NAMED AFTER KAMOLIDDIN BEKHZOD, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses the path of the creative formation of the artist Anvar Mamadzhanov as a creator with a unique, elegant graphic style. The finest graphic stylistics of the works and the special, subtle, good-natured, mischievous humor of the author in literally every work are analyzed. Along with this, the role of the traditional art education "Ustoz-shogird", which occupies a special place in the artistic and educational culture of Uzbekistan, is emphasized. The article also analyzes large paintings by A. Mamadzhanov and illustrations of the National Spirit of the Uzbek people and its contribution to art education. Keywords: analysis, artist, art, graphics.

УДК 76.01

DOI: 10.24411/2304-2338-2020-10608

Одним из наиболее сложных и ювелирно тонких видов изобразительного искусства является графика. Графика Узбекистана имеет богатую историю и уникальные традиции. С начала ХХ-го века в Узбекистане была создана школа графики, в которой плодотворно работали замечательные художники. Они были очень эффективны практически во всех видах графики и внесли значительный вклад в развитие национального искусства графики.

В Узбекистане во второй половине 1990-х гг. мы можем наблюдать большое количество творческих поисков, особенно в живописи. Обращение к национальным традициям, историческому и национальному наследию сделало его более актуальным для художников. Однако этот принцип не был отражен в графике. За годы независимости, за исключением каллиграфов, графика не уделяла много внимания нашему культурному наследию. То есть графики не пытались создавать произведения, основанные на духовных потребностях общества, в соответствии со временем. И поэтому в последние годы стало очевидным, что графика отстает от других видов изобразительного искусства.

Отказавшись от своих традиционных представлений о графическом искусстве, появились новые формы и художественные стили, которые демонстрируют полный отход от графических традиций и перехода к живописи [1].

Немаловажным в этом является роль художественного образования. В начале XXI века в графике наблюдается реалистичный подход, особенно в работах молодых художников-графиков (окончивших Республиканский художественный колледж и Национальный институт искусства и дизайна имени К. Бехзода). Это показывает, что в Узбекистане существует давняя традиция академического образования.

Преподаватель, который преподает по специальности изобразительное искусство, должен владеть знаниями и такими качествами, гармонизирующими рисунок конструктивный, живопись в цветовой гармонии, композиция со смысловым построением дисциплины, итогом которого является художественное произведение [2].

Сегодня изобразительное искусство Узбекистана в выставочных залах морфологически ярче всего представлено живописью. Что касается графики, то здесь вновь наблюдается большое отставание от живописи. Современная графика Узбекистана представлена не таким уж большим числом ее представителей. Одним из таких редких и интересных графиков является Анвар Мамаджанов, академик Академии художеств Узбекистана, творчество которого привлекает пристальное внимание специалистов и любителей искусства нашей страны.

22 ноября 2019 сего года в Центральном выставочном зале Академии художеств открылась персональная выставка Анвара Мамаджанова «Когда пропел перепел», вызвавшая определенный резонанс в средствах массовой информации. Птица перепел

- символ мира, покоя и благополучия. На выставке было представлено свыше 100 интересных рисунков и офортов, выполненных за последние годы.

Анвар Мамаджанов родился в 1950 году на одной их старинных улиц Бешагача в Ташкенте. С детства начал увлекаться рисованием и посещать художественную школу. Он начинал свой творческий путь как художник-керамист ввиду своего образования (в 1973 году закончил отделение керамики Ташкентского театрально-художественного института). Тогда глина казалась ему материалом, который может воплотить то, что нельзя изобразить в рисунке. После окончания института А. Мамаджанов работал в Ташкентском экспериментальном творческом комбинате. Он прекрасно владел искусством керамики, лепил из глины и расписывал сувенирные композиции. Через некоторое время он начал вплотную заниматься офортом. Первый опыт оказался удачным: в 1982 году на выставке появилась первая графическая серия А. Мамаджанова «Старый Ташкент», идею которой он начинал еще со студенческих лет [1].

Анвар Мамаджанов начал также плодотворно работать в книжной графике. Книга

— одно из самых важных явлений культуры, где наряду с авторами литературного текста книгу создают художники, которые определяют ее дизайн, разрабатывают шрифты, вносят декоративные и изобразительные элементы, обозначаемые понятием книжной графики. И так в 1982 году молодой художник получил предложение работать в издательстве им. Г. Гуляма. В издательстве А. Мамаджанов смог постичь сложный процесс оформления книги как целостного литературного и художественного произведения. Издания, оформленные А. Мамаджановым, представляют несомненный интерес, в частности сатирический сборник М.Худайкулова «Удивительный мир» и «Анекдоты Афанди», в котором определились его основные художественные приемы иллюстраций к литературным произведениям. Он также иллюстрировал эпос «Алпамыш», романы Абдулла Кадыри «Скорпион у алтаря», повести Чингиза Айтматова «Прощай, Гульсары», «Белый пароход», «Первый учитель» и др. Иллюстрации А. Мамаджанова отличает высокое мастерство и его умение проникнуть во внутренний мир героев. Они настолько своеобразны, что зритель безоговорочно верит в достоверность показанных художником образов. Каждый герой произведения внешне индивидуален, самобытен и неподражаем.

Произведения мастера - это отображения образов окружающего мира, традиций и обычаев, пропущенные сквозь призму доброго юмора и иронии. В первую очередь, это жанровые сюжеты и типажи его героев, увиденные когда-то художником и мастерски воплощенные на листах бумаги. Серии работ «Базар старого города» и «Утренний плов» свидетельствуют, что автор не с чужих слов знает детали быта своего народа, впитывает мельчайшие нюансы, отмеченные заостренным взором наблюдающего. В течение нескольких лет Анвар Мамаджанов работал над серией графических листов «Помните...», посвящённой Второй мировой войне. Данная тема близка большинству зрителей, так как во многих семьях Узбекистана ещё живы горькие воспоминания дедушек и бабушек, испытавших все тяготы войны не только на фронте, но и в тылу. Поражает а также очаровывает филигранная работа мастера. Анвар Мамаджанов - один из немногих графиков, сохранивший верность этому виду творчества.

Экспозиция «Когда пропел перепел» состоит серий рисунков, в которых мы видим выразительный набор авторских наблюдений. В своих рисунках он повествует об обаянии и находчивости людей, о лукавстве и чувстве собственного достоинства. Создается впечатление, что он не придумывает, а срисовывает увиденное. С большой любовью и добрым юмором изображены персонажи на улочках старого Ташкента. Одна из известных графических серий художника в этой экспозиции - «Старый город». В этой графической серии шумит старый базар, у прилавков толпятся торговцы и покупатели, старики в чайхане под пение перепелок оживленно обсуждают городские новости. Натуру нечего изменять, ее надо видеть. Она живет в нашем восприятии [3, с. 35]. Эти знакомые каждому повседневные сюжеты А.Мамаджанова имеют эпическое значение, передавая национальный дух узбекского народа. Следует отметить, что старый Ташкент присутствует в творчестве художника на протяжении многих последующих лет, он вновь и вновь возвращается к этой теме, находя все новые сюжеты.

В рисунках «Портрет Хорезмийцев» привлекает внимание жизненный лиризм. Автор достиг мастерства в изображении ярких народных типажей и особой тонкости в передаче душевных состояний. В каждой работе серии «Базар старого города», обильно сдобренной восточной созерцательностью, А. Мамаджанов ведёт спокойный, вдумчивый разговор о жизни, о счастье.

Именно в оформлении этой книги «художественный язык» Мамаджанова становится, почти мистическим. В его работах сюжеты — это конкретный историко-романтический характер, понятный своей доступностью. А. Мамаджанов иллюстрирует самые захватывающие части текста Свифта, при этом почти не работает со светотенью, часто прописывая мелкие детали при этом любая из линий его рисунков кажется совершенной.

Полон позитива рисунок «Посвящение Омару Хайяма», где тот изображен держащим в одной руке карандаш для письма, в другой - чашу с вином. Его осеняют белые крылья ангела-хранителя в образе прекрасной девушки, приникнувшей к груди поэта. С филигранной точностью художником прорисованы все без исключения детали композиций этого цикла, карандашный штрих формирует образный строй, заполняя композицию светом и воздухом, наделяя каждый лист бумаги поэзией и общефилософским содержанием.

Сегодня А. Мамаджанов - зрелый и мудрый художник. В последних своих работах он обращается к философским проблемам смысла жизни, истинным ценностям бытия. Главным достижением в станковой графике стал цикл его произведений в карандаше. Карандашные работы Мамаджанова - это прекрасная школа для многих художников. В его работах заметны пережитки позднего Возрождения - они сказываются и в мировосприятии художника, и в его изобразительных приёмах. Ярким примером этому служит появившийся в 2010 году портрет «Дервишей». Как у Мамаджанова, глаза дервишей ясны. В них есть мечтательность и интерес постижения, поскольку они понимают язык птиц, ощущают красоту природы.

Художник стремится к чёткой линии, которая у него красива и выразительна, где рисунок - это основа его произведений. Творческая фантазия А.Мамаджанова, ведёт к поискам гармонического начала жизни, в мир легендарных образов, которые становятся реальностью нашего существования. Искренность художника, оригинальность его произведений проглядываются во всех штрихах и линиях его работ. Как любой талантливый художник, Мамаджанов очень хорошо понимает секреты линий и красок, вдыхает в них жизнь и движение".

А. Мамаджанов вносит также особый вклад в развитие художественного образования Узбекистана, тем самым продолжает древнюю традицию системы «устоз-шогирд». Художник много сил и времени отдает педагогической работе в Республиканском художественном колледже, результатом многолетних педагогических изысканий художника явились учебные пособия по рисунку и станковой графике. Обучая детей, он сам, оставаясь в душе ребенком, учится у них остроте и непосредственности восприятия действительности. Творчество А.Мамаджонова является не только школой мастерства для молодых художников, но и служит творческим ресурсом для новых творческих проектов.

Среди произведений художников-графиков Узбекистана работы А. Мамаджанова сегодня занимают достойное место, его творческий процесс можно охарактеризовать как синтез гармонии и человечности. А.Мамаджанов усердно совершенствует непростую взаимосвязь идеи и технического мастерства, упорно стремится к образности, ясности и безупречности языка рисунка, жертвуя при этом соблазнами стилевой и литературной экстравагантности.

За весомый творческий вклад в развитие графического искусства независимого Узбекистана Указом Первого Президента Республики Узбекистан И. Каримова в 2010 году Анвару Мамаджанову присвоено звание «Заслуженный работник культуры Узбекистана». В декабре 2017 года А. Мамаджанов стал действительным членом Академии художеств Узбекистана.

Список литературы /References

1. Карасев В. Черно-белая рапсодия цветного мира // Звезда Востока, 2016. № 1.

2. Абдусаломходжаев Нозим Низомхужаевич, Абдирасилов Сунатулла Файзуллаевич, Акбархужаев Абдулазиз Ахмадходжаевич. Мастер-класс живописи от мастеров // Наука, образование и культура, 2017. № 9 (24). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/master-klass-zhivopisi-ot-masterov (дата обращения: 11.05.2020).

3. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре / В.А. Фаворский; [Сост. и вступ. ст., с. 5-24 Е.С. Левитина]. М. : Книга, 1986. 238 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.