Научная статья на тему 'Второе поколение художников Узбекистана'

Второе поколение художников Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
569
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНКОВАЯ ГРАФИКА / ПЛАКАТ / КОЛОРИТ / ПЕЙЗАЖ / ДЕКОРАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каланов Аслиддин Джураевич, Зияханов Хуршид Джавидович

В начале ХХ века бурно начало развиваться изобразительное искусство Узбекистана. На этой земле творили такие художники, как Л. Крамаренко, Н.Ульянов, Р. Фальк, П. Кузнецов, М. Волошин, Р. Мазель, А. Волков, М. Курзин, Н. Карахан, У. Тансыкбаев, В. Уфимцев, П. Беньков, Л. Буре и другие... В статье освещено творчество художников, которые в 20-х годах ХХ века работали в Узбекистане. Как возникла живопись и графика в республике. Творчество Усто-Мумина, А. Волкова, У. Тансыкбаева влияло и воспитывало будущее поколение. Анализируя произведения этих художников, мы каждый раз возвращаемся к творчеству художников, творивших в 20-х годах в Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Второе поколение художников Узбекистана»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ ХУДОЖНИКОВ УЗБЕКИСТАНА

1 2 Каланов А.Д. , Зияханов Х.Д.

1Каланов Аслиддин Джураевич - доцент; 2Зияханов Хуршид Джавидович - старший преподаватель, кафедра книжной графики и миниатюры, Национальный институт художеств и дизайна им. Камолиддина Бехзода, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в начале ХХ века бурно начало развиваться изобразительное искусство Узбекистана. На этой земле творили такие художники, как Л. Крамаренко, Н.Ульянов, Р. Фальк, П. Кузнецов, М. Волошин, Р. Мазель, А. Волков, М. Курзин, Н. Карахан, У. Тансыкбаев, В. Уфимцев, П. Беньков, Л. Буре и другие... В статье освещено творчество художников, которые в 20-х годах ХХ века работали в Узбекистане. Как возникла живопись и графика в республике. Творчество Усто-Мумина, А. Волкова, У. Тансыкбаева влияло и воспитывало будущее поколение. Анализируя произведения этих художников, мы каждый раз возвращаемся к творчеству художников, творивших в 20-х годах в Узбекистане. Ключевые слова: станковая графика, плакат, колорит, пейзаж, декоративность.

Возникновение изобразительного искусства Узбекистана пришлось на первую половину ХХ века.

Говоря о станковой графике нельзя умолчать, о втором поколении художников, работавших в Узбекистане в 30-е годы, к нему обычно относят М. Курзина, В.Уфимцева и У Тансыкбаева.

Взглянем на произведения некоторых из этих художников и постараемся оценить их достоинства и недостатки, а отсюда и ту роль, которую они сыграли в развитии станковой графики Узбекистана.

Обратимся к работам А. Волкова, А. Николаева (Усто-Мумин) и У. Тансыкбаева. Но прежде чем говорить конкретно о творчестве этих художников, отметим, что передовыми являлись художники-графики, особенно плакатисты.

Рис. 1. А. Волков «Красный обоз» Рис. 2. Усто-Мумин. «Чайханщик»

В 1927 году в Ташкенте возникла идейно-творческая группировка художников под названием «Мастера нового Востока», в которую входили следующие живописцы и графики: А. Волков, И. Икрамов, В. Рождественский, М. Курзин, В. Гуляев и другие.

Начнём с А. Волкова. В начале творческого пути этого художника, как об этом свидетельствуют историки-искусствоведы, сказывалось увлечение импрессионизмом и постимпрессионизмом, но позднее он от сказочного и экзотического Востока с его караванами, базарами и чайханами, вобравшее в себя сюжеты, связанные с жизнью первых колхозов и новостроек, стремился создать обобщение, что не всегда было основано на глубоком изучении натуры. Так, в «Штурме бездорожья» (1931 г.) ему удалось передать размах и ритм народной стройки, но сами строители выглядели однообразно, психологически недифференцированно. Иное мы видим в «Красном обозе» (1932 г.), где перед зрителями предстают молодые колхозники, с бубнами, песнями и добрыми напутствиями, провожающие на заготовительный пункт первый обоз с хлопком. Здесь тема праздника, народного ликования ощущается в самой живописи, в энергии чёткого, словно бы чеканящего форму живописного мазка, в «знойной» насыщенности колорита светло-жёлтых тонов, в контрасте ярко-желтого и ярко-голубого, зеленного и красного в одежде и пейзаже1.

А.В. Николаев вошёл в историю изобразительного искусства Узбекистана под именем Усто-Мумин, которое образуется из двух узбекских слов: Усто-мастер и Мумин -кроткий (покорный). Этот художник, несмотря на то, что он некоторое время учился в студии К.Малевича, настоятельно следовал по пути изучения и восприятия классического наследства мирового и русского изобразительного искусства. Основы реалистического рисунка он получил от художника Н. Евлампиева.

Усто-Мумин, будем впредь называть его этим именем, так как все его наиболее значительные произведения получили известность под эти именем, был по преимуществу художником-графиком и мастером темперной живописи, в которой у него преобладало линеарное начало и локальная светотень.

Усто-Мумин не только очень серьёзно изучал работы таких итальянских художников XV и XVI веков, как Перуджино, Боттичелли, Джорджоне, но и уделял большое внимание классической среднеазиатской миниатюре, влияние которой на его творчество было несомненным.

В 1925 году Усто-Мумин переезжает из Самарканда в Ташкент, и активно приобщается к жизни молодых художников, которые объединились вокруг издательства «Правда Востока», где он выступает как мастер плаката и книжной графики.

Рассмотрим более обстоятельно некоторые из его произведений, и в частности такие, как: «Чайханщик», «Весна». Первое впечатление, которое возникает, когда вы смотрите на Чайханщика, что это не живой объект, и по своей форме, хотя и похож на портрет, но очень условный, более похожий на декорацию чем на живой персонаж. Может быть здесь действительно сказывается супрематизм Казимира Малевича, у которого он некогда учился. Но нам хочется подчеркнуть проявление характеризующих узбекскую линию развития изобразительного искусства, т.е. -декоративность данного образа. Это конкретно здесь выражается в том, что весь фон «портрета» условен. Он состоит из нереального силуэта самовара, расположенного слева от головы и такого же кувшина справа, подстилаемых почему-то плетенкой. При этом голова чайханщика как-бы висит в воздухе, или наложено на указанный фон, и поэтому трактовано фактически аппликативно.

Таким образом, все это выглядит очень похожим на то, что бывает и есть, так как сам облик чайханщика несомненно узбекский, но это не сама жизнь, а её декоративное выражение. Указанный нами декоративизм проявляет себя не только в характере фланкирующих голову предметов, но и в розе подоткнутой под тюбетейку, в нарочито очерченном контуре бороды и её стеклянной прозрачности.

В более позднем чем «Чайханщик» произведении Усто-Мумина «Весна», мы обнаруживаем проявление другой характерной черты изобразительного искусства Узбекистана, точнее его традиции прошлого - аппликативность изображения, но с

1 Искусство Советского Узбекистана. 1917-1972. Изд. «Советский художник», М., 1976, стр. 75.

65

отличительной её особенностью, некоторой затуманенностью и затушеванностью поля изображения, которую можно именовать специальным термином сфумато. Правда последнее было типичным и для живописи Боттичелли, которым очень интересовался Усто-Мумин. Но и здесь кроме аппликативности, имеющей указанную нами отличительную особенность (её размытость) виден тот же декоративный подход к портретному творчеству, так как не чувствуется живой натуры объекты изображения и он трактуется условно, скорее как определенное цветовое пятно. На связь этих персонажей с жизнью и местной натурой указывает лишь сходство изображенных лиц с их национальной принадлежностью, да цвет этих лиц, явно согретых жарким солнцем их родины.

Имя Урала Тансыкбаева впервые появляется в прессе на художественном горизонте Узбекистана, в 1924 году, затем он начинает учиться в Ташкенте в студии Н. Розанова, ученика И.Е Репина.

В 1927 году он создаёт первое из произведений портретного жанра - «Портрет узбека», которому свойственна чётко и тонко выраженная национальная типичность образа изображенного им персонажа. Одновременно с этим Тансыкбаев показал себя как художник многожанрового сюжетного творчества и в том числе, как очень тонкий пейзажист, где он как и во всех других его работах заслужил оценки по чёткому определению критики «глава узбекских колористов». Это его достоинство весьма наглядно можно проследить в таких его произведениях, как «Портрет узбека-колхозника», «Кочевье», «Сбор фруктов», « В родном ауле» и особенно в пейзажных полотнах «Вечер в горах», «Март в Узбекистане», где единство колористического решения выступает очень органично и цельно, что в равной мере может быть отнесено и к пейзажу этого художника, под названием «Сбор урожая в рисовом колхозе», с той только разницей, что в двух первых случаях за основу взят холодный, а в последнем случае теплый колорит. И тем менее и здесь необходимо сказать, что оба первых пейзажа смотрятся декоративно, а последний более реалистически.

Эти традиции и линию развития живописи Узбекистана в послевоенные 50-е годы, продолжили художники нового поколения. При этом многие из прославленных мастеров более раннего прошлого, естественно, продолжали занимать ведущую роль.

Рис. 3. У. Тансыкбаев. «Моя песня» 66

Список литературы

1. Мамаев Н.М. «Узбек адабиёти тарихи». Ташкент. Изд. Укитувчи, 1976. 664 стр.

2. Каланов А.Д. " Композиция графики". Ташкент. Изд. Info Capital Group, 2018. 196 стр.

3. Искусство Советского Узбекистана. 1917-1972. Изд. «Советский художник». М., 1976. 375 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.