Научная статья на тему 'РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ'

РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческое воображение / изобразительное искусство / изобразительная деятельность / дети старшего дошкольного возраста / рисование / инновационные средства обучения / нетрадиционные техники рисования / creative imagination / fine arts / visual activity / children of senior preschool age / drawing / innovative teaching aids / non-traditional drawing techniques

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ф.Х. Киргуева, Э.С. Ушаридзе

В данной статье раскрывается сущность творческого воображения и его значение в развитии ребенка 5–7 лет. На основе изучения психолого-педагогической литературы авторы статьи рассматривают особенности формирования творческого воображения детей в процессе использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительному искусству. Рисование является одним из средств познания мира и развития эстетических вкусов детей. Именно в этом возрасте важно использовать виды творческой деятельности: рисунок, лепка, вырезание, использование природных материалов. При этом у детей формируются определенные способности, специальные умения и навыки. Использование различных нетрадиционных техник при рисовании является действенным средством формирования пространственного мышления и творческого воображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRAWING AS A MEANS OF FORMING THE CREATIVE IMAGINATION OF PRESCHOOL CHILDREN

The article reveals the essence of creative imagination and its importance in the development of a 5-7-year-old child. Based on the study of psychological and pedagogical literature, the authors of the article consider features that form children’s creative imagination in the process of using non-traditional drawing techniques in classes on visual arts. Drawing is one of the means of learning about the world and developing children’s aesthetic tastes. It is at this age that it is important to use creative activities: drawing, modeling, carving, using natural materials. At the same time, children develop certain abilities, special skills and abilities. The use of various non-traditional techniques in drawing is an effective means of forming spatial thinking and creative imagination.

Текст научной работы на тему «РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК 371.39:373.3

Kirgueva F.Kh., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, K.L. Khetagurov North Ossetian State University (Vladikavkaz, Russia); A.A. Kadyrov Chechen State

University (Grozny, Russia), E-mail: kusu@yandex.ru

Usharidze E.S., postgraduate, K.L. Khetagurov North Ossetian State University (Vladikavkaz, Russia), E-mail: eevielina94@mail.ru

DRAWING AS A MEANS OF FORMING THE CREATIVE IMAGINATION OF PRESCHOOL CHILDREN. The article reveals the essence of creative imagination and its importance in the development of a 5-7-year-old child. Based on the study of psychological and pedagogical literature, the authors of the article consider features that form children's creative imagination in the process of using non-traditional drawing techniques in classes on visual arts. Drawing is one of the means of learning about the world and developing children's aesthetic tastes. It is at this age that it is important to use creative activities: drawing, modeling, carving, using natural materials. At the same time, children develop certain abilities, special skills and abilities. The use of various non-traditional techniques in drawing is an effective means of forming spatial thinking and creative imagination.

Key words: creative imagination, fine arts, visual activity, children of senior preschool age, drawing, innovative teaching aids, non-traditional drawing techniques

Ф.Х. Киргуева, д-р пед. наук, проф., Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, Чеченский

государственный университет имени А.А. Кадырова, г. Грозный E-mail: kusu@yandex.ru

Э.С. Ушаридзе, аспирант, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, E-mail: eevielina94@mail.ru

РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В данной статье раскрывается сущность творческого воображения и его значение в развитии ребенка 5-7 лет На основе изучения психолого-педагогической литературы авторы статьи рассматривают особенности формирования творческого воображения детей в процессе использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительному искусству Рисование является одним из средств познания мира и развития эстетических вкусов детей. Именно в этом возрасте важно использовать виды творческой деятельности: рисунок, лепка, вырезание, использование природных материалов. При этом у детей формируются определенные способности, специальные умения и навыки. Использование различных нетрадиционных техник при рисовании является действенным средством формирования пространственного мышления и творческого воображения.

Ключевые слова: творческое воображение, изобразительное искусство, изобразительная деятельность, дети старшего дошкольного возраста, рисование, инновационные средства обучения, нетрадиционные техники рисования

Актуальность исследования: современный мир, пронизанный цифровыми технологиями, представляет собой уникальную среду для развития детей старшего дошкольного возраста. С одной стороны, гаджеты и Интернет открывают доступ к неисчерпаемым источникам информации и новым форматам взаимодействия. А с другой стороны, возникает опасение, что виртуальная реальность может негативно сказаться на развитии творческого воображения детей. В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных способов формирования творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем недавнем Послании Федеральному собранию подчеркнул важность развития творческого начала у детей. Творческое воображение является неотъемлемой частью человеческого разума, помогает адаптироваться к сложным жизненным ситуациям, генерировать новые идеи и находить нестандартные решения.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет творческое развитие как одну из основных целей дошкольного образования, которая должна достигаться через формирование творческого воображения, потребностей и их опыта [1].

К.Д. Ушинский, классик отечественной педагогики, считал рисование одним из самых эффективных средств развития творческого воображения у детей [2]. Рисование позволяет детям выражать свои чувства и эмоции, развивать мелкую моторику, пространственное мышление, цветовое восприятие, а также учит нестандартно мыслить и находить оригинальные решения.

Изучением творческого воображения детей и условиями их развития занимались многие ученые (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Т.С. Комарова, А.М. Матюшкин, З.Н. Новлянская, Н.Н. Поддьяков, Б.М. Теплов и другие).

Воображение играет важную роль в усвоении и запоминании учебного материала и его дальнейшем воспроизведении. Вместе с тем, по мнению воспитателей дошкольных учреждений, у современных детей шаблонное восприятие действительности, слабо развитое творческое воображение, которое проявляется в отсутствии оригинальности и креативности.

В условиях обилия источников информации дети теряют способность наблюдать и создавать собственные идеи, предпочитая готовые образцы из компьютера, телевизоров или смартфонов.

При формировании содержания учебного процесса необходимо помнить, что дети старшего дошкольного возраста любят рисовать, что является основой развития их творческого воображения.

В связи с этим целью работы стало изучение влияния инновационных технологий и нетрадиционных техник рисования на формирование творческого воображения детей 5-7-летнего возраста.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели: рассмотреть специфику психологического развития детей 5-7-летнего возраста; рассмотреть сущность воображения и особенности его развития у детей 5-7-летнего возраста; рассмотреть особенности влияния инновационных технологий и нетра-

диционных техник рисования на формирование творческого воображения детей 5-7-летнего возраста.

Научная новизна статьи заключается в том, что была показаны особенности влияния инновационных технологий и нетрадиционных техник рисования на формирование творческого воображения детей 5-7-летнего возраста

Теоретическая значимость видится в расширении теоретических подходов, направленных на формирование творческого воображения детей 5-7-летнего возраста

Практическая значимость состоит в анализе опыта применения инновационных технологий и нетрадиционных техник рисования в процессе формирования творческого воображения детей 5-7-летнего возраста.

В работе были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент; методы диагностики уровня развития творческого воображения детей; анализ продуктов детской деятельности (рисунков).

Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Изучение данного феномена стало предметом нашего исследования.

О необходимости формирования творческого воображения у детей и способах его развития писали философы и ученые с древнейших времен. Аристотель называл творческое воображение «интеллектуальным зрением», благодаря которому у нас возникает образ [2]. Платон отмечал, что творческое воображение позволяет внести изменения в какой-то образ, т. е. творческий индивидуум в состоянии изображать или «рисовать» не только копируя, но и произвольно внося свои изменения [2].

В рамках психологической науки принято различать два основных вида воображения: воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение направлено на репрезентацию объектов и событий, описанных в словесной или другой форме. Творческое же воображение выходит за рамки существующих образов, генерируя новые, не имеющие аналогов в реальности. Это обусловливается бурным развитием когнитивных функций, таких как восприятие, внимание, память, а также сенсорных способностей.

Ряд известных психологов и педагогов, таких как О.М. Дьяченко, М. Мон-тессори, М.И. Лисина, отмечают уникальную способность детей дошкольного возраста к сенсорному восприятию, развитию различных форм восприятия, внимания, памяти и, конечно, воображения [3]. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческого воображения. В этот период происходит активное становление творческого воображения, которое проявляется в способности комбинировать уже имеющиеся знания и представления новыми, оригинальными способами, а также предвосхищать результат своей деятельности. Дети придумывают совершенно неожиданные ситуации: это могут быть фантастические истории и сюжеты, изображение человеческих переживаний и отношений с окружающими предметами, общение с вещами и пр.

Их размышления и фантазии могут быть очень необычными, непохожими на реальность.

Интенсивное развитие воображения наблюдается в возрасте от 5 до 15 лет Если позаботиться о его формировании в старшем дошкольном возрасте, то в последующем активность этой функции уже не спадет [3]. Начиная с пяти лет, ребенок может переносить свои мысли в образы на рисунке. Это очень важный период, где процесс воображения делится на два этапа: оформление замысла действия или события и формирование плана реализации замысла. За этим следует создание художественного произведения, в котором наглядно видны результаты творческой деятельности.

Творческое мышление и воображение - это высшие психические функции коры больших полушарий человека, благодаря которым он может эффективно и нестандартно решать различные жизненные проблемы. Наличие творческого воображения становится предпосылкой для будущих интересных изобретений, научных открытий и художественных шедевров.

Анализ литературы позволил нам сформулировать следующее авторское представление: творческое воображение старшего дошкольника - это пусковой механизм, с помощью которого современный ребенок может мысленно отходить за пределы непосредственно воспринимаемого образа и создавать совершенно новые.

Эффективным способом формирования творческого воображения являются нетрадиционные техники рисования - это методы создания изображений, отличающиеся от традиционных (кисть, акварель, гуашь). Они развивают мелкую моторику, стимулируют тактильные ощущения детей, обогащают сенсорный опыт и способствуют развитию познавательных интересов. Нетрадиционные техники привлекают детей своей новизной, яркостью, непредсказуемостью и простотой, побуждают детей к поиску новых способов выражения, экспериментированию, проявлению фантазии и нестандартного мышления. Они позволяют создавать оригинальные работы, выражать свои чувства и эмоции. Успешное создание изображения с помощью нетрадиционных техник повышает самооценку детей и дарит им чувство уверенности в своих силах [4].

Нетрадиционные техники рисования развивают детскую фантазию, воображение, снимают психоэмоциональное напряжение [5]. Как известно, для развития творческого воображения детям необходима творческая свобода, которую они используют, самостоятельно подбирая для себя инструменты творчества. В этом процессе взрослый не использует слово «нельзя», а приветствует возможность нарушить правила использования некоторых материалов, например, пальчиком в краску. Дети могут выбрать не только технику рисунка, но и самостоятельно смешать краски для получения неповторимых оттенков и создания своего «шедевра».

Существует множество нетрадиционных техник рисования, которые позволяют создавать уникальные работы. Одна из особенностей этих техник заключается в том, что для их использования не требуются высокие технические навыки. Работа с нетрадиционными техниками рисования помогает преодолеть страх неудачи, стимулирует мотивацию для активной деятельности и поддерживает интерес к творчеству [5].

К нетрадиционным и инновационным техникам рисования относятся художественные приемы, позволяющие создать образ или композицию с использованием неспецифических изобразительных инструментов и материалов. Например, рисование пальчиковыми красками, ладошкой, свечой (восковыми мелками), сыпучими материалами, рисование губкой, ушными палочками, зубной щеткой, штампами и т. д. К инновационным нетрадиционным технологиям можно отнести кляксографию, ниткографию, набрызг и др. Дети увлеченно работают с разным материалом, создавая интересные продукты творчества.

Исследования Е.А. Незвездки, А.Д. Хаджимуратовой, О.П. Белюченко и многих др. показали, что наиболее эффективно развитие творческого воображения происходит при комплексном и систематическом использовании нетрадиционных техник рисования.

С приобретением интерактивной доски рисование с детьми приобрело более творческий характер. Используя информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные средства обучения, мы знакомим детей с многообразием живой и неживой природы. Применяя репродукции картин, фотоматериалы, слайды, кино- и видеоматериалы на занятиях по рисованию, мы формируем художественно-образное представление об окружающем мире [4].

Для подтверждения вышеуказанных суждений был проведен эксперимент. В период с сентября 2023 года по январь 2024 года были сформированы 2 группы детей дошкольного возраста (контрольная и экспериментальная) по 10 человек в

Библиографический список

каждой. В формате кружковой работы детям было предложено выполнить серию работ на тему «Насекомые». Дети рисовали бабочку гусеницу, божью коровку, паука, стрекозу и других насекомых с использованием нестандартных техник: монотипия, рисование пальцами и ладошками, оттиск природных материалов.

Монотипия (от греч. monos - один, единичный и typos - отпечаток) - разновидность печатной графики, выполняемой с помощью одного прикосновения.

Рисование пальцами и ладошками - это метод рисования, дающий свободу творчества. Дети получают огромное наслаждение от тактильного контакта с красками, водой, бумагой [5].

С помощью оттиска природными материалами можно создавать настоящие шедевры. Можно использовать разные фрукты, овощи, их части и краски.

Работая с детьми контрольной группы (КГ), учитель подробно знакомил детей с алгоритмом работы, показывал образцы поэтапного создания рисунка с изображением насекомых с использованием кисти, акварели, гуаши (традиционные техники).

Детям экспериментальной группы (ЭГ) учитель предлагал вначале рассмотреть многообразие насекомых на фотографиях, специальных атласах, книгах, в Интернете, коротких видеороликах. Если дети рассматривают работы знаменитых художников, фотографии насекомых в Интернете, рисунки своих сверстников, то повышается степень «насмотренности». Соответственно, чем больше визуальных образов в голове ребенка, тем выше вероятность создания креативного рисунка. Так, если ребенок никогда не видел живую бабочку, не знает, из каких частей она состоит, ему трудно будет ее изобразить. Если же учитель покажет разные виды бабочек, расскажет, почему они имеют ту или иную окраску, то даже те дети, которые выполнят рисунок по образцу, смогут дополнить его деталями, например, используя технику монотипии.

Дошкольники экспериментальной группы не ограничивались в выборе техник рисования, им предлагалась полная свобода для самовыражения и развития фантазии. Они самостоятельно выбирали материал, вид насекомого, традиционную и нетрадиционную технику рисования. При этом учитель сопровождал их в выполнении задания.

Все рисунки детей были тщательно проанализированы с использованием качественных и количественных методов. По ним диагностировали уровень развития творческого воображения дошкольников в контрольной и экспериментальной группах.

Оказалось, что рисунки, выполненные детьми контрольной группы, схожи и практически не отличались от рисунка (шаблона) учителя. Таким образом, если педагог сокращает свободу деятельности, задает определенный алгоритм действий, учит по шаблону (образцу), то он лишает ребенка возможности фантазировать, творчески мыслить.

Рисунки, выполненные детьми ЭГ отличались ярким разнообразием. Творческие решения просматривались не только в подборе цветов, но и форм крыльев, отдельных частей насекомых (усы, глаза, насечки брюшка и т. д.). При этом в рисунках детей ЭГ практически отсутствовали энтомологические ошибки. Они достоверно отражали научное представление о строении насекомых.

У детей ЭГ зафиксирован более высокий уровень развития творческого воображения (на 15%), способность к генерированию оригинальных идей и образов. Использование нетрадиционных техник рисования способствовало улучшению навыков изобразительной деятельности, повышению мотивации к творчеству.

Созданные детьми рисунки можно использовать в качестве объективной диагностики образовательных достижений (предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий). Рисунок в значительной мере отображает естественнонаучные представления детей 5-7 лет об окружающем мире, его способность распознавать главные особенности насекомых, их умения сравнивать, классифицировать, а также самостоятельность и творческое воображение.

В ходе проведения исследования было установлено, что рисование благоприятно влияет на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Внедряя инновационные подходы с использованием электронных средств обучения, современных медиаисточников, дети легче осваивают различные нетрадиционные техники рисования на занятиях по изобразительному искусству. Им легче создать творческие рисунки с соблюдением достоверных представлений о мире. Поэтому при планировании занятий учитель должен продумывать средства, методы и технологии, которые он будет использовать для формирования творческого воображения детей старшего дошкольного возраста и таких личностных качеств, как креативность, новаторство, нестандартность, самостоятельность и т. д.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г N 1155). Avаilable at: http://www.pravo.gov.ru/news/2014.08/news_0608. html/

2. Круцко Д.С. Развитие творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности. Региональная культура как компонент содержания непрерывного образования: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. Available at: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=693871

3. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. Москва, 1966.

4. Киргуева Ф.Х. Формирование творческого мышления у младших школьников. Современные технологии обучения: сборник статей и тезисов. Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2020; Выпуск № 20: 96-106.

5. Кириченко К.В. Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте. Образование и воспитание. 2017; № 5: 54-58.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 oktyabrya 2013 g. N 1155). Available at: http://www.pravo.gov.ru/news/2014.08/news_0608. html/

2. Krucko D.S. Razvitie tvorcheskih sposobnostej mladshih shkol'nikov posredstvom izobrazitel'noj deyatel'nosti. Regional'naya kultura kak komponent soderzhaniya nepreryvnogo obrazovaniya: materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Lipeck: Lipeckij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. P.P. Semenova-Tyan-Shanskogo, 2021. Available at: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=693871

3. Zaporozhec A.V., Lisina M.I. Razvitie vospriyatiya v rannem idoshkol'nom detstve. Moskva, 1966.

4. Kirgueva F.H. Formirovanie tvorcheskogo myshleniya u mladshih shkol'nikov. Sovremennye tehnologiiobucheniya: sbornik statej i tezisov. Vladikavkaz: Izdatel'stvo SOGPI, 2020; Vypusk № 20: 96-106.

5. Kirichenko K.V. Vliyanie tehnik risovaniya na razvitie voobrazheniya v doshkol'nom vozraste. Obrazovanie i vospitanie. 2017; № 5: 54-58.

Статья поступила в редакцию 20.03.24

УДК 378

Kolomiets O.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University (Moscow, Russia), E-mail: olga9104545604@mail.ru

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE FORMATION OF THE NATIONAL EDUCATION SYSTEM IN MODERN CONDITIONS OF RUSSIA'S DEVELOPMENT. The relevance of the research is due to the need to establish a new national education system, which is focused on strengthening the state security of Russia at the present stage of its development. The realization of the research goal to substantiate the methodological basis for the formation of the national education system is determined by solving the following tasks: to reveal the socially demanded image of a Russian at the present stage of the country's development; to describe the system of scientific provisions as the methodological basis for the formation of the national education system. Based on the analysis of scientific approaches, a system of theoretical provisions of the methodological basis for the formation of the national education system is highlighted, determining the scientific novelty and theoretical significance of the study. Its practical significance lies in the focus on the development of the activities of the subjects of the educational process in the structure of the national education system. The result of the research is the substantiation of the system of theoretical provisions as a methodological basis for the formation of the national system of education, aimed at the formation of a spiritual and moral Person as a citizen-patriot of Russia, a person-creator of spiritual and material values in the interests of the state, society and family, who is responsible for the future of his country and people.

Key words: national education system, socially demanded image of graduate, educational result, methodological foundations, cultural and historical concepts, contextual approach, systemic approach, competence-activity approach

О.М. Коломиец, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова», г. Москва,

E-mail: olga9104545604@mail.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РОССИИ

Актуальность исследования обусловлена необходимостью становления новой национальной системы воспитания, которая ориентирована на укрепление государственной безопасности России на современном этапе ее развития. Реализация цели исследования - обосновать методологическую основу становления национальной системы воспитания - определяется решением задач: раскрыть социально востребованный образ россиянина на современном этапе развития страны; описать систему научных положений как методологической основы становления национальной системы воспитания. Опираясь на анализ научных подходов, теорий и концепций, выделяется система теоретических положений методологической основы становления национальной системы воспитания, что определяет научную новизну и теоретическую значимость исследования. Его практическая значимость состоит в направленности на развитие деятельности субъектов воспитательного процесса в структуре национальной системы воспитания. Результатом проведенного исследования является обоснование системы теоретических положений как методологической основы становления национальной системы воспитания, направленной на становление духовно-нравственного Человека как гражданина-патриота России, человека - созидателя духовных и материальных ценностей в интересах государства, общества и семьи.

Ключевые слова: национальная система воспитания, социально востребованный образ выпускника, воспитательный результат, методологические основы, культурно-историческая концепция, контекстный подход, системный подход, субъектный подход, компетентностно-деятель-ностный подход

Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью обосновать те методологические подходы развития национальной системы воспитания, которые обеспечили бы становление Человека как гражданина-патриота с духовно-нравственным служением своему Отечеству на современном этапе развития РФ в ситуации новых вызовов и военных угроз со стороны недружественных России стран Европы и США. Обеспечить национальную безопасность и устойчивое развитие нашей страны на долгосрочную перспективу призван подписанный Президентом РФ В.В. Путиным в 2021 г. Указ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», в котором «сохранение российской самобытности, культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и патриотическое воспитание граждан» [1, с. 28] определяют тенденции и возможности развития России в современном мире.

В условиях идеологического и психологического воздействия с целью насаждения чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества деструктивной западной идеологии, в условиях способствующей ее распространению деятельности публично-правовых образований, организаций и лиц, представляющих объективную угрозу национальным интересам Российской Федерации, принята новая государственная политика по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей [2], целенаправленное присвоение которых народом России в начале 90-х годов XX века в результате разрушения СССР было заменено на западно ориентированную систему образования и воспитания. Ценности западной цивилизации интериоризирова-лись в сознание людей, общество заболело атомизацией, меркантилизмом, со-циопатией, приоритетом материального над духовным. Системы образования и воспитания ориентировались на «подготовку лидеров, чтобы он был везде «пер-

вым, первым, первым». «Первым он со стола спрыгнет, но под танк он не пойдет, потому что ориентирован на сохранность своего Эго», - отмечали авторы Указа № 809 [3].

«Укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России» как одного из «главных национальных интересов России на современном этапе» [2, с. 28-29] представляется возможным на основе появления новой национальной системы воспитания, обеспечивающей становление Человека - патриота и гражданина страны с духовно-нравственно-ценностным служением своему Отечеству; Человека - созидателя духовных и материальных ценностей в интересах государства, общества и семьи; гармонично развитой и социально ответственной личности в Человеке на основе духовно-нравственных ценностей, культурно-исторических традиций народов Российской Федерации.

Целью нашего научного исследования является обоснование методологической основы становления национальной системы воспитания в соответствии с представлениями общества о «желаемом образе человека» на современном этапе развития России.

Основные задачи исследования: раскрыть социально востребованный образ россиянина на современном этапе развития страны; описать систему теоретических положений как методологической основы становления национальной системы воспитания.

В ходе исследования применялись теоретические методы: анализ философской, науковедческой, психолого-педагогической литературы; изучение нормативно-правовых документов; проектирование теоретических положений как методологической основы под конкретные воспитательные результаты и деятельности субъектов воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.