Научная статья на тему 'НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ'

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
514
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООБРАЖЕНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ / МОНОТИПИЯ / КЛЯКСОГРАФИЯ / ПАЛЬЧИКОВАЯ ЖИВОПИСЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Недзведзка Е. А.

В статье рассматривается вопрос развития воображения у детей дошкольного возраста на примере использования нетрадиционных техник рисования. Проведен подбор нетрадиционных техник рисования с учетом возрастных особенностей детей и описаны методики работы с данными техниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Вестник магистратуры. 2019. № 4-2(91)

ISSN 2223-4047

УДК 378

Е.А. Недзведзка

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается вопрос развития воображения у детей дошкольного возраста на примере использования нетрадиционных техник рисования. Проведен подбор нетрадиционных техник рисования с учетом возрастных особенностей детей и описаны методики работы с данными техниками.

Ключевые слова: воображение, дошкольный возраст, нетрадиционные техники рисования, монотипия, кляксография, пальчиковая живопись.

Интерес к проблемам воображения, как важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности, всегда проявлялся в педагогике и психологии. Термин воображение рассматривается в психологии как форма отражательной деятельности сознания. Воображение создаёт новые образы и идеи на основе имеющихся представлений.

Воображение, как одну из важнейших сторон жизни ребёнка, необходимо развивать. Интенсивное развитие воображение проходит в возрасте от 5 до 15 лет. Если не позаботиться о развитии воображения именно в этот период, то в последующем активность этой функции пойдет на спад. Параллельно с уменьшением уровня воображения у ребенка пропадает интерес к искусству, к изобразительной деятельности, обедняется личность [1].

Для развития воображения необходима особая организация основных видов детской деятельности, особенно успешной мы считаем развитие воображения через рисование. Исследователи акцентируют внимание на том факте, что рисование должно приносить детям только положительные эмоции. Т.С. Комарова считает, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

Затрудняет развитие воображения ребенка несформированность умений и навыков в графике, передача изображения тонкими линиями. Не у всех детей получается справиться с задачей, которая стоит перед ними, поэтому часто у ребенка появляется отрицательное отношение к изобразительной деятельности и пропадает интерес к процессу рисования [2].

В связи с этим необходимо подобрать такие художественные техники, которые смогут освоить все дети и получить максимальное эмоциональное удовлетворение. На современном этапе существует множество техник рисования, позволяющих создать оригинальные работы. Отличительной особенностью нетрадиционных техник рисования является то, что для их использования не требуется высокоразвитых технических умений. Работа с нетрадиционными техниками изображения компенсирует страх не справиться с процессом рисования, стимулирует положительную мотивацию продуктивной деятельности, поддерживает работоспособность и интерес к деятельности.

Выбор нетрадиционных техник рисования осуществляется с учетом возрастных особенностей дошкольников. В младшем дошкольном возрасте рекомендуется использовать: рисование ладошками, пальчиковая живопись, оттиск печатками из картофеля. Целесообразным для организации работы с детьми среднего дошкольного возраста будет переход к более сложными техниками, таким как рисование тычками, оттиск мятой бумагой, печать поролоном, рисование по восковым мелкам акварелью, оттиск листьев, рисование ватными палочками, ниткография. Кляксография, монотипия, граттаж, ниткография, рисование мыльными пузырями - это техники рисования, характеризующиеся высоким уровнем абстракции, поэтому могут использоваться со старшего дошкольного возраста. Далее рассмотрим подробнее некоторые эти техники рисования.

Техника «оттиск» берет свои истоки в древних ремеслах украшения ткани набойкой и позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя разные композиции, узоры. Первым этапом работы является изготовить инструментов-перчаток. Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить

© Недзведзка Е.А., 2019.

Научный руководитель: Антоненкова Ирина Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, дисциплин и методик начального образования, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2019. № 4-2(91)

перчатки. В качестве печаток можно использовать тампонирование или оттиск. Вариантом оттиска может стать рисование картофелем, которое привлекает детей своей необычностью. С детьми от четырех лет можно работать с техниками «Оттиск поролоном», «Оттиск пенопластом», «Оттиск печатками из ластика», «Оттиск смятой бумагой».

Техника тычка применяется на заранее подготовленных листах с контуром-основой, которые педагог подготавливает заранее. Дети рассматривают и проводят чистой кистью по контуру, называя вслух его части, например, голова, уши, глаза, хвост и т.д. В процессе рисования, дети должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками. Когда контур готов, произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура.

Работы в технике «Монотипия предметная» создаются с помощью симметричных отпечатков. Необходимо сложить лист бумаги пополам и на одной его половине изображается желаемый объект, следует выбирать симметричные объекты. Когда половина рисунка готова, а краска не высохла, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Получившееся изображение также можно дополнить мелкими деталями, затем также складывается лист после рисования нескольких украшений.

Для работы в технике «Кляксография» целесообразно использовать гуашь, краска зачерпывается пластиковой ложкой или крупной кистью и выливается на плотную бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист с изображением накрывается другим чистым листом, и плотно прижимают друг к другу. Далее верхний лист снимается и рассматривается получившееся изображение. Можно фантазировать и понять, на что оно похоже. Закончить работу можно прорисовкой недостающих деталей. Отличием техники «Кляксография с трубочкой» является предварительное раздувание с помощью трубочки пятна краски. Для получения изображения в технике «Кляксография с ниточкой» вместо кисти используется вязальная нить, ребенок опускает нитку в краску, слегка отжимая её. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, конец нити необходимо оставить свободным. После этого сверху необходимо наложить чистый лист бумаги, прижать листы друг к другу и придерживая одной рукой вытянуть нитку за кончик.

Многие вышеперечисленные техники можно комбинировать между собой, создавать на их основе комплексы занятий направленных на развитие воображения. Практики отмечают, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у детей сохраняется высокая активность на протяжении всего времени занятия. Кроме того, нетрадиционные техники создают поле для фантазий ребенка, позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Библиографический список

¡.Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М.: Академия, 1999. 272 с.

2.Кириченко К. В. Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте // Образование и воспитание. - 2017. - №5. - С. 54-58.

НЕДЗВЕДЗКА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - студентка, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.