Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ВТОРОКЛАССНИКОВ В ПРОЕКТЕ «РИСОВАНИЕ МОЕ ХОББИ»'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ВТОРОКЛАССНИКОВ В ПРОЕКТЕ «РИСОВАНИЕ МОЕ ХОББИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
воображение / творчество / творческое воображение / младший школьный возраст / рисование / хобби / нетрадиционные техники рисования / imagination / creativity / creative imagination / primary school age / drawing / hobbies / non-traditional drawing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Истомина К.И.

В статье рассматривается актуальность проблемы развития творческого воображения у второклассников, исходя из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В данной статье раскрывается важность развития творческого воображения у второклассников. Рассматриваются существующие в педагогической литературе тенденции и условия формирования творческого воображения у учащихся младших классов. Автором сделан анализ определения «творческое воображение» с точки зрения подходов различных авторов. Раскрыты приемы и способы развития творческого воображения в проекте «Рисование мое хобби».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING CREATIVE IMAGINATION OF SECOND GRADERS IN PROJECT "DRAWING IS MY HOBBY"

The article examines the relevance of the problem of developing creative imagination in second graders, based on the requirements of the Federal State Educational Standard of primary general Education. This article reveals the importance of developing creative imagination in second graders. The article examines the trends and conditions existing in the pedagogical literature for the formation of creative imagination in elementary school students. The author analyzes the definition of "creative imagination" from the point of view of the approaches of various authors. The techniques and methods of developing creative imagination in the project "Drawing is my hobby" are revealed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ВТОРОКЛАССНИКОВ В ПРОЕКТЕ «РИСОВАНИЕ МОЕ ХОББИ»»

УДК 37

Истомина К.И.

студент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования Вятский государственный университет (г. Киров, Россия)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ВТОРОКЛАССНИКОВ В ПРОЕКТЕ «РИСОВАНИЕ - МОЕ ХОББИ»

Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы развития творческого воображения у второклассников, исходя из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В данной статье раскрывается важность развития творческого воображения у второклассников. Рассматриваются существующие в педагогической литературе тенденции и условия формирования творческого воображения у учащихся младших классов. Автором сделан анализ определения «творческое воображение» с точки зрения подходов различных авторов. Раскрыты приемы и способы развития творческого воображения в проекте «Рисование -мое хобби».

Ключевые слова: воображение, творчество, творческое воображение, младший школьный возраст, рисование, хобби, нетрадиционные техники рисования.

На современном этапе развития общества остро стоит проблема востребованности творчески мыслящих людей, способных предлагать неординарные решения возникающих проблем. Данный социальный заказ предъявляет новые требования к Российскому образованию, которое на сегодняшний день характеризуется качественными изменениями в области содержания, и направлено на творческое развитие учащихся. Эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческого воображения

каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной деятельности.

В соответствии с ФГОС успешность выпускника начальной школы определяется компетентностью в использовании новых технологий, активной жизненной позицией, ориентированностью на рациональное использование времени и проектирование своего будущего. Такие установки присущи творческой личности, способной эффективно и нестандартно решать разнообразные задачи в процессе жизнедеятельности. В основе всего этого лежит умение нестереотипно мыслить, что напрямую связано с развитием у ребенка творческого воображения. Творческое воображение играет важную роль в развитии младших школьников, ведь с помощью воображения человек способен преобразовывать действительность, создавать естественно-общественные условия жизни, оживлять абстрактные образы, с помощью воображения углубляется и распространяется процесс познания. Некоторые специалисты отмечают, что воображение стимулирует деятельность человека, создавая образы мечты [8].

Младший школьный возраст представляет собой важный этап в развитии творческого воображения. Дети младшего школьного возраста любят фантазировать, рисовать, придумывать различные истории, сочинять сказки, т.е. с удовольствием создают новое и интересное. Именно в этот период необходимо развивать творческий потенциал ребенка, так как в дальнейшем сделать это будет намного труднее.

Проблема исследования: каковы педагогические условия развития творческого воображения второклассников в проекте «Рисование мое хобби»?

Целью исследования является теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития творческого воображения второклассников в проекте «Рисование мое хобби».

Гипотеза настоящего исследования - развитие творческого воображения у второклассников в проекте «Рисование мое хобби» будет результативным при соблюдении следующих условий:

- если будут соблюдаться все этапы работы над проектом,

- если в процессе проекта будут использованы разнообразные нетрадиционные техники рисования, соответствующих возрасту 8-9 лет, а именно: кляксография, граттаж, ниткография, рисование методом тычка, набрызг, пальцевая живопись.

Проблемой творческого воображения младших школьников занимались та- кие ученые, как Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие.

В большом психологическом словаре воображение характеризуется как универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.

Согласно периодизации психического развития Л.С. Выготского, воображение является центральным психологическим новообразованием в младшем школьном возрасте. В своем труде он пишет: «обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя педагогу содействовать его образованию и появлению!» [1].

По мнению С.Л. Рубинштейна, творчество характеризуется как деятельность, которая направлена на создание абсолютно нового и оригинального продукта, который войдет не только в историю самого творца, но и в историю науки и искусства [6]. В основе творчества лежит воображение, которое развивается в процессе художественного воображения - так писал советский педагог и психолог В.В. Давыдов.

Дударева Ю.Б. считает, что «Творческое воображение, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности» [2, с. 767]. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. Существенный критерий данного вида воображения — социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон

действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности. В ходе творческого воображения ребенок самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в оригинальных продуктах деятельности. Как видно, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы.

Таким образом, сопоставив понятия «воображение» и «творчество», можно сделать вывод, что творческое воображение направлено на создание новых и оригинальных образов, идей, которые представляют ценность как для человека-исполнителя, так и для общества, которые выражены в конкретных продуктах творческой деятельности.

Особое место в педагогике занимают вопросы детского творчества, как важнейшего процесса социализации, общего развития и созревания ребенка. Младшим школьным возрастом принято считать 6-10 лет. В данном периоде важно уделять особое внимание физическому, психофизиологическому и эмоциональному развитию. Основным видом деятельности выступает уже не игра, а обучение, где происходит активное развитие памяти, внимания, мышления и речи, восприятия, воображения. В этом возрасте завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, отсюда образное мышление, которое способствует творческому воображению, все меньше необходимо в учебной деятельности.

Как пишет в своей статье Дудоева Ю. А, младший школьный возраст наиболее сензитивен для целенаправленного развития творческого воображения, поскольку детям присущи эмоциональность, «буйство» фантазии [3]. Таким образом, перед учителем изобразительного искусства стоит важнейшая задача развития творческого воображения, навыков творческой деятельности, а также умений создавать новые образы и идеи.

В начале нашего педагогического эксперимента мы провели диагностики и сделали вывод, что низкий уровень развития творческого

воображения присутствует у 37% обучающихся) в экспериментальном классе и у 29% в контрольном классе.

40% 38%

Низким уровень Уровень ниже Средней Уровень аыше Высокий среднего уровень среднего уровень

■ Экспериментальна Гсклгзсс (ЗА) ш Контрольный класс |2Б]

Рис. 1. Результаты экспериментальной и контрольной группы.

Одним из эффективных способов развития творческого воображения является рисование. Нами был разработан творческий проект по ИЗО (рисованию) на тему «Рисование - моё хобби» посвящен изучению истории появления рисунка, информации о художниках-современниках, разных техник рисования, а также использованию их в собственном творчестве.

Чтобы улучшить уровень развития творческого воображения в экспериментальной группы, мы разработали и апробировали проект «Рисование мое хобби».

Цель проекта - создание педагогических условии для развития творческого воображения у второклассников.

Участники проекта: 2 А класс в составе 24 человек.

Таблица 1 Проведение педагогического проекта «Рисование мое хобби».

Тема (техника) Цель

ОКТЯБР Осенний лес (Печать листьями) Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования - «Отпечаток» Воспитание чувства прекрасного, приобщение к

Тема (техника) Цель

природе

Яблоня с золотыми яблоками. (рисование печатью из поролоновой губки) Учить создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвлённость кроны фруктовых деревьев

Краски осеннего леса (Рисование мятой бумагой и поролоновой губкой) Знакомить с новой техникой рисования мятой бумагой, рисование фона с помощью поролоновой губки. Учить аккуратно набирать краску, наносить оттиски на бумагу. Продолжать знакомить с цветом. Развивать эстетический вкус.

Птицы летят на юг (Набрызг) Учить распылять краску с помощью зубной щётки и палочки, аккуратно не спеша.

Белка пушистая (Тычок жесткой полусухой кистью) Учить технике рисования тычком полусухой жесткой кистью. Развивать умение заполнять рисунок тычковыми движениями (сверху вниз), тем самым получая пушистую шубку.

НОЯБРЬ Морские глубины (Свеча + акварель) Знакомить с техникой рисования свечой. Нарисовать свечой медузы и морских обитателей, а затем аккуратно закрашивать лист жидкой краской (синей, черной, фиолетовой), получая таким образом фон воды.

Корзина с грибами (Печать картофелем) Закреплять умение пользоваться печатью (но из другого материала - картофеля)

Осень отражается в воде. (Монотипия) Знакомить с техникой рисования монотипия, складывая лист бумаги вдвое и на одной его половине рисуя желаемый рисунок, используя много воды.

Тема (техника) Цель

Затем по сгибу накрывают рисунок чистой стороной листа и прижимают ладошками.

Чудесные превращения кляксы (Кляксография) Создать условия для свободного экспериментирования. Научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, перейти к следующему этапу -обведение или дорисовка клякс.

ДЕКАБРЬ Морозные узоры (Рисование солью) Познакомить с техникой рисования солью. Создать ситуацию для свободного творческого применения разных декоративных элементов в создании морозного узора (волнистая линия, завиток, перо, пушистая точка)

Раскидистое дерево в снегу (Рисование ладошками, пальчиками и кистью) Продолжать закреплять умение использовать ладонь, как изобразительное средство, окрашивать её, делать отпечаток (пальцы расставлены в стороны). Закрепить умение дополнять изображение деталями (ветками, снегом)

Ночной дождь (Акварель + свеча) Продолжать знакомить с техникой рисования свечой.

ЯНВАРЬ Зайчонок на снегу (Рисование мятой бумагой) Продолжать знакомить с техникой рисования мятой бумагой. Развивать наглядно- образное мышление, воображение

Береза в снегу (Тычок жёсткой Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать мятой бумагой».

Тема (техника) Цель

полусухой кистью,) Учить дополнять изображение подходящими деталями. Развивать эмоционально- чувственное восприятие.

На что похоже? (Аппликация с дорисовыванием) Развивать наблюдательность. Учить детей создавать интересные образы

Укрась рукавицу (Работа со знакомыми техниками) Развивать умения самостоятельно использовать знакомые техники. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

ФЕВРАЛЬ Узоры на окнах (Кляксография) Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

Игрушки не простые-расписные (дымковск ая игрушка) (Печать штампами разных форм (круг, овал, ромб, точки) и ватными палочками) Продолжать учить способу прижимания штампов к штемпельной подушке с краской и наносить оттиск на бумагу.

Две кошки (пластинография) Учить использовать в работе нетрадиционную технику рисования - пластилинографию. Добиваться реализации выразительного, яркого образа. Развивать мелкую моторику рук,

Ёлочки-красавицы (Набрызг) Продолжать учить распылять краску с помощью зубной щётки и палочки, аккуратно не спеша.

МАР Весёлый клоун (Аппликация с Учить детей пользоваться шаблонами, учить путем аппликации создавать образ веселого человечка -

Тема (техника) Цель

дорисовыванием ) клоуна.

Цветы для мамы (Рисование акварельными красками, коктейльной трубочкой и ватными палочками) Учить акварельные краски выдувать из коктейльной трубочки, получая разветвление на бумаге. Формировать из полученного изображения цветы при помощи ватных палочек.

Сказочная птица (Рисование ладошкам и и пальчиками) Закреплять умение использовать ладонь, как изобразительное средство: окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение.

Мимоза в вазе (Рисование ватными палочками + трафарет) Упражнять в рисовании ватными пальчиками и использовать трафарет вазы, соединять в работе две техники.

АПРЕЛЬ Бабочка (Монотипия) Закреплять технику рисования монотипия, складывая лист бумаги вдвое.

Придумай и дорисуй Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы.

Яблоневый цвет (Рисование мыльными пузырями) Продолжать учить разбавленную жидким мылом гуашь выдувать из коктейльной трубочки, получая пузырьки и переносить их на бумагу.

Пушистые одуванчики (Пластилинография) Совершенствовать основные приемы лепки: раскатывание прямыми движениями, круговыми движениями, сплющивание, прижимание, работа со стекой.

Условно процесс развития творческого воображения детей в проекте «Рисование - мое хобби» можно разделить на несколько этапов:

- предварительный (постановка задачи, задания),

- начальный (знакомство и подбор материала, выполнение зарисовок),

- основной (активная работа над творческим продуктом),

- демонстрационный (показ работы, возможно, организация мини-выставки и т.д.).

Важно помнить, что при построении занятий в проекте «Рисование - мое хобби» необходимо придерживаться основных педагогических принципов:

- принцип системности (подача материала последовательно и логично),

- принцип взаимосвязи практики с теорией (подкрепление словесного объяснения урока практическими заданиями),

- принцип развивающего обучения (направленность обучения на всестороннее развитие личности),

- принцип интереса и активности учащихся (сознательное отношение обучающихся к необходимости овладения знаниями, а также поддержание интереса к предмету),

- принцип учета индивидуальных особенностей учеников (учет физических, психических и эмоциональных характеристик детей),

- принцип учета ранее сформированых навыков и умений.

При организации изобразительной деятельности детей в рамках проекта «Рисование - мое хобби» крайне важно отходить от шаблонности, строгой регламентированности, ориентации на конкретный результат, предоставляя детям свободу самовыражения. При этом речь идет не только об образных представлениях ребенка и желании передать их в рисунке, но и о возможности выбора художественных средств и техник. По мнению Карклиной А.В. знакомство детей с новыми художественными материалами, инструментами и техниками помогает развивать их творчество. Она считает, что, предлагая детям нетрадиционные техники рисования, мы развиваем их самостоятельность и творческую активность [4]. Знание художественных приемов для достижения

наибольшей выразительности рисунка и умение комбинировать разные техники изображения пробуждают фантазию детей, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, помогают выполнить задуманное, развивают чувство формы и восприятие цветов способствуют воспитанию художественного вкуса и уводят творчество детей далеко от стандартов и шаблонов.

Рисование нетрадиционными техниками в рамках проекта «Рисование -мое хобби» способствует решению следующих задач в детской школе искусств:

1. Обогащать опыт эстетического видения детьми окружающей действительности.

2. Осуществлять художественно-эстетическое воспитание детей на основе широкой интеграции, охватывая разные формы работы с детьми (занятия, самостоятельная художественная деятельность, праздники, развлечения, кружки).

3. Развивать у детей природные наклонности, способности, дарования.

4. Способствовать формированию у детей эмоционально-оценочного отношения к творческим проявлениям.

5. Поощрять желание детей фантазировать и творить.

6. Проводить с детьми специальные занятия по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных форм (экскурсии, игры-путешествия, занятия по интересам и тому подобное).

7. Осуществлять художественно-эстетическое воспитание детей в сотрудничестве детской школы искусств с семьей.

40% 38%

Низким уровень Уровень ниже Средний Уровенэвыше Высокий среднего уровень среднего уровень

* Экспериментальный класс (2А) ■ Контрольный класс (2Б)

Рис. 2. Сравнительные результаты экспериментальной и контрольной групп.

Мы провели диагностику в экспериментальной и контрольной групп. Мы выявили, что в контрольной группе не произошло значительных изменений. В экспериментальной группе мы видим улучшение творческого воображения, обучающиеся дали более креативные ответы, они проявили интерес к созданию проектов и показали свои творческие способности на высшем уровне.

Таким образом, мы доказали, что наш проект «Рисование мое хобби» является эффективным средством развития творческого воображения у второклассников. Следовательно, поставленная нами цель достигнута, задачи реализованы, и сформулированная гипотеза нашла экспериментальное подтверждение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Выготский Л.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М.: АСТ, 2018. 416 с;

2. Дударева Ю. Б. Развитие творческого мышления в системе дополнительного образования детей и взрослых // Молодой ученый. - 2016. -№6. - С. 767-771;

3. Дудоева, Ю. А. Формирование у второклассников выразительного образа в процессе применения нетрадиционных техник рисования / Ю. А. Дудоева //

Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, Киров, 17 мая 2023 года. Том Выпуск 8. - Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2023. - С. 124-127;

4. Кабанов, Д. Д. Развитие творческого воображения второклассников в проекте «Мир вокруг нас» / Д. Д. Кабанов // Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, Киров, 17 мая 2023 года. Том Выпуск 8. - Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2023. - С. 111-114;

5. Мокроусов, С. И. Исследование развития творческого воображения обучающихся в детской школе искусств с использованием нетрадиционных техник рисования / С. И. Мокроусов, О. В. Рогозина // Инновации. Наука. Образование. - 2022. - № 50. - С. 153-158;

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2013. 713 с;

7. Сидорова, Е. Э. Развитие творческого воображения младших школьников посредством нетрадиционных техник рисования / Е. Э. Сидорова, Н. М. Ноговицына // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 61-3. - С. 258-262;

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 03.04.2021)

Istomina K.I.

Vyatka State University (Kirov, Russia)

DEVELOPING CREATIVE IMAGINATION OF SECOND GRADERS IN PROJECT "DRAWING IS MY HOBBY"

Abstract: the article examines the relevance of the problem of developing creative imagination in second graders, based on the requirements of the Federal State Educational Standard of primary general Education. This article reveals the importance of developing creative imagination in second graders. The article examines the trends and conditions existing in the pedagogical literature for the formation of creative imagination in elementary school students. The author analyzes the definition of "creative imagination" from the point of view of the approaches of various authors. The techniques and methods of developing creative imagination in the project "Drawing is my hobby" are revealed.

Keywords: imagination, creativity, creative imagination, primary school age, drawing, hobbies, non-traditional drawing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.