■ ■ ■ РИСКОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ЧАСТНОГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
Авторы: ЛОСКУТОВА И.М., СИНЯЕВ М.В.,
ЛОСКУТОВА Ирина Мироновна - доктор социологических наук, доцент кафедры теоретической и специальной социологии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский государственный педагогический университет».
Адрес: 119435, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, стр.1. E-mail: [email protected]
СИНЯЕВ Максим Викторович - кандидат политических наук, доцент кафедры теоретической и специальной социологии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».
Адрес: 119435, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, стр. 1. E-mail: [email protected]
Аннотация: статья посвящена рассмотрению процессов становления и функционирования системы частного среднего образования, а также тем социально-политическим рискам, которые она продуцирует в ходе своего функционирования. Плюсы системы частных школ сводятся к возможности более тонкой настройки образовательного процесса применительно к потребностям конкретного учащегося. Основные социально-политические риски, связанные с функционированием частного среднего образования в РФ - это риски разрывов единого социального и культурного пространства; риски образования псевдосословной структуры общества, когда формируется цепь взаимно не пересекающихся социальных групп, вся социальная практика которых не предполагает открытых конкурентных взаимодействий с другими группами; конфликты, связанные с интеграцией выпускников различных частных школ в общую систему высшего образования; конфликты, связанные с взаимодействием частных и государственных школ; искусственная архаизация образовательного процесса; избыточная склонность этих образовательных учреждений к внедрению сравнительно дешевых электронных средств обучения.
Ключевые слова: социальные риски, рискогенность, социальное государство, частные учреждения среднего образования, архаизация образовательного процесса, интеграция выпускников.
Говоря о современном российском обществе, структуре социальных рисков и проблемах, связанных с современной российской действительностью, мы должны хотя бы в самом общем смысле указать основные черты этого общества и возможные причины социальных рисков, характерных как для него в целом, так и для отдельных его подсистем и институтов.
Анализируя современное общество, мы должны указать ряд базисных черт, определяющих его качественную специфику. Мы можем указать в первую очередь такие черты, как рискогенность, вариативность, инновационность, стремление ко все большей индивидуализации и дифференциации социальных и культурных практик. Эти черты были в центре исследовательского внимания целого ряда зарубежных авторов [1]. Подобный набор черт сложился не сам собой, он является результатом долгой и мучительной эволюции современной техногенной цивилизации, начало формирования которой относят к XVII — XVIII векам, когда в Европе в результате деятельности ряда выдающих мыслителей, прежде всего, Г. Галилея и Ф. Бекона, начинает формироваться европейская опытная наука, основанная не на комментировании сакральных текстов древности, а на опытном изучении природы. Достаточно быстро этот подход привел к технологической революции и промышленному перевороту. Технологический переворот повлек за собой изменения в структуре экономики и социальной структуре общества. Новая социальная структура привела к появлению новых социальных лифтов, новых моделей поведения, и снижению роли религии в жизни общества на фоне резкого повышения роли образования и науки.
Поскольку раз запущенный процесс становления индустриальной, рационалистической цивилизации не мог быть остановлен, то сложилась парадоксальная ситуация - постоянное появление новых технологических и социальных изменений заставляло людей ориентироваться не на бесполезные в данном контексте традиции, а на индивидуальную оценку ситуации и как следствие, принятие собственного рационально обоснованного решения. В каждом конкретном случае принятие собственного индивидуального решения могло привести к успеху или провалу жизненной стратегии, риск и неопределенность стали постоянными спутниками индустриального общества. В какой-то мере подобная ситуация была расплатой за повышенный социальный и технологический динамизм индустриального общества.
Как и следовало ожидать, в жизни этого общества стали нарастать проблемы, связанные с его избыточной дифференциацией (это в аграрном обществе люди похожи - у всех одна и та же сфера деятельности, один и тот же набор культурных и социальных штампов, схожие жизненные стратегии, увы, в индустриальном обществе все было намного сложнее). Люди в этом обществе были лишены традиционной системы социальной защиты, которую давала им в свое время сельская община, и испытывали проблемы в области коммуникации с другими группами. Отсюда очевидно, что одной из базовых проблем этого общества стала проблема минимизации внутренних конфликтов и обеспечения коммуникации между различными социальными субъектами. Для решения этих проблем были созданы два института - институт социального го-
сударства и институт современного общеобязательного среднего образования [2].
Частные школы возникли в России в 90-х годах ХХ века. На Западе они существуют уже достаточно давно, там у них уже сложилась определенная ниша и определенное отношение общества к этому феномену. Степень их распространенности и интегрированности в общественную жизнь достаточно сильно различается в разных странах Европы; так, в Германии частные школы занимают 7% от общего числа школ, а в Голландии 76,4 % [3]. В каждом конкретном случае для этого есть свои причины, основной плюс частных школ - это их большая гибкость, желание предоставить именно те услуги, которые востребованы конкретным социальных субъектом здесь и сейчас, а не те, которые были оплачены государством в бюджете прошлого года. В тех случаях, когда мы имеем дело с развитым гражданским обществом и эффективными демократическими политическими институтами, мы можем добиваться более активной настройки образовательной системы под нужды конкретных людей, если же с этой настройкой возникают определенные проблемы, предположим, конфликты между различными политическими или этническими группами, то тогда частные школы становятся простым и эффективным выходом из ситуации, как это и случилось в Голландии [4]. В то же время надо отметить, что сама по себе эта модель способна порождать дополнительные риски, и её применение требует серьезного и ответственного подхода [5].
Применительно к российской ситуации частные школы также явились ответом на кризис отечественной системы образования конца 80-х начала 90-х годов ХХ века. Этот кризис был частью общего системного кризиса советского общества и специфического советского варианта индустриальной цивилизации. Усложнение общества привело к необходимости его дальнейшей дифференциации и индивидуализации социальных практик в соответствии с логикой развития индустриальной цивилизации. Однако в специфических российских условиях на этом пути возник ряд серьезных трудностей, в первую очередь ресурсный дефицит. В отличие от Западных стран, имеющих серьезные бонусы от неравноценного экономического обмена со слаборазвитыми странами мировой периферии, СССР сам в какой-то мере был частью западной периферии [6]. Очевидно, что он обладал меньшим доступом к мировым технологическим, научным, культурным, финансовым и другим ресурсам, чем страны Запада. В районе 70-х годов ХХ века СССР исчерпал возможности догоняющего развития, основанные на воспроизводстве технологий, сгенерированных в странах запада и осваиваемых за счет малооплачиваемого труда низкоквалифицированного сельского населения. Перед ним стояла задача перехода от статуса страны, покупающей чужие технологии и получающей большую часть своих эконо-
мических ресурсов от использования этих технологий, к статусу страны, создающей новые технологии. Теоретически это открывало возможность создания новых технологических укладов, в большей мере ориентированных на максимальное исключение человека из сферы массового материального производства и освобождение человека от отупляющего монотонного труда, о чем в свое время говорили классики марксизма, обсуждая феномен отчуждения труда в капиталистическом обществе. Отсюда, очевидна та роль, которая придавалась образованию в СССР. Правда при всех успехах советской системы образования у неё был ряд очевидных минусов - так, в рамках раннеиндустриального общества серьезной научной подготовкой считалась только подготовка в области естественно-научного цикла дисциплин, что изначально превращало детей, не имеющих склонностей к этим дисциплинам, в малоперспективный образовательный контингент. Это не позволяло реали-зовывать свои способности значительным слоям советских учащихся, понижало эффективность социальной системы в целом, и приводило к колоссальному отставанию в области социогуманитарного знания. Со временем этот дисбаланс сыграл свою мрачную роль в судьбе советского общества, когда люди, жизненные перспективы которых могли быть связаны только с советской системой государственного финансирования научной и технической деятельности, приняли активное участие в ее разрушении, а потом зачем-то носили бутафорские гробы с надписями «Российское образование» и «Российская наука» к различным административным зданиям в начале 90-х годов, вызывая искреннее удивление находившихся внутри западных экономических советников.
Технологический откат в экономике, когда выяснилось, что РФ не только не может перейти к стадии постиндустриальной экономики, но и не может надеяться на сохранение статуса индустриальной страны, и все своё будущее должна связывать с перспективами превращения в мирового поставщика энергоносителей, нанес серьезный удар по российскому образованию. Изначально в начале 90-х годов ХХ века произошло снижение интереса к высшему образованию, однако по мере стабилизации ситуации и формирования новой экономики выяснился ряд смягчающих ситуацию факторов. Во-первых, выяснилось, что государство никуда не делось, и даже с началом XXI века начинает усиливаться и брать под контроль различные сферы экономики. В силу этого очевидного факта, появляется необходимость в государственных служащих, для которых необходимо наличие хотя бы формального диплома о высшем образовании. Во-вторых, различные структуры новой экономики испытывали потребность в офисном персонале, и тут тоже лучше быть с дипломом, чем без него. В-третьих, усилившиеся контакты с Западом позволяли молодым российским ученым получать различные гранты и выезжать на Запад сначала на временную, а затем и постоянную рабо-
ту. Правда, учитывая постоянное снижение уровня подготовки в отечественной системе образования, постепенно наметился переход от вывоза готовых специалистов к вывозу талантливых школьников и студентов, чтобы затем сэкономить на их переподготовке. В-четвертых, введенная система ЕГЭ повышала интерес широких народных масс к получению полноценного школьного образования, так как это в свою очередь вело к получению государственного диплома в каком-нибудь ВУЗе, как правило, не принципиально важно, в каком.
Фактически в современной РФ сложилась своеобразная структура образования, когда выпускники, условно говоря, десяти лучших ВУЗов страны (МГУ, МГИМО, ВШЭ, и т.д.) конкурируют между собой за право выехать на Запад для продолжения образования или получить работу в крупной западной компании в РФ. Выпускники же остальных ВУЗов довольствуются трудоустройством в различные государственные структуры и предприятия сферы среднего бизнеса, в которых их профессиональные навыки мало кому интересны, то есть для них диплом об образовании стал своего рода документом, позволяющим претендовать на получение части доходов от российского нефтеэкспорта. В какой-то мере это можно считать возрождением ситуации 70-х годов ХХ века, только гарантии трудоустройства значительно снизились. Очевидно, что в этих условиях система образования выполняет не столько функцию развития научно-технологического и человеческого потенциала страны, сколько функцию социального обеспечения наиболее активной и амбициозной части российской молодежи, тех, кого в силу каких - либо причин не удалось загнать работать в заведения общественного питания сразу после средней школы и тех, кто не принадлежит к привилегированным слоям нашего общества.
Насколько удачен был в этих обстоятельствах эксперимент с системой частного среднего образования?! Что считать критерием успешности этого эксперимента?! Какие перспективы его ожидают?!
Очевидно, что в условиях серьезного ресурсного кризиса и технологического отката этот эксперимент изначально находился в условиях очень неблагоприятной внешней среды, и то, что частные школы продолжают существовать, удовлетворяя какие-то важные общественные потребности, говорит об их нужности и о наличии у них определенного запаса прочности. Конечно, их деятельность вызывает массу вопросов о том, насколько они способствуют решению задач, стоящих перед обществом в целом, и насколько адекватно они могут взаимодействовать с существующей системой образования.
Если говорить об очевидных плюсах системы частных школ, то они сводятся к возможности более тонкой настройки образовательного процесса применительно к потребностям конкретного учащегося. Так, в работе известного отечественного исследователя проблем частно-
го образования Б.А. Бурняшова [7] отмечается наличие следующих типов частных школ:
1. Школы, делающие основной акцент на взаимодействие с родителями, когда административный или финансовый ресурс родителей ученика позволяет решать все возможные проблемы, возникающие в ходе получения образования.
2. Школы, делающие основной акцент на предоставление высока-чественных образовательных услуг, что в ряде случаев превращается в экстенсивное натаскивание учеников на сдачу того же самого ЕГЭ или же для победы в той или иной университетской Олимпиаде.
3. Школы, делающие основной акцент на создании комфортной среды обучения, что бывает очень важно в случае наличия каких-либо заболеваний или особенностей психологического развития, затрудняющих получения образования в обычной школе, а в ряде случаев и просто нахождение в ней.
4. Религиозные школы.
Уже само перечисление возможных типов школ наводит на мысль о серьезной дифференциации этого образовательного института и его стремлении удовлетворять запросы различных слоев населения.
Если говорить о рисках и возможных проблемах деятельности частных школ, то в первую очередь надо упомянуть следующие:
1. Разрывы единого социального и культурного пространства, с одной стороны наличие большого числа социальных групп, придерживающихся собственных жизненных стратегий, является одной из базовых черт современного сложноорганизованного общества; с другой, находясь в условиях одного общества, эти группы должны как-то взаимодействовать друг с другом, или хотя бы понимать мотивы поведения друг друга. В том случае, если под этим процессом лежит единый пласт базового школьного образования, проблем обычно не возникает, но в том случае, если этот пласт дробится на различные сегменты, возникают серьезные проблемы. Еще в 19 веке отмечалось, что основная функция системы среднего образования - это не передача знаний (передача знаний в основном осуществляется в рамках высшего образования), а воспитание и социализация. Если воспитание и социализация осуществляются по разным моделям, то очевидно, что в будущей коммуникации различных социальных групп возникают определенные проблемы требующие самого серьезного к себе отношения со стороны и общества и государства [8].
2. Риски образования псевдосословной структуры общества, когда формируется цепь взаимно не пересекающихся социальных групп, вся социальная практика которых, начиная с получения образования в закрытой частной школе и последующего продвижения по социальной лестнице, не предполагает открытых конкурентных взаимодействий с
другими группами. Проблемой здесь является не сам факт наличия таких групп, имеющих какие-либо социальные преференции, а их принципиальная закрытость [9].
3. Конфликты, связанные с интеграцией выпускников различных частных школ в общую систему высшего образования, когда выясняется, что методики обучения принятые в конкретной частной школе, не лучшим образом пересекаются с учебными планами высших учебных заведений [10].
4. Конфликты, связанные с взаимодействием частных и государственных школ. В момент их создания принципы финансирования государственных школ отличались от нынешнего подушевого подхода. В условиях экономического кризиса государство старается минимизировать свои социальные обязательства перед различными группами населения и социальными институтами. Поскольку прямо это сделать затруднительно, изобретаются различные способы оптимизации бюджета, однако в стране время от времени проводятся выборы, и вступать в прямую конфронтацию с широкими социальными слоями все же не стоит. Поэтому вполне очевидный выход в сложившейся ситуации - это ограничение бюджетного финансирования государственной системы образования (тут и делать ничего не надо, просто не индексировать бюджеты), а в качестве компенсации - предоставление школам возможности заниматься различными видами коммерческой образовательной деятельности. В случае возникновения конфликтов на этой почве между государственными и частными образовательными учреждениями государственные институты станут на защиту государственных школ. В силу чего складывается такая ситуация, что государственные образовательные учреждения хоть и получают из бюджета меньше денег, чем планировалось, но пользуются его административной поддержкой, что позволяет минимизировать социальные издержки снижения нефтяных цен, а перед сотрудниками частных школ бюджет обязательств нести не может, и что будет с их сотрудниками - это дело конкретного хозяйствующего субъекта.
5. Искусственная архаизация образовательного процесса. Общество -это сложная структура, в которой существуют различные социальные группы, часть из них по своим социокультурным практикам принадлежат не столько к индустриальному, сколько к доиндустриальному обществу, они склонны транслировать свой жизненный опыт подрастающему поколению - следствием чего становится появление религиозных школ. По вполне понятным причинам этот тип частных учебных заведений концентрируется в не самых развитых субъектах РФ. Терпимое отношение центральной власти к этому феномену, с одной стороны, вполне понятно: если у нас не хватает социально-экономических рычагов воздействия на эти регионы, почему бы не подменить их социально-психологическими?!
Однако со временем, по мере обострения социально-экономических проблем приверженцы религиозных учений начинают искать правду и справедливость за пределами официально одобренных религиозных структур, что создает массу социальных и политических рисков.
6. Избыточная склонность этих образовательных учреждений к внедрению сравнительно дешевых электронных средств обучения далеко не всегда оправдана, с точки зрения получения качественного образования, когда учащийся с самого раннего детства учится не понимать проблему в комплексе, а выбирать правильное решение или манипулировать абстрактными терминами, не имея ни малейшего представления о тех явлениях, которые за ними стоят [11]. Со временем это приводит к утрате навыков работы с более или менее сложной текстовой информацией, и как следствие, к невозможности формулировать проблему и свое отношение к ней, что создает серьезные проблемы не только в научной, но и в той же общественной и социальной деятельности, в случае выбора той же управляющей компании в сфере ЖКХ и тд.
С нашей точки зрения, в основе сложной системы проблем, связанных с частными школами в РФ, лежит до сего дня нерешенный вопрос об их статусе в общей системе образования. Частные школы - это разновидность коммерческих организаций, и анализ эффективности их деятельности должен описываться преимущественно соотношением между затратами и выручкой, или же это специфический образовательный институт, целью которого является не достижение экономической эффективности, а удовлетворение потребностей общества в тонкой настойке образовательной системы под нужны конкретного учащегося или социальной группы?! От ответа на этот вопрос зависит и взаимодействие системы частных школ с системой государственного образования, и их будущее положение в обществе.
Список литературы
1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. / Пер. с нем. В. Седельник и Н. Фёдоровой. М., 2000. 384 с.
2. Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // THESIS, 1994, № 5, с. 107-135.
3. ЛуманН. Общество как система. / Пер с нем. А.Антоновский. М., 2004.
4. Бачило И.Л. Информационное общество и социальное государство. [Сост. и отв. ред.: И. Л. Бачило]. М., Ин-т государства и права РАН, 2011. С.11.
5. Шарков Ф.И. Основы социального государства: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа». М., Дашков и Ко. 2012.
6. Шарков Ф.И. Социология социальных коммуникаций в контексте развития научного направления. // Коммуникология. Том 7. № 5. 2014.
7. Бурняшов Б.А. Современный рынок образовательных услуг (общее среднее образование) России и Германии. Краснодар, 2010, с.181-191.
8. Комарова Л.В. Культура политического диалога государства и общества. // Коммуникология. Том 5. № 3. 2014.
9. Мартынова М.Ю. Особенности становления и перспективы развития поликультурного образования в России // Коммуникология. Том 4. № 4. 2014.
10. ЛевкинаЛ.И. Потенциал коммуникативной компетентности представителей органов государственной власти // Коммуникология. Том 7. №5. 2014.
11. Кондратьев М.Ю., Соснова И.В. Частная школа: социальная и социально-психологическая специфика в условиях современного российского образовательного пространства // Социальная психология и общество. № 3. 2014.
■ ■ ■ RISK CAUSING FACTORS OF FORMATION OF PRIVATE SECONDARY EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Authors: LOSKUTOVA I.M., SINYAEV M.V.
LOSKUTOVA Irina Mironovna, Doctor of Sociological Science, associate professor, department of theoretical and special sociology, Institute of social and humanitarian education, Moscow State Pedagogical University. Address; Malaya Pirogovskaya, 1, blg.1. 119435, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
SINYAEV Maksim Viktorovich, Candidate of Political Sciences, associate professor, department of theoretical and special sociology, Institute of social and humanitarian education, Moscow State Pedagogical University. Address: Malaya Pirogovskaya, 1, Blg.1. 119435, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Annotation: The article is devoted to the process of formation and functioning of private secondary education, as well as the social and political risks that it produces during its operation. Advantages of private schools are condensed to the possibility of fine-tuning of the educational process to the needs of a particular student. Basic social and political risks associated with the operation of private secondary education in the Russian Federation are the risk of discontinuities of a single social and cultural space; risks of pseudo estate education structure of the society, when the circuit is formed by mutually overlapping social groups, whose social practices do not involve public competitive interactions with other groups; conflicts related to the integration of graduates of various private schools in the overall system of higher education; conflicts associated with the interaction of private and public schools; artificial archaism of the educational process; excessive tendency of these educational institutions to introduce a relatively cheap e-learning.
Keywords: social risks and risk- taking, the welfare state, private institutions of secondary education, archaism of the educational process, the integration of graduates.
References
1. Bek U. Obshhestvo riska. Na puti k drugomu modernu. / Per. s nem. V. Sedel'nik i N. Fjodorovoj; Posl. Filippova A. M., 2000. 384 s. [Beck, U. Risk Society. On the way to another modernity. Moscow, 2000. 384 p.].
kommyhmkomrnq - communicology
2. Giddens Je. Sud'ba, risk i bezopasnost' // THESIS, 1994, № 5, pp. 107-135. [Giddens E. The fate, risk and safety // THESIS, 1994, № 5, p. 107-135].
3. Luman N. Obshhestvo kak sistema. /Per s nem. A.Antonovskij. M. 2004. [Luman N. Society as a system / Translated from German by A. Antonovsky. Moscow, 2004].
4. Bachilo I.L. Informacionnoe obshhestvo i social'noe gosudarstvo. Sbornik, sost. i otv. red.: I. L. Bachilo]. M., p. 11. [Bachilo I.L. Information society and the welfare state [a collection of scientific papers. Moscow, 2011. P. 11].
5. Sharkov F.I. Osnovy social'nogo gosudarstva: uchebnik dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchajushhihsja po napravleniju podgotovki «Social'naja rabota». M., Dashkov i Ko. 2012. [Sharkov F.I. Fundamentals of the Welfare State: a textbook for university students enrolled in the direction of preparation "Social work." Moscow, Dashkov & Co. 2012].
6. Sharkov F.I. Sociologija social'nyh kommunikacij v kontekste razvitija nauchnogo napravlenija «Kommunikologija». // Kommunikologija. Tom 7. № 5. 2014. [Sharkov F.I. Sociology of social communications in the context of development of scientific direction "Communicology" // Communicology. Volume 7. №5. 2014].
7. Burnjashov B.A. Sovremennyj rynok obrazovatel'nyh uslug (obshhee srednee obrazovanie) Rossii i Germanii. Opublikovano v: Juzhnyj institut menedzhmenta. Social'no-jekonomicheskij ezhegodnik-2010. - Krasnodar, 2010, pp.181-191. [Burnyashov B.A. The modern market of educational services (secondary education) in Russia and Germany. Socioeconomic Yearbook 2010. Krasnodar, 2010, p.181-191].
8. Komarova L.V. Kul'tura politicheskogo dialoga gosudarstva i obshhestva // Kommunikologija, Tom 5, № 3, 2014. [Komarova L.V. Culture of political dialogue of the state and society. Communicology. Volume 5, № 3, 2014].
9. Martynova M.Yu. Osobennosti stanovlenija i perspektivy razvitija polikul'turnogo obrazovanija v Rossii // Kommunikologija. Tom 4. № 4. 2014. [Martynova M.Y Features of formation and development prospect of multicultural education in Russia // Communicology. Volume 4. number 4. 2014].
10. Levkina L.I. Potencial kommunikativnoj kompetentnosti predstavitelej organov gosudarstvennoj vlasti//Kommunikologija. Tom 7. №5. 2014. [Levkina L.I. The potential of communicative competence by the representative of the departments of state power // Communicology. Volume 7. №5. 2014].
11. Kondrat'ev M.Yu., Sosnova I.V. Chastnaja shkola: social'naja i social'no-psihologicheskaja specifika v uslovijah sovremennogo rossijskogo obrazovatel'nogo prostranstva // Social'naja psihologija i obshhestvo. № 3. 2014. [Kondratiev M.Y, Sosnova I.V. Private school: social and socio-psychological specificity in the conditions of modern Russian Educational space // Social Psychology and Society. № 3. 2014].