Научная статья на тему 'Социология социальных коммуникаций в контексте развития научного направления "коммуникология"'

Социология социальных коммуникаций в контексте развития научного направления "коммуникология" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1847
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMMUNICATION / СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / SOCIAL COMMUNICATION / КОММУНИКОЛОГИЯ / COMMUNICOLOGY / СОЦИОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ / SOCIOLOGY OF COMMUNICATION / COMMUNICATION SCIENCE / КОММУНИКАТИВИСТИКА / ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ / THEORY OF COMMUNICATION / COMMUNICATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шарков Ф. И.

Коммуникативное направление в изучении социальной действительности имеет теоретическую основу и практические результаты, полученные в рамках действующих в настоящее время концептуальных подходов и исследовательских парадигм. Каждая наука или научное направление, изучающие те или иные аспекты коммуникации или проблемы, соприкасающиеся с коммуникационными, выделяют из коммуникации свой предмет изучения. Социология изучает функциональные особенности общения различных социальных групп, представляющего их взаимодействие передачу и получение смысловой и оценочной информации с целью оказания влияния на такое взаимодействие, а также на отношение к социальным ценностям определенных сообществ и общества в целом. Общение, являющееся процессом взаимодействия субъектов, определяется экономическими, социальными, политическими и иными интересами. Социология, кроме того, изучает взаимодействие социальных и коммуникативных факторов во внутригрупповой межличностной и массовой коммуникации, а также уровни коммуникации, виды коммуникативных систем, их единицы, категории и частные функции социальной коммуникации. Для социолога важно исследование коммуникации как социально обусловленного процесса, в рамках которого формируются индивидуальные и групповые установки речевого поведения. На основе взаимопонимания в процессе взаимодействия формируется совокупность поступков, мероприятий, обеспечивающих достижение коммуникативных целей. Социология коммуникации, наряду с межличностной и межгрупповой коммуникацией, всесторонне изучает массовую коммуникацию, исследует социальные факторы, обусловливающие влияние массовой коммуникации на формирование общественного мнения. Объектом социологии коммуникации выступает социальная коммуникация. Тенденции к изменениям в науке и вызвали потребность в выделении в самостоятельную науку систему знаний о коммуникации. Дисциплинарная организация науки «коммуникология» представляет собой систему дисциплин с обоснованием всевозможных связей между ними. В ней отрасль знаний социологии социология коммуникации -занимает определенное место, интегрируя теоретические и прикладные социологические исследования в сфере социальных коммуникаций. Коммуникология в целом призвана объединить множество теоретических систем, так или иначе связанных с коммуникационной проблематикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociology of social communications in the context of the development of scientific direction “Communicology”

Communicative direction in the study of social reality has a theoretical basis and application results obtained in the framework of existing conceptual approaches and research paradigms. Every science or scientific discipline, studying various aspects of communication or problems contiguous to communication, lay the emphasis on a particular subject of study. Sociology studies the functional properties of communication in different social groups representing their interaction transmission and reception of semantic and evaluative information to operate on this interaction, as well as on attitude towards social values within certain communities and society as a whole. Economic, social, political and other interests determine communication as process of interaction of subjects. Likewise, sociology studies the interaction of social and communicative factors in interpersonal, intragroup, and mass communication, as well as levels of communication, types of communication systems, their units and categories, particular functions of social communication. For a sociologist, it is important to study communication as a socially determined process incident to formation of individual and/or group patterns of verbal behavior. On the basis of mutual understanding in this interacting process a set of activities and arrangements is to be defined to ensure the achievement of communicative purposes. Sociology of Communication, along with interpersonal and intragroup communication, is a comprehensive study of mass communication, as it explores the social factors contributing to the influence of mass media on public opinion. The object of the Sociology of communication is social communication. Trend to changes in science created the need for an independent discipline, a system of knowledge about communication. The science ‘Communicology’ by its disciplinary organization is a system of disciplines with rationales to their possible interconnections. In it a discipline of sociology sociology of communication stands to integrate theoretical and applied sociological research in the field of social communications. Communicology as a whole is designed to consolidate a variety of theoretical systems, in one way or another related to communication issues.

Текст научной работы на тему «Социология социальных коммуникаций в контексте развития научного направления "коммуникология"»

■ ■ ■ СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «КОММУНИКОЛОГИЯ»

Автор: ШАРКОВ Ф.И.

ШАРКОВ Феликс Изосимович - доктор социологических наук, профессор, заместитель декана факультета журналистики, заведующий кафедрой общественных связей и медиаполи-тики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), заслуженный деятель науки РФ. Адрес: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 84. Тел./факс: +7(499) 956-05-01. E-mail: [email protected]

Аннотация: коммуникативное направление в изучении социальной действительности имеет теоретическую основу и практические результаты, полученные в рамках действующих в настоящее время концептуальных подходов и исследовательских парадигм. Каждая наука или научное направление, изучающие те или иные аспекты коммуникации или проблемы, соприкасающиеся с коммуникационными, выделяют из коммуникации свой предмет изучения. Социология изучает функциональные особенности общения различных социальных групп, представляющего их взаимодействие - передачу и получение смысловой и оценочной информации с целью оказания влияния на такое взаимодействие, а также на отношение к социальным ценностям определенных сообществ и общества в целом. Общение, являющееся процессом взаимодействия субъектов, определяется экономическими, социальными, политическими и иными интересами. Социология, кроме того, изучает взаимодействие социальных и коммуникативных факторов во внутригрупповой межличностной и массовой коммуникации, а также уровни коммуникации, виды коммуникативных систем, их единицы, категории и частные функции социальной коммуникации. Для социолога важно исследование коммуникации как социально обусловленного процесса, в рамках которого формируются индивидуальные и групповые установки речевого поведения. На основе взаимопонимания в процессе взаимодействия формируется совокупность поступков, мероприятий, обеспечивающих достижение коммуникативных целей.

Социология коммуникации, наряду с межличностной и межгрупповой коммуникацией, всесторонне изучает массовую коммуникацию, исследует социальные факторы, обусловливающие влияние массовой коммуникации на формирование общественного мнения. Объектом социологии коммуникации выступает социальная коммуникация.

Тенденции к изменениям в науке и вызвали потребность в выделении в самостоятельную науку систему знаний о коммуникации. Дисциплинарная организация науки «коммуникология» представляет собой систему дисциплин с обоснованием всевозможных связей между ними. В ней отрасль знаний социологии - социология коммуникации -занимает определенное место, интегрируя теоретические и прикладные социологические исследования в сфере социальных коммуникаций. Коммуникология в целом призвана объединить множество теоретических систем, так или иначе связанных с коммуникационной проблематикой.

Ключевые слова: коммуникация, социальная коммуникация, коммуникология, социология коммуникации, коммуникационная деятельность, коммуникативистика, теория коммуникации.

Проблемы социальных коммуникации в вузах развитых стран начали изучать еще в начале прошлого века. В американских университетах с конца 30-х годов двадцатого века читаются курсы по коммуникации, существуют специализации и присваиваются степени МА, MS, Ph. D. по специальностям «communications», «communications man-

agement», «communications studies», «mass communications» и т.д. В США издается более двух десятков научных журналов, посвященных коммуникации, таких, как, например, «Communication Research», «Journal on Communication Inquiry», «Communication Abstracts», «Management Communication Quarterly», «Written Communication», «Human Communication Research» и др. Первая кафедра по общим проблемам развития коммуникаций была открыта в США более полувека назад. В настоящее время кафедры по различным сферам коммуникологии существуют практически во всех ведущих американских и европейских университетах. В последние годы появились кафедры социологии коммуникации, межкультурных коммуникаций, маркетинговых коммуникаций и др. и в российских вузах [1].

В США за двадцать лет число выпускников университетов по специальности коммуникация выросло в три раза и достигло 60 тысяч бакалавров, 6 тысяч магистров и около 500 докторских диссертаций в год [2].

В 1999 г. в Нью-Йорке был переиздан «Стандартный словарь по коммуникации», насчитывающий более 1200 страниц; несколькими годами раньше появилась «Международная энциклопедия по коммуникации», подводящая своеобразный итог более чем пятидесятилетней истории научных исследований, практики и преподавания социальной коммуникации [3]. В 2006 г. в издательстве «Альфа-Пресс» издан словарь-справочник автора «Современные маркетинговые коммуникации», а в 2008-2009гг. в издательстве «Дашков и К0» Энциклопедический словарь-справочник «Коммуникология».

Сегодня успешно функционируют: Международная коммуникативная ассоциация, Национальная коммуникативная ассоциация США, Европейский коммуникативный конгресс (European Communication Congress). В декабре 2000 года образована Российская коммуникативная ассоциация (РКА), которая призвана выполнять функции концептуализации коммуникации как области знания, становления и развития коммуникативного образования в России [4]. В 2006 году создана Ассоциация коммуникативных агентств России (АКАР).

Ныне в России ведется подготовка специалистов для работы в различных коммуникативных сферах (специалист по связям с общественностью, специалист по рекламе, специалист по межкультурным коммуникациям и др.). Реформирование российской системы образования коснется и подготовки бакалавров (первой ступени подготовки работников, имеющих высшее образование по рекламе и связям с общественностью, также и магистров по специальностям «реклама», «связи с общественностью». В последние годы в России успешно развиваются прикладные коммуникативные специальности (связи с общественностью, реклама, лингвистика и межкультурная коммуникация, маркетинговая коммуникация), стали востребованными профессии в области масс-медиа и др.

Различные предметы коммуникационной деятельности. Каждая наука или научное направление, изучающие те или иные аспекты коммуникации или проблемы, соприкасающиеся с коммуникационными, выделяют из коммуникации свой предмет изучения.

Кибернетика включает в себя достаточно самостоятельные разделы - информационная теория, теория алгоритмов, теория автоматов, исследование операций, теория оптимального управления, теория распознавания образов. Она разрабатывает общие принципы создания систем управления и систем для автоматизации умственного труда.

Отдельные отрасли знания занимаются формированием специальных кодов и систем специальных символов и правил, с помощью которых осуществляется информационный обмен. Ряд технических дисциплин изучают возможности и способы передачи, обработки и хранения информации с помощью технических систем.

В прикладных исследованиях особое значение приобретают задачи, связанные с коммуникацией - разработка диалоговых систем типа «человек - компьютер», совершенствование статистических методов обработки и анализа информационных данных, создание искусственного интеллекта, реализация машинного перевода. Эти задачи разнообразны - от создания обучающих программ для овладения коммуникативными навыками на иностранном языке до методов преодоления нарушения речи как медицинской проблемы. Особую роль в развитии моделей коммуникации в системе «человек - машина» является кибернетическая модель коммуникативного процесса Н. Винера, с «жесткой» обратной связью. Он статичную модель Шеннона добавлением обратной связи (feedback) превратил в модель, очень похожую на модель взаимодействия людей между собой.

Коммуникативистика - одно из научных направлений коммуникологии, изучающее зарождение и функционирование информационно-коммуникационных систем, способы осуществления коммуникаций этих систем с внешней общественной средой, а также теоретические основы и практические аспекты социального взаимодействия в различных сетях коммуникации (включая электронные сетевые сообщества).

Теория коммуникации в России стала складываться как междисциплинарное направление сравнительно недавно. Так, Министерство образования Российской Федерации в 2002 г. впервые рекомендовало в качестве учебника для студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью» книгу автора «Основы теории коммуникации». В 2003 г. с таким же названием вышла книга под редакцией профессора М.А. Василика, допущенная в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социология». В 2007 г. В.Б. Каш-кин публикует краткий курс по основам теории коммуникации. Возникновение теории коммуникации «было связано с необходимостью рефлексии по поводу собственной деятельности представителями средств массовой коммуникации в условиях «информационного взрыва», что обусловило преобладание в этой сфере знания журналистов и лингвистов, а также выбор в качестве теоретического основания общенаучных принципов информационного подхода» [5]. Теория коммуникации находится в тесной связи с другими науками и научными направлениями.

Лингвистика изучает проблемы вербальной коммуникации (слова и словосочетания в устной и письменной речи), различные функции языка как средства общения. Здесь изучение восприятия информации ее получателем отодвигается на второй план, поскольку относится к так называемым экстралингвистическим факторам коммуникации. Паралингвистика же специализируется на способах невербальной коммуникации (жестах, мимике и других несловесных средствах коммуникации).

Психология и психолингвистика рассматривают факторы, способствующие передаче и восприятию информации, факторы, способствующие межличностной и массовой коммуникации и причины, затрудняющие этот процесс, а также мотивацию речевого поведения коммуникантов.

Семиотика исследует свойства знаков и знаковых систем в обществе (естественные и искусственные языки, некоторые, относящиеся к знакам, явления культуры), самом

человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.), природе (коммуникации в мире животных).

«Социолингвистика исследует проблемы, связанные с социальной природой языка и особенностями его функционирования в различных социумах, а также механизм взаимодействия социальных и языковых факторов, обусловливающих контакты между представителями различных социальных групп» [6]. Социолингвистика составляет основу осуществления социальных коммуникаций: «Социолингвистическая коммуникация понимается практиками-журналистами как гибридное научное направление, способное упорядочить междисциплинарные связи базовых понятий, олицетворяющих напряженный смысл авторизованной сжатости метатекстовой интонации и распадающиеся черепки текстовых связей в цепи: а) социолингвистики; б) социальной психологии; в) социальной коммуникологии» [7].

Социология изучает функциональные особенности общения различных социальных групп, представляющего их взаимодействие - передачу и получение смысловой и оценочной информации с целью оказания воздействия на их взаимодействие, а также на отношение к социальным ценностям определенных сообществ и общества в целом. Общение, являющееся процессом взаимодействия субъектов, определяется экономическими, социальными, политическими и иными интересами. Социология, кроме того, изучает взаимодействие социальных и коммуникативных факторов во внутригрупповой межличностной и массовой коммуникации, а также уровни коммуникации, виды коммуникативных систем, их единицы, категории и частные функции социальной коммуникации. Для социолога важно исследование коммуникации как социально обусловленного процесса, в рамках которого формируются индивидуальные и групповые установки речевого поведения. На основе взаимопонимания в процессе взаимодействия формируется совокупность поступков, мероприятий, обеспечивающих достижение коммуникативных целей.

Социология коммуникации, наряду с межличностной и межгрупповой коммуникацией, всесторонне изучает массовую коммуникацию, исследует социальные факторы, обусловливающие влияние массовой коммуникации на формирование общественного мнения. По мнению С.В. Бориснева «социология коммуникации является специальной отраслью социологии как общей социальной теории и занимает определенное место в области социологических исследований. Объектом социологии коммуникации выступает социальная коммуникация». «Социальная коммуникация - это такая коммуникативная деятельность людей, которая обусловлена целым рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и норм общения, принятых в данном обществе»[8].

«Структурный подход в изучении массовой коммуникации имеет своим основным источником социологию. Вместе с тем, он включает исследовательские перспективы, принятые в исторической науке, праве, экономике. В рамках структурного подхода внимание сосредотачивается на функциях массовой коммуникации как системы, на ее организациях, их отношениях с другими сферами общества» [9].

«Философия видит в коммуникации одно из атрибутивных свойств материи, обусловленных материальным единством мира и, следовательно, взаимосвязью, взаимозависимостью явлений и процессов действительности. Коммуникация по-разному проявляется на разных уровнях организации материи: от универсальной способности отражения как свойства явлений живой и неживой природы до сложнейшего и многогранного мира человеческого общения» [10].

Этнография изучает бытовые и культурологические особенности коммуникации в виде общения в этнических сообществах. М.А. Василик рассматривает и некоторые другие субъекты, нацеленные на исследование коммуникации. «Коммуникация становится объектом исследования на различных уровнях и в различных концептах: социологическом, кибернетическом, политологическом, социобиологическом, философском, психологическом, лингвистическом, культурологическом и т.д. Такое положение является вполне закономерным и объяснимым.

Сегодня нет ни одной сферы жизнедеятельности человека, где бы ни осуществлялась какая-либо коммуникация. Коммуникация также может осуществляться и между неживыми системами (например, кибернетическими), в животном мире.

Наиболее активно проблемы коммуникации начали изучаться со второй половины XX века. Так, в 1950-1960-е годы наибольший научный интерес вызывали способы формализации сообщения, его кодирование и декодирование, передача информации от адресанта к адресату. Эти исследования шли в рамках формирующихся в то время наук: кибернетики и информатики. Коммуникация в них в большей мере рассматривалась как односторонний информационный процесс, в котором наибольшее внимание уделялось способам формализации сообщения и передаче информации от автора к адресату.

В 1960-1970-х годах прошлого века различные аспекты процесса коммуникации заинтересовали психологов и лингвистов, которые основной акцент сделали на психологические и социальные характеристики общения, семантическую интерпретацию коммуникативных актов, правилах и особенностях речевого поведения. Общение, как разновидность коммуникации определяется как деловые или дружеские взаимоотношения, обмен мыслями при помощи языковых знаков. Исследователи стали анализировать психологические характеристики коммуникантов, особенности речевой деятельности, правила речевого поведения.

В 1980-е годы различные способы социальной коммуникации стали изучаться социологами, занимавшимися анализом социальной сущности общения, которое понималось как следствие закономерностей функционирования общества, взаимодействия его членов, становления и развития личности, организаций, общественных институтов. Тогда же появился логико-семиотический и культурологический интерес к общению, который удовлетворялся в рамках социо- и психолингвистики. Коммуникативный акт рассматривался во взаимосвязи с личностными характеристиками участников общения, а само общение, кроме того, рассматривалось как феномен того или иного типа культуры.

Предметная сфера коммуникологии. О разнообразии предметной сферы «ком-муникологии» свидетельствует современное развитие таких новых междисциплинарных направлений, как связи с общественностью, регионоведение, педагогическое лингво-страноведение и многие другие, неизбежно включающие в свои исследовательские и обучающие программы вопросы теории и практики коммуникации. Прикладной и теоретический аспекты коммуникации включаются и в специальности традиционного филологического цикла, например «Лингвистика и межкультурная коммуникация». Программа этой специализации включает такие учебные предметы, как «Введение в теорию межкультурной коммуникации», «Основы теории межкультурной коммуникации», «Семиотика», «Практикум по межкультурной коммуникации». В их рамках изучаются понятия коммуникации и межкультурной коммуникации, структура коммуникативного акта.

коммуникология - соммимсоюоу

Будущие специалисты по связям с общественностью изучают такие дисциплины как «основы теории коммуникации», «социология массовой коммуникации», «психология массовой коммуникации», «теория и практика массовой информации», «теория и практика связей с общественностью», «реклама в коммуникационном процессе», а будущие специалисты по рекламе - «массовые коммуникации», «массовые коммуникации и ме-диапланирование», «рекламные коммуникации» и др.

Сегодня «вырисовывается довольно богатый и разнообразный по разработанности и научному статусу познавательный материал, раскрывающий разные грани социальной коммуникации. Но системы социально-коммуникационных наук нет, ибо нет системного взаимодействия между социально-коммуникационными дисциплинами. Тем не менее, накоплен обширный «строительный материал» для создания подобной системы. Чего же не хватает? Не хватает обобщающего учения, метатеории, которая устранила бы отраслевую замкнутость научных комплексов и подкомплексов и обеспечила бы обмен идеями, методами, достижениями и затруднениями между ними». Имеется совокупность наук и научных направлений, имеющих общий объект (коммуникацию), и частично или полностью отличающиеся предмет, метод, структура и язык.

Принцип единообразия при построении терминологического аппарата науки «коммуникология». При разработке терминологии коммуникологии следует привести к единообразию терминологический язык. Никакая наука не может сформироваться и в последующем существовать без понятийного аппарата. «Понятия всегда очень хорошо подходят к той части реальности, которая является предметом исследования. В других областях явлений соответствие теряется» [11].

Терминологию коммуникологии сегодня следует рассматривать как сферу постоянного продуцирования и самопродуцирования новых ее элементов, фиксирующих процессы межъязыковой, междисциплинарной, межпредметной и внутрипредметной коммуникации (Г.Б. Гутнер), ее аспекты, используемые технологии, концепции и модели, новейшую историю развития коммуникации и ее изучения (В.Б. Кашкин) [12].

В области теории и практики коммуникологии ожидается динамичный и постоянный процесс обновления терминов. В этой связи рассматриваемая в этой статье терминология характеризуется разнообразием понятий, вариативностью. Основой разработки терминологического аппарата коммуникологии являются синонимия, полисемия и омонимия терминов. Однако, как утверждают Тузлукова В.И. и Богуславская В.В. [13], «налицо несогласованность терминологии не только в межпредметном, но и внутрипредметном контексте, неразработанность или недостаточная детализация отдельных терминов в специальной литературе - научной, учебной, методической, искусственное привязывание адаптированных (причем не всегда верно интерпретированных) англоязычных терминов к несуществующим на сегодняшний день в России социокультурным контекстам и реалиям».

Терминология в области коммуникологии, рассматриваемой как отрасли знаний о теории и практике коммуникации, призвана быть инструментом взаимопонимания. Поэтому требуется скорейшее преодоление несогласованности в понимании и употреблении базовых терминов.

Терминологию коммуникологии автор рассматривает как совокупность терминов, раскрывающих вместе определенное концептуальное представление в конкретной предметной сфере, и объединенных в систему. По мнению автора, для устранения не-

определенностей в применении терминов следует воспользоваться возможностями интерпретации и «разведения» родственных терминов. Интересна в этой связи реакция на высказанные автором идеи в статье «Подготовка специалистов по связям с общественностью» и в других книгах [12]. В интерпретации и исследовании терминов «ком-муникология», «коммуникативистика», «коммуникационный», «коммуникативный» исходным для применения понятийного аппарата автор предлагал рассмотрение коммуникации, с одной стороны, как структуры, системы, с другой - как процесса. При рассмотрении коммуникации как структуры автор предлагал вести речь о коммуникационных структурах, системах, процессах. Коммуникационный процесс в данном случае представляет собой изменение структуры, состояния коммуникационной системы. В случае же если рассматривается понятие «коммуникация» как процесс, то, очевидно, будет более правильным говорить (писать) о коммуникативных связях, отношениях. Коммуникативный процесс здесь представляет собой процесс обмена информацией или же передачи информации от одного коммуникатора другому. Понятием «коммуникативный» чаще обозначают внутренние процессы, протекающие в системе, а слово «коммуникационный» отображает характеристики самой системы.

Расширяющиеся сети массовых коммуникаций, включая Интернет-коммуникации, порождают новейшие эпистемы. Знания объективизируются во внешних по отношению к человеку информационно-коммуникационных средах, которым наделяются некоторые свойства и качества, присущие сознательным организмам - поведением, деятельностью, мышлением и т.п. Требуется изучение закономерностей функционирования информационно-коммуникационных систем (прежде всего - глобальных) и их взаимодействия с внешней по отношению к ним общественной средой. Такую роль автор отводит коммуникативистике.

Коммуникативистика - научное направление коммуникологии, изучающее зарождение и функционирование информационно-коммуникационных систем, способы осуществления коммуникаций этих систем с внешней общественной средой, а также теоретические основы и практические аспекты социального взаимодействия в различных сетях коммуникации (включая электронные сетевые сообщества).

А. А. Калмыков, анализируя работы русского философа Николая Онуфриевича Лос-ского (1870-1965), делает робкое предположение, что коммуникативистика - это наука об условиях рождения и жизнедеятельности особых информационно-коммуникативных организмов, вступающих в определенное взаимодействие с нашими сознаниями, ими порождаемыми, или, напротив, порождающими их. Причем в этом взаимодействии, как и в межличностном общении, важную роль играют рациональное, иррациональное и трансрациональное, а также сознательное и бессознательное [13].

Приведем некоторые другие определения, возводящие коммуникативистику в ранг науки. «Коммуникативистика - наука, изучающая проблемы информационных коммуникаций (в том числе «сетевых») [14]. Коммуникативистика (англ. соттипюайоп science) - наука, изучающая проблемы информационных (сетевых) коммуникаций [9].

Некоторые авторы рассматривают понятия «коммуникология» и «коммуникативистика» как синонимы. Так, доцент кафедры информационных систем в искусстве и гуманитарных науках Филологического факультета СПбГУ А.С. Биккулов в разработанной им программе дисциплины «Введение в коммуникативистику» выделяет коммуникативистику (коммуникологию) как науку и учебную дисциплину. Причем эту дисциплину он рассматривает в качестве вводной для дисциплины «Теориякоммуникации» [10].

Дисциплинарная организация науки «коммуникология». На первой стадии развития любая наука не выходит за рамки наличной практики. Одним из факторов, формирующих науку, являются междисциплинарные исследования. Дисциплинарная организация науки «коммуникология» представляет собой систему дисциплин с обоснованием всевозможных связей между ними. Коммуникология призвана объединить множество теоретических систем, так или иначе связанных с коммуникационной проблематикой. На каждом из этапов своего становления любая наука проходила особый этап ее институционализации, связанный с организацией исследований и способов воспроизводства субъекта научной деятельности. Это предстоит сделать и коммуникологии.

Парадоксальность процесса развития коммуникологии заключается в том, что она призвана восполнить недостатки специализированного подхода, означающего дальнейшую специализацию и дифференциацию знаний о коммуникации. Дифференциация в данном случае является основой и средством интеграции знаний о коммуникации. «Наука идет к объединению знаний посредством их дробления. Но это дробление, если так можно выразиться, уже не разъединяющее, а объединяющее» [15]. «Новые идеи и построения в науке возникают в результате теоретического синтеза, который в качестве своего момента содержит категории философского мировоззрения, выступающие методом научно-теоретического мышления».

Известный советский ученый, член-корреспондент АН СССР, доктор философских наук П.В. Копнин, еще вначале 70-х годов прошлого века говорил об изменениях, которые произошли в науке:

1) Изменился взгляд на ценность и роль наглядного образа в науке, а вместе с этим началось бурное развитие систем искусственного языка, стоящего дальше от наглядности. ...

2) Произошла переоценка роли опыта и теоретического мышления в движении к новым результатам. Конечно, опыт был и остался источником новых научных идей. Но теория является не простой трансформацией опытных данных, а синтезом, в котором все большее значение приобретает теоретическое мышление, выступающее мощным фактором выдвижения фундаментальных идей, дающих начало новым теориям.

3) Математизация и формализация знания, которые полны стремления окончательно покончить с интуитивным моментом в нем, стали фактом. Но одновременно с этим существует другая тенденция - включение этого интуитивного момента в качестве основного средства движения к новым теоретическим построениям. Конечно, знание все больше стремится к логической строгости, одним из элементов которой является формализация., но в то же время наука, как и раньше, нуждается в выходах из под жесткой деспотии формально-логической дедукции, в скачках, движениях мысли к принципиально новым результатам, в смелом выдвижении идей, концепций, не находящих в настоящее время строгого научного обоснования. Без этого наука не может успешно развиваться.

4) Обрастание ткани науки понятиями и терминами, носящими инструментальный характер, направленными непосредственно не на изучаемый объект, а на само знание о нем, созданное метатеорией и метанаукой.

5) Стремление к созданию фундаментальных теорий, синтезирующих знание из различных областей науки. Наука в своих теориях вдруг обнаруживает неожиданные связи между явлениями, которые, казалось, по природе своей ничего существенного

общего не имеют. Отсюда возникновение новых методов, имеющих значение для познания объектов, входящих в поле зрения разных наук.

6) Крушение «здравого смысла», опирающегося на ограниченный опыт предшествующего знания. Все большее погружение в область парадоксальных и «хитроумных» утверждений и построений, противоречащих не только здравому смыслу, но разумно понимаемой действительности вообще.

7) Тенденции к расчленению изучаемого объекта на простейшие структуры и отношения, сочетаемому с системным анализом» [14].

Отмеченные тенденции к изменениям в науке и вызвали потребность в выделении в самостоятельную науку систему знаний о коммуникации. Сегодня наука «коммунико-логия» еще только формируется. Поэтому ее пока еще лучше называть преднаукой, но, по мнению автора, с самого начала не следует пытаться выделить ее в качестве научного направления или отрасли какой-либо другой науки. Никакая наука (философия, социология, экономика и др.) не в состоянии выделить из себя коммуникологию в качестве научного направления или отрасли. Преднаука отличается от направления в науке или ее отрасли тем, что научное направление, как бы основательно не было разработано, останется все же только направлением, не имея перспектив перерасти в науку. Например, такие отрасли науки, как социология образования, психология масс, экономика электротехнической промышленности никогда не перерастут в науку. Даже чрезвычайно слабая разработанность социологии на определенном этапе ее развития, никогда не лишала ее возможности перерасти в науку.

Генезис метода науки «коммуникология». Для того, чтобы «коммуникология» окончательно институциировалась, требуется определить метод этой формирующейся науки. «Тот факт, что науке требуется не только логический метод изучения внутренних формальных связей внутри некоторой относительно замкнутой системы знания, но в широком смысле метод исследования, движения знания к новым результатам, был осознан очень давно... Коммуникология, как и любая другая наука не может ограничивать свои исследования лишь логическим методом. Конечно же, формируемая наука в то же время будет применять аналитический подход к явлениям действительности, проводить «расчленение их на составные части, детальное изучение элементов сложного целого, будь то сама вещь, явление или знание о них, - составляло характерную особенность становящейся науки».

«И в самом деле, дифференциация научного знания одновременно сопровождается с ее интеграцией. Под последней следует понимать не объединение существующих систем в нечто единое, не своеобразное суммирование знания, достигнутого разными науками о некотором объекте, представляющим большой интерес для человека ..., а стремление в процессе взаимосвязи позаимствовать друг у друга и сами методы, и язык, чтобы применить их для исследования своего объекта» [14, с. 84, 101]. Аналогично коммуникология не избежит взаимствования метода и языка у наук, научных направлений, рассматривающих в качестве объекта коммуникацию, а также и у наук, «пересекающихся» с коммуникологиией в ее предметном поле.

Исследования науки «коммуникология». Коммуникология включает исследование: видов коммуникации; функций коммуникативных систем и моделей коммуникации; основ процесса межкультурной коммуникации; методов исследования процесса меж-

культурной коммуникации в различных социальных сферах (в сфере менеджмента, бизнеса, образования). Коммуникология не может обойти стороной проблематику этнической, национальной, территориальной, социальной принадлежности коммуникантов и их личностных характеристик; лингвистические, психологические, психолингвистические, семиотические, семиосоциопсихологические составляющие теории межкультурной коммуникации.

Чем большего совершенства достигнет коммуникология в своем развитии, чем более фундаментальными законами она овладеет, тем большее значение в практике коммуникативной деятельности социетального масштаба будут иметь законы и закономерности, теории и модели коммуникации. В современном социокультурном пространстве, в котором, говоря языком М. Маклюэна, присутствуют «все времена и пространства сразу», расширяются исследовательские программы, связанные с изучением особенностей коммуникации в образовательной, производственной, политической и других социальных сферах, обеспечением информационных потоков в современном обществе как на межличностном, так и на глобальном уровне.

Список литературы

1. http://itah.phil.spbu.ru/edu/edu_prog/commun

2. http://jf.pu/ru/win/tekom-kontinyym.html.

3. http://www.finam.ru/dictionary

4. ВасиликМ.А. Актуальные проблемы теории коммуникации // Сборник научных трудов. СПб., 2004. C. 4-11.

5. Василькова В. В., Демидова И. Д. Социология коммуникаций - дисциплинарный статус и методологические очертания // Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб., 2000. С. 348.

6. Конецкая В. П. Социология коммуникации. М., 1997. С. 5-6.

7. Головко Б.Н. Интертекст в массмедийном дискурсе. М., 2012. С.50.

8. Бориснев С.В. Социология коммуникации. М., 2003. С.9.

9. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном обществе: методология анализа и практика исследований. Изд. 2-е исправл. М., 2003. С.13.

10. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М.А. Василика. М, 2003. С. 13.

11. Гейзенберг В. Физика и философия. М., 1963. С.170.

12. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. Воронеж, 2000. 175 с.

13. КалмыковА.А. Структура виртуального события // Виртуальные реальности в психологии и психопрактике. М., 1995. С. 79-105.

14. КопнинП.В. Диалектика, логика, наука. М., 1973. С. 82-83, 84, 101.

15. Волков Г.Н. Социология науки. Социологические очерки научно-технической деятельности. М., 1968. 241 с.

16. Словарь прикладной интернетики / Нехаев С.А., Кривошеин Н.В., Андреев И.Л., Яскевич Я.С. М., 2005.

17. Шарков Ф.И. Подготовка специалистов по связям с общественностью // Образование и общество. № 2(8), 2001; Шарков Ф.И., Баранова В.И. Аудитория и мониторинг СМИ // Социологические исследования. 2005. № 10. С. 106-110; Шарков Ф.И. Истоки и парадигмы исследования социальной коммуникации // Социологические исследования. 2001. № 8.

КОММУНИКОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

■ ■ ■ SOCIOLOGY OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC DIRECTION "COMMUNICOLOGY".

Author: SHARKOV F.I.

SHARKOV Felix Izosimovich - Doctor of Sociology, Professor, Deputy Dean of the Faculty of Journalism, Head of public relations and media policy department of the Institute of Public Administration and Management, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Honored Worker of Science of Russia. Address: 84, Vernadsky Prospekt, 119571, Moscow, Russia Tel. / Fax: +7 (499) 956-05-01. E-mail: [email protected].

Annotation. Communicative direction in the study of social reality has a theoretical basis and application results obtained in the framework of existing conceptual approaches and research paradigms. Every science or scientific discipline, studying various aspects of communication or problems contiguous to communication, lay the emphasis on a particular subject of study. Sociology studies the functional properties of communication in different social groups representing their interaction - transmission and reception of semantic and evaluative information - to operate on this interaction, as well as on attitude towards social values within certain communities and society as a whole. Economic, social, political and other interests determine communication as process of interaction of subjects. Likewise, sociology studies the interaction of social and communicative factors in interpersonal, intragroup, and mass communication, as well as levels of communication, types of communication systems, their units and categories, particular functions of social communication. For a sociologist, it is important to study communication as a socially determined process incident to formation of individual and/or group patterns of verbal behavior. On the basis of mutual understanding in this interacting process a set of activities and arrangements is to be defined to ensure the achievement of communicative purposes. Sociology of Communication, along with interpersonal and intragroup communication, is a comprehensive study of mass communication, as it explores the social factors contributing to the influence of mass media on public opinion. The object of the Sociology of communication is social communication.

Trend to changes in science created the need for an independent discipline, a system of knowledge about communication. The science 'Communicology' by its disciplinary organization is a system of disciplines with rationales to their possible interconnections. In it a discipline of sociology - sociology of communication - stands to integrate theoretical and applied sociological research in the field of social communications. Communicology as a whole is designed to consolidate a variety of theoretical systems, in one way or another related to communication issues.

Keywords: communication, social communication, communicology, sociology of communication, communicative activity, communication science, theory of communication.

References

1. http://itah.phil.spbu.ru/edu/edu_prog/commun

2. http: //jf.pu/ru/win/tekom-kontinyym.html.

3. http://www.finam.ru/dictionary

4. Vasilik M.A. Aktualnyie problemyi teorii kommunikatsii // Sbornik nauchnyih trudov. SPb., 2004. S. 4-11. [Wasylyk M.A. (2004) 'Actual problems of communication theory' // Collection of scientific papers. St. Petersburg. P. 4-11].

5. Vasilkova V.V., Demidova I.D. Sotsiologiya kommunikatsiy - distsiplinarnyiy status i metodologicheskie ochertaniya // Sotsiologiya i obschestvo. Tezisy Pervogo Vserossiyskogo sotsiologicheskogo kongressa «Ob-schestvo i sotsiologiya: novyie realii i novyie idei». SPb., 2000. S. 348. [Vasilkova V.V. Demidov I.D. (2000) 'Sociology of communication - the disciplinary status and methodological outlines' // Sociology and Society. Abstracts of the First All-Russian Congress of Sociology, "Society and Sociology: new realities and new ideas". St. Petersburg. P. 348].

6. Konetskaya V. P. Sotsiologiya kommunikatsii. M., 1997. S. 5-6. [Konetskaya V.P. (1997) Sociology of Communication. Moscow. P. 5-6].

7. Golovko B.N. Intertekst v massmediynom diskurse. M., 2012. S.50. [Golovko B.N. (2012) Intertextin massmedia discourse. Moscow. P. 50].

8. Borisnev S.V. Sotsiologiya kommunikatsii. M, 2003. S.9. [Borisnev S.V. (2003) Sociology of Communication. Moscow. P.9].

9. Nazarov M.M. Massovaya kommunikatsiya v sovremennom obschestve: metodologiya analiza i praktika issledovaniy. Izd. 2-e ispravl. M., 20.. . S.13. [Nazarov M.M. (2003) Mass communication in modern society: methodology of analysis and practice of research. 2nd Ed. corrected. Moscow. P.13].

10. Osnovy teorii kommunikatsii: Uchebnik /Pod red. prof. M.A. Vasilika. M., 2003. S. 13. [Vasilik, M.A. (ed.) (2003) Fundamentals of the theory of communication: Textbook. Moscow. P. 13].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Geyzenberg V. Fizika i filosofiya. M., 1963. S.170. [Heisenberg W. (1963) Physics and Philosophy. Moscow. P. 170].

12. Kashkin V.B. Vvedenie v teoriyu kommunikatsii: Ucheb. posobie. Voronezh, 2000. 175 s. [Kashkin V.B. (2000) Introduction to the theory of communication: teaching guide. Voronezh. 175 p.]

13. KalmykovA.A. Struktura virtualnogo sobyitiya. // Virtualnyie realnosti v psichologii i psichopraktike. M., 1995. S. 79-105. [Kalmykov A.A. (1995) 'The structure of the virtual event' // Virtual reality in psychology and psy-hopraxice. Moscow. Pp. 79-105].

14. Kopnin P.V. Dialektika, logika, nauka. M., 1973. S. 82-83, 84, 101. [Kopnin P.V. (1973) Dialectics, logic and science. Moscow. Pp. 82-83, 84, 101].

15. VolkovG.N. Sotsiologiya nauki. Sotsiologicheskie ocherki nauchno-tehnicheskoy deyatelnosti. M., 1968. 241 s. [Volkov G.N. (1968) Sociology of Science. Sociological essays on scientific and technological activities. Moscow. 241 p.].

16. Slovar prikladnoy internetiki /NekhaevS.A., KrivosheinN.V., AndreevI.L., Yaskevich Ya.S. M., 2005. [Dictionary of applied internetics / Nekhaev S.A., Krivoshein N.V., Andreev, I.L., Yaskevich Y.S. (2005) Moscow].

17. SharkovF.I. Podgotovka spetsialistov po svyazyam s obschestvennostyu // Obrazovanie iobschestvo. No. 2(8), 2001; Sharkov F.I., Baranova V.I. Auditoriya i monitoring SMI // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2005. No. 10. S. 106-110; Sharkov F.I. Istoki i paradigmy issledovaniya sotsialnoy kommunikatsii // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2001. No. 8. [Sharkov F.I.(2001) 'Training of specialists in Public Relations' // Education and Society. No. 2(8); Sharkov F.I., Baranova V.I. (2005) 'Audience and media monitoring' // Sociological studies. No. 10. P. 106-110; Sharkov F.I. (2001) 'Sources and research paradigms of social communication' // Sociological studies. No. 8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.