Научная статья на тему 'Безопасность масс-медиа как предмет научного анализа'

Безопасность масс-медиа как предмет научного анализа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
410
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСС-МЕДИА / БЕЗОПАСНОСТЬ МАСС-МЕДИА / ГРАЖДАНСКИЕ КОММУНИКАЦИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА / ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ / ГЛОБАЛЬНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННАЯ СФЕРА / ИНТЕРНЕТ / MEDIA / SECURITY OF THE MEDIA / CIVIL COMMUNICATION / COMMUNICATIVE ENVIRONMENT / TRANS- PARENCY / TOLERANCE / COMMUNICATION NETWORK / GLOBAL CIVIL SOCIETY / PUBLIC SPHERE / THE INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Василенко В. И., Мамедов Р. Н.

В статье рассмотрена сущность понятий «масс-медиа» и «бе-зопасность массмедиа» в условиях глобализации, демократизации социальных отношений, развития информационного общества и интернет-коммуникаций. Термин «масс-медиа» имеет множество толкований: посредник, канал коммуникации, одна из форм выражения и развития массовой культуры, аналог СМК. Авторы обсуждают закономерности и социокультурные особенности вопросов безопасности с целью формирования защитных механизмов от опасностей информационной среды применительно к субъектам (коллективным и индивидуальным), а также к процессам создания, распространения, потребления, сохранения медиапродукции. Подчеркнута важность решения проблемы безопасного для личности медиаобразования, базирующегося на принципах самоорганизации. В данном аспекте важно создание условий для открытости, формирования потребности и готовности к саморазвитию, включая понимание процессов функционирования медийной реальности, создание контекста толерантности и транспарентного взаимодействия в медиапространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA SECURITY AS THE SUBJECT OF SCIENTIFIC ANALYSIS

The article concerns the essence of the “mass media” and the “security of media” concepts in the context of globalization, democratization of social relations, the development of the information society and Internet communications. The term “media” has many interpretations: the mediator, the communication channel, one of the forms of mass culture'' expression and development, the analogue of QMS. The authors discuss the patterns and socio-cultural features of the issues of security in order to form defending mechanisms against the dangers of the information environment in relation to the subjects (collective and individual), as well as to the processes of the creation, distribution, consumption and preservation media products. It emphasized the importance of the personal safety of mediaeducation for the individual, which is based on the principles of self-organization. In this aspect it is important to create the conditions for openness, for forming needs and readiness for self-development, including an understanding of the functioning of media reality, for creating a context of tolerance and transparent interaction in the media.

Текст научной работы на тему «Безопасность масс-медиа как предмет научного анализа»

КОММУНИКОЛОГИЯ - соммымсоюсу

■ ■ ■ БЕЗОПАСНОСТЬ МАСС-МЕДИА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО АНАЛИЗА

Авторы: ВАСИЛЕНКО В.И., МАМЕДОВ Р.Н.

ВАСИЛЕНКО Владимир Иванович - доктор политических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой истории российской государственности факультета государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Адрес: 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 84. Тел.: +7 (495) 933-80-30. Е-таН: vivasilen@mail.ru.

МАМЕДОВ Руслан Нураддин оглы - заместитель начальника Управления Делами губернатора и правительства Московской области. Адрес: 143407, г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 1. Тел.: +7 (498) 602-32-27. Е-таН: 9248477@gmail.com.

Аннотация: в статье рассмотрена сущность понятий «масс-медиа» и «бе-зопасность масс-медиа» в условиях глобализации, демократизации социальных отношений, развития информационного общества и интернет-коммуникаций.

Термин «масс-медиа» имеет множество толкований: посредник, канал коммуникации, одна из форм выражения и развития массовой культуры, аналог СМК. Авторы обсуждают закономерности и социокультурные особенности вопросов безопасности с целью формирования защитных механизмов от опасностей информационной среды применительно к субъектам (коллективным и индивидуальным), а также к процессам создания, распространения, потребления, сохранения медиапродукции.

Подчеркнута важность решения проблемы безопасного для личности медиаобразования, базирующегося на принципах самоорганизации. В данном аспекте важно создание условий для открытости, формирования потребности и готовности к саморазвитию, включая понимание процессов функционирования медийной реальности, создание контекста толерантности и транспарентного взаимодействия в медиапространстве.

Ключевые слова: масс-медиа, безопасность масс-медиа, гражданские коммуникации, коммуникативная среда, транспарентность, толерантность, коммуникационные сети, глобальное гражданское общество, общественная сфера, интернет.

В ХХ веке появились новые угрозы для общества, связанные с резким ростом сложности общественных процессов под влиянием интенсивного развития информационных технологий, обусловивших многообразие новых форм коммуникации. Глобализация информационного пространства и формирование сетевой структуры информационного социума освоения привели к созданию качественно нового социального ландшафта. Формируется новое научное направление - коммуникология, изучающее: виды коммуникаций, функции коммуникационных систем и моделей коммуникации; проблемы процесса межкультурной коммуникации; методы исследования межкультурной коммуникации в различных социальных сферах, в которой реализуются многообразные социальные интересы в отношениях субъектов. Как справедливо отмечает Ф.И. Шарков, коммуникология не может обойти стороной проблематику этнической, национальной, территориальной, социальной принадлежности коммуникантов и их личностных характеристик; лингвистические, психологические, психолингвистические, семиотические, семиосоциопсихологические составляющие теории межкультурной коммуникации [1]. Г.Б. Гутнер рассматривает коммуникологию как сферу

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ

постоянного продуцирования и самопродуцирования новых ее элементов, фиксирующих процессы межъязыковой, междисциплинарной, межпредметной и внутрипредмет-ной коммуникации [2].

Сложность происходящих процессов обусловлена тем, что:

- информационное общество стремительно «взрослеет», коммуникативные процессы ускоряются, формируется общее смысловое пространство, оформляются процедуры смыслового согласования понятий, в котором массово участвуют многие индивиды (феномен Википедии - яркий пример данной тенденции);

- обновляется пространство общеупотребимой лексики: широко стали использоваться многие специальные понятия - масс-медиа, информационная культура, информационная безопасность, медиаобразование, креативность, рефлексивное управление, манипулятивное воздействие и другие;

- междисциплинарная информационная среда привела к размыванию, проницаемости лексических границ различных отраслей знания, изучающих человека и общество: социальной философии, коммуникологии, социологии (и, в частности, социологии массовых коммуникаций), психологии, каждая из которых интенсивно стала исследовать проблемы воздействия СМИ на индивидуальное и массовое сознание. Последний аспект имеет «две стороны медали». С одной стороны, терминологическая вариативность создает условия для выражения уникальных оттенков зарождающихся новых смыслов как отражения формирующихся социальных реальностей через использование лексических единиц (варианты терминов, синонимы и т.п.). С другой стороны, терминологическая многозначность, когда один термин включает много значений, приводит к искажению коммуникаций и непониманию между коммуникантами, что выражается в порождении многочисленных вариантов согласительных процедур и новых типов посредников, определяющих диалоговые механизмы взаимопонимания.

Последняя особенность ярко проявляется в толковании терминов «масс-медиа» и «безопасность» - базисных терминов рассматриваемой темы. Масс-медиа в данной работе рассматривается в качестве объекта исследования, а безопасность масс-медиа - предмета. Рассмотрим некоторые характерные определения данных понятий.

Понятие «масс-медиа» переводится на русский язык во всем своем смысловом многообразии: средства массовой информации (СМИ), посредник, канал коммуникации. Дополнение данного понятия словом «масс» свидетельствует об отражении в смысле получившегося сложного слова широкого участия в коммуникативном взаимодействии множества акторов, широкой аудитории. Включение в этот лексический ряд технологического компонента - системы технологий и институтов, централизованно распространяющих информацию широкой аудитории, - неизбежно порождает смысл масс-медиа как одной из форм выражения и развития массовой культуры в коммуникативном процессе. Стремительное развитие информационных технологий и рост числа каналов коммуникации привел к толкованию масс-медиа как своеобразного аналога СМИ с более широким спектром коммуникаций - Средств Массовых Коммуникаций (СМК), включая телевидение, прессу, радио, интернет, кино, полиграфию, процессы хранения и воспроизведения аудио-и видеоданных, другие средства трансляции коммуникативных символов и значений.

В данном аспекте подчеркнем, что средства массовой коммуникации играют огромную роль в осуществлении информационной безопасности России. Здесь важно определение:

КОММУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY

- моделей угроз информационной безопасности страны и путей их преодоления в структурном, техническом, экономическом, правовом и политическом аспектах;

- контуров национальной политики в сфере массовой информации и коммуникации.

Вот почему важно говорить о закономерностях обеспечения безопасности с целью

формирования защитных механизмов от опасностей информационной среды, препятствующих жизнедеятельности и развитию человека применительно:

- к организациям, занимающимся созданием и распространением медиапродук-ции, имея в виду их внутреннюю и внешнюю безопасность;

- к потребителям информационной продукции в самых разных объективных и субъективных аспектах;

- к процессам создания, распространения, потребления, сохранения медиапродукции.

Рассматривая вопросы безопасности организаций, занимающихся созданием и

распространением медиапродукции, следует иметь в виду многообразие форм таких организаций - государственных, частных и общественных средств массовой информации, их взаимодействие, угрозы плюрализму и опасность монополизма в информационной сфере, а также их внутреннюю и внешнюю безопасность. Так, особого внимания требует информационная политика, связанная с имиджем России и соблюдением ее национальных интересов в глобальных телевизионных программах, в том числе в информационных выпусках Интерфакса и ТАСС, в российских национальных каналах телевидения, в передачах «Радио России» и «Маяка», а также в выпусках глобальных информационных служб: CNN, ВВС, «Немецкой волны», информационных сайтов в глобальной сети Интернет, оставляя всем масс-медиа должную степень свободы и плюрализма мнений, но не допуская информационной экспансии.

Говоря о безопасности потребителя информационной продукции, следует отметить две важнейшие проблемы - упреждающий подход проработки моделей:

- осуществления доступа граждан к информации и угроз целостности информационного пространства России;

- ограничений доступа к информации в целях защиты национальной безопасности, обороны, международных отношений, общественного порядка, предотвращения преступных и террористических акций, защиты частной жизни и критерии их оценки.

Разработка таких моделей должна, с одной стороны, предупреждать распространение опасной для граждан информации, насаждающей национальную рознь, поощряющей терроризм, свержение насильственным путем конституционного строя России, с другой стороны, нейтрализовать источники создания ложных образов Российского государства, искажения целей внешней и внутренней политики Российского государства, а также учитывать широкий спектр различных каналов коммуникаций, накладывающих уникальные характеристики на используемые форматы коммуникаций. Особого внимания требуют вопросы сохранения идентичности и разнообразия употребляющих продукцию масс-медиа социальных групп, имеющих значимые социокультурные особенности информационного восприятия. Здесь есть общие для всех социальных групп закономерности, включающие процессы воспитания культуры потребления медиапродукции в условиях глобализации и демократизации, снижения жесткости запретительных процедур. На первый план выходит медиаобразование и медиакомпетентность. Иркутский ученый Л.А. Иванова приводит несколько подходов [3].

1. Подход, обозначенный в документах ЮНЕСКО: «Под медиаобразованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ

средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как например, математика, физика или география» [4, С. 8]. Данный практический ракурс продолжен В.А. Возчиковым, рассматривающим «движение, выступающее за изучение и практическое освоение «явлений массовой коммуникации» [5, С. 8].

2. Социокультурный подход выражен А.В. Шариковым как «процесс формирования у человека культуры медиатизированной социальной коммуникации» [6, С. 80] и Ю.Н.Усовым как «практика художественно-творческой деятельности, моделирующая процесс эмоционально-интеллектуального развития» индивида [7, 56].

3. Научные социокультурные подходы, близкие к теме безопасности личности в глобальном информационном пространстве, обозначены Г. Селевко: «Изучение закономерностей массовой коммуникации с целью формирования защитных механизмов от манипулирования сознанием в современных информационных условиях [8, С. 128], непрерывное развитие в обществе культуры адекватного рационально-критического восприятия содержания медийных текстов и самостоятельной оценки деятельности средств массовой информации и информационной культуры, основанной на демократических и гуманистических идеалах и ценностях, на уважении принципов культурного многообразия» [9, С. 187-188], не допуская «целенаправленного воздействия на личность» как формы «насилия над ней. Личность должна самостоятельно выбирать пути развития, для чего ей необходимо предоставить соответствующие возможности» [10, С. 26], реализуя диалогическую концепцию образования в педагогическую идею В.С. Библера «равноправности участников учебного процесса» [11, С. 11]. Вся концепция «диалога культур» в образовательном процессе рассчитана на уважительное, ценностное отношение к личности школьника / студента. Отсюда вытекает и «понимание цели личностно ориентированного образования - не формировать, а найти, поддержать, развить человека в человеке» и активизировать в нем механизмы самозащиты, саморазвития, самовоспитания самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни для диалогичного и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, социумом [11, С. 42].

Безопасное для личности медиаобразование должно строиться на принципах самоорганизации, на создании условий для открытости, на формировании потребности и готовности к саморазвитию, в том числе через самообразование [12], включая такое важное явление как освоение медийной реальности, на понимании процессов ее функционирования, что будет исключать восприятие личностью различных форм манипу-лятивного влияния на сознание с целью формирования неосознанных заданных форм поведения в социуме, а также создаст условия для толерантности [13] и транспарент-ного взаимодействия [14] в медиапространстве.

Рассматривая вопросы безопасности информационных процессов, следует выделить параметры информационных ресурсов России; условия запуска безопасных адекватных современности процессов создания, распространения, потребления, сохранения медиапродукции в период становления гражданского общества. Подчеркнем важность сдерживающих механизмов социальной ответственности как со стороны общества, так и со стороны государства [15-16]. Опасно стремление какой-либо стороны - институтов государства или гражданского общества - преобладать на инфор-

КОММУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY

мационном пространстве страны, осуществляя односторонний анализ, прогнозирование и контроль угроз безопасности социокультурного пространства России. Но одинаково опасно в условиях глобализации информационных процессов, динамических социальных изменений недоразвитость институтов гражданского общества, отсутствие субъектов взаимоконтроля гражданского общества и государства [17-18]. Сохранение демократизации социальных отношений гарантирует объективность всесторонней и упреждающей оценки обеспечения безопасности социокультурного и информационного пространства с точки зрения правовой, этической, нравственной, политической, творческой, организационной психологической сторон, а задача теоретического, этико-правового, практического обустройства единого массово-информационного пространства России с целью информационного обеспечения демократии должна строиться на интегративном принципе [19-20]. Кроме того, как бы качественно ни выстраивалась превентивная, упреждающая система медиаинформационной безопасности, всегда будут возникать ситуации ее нарушения. Следовательно, необходима адекватная оперативная реакция на такие случаи. Поэтому стратегия безопасности должна включать компоненты event-менеджмента, управление преодолением случаев нарушения информационной безопасности [21].

Все это может создать условия формирования безопасного социального культурного пространства, в котором будет определен общий информационные порядок. Баланс интересов личности, общества и каждого государства должен соблюдаться. Каждый человек должен иметь возможность максимально реализовывать свои информационные права и свободы.

Список литературы

1. Шарков Ф.И. Коммуникология: социология массовой коммуникации. М., 2010. 320 с.; Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации. М., 2009. 487 с.; Шарков Ф.И. Генезис науки 'коммуникология./ Интернет ресурс: http://viperson.ru/wind.php?ID=572286.

2. Гутнер Г.Б. Коммуникативное сообщество и субъект коммуникативного действия. Философия науки. Вып. 11: Этос науки на рубеже веков. М., 2005. С. 82-108.

3. ИвановаЛ.А. Эволюция сущности и многообразие понятия «Медиаобразование». // Международный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация». 2012. № 2. / Интернет ресурс: http://mic.org.ru/ index.php/2-nomer-2012

4. Media education (1984) Paris.

5. Возчиков В.А. Медиаобразование в педагогическом вузе: Методические рекомендации. Бийск, 2000. 64 с..

6. Шариков А.В. Так что же такое медиаобразование? // Медиаобразование, 2005. № 2. С. 77-83.

7. Усов Ю.Н. и др. Основы экранной культуры. // Цикл программ. М., 1998. 60 с.

8. Селевко Г. Медиаобразование - защита от манипулирования сознанием. // Народное образование, 2005. № 9. С. 127-131.

9. КороченскийА.П. Пятая власть? Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов на Дону, 2003. 467 с.

10. Комментарии к докладу Общественной Палаты Российской Федерации «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?». // Вопросы образования, 2007. № 4. С. 5-31.

11. Библер B.C. Диалог культур и школа XXI века. // Школа диалога култур: идеи, опыт, проблемы. Кемерово, 1993. С. 9-106.

12. Василенко Л.А. Интернет в информатизации государственной службы России. Социологические аспекты. / 2-е изд. М., 2008. 478 с.

13. Nelson, T.E., Clawson, R.A. and Oxley, Z.M. (1997) 'Media framing of a civil liberties conflict and its effect on tolerance', American Political Science Review, vol. 91, no. 3, pp. 567-583.

14. Василенко Л.А., Вронская М.И. Взаимодействие органов власти с институтами гражданского общества в России. / Под ред. Л.А. Василенко, М.И. Вронской. М., 2012. 18 с.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ

15. Yang, G. and Calhoun, C. (2007) 'Media, civil society, and the rise of a green public sphere in China', China Information, vol. 21, no. 2, pp. 211-236.

16. Papacharissi, Z. (2004) 'Democracy online: Civility, politeness, and the democratic potential of online political discussion groups', New Media and Society, vol. 6, no. 2, pp. 259-283.

17. Василенко В.И., Василенко С.В. Влияние гражданского общества на безопасность России в условиях глобализации. Монография. М., 2006. 151 с.

18. Habermas, J. (2006) 'Political communication in media society: Does democracy still enjoy an epistemic dimension? The impact of normative theory on empirical research', Communication Theory, vol. 16, no. 4, pp.

19. Mueller, M., Pag^ C. and Kuerbis, B. (2004) 'Civil society and the shaping of communication-information policy: Four decades of advocacy', Information Society, vol. 20, no. 3, pp. 169-185.

20. Castells, M. (2008) 'The new public sphere: Global civil society, communication networks, and global governance', Annals of the American Academy of Political and Social Science, vol. 616, no. 1, pp. 78-93.

21. Василенко В.И., Гайченя И.А., Маран В.Л. Информационная безопасность в системе обеспечения национальной безопасности. / Под общ. ред. А.А. Прохожева. М., 2005. 175 с.

22. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетент-ности. / Автор-составитель А.В. Федоров. Таганрог, 2010. 64 с.

23. Электронная научная библиотека «Медиаобразование». / Интернет ресурс: http://edu.of.ru/medi-alibrary.

■ ■ ■ MEDIA SECURITY AS THE SUBJECT OF SCIENTIFIC ANALYSIS

VASILENKO Vladimir Ivanovich, Doctor of Political Science, Professor, Deputy Head of the Russia Statehood History Department of the Faculty of the State Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANE). Address: 84, Vernadskogo prospect, Moscow, Russia, 119571. Tel.: +7 (495) 933-80-30. E-mail: vivasilen@mail.ru.

MAMEDOV Ruslan Nuraddin ogly, Deputy Head of the Department of the Governor and the Government of the Moscow Region. Address: 1, Stroiteley bulvar, Krasnogorsk, Russia, 119571. Tel.: +7 (498) 602-32-27. E-mail: 9248477@gmail. com .

Annotation.The article concerns the essence of the "mass media" and the "security of media" concepts in the context of globalization, democratization of social relations, the development of the information society and Internet communications. The term "media" has many interpretations: the mediator, the communication channel, one of the forms of mass culture' expression and development, the analogue of QMS. The authors discuss the patterns and socio-cultural features of the issues of security in order to form defending mechanisms against the dangers of the information environment in relation to the subjects (collective and individual), as well as to the processes of the creation, distribution, consumption and preservation media products. It emphasized the importance of the personal safety of mediaeducation for the individual, which is based on the principles of self-organization. In this aspect it is important to create the conditions for openness, for forming needs and readiness for self-development, including an understanding of the functioning of media reality, for creating a context of tolerance and transparent interaction in the media.

Keywords: media, security of the media, civil communication, communicative environment, transparency, tolerance, communication network, global civil society, public sphere, the Internet.

411-42б.

Authors: VASILENKO V.I., MAMEDOV R.

KOMMyHMKO^OrMfl - COMMUNICOLOGY

References

1. SharkovF.I. Kommunikologiya: sotsiologiya massovoy kommunikatsii. M., 2010. 320 str. [Sharkov, F.I. (2010) Communicology: sociology of mass communication, Moscow]; Sharkov F.I. Kommunikologiya: osnovy teorii kommunikatsii. M., 2009. 487 str. [Sharkov, F.I. (2009) Communicology: basic of the theory of communication, Moscow]; Sharkov F.I. Genezis nauki communicologiya. / Internet resource: http://viperson.ru/wind.php?ID=572286 [Sharkov, F.I. Genezis of communicology science, Available: http://viper-son.ru/wind.php?ID=572286].

2. GutnerG.B. Kommunikativnoe soobschestvo i sub'ect kommunikativnogo deistviya. Filosofiya nauki. № 11: Etos nauki na rubeze vekov. M., 2005. S. 82-108. [Gutner, G.B. (2005) 'Communicative community and the subject of communicative action', The Philosophy of science, no. 11: Ethos on the centuries bridge, pp. 82-108].

3. Ivanova L.A. Evolucia suschnosti mnogoobrazia ponyatia. // Mejdunarodnyi Jurnal «Media. Informacia. Communicaciya», 2012. № 2. / Internet resource: http://www.ingate.ru/info/rules [Ivanova, L.A. (2012) 'Evolution of essence and vari-ety of "media education" concept', International journal "Media. Information. Communication", no. 2, Available: http://www.ingate.ru/info/rules].

4. Media education (1984) Paris.

5. VozchikovV.A. Mediaoobrazovanie v pedagogicheskom vuze: Metodicheskie recomendacii. Biyisk, 2000. 64 str. [Vozchikov, V.A. (2000:64) Media education in pedagogical high school: Methodical guidelines, Bijsk].

6. Sharikov A.V. Tak chto je takoe mediaoobrazovanie? / Mediaobrazovanie, 2005. № 2. S. 77- 83. [Sharikov, A.V. (2005) 'So what is media education for?', Media Education, no. 2, pp. 77-83].

7. UsovY.N. i dr. Osnovi ekrannoi kulturi. Tsikl programm. M., 1998. 60 str. [Usov, Y. N. and oth. (1998) The basics of the screen culture. Cycle of Programs, Moscow].

8. Selevko G. Mediaoobrazovanie - zaschita ot manipulurovaniya soznaniem. / Narodnoe obrazovanie, 2005. № 9. S. 127-131. [Selevko, G. (2005) 'Media education - protection against mind control', Narodnoe obrazovanie, no. 9, pp. 127-131].

9. KorochenskiyA.P. Pyataia vlast'? Mediakritika v teorii i praktike jurnalistiki. Rostov na Donu, 2003. 467 str. [Ko-rochenskiy, A.P. (2003) The fifth power? Media criticism in the theory and practice of journalism, Rostov na Donu].

10. Kommentarii k dokladu Obshchestvennoy Palaty Rossiyskoy Federatsii "Obrazovaniye i obshchestvo: go-tova li Rossiya investirovat' v svoye budushcheye?" // Voprosy obrazovaniya, 2007. № 4. S. 5-31. [(2007) 'Comments on the report of the Public Chamber of the Russian Federation "Education and society: is Russia ready to invest in her future?", Problems of Education, no. 4, pp. 5-31].

11. BiblerB.C. Dialog kul'tur i shkola XXI veka. // Shkola dialoga kul'tur: idei, opyt, problem. Kemerovo, 1993. S. 9-106. [Bibler, B.C. (1993) 'Dialogue of Cultures and the School of the XXI century', School of the dialogue of cultures: ideas, experiences, challenges, Kemerovo, pp. 9-106].

12. VasilenkoL.A. Inernet in informatixacii gosudarstvennoi slujbi Rossii. Sociologicheskie aspecti). / 2-e izd. M., 2008. 478 str. [Vasilenko, L.A. (2008) Internet in informatization of state service in Russia. Sociological Aspects, 2nd edition, Moscow].

13. Nelson, T.E., Clawson, R.A. and Oxley, Z.M. (1997) 'Media framing of a civil liberties conflict and its effect on tolerance', American Political Science Review, vol. 91, no. 3, pp. 567-583.

14. Vasilenko L.A., Vronskaya M.I. Vzaimodeystviye organov vlasti s institutami grazhdanskogo obshchestva v Rossii. / Pod red. L.A. Vasilenko, M.I. Vronskoy. M., 2012. 18 str. [Vasilenko, L.A. and Vronskaya, M.I. (2012) The interaction of government and civil society institutions in Russia, in Vasilenko, L.A. and Vronskaya, M.I. (ed.), Moscow].

15. Yang, G. and Calhoun, C. (2007) 'Media, civil society, and the rise of a green public sphere in China', China Information, vol. 21, no. 2, pp. 211-236.

16. Papacharissi, Z. (2004) 'Democracy online: Civility, politeness, and the democratic potential of online political discussion groups', New Media and Society, vol. 6, no. 2, pp. 259-283.

17. Vasilenko V.I., Vasilenko S.V. Vliyanie grajdanskogo obschestva na bezopasnost Rossii v usloviyah glob-alizacii. Monografiya. M., 2006. 151 str. [Vasilenko, V.I. and Vasilenko, S.V. (2006) The influence of civil society on the security of Russia in the context of globalization, Moscow].

18. Habermas, J. (2006) 'Political communication in media society: Does democracy still enjoy an epistemic dimension? The impact of normative theory on empirical research', Communication Theory, vol. 16, no. 4, pp.

19. Mueller, M., Page, C. and Kuerbis, B. (2004) 'Civil society and the shaping of communication-information policy: Four decades of advocacy', Information Society, vol. 20, no. 3, pp. 169-185.

411-426.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ

20. Castells, M. (2008) 'The new public sphere: Global civil society, communication networks, and global governance', Annals of the American Academy of Political and Social Science, vol. 616, no. 1, pp. 78-93.

21. 21. Vasilenko V.l., Gaichenya I.A., Maran V.L. Informacionnaya bezopabinost v sisteme obespechenia na-cionalnoy bezopasnosti. / Pod obshch. red. A.A. Prokhozheva. M., 2005. 175 str. [Vasilenko, V.l., Gaichenya, I.A. and Maran, V.L. (2005) Information security in the system of national security providing, in Prokhozheva, A.A. (ed.), Moscow].

22. Slovar terminov po mediaobrazovaniiu, mediapedagogike, mediagramotnosti, mediakompetencii. Avtor-sostavitel A.V. Fedorov. Taganrog, 2010. 64 str. [Fedorov, A.V. (2010) Glossary of media education, media pedagogy, media literacy, media competence, Taganrog].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Electronnaya Nauchnaya Biblioteca "Mediaobrazovanie". / Internet resource: http://edu.of.ru/medialibrary [Open Media Education Library, Available: http://edu.of.ru/medialibrary].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.