Научная статья на тему 'РИСКИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ В ЧАСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ:ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ, ЧТО ДЕЛАТЬ'

РИСКИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ В ЧАСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ:ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ, ЧТО ДЕЛАТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
73
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧАСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пивень Д.В., Кицул И.С.

В статье подробно рассмотрены причины низкого качества подготовки врачей в частных образовательных организациях. В том числе среди них названы: отсутствие необходимой для обучения кадровой и материально-технической базы, осуществление деятельности с грубыми нарушениями законодательства, несовершенство нормативно-правового регулирования в сфере образования и др. Авторы отмечают, что повышение квалификации врачей в частных образовательных организациях, многие из которых реализуют сегодня дополнительные профессиональные программы медицинского образования с грубыми нарушениями установленных законодательством об образовании требований, создаёт значительные правовые риски для врачей в части обоснованности их допуска к осуществлению профессиональной деятельности. В статье подчёркнуто, что низкое качество подготовки врачей, осуществляемой значительным числом частных образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы медицинского образования, неизбежно приводит к снижению качества оказываемой медицинской помощи, что уже сегодня необходимо рассматривать как один из факторов, создающих угрозу национальной безопасности страны. Предложены меры по исправлению сложившейся ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISKS OF ADVANCED TRAINING OF DOCTORS IN PRIVATE EDUCATIONAL INSTITUTIONS: CAUSES, CONSEQUENCES, WHAT TO DO

The article discusses in detail the reasons for the low quality of training of doctors in private educational institutions. Among them, the absence of the necessary personnel and material and technical base for training, the implementation of activities with gross violations of the law, the imperfection of legal regulation in the field of education, etc. of which today additional professional medical education programs are being implemented with gross violations of the requirements established by the legislation on education, creates significant legal risks for doctors in terms of the validity of their admission to professional activities. The article emphasizes that the low quality of medical training provided by a significant number of private educational organizations that implement additional professional medical education programs inevitably leads to a decrease in the quality of medical care provided, which today must be considered as one of the factors that threaten the national country’s security. Measures are proposed to correct the current situation.

Текст научной работы на тему «РИСКИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ В ЧАСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ:ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ, ЧТО ДЕЛАТЬ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2023-5-13-20 УДК: 614.2

РИСКИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ В ЧАСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ, ЧТО ДЕЛАТЬ

Д.В. ПивеньаИ.С. Кицул ь

а Эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения;

ь Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования -Филиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Иркутск, Россия.

а https://orcid.org/0000-0001-9202-9916; ь http:/orcid.org/0000-0001-6745-3862

И Автор для корреспонденции: Пивень Д.В.

АННОТАЦИЯ

В статье подробно рассмотрены причины низкого качества подготовки врачей в частных образовательных организациях. В том числе среди них названы: отсутствие необходимой для обучения кадровой и материально-технической базы, осуществление деятельности с грубыми нарушениями законодательства, несовершенство нормативно-правового регулирования в сфере образования и др. Авторы отмечают, что повышение квалификации врачей в частных образовательных организациях, многие из которых реализуют сегодня дополнительные профессиональные программы медицинского образования с грубыми нарушениями установленных законодательством об образовании требований, создаёт значительные правовые риски для врачей в части обоснованности их допуска к осуществлению профессиональной деятельности. В статье подчёркнуто, что низкое качество подготовки врачей, осуществляемой значительным числом частных образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы медицинского образования, неизбежно приводит к снижению качества оказываемой медицинской помощи, что уже сегодня необходимо рассматривать как один из факторов, создающих угрозу национальной безопасности страны. Предложены меры по исправлению сложившейся ситуации.

Ключевые слова: частные образовательные организации, повышение квалификации врачей, дополнительные профессиональные программы медицинского образования, лицензирование образовательной деятельности, дистанционное обучение, национальная безопасность, профессиональные стандарты.

Для цитирования: Пивень Д.В., Кицул И.С. Риски повышения квалификации врачей в частных образовательных организациях: причины, последствия, что делать // Менеджер здравоохранения. 2023; 5: 13-20. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-5-13-20.

□ чевидно, что сегодня одной из особенностей рынка образовательных услуг дополнительного профессионального образования врачей является абсолютное доминирование на нём частных образовательных организаций. Казалось бы, в соответствии с законодательством об образовании нет никаких принципиальных отличий в том, что повышение квалификации врачей могут осуществлять как государственные образовательные учреждения, так и частные образовательные организации. Ведь и те, и другие имеют лицензии на осуществление образовательной деятельности. Однако, сейчас всем хорошо известно, что качество подготовки врачей в частных образовательных организациях намного ниже, чем в государственных.

С

«КС

Особую тревогу не может не вызывать и тот очевидный факт, что сегодня частные образовательные организации существенно потеснили на рынке медицинских образовательных услуг государственные образовательные учреждения. При этом ни о какой добросовестной конкуренции здесь речь не идёт и идти не может! Совершенно не соответствуют действительности и доводы о том, что наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности обеспечивает качество подготовки врачей в частных образовательных организациях не хуже, чем в государственных. Это абсолютно не так! Данная проблема, принимая во внимание её огромные масштабы и очевидные удручающие последствия для системы здравоохранения страны в целом, требует самого подробного анализа

© Пивень Д.В., Кицул И.С, 2023 г.

№5 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

и безотлагательной выработки комплекса противодействующих мер.

Как правило, низкое качество подготовки медицинских кадров в частных образовательных организациях обусловлено целым комплексом следующих взаимосвязанных факторов:

- низкое качество реализуемых программ повышения квалификации врачей;

- отсутствие необходимой материально-технической базы для подготовки медицинских кадров;

- реализация образовательных программ нередко осуществляется исключительно в дистанционном формате;

- отсутствие в рамках реализации программ повышения квалификации обязательной практической подготовки;

- отсутствие необходимых научно-педагогических кадров.

Все названные выше факторы не только обеспечивают снижение качества подготовки врачей, но и создают серьёзные правовые риски в части обоснованности допуска врача к осуществлению профессиональной деятельности. Возникает вопрос: «Как же так может быть? Ведь и частные, и государственные образовательные организации имеют государственные лицензии на осуществление образовательной деятельности, полученные в установленном законом порядке!».

Причин сложившейся ситуации, которая, с одной стороны, характеризуется низким качеством подготовки врачей в частных образовательных организациях, и при этом, с другой стороны, проявляется сегодня полным доминированием таких организаций на рынке медицинских образовательных услуг, много. Чтобы чётко понимать серьёзность последствий и определиться с инструментами противодействия, рассмотрим наиболее важные причины обуславливающие столь драматичную ситуацию.

Причина первая

К таковой следует отнести предложенный несколько лет назад эксперимент по набору баллов (часов, кредитов) непрерывного медицинского образования (далее НМО), когда на соответствующем портале появилась информация о необходимости набора врачами в течение 5 лет 250 часов НМО. Именно появление проекта НМО во многом индуцировало выход на рынок образовательных медицинских услуг в сфере дополнительного профессионального образования огромного числа частных образовательных организаций, массово

предлагающих врачам свои услуги в наборе баллов НМО. При этом хорошо известно, что значительное число таких организаций просто торговало и продолжает торговать баллами НМО, так как на практике для их приобретения часто не требуется ничего кроме оплаты. Несмотря на то, что данное негативное явление многократно обсуждалось в профессиональном сообществе, чётких правовых инструментов противодействия ему пока не найдено.

Более того, многие частные образовательные организации, изначально получившие выход на рынок медицинского дополнительного профессионального образования через реализацию мероприятий НМО, стали проявлять активный интерес к реализации дополнительных профессиональных программ медицинского образования, полагая, что они могут составить серьёзную конкуренцию государственным образовательным учреждениям. И печальные последствия такого интереса к реализации дополнительных профессиональных программ медицинского образования не заставили себя долго ждать.

Причина вторая

Эта причина тесно связана с предыдущей. Быстро разобравшись с тем, что рынок медицинских образовательных услуг привлекателен не только продажей баллов НМО, но и возможностью практически без каких-либо затрат (!) для себя реализо-вывать дополнительные профессиональные образовательные программы медицинского образования, частные образовательные организации в течение последних нескольких лет очень весьма «подвинули» на этом поле государственные образовательные учреждения. Следует подчеркнуть, что никакой здоровой конкуренции между государственными и частными образовательными организациями, якобы обеспечивающими заказчику выбор поставщика наиболее качественных образовательных услуг медицинского образования за минимальную цену, здесь нет и быть не может! В связи с этой ситуацией наиболее важен вопрос о том, почему частные образовательные организации, не имеющие в абсолютном большинстве случаев ни материально-технической, ни кадровой базы, даже отдалённо напоминающей таковую у государственных образовательных учреждений, сегодня имеют фактически господствующее положение в работе по повышению квалификации врачей? Один из ответов заключается в том, что главным формальным признаком, уравнивающим и государственные, и частные образовательные организации, является наличие

Менеджер

здравоохранения /

Мападег №5

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2023

соответствующих лицензий на осуществление образовательной деятельности. Однако на практике всем заинтересованным лицам хорошо известно, что формальное наличие у частных образовательных организаций лицензий совершенно не свидетельствует о наличии у неё необходимой кадровой и материально-технической базы для реализации дополнительных профессиональных образовательных программ медицинского образования. В основных причинах этого явления мы ещё разберёмся ниже. Более того, в сложившихся условиях именно отсутствие необходимой кадровой и материально-технической базы для реализации дополнительных профессиональных образовательных программ медицинского образования является главным фактором, обеспечивающим частным образовательным организациям основные «конкурентные преимущества» в цене на предлагаемые ими образовательные услуги. Всё просто: нет кадровой и материально-технической базы, значит нет и необходимости её поддержания, а соответственно нет и никаких затрат! Именно это обстоятельство и позволяет частным образовательным организациям предлагать и массово продавать свои услуги как отдельным врачам, так и медицинским организациям по демпинговым ценам, при этом никак не обеспечивая надлежащее качество подготовки врачей.

Причина третья

К данной причине следует отнести весьма распространённое несоблюдение частными образовательными организациями лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании образовательной деятельности, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 года № 1490. К наиболее частым нарушениям лицензионных требований можно отнести следующие.

• Отсутствие в штате частной образовательной организации педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам в соответствии с пунктом 2 части 3 ст. 11, ст. 46 и ст. 50 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закона об образовании). Здесь следует отметить, что в соответствии с требованиями ст. 46 между частной образовательной организацией

и педагогическими работниками, реализующи ми программы повышения квалификации врачей, должны быть оформлены трудовые договоры, чего на практике во многих случаях не происходит!

• Отсутствие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, в соответствии с требованиями, содержащимися в соответствующих образовательных программах.

• Отсутствие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии с частями 4 и 5 статьи 12 Закона об образовании.

• Отсутствие условий для практической подготовки обучающихся в соответствии с частями 4 и 5 статьи 82 Закона об образовании для дополнительных профессиональных программ медицинского образования.

Следует учесть, что если врачу выдан документ о повышении квалификации с грубыми нарушениями указанных выше требований, то здесь возникают вопросы далеко и не только к частной образовательной организации. Как следствие этого явления непременно возникают вопросы как к обоснованности допуска врача к осуществлению им профессиональной деятельности, так и к медицинской организации в части соблюдения ею соответствующих лицензионных требований. То есть появляются реальные правовые риски как для врача, так и для медицинской организации, последствия которых труднопредсказуемы. Но уже сам факт возникновения таких рисков является большой проблемой, недооценивать которую никак нельзя.

Причина четвёртая

Необходимо отметить, что далеко не все проблемы, связанные с низким качеством подготовки врачей в частных образовательных организациях врачей обусловлены только нарушением лицензионных требований. Не менее, а может быть и более часто, частными образовательными организациями нарушаются прямые требования Закона об образовании, не отнесённые к лицензионным требованиям, но обязательные для соблюдения! К таковым нарушениям, прежде всего, относится несоблюдение, а нередко полное игнорирование, требований статьи 29 к информационной открытости

С

•КС

№5 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

образовательной организации Закона об образовании. В соответствии с указанной статьёй, а также в соответствии с утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 20.10.2021 № 1802 во исполнение данной статьи Правилами размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации, каждая образовательная организация, реализующая дополнительные профессиональные образовательные программы медицинского образования, обязана выполнять очень непростые требования. Как известно, эти требования заключаются в том, что на своём официальном сайте в сети Интернет образовательная организация обязана разместить очень подробную информацию и о себе, и о реализуемых образовательных программах, и о педагогических работниках. Если в государственных образовательных учреждениях данное требование, как правило, безукоризненно выполняется, то ничего подобного не происходит в частных образовательных организациях. Следует подчеркнуть, что рассматриваемое требование Закона об образовании об информационной открытости образовательной организации является легко проверяемым требованием, так как для этого вполне достаточно просто зайти на официальный сайт образовательной организации. В этой связи медицинским организациям, в случае подготовки конкурсной документации на повышение квалификации врачей, следует, с целью «отсечения» недобросовестных поставщиков образовательных услуг, включать в конкурсную документацию требование к обеспечению образовательной организацией её информационной открытости в соответствии со ст. 29 Закона об образовании.

Причина пятая

Здесь следует сказать о том, что реализуемые частными образовательными организациями дополнительные профессиональные программы медицинского образования, часто не учитывают требования профессиональных стандартов, квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям врачей. Такой вывод нетрудно сделать, анализируя информационную открытость частных образовательных организаций в соответствии с требованиями названных выше статьи 29 Закона об образовании и Правил размещения на официальном сайте образовательной

организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 20.10.2021 № 1802. В одной из публикаций [3] мы подробно анализировали роль и значение профессиональных стандартов для разработки дополнительных профессиональных программ медицинского образования. Напомним, что в части 9 ст. 76 Закона об образовании чётко указано: «Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям ... ». Во исполнение указанных выше требований Миноб-рнауки России утверждены Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (№ ДЛ-1/05вн от 22.01.2015 г.), в которых определено следующее: «Профессиональные стандарты содержат характеристику квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Соответственно, их использование -обязательное условие разработки программ (модулей, частей программ), обеспечивающих готовность к выполнению того или иного вида (видов) профессиональной деятельности».

Причинашестая

Ещё одной причиной низкого качества подготовки врачей частными образовательными организациями является весьма распространённая сегодня реализация дополнительных профессиональных программ медицинского образования в исключительно дистанционном формате. Да, в последние годы все мы столкнулись с пандемией ковид-инфекции, которая вносила вынужденные коррективы в деятельность практически всех образовательных организаций, в том числе, сориентировав их на широкое применение при реализации образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Между тем, это отнюдь не означает, что теперь повышение квалификации врачей всё время должно осуществляться только дистанционно. Как теперь известно, пандемия ко-вид-инфекции сопровождается не только подъёмами, но и спадами заболеваемости. При этом низкое качество исключительно дистанционной подготовки

Менеджер

здравоохранения /

Мападег №5

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2023

врачей сегодня тоже является абсолютно очевидным фактом [1]. Однако значительное число частных образовательных организаций и сейчас продолжает проведение подготовки врачей исключительно дистанционно. Законно ли это?

В начале отметим, что в настоящее время в РФ нет каких-либо запретов на проведение обычных/ традиционных аудиторных занятий и практической подготовки врачей. В части 2 ст. 16 Закона об образовании сказано: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». Действительно, к сожалению, до настоящего времени такой Порядок Правительством РФ не установлен. Однако, есть другие документы, чётко регламентирующие данный вопрос! Приказ Минобрнауки России от 20.01.2014 № 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» чётко указывает на недопустимость исключительно дистанционного обучения для большинства средних медицинских работников (фельдшер, мед. сестра, акушерка, зубной техник, гигиенист стоматологический и т.д.). Для врачей, в отличие от средних медицинских работников, пока не установлен Перечень специальностей, по которым не допускается реализация образовательных программ с применением исключительно дистанционных технологий. НО!!!

Во-первых, в ст. 82 Закона об образовании ничего не сказано о том, что практическая подготовка в рамках реализации программ повышения квалификации врачей может быть проведена дистанционно!

Во-вторых, в утверждённой в соответствии с частью 5 ст. 82 Закона об образовании приказом Минздрава РФ от 30.06.2016 г. № 435н Типовой форме договора об организации практической подготовки обучающихся, а именно в разделе II «Условия организации и проведения практической подготовки обучающихся» подразумевается практическое обучение непосредственно в медицинской организации! Так, например, в пункте 8 раздела II Типового договора записано, что «практическая подготовка обучающихся проводится в помещениях

Организации, осуществляющей деятельность в сфе ре охраны здоровья...». И подобных положений о непосредственном обучении в медицинской организации в Типовом договоре много!!!

Таким образом, сегодня повышение квалификации врачей и средних медицинских работников в исключительно дистанционном формате является грубым нарушением требований законодательства об образовании и абсолютно недопустимо!

Причина седьмая

Эта причина кроется в значительном сокращении объёмов контроль-надзорной деятельности в сфере образования. Как известно, последние годы охарактеризовались такими форсмажорными ситуациями как пандемия ковид-инфекции и украинский кризис. В обоих случаях Правительством Российской Федерации оперативно принимались совершенно оправданные меры по снижению административной нагрузки на хозяйствующие субъекты, в том числе это проявилось и в форме прекращения плановых контрольно-надзорных мероприятий в сфере образования, и в форме сокращения внеплановых проверок. Безусловно, в целом поддерживая указанные выше шаги руководства страны, считаем необходимым отметить, что снижение качества подготовки врачей в частных образовательных организациях неизбежно приведёт к снижению качества оказываемой медицинской помощи. И этот процесс не является перспективой далёкого или ближайшего будущего, он уже запущен, он уже идёт! То есть сегодня существует реальная угроза жизни и здоровью граждан, которая, в случае непринятия необходимых мер, будет стремительно нарастать. В связи с этим требуется безотлагательное внесение соответствующих корректив в Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в части возобновления плановых и увеличения числа гибких форм внеплановых проверок в отношении частных образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы медицинского образования.

Причина восьмая

Данную причину низкого качества подготовки врачей частными образовательными организациями следует считать одной из наиболее важных, так как к ней относится несовершенство действующей

№ 5 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

нормативно-правовой базы, касающейся лицензирования образовательной деятельности в части дополнительного профессионального образования. Мы уже не раз обращались к этой теме [1, 2]. Напомним, что в части 1 ст. 91 Закона об образовании сказано, что «лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования». Как видим, в соответствии с требованиями Закона об образовании лицензирование образовательной деятельности осуществляется по подвидам дополнительного образования. В свою очередь, Положением о лицензировании образовательной деятельности, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 года № 1490, определён перечень образовательных программ, по которым и осуществляется образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности. В указанном перечне содержится такая весьма широкая формулировка как «реализация дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации», т.е. без какого-либо указания на программы медицинского и фармацевтического образования. На практике же это приводит к тому, что многочисленные частные образовательные организации, получая право реализации дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации, в том числе, начинают, а точнее уже давно делают это в массовом порядке, реализацию дополнительных профессиональных программ медицинского образования - программ повышения квалификации, не имея ни соответствующих кадров, ни соответствующей материально-технической базы. При этом сегодня в законодательстве отсутствуют правовые основания контроля (надзора) за соблюдением требований к условиям реализации дополнительных профессиональных программ медицинского и фармацевтического образования, реализуемых частными образовательными организациями.

В этой связи, безусловной поддержки заслуживают инициативы Минздрава России по внесению давно назревших изменений в Закон об образовании, которые в течение последних полутора лет были опубликованы на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов: https://regulаtion.gov.ru/projects#npа = 123882 и http://regulation.gov.rU/p/127458. Одна из

названных инициатив касается внесения изменений в Закон об образовании в части обязатель -ного указания в приложении к лицензии на право осуществления образовательной деятельности сведений об области реализации подвидов дополнительных профессиональных программ медицинского и фармацевтического образования. Кроме того, Минздравом России был подготовлен и опубликован ещё один законопроект, в котором, в том числе, предлагается внести корректировку в Закон об образовании о том, что федеральным органом исполнительной власти разрабатываются и утверждаются не примерные, как указано в данном законе сейчас, а типовые дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования. Очевидно, что смысл данного уточнения заключается в обеспечении строгого соответствия типовым программам дополнительных профессиональных программ медицинского образования и фармацевтического образования, разрабатываемых образовательными организациями.

Было бы весьма своевременным и полезным, если бы указанные выше инициативы Минздрава России получили поддержку и развитие со стороны Комитета по охране здоровья Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Выводы

• Повышение квалификации врачей в частных образовательных организациях, многие из которых реализуют сегодня дополнительные профессиональные программы медицинского образования с грубыми нарушениями установленных законодательством об образовании требований, создаёт значительные правовые риски как для врачей, так и для медицинских организаций.

• В случае установления факта того, что документ о повышении квалификации врача выдан с грубыми нарушениями требований законодательства, непременно возникают/ возникнут вопросы как к обоснованности допуска врача к осуществлению профессиональной деятельности, так и к медицинской организации в части соблюдения ею соответствующих лицензионных требований.

• Низкое качество подготовки врачей, осуществляемой значительным числом частных образовательных организаций, реализующих

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № 5

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023

дополнительные профессиональные программы медицинского образования, неизбежно приводит к снижению качества оказываемой медицинской помощи, что уже сегодня необходимо рассматривать как один из факторов, создающих угрозу национальной безопасности страны.

На основании изложенного выше предлагается следующее.

1. Руководителям медицинских организаций в целях минимизации указанных выше рисков:

1.1. Ориентировать врачей на необходимость освоения дополнительных профессиональных программ медицинского образования, прежде всего в государственных образовательных учреждениях.

1.2. При формировании конкурсных заданий для образовательных организаций на повышение квалификации врачей в части требований к образовательным организациям, реализующим дополнительные профессиональные программы медицинского образования, указывать в них, помимо обязательного наличия лицензии на осуществление образовательной деятельности, такие конкурсные условия, как соответствие образовательной организации и реализуемых ею образовательных программ требованиям ст. 29, части 1 ст. 46, части 9 ст. 76, части 4 и 5 ст. 82 Закона об образовании.

2. Комитету по охране здоровья Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации поддержать и обеспечить дальнейшее принятие предложений Минздрава России, касающихся совершенствования законодательного регулирования процедур лицензирования образовательной деятельности в части реализации подвидов дополнительных профессиональных программ медицинского и фармацевтического образования, а также в части корректировки Закона об образовании о том, что федеральным органом исполнительной власти разрабатываются и утверждаются не примерные, как указано в данном законе сейчас, а типовые дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования.

3. Правительству Российской Федерации:

3.1. В связи с наличием и возрастанием непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан вследствие некачественной подготовки врачей, осуществляемой значительным числом частных образовательных организаций, внести изменения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», предусмотрев в нём:

- разрешение на проведение надзорными органами в сфере образования плановых проверок частных образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы медицинского образования;

- осуществление наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) в качестве приоритетного мероприятия по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц, обеспечивающего в оперативном порядке значительные объёмы эффективного контроля за соблюдением частными образовательными организациями требований к информационной открытости образовательной организации в соответствии со ст. 29 Закона об образовании.

3.2. В соответствии с частью 2 ст. 16 Закона об образовании установить Порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, предусмотрев в нём недопустимость реализации дополнительных профессиональных программ медицинского образования с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

3.3. Руководствуясь ст. 20 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», определить гибкие и оперативные механизмы межведомственного взаимодействия в части государственно контроля (надзора) за реализацией частными образовательными организациями дополнительных профессиональных программ медицинского и фармацевтического образования.

4. Минобрнауки России в соответствии с частью 2 ст. 16 Закона об образовании в кратчайшие сроки подготовить и утвердить Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, предусмотрев в нём все врачебные специальности в соответствии с утверждённой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти номенклатурой.

С

•КС

№ 5 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

зЯо

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Пивень Д.В. Повышение квалификации врачей: основные вызовы сегодня, и что делать // Менеджер здравоохранения. - 2022. - № 2. - С. 4-13.

2. Пивень Д.В., Кицул. И.С. Перспективы и возможные варианты развития непрерывного медицинского образования в России // Менеджер здравоохранения. - 2022. - № 7. - С. 4-9.

3. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Профессиональные стандарты: роль и значение в обеспечении качества и безопасности медицинской деятельности, основные задачи // Менеджер здравоохранения. -2022. - № 8. - С. 4-11.

ORIGINAL PAPER

RISKS OF ADVANCED TRAINING OF DOCTORS IN PRIVATE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS: CAUSES, CONSEQUENCES, WHAT TO DO D.V. Piven - I.S. Kitsul b

a Expert on the issues of regulatory and legal regulation of health care activities; b Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education - t he branch of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, Irkutsk, Russia.

a https://orcid.org/0000-0001 -9202-9916; b https://orcid.org/0000-0001 -6745-3862

I

1 Corresponding author: Piven D. V.

ABSTRACT

The article discusses in detail the reasons for the low quality of training of doctors in private educational institutions. Among them, the absence of the necessary personnel and material and technical base for training, the implementation of activities with gross violations of the law, the imperfection of legal regulation in the field of education, etc. of which today additional professional medical education programs are being implemented with gross violations of the requirements established by the legislation on education, creates significant legal risks for doctors in terms of the validity of their admission to professional activities. The article emphasizes that the low quality of medical training provided by a significant number of private educational organizations that implement additional professional medical education programs inevitably leads to a decrease in the quality of medical care provided, which today must be considered as one of the factors that threaten the national country's security. Measures are proposed to correct the current situation.

Keywords: private educational organizations, professional development of doctors, additional professional medical education programs, licensing of educational activities, distance learning, national security, professional standards.

For citation: Piven D. V, Kitsul I.S. Risks of advanced training of doctors in private educational institutions: causes, consequences, what to do // Manager Zdravoohranenia. 2023; 5: 13-20. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-5-13-20.

REFERENCES

1. Piven D. V. Advanced training of doctors: the main tasks today and what to do // Manager Zdravoohranenia. -2022. - No. 2. - P. 4-13.

2. Piven D.V,, Kitsul. I.S. Prospects and possible options for the development of continuing medical education in Russia // Manager Zdravoohranenia. - 2022. - No. 7. - P. 4-9.

3. Piven D.V., Kitsul I.S., Ivanov I.V. Professional standards: the role and importance in ensuring the quality and safety of medical activities, the main tasks // Manager Zdravoohranenia. - 2022. - No. 8. - P. 4-11.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Пивень Дмитрий Валентинович - доктор медицинских наук, профессор, эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, г. Санкт-Петербург, Россия.

Dmitrii V. Piven - D.Sc. (Medicine), Professor, Expert on the issues of regulatory and legal regulation of health care activities Saint Petersburg, Russia. E-mail: piven_dv@mail.ru

Кицул Игорь Сергеевич - доктор медицинских наук, профессор, профессор РАН, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования - филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Иркутск, Россия. Igor S. Kitsul - D.Sc. (Medicine), Professor, Professor, Head of the Department of Public Health and Public Health of the Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education - the branch of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, Irkutsk, Russia. E-mail: zdravirk@mail.ru

Менеджер / Manager № 5

здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.