ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
ОС1: 10.21045/1811-0185-2022-2-4-13 УДК 614.2
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ: ОСНОВНЫЕ ВЫЗОВЫ СЕГОДНЯ И ЧТО ДЕЛАТЬ
Д.В. Пивень
Эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения.
https://orcid.org/0000-0001 -9202-9916
И Автор для корреспонденции: Пивень Д.В.
АННОТАЦИЯ
В статье представлены и проанализированы основные вызовы, непосредственно влияющие сегодня как на квалификацию врачей, так и на работу по реализации программ повышения квалификации. К таким вызовам автором отнесены следующие: пандемия коронавирусной инфекции; реализация программ повышения квалификации врачей с исключительным или преимущественным применением дистанционных образовательных технологий; снижение качества реализации программ повышения квалификации врачей; длительные перерывы в профессиональной деятельности врачей по основной специальности; периодическая аккредитация врачей. В статье предлагается сосредоточиться на разработке примерных программ повышения квалификации врачей, учитывающих требования профессиональных стандартов. Необходимо обеспечить, чтобы программы повышения квалификации врачей, которые разрабатывают и реализуют образовательные организации, строго соответствовали примерным программам.
Ключевые слова: повышение квалификации врачей, программы дополнительного профессионального образования, лицензирование образовательной деятельности, дистанционное обучение, периодическая аккредитация.
Для цитирования: Пивень Д.В. Повышение квалификации врачей: основные вызовы сегодня и что делать //Менеджер здравоохранения. 2022; 2: 4-13. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-2-4-13.
Безусловно, главным вызовом последних лет для всего человечества стала пандемия коронавирусной инфекции. При этом ещё более очевидной стала хорошо известная истина о том, что качество функционирования системы здравоохранения прямо зависит от качества подготовки медицинских кадров вообще и врачебных в частности. В этой связи большую остроту приобрёл вопрос повышения квалификации действующих врачей. Особую значимость данному вопросу придаёт длительный, трудно прогнозируемый характер течения пандемии, а также масштабность её влияния буквально на все сферы жизни общества. С учётом данного обстоятельства именно сейчас назрела необходимость выявления и самого серьёзного анализа наиболее значимых вызовов, влияющих сегодня на уровень квалификации врачебных кадров в стране, с целью определения и принятия оптимальных решений, касающихся ее повышения. Прежде, чем перейти непосредственно к вызовам, напомним, что сегодня в соответствии со статьями 12 и 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании)
© Пивень Д.В, 2022 г.
понятие «повышение квалификации» употребляется исключительно во взаимосвязи с программами повышения квалификации и ни с чем другим более! Так, часть 4 ст. 76 Закона об образовании гласит: «Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации». При этом частью 4 ст. 12 названного закона программы повышения квалификации отнесены к дополнительным профессиональным программам. И, наконец, в части 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Основы) закреплена обязанность медицинских работников: «Совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». Таким образом, в соответствии с законодательством РФ под повышением квалификации медицинских работников
Менеджер
здравоохранения /
Мападег №2
2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2022
понимается исключительно освоение соответствующих программ повышения квалификации и ничего более! В данной публикации в строгом соответствии с названными выше положениями законодательства понятие «повышение квалификации» используется только в контексте программ повышения квалификации. Понятие «квалификация», используемое в настоящей статье, также употребляется в строгом соответствии с его содержанием, которое определено в ст. 2 Закона об образовании: «Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности». То есть из законодательства однозначно следует, что квалификация действующего врача определяется исключительно освоением дополнительных профессиональных программ, а именно программ повышения квалификации.
Ну теперь обратимся к вызовам, непосредственно оказавшим в последние годы и продолжающим оказывать наиболее значимое влияние как на квалификацию врачей, так и на качество её повышения.
Вызов 1
Как уже было отмечено выше, главный вызов сегодняшнего дня - пандемия коронавирусной инфекции.
Очевидно, что как вводимые в период пандемии ограничения, так и направленная на борьбу с коронавирусной нфекцией перестройка системы здравоохранения оказали весьма существенное влияние как на квалификацию медицинских кадров, так и на качество реализации программ повышения квалификации. Здесь необходимо подчеркнуть, что пандемия ковид-инфекции не только сама по себе явилась совершенно новым вызовом для всей системы подготовки кадров, но она же максимально обострила и очень быстро перевела в формат мощнейших вызовов целый ряд тех проблем, которые появились и назревали в работе по повышению квалификации врачей уже достаточно давно.
Вызов 2
К одному из серьёзнейших вызовов следует отнести абсолютное доминирование при реализации программ повышения квалификации врачей обучения врачей с исключительным или преимущественным применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Именно сейчас, когда ситуация с коронавирус-ной инфекцией уже длительное время продолжает
оставаться напряжённой, следует обратиться к этой важнейшей теме и попытаться определить оптимальные место и роль дистанционных образовательных технологий в дополнительном профессиональном образовании врачей и, прежде всего, в вопросах повышения их квалификации. В течение последних 10 лет, т.е. ещё задолго до пандемии, в подготовке российских врачей дистанционное образование получило колоссальное развитие в самых разных формах и проявлениях. За эти годы появилось множество публикаций, обосновывающих и демонстрирующих достоинства дистанционного образования в здравоохранении [1-9]. А ситуация с коронавирусной инфекцией, когда непосредственные контакты по понятным причинам были и остаются ограниченными, казалось бы, ещё раз убедительно продемонстрировала преимущества применения дистанционных образовательных технологий в обучении врачей. Между тем, для реальной оценки ситуации с подготовкой врачебных кадров и выработки действий по её совершенствованию необходимо не только отмечать достоинства, но и чётко обозначить явные негативные стороны не только исключительного, но и преимущественно дистанционного обучения врачей. К таковым, прежде всего относятся следующие.
Наращивание объёмов дистанционного образования неизбежно приведёт/уже приводит к снижению квалификации научно-педагогических кадров, естественным результатом которой неизбежно станет/уже становится снижение качества обучения врачей, следствием которого непременно будет снижение качества и безопасности медицинской деятельности.
Вероятно, сторонники максимально широкого использования дистанционного образования категорически не согласятся с высказанным выше тезисом. И, тем не менее, ещё раз подчеркнём, чем больше преподаватель задействован в дистанционном, а не в классическом аудиторном образовании, тем ниже будет его квалификация. Это очевидная и абсолютно азбучная истина! И, конечно, в данном случае речь идёт, прежде всего, о лекциях, семинарах и занятиях в режиме видео-конференцсвязи.
Почему?
Отвечаю.
Любой профессионал-преподаватель, когда выступает в аудитории:
- всегда чувствует обратную связь с аудиторией или, как минимум, пытается её почувствовать;
С
•КС
№2 Мападег
2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
- всегда пытается понять и оценить, как и насколько воспринимают и понимают его слушатели;
- ориентируется на особенности аудитории (возраст, география, город/село, особенности медицинских организаций, которые представляют слушатели и т.п.) и в зависимости от этого использует самые разные профессиональные инструменты для максимально качественного донесения информации (интонация, акценты, паузы, мимика и жестикуляция, построение и обороты речи, последовательность представления материала, вопросы к аудитории и т.п.);
- отвечая на вопросы слушателей, всегда пытается понять насколько они удовлетворены ответами.
Любой преподаватель, если он является настоящим профессионалом, а не просто занимает эту должность, всегда скажет, что, выступая с одним и тем же материалом, будь то лекция, семинар или обычное занятие, но в разной аудитории, перед разными слушателями, будет выступать и представлять материал по-разному. Да, тема будет та же самая, но выступления будут разными. Это совсем не значит, что для одних слушателей материал будет представлен лучше, а для других хуже. Просто настоящий профессионал будет учитывать все вышеназванные факторы, чтобы добиться максимального качества восприятия и усвоения учебного материала. И это правильно, иначе настоящего профессионала-преподавателя просто не бывает и быть не может! К сожалению, дистанционные образовательные технологии никак не позволяют добиться названных выше важнейших характеристик качественного обучения. А это очень серьёзный ограничитель качественного образования.
Если и дальше дистанционное обучение врачей будет продолжаться в таких же, как сейчас или в ещё больших объёмах, то очевидно, что при дальнейшем доминировании в обучении врачей необходимость в квалицированных преподавательских кадрах просто отпадёт. А зачем преподаватели, когда всем слушателям можно крутить в записи одни и те же лекции, семинары, занятия? Однако хороших врачей без хороших учителей не бывает. А доминирование дистанционного обучения в системе повышения квалификации врачей уже нанесло и продолжает наносить свои мощные удары по качеству научно-педагогических кадров.
Необходимо отметить, что абсолютное большинство программ повышения квалификации врачей не может быть качественно реализовано только или преимущественно дистанционно!
И, прежде всего, это касается программ повышения квалификации врачей объёмом 144 часа. С точки зрения обеспечения необходимой тематической преемственности рассматриваемых в рамках программ повышения квалификации вопросов оптимального соотношения теоретических и практических занятий, именно программы объёмом 144 часа являлись и являются системообразующим ядром в работе по повышению квалификации российских врачей. При этом в данных образовательных программах по абсолютно всем без исключения врачебным специальностям есть немало вопросов, которые по определению не могут быть качественно донесены до слушателя только или преимущественно дистанционно. Это очевидная истина как для абсолютного большинства преподавателей, так и для абсолютного большинства врачей! К глубокому сожалению, в отечественном законодательстве об образовании, невзирая на наличие многолетнего соответствующего прямого требования части 3 ст. 16 Закона об образовании, до сих пор не определён перечень специальностей и направлений подготовки специалистов с высшим образованием, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения (далее Перечень). То есть никаких правовых ограничений в дистанционном обучении врачей, независимо от наличия или отсутствия пандемии коронавирусной инфекции, сегодня нет! Прежде всего, именно это обстоятельство стало основным пусковым механизмом для абсолютно неконтролируемого появления в последнее десятилетие на рынке медицинских образовательных услуг множества частных образовательных организаций, занимающихся исключительно электронным/ дистанционным обучением. Очевидно, даже если предположить, что пандемия закончится завтра, то это едва ли приведёт к сколько-нибудь значимому сокращению объёмов дистанционного обучения врачей. Соответственно и выход из сложившейся ситуации только один - безотлагательное выполнение требований части 3 ст. 16 Закона об образовании, касающегося разработки и утверждения Перечня, который в том числе должен включать врачебные специальности, подготовка по которым не допускает реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения.
Менеджер
здравоохранения /
Мападег №2
2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2022
Вызов 3
Ещё одним важнейшим вызовом современности для подготовки врачей является снижение качества реализации соответствующих программ повышения квалификации.
Сразу необходимо отметить, что появление и нарастание такого вызова как снижение качества реализации программ повышения квалификации врачей тоже появилось ещё до пандемии ко-вид-инфекции. Сейчас, к сожалению, данный вызов приобрёл характер столь масштабной угрозы для качественной подготовки врачебных кадров, что её предотвращение вполне можно было бы объявить важной государственной задачей.
Почему?
Всё дело в том, что сегодня на рынке образовательных услуг реализацию программ дополнительного профессионального образования, в том числе программ повышения квалификации врачей, обеспечивают не только, а уже возможно и не столько государственные образовательные медицинские учреждения, сколько небольшие частные организации, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования - программам повышения квалификации. Казалось бы, ничего страшного в этом нет, ведь все образовательные организации проходят процедуру лицензирования на осуществление образовательной деятельности. Однако в действительности всё намного сложнее. В части 1 ст. 91 Закона об образовании сказано, что «лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования». Как видим, в соответствии с требованиями Закона об образовании лицензирование образовательной деятельности осуществляется по подвидам дополнительного образования. В свою очередь, Положением о лицензировании образовательной деятельности, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 года № 1490, определён перечень образовательных программ, по которым и осуществляется образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности. В указанном перечне содержится такая весьма широкая формулировка как «реализация дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации», т.е. без какого-либо указания на
программы медицинского и фармацевтического об разования. На практике же это приводит к тому, что многочисленные частные образовательные организации, получая право реализации дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации, в том числе начинают, а точнее уже давно делают это в массовом порядке, реализацию дополнительных профессиональных программ медицинского образования-программ повышения квалификации, не имея ни соответствующих кадров, ни соответствующей материально-технической базы. При этом сегодня в законодательстве отсутствуют правовые основания контроля (надзора) за соблюдением требований к условиям реализации дополнительных профессиональных программ медицинского и фармацевтического образования, реализуемых частными образовательными организациями.
В результате при реализации в действующих правовых условиях частными организациями дополнительных профессиональных программ медицинского образования фактически игнорируются важнейшие требования части 4 и части 5 ст. 82 Закона образования, которые в том числе гласят следующее:
«4. Практическая подготовка лиц, получающих ... дополнительное профессиональное образование, обеспечивается путем их участия в осуществлении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с образовательными программами и организуется:
1) в образовательных и научных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность (клиники);
2) в медицинских организациях, в том числе медицинских организациях, в которых располагаются структурные подразделения образовательных и научных организаций (клиническая база);
5. Организация практической подготовки обучающихся . осуществляется на основании договора между образовательной или научной организацией и медицинской организацией.».
Сегодня сложилась парадоксальная ситуация, в которой, с одной стороны, для всех федеральных государственных образовательных учреждений существует жёсткий контроль по соблюдению указанных выше требований как Рособрнадзо-ра, так и Минздрава России для подведомственных учреждений, при этом, с другой стороны, соблюдение этих же требований частными образовательными организациями фактически никак
С
•КС
№2 Мападег
2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
не контролируется региональными лицензирующими органами. И происходит это в силу отсутствия в законодательстве детализирующих положений, касающихся лицензирования дополнительных профессиональных программ медицинского и фармацевтического образования. Соответственно, в подавляющем большинстве частные образовательные организации, реализующие программы повышения квалификации врачей не имеют для этого никаких надлежащих условий. При этом в целях привлечения как можно большего числа слушателей при наименьших затратах онлайн-обучение получило самое широкое распространение ещё до пандемии именно со стороны частных образовательных организаций. Ну а в последние два года данная ситуация с лёгкостью оправдывается ковид-панде-мией. Более того, не секрет и то, что формы и содержание промежуточной и итоговой аттестации при реализации программ повышения квалификации врачей в частных образовательных организациях существенно «мягче», чем в государственных образовательных учреждениях. И дело здесь не только в опасении «отпугнуть» слушателей жёсткими требованиями, но и в том, что по-другому просто и быть не может! Если образовательная организация не имеет соответствующей материально-технической и кадровой базы, то и появиться качественным, а точнее объективным по форме и содержанию промежуточной и итоговой аттестации опять же неоткуда!
Изложенное выше во многом объясняет очевидное снижение сегодня качества программ повышения квалификации, реализуемых частными образовательными организациями. И, к сожалению, указанное явление приобрело сегодня очень распространённый характер. Самым тяжёлым следствием данной ситуации являются стремительно нарастающие проблемы с поддержанием квалификации врачей на должном уровне!
В этой связи, безусловной поддержки заслуживает инициатива Минздрава России по внесению в Закон об образовании изменений в части обязательного указания в приложении к лицензии на право осуществления образовательной деятельности сведений об области реализации подвидов дополнительных профессиональных программ медицинского и фармацевтического образования. Соответствующий законопроект недавно опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов https://regulation.gov.ru/ рго|е^#пра=123882.
Между тем, на фоне отмеченного снижения качества программ повышения квалификации сегодня наблюдается очевидный рост потребностей в своевременной и качественной подготовке врачей. Самым убедительным подтверждением этого является следующий вызов.
Вызов 4
В период пандемии многие врачи вынуждены были на достаточно длительное время прекращать профессиональную деятельность по основной специальности и заниматься исключительно диагностикой и лечением пациентов с коронавирусной инфекцией, пройдя соответствующее краткосрочное обучение.
Безусловно, в период пандемии такая мера как перепрофилированное государственных (муниципальных) медицинских организаций в целом или их отдельных подразделений являлась и является мерой вынужденной, но необходимой.
НО!
Как уже было отмечено выше, время показало, что течение пандемии носит долгосрочный и трудно прогнозируемый характер. При этом пациентов с другими - «нековидными» заболеваниями, требующими самого пристального профессионального врачебного внимания, не только не стало меньше, а наоборот становится всё больше и больше, что является абсолютно неизбежным результатом широко практиковавшихся в период пандемии ограничений на оказание плановой медицинской помощи и сокращения объёмов диспансеризации. Соответственно повсеместно нарастают проблемы со своевременным выявлением заболеваний, в том числе тех, где отсутствие ранней диагностики часто приводит к фатальным последствиям - онкологических и сердечно-сосудистых. Было бы совершенно наивно надеяться на то, что отечественному здравоохранению удастся быстро решить эти серьёзнейшие проблемы в непродолжительные «окна» между волнами коронавирусной инфекции или оперативно после завершения пандемии, о даже приблизительных сроках завершения которой сегодня никому в мире неизвестно!
То есть решать и активно искать наиболее эффективные способы решения этих проблем нужно здесь и сейчас, ничего не ожидая и не откладывая!
Ясно, что одним из таких решений является совершенствование работы по повышению квалификации врачей и, прежде всего, это касается как повышения качества реализации образовательных программ, так и увеличения их объёмов.
Менеджер
здравоохранения /
Мападег № 2
2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2022
О возможных механизмах реализации предлагаемого решения будет сказано чуть ниже, а перед этим остановимся ещё на одном важном вызове.
Вызов 5
К данному вызову следует отнести периодическую аккредитацию врачей, а точнее поиск оптимального содержания требований к периодической аккредитации, что, безусловно, является непростой задачей.
Как известно, тема периодической аккредитации специалистов в последние годы волнует каждого медицинского работника. В конце прошлого года приказом Минздрава России от 22.11.2021 № 1081н (далее Приказ 1081н) утверждено новое Положение об аккредитации специалистов (далее Положение), в том числе закрепившее требования к периодической аккредитации специалистов. В п. 83 данного Положения обозначены требования к Портфолио, которые в том числе включают «сведения об освоении программ повышения квалификации, суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, либо сведения об освоении программ повышения квалификации и сведения об образовании, подтвержденные на Интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации), суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, из них не менее 74 часов - сведения об освоении программ повышения квалификации». То есть медицинским работкам предлагается на выбор два варианта.
Либо, как это было и ранее, повышать свою квалификацию не реже одного раза в 5 лет путём освоения программ повышения квалификации, суммарный срок освоения которых составляет не менее 144 часов. Либо не реже одного раза в 5 лет освоить программы повышения квалификации в объёме не менее 74 часов и плюсом к этому предоставить сведения об образовании, подтвержденные на Интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее Портал НМО) (за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации). Таким образом, во втором случае, помимо сведений об освоении программ повышения квалификации в объёме 74 часов, надо предоставить сведения об участии в семинарах, конференциях, школах
или об освоении интерактивных образовательных модулей (далее мероприятия НМО), размещённых и подтверждённых на Портале НМО, в суммарном объёме не менее 70 часов.
Именно вокруг этих требований к периодической аккредитации проходили и продолжаются сегодня наиболее острые дискуссии. Сторонниками начисления врачам часов (зачётных единиц, баллов, кредитов) НМО за участие в размещённых на Портале НМО мероприятиях НМО в дополнение к обязательному освоению программ повышения квалификации объёмом 144 часа предлагается добавить обязательное участие специалистов в мероприятиях НМО в объёме не менее 106 часов. Именно такая версия проекта Положения была опубликована в сентябре 2021 г. на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов https://regulаtion.gov.ru/projects#npа=120680.
Надо отдать должное взвешенной позиции Минздрава России, закрепившего в Приказе 1081н в качестве первого варианта необходимость повышения квалификации медицинских работников путём освоения программ повышения квалификации, суммарный срок освоения которых составляет не менее 144 часов. Однако, учитывая, что действие Приказа 1081н ограничено сроком до 1 марта 2023 г. острота вопроса сохраняется.
В этой связи следует подчеркнуть, что участие в семинарах, в конференциях, а также освоение интерактивных образовательных модулей не является и не может являться повышением квалификации, так как в соответствии с Законом об образовании данные мероприятия не являются дополнительными профессиональными программами - программами повышения квалификации. В свою очередь у медицинских работников, как уже было отмечено выше, в соответствии с пунктом 3 части 2 ст. 73 Основ чётко определена обязанность «совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». Одновременно с этим ни о каких семинарах, конференциях, интерактивных образовательных модулях и иных мероприятиях НМО в установленных ст. 73 Основ обязанностях медицинских работников не упоминается. Более того, названные выше положения Закона об образовании и Основ полностью гармонизированы с требованиями ст. 196
С
•КС
№ 2 Мападег
2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
Трудового кодекса РФ, которая в том числе гласит следующее:
«В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором».
Обратите внимание, что речь в представленных выше положениях ст. 196 Трудового кодекса идёт исключительно о дополнительном профессиональном образовании, которое и включает в себя освоение дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации. При этом Трудовой кодекс никак не обязывает работодателя создавать необходимые условия работникам для посещения мероприятий НМО в виде семинаров, конференций, освоения интерактивных образовательных модулей, т.е. предоставлять медицинским работникам на эти цели оплачиваемое время, выделять средства на командировочные расходы, предоставлять оргтехнику, оплачивать услуги связи и т. д. То есть закреплённый в Положении второй вариант возможных действий медицинского работника для прохождения процедуры периодической аккредитации, при котором, помимо сведений об освоении программ повышения квалификации в объёме 74 часов, необходимо предоставить сведения об участии в мероприятиях НМО, размещённых и подтверждённых на Портале НМО в суммарном объёме не менее 70 часов, может быть реализован медицинским работником исключительно в добровольном порядке. Ещё раз подчеркнём, что при выборе этого варианта все расходы на участие в мероприятиях НМО несёт сам медицинский работник, в том числе, включая использование для этих целей своего личного времени - после работы, в выходные и в праздничные дни! И главная причина данной ситуации, т.е. при выборе второго варианта, заключается в том, что, как уже
было отмечено выше, мероприятия НМО в виде семинаров, конференций, освоения интерактивных образовательных модулей в соответствии с действующим законодательством (Законом об образовании, Основами, Трудовым кодексом) не являются дополнительными профессиональными программами - программами повышения квалификации и соответственно к повышению квалификации врача не имеют никакого(!!!) отношения.
Таким образом, главной составляющей в работе по повышению квалификации врачей являются программы повышения квалификации, а точнее их качественные характеристики - содержание и условия реализации. Именно совершенствование деятельности по разработке и реализации программ повышения квалификации врачей и должно стать основным противовесом в преодолении всех названных выше вызовов. С этой целью предлагается следующее.
Предложения
В части 3 ст. 82 Закона об образовании сказано, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования. При этом часть 14 ст. 12 данного закона гласит: «Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы».
То есть в соответствии с указанными выше положениями Закона об образовании Минздравом России разрабатываются и утверждаются примерные программы повышения квалификации медицинских работников, а уже в соответствии с ними организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы. При этом разрабатываемые и утверждаемые Минздравом России примерные программы повышения
Менеджер
здравоохранения /
Мападег № 2
2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2022
квалификации медицинских работников, должны в обязательном порядке учитывать:
- профессиональные стандарты, как это прямо требует часть 9 ст. 76 Закона об образовании;
- необходимость практической подготовки медицинских работников, получающих дополнительное профессиональное образование, как это прямо требует часть 4 ст. 82 Закона об образовании.
Необходимо отметить, что программы повышения квалификации подавляющего большинства частных образовательных организаций сегодня не только никак не учитывают требования профессиональных стандартов, но и вообще не предусматривают никакой практической подготовки медицинских работников, получающих дополнительное профессиональное образование, на клинических базах, так как эти базы у них просто отсутствуют. Тем самым данные организации грубо нарушают требования части 4 ст. 82 Закона об образовании!
В свою очередь, на портале НМО должны размещаться только те программы повышения квалификации, которые соответствуют примерным программам, утверждённым Минздравом России, то есть те, которые прямо соответствуют требованиям части 14 ст. 12 Закона об образовании.
Далее в требованиях к Портфолио специалиста, предоставляемого для прохождения периодической аккредитации, необходимо закрепить положение о том, что «для прохождения периодической аккредитации медицинский работник предоставляет сведения об освоении за отчётный период программ повышения квалификации в объёме не менее 144 часов, из которых не менее 72 часов составляют сведения по освоению программ повышения квалификации, размещённых на портале НМО». Как показывает опыт, для большинства специалистов гораздо более удобным является единовременное освоение программ повышения квалификации в объёме 144 часов и соответственно подавляющее число специалистов будет обращаться в первую очередь именно к таким программам, размещённым на портале НМО от государственных образовательных учреждений. Следовательно, уже при наличии в требованиях к Портфолио предложенной выше формулировки значительная часть частных образовательных организаций, не имеющих необходимой кадровой и материально-технической базы, будет отсечена от возможности
оказания образовательных услуг в виде программ повышения квалификации в сфере медицинского и фармацевтического образования.
Было бы абсолютно логичным и правильным, чтобы в формате текущей деятельности определение соответствия разрабатываемых образовательными организациями программ повышения квалификации медицинских работников соответствующим примерным программам, а, следовательно, и их отбор для размещения на портале НМО, осуществлялось подведомственным и уполномоченным Минздравом России федеральным государственным образовательным учреждением.
Необходимо отметить, что в разработке примерных программ повышения квалификации врачей могли бы, при их желании, участвовать и профессиональные некоммерческие организации. Как известно, в части 2 статьи 76 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» сказано, что профессиональные некоммерческие организации в том числе «могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие ... в разработке ... программ подготовки и повышения квалификации медицинских работников и фармацевтических работников». При этом указанное участие могло бы быть выражено, например, в форме согласования примерных программ повышения квалификации. Это позволило бы привлечь профессиональные некоммерческие организации к участию в рассмотрении уже подготовленных проектов примерных программ повышения квалификации врачей.
Таким образом, реализация предложенного механизма, с одной стороны, не требует внесения каких-либо изменений в действующее законодательство и при этом, с другой стороны, позволит:
- удалить с рынка медицинских образовательных услуг частные образовательные организации, не имеющие необходимой кадровой и материально-технической базы для реализации программ повышения квалификации врачей, или, как минимум, значимо сократить объёмы их деятельности;
- реально повысить качество разработки и реализации программ повышения квалификации медицинских работников;
- обеспечить эффективную реализацию профессиональных стандартов.
С
•КС
№ 2 Мападег
2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
-гР
а
к#
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Фролов С.В., Фролова М.С. Дистанционное образование в медицине // Открытое образование. -2005. - № 4. - С. 77-80.
2. Агранович Н.В., Ходжаян А.Б. Возможности и эффективность дистанционного обучения в медицине // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 3 (часть 3). - С. 545-547.
3. Агранович Н.В., Ходжаян А.Б., Сохач А.Я., Щетинин Е.В. Дистанционное обучение как современная форма обучения медицинских кадров // Медицинский вестник Северного Кавказа. - 2012. - № 2. - С. 90-92.
4. Марухно В.М. Дистанционное образование в медицине // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - № 4-2. - С. 154-156. - URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4005.
5. Алмагамбетова Н. Возможности дистанционного обучения в медицинском образовании // Вестник КазН-МУ. - 2013. - № 4(2). https://cybeHenmka.ru/artide/n/vozmozhnosti-distantsionnogo-obuchernya-v-meditsinskom-obrazovanii/viewer.
6. Алексеева М.В, Ваулин С.В. К проблеме использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в медицинском непрерывном образовании // Смоленский медицинский альманах. -2016. - № 2. - C. 51-55.
7. Быстрова Н.В., Цветкова К.Д. Технология дистанционного образования // Образование и наука в России и за рубежом. - 2018. - № 11 (Vol. 46). https://www.gyrnal.ru/statyi/ru/878/.
8. Антонович М.Ю, Любченко М.Ю. Дистанционное образование в медицине // Медицина и экология. -2019. - № 1. - С. 119-122.
9. Пенькова Л.В., Дилдабекова Н.Т., Асмагамбетова М.Т., Романова А.Р. Дистанционный метод образования в медицине - перспективы, достоинства и недостатки. Особенности в условиях самоизоляции и карантина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2020. - № 5. - С. 73-76. -URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=13072.
ORIGINAL PAPER
A
DVANCED TRAINING OF DOCTORS: THE MAIN TASKS TODAY AND WHAT TO DO
D.V. Piven
Expert on the issues of regulatory and legal regulation of health care activities; https://orcid.org/0000-0001-9202-9916
El Corresponding author: Piven D. V.
ABSTRACT
The article presents and analyzes the main challenges that directly affect today both the qualifications of doctors and the work on the implementation of professional development programs. The author attributed the following to such challenges: the pandemic of coronavirus infection; the implementation of advanced training programs for doctors with the exclusive or preferential use of distance educational technologies; a decrease in the quality of implementation of advanced training programs for doctors; long breaks in the professional activities of doctors in the main specialty; periodic accreditation of doctors. The article proposes to focus on the development of exemplary professional development programs for doctors, taking into account the requirements of professional standards. It is necessary to ensure that the programs for improving the qualifications of doctors who develop and implement educational organizations strictly comply with the sample programs.
Keywords: advanced training of doctors, programs of additional professional education, licensing of educational activities, distance learning, periodic accreditation
For citation: Piven D. V. Advanced training of doctors: the main tasks today and what to do // Manager Zdravoohranenia. 2022; 2: 4-13. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-2-4-13.
Менеджер
здравоохранения /
Manager № 2
ZdrevoochreneniB 2022
REFERENCES
1. Frolov S.V., Frolova M.S. Distance education in medicine // Open education. - 2005. - No. 4. - P. 77-80.
2. Agranovich N.V., Khodzhayan A.B. Opportunities and effectiveness of distance learning in medicine // Fundamental research. - 2012. - No. 3 (part 3). - P. 545-547.
3. Agranovich N.V., Khodzhayan A.B., Sokhach A.Ya, Shchefinin E.V. Distance learning as a modern form of training medical personnel // Medical Bulletin of the North Caucasus. - 2012. - No. 2. - P. 90-92.
4. Marukhno V.M. Distance education in medicine // International Journal of Experimental Education. -No. 4-2. - 2012. - P. 154-156. - URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4005.
5. Almagambetova N. Possibilities of distance learning in medical education // Bulletin of KazNMU. - 2013. -No. 4 (2). https://cyberleninka.rU/article/n/vozmozhnosti-distantsionnogo-obucheniya-v-meditsinskom-obrazovanii/viewer.
6. Alekseeva M. V, Vaulin S. V. On the problem of using e-learning and distance learning technologies in medical continuing education // Smolensk Medical Almanac. - 2016. - No. 2. - P. 51-55.
7. Bystrova N.V., Tsvetkova K.D. Technology of distance education // Education and science in Russia and abroad. - 2018. - No. 11 (Vol. 46). https://www.gyrnal.ru/statyi/ru/878/.
8. Antonovich M.Yu, Lyubchenko M.Yu. Distance education in medicine // Medicine and ecology. - 2019. -No. 1. - P. 119-122.
9. Penkova L.V., Dildabekova N.T., Asmagambetova M.T., Romanova A.R. Distance method of education in medicine - prospects, advantages and disadvantages. Features in conditions of self-isolation and quarantine // International Journal of Applied and Fundamental Research. - 2020. - No. 5. - P. 73-76. - URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=13072.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Пивень Дмитрий Валентинович — д-р мед. наук, профессор, эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, г. Санкт-Петербург, Россия.
Dmitrii V. Piven - D.Sc. (Medicine), Professor, Expert on the issues of regulatory and legal regulation of health care activities Saint Petersburg, Russia. E-mail: piven_dv@mail.ru
Здравоохранение-2022
В РОСЗДРАВНАДЗОРЕ ПОДДЕРЖАЛИ ЧАСТИЧНУЮ ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЮ ВРАЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Росздравнадзоре предложили проработать возможность частичной декриминализации преступлений, связанных с негативными последствиями при оказании медицинской помощи. «Когда речь идет о добросовестном заблуждении врача при отсутствии у него достаточного практического опыта или знаний, в Уголовный кодекс целесообразно ввести виды наказаний, альтернативные лишению свободы», -заявил начальник отдела организации контроля медицинских экспертиз Росздравнадзора Антон Колоколов на II Всероссийском форуме «Вопросы медицинского права» 11 февраля.
Элементы неосторожной формы вины (небрежность, невнимательность) при условии отсутствия субъективной стороны не образуют состава преступления. Было бы справедливым внести в законодательство норму права, позволяющую органам правосудия временно отстранять медицинского работника от профессиональной деятельности без сохранения заработной платы в случаях причинения тяжкого вреда здоровью по неосторожности при оказании медицинской помощи. «В дальнейшем такой работник смог бы приступить к работе после прохождения цикла повышения квалификации с последующим экзаменом в своей профессиональной области», - пояснил Колоколов.
«В ряде случаев вклад в ситуацию неблагоприятных исходов при оказании медпомощи вносят сами пациенты, допускающие асоциальное поведение, нарушение схемы приема лекарственных препаратов или отказ от лечения, самолечение; неоднократно меняющие врача», - уточнил специалист. Сейчас данные факты нередко не получают должной интепретации в ходе расследования уголовного дела.
По данным, которые приводились в 2019 году на «круглом столе» в Госдуме, больше всего среди специалистов, осужденных в связи с врачебными ошибками и ненадлежащим оказанием медицинской помощи, врачей-хирургов (40%). На втором месте акушеры-гинекологи (21%) и анестезиологи-реаниматологи (13%).
Источник: Медвестник.ру