НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Непрерывное медицинское образование: повышение квалификации специалистов, работающих с биологическими агентами 1-11 групп патогенности (опасности)
Меринова О.А., Жукова Е.А., Антонова Е.В., Король Е.В., Меринова Л.К.
Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 400131, г. Волгоград, Российская Федерация
Непрерывное повышение квалификации актуально для специалистов, работающих с возбудителями особо опасных инфекций в противочумных учреждениях Роспотребнадзора. Переход к аккредитации требует от специалистов освоения новой системы непрерывного получения дополнительного образования с учетом специфики профессиональной деятельности.
Цель работы - оценка возможности реализации основных принципов повышения профессионального уровня специалистов, осуществляющих работы с биологическими агентами I-II групп патогенности, в рамках непрерывного медицинского образования (НМО).
Материал и методы. В работе использованы законодательные и нормативные документы; материалы обсуждений и аналитические материалы, размещенные на сайтах Минздрава России; публикации по вопросам НМО; материалы образовательных мероприятий (конференций, вебинаров), размещенные на портале НМО; программы повышения квалификации.
Результаты и обсуждение. Повышение квалификации специалистов, работающих с возбудителями особо опасных инфекций, в системе НМО целесообразно проводить по дополнительным профессиональным программам, разработанным в научно-исследовательских противочумных институтах, что обеспечивает совершенствование знаний и опыта, а также формирование компетенций в соответствии с направлениями профессиональной деятельности. Оптимальным является обучение, сочетающее очно-заочные формы с интеграцией в образовательный процесс информационных, телекоммуникационных, дистанционных технологий, предоставляющих возможности для быстрого получения информации и повышения качества образования.
Заключение. Научно-исследовательские противочумные институты могут выполнять функции центров непрерывного образования для специалистов, осуществляющих работы с патогенными биологическими агентами I-II групп.
Финансирование. Авторы заявляют об отсутствии финансовой поддержки при написании статьи.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта финансовых/нефинансовых интересов, связанных с написанием статьи.
Вклад авторов. Концепция и дизайн исследования - Меринова О.А., Меринова Л.К.; сбор и обработка материала -Меринова О.А., Жукова Е.А., Антонова Е.В., Король Е.В.; написание текста - Меринова О.А., Меринова Л.К.; редактирование -Меринова Л.К.
Для цитирования: Меринова О.А., Жукова Е.А., Антонова Е.В., Король Е.В., Меринова Л.К. Непрерывное медицинское образование: повышение квалификации специалистов, работающих с биологическими агентами I-II групп патогенности (опасности) // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2022. Т. 11, № 1. С. 137-142. DOI: https://doi.org/10.33029/2305-3496-2022-11-1-137-142
Статья поступила в редакцию 16.07.2021. Принята в печать 10.01.2022.
Ключевые слова:
непрерывное
медицинское
образование;
повышение
квалификации;
работа;
1-11 группы
патогенности
Continuing medical education: issues of improving the professional level of specialists working with biological agents of groups I-II of pathogenicity
Merinova O.A., Jukova E.A., Volgograd Plague Control Researsh Institute of the Federal Ser-
Antonova E.V., Korol E.V., vice for Surveillance in the Sphere of Consumers Rights Protec-
Merinova L.K. tion and Human Welfare, 400131, Volgograd, Russian Federation
The training of highly qualified specialists for working with pathogenic biological agents in the format of continuous medical education requires solving a number of issues.
The aim is to assess the possibilities of implementing the basic principles of improving the professional level of specialists working with biological agents, within the framework of continuous medical education.
Material and methods. Legislative and regulatory documents; discussion materials and analytical materials posted on the websites of the Ministry of Health; publications on continuing medical education; materials of educational events (conferences, webinars) posted on the Portal of Continuing Medical Education; continuing education programs.
Results and discussion. It is advisable to improve the qualifications of specialists working with pathogens of especially dangerous infections in the Continuing Medical Education system according to additional professional programs developed in research anti-plague institutes, which ensures the improvement of knowledge, experience and the formation of competencies in accordance with the areas of professional activity. The combination of full-time and part-time forms with the integration of information, telecommunications, and distance learning technologies into the educational process is optimal. This makes it possible to quickly obtain information and improve the quality of education.
Conclusion. Research anti-plague institutes can perform the functions of centers of continuous education for specialists working with biological agents.
Keywords:
continuing medical education; postgraduate education; work; I-II risk groups
Funding. The authors state the absence of any financial support for manuscript preparation.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of financial/non-financial interests associated with preparation of the manuscript.
Contribution. The concept and design of the study - Merinova O.A., Merinova L.K.; collection and processing of material -Jukova E.A., Antonova E.V., Korol E.V.; text writing - Merinova O.A., Merinova L.K.; editing - Merinova L.K.
For citation: Merinova O.A., Jukova E.A., Antonova E.V., Korol E.V., Merinova L.K. Continuing medical education: issues of improving the professional level of specialists working with biological agents of groups I-II of pathogenicity. Infektsionnye bolezni: novosti, mneniya, obuchenie [Infectious Diseases: News, Opinions, Training]. 2022; 11 (1): 137-42. DOI: https://doi.org/10.33029/2305-3496-2022-11-1-137-142 Received 16.07.2021. Accepted 10.01.2022.
Система непрерывного медицинского образования (НМО), реализуемая в настоящее время Минздравом России, в соответствии с положениями закона № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»1 должна обеспечить непрерывность совершенствования профессиональных знаний и навыков, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации медицинских работников. В рамках установленных законодательных актов предусматривается обязательное для всех медицинских работников повышение квалификации с последующей аккредитацией, прохождению которой предшествует индивидуальный 5-летний цикл обучения, включающий различ-
ные виды образовательной активности. Заключительный этап процедуры аккредитации предусматривает формирование и оценку портфолио, устанавливающих соответствие количества набранных в процессе обучения кредитов (баллов) компонентам индивидуального плана2.
Несмотря на общее признание необходимости непрерывного повышения квалификации медицинских работников, предлагаемая форма НМО неоднозначно воспринимается различными специалистами (врачами, специалистами образовательных организаций, научно-исследовательских учреждений) и вызывает целый ряд вопросов, касающихся ее реализации [1-3].
1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3.
2 Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ф3 (с изменениями и дополнениями); приказ Минздрава России от 02.12.2017 № 1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» (в ред. от 04.08.2020); приказ Минздрава России от 02.06.2016 № 334н «Обутверждении Положения об аккредитации специалистов» (в ред. от 28.09.2020); письмо Минздрава России от 05.06.2020 № 16-7/И/2-7881 «О предложениях по формированию и проведению оценки портфолио».
Меринова О.А., Жукова Е.А., Антонова Е.В., Король Е.В., Меринова Л.К. НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ С БИОЛОГИЧЕСКИМИ АГЕНТАМИ 1-11 ГРУПП ПАТОГЕННОСТИ (ОПАСНОСТИ)
По мнению Л.Л. Квачахия и соавт., проблемными точками обучения врачей является отсутствие в ряде случаев стандартов, определяющих профессиональные функции в зависимости от конкретной специализации, должности или места работы. Неясным остается вопрос, как и где в рамках НМО должно осуществляться повышение квалификации по узкоспециализированным разделам профессиональной деятельности. Авторы отмечают также, что в настоящем формате НМО не реализует в полной мере принцип обучения на рабочем месте; определенные трудности возникают в связи с набором 14 баллов в процессе образовательных мероприятий, принимая во внимание реальные возможности для участия врачей в конференциях, вебинарах, других образовательных модулях [1].
В настоящей работе обращено внимание на некоторые проблемные вопросы обучения в системе НМО специалистов учреждений Роспотребнадзора, осуществляющих деятельность по санитарной охране территорий и обеспечению биологической безопасности РФ. Повышение профессионального уровня этих специалистов (бактериологов, вирусологов, паразитологов, эпидемиологов), проводившееся до сих пор по программам дополнительного профессионального образования в научно-исследовательских противочумных институтах, а также в государственных научных центрах (ФБУН «ГНЦ ПМБ» Роспотребнадзора и ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор»), на данном этапе требует адаптации к формату НМО и процедуре последующей аккредитации.
Цель работы - оценка возможности реализации основных принципов повышения профессионального уровня специалистов, осуществляющих работы с патогенными биологическими агентами (ПБА) I-II групп, в рамках НМО.
Материал и методы
Использованы законодательные и нормативные документы; материалы обсуждений и аналитические материалы, размещенные на сайтах Минздрава России; публикации по вопросам НМО; материалы образовательных мероприятий (конференций, вебинаров), размещенные на портале НМО; программы повышения квалификации.
Результаты и обсуждение
Согласно новой номенклатуре медицинских специальностей, обозначенной в приказе Минздрава России «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование», НМО распространяется на 98 медицинских специальностей3. В новом перечне такие специальности, как «Бактериология», «Вирусология» и «Паразитология», отнесены к отдельной категории. Однако для них не разработаны профессиональные стандарты и, следовательно, не определены компетенции, которые должны формироваться в процессе НМО и оцениваться
при последующей аккредитации специалистов. В целом профессиональные функции по этим специальностям очерчивает профессиональный стандарт «Медицинский микробиолог», однако медицинская микробиология занимает в номенклатурном перечне место отдельной базовой дисциплины и не включает перечисленную группу специальностей.
В публикации А.Р. Мавзютова высказывается опасение, что неопределенная ситуация, сложившаяся в отношении этих специальностей, создает реальные риски их исчезновения. Автор отмечает также, что недостаточное понимание роли специалистов, «обладающих знаниями и опытом в санитарно-бактериологических, санитарно-вирусологиче-ских, санитарно-паразитологических исследованиях», может иметь негативные последствия для эпидемиологического благополучия страны [3].
В связи с новыми требованиями к повышению квалификации таких специалистов мы провели анализ размещенных в 2021 г. на портале НМО Минздрава России образовательных мероприятий (конференций, семинаров, вебинаров), который показал, что бактериологи, вирусологи, микологи, паразитологи, эпидемиологи входят в состав различных целевых аудиторий4. При этом содержание предлагаемых им мероприятий в большей степени ориентировано на клиницистов, также являющихся частью этих аудитории, и не имеет непосредственного отношения к профессиональной деятельности остальных специалистов, тем более той их части, которая занимается исследованиями возбудителей особо опасных инфекций. Таким образом, необходимо признать, что в настоящее время на портале НМО Минздрава России практически не представлены или только частично представлены образовательные мероприятия, относящиеся к профессиональной деятельности рассматриваемой категории специалистов.
Очевидно, что совершенствование квалификации специалистов, проводящих работы с ПБА I-II групп, должно основываться на актуальных для их профессиональной деятельности образовательных программах, что в равной степени относится и к предусмотренным структурой НМО для набора 14 баллов образовательным мероприятиям. Недостаточность образовательных материалов, соответствующих профессиональным запросам, приведет к трудностям при целенаправленном прохождении этапов НМО - формировании индивидуального плана обучения, выборе программ повышения квалификации, образовательных мероприятий, составлении портфолио, а также аккредитации специалистов.
Создание на портале НМО Минздрава России актуального информационного контента, удовлетворяющего требования многочисленных профильных специалистов, является достаточно сложной задачей, решение которой, по мнению Координационного совета по НМО, становится возможным при участии в формировании образовательных модулей различных образовательных и научно-исследовательских организаций [4]. Включение в информационную базу портала НМО Мин-
3 Приказ Минздрава России от 07.10.2015 № 700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» (в ред. от 09.12.2019).
4 edu.rosminzdrav.ru
здрава России дополнительных образовательных материалов для непрерывной профессиональной подготовки специалистов, работающих с возбудителями особо опасных инфекций, требует участия в первую очередь научно-исследовательских противочумных институтов, располагающих образовательными ресурсами, в том числе программами повышения квалификации, которые могут быть реализованы в соответствии с новыми тенденциями развития непрерывного образования и последующей периодической аккредитации.
Актуальные вопросы аккредитации специалистов научно-исследовательских противочумных институтов рассмотрены ранее в работе Т.А. Малюковой и соавт. [5]. По мнению авторов, эти учреждения являются по существу «единственной базой», на которой можно полноценно проводить первичную и первичную специализированную аккредитацию бактериологов, эпидемиологов, лаборантов, работающих с ПБА 1-11 групп.
Необходимо отметить, что принципы обучения специалистов в научно-исследовательских противочумных институтах имеют в своей основе многолетний опыт подготовки квалифицированных бактериологов, вирусологов, эпидемиологов, способных проводить диагностические исследования, а также осуществлять санитарно-противо-эпидемические мероприятия как в режиме повседневной деятельности учреждений, так и в условиях чрезвычайных ситуаций. Навыки работы с ПБА, регламентированные Санитарными правилами, в настоящее время - «Санитарно-эпидемиологическими требованиями по профилактике инфекционных болезней»5, приобретаются здесь благодаря правильной организации контактного учебного процесса на рабочем месте с использованием необходимых средств индивидуальной и коллективной защиты, вакцинных или «специально сконструированных учебных штаммов» реальных возбудителей опасных инфекций. Важным элементом при этом является формирование у специалистов «безопасного поведения» и психологической готовности к работе с ПБА, развитие профессиональных качеств, не только в виде необходимых знаний, но и личной ответственности, готовности к принятию решений, что составляет главное содержание профессиональных компетенций. Это предполагает при реализации образовательных программ повышения квалификации «обязательность очных лабораторных занятий», необходимых для поддержания навыков обеспечения биологической безопасности, их соблюдения при различных манипуляциях с культурами возбудителей особо опасных инфекций. На данный момент образовательные модули, касающиеся обеспечения безопасности при работе с ПБА 1-11 групп, включены во все программы повышения квалификации, разработанные специалистами научно-исследовательских противочумных институтов [6].
В настоящее время в образовательных технологиях определенное внимание отводится симуляционным курсам, использующимся для закрепления ранее приобретенных или формирования новых практических навыков. По-видимому,
это важно в первую очередь для врачей, которые могут отрабатывать и совершенствовать навыки на муляжах, специальных тренажерах или в других условиях, имитирующих медицинские манипуляции, необходимые при работе с пациентами. Симуляционные приемы обучения частично могут быть использованы и в образовательных модулях программ повышения квалификации специалистов в научно-исследовательских противочумных институтах. Однако нужно учитывать, что в работе с ПБА, особенно если в ней были продолжительные перерывы, нельзя исключить появление у специалиста технических ошибок, не допустимых с точки зрения биологической безопасности. Поэтому поддержание навыков безопасной работы с ПБА 1-11 групп должно периодически возобновляться в условиях специализированной лаборатории, что требует обязательной реализации программ повышения квалификации или их отдельных модулей в очной форме. Это становится тем более важным в связи с внедрением в микробиологические исследования новых технологий, появлением нового оборудования, освоением новых методов и алгоритмов исследований, разработкой новых средств индивидуальной и коллективной защиты.
В научно-исследовательских противочумных институтах разработаны программы дополнительного образования, предназначенные для повышения квалификации специалистов по целому ряду направлений (микробиологии возбудителей особо опасных инфекционных болезней и их лабораторной диагностике; эпидемиологии инфекций, актуальных для санитарной охраны территорий РФ; биологической безопасности; противодействию биотерроризму; подготовке личного состава специализированных противоэпидемических бригад для работы в чрезвычайных ситуациях и т.д.). Обучение по существующим программам расширяет квалификационные характеристики и компетенции специалистов, сочетающих в работе различные виды деятельности.
В соответствии с требованиями времени одновременно с разработкой образовательных программ на основе информационно-коммуникационных технологий совершенствуются содержание, формы и методология профессионального обучения. Значительная работа в этом направлении проведена в ФКУЗ РосНИПЧИ «Микроб». Специалистами института разработаны материалы для электронного обучения, а также в образовательном процессе бактериологов, эпидемиологов, зоологов, лаборантов, осуществляющих работы с ПБА 1-11 групп, апробированы дистанционные технологии, в том числе при реализации учебных программ повышения квалификации [5].
На портале НМО Минздрава России размещен блок программ повышения квалификации для 5-летнего цикла обучения, разработанных специалистами ФКУЗ Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт Роспотребнадзора. Программы предлагают обучающимся современную информацию по вопросам биологической безопасности, связанной с распространением особо опасных инфекций: микробиологии их возбудителей, лабораторной диагностике с изучением нормативно-методических доку-
5 Санитарные правила и нормы СанПин 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (утверждены постановлением главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4).
Меринова О.А., Жукова Е.А., Антонова Е.В., Король Е.В., Меринова Л.К.
НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ С БИОЛОГИЧЕСКИМИ АГЕНТАМИ 1-11 ГРУПП ПАТОГЕННОСТИ (ОПАСНОСТИ)
ментов, регламентирующих правила безопасной работы с ПБА; образовательный процесс реализуется в очно-заочной форме. За 2018-2020 гг. по предложенным программам повышения квалификации прошли обучение 72 специалиста научно-исследовательских противочумных институтов и специализированных диагностических лабораторий. Дальнейшая актуализация программ предполагает использование в образовательном процессе НМО современных информационно-коммуникационных технологий, совершенствующих возможности для быстрого получения информации и повышения качества образования.
Отметим, что зарубежный опыт НМО подчеркивает целесообразность «интегративного» подхода к организации образовательного процесса, в котором информационно-коммуникационные технологии служат дополнением к традиционным формам обучения [7]. Признано также, что наиболее эффективными для повышения квалификации и личностного развития специалиста остаются стажировки, обучение на рабочих местах, мастер-классы, конференции по тематике, относящейся к специальности.
Заключение
Система НМО находится в режиме постоянного совершенствования. Тем не менее в существующем формате она в должной мере не специализирована под направления профессиональной деятельности различных категорий специалистов и не ориентирована на их реальные профессиональные запросы. Поэтому пока трудно оценить, насколько будет достигнуто необходимое соответствие между заявляемыми возможностями НМО и ожидаемыми результатами в виде повышения уровня квалификации специалистов.
Участие научно-исследовательских противочумных институтов Роспотребнадзора в формировании образовательной части портала НМО Минздрава России позволит специалистам, осуществляющим работы с ПБА I-II групп (бактериологам, вирусологам, эпидемиологам), более дифференцированно подходить к выбору программ повышения квалификации и определению индивидуальной траектории своей профессиональной подготовки. Одновременно это даст возможность решить некоторые вопросы, связанные с аккредитацией, в частности с проведением тестирования, для которого могут быть использованы контрольно-измерительные материалы программ повышения квалификации при формировании комплектуемых заданий в единой базе Методического центра аккредитации специалистов ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет).
Обучение по учебным программам, соответствующим профилю деятельности, будет способствовать повышению мотивации специалистов к непрерывному совершенствованию знаний и оценке перспектив своей профессиональной деятельности, в отличие от мотивации, направленной только на «набор баллов», необходимых для прохождения аккредитации.
Разработанные программы полезны для бактериологов, вирусологов, эпидемиологов не только научно-исследовательских противочумных институтов, но и для специалистов учреждений других ведомств, так как будут способствовать расширению их квалификации, формированию новых компетенций, касающихся актуальных вопросов существующих биологических угроз, связанных с распространением опасных ПБА и вопросами противодействия им в современных условиях.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
ФКУЗ Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт Роспотребнадзора, Волгоград, Российская Федерация: Меринова Ольга Анатольевна (Olga A. Merinova) - кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник отдела подготовки специалистов Е-mail: vari2@sprint-v.com.ru https://orcid.org/0000-0002-5441-0764
Жукова Елена Александровна (Elena A. Jukova) - кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник отдела подготовки специалистов E-mail: vari2@sprint-v.com.ru https://orcid.org/0000-0001-7962-9036
Антонова Елена Васильевна (Elena V. Antonova) - научный сотрудник отдела подготовки специалистов
E-mail: vari2@sprint-v.com.ru
https://orcid.org/0000-0002-5393-5833
Король Екатерина Васильевна (Ekaterina V. Korol) - научный сотрудник лаборатории оперативной диагностики бактериальных и вирусных инфекций E-mail: vari2@sprint-v.com.ru https://orcid.org/0000-0002-8691-1408
Меринова Людмила Константиновна (Ludmila K.Merinova)* - доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник отдела научного и информационно-аналитического обеспечения E-mail: vari2@sprint-v.com.ru https://orcid.org/0000-0002-7251-2107
* Автор для корреспонденции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Квачахия Л.Л., Мишустин В.Н. О достоинствах и недостатках модели непрерывного медицинского образования // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3. С. 34-38.
2. Богачевская С.А., Пчелина И.В., Семенов В.Ю. К вопросу о формируемой системе непрерывного медицинского образования в России во мнениях врачей и организаторов здравоохранения Дальневосточного федерального округа // Тихоокеанский медицинский журнал. 2017. № 3. Р. 85-89.
3. Мавзютов А.Р. Современная нормативная база, регламентирующая профессиональную подготовку в формате непрерывного медицинского образования (НМО), необходимую для работы по специальностям «Бактериология», «Вирусология» и «Паразитология» // Бактериология. 2016, Т. 1. № 1. С. 109-113.
4. Улумбекова Г.Э., Балкизов З.З. Непрерывное медицинское образование в России: что уже сделано и пути развития // Журнал ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. 2016. № 3-4. С. 37-49.
5. Малюкова Т.А., Тихомирова Л.А., Попов Ю.А., Щербакова С.А. Актуальные вопросы аккредитации специалистов, осуществляющих работы с возбудителями особо опасных инфекций // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2018. Т. 7. № 1. С. 28-34.
6. Малюкова Т.А., Шмелькова Т.П., Тихомирова Л.А., Попов Ю.А. Опыт использования электронных учебно-методических пособий при повышении квалификации специалистов, работающих с патогенными биологическими агентами // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2020. Т. 9. № 3. С. 119125.
7. Резников A. Система непрерывного медицинского образования в Германии // West Kazakhstan Medical Journal. 2019. Vol. 61, N 3. Р. 189-193.
REFERENCES
1. Kvachakhia L.L., Mishustin V.N. The advantages and disadvantages of the model of continuous medical education. Karel'skiy nauchnyy zhurnal [Karelian Scientic Journal]. 2017; 6 (3): 34-8. (in Russian)
2. Bogachevskaia S.A., Pchelinal I.V., Semenov V.Yu. About a forming system of continuous medical education in Russia in opinions of doctors and health care managers in far-east Federal region. Tihookeanskij medicinskij zurnal [Pacific Medical Journal]. 2017; (3): 85-9. (in Russian)
3. 3. Mavzyutov A.R. Modern statutory framework which regulating professional training in format of continuous medical education (CME), that is necessary for work in such specialties as "Bacteriology", "Virology" and "Parasitology". Bakteriologiya [Bacteriology]. 2016; (1): 109-13. (in Russian)
4. Ulumbekova G.E., Balkizov Z.Z. Continuing medical education in Russia: what is already made and what are the path of development. Healthcare management: news, views, education. 2016; (3-4): 37-49. (in Russian)
5. Malyukova T.A., Tlkhomlrova L.A., Popov Yu.A., Shcherbakova S.A. Topical Issues of accreditation of the experts carrying out works with causative agents of particularly dangerous infections. Infektsionnye bolezni: novosti, mneniya, obuchenie [Infectious Diseases: News, Opinions, Training]. 2018; 7 (1): 28-34. (in Russian)
6. Malyukova T.A., Shmelkova T.P., Tikhomirova L.A., Popov Yu.A. Experience in using electronic teaching aids for professional development of specialists working with pathogenic biological age. Infektsionnye bolezni: novosti, mneniya, obuchenie [Infectious Diseases: News, Opinions, Training]. 2020; 9. (3): 119-25. (in Russian)
7. Reznikov A. The system of continuing medical education in Germany. West Kazakhstan Medical Journal. 2019; 61 (3): 189-93. (in Russian)