Некоторые аспекты дистанционного обучения в системе непрерывного медицинского образования врачей в России
М. Ю. Кузнецов, Т. Н. Лишко
ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», 115088, Россия, Москва, Шарикоподшипниковская ул., д. 9
Аннотация
Введение. Статья посвящена рассмотрению направлений непрерывного образования в здравоохранении. Безусловно, развитие системы непрерывного медицинского образования (далее - НМО) и ее различных форм, например дистанционного обучения, является необходимой и своевременной мерой по развитию здравоохранения РФ.
Цель. На основании статистических данных рассмотреть актуальные аспекты развития дистанционного обучения в системе непрерывного профессионального образования медицинских работников. В данном направлении существует ряд проблем. Пути их решения зависят не только от функционирования самой системы, но и от признания ее важности практикующими врачами.
Материалы и методы. В исследовании использованы статистические показатели с сайтов Росстата, Министерства здравоохранения РФ и других медицинских структур, включая образовательные учрежде-
Обсуждение и результаты. НМО повышает оперативность, с которой информация доходит до врачей и среднего медицинского персонала. В электронном виде, в формате вебинаров, семинаров и тренингов, новые знания попадают в медицинские кабинеты быстрее, чем с помощью утвержденных учебных программ, которые часто не отвечают запросам практического здравоохранения.
Ключевые слова: непрерывное образование медицинских работников, НМО, дистанционное обучение, программы получения компетенций, профессиональное последипломное медицинское образование.
Для цитирования: Кузнецов, М. Ю., Лишко, Т. Н. Некоторые аспекты дистанционного обучения в системе непрерывного медицинского образования врачей в России // Здоровье мегаполиса. - 2022. - Т. 3. - № 2. - С. 65-71 doi: 10.47619/2713-2617.zm.2022.v.3i2;65-71
© Автор(ы) сохраняет за собой авторские права на эту статью.
© Это произведение доступно по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.
Some aspects of distance learning in the system of continuing medical education of doctors in Russia
M. Yu., Kuznetsov, T. N. Lishko
State Budgetary Institution "Research Institute for Healthcare Organization and Medical
Management of Moscow Healthcare Department", 9, Sharikopodshipnikovskaya str., 115088, Moscow, Russian Federation
Abstract
Introduction. The article is devoted to the consideration of the directions of continuing education in healthcare. Of course, the development of a system of continuous medical education (further - CME) and its various forms, such as distance learning, is a necessary and timely measure for the development of healthcare in the Russian Federation.
Purpose. to consider the current aspects of the development of distance learning in the system of continuing professional education of doctors. The article discusses statistical data in the field of distance learning in the system of continuing education of medical workers. There are a number of problems in this direction and the ways to solve them depend not only on the functioning of the system itself, but also on the recognition of its importance by practitioners.
Materials and methods. Statistical indicators from the websites of Rosstat, the Ministry of Health of the Russian Federation and other medical structures, including medical educational institutions, were used as materials in the study.
Results and discussion. The NMO increases the speed with which information reaches doctors. In electronic form, in the format of webinars, seminars and trainings, new knowledge gets into medical offices faster than with the help of approved training programs, which often do not meet the needs of practical healthcare.
Key words: continuing education of doctors, continuing education of nurses, distance learning, competency programs, professional postgraduate medical education.
For citation: Kuznetsov MYu., Lishko TN. Some aspects of distance learning in the system of continuing medical education of doctors in Russia. City Healthcare. 2022;3(2):65-71 doi: 10.47619/2713-2617. zm.2022.v.3i2;65-71
© Author(s) retain the copyright of this article.
© This article is published under the terms of the Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International.
Введение
Материалы и методы
Система НМО в Российской Федерации -экспериментальный проект, который призван обеспечивать беспрерывность образования медицинских работников на всем протяжении их профессиональной деятельности. В настоящее время изменения в федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об образовании в Российской Федерации» включают ряд позиций, касающихся непрерывного образования медицинских работников. В НМО включено обучение по дополнительным профессиональным программам (повышение квалификации) и участие в мероприятиях, заявленных ведомством. Важно, что обучаться в системе НМО можно за пределами России.
Для того чтобы медицинские работники физически могли посвящать время учебе вне зависимости от рабочего времени и графика, к классическим аудиторным формам образования добавили современные дистанционные и электронные (чтение, просматривание или прослушивание видеолекций, электронных курсов, презентация с последующим ответом на контрольные вопросы). Таким образом, медики учатся в удобное для них время. В зачет идут профильные мероприятия, семинары, тренинги - все перечисленное повышает актуальность информации, которую медики получают в рамках образовательного цикла.
Цель настоящей работы - рассмотреть различные аспекты развития дистанционного обучения в системе непрерывного профессионального образования медицинских работников.
В исследовании использованы статистические показатели с сайтов Росстата, Министерства здравоохранения РФ и других медицинских структур, включая образовательные учреждения.
Проанализированы основные популярные программы дистанционного обучения медицинских работников, внедренные и применяемые в 20212022 гг., предназначенные для повышения квалификации в системе непрерывного образования медицинских работников России.
Выборка основана на кабинетном исследовании официальных сайтов и данных статистических показателей РФ. Методами исследования явились такие научные методы, как статистический анализ, системный анализ, структурно-аналитический, предметный нормативно-целевой и др.
Результаты
В настоящее время при становлении в нашей стране системы НМО дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО) в виде дистанционных технологий является важнейшим этапом при переходе к системе аккредитации специалистов.
Аккредитация специалиста регламентируется вступлением в силу с 1 января 2016 г. ст. 69 Федерального закона от 21 января 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1].
На рисунке 1 представлена система непрерывного медицинского образования специалистов здравоохранения.
Рисунок 1. Принципы НМО и преимущества дистанционного обучения специалистов здравоохранения Figure 1. Principles of CME and the benefits of distance learning for healthcare professionals
Непрерывное профессиональное образование специалистов здравоохранения
Заинтересованность специалиста в обучении
Модульная структура обучающих программ
Внедрение дистанционных технологий обучения
Индивидуализация профессионального образования
Основные принципы непрерывного профессионального обучения
Внедрение кредитной системы
оценки непрерывного профессионального развития специалиста
Участие профессиональных ассоциаций
Преимущества дистанционных технологий обучения в системе
дополнительного профессионального образования
■ Возможность обучения без отрыва от работы
■ Экономия временных и финаносовых затрат
■ Использование современных информационных систем
■ Оперативный контакт с отечественными
и зарубежными специалистами
■ Архивирование полученных знаний
■ Переход к системе аккредитации специалистов
Сертификация специалистов в медицине, которая существовала более 20 лет, заменена аккредитацией, обусловленной и нединамичной системой предоставления медицинских услуг, и недостаточностью как правовой базы, так и качества медицинского обслуживания. Изменение функционирования медицинских учреждений и внедрение непрерывного образования вызвано не только требованием времени, но и необходимостью расширения компетенций и заинтересованности медицинских работников в собственном развитии.
Нами были исследованы профессиональные медицинские сайты и данные статистических показателей по НМО путем дистанционного обучения и других форм за период 2019-2022 гг. На рисунке 2 представлены данные показателей вовлеченности медицинских работников в систему дистанционного обучения в процессе непрерывного образования.
Наиболее популярными программами для дистанционного образования врачей являются: «Актуальные IT-технологии в медицине», «Актуальное о лекарственных формах», «Актуальная клиническая диетология», «Актуально о сепсисе», «Актуальные вопросы профессионального выгорания в работе врача», «Актуальное в ультразвуковой диагностике патологии сердца и сосудов», «Права врача», «Актуальные вопросы контроля качества в медицинском учреждении» и др. Использование программ дистанционного обучения
для получения баллов в портфолио только за первую половину года (2022) было зарегистрировано у более чем 920 тыс. практиков здравоохранения, а к концу года планируется увеличение этого числа до 1170 тыс. человек.
Важным направлением в дистанционном обучении медицинских работников является профессиональный медицинский тренинг.
По статистике 2021 г. именно тренинг занимает первое место среди других форм дистанционного образования медицинского профиля: видеолекций, электронных курсов, презентаций. Обратимся к цифрам: в указанный период медицинскими работниками было пройдено более 1000 различных тренингов, около 600 видеолекций и 120 курсов [3].
Среди множества определений тренингов можно найти характеристики, представляющие непосредственный интерес именно для медицинского образования. По нашему мнению, дистанционное обучение в системе НМО - это совокупность цифровых форм освоения материалов медицинского характера по совершенствованию специальных знаний и развитию определенных профессиональных навыков для дальнейшего применения в медицинской практике. Тренинги - наиболее эффективный вид обучения среди реализуемых в дистанционном формате в системе непрерывного профессионального образования в здравоохранении.
Рисунок 2. Основные показатели вовлеченности медицинских работников в систему НМО с использованием дистанционного обучения [2] Figure 2. The main indicators of the involvement of medical workers in the CME system using distance learning [2]
Число специалистов, вовлеченных в систему непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных
технологий (тыс. чел.)
109
2017
240
2018
350
2019
560
2020
850
2021
1170
2022
1500
2023
Рисунок 3. Блок-схема дистанционного тренинга в системе непрерывного образования медицинских работников [4] Figure 3. Block diagram of distance training in the system of continuing education of medical workers [4]
Дистанционный медицинский тренинг
Интерактивная часть
На рисунке 3 представлена схема проведения дистанционного медицинского тренинга.
Таким образом, важно отметить, что дистанционные программы обучения в системе НМО, и в первую очередь тренинг, занимают важное место в направлении расширения и повышения уровня профессиональных компетенций по требованиям времени и профессионального сообщества.
Обсуждение
В системе дистанционного обучения НМО, даже при наметившихся изменениях и приближении к необходимым требованиям современности, существует ряд проблем. Так, медработники, регистрируясь на обучающем портале в структуре НМО, могут при выборе дистанционной программы столкнуться с невозможностью выбрать именно то направление, которое необходимо в дополнение к имеющемуся профилю, поскольку изначально медицинских направлений представлено крайне мало, хотя программ достаточно.
На сайте Федерального агентства НМО в разделе дистанционного обучения на 2022 г. представлено 124 специальности, 1663 программы, доступны консультации 267 экспертов, что, однако, позволяет заполнить заявку лишь по трем основным специальностям, которые выбирают медицинские работники в рамках своего профиля [5]. Среди них, как правило, есть владеющие четырьмя и более специальностями - им становится недоступна процедура регистрации всего портфеля.
Еще одной проблемой работы сайтов по НМО является невозможность внесения в личный кабинет более ранних данных о своем обучении и получении сертификатов, выданных по окончании образовательных курсов и лекций.
Важнейшей проблемой в НМО является невозможность участвовать в узкоспециальных мероприятиях, таких как аккредитованные образовательные конференции, из-за их ограниченного выбора.
Отметим, что конференции по таким направлениям, как терапия, кардиология, гинекология, косметология, проводят достаточно часто - более 300 в год. А например, травматология, остеопатия, мануальная терапия, иглотерапия, управление болью и другие редкие направления практически не сертифицируют в связи с редким их проведением (в лучшем случае 1-2 в год). В таком случае специалисты, за неимением необходимых конференций, вынуждены посещать смежные.
Большой процент главных врачей российских регионов и столицы согласны принимать на работу только тех специалистов, которые уже имеют в портфолио ряд важных конференций и других дистанционных курсов, а также прошли успешно тестирование в определенных медицинских образовательных учреждениях, например Первом МГМУ имени И. М. Сеченова, Российской медицинской академии последипломного образования, Самарском медицинском университете, Томском медицинском университете и др. [3].
Дистанционное обучение помогает не только интерактивно участвовать в необходимых конференциях, но и оперативно создавать востребованные программы по дополнительному профессиональному образованию.
Заключение
НМО повышает оперативность, с которой информация доходит до медицинского персонала. В электронном виде, в формате вебинаров, семинаров и тренингов новые знания попадают в медицинские кабинеты быстрее, чем с помощью утвержденных учебных программ, которые часто не отвечают запросам практического здравоохранения.
Система НМО вводит понятие индивидуального плана развития. Когда специалисты учатся не по единой для всех программе, а набирают модули, актуальные именно для их специализации, карьеры и профессиональных интересов.
В целом система НМО заявлена как «современная, гибкая и удобная для медицинских работников», это новейший формат повышения квалификации, использующий практические ресурсы мирового уровня. НМО для врачей вступило в силу в 2016 г. Внедрение системы непрерывного медицинского образования происходит поэтапно. Полный переход запланирован на 2026 г.
Повысить квалификацию в рамках системы НМО медицинский работник может дистанцион-
но. Для этого существуют дистанционные образовательные модули - комплекс учебного контента для самостоятельного изучения. Он размещается на информационно-образовательном портале. С помощью таких модулей возможно обучение врачей на рабочем месте или дома.
Кроме того, дистанционное обучение решает вопрос доступности обучающих материалов в отдаленных районах страны. Учебные материалы обновляются раз в два года и проходят отбор соответствующими специалистами.
Дистанционные модули создают все без исключения медицинские образовательные учреждения страны. В каждом из вузов существует порядка 30-40 основных программ, которые они готовы предложить для системы НМО.
Выбор дистанционных тренингов как формы обучения особенно уместен в ситуациях, когда необходимо оперативное обучение большого контингента медицинских работников конкретным вопросам в течение коротких отрезков времени. Тренинги, как одно из направлений НМО, с успехом дополняют основное образование медработников и ряд курсов повышения квалификации.
Они также могут быть использованы в качестве быстрой и эффективной формы передачи такой важной и актуальной информации, как новые лечебные схемы, регламент и протокол лечения, ознакомление с обновленной правовой базой медучреждений и т. п.
Таким образом, в процессе перенастройки алгоритмов клинического мышления и действий в конкретных ситуациях дистанционное обучение и, в частности, медицинские тренинги вносят свой вклад в решение задач оптимизации медицинского образования - его актуализации, своевременности, структуризации направлений получения профессиональных знаний, умений и навыков в отношении новых методик диагностики, лечения, профилактики, реабилитации заболеваний и организации лечебного процесса.
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interest: the authors declare no conflict of interest.
Финансирование: исследование не имело спонсорской поддержки. Funding: the study had no sponsorship.
Список литературы
1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Ф3-323 от 21.11.2011. [Электронный ресурс]. URL://https://www.garant.ru/ (дата обращения: 01.07.2022).
2. Основные показатели финансирования национального проекта «Здравоохранение». [Электронный ресурс]. URL:https://vademec.ru/ article/pasportnye_dannye_vademecum_poluchil_ tselevye_i_finansovye_pokazateli_natsproekta_-zdravookhranenie/ (дата обращения: 01.07.2022).
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 01.07.2022).
4. Мошетова, Л. К.; Сычев, Д. А.; Заплатников, А. Л. и др. Непрерывное профессиональное развитие врачей: факторы мотивации и экономические аспекты // РМЖ. Медицинское обозрение. - 2019. - № 3 (8). - С. 3-6.
5. Официальный сайт Федерального агентства НМО. [Электронный ресурс]. URL: https:// edu.rosminzdrav.ru/index.php/ (дата обращения: 01.07.2022).
References
1. Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii [On the basics of public health protection in the Russian Federation]. FZ-323 dated 21.11.2011. [Online]. Available from: URL:https://www.garant.ru/ (cited: 1.07.2022). (In Russ.).
2. Оsnovnye pokazateli finansirovaniya nacional'nogo proekta "Zdravoohranenie" [Main indicators of financing of the national project "Healthcare"]. [Online]. Available from: URL:http://vademec.ru/ article/pasportnye_dannye_vademecum_poluchil_ tselevye_i_finansovye_pokazateli_natsproekta_-zdravookhranenie / (cited: 1.07.2022). (In Russ.).
3. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki [Official website of the Federal State Statistics Service]. [Online]. Available from: URL:// https://rosstat.gov.ru / (cited: 1.07.2022). (In Russ.).
4. Moshetova, L. K., Sychev, D. A., Platnikov, A. L. et al. Continuous professional development of doctors: motivation factors and economic aspects // RMZH. Medical review. - 2019. - № 3(8). - P. 3-6. (In Russ.).
5. Oficial'nyj sajt Federal'nogo agentstva NMO [Official website of the Federal Agency of NMO]. [Online]. Available from: URL://https://edu.rosminzdrav.ru/ index.php / (cited: 1.07.2022). (In Russ.).
Информация об авторах:
Кузнецов Михаил Юрьевич - начальник отдела аспирантуры и ординатуры, ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗM», https://orcid.org/0000-0002-4701-4595.
Лишко Татьяна Николаевна - начальник отдела образовательных проектов и развития кадрового потенциала, ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗM», https://orcid. org/0000-0001-6396-1624.
Information about authors:
Mikhail Y. Kuznetsov - Head of the Department of Postgraduate Studies and Residency, Research Institute of Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department, https://orcid.org/0000-0002-4701-4595
Tatyana N. Lishko - Head of the Department of Educational Projects and Human Resources Development, Research Institute of Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department, https://orcid.org/0000-0001-6396
Для корреспонденции:
Кузнецов M^ura Юрьевич
Correspondence to:
Mikhail Y. Kuznetsov
KuznetsovMY1@zdrav.mos.ru