Научная статья на тему 'Опыт внедрения электронной образовательной среды в систему обучения врачей-стоматологов'

Опыт внедрения электронной образовательной среды в систему обучения врачей-стоматологов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
77
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / CONTINUING MEDICAL EDUCATION / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / E-LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шашмурина В.Р., Мишутина О.Л., Ковалева Н.С., Волченкова Г.В., Федосеев А.В.

Непрерывное медицинское образование (НМО) это образовательный процесс, с помощью которого медицинские и фармацевтические работники постоянно обновляют свои знания и практические навыки. Впервые на законодательном уровне идея НМО прозвучала в 2013 г., когда по инициативе Минздрава России, Национальной Медицинской Палаты и профессиональных медицинских обществ с 01.12.2013 стартовал федеральный проект по непрерывному медицинскому образованию. Гибкость системы даёт возможность выбирать траекторию профессионального развития в соответствии со стажем, местом работы, должностными обязанностями, особенностями региона. Программы ориентированы на запросы практического здравоохранения, внедрено электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. С 2016 г. функционирует актуальная версия портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования edu.rosminzdrav.ru. Смоленский государственный медицинский университет одним из первых создал личный кабинет на портале еdu.rosminzdrav.ru. В 2017 году проведено 12 курсов НМО по стоматологическим специальностям, обучено врачей-стоматологов 433, в 2018 18 курсов, обучено 564 врачей-стоматологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шашмурина В.Р., Мишутина О.Л., Ковалева Н.С., Волченкова Г.В., Федосеев А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF IMPLEMENTING THE ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF TRANING OF DENTISTS

Continuing Medical Education (CME) is an educational process by which medical and pharmaceutical workers continuously update their knowledge and practical skills. For the first time at the legislative level, the idea of was launched in 2013, when, on the initiative of the Ministry of Health of Russia, the National Medical Chamber and professional medical societies, on December 1, 2013, a federal project on continuing medical education started. The flexibility of the system makes it possible to choose the trajectory of professional development in accordance with the length of service, place of work, job responsibilities, features of the region, the program is focused on practical health needs. e-learning and distance learning technologies have been introduced. Since 2016, the current version of the portal of continuous medical and pharmaceutical education edu.rosminzdrav.ru is functioning. Smolensk State Medical University was one of the first to create a personal account on the portal Edu.rosminzdrav. In 2017, Continuing Medical Education 12 courses on dental specialties were held, were trained by dentists 433, in 2018 18 courses, 564 dentists were trained.

Текст научной работы на тему «Опыт внедрения электронной образовательной среды в систему обучения врачей-стоматологов»

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019

УДК 612.095

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМУ ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ

Шашмурина В.Р., Мишутина О.Л., Ковалева Н.С., Волченкова Г.В., Федосеев А.В. Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.

shahmurina@yandex.ru - Щашмурина Виктория Рудольфовна mishuti@yandex,ru - Мишутина Ольга Леонидовна gvalentiv@gmail.com - Волченкова Галина Валентиновна n.kovaleva82@mail.ru - Ковалева Наталья Сергеевна fedoseevav67@mail.ru - Федосеев Александр Викторович

Резюме: Непрерывное медицинское образование (НМО) - это образовательный процесс, с помощью которого медицинские и фармацевтические работники постоянно обновляют свои знания и практические навыки. Впервые на законодательном уровне идея НМО прозвучала в 2013 г., когда по инициативе Минздрава России, Национальной Медицинской Палаты и профессиональных медицинских обществ с 01.12.2013 стартовал федеральный проект по непрерывному медицинскому образованию. Гибкость системы даёт возможность выбирать траекторию профессионального развития в соответствии со стажем, местом работы, должностными обязанностями, особенностями региона. Программы ориентированы на запросы практического здравоохранения, внедрено электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. С 2016 г. функционирует актуальная версия портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования edu.rosminzdrav.ru. Смоленский государственный медицинский университет одним из первых создал личный кабинет на портале еdu.rosminzdrav.ru. В 2017 году проведено 12 курсов НМО по стоматологическим специальностям, обучено врачей-стоматологов - 433, в 2018 - 18 курсов, обучено 564 врачей-стоматологов. Ключевые слова: непрерывное медицинское образование, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

THE EXPERIENCE OF IMPLEMENTING THE ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF TRANING OF DENTISTS

Shashmurina V. R., Kovaleva N.S, Volchenkova G. V., Mishutina O.L.,Fedoseev A.V. Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28 shahmurina@yandex.ru - Shashmurina Victoria Rudolphovna mishuti@yandex,ru - Mishutina Olga Leonidovna gvalentiv@gmail.com - Volchenkova Galina Valentinovna n.kovaleva82@mail.ru - Ковалева Natalia Sergeevna fedoseevav67@mail.ru - Fedoseev Alexander Viktorovich

185

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 Summary: Continuing Medical Education (CME) is an educational process by which medical and pharmaceutical workers continuously update their knowledge and practical skills. For the first time at the legislative level, the idea of was launched in 2013, when, on the initiative of the Ministry of Health of Russia, the National Medical Chamber and professional medical societies, on December 1, 2013, a federal project on continuing medical education started. The flexibility of the system makes it possible to choose the trajectory of professional development in accordance with the length of service, place of work, job responsibilities, features of the region, the program is focused on practical health needs. e-learning and distance learning technologies have been introduced. Since 2016, the current version of the portal of continuous medical and pharmaceutical education edu.rosminzdrav.ru is functioning. Smolensk State Medical University was one of the first to create a personal account on the portal Edu.rosminzdrav. In 2017, Continuing Medical Education 12 courses on dental specialties were held, were trained by dentists - 433, in 2018 - 18 courses, 564 dentists were trained.

Keywords: continuing medical education, distance learning technologies, e-learning.

Непрерывное медицинское образование (НМО) - это образовательный процесс, с помощью которого медицинские и фармацевтические работники постоянно обновляют свои знания и практические навыки. Впервые на законодательном уровне идея НМО прозвучала в 2013 г., когда по инициативе Минздрава России, Национальной Медицинской Палаты и профессиональных медицинских обществ с 01.12.2013 стартовал федеральный проект по непрерывному медицинскому образованию. Изначально в нем участвовали врачи первичного звена в 12 регионах Российской Федерации, более широкое ее внедрение началось в 2015 г., в НМО смогли принимать участие врачи всех специальностей во всех регионах РФ.

В чем заключаются особенности НМО по сравнению с существовавшей системой? Основным является принцип модульного обучения, позволяющий врачу поэтапно осваивать дисциплины по отдельным видам работ. Гибкость системы даёт возможность выбирать траекторию профессионального развития в соответствии со стажем, местом работы, должностными обязанностями, особенностями региона, программы ориентированы на запросы практического здравоохранения. Индивидуальная образовательная траектория строится из курсов повышения квалификации (ПК), образовательных мероприятий и интерактивных модулей. Базовыми являются курсы ПК и интерактивные модули на сайте еdu.rosminzdrav.ru, в то время как образовательные мероприятия уходят в разряд факультативных развивающих, так являются очень затратной частью НМО для обучающихся.

Согласно приказу № 334н от 02.06.2016 (ред. от 26.04.2018) «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов для прохождения первичной специализированной аккредитации или периодической аккредитации» представляются: отчет за последние пять лет о профессиональной деятельности аккредитуемого, включающий сведения об индивидуаль-

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 ных профессиональных достижениях, сведения об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширения квалификации (для прохождения периодической аккредитации) (портфолио); портфолио формируется лицом самостоятельно [6]. По результатам оценки портфолио аккре-дитационная комиссия принимает решение о прохождении испытуемым данного этапа аккредитации на основе соответствия уровня квалификации и дополнительного профессионального образования требованиям к осуществлению профессиональной деятельности по специальности [5].

Разработан приказ 926 «Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года», регулирующий процесс непрерывного медицинского образования [8]. В 2018 году планируется ввести в строй 97, в 2019 году - 105, в 2025 году - 114 аккредитационно-симуляционных центров. В 2017 году будет разработано 1000 интерактивных образовательных модулей, включённых в систему НМО, в 2019 году - 3000, в 2025 году -5000 [2, 3].

С 2016 г. функционирует актуальная версия портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования edu.rosminzdrav.ru. ФГБОУ ВО Российский национальный исследовательский университет им. Н.И. Пирогова Минздрава России осуществляет методическое и техническое сопровождение портала, ФГБУ ДПО «Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию» Минздрава России проводит методическое сопровождение НМО; координацию учебных заведений, медицинских организаций и некоммерческих профессиональных организаций; мониторинг и отчётность по внедрению НМО. Важные функции возложены на Федеральную государственную информационную систему «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», создан «Федеральный регистр медицинских работников», приказы об аккредитации специалистов [6,7].

Площадкой НМО является портал edu.rosminzdrav.ru, который работает по принципу «одного окна», когда для доступа к материалам сотен образовательных платформ используется один ресурс; обеспечивает единую идентификацию пользователей; отслеживает процесс обучения и фиксирует достижения. Смоленский государственный медицинский университет одним из первых создал личный кабинет на портале edu.rosminzdrav.ru. Формат 36 зачётных единиц позволяет в наиболее экономичной форме набрать кредиты сразу на один год. Программы НМО реализуются в очной форме с применением электронного обучения. Распределение аудиторных занятий и электронного обучения определяется ВУЗом посредством до-

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 полнительной профессиональной программы. Познакомиться с перечнем программ и аннотациями врач может на портале еёи.говш^ёгау.ги.

Кафедра стоматологии ФДПО проводит обучение по программам повышения квалификации в рамках НМО, в том числе с применением образовательного сертификата (36 зачетных единиц): «Экспертиза и контроль качества стоматологической помощи»; «Санитарно-эпидемиологический режим в стоматологических поликлиниках»; «Безопасность медицинской деятельности»; «Ошибки и осложнения эндодонтического лечения»; «Особенности осмотров детей врачом-стоматологом общей практики»; «Заболевания слизистой оболочки рта».

К программам НМО предъявляются следующие требования: наличие симуляционного обучения, стажировки, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, реализация программы в сетевой форме.

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 №332 «Об утверждении правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования» предусматривает финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования [4]. Система образовательного сертификата в Смоленской области до 2019 г. практически не функционировала. Совместно с территориальным Фондом обязательного медицинского страхования планируется развивать данное направление, особенно в отношении обучения врачей первичного звена.

В Смоленском государственном медицинском университете разработаны «Правила приёма специалистов на обучение по дополнительным профессиональным программам, программам непрерывного медицинского и фармацевтического образования на 2019 год», «Положение о применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ», «Шаблон программы ДПО с электронным образовательным модулем», «Регламент размещения программ на портале edu.rosminzdrav.ru» для структурных подразделений СГМУ, программа «Подготовка врача-специалиста к участию в системе непрерывного медицинского образования и аккредитации» (кафедра общественного здоровья и здравоохранения).

Федеральный закон от 29.12.2012 №73-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения образовательной программы; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; формирова-

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 ние электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет», [1]. В СГМУ создан сайт дистанционного обучения sdo.smolgmu.ru, на котором по каждой изучаемой дисциплине, согласно модулям, преподаватели кафедр размещают лекции, методические указания, учебные видеофильмы, рекомендуемую литературу, после изучения материала обучающийся должен пройти тестирование. В 2017 году проведено 12 курсов НМО по стоматологическим специальностям, обучено врачей-стоматологов - 433, в 2018 - 18 курсов, обучено 564 врачей-стоматологов. Активно осуществлялась подготовка кадров на выездных курсах в Калуге, Брянске, Орле, Калининграде, Мурманске. Учебные программы согласовывались с главными специалистами Департаментов здравоохранения областей, в них представлены темы, наиболее актуальные в данном регионе, например, современные методы диагностики онкологических заболеваний в челюстно-лицевой области. В учебном процессе использовалось современное методическое обеспечение: видеотехника, компьютерная техника, дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.

По результатам анкетирования слушателей, дистанционные формы образования получают положительную оценку курсантов старших возрастных групп, которые не могут долго находиться в аудитории, многие на курсах повышения квалификации осваивают компьютер и становятся уверенными пользователями, хотя на первых порах им как правило помогают более молодые коллеги или дети и внуки. Курсанты отметили положительные моменты дистанционного обучения: возможность работать в удобное время, доступность информации, возможность сохранить информацию для дальнейшей работы, хороший и современный обучающий материал, уменьшается время работы по поиску информации, так как преподаватель уже выбрал интересное и важное. Отрицательные моменты дистанционного обучения: не все работает на сайте, нет хороших навыков в работе с компьютером, не нашли способ обратной связи - нет возможности задать вопрос или получить разъяснение, хотели бы работать дистанционно постоянно, а не только когда учимся на кафедре.

За эти два года мы можем констатировать, что большинству врачей привита культура НМО не только в связи с боязнью аккредитации, сколько в связи с желанием работать в соответствии с современным уровнем стоматологии. В настоящее время имеются определенные сложности реализации НМО: несовершенство федеральной нормативной базы, недостаточная координация работы Министерств, Департаментов, работодателей, ФОМС, образовательных организаций по подготовке медицинских кадров (оплата за обучения, отрыв от работы), отсутствие профессиональных стандартов по большинству медицинских специальностей, не определены полномочия медицинских сообществ и требования к их образовательной

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 деятельности, низкая информированность врачей о системе НМО (в ряде регионов), опасность невыполнения пятилетнего плана НМО (особенно в 2016 - 2017 годах), ошибки врачей при работе с порталом, увеличение нагрузки на преподавательский и вспомогательный персонал ВУЗов в 2,5 - 3 раза, требующее соответствующего кадрового обеспечения, финансовые сложности создания симуляционного центра дополнительного профессионального обучения (или условий для симуляционного обучения на кафедрах), ежегодное уменьшение государственного задания. Совместными усилиями всех заинтересованных сторон эти сложности должны быть преодолены, а созданная система непрерывного профессионального образования будет развиваться и совершенствоваться. Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Паспорт приоритетного проекта Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 26.06.2017 N8 «Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами».

3. Паспорт приоритетного проекта «Новые кадры современного здравоохранения» от 26.07.2017 на 2017 - 2025 годы.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 №332 «Об утверждении правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»

5. Приказ Минздрава России от 09.06.2015 N328 «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.11.2013 N837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций».

6. Приказ № 334н от 02.06.2016 (ред. от 26.04.2018) «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов для прохождения первичной специализированной аккредитации или периодической аккредитации».

7. Приказ Минздрава России от 22.12.2017 Ш043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов».

8. Приказ Минздрава России от 21.11.2017 №26н «Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.