ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.21045/1811-0185-2022-7-4-9 УДК: 614.2
ПЕРСПЕКТИВЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО
МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Д.В. Пивень а , И.С. Кицул b
a Эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения;
b Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования -Филиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Иркутск, Россия. a https://orcid.org/0000-0001 -9202-9916; b http:/orcid.org/0000-0001-6745-3862
И Автор для корреспонденции: Пивень Д.В.
АННОТАЦИЯ
В статье проанализированы перспективы и возможные варианты развития непрерывного медицинского образования (НМО) в России. В настоящее время наиболее реалистичным и предпочтительным является вариант развития НМО на основе повышения качества и увеличения объёмов реализации дополнительных профессиональных программ медицинского образования. Отмечено, что одним из важнейших факторов национальной безопасности является постоянное поддержание высокого профессионального уровня медицинских работников, обеспечить который в рамках НМО можно, прежде всего, реализацией дополнительных профессиональных программ надлежащего качества и необходимых объёмов.
Ключевые слова: непрерывное медицинское образование, дополнительные профессиональные программы, повышение квалификации, периодическая аккредитация, медицинские работники, образовательные программы.
Для цитирования: Пивень Д.В., Кицул. И.С. Перспективы и возможные варианты развития непрерывного медицинского образования в России // Менеджер здравоохранения. 2022; 7: 4-9. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-7-4-9.
адача развития непрерывного медицинского образования (далее НМО) в России является постоянно действующей задачей, так как только в этом случае может быть обеспечено неукоснительное выполнение требования части 2 ст. 82 Федеральный закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании), которое гласит: «Реализация профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации». В последнее время актуальность поиска оптимального решения данной задачи существенно выросла. Во многом это связано с целым рядом самых серьёзных вызовов, с которыми столкнулась отечественная система повышения квалификации медицинских кадров [1]. Это и пандемия ковид-инфекции; и неоправданно высокие объёмы реализации образовательных программ
© Пивень Д.В., Кицул И.С., 2022 г.
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, распространившиеся на рынке медицинского образования ещё задолго до пандемии; и снижение качества реализации дополнительных профессиональных программ медицинского образования, произошедшее в силу того, что их реализацией нередко занимаются частные образовательные организации, не имеющие соответствующей ресурсной базы.
В этих условиях вопрос о перспективах и возможных вариантах развития НМО в России представляется чрезвычайно важным и актуальным. В настоящее время можно выделить три возможных варианта/сценария дальнейшего развития НМО в здравоохранении страны. Остановимся на каждом из них подробнее.
Первый возможный вариант развития НМО
Отправной точкой реализации данного варианта можно считать Приказ Минздрава России от 22.11.2021 № 1081н «Об утверждении Положения
Менеджер / Manager № 7
здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2022
об аккредитации специалистов» (далее Приказ Минздрава России № 1081 н). Как известно, пункт 83 Положения об аккредитации специалистов гласит, что портфолио, в том числе, включает «сведения об освоении программ повышения квалификации, суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, либо сведения об освоении программ повышения квалификации и сведения об образовании, подтвержденные на Интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации), суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, из них не менее 74 часов - сведения об освоении программ повышения квалификации». Принципиально новым в данном случае как раз и явился тезис о том, что медицинскому работнику для прохождения периодической аккредитации в качестве одного из вариантов предлагается возможность предоставить «сведения об образовании, подтвержденные на Интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации), суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, из них не менее 74 часов - сведения об освоении программ повышения квалификации» (далее Схема НМО 74+70). Здесь необходимо уточнить, что на Интернет-портале НМО помимо сведений о программах повышения квалификации размещены сведения о конференциях, семинарах, школах, интерактивных образовательных модулях и т.п. То есть именно подтверждённые на портале НМО сведения об освоении/участии в таких мероприятиях и должны включаться в портфолио медицинского работника в том случае, если он предоставляет сведения, соответствующие Схеме НМО 74+70.
В настоящие время сторонниками развития системы НМО за счёт увеличения объёмов участия врачей с начислением баллов (зачётных единиц, часов) НМО в конференциях, семинарах, школах, освоения интерактивных образовательных модулей активно предлагается трансформировать Схему НМО 74+70 в Схему НМО 144+106, в соответствии с которой медицинский работник будет обязан в течение 5 лет освоить образовательные программы в объёме не менее 144 часов, а также принять участие в конференциях, семинарах, школах, иных мероприятиях, предлагаемых на портале
НМО, в объёме не менее 106 часов. Соответственно возможность/невозможность реализации данного на практике предложения, прежде всего, и определяет перспективы первого варианта развития НМО.
Здесь необходимо отметить, что перспективы развития данного варианта в условиях действующего нормативно-правового поля практически отсутствуют!
Почему?
Во-первых, дело в том, что в Законе об образовании понятия «образование» и «повышение квалификации» употребляются исключительно в контексте реализации образовательных программ, в нашем случае дополнительных профессиональных программ. То есть семинары, конференции, школы и т.п., проводимые за пределами образовательных программ, не являются ни образовательными программами, ни их частью.
Во-вторых, совершенно конкретно требование об обязательном освоении медицинскими работниками именно образовательных программ, и ничего иного, закреплено в части 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Основы), которая гласит, что медицинские работники обязаны «совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».
В-третьих, абсолютно категоричен в этом отношении и Трудовой кодекс РФ (далее ТК РФ), абзац четвёртый ст. 196 которого гласит: «В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности». То есть ТК РФ не содержит каких-либо обязанностей работодателя в части обеспечения участия медицинских работников в семинарах, конференциях, освоения ими интерактивных образовательных модулей, в том числе и размещённых на портале НМО. Соответственно все затраты на указанные мероприятия, включая использование личного времени, технических средств и средств связи, при выборе Схемы НМО 74+70 ложатся
С
•КС
№7 Manager
2022 Zdravoochranania
/Менеджер
здравоохранения
непосредственно на самих медицинских работников, и при этом сама Схема НМО 74+70 может быть реализована медицинским работником только в добровольном порядке.
В-четвёртых, в настоящее время в отечественной системе здравоохранения действуют весьма важные отраслевые нормативные документы, требующие от медицинских работников обязательного освоения именно образовательных программ и ничего иного. К таковым, прежде всего, следует отнести Приказ Минздрава России от 08.10.2015 года № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки». Как известно, в данном документе в качестве квалификационных требований, касающихся дополнительного профессионального образования, закреплено исключительно освоение соответствующих образовательных программ, включая повышение квалификации.
Следовательно, говоря о вероятных перспективах развития действующей сейчас Схемы НМО 74+70 с её последующей трансформацией в Схему НМО 144+106, можно отметить следующее. Данный вариант развития модели НМО возможен только в том случае, если одномоментно будут внесены соответствующие и при этом весьма глубокие изменения в Закон об образовании, в Основы и в ТК РФ, которые позволят либо относить, либо приравнять к образовательным программам семинары, конференции, интерактивные образовательные модули, размещённые на портале НМО. В противном случае рассматриваемая трансформация будет невозможна.
Следует обратить внимание на достаточно взвешенный и гибкий подход Минздрава России, касающийся Схемы НМО 74+70. Необходимо отметить, что данная схема, закреплённая в Приказе Минздрава России № 1081н, предлагается медицинским работникам наряду с возможностью традиционного освоения программ повышения квалификации в объёме не менее 144 часов, как один из вариантов для подготовки к периодической аккредитации. То есть, если медицинский работник выбирает вариант для подготовки к периодической аккредитации по Схеме НМО 74+70, то это его абсолютно добровольное решение, и он готов реализовать данный вариант в части 70 часов НМО, в том числе в личное время и за счёт использования необходимых личных ресурсов!
Второй возможный вариант развития НМО
Второй обсуждаемый сегодня вариант развития системы НМО можно назвать модификацией первого варианта. Второй вариант уже достаточно активно рассматривается и обсуждается на совещаниях и круглых столах самого разного уровня. Суть данного варианта заключается в следующем. Чтобы минимизировать использование личного времени врача и его других личных затрат на участие в НМО, предлагается трансформировать Схему НМО 74+70 в Схему НМО 144+106, но при этом рекомендовать работодателям организацию непрерывного (дистанционного) образования в рамках рабочего времени по занимаемой специалистом должности с оплатой за фактическое (зафиксированное) время обучения. При этом предлагается, чтобы работодатель делал это на регулярной и постоянной основе, например, предусматривая на эти цели ежедневно по 30 минут в день. То есть внешне всё выглядит так, будто бы проблема повышения профессионального уровня медицинского работника в данном случае решается не за счёт медицинского работника и не в его личное время, а в рабочее время и за счёт работодателя.
Но!
На самом деле в данном варианте развития НМО трудноразрешимых проблем ещё больше, чем в первом варианте.
Во-первых, с одной стороны, трудовая деятельность, образование и медицинская деятельность регулируются совершенно разным законодательством. При этом, с другой стороны, все имеющиеся между ними точки соприкосновения, касающиеся повышения квалификации работников, прописаны в законодательстве максимально конкретно. И речь там идёт, как уже было отмечено выше, исключительно о дополнительном профессиональном образовании работников и больше ни о чём ином. То есть работодатель не обязан на регулярной основе предоставлять медицинскому работнику возможность или создавать условия для участия работника в рабочее время в семинарах, конференциях, для освоения интерактивных образовательных модулей. И причина здесь предельно проста - всё названное не является образовательными программами и соответственно не имеет никакого отношения к дополнительному профессиональному образованию, о котором говорится в ст. 196 ТК РФ.
Во-вторых, непонятно как при рассматриваемом варианте возможного развития НМО будет
Менеджер / Manager № 7
здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2022
осуществляться нормирование труда медицинских работников. Например, как будет выглядеть режим рабочего времени, в том числе начало и окончание работы, время перерывов в работе и т.д. Очевидно, что ответы на все эти и другие многочисленные вопросы потребуют либо кардинального пересмотра законодательства (трудового, образовательного, медицинского), либо банального изменения продолжительности рабочего дня в сторону его увеличения, чтобы медицинский работник мог в полном объёме и с надлежащим качеством выполнить возложенные на него трудовым договором обязанности. При этом второй путь опять же потребует адекватного обеспечения медицинскому работнику всех социальных гарантий - оплаты труда, отпускных и т.д.
В-третьих, реализация варианта развития НМО с переносом решения значительных объёмов образовательных задач по месту работы медицинского работника и в его рабочее время сопряжена ещё с одной глобальной проблемой. В этом случае непременно возникает вопрос о том, а каким образом будут формироваться государственные заказы-задания для медицинских организаций в системе ОМС? Как, например, будут планироваться объёмы амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи? Очевидно, что любое их сокращение чревато сокращением доступности медицинской помощи вообще. А это уже стратегические вопросы обеспечения и выполнения государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи!
В-четвёртых, рассматриваемый вариант развития НМО предполагает, прежде всего, применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Сегодня уже названы риски, связанные с дистанционным обучением, которые в том числе непременно приводят как к снижению качества подготовки медицинских кадров, так и к снижению качества самих научно-педагогических кадров [1]. Это означает, что применение дистанционного обучения в работе по повышению квалификации медицинских работников должно иметь серьёзные ограничения, необходимость которых сегодня абсолютно очевидна!
В-пятых, совершенно непонятно, каким образом может быть реализована предлагаемая к внедрению в рабочее время и по месту работы медицинских работников Схема НМО 144+106 для проведения регулярных занятий в группе. Трудно представить, чтобы, например, врачи одного
отделения в полном составе и без ущерба для осуществляемой медицинской деятельности выделяли на эти цели в рабочее время или ежедневно по 30 минут, или два-три раза в неделю по два-три часа. Или группового участия медицинских работников одной медицинской организации в конференциях, семинарах и т.п. при Схеме НМО 144+106 просто не предполагается? Или же медицинские работники должны будут «участвовать» за начисляемые часы НМО в конференциях и семинарах, транслируемых в записи? Или же речь идёт только об индивидуальном обучении? В общем, вопросов здесь более, чем достаточно.
И, наконец, в-шестых! Очевидно, что рассматриваемая Схема НМО 144+106 часов в части реализации программ повышения квалификации непосредственно по месту работы медицинского работника и в его рабочее время., т.е. практически без отрыва от работы, невозможна в принципе, в том числе и в связи с установленными законодательством требованиями к реализации таких программ. Следовательно, речь может идти только о рассмотрении возможности освоения из Схемы НМО 144+106 её части в 106 часов НМО в виде конференций, семинаров, интерактивных образовательных модулей и т.п., которые опять же в соответствии с уже названными выше положениями законодательства не являются образовательными программами и поэтому не имеют никакого отношения к программам повышения квалификации. Да и качество реализуемых при данном варианте развития НМО подобных образовательных мероприятий вызывает большие вопросы.
Таким образом, можно заключить, что вариант развития НМО по Схеме НМО 144+106 часов, когда работодатель обеспечивает организацию непрерывного (дистанционного) образования в рамках рабочего времени по занимаемой специалистом должности с оплатой за фактическое (зафиксированное) время обучения, следует считать малоперспективной. На практике реализация данного варианта развития НМО возможна только в том случае, если одномоментно будут внесены соответствующие серьёзные изменения не только в законодательство об образовании и о здравоохранении, но и, прежде всего, в Трудовой кодекс РФ в части регулирования появляющихся особенностей трудовых отношений между работодателем и медицинским работником. Именно поэтому такой сценарий развития события представляется весьма маловероятным.
С
•КС
№7 Мападег
2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
Третий возможный вариант развития НМО
Третьим вариантом развития НМО в России представляется такой вариант, основу которого должны составлять повышение качества и увеличение объёмов реализации дополнительных профессиональных программ. Очевидно, что данный вариант обладает целым рядом существенных достоинств и преимуществ по сравнению с двумя предыдущими.
Во-первых, основу данного варианта составляют именно дополнительные профессиональные программы. А это принципиально важно, так как все лучшие традиции российского медицинского образования базируются исключительно на разработке и реализации образовательных программ.
Во-вторых, как уже было показано выше, всё действующее законодательство РФ, регламентирующее дополнительное профессиональное образование медицинских работников, заточено исключительно на реализацию и освоение дополнительных профессиональных программ. Это в полной мере относится и к законодательству об образовании, и к законодательству о здравоохранении, и к трудовому законодательству РФ.
В-третьих, очевидно, что одной из важнейших задач, направленных на повышение качества реализации дополнительных профессиональных программ, является удаление с рынка медицинского образования недобросовестных частных образовательных организаций. Отметим, что без решения этой важнейшей задачи развитие НМО невозможно в любом варианте в принципе. Сегодня серьёзной проблемой стало то, что многие частные образовательные организации, получая вместе с лицензией на образовательную деятельность право реализации дополнительных профессиональных программ, реализуют данные программы, не имея ни соответствующих кадров, ни соответствующей материально-технической базы [1]. При этом фактически игнорируются важнейшие требования ст. 82 Закона об образовании к практической подготовке обучающихся. В этой связи, безусловной поддержки заслуживает инициатива Минздрава России по внесению в Закон об образовании изменений в части обязательного указания в приложении к лицензии на право осуществления образовательной деятельности сведений об области реализации подвидов дополнительных профессиональных программ медицинского и фармацевтического образования. Соответствующий законопроект опубликован на Федеральном портале проектов
нормативных правовых актов, https://regulation.gov. ru/projects#npa=123882.
Более того, в мае текущего года Минздравом России был подготовлен и опубликован ещё один законопроект, http://regulation.gov.ru/p/127458, в котором, в том числе предлагается внести корректировку в Закон об образовании о том, что федеральным органом исполнительной власти разрабатываются и утверждаются не примерные, как указано в данном законе сейчас, а типовые дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования. Очевидно, что смысл данного уточнения заключается в обеспечении строгого соответствия типовым программам дополнительных профессиональных программ медицинского образования и фармацевтического образования, разрабатываемых образовательными организациями.
Таким образом, Минздравом России в настоящее время активно прорабатываются и предлагаются серьёзные решения, направленные на повышение качества дополнительных профессиональных программ медицинского образования и фармацевтического образования, что также отражает приоритетность данного направления.
В-четвёртых, крайне важным перспективным фактором является и то, что статьёй 76 Основ предусмотрена возможность участия профессиональных некоммерческих организаций, создаваемых медицинскими работниками и фармацевтическими работниками, в разработке программ подготовки и повышения квалификации медицинских работников и фармацевтических работников. То есть профессиональные некоммерческие организации, создаваемые медицинскими работниками и фармацевтическими работниками, могут уже сейчас принимать самое активное участие как в разработке примерных программ, так и в создании соответствующих программ повышения квалификации медицинских работников непосредственно на уровне образовательных организаций. Необходимо отметить, что активная реализация данного правового механизма, безусловно, будет способствовать повышению качества разработки и реализации дополнительных профессиональных программ медицинского образования и фармацевтического образования.
В-пятых, очевидно, что именно увеличение объёмов реализации и освоения дополнительных профессиональных программ медицинского образования будет являться наиболее качественной формой непрерывного медицинского образования медицинских работников. При этом вся необходимая
Менеджер / Manager № 7
здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2022
нормативно-правовая база для увеличения объёмов данной работы имеется.
В-шестых, следует подчеркнуть, что развитие НМО на основе повышения качества и увеличения объёмов реализации дополнительных профессиональных программ позволит обеспечить максимально эффективное внедрение и реализацию профессиональных стандартов медицинских работников. А это сегодня - одна из важнейших государственных задач.
На основании изложенного выше можно сделать следующие выводы.
В настоящее время наиболее предпочтительным и реалистичным является третий вариант развития
НМО, т.е. развитие НМО на основе повышения качества и увеличения объёмов реализации дополнительных профессиональных программ медицинского образования.
Сегодня, как никогда, очевидно, что одним из важнейших факторов национальной безопасности является постоянное поддержание высокого профессионального уровня медицинских работников, обеспечить который в рамках непрерывного медицинского образования можно, прежде всего, реализацией дополнительных профессиональных программ надлежащего качества и необходимых объёмов.
1. Пивень Д.В. Повышение квалификации врачей: основные вызовы сегодня, и что делать // Менеджер здравоохранения. - 2022. - № 2. - С. 4-13.
Piven D.V. Advanced training of doctors: the main tasks today and what to do // Health care manager. - 2022. - No. 2. - P. 4-13.
ORIGINAL PAPER
PROSPECTS AND POSSIBLE OPTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF CONTINUOUS MEDICAL EDUCATION IN RUSSIA D.V. Piven a I.S. Kitsul b
a Expert on the issues of regulatory and legal regulation of health care activities; b Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education - t he branch of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, Irkutsk, Russia.
a https://orcid.org/0000-0001-9202-9916; b http:/orcid.org/0000-0001-6745-3862.
H Corresponding author: Piven D. V.
ABSTRACT
The article analyzes the prospects and possible options for the development of continuous medical education (CME) in Russia. Currently, the most realistic and preferable option is the development of CME based on improving the quality and increasing the volume of implementation of additional professional medical education programs. It is noted that one of the most important factors of national security is the constant maintenance of a high professional level of medical workers, which can be ensured within the framework of the CME, first of all, by implementing additional professional programs of appropriate quality and the necessary volumes. Key words: continuing medical education, additional professional programs, advanced training, periodic accreditation, medical workers, educational programs.
For citation: Piven D. V, Kitsul. I. S. Prospects and possible options for the development of continuing medical education in Russia // Manager Zdravoohranenia. 2022; 7: 4-9. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-7-4-9.
И
•КС
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Пивень Дмитрий Валентинович - д-р мед. наук, профессор, эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, г. Санкт-Петербург, Россия.
Dmitrii V. Piven - D.Sc. (Medicine), Professor, Expert on the issues of regulatory and legal regulation of health care activities, Saint Petersburg, Russia. E-mail: piven_dv@mail.ru
Кицул Игорь Сергеевич - д-р мед. наук, профессор, профессор РАН, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования - филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Иркутск, Россия.
Igor S. Kitsul - D.Sc. (Medicine), Professor, Professor, Head of the Department of Public Health and Public Health of the Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education - the branch of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, Irkutsk, Russia. E-mail: zdravirk@mail.ru
№ 7 Manager
2022 Zdravoochranenia
/Менеджер
здравоохранения