Научная статья на тему 'Система непрерывного медицинского профессионального образования: проблемы и перспективы развития'

Система непрерывного медицинского профессионального образования: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
763
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КАЧЕСТВОМ ОКАЗАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чистяков С.Н.

В статье описано непрерывное медицинское образование (НМО), которое является дополнительным профессиональным образованием и осуществляется посредством реализации программ повышения квалификации и переподготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чистяков С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система непрерывного медицинского профессионального образования: проблемы и перспективы развития»

УДК 614.2

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Чистяков С.Н.,

к.п.н., заместитель директора по организационным вопросам БУ «Медицинский информационно-аналитический центр»

В статье описано непрерывное медицинское образование (НМО), которое является дополнительным профессиональным образованием и осуществляется посредством реализации программ повышения квалификации и переподготовки.

Ключевые слова: непрерывное медицинское образование, повышение квалификации медицинских работников, удовлетворенность качеством оказанной медицинской помощи

Идея последипломного образования и постоянного совершенствования знаний в течение всей жизни зародилась в России еще в 1885 году. Тогда в Санкт-Петербурге был открыт первый в мире клинический институт для подготовки и повышения квалификации врачей. Сегодня каждые пять лет происходит удвоение накопленной человечеством информации. Возникает необходимость в подготовке медицинских кадров по современным профессиональным стандартам. Поэтому система переживает период реорганизации.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» отмечено, что одной из основных задач развития здравоохранения, направленных на улучшение здоровья граждан Российской Федерации, является «обеспечение подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного образования...» В настоящий момент в системе дополнительного профессионального (последипломного) образования заказчиками образовательной услуги являются следующие макроэкономические субъекты: государство (в лице Министерства здравоохранения Российской Федерации и органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации), медицинская или иная организация, специалист с медицинским (фармацевтическим) образованием. При этом по уровню заказов различаются и мотивы профессионального образования, что существенно влияет на объем заказов и востребованность специальностей.

Рассмотрим основные принципы новой модели обучения по медицинским специальностям, которая сейчас проходит апробацию:

- во-первых, обеспечение непрерывности обучения: если прежде врачам требовалось за пять лет набрать 144 часа образовательной активности, то теперь этот объем увеличивается до 250 часов или по 50 часов ежегодно;

- во-вторых, гармонизация требований с международными нормами;

- в-третьих, комплексность получаемых знаний непрерывного медицинского образования, а также создание условий для повышения квалификации.

Для современной системы последипломного образования характерны несколько важных особенностей.

Во-первых, ее модульность. Для обучения по любой врачебной специальности и под конкретные задачи создаются отдельные модули, их можно компоновать между собой, под них разрабатываются программы, привлекаются в них разные специалисты. К примеру, по федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения» необходимо было создавать в региональных медицинских организациях модули по оказанию экстренной помощи при тяжелой дорожной травме. И подобная работа на базе этих модулей была проделана, модули созданы и функционируют во многих окружных и городских медицинских организациях вдоль федеральных трасс, эта деятельность активно продолжается.

Вторая особенность современного последипломного образования — особое внимание к фундаментальным наукам, современным достижениям в химии, генетике, биологии и т.д. Это, конечно, не значит, что из каждого врача надо делать ученого-биолога, но он должен хорошо знать научные основы своей работы. Но и без

ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

знания современных достижении науки врачу трудно решать сложные клинические задачи в хирургии, трансплантологии, неИрохирургии, кардиохирургии.

Третья важная инновация современного образования — симуляционные технологии. Еще недавно их рассматривали, как решение чуть ли не всех проблем. Сегодня к симуляторам отношение взвешенное. Несомненно, они должны использоваться в системе образования и подготовки в разных специальностях вплоть до создания виртуальных операционных и клиник. (рисЛ)

Основные составляющие системы непрерывного профессионального образования

Индивидуализация образования

I

^ Непрерывное

самообразование

Модульная структура ^^ образовательных ^

материалов

Ф»* Формирование профессиональных компетенций

Дистанционные технологии

Профессиональные ассоциации

Рис. 1. Основные составляющие системы непрерывного медицинского образования

Наконец, современное последипломное образование нельзя представить без дистанционного компонента. Оно применялось и прежде — лекции, операции ведущих врачеи транслировались по телеканалам в отдаленные регионы. Сегодня за счет информационных технологии дистанционное обучение приобрело совсем другое качество — позволяет использовать разные методики, интерактивно контролировать знания обучающихся, моделировать различные практические ситуации. А также использовать технологии 3D и 4D, когда изображение объемно, его почти буквально можно «пощупать».

Именно поэтому в рамках исполнения мероприятии подпрограмм: «Кадровое обеспечение системы здравоохранения», «Развитие информатизации в здравоохранении», Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие здравоохранения на 2014-2020 годы», действующего порядка приказа Депздрава Югры от 30.01.2018 № 74 «Об организации работы по дополнительному профессиональному образованию медицинских работников по программам повышения квалификации за счет средств нормированного страхового запаса Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» в медицинских организациях автономного округа назначены ответственные лица за повышение квалификации медицинских работников.

Ответственные лица в медицинских организациях комплектуют предварительные заявки от медицинских работников на повышение квалификации, которые они в свою очередь получили с портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России edu.rosminzdrav.ru, производят рассмотрение, согласование выбранной образовательной организации, сроков обучения, тематики образовательной программы, утверждают заявку у руководителя и направляют в БУ «Медицинский информационно-аналитический центр».

Были, например, за 2018 год в план мероприятий включены 887 работников медицинских организаций, по 299 работникам внесены корректировки в утвержденный план мероприятий.

При этом следует обратить внимание на типичные и наиболее распространённые ошибки:

- при направлении медицинскими организациями заявок о внесении корректировок не указываются реквизиты приказа Депздрава Югры, которым утвержден План мероприятия;

- занимаемая должность медицинского работника указывается не в соответствии номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников;

- выбранные образовательные программы не направлены на освоение знаний и приобретение умений, а также навыков для оказания медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Таким образом видим, что последипломное медицинское образование активно включено в систему рыночных отношений, а, следовательно, находится в условиях конкуренции. Такая ситуация требует изучения оценки деятельности образовательной организации с позиций удовлетворенности потребителя (заказчика).

При этом работодателю важно понимать, что подготовленный специалист — это гарантия качества медицинской помощи в организации, а для этого врачу необходимо создать необходимые условия. Тем более что «удовлетворенность пациента качеством оказанной медицинской помощи» является одним из критериев оценки эффективности деятельности медицинских организаций и в ближайшем будущем, наряду с другими показателями, будет влиять на уровень оплаты труда и руководителей, и работников.

Перемены в медицинском образовании необходимы

Все, кто работает в отрасли, понимают, что результаты лечения пациентов необходимо улучшать, и что показатели качества и безопасности медицинской помощи в нашей стране не

должны уступать среднеевропейским. Только тогда можно получить реальное удовлетворение от работы и вернуть доверие пациентов. Если, как говорят врачи, все пойдет по плану, то по уровню внедрения инноваций в системе повышения квалификации кадров здравоохранение окажется впереди других, более обеспеченных отраслей экономики Российской Федерации.

Литература

1. Приказ Минздрава РФ № 334н от 2 июня 2016 года «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов».

2. Приказ Минтруда РФ № 227н от 10 мая 2016 года «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-стоматолог».

3. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016).

4. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016).

5. Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 389-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 30.12.2015 г. № 432-Ф3 «О внесении изменений в статью 25 закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

7. Приказ Депздрава Югры от 30.01.2018 № 74 «Об организации работы по дополнительному профессиональному образованию медицинских работников по программам повышения квалификации за счет средств нормированного страхового запаса Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры».

© Чистяков С.Н., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.