Научная статья на тему 'ПЕРИОДИЧЕСКАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ПО ПРИКАЗУ МИНЗДРАВА РОССИИ ОТ 28.10.2022 Г. № 709Н: КАКОЙ ВАРИАНТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ БОЛЕЕ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫМ ДЛЯ ВРАЧА'

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ПО ПРИКАЗУ МИНЗДРАВА РОССИИ ОТ 28.10.2022 Г. № 709Н: КАКОЙ ВАРИАНТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ БОЛЕЕ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫМ ДЛЯ ВРАЧА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ / ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пивень Д.В., Кицул И.С.

В статье подробно проанализированы возможные варианты обучения врача, предлагаемые приказом Минздрава России от28.10.2022 г. № 709н с целью подготовки к периодической аккредитации. Авторы детально обосновывают, что для прохождения периодической аккредитации самым качественным, надёжным, безопасным и наименее затратным вариантом обучения для врача является освоение программ повышения квалификации, суммарный срок освоения которых составляет не менее144 часов в течение 5 лет. В качестве основных причин для этого названы следующие: в отечественном законодательстве под повышением квалификации врача понимается исключительно освоение соответствующих образовательных программ; в силу многочисленных требований законодательства к содержанию и разработке образовательных программ, требований к научно-педагогическим кадрам и к образовательным организациям, реализующим эти программы, именно освоение программ повышения квалификации обеспечивает подготовку специалиста надлежащего качества, обуславливающего его допуск к профессии; в соответствии с Трудовым кодексом РФ работодатель обязан проводить дополнительное профессиональное образование врача, т.е. в том числе содействовать обучению врача именно по программам повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERIODIC ACCREDITATION BY ORDER OF THE MINISTRY OF HEALTH OF RUSSIA DATED 10.28.2022NO. 709N: WHICH OPTION OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT IS MORE PREFERABLE FOR A DOCTOR

The article analyzes in detail the possible options for training a doctor, offered by order of the Ministry of Health of Russia dated October28, 2022 No. 709n in order to prepare for periodic accreditation. The authors substantiate in detail that in order to pass periodic accreditation, the most high-quality, reliable, safe and least expensive training option for a doctor is the development of advanced training programs, the total development period of which is at least 144 hours over 5 years. The following are named as the main reasons for this: in the domestic legislation, advanced training of a doctor is understood exclusively as the development of relevant educational programs; due to the numerous requirements of the legislation for the content and development of educational programs, the requirements for scientific and pedagogical personnel and for educational organizations implementing these programs, it is the development of advanced training programs that ensures the training of a specialist of the proper quality, which determines his admission to the profession; in accordance with the Labor Code of the Russian Federation, the employer is obliged to conduct additional professional education for a doctor, i.e. including to promote the training of a doctor specifically for advanced training programs.

Текст научной работы на тему «ПЕРИОДИЧЕСКАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ПО ПРИКАЗУ МИНЗДРАВА РОССИИ ОТ 28.10.2022 Г. № 709Н: КАКОЙ ВАРИАНТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ БОЛЕЕ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫМ ДЛЯ ВРАЧА»



ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ОС1: 10.21045/1811-0185-2023-2-4-11 УДК 614.2

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ПО ПРИКАЗУ МИНЗДРАВА РОССИИ ОТ 28.10.2022 Г. № 70ЭН: КАКОЙ ВАРИАНТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ БОЛЕЕ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫМ ДЛЯ ВРАЧА

Д.В. Пивень а , И.С. Кицул ь

а Эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, г. Санкт-Петербург, Россия;

ь Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования -Филиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Иркутск, Россия.

а https://orcid.org/0000-0001 -9202-9916; ь https://orcid.org/0000-0001-6745-3862

НАвтор для корреспонденции: Пивень Д.В.

АННОТАЦИЯ

В статье подробно проанализированы возможные варианты обучения врача, предлагаемые приказом Минздрава России от 28.10.2022 г. № 709н с целью подготовки к периодической аккредитации. Авторы детально обосновывают, что для прохождения периодической аккредитации самым качественным, надёжным, безопасным и наименее затратным вариантом обучения для врача является освоение программ повышения квалификации, суммарный срок освоения которых составляет не менее 144 часов в течение 5 лет. В качестве основных причин для этого названы следующие: в отечественном законодательстве под повышением квалификации врача понимается исключительно освоение соответствующих образовательных программ; в силу многочисленных требований законодательства к содержанию и разработке образовательных программ, требований к научно-педагогическим кадрам и к образовательным организациям, реализующим эти программы, именно освоение программ повышения квалификации обеспечивает подготовку специалиста надлежащего качества, обуславливающего его допуск к профессии; в соответствии с Трудовым кодексом РФ работодатель обязан проводить дополнительное профессиональное образование врача, т.е. в том числе содействовать обучению врача именно по программам повышения квалификации. Ключевые слова: повышение квалификации врачей, программы дополнительного профессионального образования, непрерывное медицинское образование, периодическая аккредитация, обучение.

Для цитирования: Пивень Д.В., Кицул И.С. Периодическая аккредитация по приказу Минздрава России от 28.10.2022 г. № 709н: какой вариант повышения квалификации является более предпочтительным для врача // Менеджер здравоохранения. 2023; 2: 4-11. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-2-4-11.

□ дним из наиболее знаковых нормативных документов, появившихся в конце 2022 г., безусловно, стал приказ Минздрава России от 28 октября 2022 г. № 709н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» (далее Приказ 709н). Знаковость данного приказа определяется тем, что он прямо касается и каждого врача лично, и каждого руководителя медицинской организации. Теперь данный документ, в отличие от его предшественников последних лет, будет регламентировать допуск врачей к профессии в течение ближайших 6 лет, т.е. до 1 января 2029 г. В 2022 г. мы неоднократно обращались к теме повышения квалификации врачей и подробно рассматривали

© Пивень Д.В., Кицул И.С., 2023 г.

разные ее аспекты [1, 2]. Теперь же в связи с изданием Приказа 709н считаем необходимым остановиться на самом главном вопросе, который сегодня волнует буквально каждого действующего врача: «Какой вариант повышения квалификации из двух предлагаемых в пункте 103 нового Положения об аккредитации специалистов является более предпочтительным?». В этой связи напомним, что в пункте 103 Положения об аккредитации специалистов, утверждённого Приказом 709н, указаны следующие возможные варианты повышения квалификации, один из которых и надо выбрать врачу для последующего прохождения периодической аккредитации. О данных вариантах говорится при описании

Менеджер

здравоохранения /

Мападег №2

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2023

содержания портфолио: «Портфолио включает ... сведения об освоении программ повышения квалификации, суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, либо сведения об освоении программ повышения квалификации и сведения об образовании, подтвержденные на Интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации), суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, из них не менее 72 часов - сведения об освоении программ повышения квалификации».

Из представленной выше цитаты пункта 103 нового Положения об аккредитации специалистов видно, что принципиальным отличием второго варианта от первого как раз и является тезис о том, что медицинскому работнику для прохождения периодической аккредитации предлагается возможность предоставить сведения об освоении программ повышения квалификации и сведения об образовании, подтвержденные на Интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования (далее портал НМО) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации), суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, из них не менее 72 часов - сведения об освоении программ повышения квалификации» (далее Схема НМО 72+72 часа). Как известно, на портале НМО помимо сведений о программах повышения квалификации, размещены сведения о конференциях, семинарах, школах, интерактивных образовательных модулях и т.п. То есть именно подтверждённые на портале НМО сведения об участии в таких мероприятиях и должны включаться в портфолио медицинского работника в том случае, если он предоставляет сведения, соответствующие Схеме НМО 72+72 часа.

При этом первый вариант, который предлагается пунктом 103 нового Положения об аккредитации специалистов, является традиционным и хорошо известным для всех медицинских работников. Именно этот вариант для прохождения периодической аккредитации предусматривает освоение программ повышения квалификации, суммарный срок освоения которых не менее 144 часов (далее Программа повышения квалификации 144 часа).

Если ориентироваться только на минимально необходимое для прохождения периодической аккредитации количество часов, то может показаться,

что существенных отличий между двумя вариантами (Программа повышения квалификации 144 часа и Схема НМО 72+72 часа) нет. Ведь в обоих случаях минимальное итоговое количество часов для прохождения периодической аккредитации должно составлять не менее 144 часов в течение 5 лет. Однако на самом деле отличия между предлагаемыми вариантами - принципиальные, и именно о них должны быть хорошо информированы как руководители медицинских организаций, так и врачи. Рассмотрим эти отличия детально.

Следует сразу обратить внимание на то, что в первом варианте врачу предлагается освоение программ повышения квалификации в объёме не менее 144 часов, при этом во втором варианте предлагается освоение программ повышения квалификации в объёме не менее 72 часов, к которым для достижения минимально необходимых 144 часов надо добавить ещё не менее 72 часов «сведений об образовании, подтвержденных на Интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации)». Как уже было отмечено выше, к указанным сведениям, прежде всего, относятся сведения об участии врачей с начислением часов (зачётных единиц, баллов) НМО в конференциях, семинарах, школах, об освоении интерактивных образовательных модулей. Отметим, что именно часы (зачётные единицы, баллы) НМО за участие в конференциях, семинарах, школах, освоение интерактивных образовательных модулей как раз и является сегодня одним из главных рисков, который может повлиять на допуск врача к профессии, а если быть более точным - на обоснованность такого допуска в том случае, если врач для прохождения периодической аккредитации выбрал вариант по Схеме НМО 72+72 часа.

Всё дело в том, что Схема НМО 72+72 часа может являться программой повышения квалификации только в объёме не менее 72 часов, потому что остальной объём в 72 часа в виде конференций, семинаров, школ, интерактивных образовательных модулей и т.п. никакого отношения к программам повышения квалификации не имеет. Сторонники Схемы НМО 72+72 часа могут возразить: «А какое это имеет значение? Ведь при выборе любого варианта (или Программа повышения квалификации

С

•КС

№2 Manager

2023 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

144 часа, или Схема НМО 72+72 часа) минимально необходимый объём сведений об образовании, которые должен представить врач составляет 144 часа. То есть в целом предлагаемые варианты - равнозначны!».

Отвечаем: «Нет, предлагаемые в Приказе 709н варианты абсолютно неравнозначны! И эта неравнозначность чётко следует из целого ряда важнейших федеральных законов». К таковым, прежде всего, относятся следующие:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании);

- Федеральный закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Основы);

- «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (далее Трудовой кодекс).

Что же говорят указанные выше законы о повышении квалификации?

Во-первых, в соответствии со статьями 12 и 76 Закона об образовании понятие «повышение квалификации» в данном законе употребляется исключительно во взаимосвязи с программами повышения квалификации и ни с чем другим более! Так, часть 4 ст. 76 Закона об образовании гласит: «Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации». При этом частью 4 ст. 12 названного закона программы повышения квалификации отнесены к дополнительным профессиональным программам. То есть в соответствии с Законом об образовании повышением квалификации является исключительно освоение программ повышения квалификации, но при этом к повышению квалификации никак не относится посещение конференций, семинаров, освоение интерактивных образовательных модулей и т.п.

Во-вторых, в части 2 ст. 73 Основ закреплена следующая обязанность медицинских работников: «Совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». То есть в Основах прямо указано, что совершенствованием профессиональных знаний и навыков

у медицинского работника является обучение только по дополнительным профессиональным программам, к которым в соответствии с Законом об образовании и относятся программы повышения квалификации. При этом в Основах, как и в Законе об образовании, также ничего не упоминается ни о конференциях, ни о семинарах, ни об интерактивных образовательных модулях.

И, наконец, в-третьих, в ст. 196 Трудового кодекса сказано: «В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности». Применительно к действующим врачам из представленной цитаты непосредственно относится положение о том, что «работодатель обязан проводить дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности». Отметим, что в соответствии со ст. 11 и 12 Закона об образовании дополнительное профессиональное образование является ничем иным как освоением дополнительных профессиональных программ, в том числе программ повышения квалификации. При это именно в соответствии с указанной выше частью 2 ст. 73 Основ медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам.

Кроме того, следует подчеркнуть, что именно на основании рассмотренных положений трёх указанных выше законов и сформулированы «Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утверждённые приказом Минздрава России от 08.10.2015 г. № 707н. В указанном приказе о повышении квалификации говорится исключительно в контексте дополнительного профессионального образования, то есть говорится исключительно об освоении медицинскими работниками программ повышения квалификации. При этом в данном документе не упоминается о том, что к квалификационным требованиям медицинских работников относится посещение ими семинаров, конференций, освоение интерактивных образовательных модулей и т.п.

Менеджер

здравоохранения /

Manager №2

ZdrevoochreneniB 2023

Таким образом, в соответствии с законодательством РФ, под повышением квалификации медицинских работников, обеспечивающим допуск врача к профессии, понимается исключительно освоение соответствующих программ повышения квалификации и ничего иного более!

Теперь рассмотрим, как соотносятся названные выше положения трёх важнейших федеральных законов с вариантами предоставления сведений об образовании, предлагаемых в п. 103 Положения об аккредитации специалистов.

В случае, если медицинский работник в соответствии с п. 103 Положения об аккредитации специалистов при подготовке к аккредитации выбрал вариант обучения «Программа повышения квалификации 144 часа», то это означает, что он, как и положено по законодательству, с целью последующего допуска к профессии осваивает соответствующую программу повышения квалификации в объёме 144 часа.

В случае, если медицинский работник в соответствии с п. 103 Положения об аккредитации специалистов при подготовке к аккредитации выбрал вариант обучения «Схема НМО 72+72 часа», то это означает, что он тоже, как и положено по законодательству, осваивает соответствующую программу повышения квалификации, но уже только в объёме 72 часов.

И здесь возникает вопрос: «А на каком основании медицинские работники, освоившие программу повышения квалификации объёмом 72 часа, допускаются к профессии точно так же, как и медицинские работники, освоившие программу повышения квалификации объёмом в два раза больше, т.е. в объёме 144 часа?».

Ответ на данный вопрос сторонников НМО очевиден: «В п. 103 Положения об аккредитации специалистов сказано, что медицинскому работнику для прохождения периодической аккредитации, в том числе предлагается возможность предоставить сведения об освоении программ повышения квалификации и сведения об образовании, подтвержденные на портале НМО в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, из них не менее 72 часов - сведения об освоении программ повышения квалификации. То есть суммарно получается тот же, минимально необходимый объём сведений об образовании в 144 часа, что и при выборе варианта обучения «Программа повышения квалификации 144 часа»».

На первый взгляд, так оно и есть, что при выборе варианта обучения «Программа повышения квалификации 144 часа», что при выборе варианта обучения «Схема НМО 72+72 часа», врачу надо набрать один и тот же минимально необходимый объём часов - 144 часа.

И тем не менее можно утверждать, что рассматриваемые варианты абсолютно неравнозначны, и представленное выше объяснение о равенстве минимально необходимых часов на самом деле никак не объясняет равнозначность допуска к профессии врачей, прошедших обучение по варианту «Схема НМО 72+72 часа», по сравнению с врачами, прошедшими обучение по варианту «Программа повышения квалификации 144 часа». Почему?

Всё дело в том, что в предлагаемом п. 103 Положения об аккредитации специалистов варианте обучения врачей по Схеме НМО 72+72 часа из суммарных 144 часов программами повышения квалификации, которые, как было показано выше, в соответствии с законодательством должен регулярно осваивать каждый врач, являются только 72 часа, а не все 144. Остальные же 72 часа это часы, которые набирает врач, участвуя в конференциях, семинарах, школах, осваивая интерактивные образовательные модули и т.п. Однако все эти мероприятия не имеют никакого отношения к программам повышения квалификации. Отсюда следует ещё один важнейший вопрос: «А на каком основании вот эти 72 часа за участие в конференциях, семинарах, школах, освоение интерактивных образовательных модулей и т.п. по сути приравнены к часам за освоение программ повышения квалификации?». Как мы уже показали выше, обязанностью врача и одновременно важнейшим условием его допуска к профессии является именно освоение программ повышения квалификации и ничего иного! Таким образом, в силу того, что в Схеме НМО 72+72 часа ровно половина (50%) часов не являются освоением программ повышения квалификации, ни о какой равнозначности вариантов «Программа повышения квалификации 144 часа» и «Схема НМО 72+72 часа» и речи быть не может.

Из сказанного выше прямо следует, что врач, который в течение 5 лет прошёл обучение по Схеме НМО 72+72 часа, тем не менее освоил в два раза меньший объём программ повышения квалификации, чем его коллега, который прошёл обучение по Программе повышения квалификации 144 часа. Более того, те 72 часа, которые набрал врач за участие в семинарах, конференциях, школах,

С

•КС

№2 Manager

2023 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

освоении интерактивных образовательных модулей и т.п., как уже неоднократно было отмечено выше, в соответствии с отечественным законодательством не являются ни дополнительным профессиональным образованием, ни освоением программ повышения квалификации. Следовательно, участие в семинарах и конференциях за часы (зачётные единицы, баллы) НМО не является и не может являться выполнением очень конкретных требований Основ, Закона об образовании и Трудового Кодекса РФ в части допуска врача к профессии.

Сторонники Схемы НМО 72+72 часа могут возразить: «Но ведь теперь есть Приказ 709н, регламентирующий порядок допуска врача к аккредитации, где и прописана Схема НМО 72+72 часа. Соответственно и проблем никаких у врачей здесь быть не может по определению!».

Однако, вероятность появления проблем у врача в случае выбора им обучения по Схеме НМО 72+72 часа как раз не исключена. И при этом проблем очень значимых.

Например:

Как известно, медицинская деятельность сопряжена с риском появления тех или иных жалоб пациентов. И ситуации такие, к сожалению, отнюдь не редкость. Представим, что на медицинскую организацию поступила жалоба на оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, и дело дошло до суда. Очевидно, что суд одним из первых вопросов изучит вопрос о соответствии уровня образования и квалификации врачей, имеющих отношение к жалобе, установленным требованиям. Предположим, что в ходе судебного разбирательства будет установлено, что при наличии у всех врачей свидетельств об аккредитации специалиста одни врачи повышали свою квалификацию не реже одного раза в 5 лет путём освоения Программ повышения квалификации 144 часа, а другие проходили обучение по Схеме НМО 72+72 часа. То есть в обоих случаях формально требования Приказа 709н, казалось бы, выполнены. Однако, если в ходе судебного разбирательства будет обращено внимание на то, что Схема НМО 72+72 часа не имеет под собой в части 72 часов НМО, не относящих к программам повышения квалификации, соответствующей законодательной основы, то и суд, чтобы вынести своё решение должен будет ответить на вопрос: «А почему к оказанию медицинской помощи были допущены врачи, освоившие программы повышения квалификации только в объёме 72 часа, наравне с врачами, освоившими

указанные программы в объёме 144 часа?». Нетрудно предположить, что ответы разных судов на данный вопрос тоже будут разными. И при этом нет никаких гарантий того, что судами всегда будет признано, что врач, прошедший обучение по Схеме НМО 72+72 часа, обоснованно, то есть строго в соответствии с законодательством, допущен к осуществлению медицинской дельности.

Именно на вполне реальную вероятность возникновения подобного рода рисков и надо обратить внимание как врачу, так и руководителю медицинской организации при выборе врачом в целях последующего прохождения периодической аккредитации либо варианта обучения по Программе повышения квалификации 144 часа, либо варианта по Схеме НМО 72+72 часа.

Выше мы подробно рассмотрели с точки зрения федерального законодательства возможные риски для врача при выборе варианта обучения по Схеме НМО 72+72 часа. Между тем, следует обратить внимание и на то, что установленные в федеральном законодательстве требования к повышению квалификации врача имеют отнюдь не формальный, а глубокий содержательный характер, прямо определяющий качество подготовки медицинских кадров. Здесь необходимо напомнить, что требования федеральных законов к освоению каждым врачом именно программ повышения квалификации являются неотъемлемой составной частью целого комплекса других чётко прописанных в федеральном законодательстве многочисленных требований к содержанию и разработке образовательных программ, а также требований к научно-педагогическим кадрам и требований к образовательным организациям, реализующим эти программы. Именно поэтому федеральное законодательство определяет в качестве базового условия для допуска врача к профессии регулярное освоение исключительно программ повышения квалификации.

Однако сторонники НМО опять могут возразить, что в системе НМО тоже есть свой порядок отбора образовательных мероприятий (конференций, семинаров, школ, образовательных модулей и т.п.), предшествующий их размещению на портале НМО. И порядок этот как раз и направлен на повышение качества указанных мероприятий. Да, действительно такой порядок есть. Но, как уже было отмечено выше, в законодательстве весьма объёмно и детально прописаны требования к содержанию, разработке и реализации именно образовательных программ, что по всем качественным

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 2

ZdrevoochreneniB 2023

характеристикам делает их на порядок выше, чем любые иные мероприятия.

Возможно, что сейчас у кого-либо может появиться следующее предложение: «Но ведь, чтобы убрать указанные выше риски, можно на законодательном уровне приравнять семинары, конференции, образовательные модули к образовательным программам или назвать эти мероприятия, например, образовательными мини-программами!». Полагаем, что такой подход абсолютно неприемлем, так как его реализация неизбежно приведёт к фрагментации и деструкции всей отечественной системы медицинского дополнительного профессионального образования, а также к фактическому исчезновению программ повышения квалификации! Здесь уместно напомнить, что в содержащей общие требования к реализации образовательных программ статье 13 Закона об образовании прописана как раз совершенно иная ситуация, которая с точностью до наоборот позволяет при определённых условиях считать семинары, конференции, интерактивные образовательные модули частью образовательных программ, но ни в коем случае не допускает их отнесения к самостоятельным образовательным программам. Дословно там сказано следующее:

«4. Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.

5. ... Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность».

Да, в представленной выше цитате из ст. 13 Закона об образовании нет слов «семинары, конференции, интерактивные образовательные модули» и т.п. Однако, в то же время именно данное положение Закона об образовании позволяет образовательным организациям чётко структурировать образовательные программы, в том числе предусматривая в их составе семинары, конференции, интерактивные образовательные модули, и определяя трудоемкость их освоения в зачётных единицах. Отметим, что такой подход, направленный, прежде всего, на обеспечение комплексности

и взаимосвязи всех возможных компонентов образовательной программы, только повышает качество её реализации. Нельзя не обратить внимание и на то, что в Законе об образовании право использования указанного выше механизма при разработке и реализации дополнительных профессиональных программ делегировано исключительно самим образовательным организациям. В соответствии с Законом об образовании аналогичные требования закреплены и в пункте 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499. Кроме того, в пункте 12 данного документа чётко указано, что «срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов.». То есть и эти, представленные выше доводы, более чем конкретно указывают на то, что семинары, конференции, интерактивные образовательные модули и т.п. ни при каких условиях не могут быть ни самостоятельными программами повышения квалификации, ни чем-либо иным, аналогичным или равнозначным данным программам.

Остановимся на ещё одном важном факторе, который тоже необходимо учитывать врачам при выборе обучения или по Программе повышения квалификации 144 часа, или по Схеме НМО 72+72 часа. Как уже было отмечено выше, ст. 196 Трудового кодекса РФ в том числе гласит следующее:

«В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями,

С

•КС

№ 2 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

локальными нормативными актами, трудовым договором».

Обратите внимание, что речь в представленных выше положениях ст. 196 Трудового кодекса идёт исключительно о дополнительном профессиональном образовании, которое и включает в себя освоение дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации. При этом Трудовой кодекс никак не обязывает работодателя создавать необходимые условия работникам для посещения мероприятий НМО в виде семинаров, конференций, освоения интерактивных образовательных модулей и т.п., т. е. работодатель не обязан предоставлять медицинским работникам на эти цели оплачиваемое время, выделять средства на командировочные расходы, предоставлять оргтехнику, оплачивать услуги связи и т.д. Очевидно, что в случае выбора врачом закреплённого в п. 103 Положения об аккредитации специалистов варианта обучения по Схеме НМО 72+72 часа все указанные выше расходы на участие в мероприятиях НМО в объёме 72 часов несёт сам медицинский работник, в том числе включая использование для этих целей своего личного времени - после работы, в выходные и в праздничные дни!

В заключение отметим, что выше были подробно рассмотрены возможные риски, которые могут возникнуть при выборе врачом варианта обучения по Схеме НМО 72+72 часа. Очевидно, что на практике у конкретных врачей может и будет возникать ситуация, когда они в силу тех или иных обстоятельств с целью подготовки к последующей аккредитации специалиста будут выбирать данный

вариант, т.е. обучение по Схеме НМО 72+72 часа. Возможность выбора данного варианта установлена Приказом 709н, и, следовательно, врач вправе сделать такой выбор. Но, делая такой выбор, врач имеет право знать и о возможных рисках, возникающих в данной ситуации.

Выводы

Для прохождения периодической аккредитации самым качественным, надёжным, безопасным и наименее затратным вариантом обучения для врача является освоение программ повышения квалификации, суммарный срок освоения которых составляет не менее 144 часов в течение 5 лет.

Основные причины для этого следующие:

• В отечественном законодательстве под повышением квалификации врача понимается исключительно освоение соответствующих образовательных программ.

• В силу многочисленных требований законодательства к содержанию и разработке образовательных программ, требований к научно-педагогическим кадрам и к образовательным организациям, реализующим эти программы, именно освоение программ повышения квалификации обеспечивает подготовку специалиста надлежащего качества, обуславливающего его допуск к профессии.

• В соответствии с Трудовым кодексом работодатель обязан проводить дополнительное профессиональное образование врача, т. е. в том числе содействовать обучению врача именно по программам повышения квалификации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Пивень Д.В. Повышение квалификации врачей: основные вызовы сегодня и что делать // Менеджер здравоохранения. - 2022. - № 2. - С. 4-13.

2. Пивень Д.В., Кицул И.С. Перспективы и возможные варианты развития непрерывного медицинского образования в России // Менеджер здравоохранения. - 2022. - № 7. - С. 4-9.

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № 2

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023

ORIGINAL PAPER

PERIODIC ACCREDITATION BY ORDER OF THE MINISTRY OF HEALTH OF RUSSIA DATED 10.28.2022 No. 709N: WHICH OPTION OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT IS MORE PREFERABLE FOR A DOCTOR

D.V. Piven a I.S. Kitsul b

a Expert on the issues of regulatory and legal regulation of health care activities; b Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education - t he branch of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, Irkutsk, Russia.

a https://orcid.org/0000-0001-9202-9916; b https://orcid.org/0000-0001-6745-3862.

H Corresponding author: Piven D. V.

ABSTRACT

The article analyzes in detail the possible options for training a doctor, offered by order of the Ministry of Health of Russia dated October 28, 2022 No. 709n in order to prepare for periodic accreditation. The authors substantiate in detail that in order to pass periodic accreditation, the most high-quality, reliable, safe and least expensive training option for a doctor is the development of advanced training programs, the total development period of which is at least 144 hours over 5 years. The following are named as the main reasons for this: in the domestic legislation, advanced training of a doctor is understood exclusively as the development of relevant educational programs; due to the numerous requirements of the legislation for the content and development of educational programs, the requirements for scientific and pedagogical personnel and for educational organizations implementing these programs, it is the development of advanced training programs that ensures the training of a specialist of the proper quality, which determines his admission to the profession; in accordance with the Labor Code of the Russian Federation, the employer is obliged to conduct additional professional education for a doctor, i.e. including to promote the training of a doctor specifically for advanced training programs.

Keywords: advanced training of doctors, programs of additional professional education, continuous medical education, periodic accreditation, training.

For citation: Piven D. V., Kitsul I.S. Periodic accreditation by order of the Ministry of Health of Russia dated 10.28.2022 No. 709n: which option of professional development is more preferable for a doctor // Manager Zdravoohranenia. 2023; 2: 4—11. DOI: 10.21045/18110185-2023-2-4-11.

REFERENSES

1. Piven D. V. Advanced training of doctors: the main tasks today and what to do // Manager Zdravoohranenia. -2022. - № 7. - P. 4-13.

2. Piven D.V, Kitsul. I.S. Prospects and possible options for the development of continuing medical education in Russia // Manager Zdravoohranenia. - 2022. - № 7. - P. 4-9.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Пивень Дмитрий Валентинович - д-р мед. наук, профессор, эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, г. Санкт-Петербург, Россия.

Dmitrii V. Piven - D.Sc. (Medicine), Professor, Expert on the issues of regulatory and legal regulation of health care activities, Saint-Petersburg, Russia. E-mail: piven_dv@mail.ru

Кицул Игорь Сергеевич - д-р мед. наук, профессор, профессор РАН, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования - филиала ФГБОУДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Иркутск, Россия. Igor S. Kitsul - D.Sc. (Medicine), Professor, Professor, Head of the Department of Public Health and Public Health of the Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education - the branch of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, Irkutsk, Russia. E-mail: zdravirk@mail.ru

№ 2 Manager

2023 Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.