Научная статья на тему 'О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЧАСТИ УТОЧНЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА МЛАДШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА'

О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЧАСТИ УТОЧНЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА МЛАДШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЛАДШИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ / МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / АККРЕДИТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА / НОМЕНКЛАТУРА ДОЛЖНОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пивень Д.В., Кицул И.С.

В настоящее время в законодательстве РФ правовой статус лиц из числа младшего медицинского персонала в части отнесения их к медицинским работникам чётко не определён. Это обусловлено тем, что младший медицинский персонал не проходит аккредитацию специалиста и в соответствии с требованиями ч. 1-й ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Основы) не имеет права на осуществление медицинской деятельности. Данное обстоятельство значительно снижает социальную защищённость младшего медицинского персонала и требует обязательной правовой коррекции. В статье представлен подробный анализ законодательства, в котором детально обоснована необходимость уточнения и закрепления правового статуса младшего медицинского персонала. С этой целью законодателю предлагается изложить часть 1-ую ст. 69 Основ в следующей редакции: «Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста, а также лица, замещающие иные должности медицинских работников, указанные в номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утверждённой уполномоченным федеральным органам исполнительной власти».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE NEED TO IMPROVE FEDERAL LEGISLATION IN TERMS OF CLARIFYING AND FIXING THE LEGAL STATUS OF JUNIOR MEDICAL PERSONNE

Currently, in the legislation of the Russian Federation, the legal status of persons from among the junior medical personnel in terms of classifying them as medical workers is not clearly defined. This is due to the fact that junior medical personnel do not pass the accreditation of a specialist and, in accordance with the requirements of Part 1 of Art. 69 of the Federal Law of November 21, 2011 No. 323-FZ “On the Fundamentals of Protecting the Health of Citizens in the Russian Federation” (hereinafter referred to as the Fundamentals) does not have the right to carry out medical activities. This circumstance significantly reduces the social security of junior medical personnel and requires mandatory legal correction. The article presents a detailed analysis of the legislation, which substantiates in detail the need to clarify and consolidate the legal status of junior medical personnel. To this end, the legislator is invited to state part 1 of Art. 69 of the Fundamentals as follows: “Persons who have received medical or other education in Russian organizations engaged in educational activities and who have been accredited by a specialist, as well as persons filling other positions of medical workers specified in the nomenclature of positions, have the right to carry out medical activities in the Russian Federation medical workers and pharmaceutical workers, approved by the authorized federal executive bodies.

Текст научной работы на тему «О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЧАСТИ УТОЧНЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА МЛАДШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА»



ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2023-6-14-21 УДК: 614.2

О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЧАСТИ УТОЧНЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА МЛАДШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

д.в. Пивень а , и.с. Кицул ь

а Эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения;

ь Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования -Филиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Иркутск, Россия.

а https://orcid.org/0000-0001 -9202-9916; ь https://orcid.org/0000-0001-6745-3862.

И Автор для корреспонденции: Пивень Д.В.

" АННОТАЦИЯ

В настоящее время в законодательстве РФ правовой статус лиц из числа младшего медицинского персонала в части отнесения их к медицинским работникам чётко не определён. Это обусловлено тем, что младший медицинский персонал не проходит аккредитацию специалиста и в соответствии с требованиями ч. 1-й ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Основы) не имеет права на осуществление медицинской деятельности. Данное обстоятельство значительно снижает социальную защищённость младшего медицинского персонала и требует обязательной правовой коррекции. В статье представлен подробный анализ законодательства, в котором детально обоснована необходимость уточнения и закрепления правового статуса младшего медицинского персонала. С этой целью законодателю предлагается изложить часть 1-ую ст. 69 Основ в следующей редакции: «Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста, а также лица, замещающие иные должности медицинских работников, указанные в номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утверждённой уполномоченным федеральным органам исполнительной власти». Ключевые слова: младший медицинский персонал, медицинские работники, медицинская деятельность, профессиональные стандарты, программы профессионального обучения, аккредитация специалиста, номенклатура должностей. Для цитирования: Пивень Д.В., Кицул И.С. О необходимости совершенствования федерального законодательства в части уточнения и закрепления правового статуса младшего медицинского персонала. Менеджер здравоохранения. 2023; 6:14-21. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-6-14-21

Как известно, 31 декабря 2022 г. было издано Постановление Правительства РФ от № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее Постановление № 2568). Данным документом в том числе предписано осуществление соответствующих социальных выплат медицинским работникам, отнесённым к младшему медицинскому

© Пивень Д.В., Кицул И.С., 2023 г.

персоналу. Так, пункт 2 Постановления № 2568 гласит: «Установить с 1 января 2023 г. специальную социальную выплату следующим категориям медицинских работников ...:

з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц;

и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу;

к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи».

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № Б

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2023

Безусловно, это крайне важное и своевременное решение! Здесь следует отметить системный характер Постановления № 2568. Во-первых, конечная дата реализации данного документа не определена, что говорит о его пролонгированном во времени действии. Во-вторых, несмотря на то, что Постановление № 2568, казалось бы, касается только медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, в пункте 14 документа прямо указано:

«Рекомендовать высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации:

а) установить за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации специальные социальные выплаты для медицинских работников, оказывающих не входящую в базовую программу обязательного медицинского страхования скорую медицинскую помощь, первичную медико-санитарную помощь гражданам, включая диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);

б) обеспечить в 2023 году и последующие годы уровень оплаты труда медицинских работников не ниже уровня 2022 года с учетом ее индексации и специальной социальной выплаты».

Таким образом, Постановление № 2568 в том числе прямо направлено на обеспечение социальными выплатами значительной части младшего медицинского персонала страны. В этой связи необходимо обратить внимание на недостаточную правовую защищенность младшего медицинского персонала на уровне федерального законодательства, что в свою очередь создаёт риски как по выполнению Постановления № 2568 в части специальных социальных выплат, так и по соблюдению/выполнению иных социальных гарантий для данной категории работников. Напомним, что всего несколько лет назад во многих государственных (муниципальных) медицинских организациях РФ в целях «экономии» и/или перераспределения финансовых средств активно предпринимались попытки по переводу младшего медицинского персонала на должности, не связанные с осуществлением медицинской деятельности. Например, перевод санитарок в уборщицы и т.п. Всё это в итоге приводило к усилению социальной напряжённости в медицинском сообществе. Одной из главных причин

названных выше событий, недопустимость повторения которых абсолютно очевидна, является то, что в федеральном законодательстве отсутствует чёткое закрепление правового статуса младшего медицинского персонала. К сожалению, данная проблема сохраняется и сегодня, а соответственно сохраняются и связанные с ней риски.

Суть проблемы заключается в том, что действующее законодательство при внимательном рассмотрении вполне позволяет не относить младший медицинский персонал к медицинским работникам! Для иллюстрации глубины и серьёзности данного вопроса проведём соответствующий анализ. Следует также подчеркнуть, что к теме правового статуса младшего медицинского персонала обращались и обращаются разные авторы [1—6].

Казалось бы, в соответствии с Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утверждённой приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1183н (далее Номенклатура должностей), должности младшего медицинского персонала (младшая медицинская сестра по уходу за больными, санитар, санитар-водитель, сестра-хозяйка) однозначно отнесены к медицинским работникам. В пункте 1.5. Номенклатуры должностей закреплено, что к иным должностям медицинских работников (младшему медицинскому персоналу) относятся:

• младшая медицинская сестра по уходу за больными;

• санитар;

• санитар-водитель;

• сестра-хозяйка.

При этом в соответствии с пунктом 13 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Основы) «медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность». В свою очередь, в части 1-й ст. 69 Основ чётко и категорично указано, что «право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста»!

С

•КС

№ В Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

То есть сейчас имеет место следующая ситуация.

Если исходить из того, что младший медицинский персонал, как указывает Номенклатура должностей, относится к медицинским работникам, то значит данный персонал осуществляет медицинскую деятельность. Если же младший медицинский персонал осуществляет медицинскую деятельность, то значит в соответствии с указанной выше ст. 69 Основ все лица из числа младшего медицинского персонала должны иметь медицинское или иное образование, полученное в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и пройти аккредитацию специалиста.

Что касается медицинского или иного образования, полученного в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, то в отношении соблюдения этого условия к допуску к профессиональной деятельности каких-либо значимых проблем для младшего медицинского персонала нет. Абсолютное большинство лиц, работающих сегодня в медицинских организациях РФ на должностях младшего медицинского персонала, необходимое образование имеют. При этом данное образование чаще всего именно иное, а не медицинское.

А вот то, что касается прохождения аккредитации специалиста, т.е. соблюдения ещё одного закреплённого в ст. 69 Основ обязательного условия к допуску к осуществлению медицинской деятельности, то именно это условие сегодня для младшего медицинского персонала является абсолютно непреодолимым препятствием.

Почему?

Во-первых, в части 3 ст. 69 Основ сказано, что «аккредитация специалиста проводится аккреди-тационной комиссией по окончании освоения им профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет». Аналогичное требование закреплено и в п. 2 Положения об аккредитации специалистов, утверждённого приказом Министерства здравоохранения РФ от 28 октября 2022 г. № 709н (далее Приказ 709н), где сказано, что аккредитация специалиста проводится в том числе в отношении «лиц, завершивших освоение дополнительных профессиональных программ медицинского образования или фармацевтического образования - программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение

квалификации, лиц, имеющих немедицинское образование, стаж работы на должностях медицинских работников более пяти лет и завершивших освоение дополнительных профессиональных программ -программ повышения квалификации в соответствии с видом профессиональной деятельности».

Во-вторых, в части 3 ст. 69 Основ сказано, что «аккредитация специалиста - процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности». Проблема в том, что сегодня в здравоохранении РФ просто нет таких специальностей для младшего персонала. Во всяком случае номенклатура специальностей младшего медицинского персонала никем и никогда не устанавливалась, не установлена она и сейчас. Не вносит какую-либо ясность в этот вопрос и Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (далее Приказ 541н), где как и в Номенклатуре должностей говорится исключительно о должностях младшего медицинского персонала. А раз нет специальностей, то закономерно возникает вопрос: «Об аккредитации каких специалистов из числа младшего медицинского персонала может идти речь?».

В-третьих, в соответствии с частью 1 ст. 82 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании) подготовка медицинских работников и фармацевтических работников осуществляется путем реализации следующих профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования:

1) образовательные программы среднего профессионального образования;

2) образовательные программы высшего образования;

3) дополнительные профессиональные программы.

То есть Законом об образовании в принципе не предусмотрена подготовка работников, замещающих должности, отнесённые к младшему медицинскому персоналу, путем реализации профессиональных образовательных программ медицинского

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № Б

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2023

образования. Соответственно данное обстоятельство тоже прямо подтверждает невозможность аккредитации младшего медицинского персонала. Пожалуй, особое место здесь занимает только должность «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», подготовка по которой до конца 2022 г. осуществлялась, как известно, в том числе по соответствующему федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования. Но и с подготовкой по указанной должности всё очень и очень непросто, ниже к данному вопросу мы ещё вернёмся и детально его проанализируем.

Оппоненты могут возразить, что якобы на самом деле правовая ситуация не является такой драматичной, какой она представлена выше, и многие из поставленных вопросов если ещё и не урегулированы полностью, то уже на пути к этой цели благодаря действию профессионального стандарта «Младший медицинский персонал», утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 января 2016 г. № 2н (далее Проф-стандарт № 2н).

Ну что ж, давайте внимательно разберёмся с тем, насколько помогает или не помогает Проф-стандарт № 2н в части уточнения правового статуса младшего персонала. Анализу разных аспектов данного документа посвящён и целый ряд публикаций других авторов [1, 2, 4].

Для начала отметим, что в Профстандарте № 2н присутствуют требования к образованию и описание трудовых функций не по всем, а только по двум должностям младшего медицинского персонала. Это - должности «Санитар» и «Младшая медицинская сестра по уходу за больными».

В отношении должности «Санитар» в Профстандарте № 2н обращает на себя внимание следующее. В качестве требований к образованию и обучению Профстандарт № 2н указывает на необходимость профессионального обучения по должности «Санитар». Если предположить, что данное требование Профстандарта № 2н, принятого, напомним, ещё в 2016 г., реализуется, то тогда почему в уже названной выше ст. 82 Закона об образовании, указанная там подготовка медицинских работников не дополнена положением о том, что в том числе таковая осуществляется и путём реализации программ профессионального обучения?

Ещё больше вопросов возникает к характери -стикам, данным в Профстандарте № 2н по должности «Младшая медицинская сестра по уходу за

больными». Так, в разделе «Требования к образованию и обучению» по данной должности указано следующее:

«Среднее общее образование и профессиональное обучение по должности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными».

Среднее профессиональное образование по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» - образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) по должности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными».

Что касается названного в первом абзаце требования о профессиональном обучении по должности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», то оно здесь вызывает такой же вопрос, как и по должности «Санитар»: «Почему в ст. 82 Закона об образовании, указанная там подготовка медицинских работников не дополнена положением о том, что в том числе таковая осуществляется и путём реализации программ профессионального обучения?».

Не меньше вопросов возникает и по второму абзацу, где указано «среднее профессиональное образование по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» - образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) по должности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными». Казалось бы, наоборот, с этим абзацем должна быть полная ясность, так как он отражает требования Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. № 694 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии «060501.01 Младшая медицинская сестра по уходу за больными» (далее Приказ Минобрнауки № 694) и в этом смысле укладывается в требования ст. 82 Закона об образовании. Но тогда непонятно, почему в Профстандарте № 2н в требованиях к образованию и обучению по должности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» одновременно указана и возможность освоения по данной должности программ профессионального обучения, и возможность освоения образовательных программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих). В соответствии с частью 3 ст. 12 Закона об образовании данные программы не являются равнозначными! Кроме того, если Приказ Минобрнауки № 694 говорит о среднем

С

•КС

№ В Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

профессиональном образовании по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», то тогда непонятно, почему в разделе 1.4. Номенклатуры должностей в перечне «Должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал)» отсутствует должность «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» для лиц, получивших такое образование?

Более того, в характеристиках Профстандарта № 2н по должности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» в разделе «Дополнительные характеристики» в последней строке таблицы есть ссылка на ОКСО (Общероссийский классификатор специальностей по образованию -прим. авт.). А далее в этой же строке, но в графе «Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности» указано «Сестринское дело». Возникает вопрос: «А какое отношение «Сестринское дело» имеет к должности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»?». Отметим, что в «Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2016» (принят и введен в действие Приказом Росстандар-та от 08.12.2016 № 2007-ст) в разделе «1. Профессии среднего профессионального образования» как раз и указано «Сестринское дело», но это никак не касается должности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», которая опять же в соответствии с разделом 1.5. Номенклатуры должностей чётко отнесена к иным должностям медицинских работников (младшему медицинскому персоналу).

И, наконец, ещё больше запутал ситуацию с требованиями к образованию и обучению по должности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» приказ Минпросвещения от 03.02.2022 № 50, который добавил в Приказ Минобрнауки № 694 пункт о том, что «приём на обучение в соответствии с утвержденным настоящим приказом федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии «060501.01 Младшая медицинская сестра по уходу за больными» прекращается 31 декабря 2022 года». То есть перспективы подготовки по профессии «060501.01 Младшая медицинская сестра по уходу за больными» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по Приказу Ми-нобрнауки № 694 сегодня абсолютно неясны.

Не вносит ясности в рассматриваемый вопрос и письмо Минздрава России от 21.11.2018 № 16-5/2125907 «По вопросу профессиональной деятельности лиц, занимающих должность младшей медицинской сестры по уходу за больными». В указанном письме в том числе сказано, что «осуществлять профессиональную деятельность в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными, в должности санитара (санитарки) могут медицинские работники, прошедшие профессиональное обучение в соответствии с требованиями упомянутого выше профессионального стандарта. При этом профессиональный стандарт не устанавливает определенную продолжительность обучения. Продолжительность и содержание профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяются конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований...». Проблема здесь в том, что обязательность соблюдения требований Проф-стандарта № 2н нигде не закреплена. Напомним, что статья 195.3. Трудового Кодекса РФ гласит следующее: «Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями». В свою очередь обязательность освоения младшими медицинскими сёстрами и санитарами (санитарками) программ профессионального обучения сегодня тоже нигде не обозначена.

Возможно оппоненты возразят, что в Приказе 541н в требованиях к квалификации по должности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» указана «дополнительная подготовка по направлению профессиональной деятельности без предъявления требований к стажу работы». Следовательно, по логике оппонентов, требования Профстандарта № 2н - обязательны. Нет, это не так! В Профстандарте № 2н речь в том числе идёт конкретно об освоении программ профессионального обучения, а в Приказе 541н говорится о малопонятной «дополнительной подготовке по направлению профессиональной деятельности».

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № Б

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023

Таким образом, сегодня Профстандарт № 2н не только никак не проясняет ситуацию с правовым статусом младшего медицинского персонала, но и, наоборот, вызывает целый ряд дополнительных вопросов.

Допускаем, что у кого-либо могут возникнуть сомнения в том, а осуществляет ли младший медицинский персонал вообще медицинскую деятельность. Напомним, что в соответствии с пунктом 10 части 1 ст. 2 Основ «медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях». Из представленного положения видно, что медицинская деятельность, в том числе включает в себя профессиональную деятельность по проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, которые трактуются законодательством достаточно широко. При этом следует отметить, что уже в части реализации данного положения сегодня действуют многочисленные приказы Минздрава России и СанПиНы Роспотребнадзо-ра, в выполнении которых младшему медицинскому персоналу отводится весьма и весьма значительная роль. Таким образом, осуществление младшим медицинским персоналом медицинской деятельности не вызывает никаких сомнений! Однако, как было показано выше, из этого автоматически не следует, что лица из числа младшего медицинского персонала являются медицинскими работниками.

Что делать?

Полагаем, что есть два пути решения рассматриваемой проблемы. При этом данные пути - неравнозначны и имеют разный набор достоинств и недостатков. Рассмотрим их.

Первый путь. В этом случае необходимо внести в ст. 82 Закона об образовании дополнения о том, что подготовка медицинских работников осуществляется в том числе путем реализации программ профессионального обучения. Одномоментно необходимо утвердить номенклатуру специальностей младшего медицинского персонала и, конечно, дополнить Приказ 709н положением о том, что аккредитация специалиста проводится в том числе в отношении лиц, завершивших освоение программ профессионального обучения. Кроме того, следует

соответствующим образом отредактировать Проф-стандарт № 2н, чётко указав в нём, что замещение всех должностей младшего медицинского персонала требует освоения соответствующих программ профессионального обучения. В результате указанной выше коррекции создаются все правовые условия для того, чтобы лица из числа младшего медицинского персонала были допущены к процедуре аккредитации специалистов и соответственно действительно были отнесены законодательством к медицинским работникам со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. НО!!!

Данный путь, к сожалению, имеет и серьёзные недостатки, не учитывать которые никак нельзя. Во-первых, сама схема подготовки младшего медицинского персонала по программам профессионального обучения представляется весьма громоздкой и труднореализуемой на практике. В результате медицинские организации могут просто остаться без младшего медицинского персонала вообще. Во-вторых, даже если представить, что названные выше поправки в законодательство будут приняты и заработают, то можно с большой долей уверенности утверждать, что в этом случае основная роль в реализации программ профессионального обучения по подготовке младшего медицинского персонала будет моментально перехвачена частными образовательными организациями, в абсолютном большинстве случаев не имеющими для надлежащей подготовки ни соответствующей материально-технической базы, ни подготовленных педагогических кадров. То есть по факту никакой подготовки младшего медицинского персонала не будет вообще, а будет иметь место лишь массовая продажа документов об освоении программ профессионального обучения. В итоге всё это принесёт больше вреда, чем пользы.

С учётом названных выше рисков более реалистичным и правильным представляется второй путь решения рассматриваемой проблемы в части отнесения лиц из числа младшего медицинского персонала к медицинским работникам и законодательного закрепления их правового статуса. В этой связи предлагаем законодателю изложить часть 1-ую ст. 69 Основ в следующей редакции:

«Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие

С

•КС

№ В Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

аккредитацию специалиста, а также лица, замещающие иные должности медицинских работников, указанные в номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утверждённой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». Что касается подготовки младшего медицинского персонала для выполнения своих обязанностей, то в современных реалиях более правльным представляется её осуществление в виде необходимых инструктажей

непосредственно в медицинской организации, то есть так, как это в абсолютном большинстве случаев происходит и сейчас.

Уверены, что реализация данного предложения, чётко определив правовой статус младшего медицинского персонала, позволит значимо повысить его социальную защищённость как в части получения специальных социальных выплат, так и по многим другим актуальным для всех медицинских работников направлениям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к#

1. Акмаева Т.А., Бадалян Н.И., Мещанкина Е.В. Профстандарт для младшего медперсонала: как создавался и где применять // Главная медицинская сестра. - 2016. - № 5. - С. 34-37.

2. Власова М.М., Самойленко В.В. Профстандарт для младшего персонала: учимся применять на практике // Главная медицинская сестра - 2016. - № 6 (Электронный журнал).

3. Кадыров Ф.Н., Совпель А.А. Организационные и правовые основы перевода санитарок в уборщиков производственных или служебных помещений // Менеджер здравоохранения. - 2015. - № 4. - С. 68-75.

4. Кадыров Ф.Н, Мещанкина Е.В. Практические аспекты внедрения профессионального стандарта «Младший медицинский персонал» // Менеджер здравоохранения. - 2016. - № 10. - С. 60-70.

5. Рожнова О.Б. «Правовые вопросы деятельности младшего медицинского персонала» // Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения». - 2013. - № 12 (Электронное издание -https://recipe.ru/nd/medical-and-pharmaceutical-workers/statya-pravovye-voprosy-deyatelnosti-mladshego-meditsinskogo-personala-o-b-rozhnova-meditsinskaya-statistika-i-orgmetodrabota-v-uchrezhdeniyah-zdravo-ohraneniya-2013-n-12).

6. Фаршатов P.C., Кильдебекова Р.Н. Вклад младшего медицинского персонала в оказание медицинской помощи // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 2-4. -С. 498-501.

ORIGINAL PAPER

ON THE NEED TO IMPROVE FEDERAL LEGISLATION IN TERMS OF CLARIFYING AND CONSOLIDATING THE LEGAL STATUS OF A JUNIOR MEDICAL PERSON

D.V. Piven - I.S. Kitsul b

a Expert on the issues of regulatory and legal regulation of health care activities; b Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education - t he branch of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, Irkutsk, Russia.

a https://orcid.org/0000-0001 -9202-9916; b http:/orcid.org/0000-0001-6745-3862.

El Corresponding author: Piven D. V.

ABSTRACT

Currently, in the legislation of the Russian Federation, the legal status of persons from among the junior medical personnel in terms of classifying them as medical workers is not clearly defined. This is due to the fact that junior medical personnel do not pass the accreditation of a specialist and, in accordance with the requirements of Part 1 of Art. 69 of the Federal Law of November 21, 2011 No. 323-FZ "On the Fundamentals of Protecting the Health of Citizens in the Russian Federation" (hereinafter referred to as the Fundamentals) does not have the right to carry out medical activities. This circumstance significantly reduces the social security of junior medical personnel and requires mandatory legal correction. The article presents a detailed analysis of the legislation, which substantiates in detail the need to clarify and consolidate the legal status of junior medical personnel. To this end, the legislator is invited to state part 1 of Art. 69 of the Fundamentals as follows: "Persons who have received medical or other education in Russian organizations engaged in educational activities and who have been accredited by a specialist, as well as persons filling other positions of medical workers specified in the nomenclature of positions, have the right to carry out medical activities in the Russian Federation medical workers and pharmaceutical workers, approved by the authorized federal executive bodies. Key words: junior medical personnel, medical workers, medical activities, professional standards, professional training programs, specialist accreditation, nomenclature of positions.

For citation: Piven D.V, Kitsul I.S. On the need to improve federal legislation in terms of clarifying and fixing the legal status of junior medical personne. Manager Zdravoohranenia. 2023; 6:14-21. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-6-14-21

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 6

ZdrevoochreneniB 2023

REFEREVCES

1. Akmaeva T.A., Badalyan N.¡., Meshchankina E.V. Occupational standard for junior medical staff: how it was created and where to apply // Chief Nurse. - 2016. - No. 5. - P. 34-37.

2. Vlasova M.M., Samoilenko V.V. Professional standard for junior staff: learning to put into practice // Chief Nurse - 2016. - No. 6 (Electronic journal).

3. Kadyrov F.N., Sovpel A.A. Organizational and legal bases for the transfer of nurses to cleaners of industrial or office premises // Manager Zdravoohranenia. - 2015. - No. 4. - P. 68-75.

4. Kadyrov F.N., Meshchankina E.V. Practical aspects of the implementation of the professional standard "Junior Medical Personnel" // Manager Zdravoohranenia. - 2016. - No. 10. - P. 60-70.

5. Rozhnova O.B. "Legal Issues of the Activities of Junior Medical Personnel" // Medical Statistics and Organizational Methods in Healthcare Institutions. - 2013. - No. 12 (Electronic edition - https:// recipe.ru/nd/medical-and-pharmaceutical-workers/statya-pravovye-voprosy-deyatelnosti-mladshego-meditsinskogo-personala-o-b-rozhnova-meditsinskaya-statistika-i-orgmetodrabota-v-uchrezhdeniyah-zdravoohraneniya-2013-n-12).

6. Farshatov R.S., Kildebekova R.N. The contribution of junior medical personnel to the provision of medical care // International Journal of Applied and Fundamental Research. - 2016. - No. 2-4. -P. 498-501.

информация ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Пивень Дмитрий Валентинович - доктор медицинских наук, профессор, эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, г. Санкт-Петербург, Россия.

Dmitrii V. Piven - D.Sc. (Medicine), Professor, Expert on the issues of regulatory and legal regulation of health care activities, Saint Petersburg, Russia. E-mail: piven_dv@mail.ru

Кицул Игорь Сергеевич - доктор медицинских наук, профессор, профессор РАН, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования - филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Иркутск, Россия. Igor S. Kitsul - D.Sc. (Medicine), Professor, Head of the Department of Public Health and Public Health of the Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education - the branch of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, Irkutsk, Russia. E-mail: zdravirk@mail.ru

3дравоохранение-2023

МИНЗДРАВ УСКОРИТ РАССМОТРЕНИЕ КЛИНИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Минздрав внесет изменения в приказ № 104н от 28.02.2019, устанавливающий порядок и сроки одобрения и утверждения клинических рекомендаций (КР). Проект документа опубликован на портале regulation.gov.ru.

Так, ответственный департамент теперь будет проверять соответствие поступивших на рассмотрение клинических рекомендаций установленным требованиям не 20, а 15 рабочих дней. А в случае если в министерство поступит несколько КР по одному заболеванию, состоянию (группе заболеваний, состояний), их должны будут направлять в федеральную экспертную организацию для оценки уже через день, а не в течение трех календарных дней, как сейчас. Также один день отводится чиновникам на ответ разработчикам рекомендаций, если они не соответствуют требованиям.

На экспертную оценку КР по-прежнему отводится 30 рабочих дней. При этом подведомственная Минздраву экспертная организация должна будет направлять заключение не только в министерство, но и в научно-практический совет. По состоянию на сентябрь 2022 года в Минздрав было направлено 725 проектов клинических рекомендаций, из них 343 в соответствии с Перечнем заболеваний и состояний. В рубрикаторе размещено 388 действующих КР, из них по перечню - 309.

Источник: Медвестник.ру

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.