От редакции:
одной из наиболее актуальных тем в последнее время являются профессиональные стандарты. очень много вопросов вызывает практическое применение профессионального стандарта «младший медицинский персонал», предполагающего ранее отсутствовавшие требования к образованию санитарок (санитаров). значимость этой проблеме придает активно идущий процесс перевода санитарок в уборщики производственных либо служебных помещений. особенно в контексте споров по поводу того, относится ли вообще санитарка (санитар) к медицинским работникам в соответствии с положениями нынешнего законодательства.
Эти и другие вопросы рассматриваются в нашей традиционной рубрике.
Шеф-редактор Н. Г. Куракова
Ф. н. кадыров,
д.э.н., профессор, заместитель директора, Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, г. Москва, Россия
Е.в. мещанкина,
начальник отдела дополнительного профессионального образования, ФГБУ ДПО ВУНМЦ Минздрава России, г. Москва
практические аспекты внедрения профессионального стандарта
«младший медицинский персонал»
УДК 614.258
Кадыров Ф. Н, Мещанкина Е.В. Практические аспекты внедрения профессионального стандарта «Младший медицинский персонал» (Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России; ФГБУ ДПО ВУНМЦ Минздрава России)
Аннотация. Появление профессиональных стандартов - новый этап в развитии профессиональных компетенций работников. Данный процесс нередко сопровождается сложностями применения профессиональных стандартов на практике. Это актуально и для профессионального стандарта «Младший медицинский персонал», который, в частности, предполагает требование наличия у санитаров профессионального обучения по соответствующей должности. Ранее такого требования не существовало. Система обучения пока не разработана. Это является одной из ключевых проблем внедрения на практике рассматриваемого профессионального стандарта.
Многие новации, характеризующие отличия профессионального стандарта «Младший медицинский персонал» от квалификационных характеристик «Санитарка» связаны с необходимостью реализации положений Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», определяющих понятие «медицинский работник».
Ключевые слова: профессиональный стандарт, квалификация, профессиональное обучение, младший медицинский персонал, санитар, младшая медицинская сестра по уходу.
© Ф. Н. Кадыров, Е.В. Мещанкина, 2016 г.
1енеджер № 10
здравоохранения 2016
Порядок разработки профессионального стандарта «Младший медицинский персонал»
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 2н от 12 января 2016 г. утвержден профессиональный стандарт «Младший медицинский персонал».
Профессиональный стандарт (далее также - стандарт) в этой области деятельности представляет собой методический документ, описывающий характеристики знаний, умений и опыта работника, необходимых ему для осуществления данной профессиональной деятельности.
Деятельность по разработке данного стандарта началась в 2014 году в соответствии с поручением заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации И. Н. Ка-граманяна от 08 июля 2014 г. № 16-4/10/25045 по организации разработки проекта профессионального стандарта младшего медицинского персонала.
Ответственной организацией по разработке профессионального стандарта «младший медицинский персонал» было назначено государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Организациями-разработчиками профессионального стандарта «Младший медицинский персонал» явился ряд медицинских колледжей, указанных в самом профессиональном стандарте.
Разработка и корректировка профессионального стандарта осуществлялись в соответствии с нормативными документами, регламентирующими разработку, утверждение и применение профессиональных стандартов.
С целью выявления обобщенных трудовых функций, определения и описания типовых
трудовых функций, уточнения необходимых знаний, умений младшего медицинского персонала был проведен анализ основных нормативных документов, определяющих квалификационные характеристики профессиональной деятельности и регулирующих вид профессиональной деятельности по указанным профессиям.
Экспертный анализ требований к деятельности младшего медицинского персонала позволил сделать вывод, что профессия санитарки в Общероссийском классификаторе занятий отнесена к базовой группе - неквалифицированные рабочие, а в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих к младшему медицинскому персоналу наряду с младшей медицинской сестрой по уходу.
Должность «младшая медицинская сестра по уходу за больными» (4 квалификационный уровень) имеет требование к образованию - среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) по указанной должности.
Относится ли младший медицинский персонал к медицинским работникам?
На первый взгляд, ответ очевиден: раз это медицинский персонал, значит - это медицинские работники. Так, пункт 1.5. Приказа Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н (ред. от 01.08.2014) «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» в разделе «Иные должности медицинских работников (младший медицинский персонал)» содержит следующие должности:
• младшая медицинская сестра по уходу за больными;
• санитар;
• санитар-водитель;
• сестра-хозяйка.
Эти должности есть и в Приказе Минздрав-соцразвития России от 23.07.2010 № 541н, утвердившем «Квалификационные характери-
№ 10 Менеджер
201Б здравоохранения
стики должностей работников в сфере здравоохранения» (далее - Приказ № 541н).
Однако пункт 13) статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-Ф3) следующим образом определяет понятие медицинский работник: «медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность».
Соответственно, в отношении каждой из вышеуказанных должностей возникают вопросы:
1. Осуществляет ли работник, занимающий соответствующую должность, медицинскую деятельность?
2. Имеет ли (должен ли иметь) работник, занимающий соответствующую должность, медицинское образование?
Что же касается медицинской деятельности, то пункт 10) вышеуказанной статьи 2 Федерального закона № 323-Ф3 устанавливает: «медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпиде-мических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях».
Наибольшая ясность в связи с этим есть у младшей медицинской сестры по уходу за больными. В соответствии с Приказом № 541н в ее должностные обязанности входит проведение несложных медицинских манипуляций (постановка банок, горчичников, компрессов). Требования к квалификации предполагают «начальное профессиональное образование по специальности
«сестринское дело» без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование, дополнительная подготовка по направлению профессиональной деятельности без предъявления требований к стажу работы». Формально оба требования для отнесения к медицинскому работнику соблюдены. Поэтому младшую медицинскую сестру по уходу за больными можно отнести к медицинским работникам.
Казалось бы, санитар, не оказывающий медицинскую помощь, не занимается медицинской деятельностью. Однако в вышеприведенном определении к медицинской деятельности отнесено и проведение санитарно-противо-эпидемических (профилактических) мероприятий. Это как раз предусматривается как квалификационными характеристиками, утвержденными Приказом № 541н, так и профессиональным стандартом «младший медицинский персонал» (данная должность предполагает деятельность, связанную с обеспечением инфекционной безопасности в медицинской организации).
Что же касается образования санитара, то Приказ № 521н не требует наличия специального (медицинского) образования. Устранить эту нестыковку при отнесении санитара к медицинским работникам как раз и призваны требования профессионального стандарта к образованию и обучению санитаров, которые предполагают среднее общее образование и профессиональное обучение по должности «санитар».
Более детально вопросы, связанные с образованием санитаров, мы рассмотрим ниже.
В отношении же других должностей, содержащихся в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников» (санитар-водитель и сестра-хозяйка), следует признать, что они ни по характеру выполняемой работы, ни по требованиям к образованию не могут соответствовать определению «медицинский работник», содержащемуся в Федеральном законе № 323-Ф3. Именно поэтому (в целях соответствия федеральному законодательству) эти
Ченеджер № 10
здравоохранения 2016 ■
должности отсутствуют в профессиональном стандарте «Младший медицинский персонал». Однако до тех пор, пока сохраняется действие квалификационных характеристик, утвержденных Приказом № 541н, учреждения здравоохранения имеют право содержать в штатном расписании эти должности.
Структура профессионального стандарта
В стандарте были выделены две обобщенные трудовые функции: «Санитарное содержание палат, специализированных кабинетов, перемещение материальных объектов и медицинских отходов, уход за телом умершего человека» и «Оказание медицинских услуг по уходу».
Выделение трудовых функций по каждой обобщенной трудовой функции проведено в логике процессуального подхода (представлен цикл деятельности) и с учетом объектов профессиональной деятельности. Уровни квалификации для каждой обобщенной трудовой функции были определены в зависимости от полномочий и ответственности работника, характера умений и знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности. При разработке профессионального стандарта были разграничены компетенции санитарки и младшей медицинской сестры и обеспечена преемственность в деятельности работников на разных квалификационных уровнях.
В обобщенную трудовую функцию «Санитарное содержание палат, специализированных кабинетов, перемещение материальных объектов и медицинских отходов» входят следующие трудовые функции:
- перемещение и транспортировка материальных объектов и медицинских отходов (код А/01.2);
- санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря (код А/02.2);
- уход за телом умершего человека (код
А/03.2).
В обобщенную трудовую функцию «Оказание медицинских услуг по уходу» входит
трудовая функция «профессиональный уход за пациентом» (код В01/01.4).
Совокупность представленных трудовых функций в стандарте обеспечивает достижение основной цели вида профессиональной деятельности: создание благоприятных и комфортных условий пребывания пациента в медицинской организации для поддержания качества жизни.
Таким образом, профессиональный стандарт «Младший медицинский персонал», утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 2н от 12 января 2016 г., направлен на совершенствование качества медицинской помощи и может быть использован как основа при разработке штатного расписания, должностных инструкций, образовательных программ профессионального обучения, а также может применяться руководителями медицинских организаций для контроля работы персонала.
Требования к образованию и обучению по должности «Санитар»
Требования профессионального стандарта к образованию и обучению санитаров предполагают среднее общее образование и профессиональное обучение по должности «Санитар».
Появление этого требования к квалификации санитара, отсутствующего в квалификационных характеристиках, обусловлено следующими причинами:
1). Роль санитара, относящегося к младшему медицинскому персоналу, в процессе оказания медицинской помощи должна возрастать, не ограничиваясь функциями, характерными для уборщиков служебных или производственных помещений, что требует специальных умений и знаний.
2). Современные технологии санитарной обработки помещений и т.д. связаны с применением достаточно агрессивных моющих и дезинфицирующих средств, что предполагает грамотное их хранение, применение и т.д.
№ 10 Менеджер
201Б здравоохранения
3). Необходимо обеспечить легитимное отнесение санитаров к медицинскому персоналу. Дело в том, что, как уже отмечалось, Федеральный закон № 323-ф3 устанавливает, что медицинский работник должен иметь соответствующее образование: «медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование».
Наличия столь серьезного требования к обучению санитаров вызывает целый ряд вопросов:
- обязательно ли соблюдать это требование;
- с какого момента вступает в силу это требование;
- что делать в ситуации, когда у санитаров (санитарок) нет соответствующего обучения;
- за чей счет необходимо проводить обучение санитаров и т.д.?
Учитывая тот факт, что в настоящее время отсутствует профессиональное обучение по профессии «санитар», закономерен вопрос: предъявлять ли данное требование к санитарам?
В перспективе появятся соответствующие образовательные программы и данный вопрос уйдет с повестки дня. На нынешнем же этапе вопрос можно сформулировать следующим образом: обязательно ли применять требование профессионального стандарта о наличии профессионального обучения по должности «санитар»?
Обязательность применения профессиональных стандартов
Статья 195.3. Трудового кодекса, посвященная порядку применения профессиональных стандартов, устанавливает: «Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями».
Таким образом, для того чтобы профессиональные стандарты превратились для работодателей в обязательные для применения документы, законодательство, нормативные правовые акты должны содержать дополнительное указание на это.
Тем не менее, определенные требования в отношении обязательности применения стандартов в законодательстве есть. Например, статья 57 Трудового кодекса устанавливает: «Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации или соответствующим положениям профессиональных стандартов».
За невыполнение этого требования и других требований по обязательности применения профессиональных стандартов (если они появятся) предусмотрена ответственность в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.
Поэтому при составлении штатного расписания, при заполнении трудовой книжки работника, а также при изменении тарифного разряда в части наименования должности работника следует руководствоваться действующими в настоящее время Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих и профессиональными стандартами.
В остальных случаях работодатель не обязан применять ни квалификационные справочники, ни профессиональные стандарты и ответственность за их неприменение в подобных случаях трудовым законодательством
Ченеджер № 10
здравоохранения 201В ■
не предусмотрена. Это прямо предусмотрено статьей 195.3 Трудового кодекса, устанавливающей: «Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой статьи 195.1, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда».
Таким образом, для кадровых служб и работодателей иных организаций, кроме вышеуказанных, в отношении которых могут быть определены особенности применения профессиональных стандартов, при установлении квалификационных и профессиональных требований к соискателям и работникам, профессиональные стандарты являются ориентирами и могут применяться в части наименования должностей, профессий и специальностей, определения трудовых функций, требований к образованию и опыту работы с учетом особенностей, обусловленных технологией и организацией производства и труда у данного работодателя1.
Тем не менее, существуют особенности порядка внедрения профессиональных стандартов государственными (муниципальными) учреждениями.
Сроки внедрения профессионального стандарта «Младший медицинский персонал» в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения
Законодательством установлено право Правительства Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями2.
В рамках данных полномочий было принято соответствующее постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 5843. Постановление устанавливает, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Трудовым кодексом и другими нормативными актами, применяются государственными или муниципальными учреждениями, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов (далее - Планы).
Реализацию мероприятий Планов следует завершить не позднее 1 января 2020 года.
Итак, учреждения самостоятельно разрабатывают Планы и устанавливают в них сроки введения конкретных профессиональных стандартов. Учитывая, что в настоящее время отсутствуют программы обучения санитаров (они в настоящее время разрабатываются), а также то, что поэтапное обучение санитаров потребует значительного времени (невозможно всех санитарок обучить за один цикл, одновременно отрывая всех их
1 Информация Минтруда от 10.02.2016 «О применении профессиональных стандартов в сфере труда».
2 Статья 4 Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
3 Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами российской федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».
№ 10 Менеджер
201Б здравоохранения
от работы), целесообразно в Планах отодвинуть сроки введения профессионального стандарта «Младший медицинский персонал» на более поздний период. Это позволит решить целый ряд проблем, связанных с требованиями к квалификации санитаров.
Соотношение
профессиональных стандартов с квалификационными характеристиками
Принятие профессионального стандарта «Младший медицинский персонал» не привело к отмене квалификационных характеристик по соответствующим должностям, содержащимся в Квалификационных характеристиках должностей работников в сфере здравоохранения, утвержденных Приказом № 541н.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2014 № 487-р утвержден «Комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы». Пункт 16 этого плана предполагает поэтапную замену Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих на профессиональные стандарты.
Предусматривается, что профессиональные стандарты должны со временем заменить действующие квалификационные справочники, которые в значительной степени устарели и не соответствуют потребностям работодателей, контрольных органов и т.д.
Однако не стоит ожидать скорой отмены квалификационных справочников. Во-первых, требуется оценить опыт внедрения профессиональных стандартов. Во-вторых, профессиональные стандарты разрабатываются поэтапно и в связи с появлением относительно небольшого числа профессиональных стандартов невозможно сразу же отменить целиком квалификационные справочники, содержащие квалификационные характеристики по
должностям, на которые профессиональные стандарты еще не разработаны. Внесение же постоянных изменений в квалификационные справочники по мере появления новых профессиональных стандартов - дело крайне обременительное.
Поэтому какое-то время профессиональные стандарты будут сосуществовать с квалификационными справочниками.
В связи с этим возникает закономерный вопрос о том, каким документом должны в настоящее время руководствоваться учреждения при предъявлении требований к работникам, занимающим должности «санитар» и «младшая медицинская сестра по уходу за больными»?
Ответ на этот вопрос следующий. Во-первых, до тех пор, пока введение профессионального стандарта не осуществлено в соответствии с Планом, учреждение не обязано придерживаться положений стандарта, кроме тех, по которым есть законодательные требования в части квалификации (для санитаров таких требований нет).
По этому вопросу есть специальное разъяснение Минтруда России: если квалификационные справочники и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержит различные требования, то работодатель самостоятельно определяет, каким документом пользоваться (за исключением случаев, предусмотренных законодательством и иными нормативными актами) 4.
Профессиональные стандарты и должностные инструкции
Появление профессиональных стандартов приводит к необходимости пересмотра должностных инструкций, разработанных на основании квалификационных характеристик Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и т.д.
4 Письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/ В-2253.
Ченеджер № 10
здравоохранения 201В ■
Однако должны ли должностные инструкции копировать профессиональные стандарты? Нет, этого не требуется.
Статья 195.3 Трудового кодекса устанавливает, что характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой статьи 195.1, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Проще говоря, профессиональные стандарты - это лишь основа для разработки должностных инструкций. Например, работник с одноименной должностью «санитар» может работать в поликлинике, в стационаре, в па-тологоанатомическом бюро и т.д. При этом он будет выполнять функции, сильно различающиеся между собой. Поэтому работодатель будет выбирать из профессионального стандарта те трудовые функции и трудовые действия, которые в наибольшей степени отвечают задачам, стоящим перед санитаром на конкретном рабочем месте. И структурированность профессиональных стандартов способствует этому.
Допустимость увольнения работников, не соответствующих требованиям профессиональных стандартов
Возможно ли увольнение работника на том основании, что работник не соответствует определенным требованиям профессиональных стандартов (например, по причине отсутствия специального образования)?
В Трудовом кодексе нет такого основания для расторжения трудового договора с работником, как несоответствие его требованиям профессиональных стандартов. И если работник добросовестно выполняет свои обязанности, то уволить его нельзя. Уволить работника можно лишь по результатам проведенной
аттестации, если он не соответствует занимаемой должности. Вот в этом случае отсутствие необходимого образования, обучения (если требование к его наличию установлено в локальных нормативных актах самого учреждения, например, в должностной инструкции или в трудовом договоре) может быть причиной того, что работник не пройдет аттестацию с последующим увольнением.
Перевод санитарок в уборщицы
В соответствии с действующей нормативной базой формирование и утверждение штатного расписания относится к компетенции работодателя, в данном случае - администрации учреждения. Учитывая, что система обучения санитаров в рамках требований еще не создана, и опасаясь возможных негативных последствий содержания санитаров, не прошедших обучение, многие руководители учреждений рассматривают вариант введения в штатное расписание должностей уборщиков служебных либо производственных помещений (уборщиц) вместо должностей санитарок. К этому же подталкивает учреждения и требование «дорожных карт» по повышению заработной платы младшего медицинского персонала в рамках Указа Президента № 597 до уровня среднего по соответствующем субъекту Российской Федерации.
Стоит отметить, что требования к санэпид-режиму (установленные, в частности, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»») не предусматривают обязательного участия санитарки в проведении санитарно-противо-эпидемических мероприятий.
Тем не менее, следует обратить внимание на то, что трудовое законодательство позволяет перевести санитарок в уборщицы только с их согласия. Правда, возможен и другой вариант - сокращение должностей санитарок и введение вместо них должностей
№ 10 Менеджер
201Б здравоохранения
уборщиков служебных либо производственных помещений. При этом сокращаемым санитаркам предлагается не увольняться, а переходить на вакантные должности уборщиц.
Вместе с тем стоит отметить, что формирование штатных расписаний учреждений здравоохранения осуществляется с учетом рекомендуемых штатных нормативов, содержащихся в порядках оказания медицинской помощи и Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утв. Приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1183н.
Таким образом, в случае, если соответствующим порядком оказания медицинской помощи, которая оказывается медицинской организацией, в рекомендованных штатных нормативах предусмотрено наличие
санитаров, рекомендуется ввести соответствующие должности в штатное расписание.
Заключение
В заключение отметим, что мы рассмотрели только часть вопросов, связанных с введением профессиональных стандартов.
Итак, профессиональный стандарт в соответствующей области деятельности представляет собой методический документ, описывающий характеристики знаний, умений и опыта работника, необходимых ему для осуществления данной профессиональной деятельности.
И хотя общая логика применения профессиональных стандартов понятна, на практике будет возникать немало вопросов, ответы на которые дадут Минтруд России, практика, в том числе судебная.
1. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 годы -http://nursemanager.ru/pravo/sports/programma-razvitiya-sestrinskogo-dela-v-rossijskoj-federaczii-na-2010-2020-gody.html
2. Информация Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 февраля 2016 года «О применении профессиональных стандартов в сфере труда».
3. Акмаева Т. А., Бадалян Н. И., Мещанкина Е. В. Профстандарт для младшего медперсонала: как создавался и где применять // Главная медицинская сестра. - 2016. - № 5. - С. 34-37.
4. Власова М.М., Самойленко В. В. Профстандарт для младшего персонала: учимся применять на практике // Главная медицинская сестра, 2016. - № 6.
5. Зайцева Г. Г. Готовимся к применению профстандартов // Руководитель автономного учреждения». - 2015. - № 5.
6. Кадыров Ф.Н., Кулбужева Л. Ю. Актуальные проблемы внедрения профессиональных стандартов // Менеджер здравоохранения, 2016. - № 4. - С. 69-77.
7. Кадыров Ф. Н. Особенности применения профессиональных стандартов в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения // Менеджер здравоохранения. 2016. - № 8.
8. Межуева Т. Профессиональные стандарты: как организовать работу после их принятия // Кадровый вопрос». - 2015. - № 5.
UDC 614.258
Kadyrov F. N, Meshchankina E. V. Practical aspects of implementation of the professional standard «Junior medical staff» (Federal Research Institute for Health Care Organization and Information of the Ministry of Health and Social Development of Russian Federation, Moscow, Russia)
Abstract. The appearance of professional standards is a new stage in the development of professional competencies. Often this process is accompanied by difficulties of applying professional standards in practice. This is true for the professional standard «Junior medical staff». The standard requires nurses training in the appropriate positions. Previously, this requirement did not exist. The training system is not yet developed. This is one of the key problems of implementation considered the professional standard.
Differences of professional standard «Junior medical staff» of qualifications «Nurse» associated with the need to implement the provisions of the Federal law of 21.11.2011 No. 323-FZ «About bases of health protection of citizens in the Russian Federation», defining the term «health worker».
Keywords: professional standard, qualification, vocational training, Junior medical staff, nurse, Junior nurse on care.
Ченеджер № 10
здравоохранения 2016 .