Е.А. Тарасенко,
к.с.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой управления и экономики здравоохранения, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия, [email protected]
ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМИ РЕСУРСАМИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ: СТРУКТУРА «ПРОЧЕГО» ИЛИ «ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО» ПЕРСОНАЛА
УДК 614 (4/9)
Тарасенко Е.А. Зарубежный и российский опыт управления кадровыми ресурсами в здравоохранении: структура «прочего» или «вспомогательного» персонала (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия)
Аннотация. В статье анализируется текущий российский и зарубежный опыт кадрового планирования в системе общественного здравоохранения, связанный с определением оптимального соотношения состава медицинских работников различного профиля, номенклатуры иных должностей медицинских работников и должностей специалистов с высшим немедицинским образованием. Автором предложены новые подходы к определению структуры «прочего» или «вспомогательного» персонала в здравоохранении для решения проблемы обеспеченности населения России медицинскими кадрами, повышения доступности и качества медицинских услуг с меньшими экономическими затратами.
Ключевые слова: организация здравоохранения, кадровая политика, кадровые ресурсы, «прочий» медицинский персонал, иные должности медицинских работников, кадровое обеспечение здравоохранения, вспомогательный персонал в сфере здравоохранения.
В настоящее время в России происходит серьезная реструктуризация системы здравоохранения, направленная на оптимальное функционирование отрасли с целью повышения как качества и доступности медицинской помощи, так и повышения эффективности деятельности медицинских работников [2, 4-6]. Для этого необходимо в первую очередь решить ряд кадровых проблем, связанных с уменьшением дефицита определенных категорий медицинского персонала, определением оптимального соотношения состава и численности медицинских работников различного профиля, их уровня квалификации, номенклатуры должностей [9-11].
На основании Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1183н г. «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» (с дополнениями от 1.08.2014) в номенклатуру должностей медицинских работников с высшим и средним специальным медицинским образованием (то есть врачей и медсестринского персонала) также дополнительно входят:
© Е.А. Тарасенко, 2016 г.
№7 Менеджер
201Б адравоохрвнвния
• «должности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием: биолог, зоолог, инструктор-методист по лечебной физкультуре, медицинский психолог, медицинский физик, судебный эксперт (эксперт-биохимик, эксперт-генетик, эксперт-химик), химик-эксперт медицинской организации, эксперт-физик по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений, эмбриолог, энтомолог.
• иные должности медицинских работников: младшая медицинская сестра по уходу за больными, санитар, санитар-водитель, сестра-хозяйка» [1].
Эти две категории можно весьма условно объединить в кластер «прочего» персонала, работающего в системе российского здравоохранения.
Поскольку в зарубежном здравоохранении в последние четверть века происходят революционные изменения структуре и разделении труда между отдельными профессионально-квалификационными группами медицинских работников [7,8,11], имеет смысл посмотреть на российские кадровые проблемы, связанные со структурой «прочего» персонала, сквозь призму западного опыта кадрового обеспечения здравоохранения. Так, в номенклатуре должностей специалистов систем здравоохранения западных стран имеется специально выделенная группа «allied health professionals» (дословный перевод -вспомогательный персонал в сфере здравоохранения). Однако далее мы будем эту группу называть «прочий» персонал, поскольку ряд должностей, входящих в ее состав, выполняет ключевой функционал в лечебном процессе, и определение «вспомогательный» персонал - не совсем точное [7, с. 88-93].
Если сравнивать номенклатуру должностей российского прочего персонала с номенклатурой должностей специалистов систем здравоохранения Великобритании и США, выделенных в специальную категорию «allied health professionals» [7, 11, 13, 15, 18], то можно обнаружить следующее:
9 в России все должности специалистов с высшим немедицинским образованием и иные должности медицинских работников из «Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников», условно объединенные автором в кластер «прочего» персонала, в других странах однозначно относятся к прочему или вспомогательному персоналу в сфере здравоохранения;
9 в России функционал, который на Западе выполняется исключительно прочим медицинским персоналом, частично выполняется также дополнительно социальными работниками, медсестрами и врачами. Например, у нас в стране это делают врачи-диетологи, врачи по лечебному питанию, врачи по лечебной физкультуре, медицинские работники со средним специальным медицинским образованием, работающими на таких должностях, как стоматологический гигиенист, инструктор по гигиеническому воспитанию, медицинская сестра медико-социальной помощи, патронажная сестра, медицинский оп-тик-оптометрист, медицинский регистратор);
9 за рубежом потребность в прочем/ ином медицинском персонале гораздо выше, чем во врачах и медсестринском персонале, и его численность постоянно растет. Так, в 2008 г. США численность вспомогательного медицинского персонала - 5 млн человек, в количественном отношении вспомогательный медицинский персонал составляет 60 процентов от общего числа, работающих в здравоохранении и объединял 85 профессий, а к 2016 году - уже 100 профессий;
9 за рубежом, чтобы работать на ряде должностей в сегменте прочего персонала, помимо специального образования, необходимо получить аккредитацию через сертификацию, регистрацию и / или лицензирование;
9 многих специализаций, которые в западных странах относят к прочему персоналу, у нас в России в номенклатуре должностей нет вообще (например, в ЛПУ нет специалистов по косоглазию, музыкальных терапевтов, консультантов по лактации, медицинских
Юнеджер № 7
здравоохранения 2016
транскриберов и иллюстраторов, терапевтов по кинезиотерапии, терапевтов по реабилитации методами огородничества и садоводства, и проч.);
9 за рубежом прочий медицинский персонал - самая значительная и весьма неоднородная в образовательном плане, уровне решаемых задач и степени ответственности группа практикующих специалистов. Например, есть должность управленца/менеджера в сфере здравоохранения, требующая наличие диплома бакалавриата и МВА, и должность медицинского транскрибера без специального образования, функционал которой - транскрибирование аудиозаписей врачебных рекомендаций, а также есть должность врачебного ассистента, требующая диплома о двухлетнем обучении в колледже и дополнительно лицензирования на ведение деятельности;
9
в западных странах в рамках каждой
прочей медицинской профессии можно наблюдать сужение функционала специалистов и их дробление на сертифицируемые субспециальности с различным уровнем профессионального образования, задач, умений и трудовых навыков [8, с. 88-93]. В качестве примера можно привести следующие субспециальности с различным уровнем задач и степени ответственности: Occupational Health and Safety Specialists (специалисты по реабилитации, использующие специфические приемы в сфере физической активности и безопасности), Occupational Therapist (терапевт по реабилитации, использующий специфические приемы в сфере физической активности и трудотерапии), Occupational Therapist Aides (терапевт-помощник по реабилитации, использующий специфические приемы в сфере физической активности и трудотерапии), Occupational Therapist Assistant (ассистент терапевта по реабилитации, использующий специфические приемы в сфере физической активности и трудотерапии);
9 в официальных документах международных организаций и в официальных документа правительств западных стран даются
различные варианты определения прочего персонала и предлагаются разные варианты его структуры. Если рассматривать официальные документы международных организаций, то можно сделать вывод, что нет четкой унификации в определении и структуре прочего медицинского персонала.
Так, например, в принятых в 2008 году Международной организацией труда Международных стандартах отраслевой классификации занятий [16], возросло число групп прочих медицинских профессий, однако структура этих групп четко не указана. В зависимости от предполагаемого уровня квалификации они определяются как «специалисты в сфере здравоохранения» (health professionals) или «профессионалы, ассоциированные с сферой здравоохранения» (health associate professionals). Также вычленена отдельная подгруппа «парамедицинских» профессий (административные работники клиник, клинические ассистенты, ассистенты врачей, медицинские работники для работы в местных сообществах). Также в Международную классификацию медицинских профессий в качестве иного медицинского персонала были включены диетологи, логопеды и другие [17].
В Международной стандартной отраслевой классификации всех видов экономической деятельности, утвержденной ООН, прочие/иные медицинские профессии относятся к разделу «Прочая деятельность по охране здоровья человека». В данную подгруппу включена деятельность по охране здоровья человека, осуществляемая не больницами и не лечащими врачами или стоматологами: деятельность санитарок, акушерок, физиотерапевтов и другого парамедицинского персонала в областях оптометрии, гидротерапии, лечебного массажа, трудотерапии, лечения дефектов речи, ухода за ногами, гомеопатии, мануальной терапии, иглоукалывания и т.д. Эти услуги могут предоставляться в оздоровительных центрах, например, действующих при фирмах, школах, домах престарелых, организациях трудящихся и обществах,
№ 7 Менеджер
201B
здравоохранения
в стационарных лечебных заведениях, но не в больницах, а также в собственных помещениях по месту предоставления услуг, на дому у пациентов или в других местах. Данные услуги не предусматривают лечения медицинскими средствами. В данную подгруппу также включены: деятельность такого вспомогательного зубоврачебного персонала, как зубные терапевты, медицинские сестры по зубоврачебной практике, работающие при школах, и зубные врачи-гигиенисты, которые могут работать отдельно от врача-стоматолога, но под периодически осуществляемым контролем с его стороны; деятельность персонала медицинских лабораторий (рентгеновских лабораторий и прочих центров диагностической визуализации, лабораторий анализа крови и другого биоматериала) [3, с. 290-291].
В Великобритании прочий медицинский персонал определяется как персонал, оказывающий услуги физическим лицам, группам и в некоторых случаях специфическому населению, нуждающемуся в долгосрочном уходе и медико-социальной реабилитации: инвалидам, детям и пожилым людям. Прочий персонал работает в различных секторах обеспечения интегрированного ухода в области здравоохранения и социального обеспечения в некоммерческом секторе и в частных учреждениях [18]. В его состав входит 12 профессий: логопеды, диагностические рентгенологи, терапевтические рентгенологи, протезисты, ортезисты, ортопеды, фельдшеры, физиотерапевты, ортоптисты, профпато-логи, диетологи, арт-терапевты [12, с. 1-3]. Эти профессии можно структурировать на большие две группы, связанные с интегрированным долгосрочным уходом и медико-социальной реабилитацией.
Национальная общественная организация Ассоциация школ по подготовке allied health professionals США определяет сегмент allied health professionals как группу работников в сфере здравоохранения, оказывающую «услуги, связанные с диагностикой, оценкой и лечением острых и хронических
заболеваний, профилактикой нарушений здоровья, услугами в области диетического питания, реабилитации и менеджмента системы здравоохранения» [14]. При этом в США, в отличие от Великобритании, в структуру прочих медицинских работников включено уже около 100 должностей. Вспомогательный медицинский персонал также может заниматься предпринимательской деятельностью, работать в НКО и пансионатах/ домах сестринского ухода.
Примерный список прочего медицинского персонала в США [15, с. 1-2]:
1. Anesthesia Technologist/ Technician - Техник в области анестезии/ Помощник анестезиолога
2. Anesthesiologist Assistant - Ассистент анестезиолога
3. Athletic Trainer - Спортивный тренер
4. Audiologist - Аудиолог
5. Biological/Medical Scientists - Ученый-биолог
6. Blood Bank Technologist - Технолог банка крови
7. Cardiovascular Interventional Technologist -Кардиоваскулярный технолог
8. Chiropractor - Хиропрактик
9. Clinical Lab Scientist - Исследователь клинической лаборатории
10. Clinical Lab Technologist - Технолог клинической лаборатории
11. Counselor - Консультант/советник
12. Creative Arts Therapist - Терапевт в области креативных искусств
13. Dance Therapist - Танцевальный терапевт
14. Dental Assistant - Ассистент стоматолога
15. Dental Hygienist - Стоматолог-гигиенист
16. Dental Lab Technician - Техник стоматологической лаборатории
17. Dentist - Зубной врач
18. Diagnostic Medical Sonographer - Соногра-фист в области медицинской диагностики
19. Dietetic Technician - Техник в области диетологии
20. Dietition - Диетолог
21. Electroneurodiagnostic Technologist - Технолог электронейродиагностики
Юнеджер № 7
здравоохранения 2016
22. Embryologist - Эмбриологист
23. EMT/Paramedic - Парамедик
24. Environmental Engineer - Инженер в области окружающей среды/ инженер-эколог
25. Environmental Engineer Technician Техник - инженер в области окружающей среды/ техник-инженер-эколог
26. Environmental Scientist -Ученый в области окружающей среды/ ученый-эколог
27. Family Therapist - Семейный терапевт
28. Health Genetic Counselor - Консультант в области медицинской генетики
29. Health Advocate - Адвокат в области здоровья
30. Health and Safety Engineers - Инженер по технике безопасности
31. Health Educators - Учитель в области здоровья и здорового образа жизни
32. Health Information Administrator - Администратор по информации в сфере здравоохранения
33. Health Information Technicians -Техник по информации в сфере здравоохранения
34. Health Managers - Менеджер по информации в сфере здравоохранения
35. Home Health Aides and Psych Aides - Помощники на дому в области здоровья и в области психического здоровья
36. Hornicultural Therapist - Терапевт по реабилитации методами огородничества и садоводства
37. Kinesiotherapist - Кинезиотерапевт
38. Lactation/ brestfeeding consultant - Консультант по лактации / грудному вскармливанию
39. Low Vision Therapist - Терапевт для слабовидящих
40. Massage Therapist - Массажист
41. Medical Appliance Technician - Техник в области изделий медицинского назначения
42. Medical Assistant - Медицинский ассистент
43. Medical Equipment Preparers - Специалист по подготовке медицинского оборудования
44. Medical Illustrator
Медицинский иллю-
стратор
45. Medical Records and Health Info Technologist - Технолог в области медицинской информации и отчетов
46. Medical Secretary - Медицинский секретарь
47. Medical Transcriptionist - Медицинский транскрибер
48. Medical/Health Service Manager - Менеджер по медицинским услугам
49. Microbiologist Technologist - Технолог-микробиолог
50. Nuclear Medicine Technologist - Технолог в области ядерной медицины
51. Nutritionist - Диетолог/специалист по питанию
52. Occupational Health and Safety Specialist -Специалист по реабилитации, использующий специфические приемы в сфере физической активности и безопасности
53. Occupational Therapist - Терапевт по реабилитации
54. Occupational Therapist Aides - Помощник терапевта по реабилитации
55. Occupational Therapist Assistant - Ассистент терапевта по реабилитации
56. Opthalmic Dispensing Optician - Оптик
57. Opthalmic Lab Technician - Лаборант офтальмологической лаборатории
58. Opthalmic Medical Technologist - Технолог медицинской офтальмологии
59. Opthalmic Medical Technician - Техник медицинской офтальмологии
60. Optometrist - Оптометрист
61. Orientation & Mobility Specialist - Специалист по реабилитации в области ориентации в пространстве и мобильности
62. Orthoptist - Специалист по косоглазию (оптометрист, специализирующийся исключительно в области двигательных глазных проблем)
63. Orthotist and Prosthetist - Ортопед и специалист по протезированию
64. Pathologist Assistant - Ассистент патологоанатома
65. Perfusionist - Перфузионист (специалист по перфузиям)
№ 7 Менеджер
201B адравоохрвнвщ/т
66. Personal and Home Care Aides - Персональный помощник и помощник по дому
67. Pharmacist - Фармацевт
68. Pharmacy Aides - Помощник в аптеке
69. Pharmacy Technicians - Техник в аптеке
70. Physical Therapist - Физиотерапевт
71. Physical Therapist Aides - Помощник по физиотерапии
72. Physical Therapist Assistant - Ассистент физиотерапевта
73. Physician Assistant - Ассистент врача
74. Podiatrist - Ортопед
75. Polysomnography Technologist - Поли-сомнографический технолог
76. Psychiatric Technicians - Техник-психиатр
77. Psychologist - Психолог
78. Radiation Therapist - Радиационный терапевт
79. Radiologic Technologist - Технолог-радиолог
80. Recreation Therapist - Рекреационный терапевт
81. Rehabilitation Counselor - Консультант по реабилитации
82. Rehabilitation Teacher - Учитель по реабилитации
83. Respiratory Therapist/Technician - Терапевт в области респираторных заболеваний
84. Surgical Assistant - Ассистент хирурга
85. Science Technician - Техник по науке
86. Social Worker - Социальный работник
87. Speech-Language Pathologist - Специалист по речевой патологии
88. Sports Medicine Surgical Technologist -Технолог по хирургии в области спортивной медицины
Национальное Бюро статистики США в 2014 году определило наиболее востребованные к 2020 году должности прочего персонала в здравоохранении: медицинский ассистент, кардиоваскулярный технолог, со-нографист, врачебный ассистент, респираторный терапевт, операционный техник, диетолог, менеджер по медицинским услугам,. лабораторный техник, тренер по лечебной гимнастике [13].
В США, ввиду неоднородности профессионально-квалификационной структуры прочего медицинского персонала, можно за основу взять разные системы структурирования этой большой группы должностей.
Российские ученые И.М. Шейман и И.В. Шевский предложили следующую модель структурирования прочего персонала: это «смежные специалисты», которые существенно дополняют работу врача и медсестры, связанную с «обслуживанием медицинской и информационной техники, организацией медицинской помощи, углубленным обслуживанием пациентов» [11, с. 156].
Другой вариант структурирования прочего медицинского персонала:
1) административно-управленческий персонал медицинской организации;
2) специалисты по 1Т в медицинской организации;
3) специалисты по использованию и обслуживанию медицинского оборудования и техники;
4) специалисты в сфере медико-социальной реабилитации хронически больных, инвалидов и престарелых;
5) помощники врачей и наиболее квалифицированных медсестер, выполняющие рутинный функционал;
6) хозяйственно-обслуживающий персонал медицинской организации.
В заключение имеет смысл сказать, что увеличение продуктивности деятельности врачей и медсестринского персонала за рубежом происходит за счет дополнительного привлечения к деятельности большего числа прочего персонала с углубленной специализацией и меньшим временем профессиональной подготовки, чем у врачей и медицинских сестер. Так, например, обучение врачей в России только на специалитете медицинских университетов длится 6 лет, среднего медицинского персонала - 3 года на очном отделении и 4 года на вечернем отделении в медицинских колледжах. За рубежом профессионалы, занятые на должностях прочего персонала,
1енеджер № 7
здравоохранения 2016
обучаются 4 года на бакалавриате в вузе или на 1-2-летних программах в средних медицинских школах. Вопрос пока для российского здравоохранения остается открытым: насколько планомерно расширение списка должностей и введение новых специализаций в сегменте прочего персонала. Однако, думается, что дополнительные подготовка и привлечение к деятельности по оказанию
медицинской помощи большего числа специалистов с разнообразными специализациями, меньшим временем профессиональной подготовки и меньшей заработной платой, чем у врачей и медсестринского персонала, смогло бы положительно решить проблему обеспеченности населения России медицинскими кадрами с меньшими экономическими затратами, чем расширение численности врачей.
1. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1183н г. «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» (с дополнениями от 1.08.2014) http://base.garant.ru/70344038/ Дата изъятия 12.06.2016
2. Какорина Е.П. Некоторые результаты оценки эффективности деятельности системы здравоохранения в 2010 году.// Менеджер здравоохранения. 2011, № 10, с. 6-11.
3. Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности. Статистические документы. Серия М № 4/Rev.4 Организация Объединенных Наций Нью-Йорк, 2009, С. 353.
4. Пивень Д.В., Кицул И.С. О формировании новой системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в здравоохранении Российской Федерации. // Менеджер здравоохранения .2013, № 2, с. 16-26
5. Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н. Эффективный контракт в здравоохранении: возможности и риски. // Менеджер здравоохранения .2013, № 3, с. 6-15.
6. Стародубов В.И., Сон И.М., Леонов С.А. Оценка влияния модернизации здравоохранения на динамику заболеваемости взрослого населения страны // Менеджер здравоохранения .2013, № 5, с. 6-17
7. Тарасенко Е.А. Вспомогательный персонал в сфере здравоохранения: зарубежный опыт // Здравоохранение. 2015. № 1. с. 88-93.
8. Тарасенко Е.А. Сертификация и ресертификация врачей профессиональным врачебным сообществом как управленческий инструмент повышения качества медицинской помощи: зарубежный опыт и уроки для России // Менеджер здравоохранения. 2013, № 12, с. 61-66.
9. Шевский В.И., Шейман И.М. Методологические подходы к перспективной оценке потребности в медицинских кадрах. // Здравоохранение. 2015. № 3. С. 62-72.
№ 7 Менеджер
201Б
здравоохранения
10. Шевский В.И., Шейман И.М. Методологические подходы к перспективной оценке потребности в медицинских кадрах. //Здравоохранение. 2015. № 4. С. 58-70.
11. Шейман И.М., Шевский В.И. Кадровая политика в здравоохранении: сравнительный анализ российской и международной практики // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 1. С. 143-167.
12. ^lied health professionals http://www.ahpf.org.uk/files/AHP%20Descriptions%20 9_4_14.pdf Date of access 12.06.2016 Date of access 12.06.2016
13. 10 Fastest Growing Allied Health Careers http://www.careerprofiles.info/fast-est-growing-allied-health-careers.html Date of access 12.06.2016 Date of access 12.06.2016
14. Definition of the Allied Health // Association of Schools of Allied Health Professions http://www.asahp.org/about-us/what-is-allied-health/definition-of-allied-health/ Date of access 12.06.2016
15. Health Professions network http://www.healthpronet.org/docs/1342_AH_Broch-Update_06.pdf Date of access 12.06.2016 Date of access 12.06.2016
16. The International Standard Classification of Occupations. International Labour Organization, 2008.
17. The International Classification of Health Workers. Mapping Occupations to the International Standard Classification: Classifying Health Workers. World Health Organization, Geneva 2008 www.who.int/hrh/statistics/workforce_statistics Date of access 12.06.2016
18. The Role of Allied Health Professionals in Public Health - Examples of Interventions Delivered by Allied Health Professionals that Improve the Publics' Health // About Public Health England
https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/ file/483038/Mapping_the_Evidence_of_impact_of_allied_health_professionals_on_ public_health.pdf Date of access 12.06.2016
UDC 614 (4/9)
Tarasenko E.A. Foreign and Russian experience in healthcare human resources management: the structure of «other» or «allied» personnel (National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia)
Abstract. The article deals with the current Russian and foreign experience in public health system' manpower planning, linked to the optimum ratio of healthcare staff with different profiles, the range of other medical personnel and positions of specialists with higher non-medical education. The author offers new approaches towards the structure of the «other» personnel or «allied» health professionals in order to resolve the problem of medical personnel availability for Russian population, accessibility and quality of health care services with reduces economic cost.
Keywords: healthcare administration, manpower policy, human resources, «other» medical staff, another health professionals, health care staffing, allied health professionals.
енеджер
№ 7
201S