ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 349.1 ББК 67.405.1
DOI 10.24411/2414-3995-2020-10364 © С.Е. Титор, 2020
Научная специальность 12.00.05 - трудовое право; право социального обеспечения
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В Г. МОСКВЕ
Светлана Евгеньевна Титор,
доцент кафедры частного права, кандидат юридических наук
Государственный университет управления (109542, Москва, Рязанский проспект, д. 99)
E-mail: setitor@mail.ru
Аннотация. Кризисный период, связанный с эпидемией короновирусной инфекции еще раз обнажил проблемы регулирования трудовых отношений в здравоохранении. Важно не только поставить диагноз пациенту, назначить лечение, но и сопровождать это лечение созданием комфортных условий в стационарных и поликлинических учреждениях. Это не только труд врачей, но и среднего и младшего медицинского персонала. Это обуславливает актуальность затронутой темы. В статье проанализирована природа отношений младшего медицинского персонала и медицинских организаций применительно к г. Москва.
Ключевые слова: трудовые отношения, гарантии и компенсации за работу во вредных и/или опасных условиях труда, оплата труда, младший медицинский персонал.
FEATURES OF REGULATION OF LABOR RELATIONS OF JUNIOR MEDICAL PERSONNEL IN MOSCOW
Svetlana E. Titor,
Associate Professor of the Department of Private Law, Candidate of Legal Sciences State University of Management (109542, Moscow, Ryazanskiy prospekt, d. 99)
Abstract. The crisis period associated with the coronavirus epidemic has once again exposed the problems of regulating labor relations in healthcare. It is important not only to diagnose the patient and prescribe treatment, but also to accompany this treatment by creating comfortable conditions in inpatient and outpatient settings. This is not only the work of doctors, but also middle and junior medical staff. This determines the relevance of the topic. The article analyzes the nature of relations between junior medical personnel and medical organizations in relation to the city of Moscow.
Keywords: labor relations, guarantees and compensation for work in harmful and/or dangerous working conditions, remuneration, junior medical personnel.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Титор С.Е. Особенности регулирования трудовых отношений младшего медицинского персонала в г Москве. Вестник экономической безопасности. 2020;(6):110-7.
Номенклатурой должностей, утвержденной «Младший медицинский персонал». Основной це-
Приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. лью деятельности младшего медицинского персо-
№ 1183н [1], медицинские работники условно по- нала признано создание благоприятных и комфорт-
делены на пять подгрупп: руководители в сфере ме- ных условий пребывания пациента в медицинской
дицины; специалисты с высшим медицинским об- организации.
разованием; специалисты с высшим иным (немеди- Профстандарт содержит две трудовые функции:
цинским) образованием; специалисты со средним - санитарное содержание помещений медицин-
профессиональным медицинским образованием ских организаций, перемещение медицинских от-
(средний медицинский персонал); иные должности ходов, уход за умершим человеком. Эту функцию
медицинских работников (младший медицинский выполняют санитары;
персонал). К последней группе младшего меди- - оказание медицинских услуг по уходу за
цинского персонала относят должности: младшая больным. Трудовая функция называется «младшая
медицинская сестра по уходу за больным, санитар, медицинская сестра».
санитар-водитель, сестра-хозяйка. Труд этих людей не менее важен, чем труд вра-
Приказом Минтруда России от 12 января 2016 г. ча. Особо очевидно это стало в период эпидемии
№ 2н [2] утвержден профессиональный стандарт короновирусной инфекции. Как рассказывают сами
работники, врач общается непосредственно с пациентом один-два раза в день во время обхода, медицинская сестра - один-три раза, чтобы поставить капельницу, выдать таблетки. Младшему медицинскому персоналу приходится общаться с пациентами до 10 раз в день: принести еду, сменить памперсы, белье и т.д. [3].
Не случайно все стандарты по оказанию медицинской помощи рекомендуют в составе штата, необходимого для функционирования соответствующих медицинских отделений, иметь должности санитаров и младшего медицинского персонала. Так, например, Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия», утвержденному Приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 г. № 923н [4], предусматривает для организации работы:
- терапевтического кабинета иметь в штате 1 санитара на 3 участковых врача-терапевта;
- терапевтического отделения: 4 единицы санитара (для работы в буфере, уборки помещений, санитарной обработки больных), 4,75 единиц на 15 коек младшей медицинской сестры по уходу за больными.
Требования порядков и стандартов оказания медицинских услуг являются обязательным фактором для лицензирования медицинской деятельности в соответствии с п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 [5]. Соответственно, без труда младшего медицинского персонала качественно, на уровне стандартов оказать медицинскую помощь не представляется возможным.
Практика организации услуг по уходу за больными в г. Москве складывается по пути аутсорсинга. Аутсорсинг - это передача организацией, на основании договора, определенных видов или функций (производственной, предпринимательской, обслуживающей или иной) другой организации. Однако, на наш взгляд, такая практика нарушает трудовые права младшего медицинского персонала.
Одной из компаний, которая оказывает услуги по уходу за больными в г. Москве, является компания ООО «А**». Так, ООО «А**» заключило посредством госзакупок следующие контракты (далее - госконтракты), предметом которых является услуги по уходу за больными [6]:
- госконтракт № 2772308492918000365 от 12 мая 2020 года на сумму более 468,7 млн руб., заказчик: ГБУЗ «ГКБ № 13 ДЗМ»;
- госконтракт № 2771913872320000120 от 10 февраля 2020 г. на сумму 363,3 млн руб., заказчик: ГБУЗ «ИКБ № 2 ДЗМ» и другие.
Требованиями Президента России были анонсированы [7] дополнительные выплаты медицинским работникам, оказывающим помощь пациентам с ко-роновирусом [8-10]:
• работникам скорой и неотложной помощи
- врачам - 50,0 тыс. руб.;
- среднему медицинскому персоналу -30,0 тыс. руб.;
• работникам амбулаторных, лабораторных, стационарных отделений:
- врачам - 70,0 тыс. руб.;
- среднему медицинскому персоналу -50,0 тыс. руб.;
- младшему медицинскому персоналу -30,0 тыс. руб.
Для выплаты этих доплат из федерального бюджета были выделены целевые средства в виде дополнительных целевых трансферов на основании Постановлений Правительства России от 02 апреля 2020 г. № 415, от 12 апреля 2020 г. № 484, от 15 мая 2020 г. [11; 12] и другие.
Финансы на доплаты поступили целевыми платежами только на счета медицинских организаций, финансируемых из бюджета, для выплат ее сотрудникам. Однако, ООО «А**» не финансируется из бюджета, соответственно названных средств не получило. Данные доплаты обошли стороной младший медицинский персонал, состоящий в трудовых отношениях с ООО «А**», несмотря на то, что фактически они находились в эпицентре короновирус-ной инфекции.
Вопросы доплат младшему медицинскому персоналу стали предметом обсуждения в средствах массовой информации [13]. Вышеназванные нормативные правовые акты не предусматривали дополнительные финансы для оплаты услуг по уходу за больными, оказываемых персоналом сторонних организаций на основании госконтрактов с медицинскими организациями.
После критики в СМИ Мэр г. Москвы решил эту проблему, выделив дополнительные средства
по статье бюджетных расходов на оказание услуг [14]. Эти финансы предназначались для увеличения оплаты услуг подрядных организаций, которые должны быть направлены на доплату младшему медицинскому персоналу, работающему в «красной зоне» инфекции.
Это не единственная проблема, связанная с оплатой труда младшего медицинского персонала. Подрядная организация предлагает младшему медицинскому персоналу заработную плату в размере от 32,0 тыс. руб. [15].
Указом Президента России от 07 мая 2012 г. № 597 [16] установлено, что средняя заработная плата младшего медицинского персонала должна составлять не менее 100% средней заработной платы по региону. Требования Указа распространяются на медицинские организации, которые финансируются из бюджетов разных уровней. Средняя заработная плата в г. Москве составляет по состоянию на начало 2020 г. - 88,2 тыс. руб. [17]. Таким образом, младший медицинский персонал в подрядных организациях получает заработную плату более, чем в два раза ниже.
Ни для кого не секрет, что медицинские работники, находящиеся на «передовой» в борьбе с ко-роновирусной инфекцией, заражаются сами, есть и смертельные исходы.
Приняты дополнительные страховые гарантии в целях возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью медицинских работников в связи с заболеванием короновирусной инфекцией при исполнении трудовой функции.
Указом Президента России от 06 мая 2020 г. № 313 [18] к страховым случаям, связанным с исполнением обязанностей, отнесены:
- смерть медицинского работника короновирусной инфекцией;
- причинение вреда здоровью медицинскому работнику в связи с развитием у него осложнений , как последствие заражения короновирусной инфекцией;
- установление стойкой утраты трудоспособности у медицинского работника в результате заражения короновирусной инфекцией.
Для этих категорий работников установлены и особые единовременные выплаты при наступлении страхового случая:
- при смерти медицинского работника -2 752 452 руб.;
- при причинении иного вреда - 68 811 руб.;
- при наступлении инвалидности 1 группы -2 064 399 руб.;
- при наступлении инвалидности 2 группы -1 376 226 руб.;
- при наступлении инвалидности 3 группы -688 311 руб.
Определен перечень заболеваний или осложнений, вызванных заражением короновирусной инфекцией, которые подпадают под особый страховой случай [19]. Утвержден и Временный порядок расследование несчастных случаев, связанных с заражением медицинскими работниками короновирусной инфекцией [20].
Названные нормативные правовые акты распространяются на работников только медицинских организаций и на работников, непосредственно работающих с пациентами.
Законодательно определено понятие «медицинская организация» - это юридическое лицо, осуществляющее в качестве основного (дополнительного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании соответствующей лицензии [21].
Подрядная организация ООО «А**» согласно ЕГРЮЛ в качестве дополнительного вида деятельности обозначила деятельность больничных организаций, и имеет соответствующую лицензию на медицинскую деятельность (№ ЛО-77-01-016209 от 14 июня 2018 г.). Однако, данная лицензия позволяет оказывать медицинские услуги только по определенному адресу [22], который не совпадает с адресом, где в порядке госконтракта оказываются услуги по уходу за больными.
Госконтрактами [6] с медицинской организацией не определены зоны работы персонала, соответственно, привязать их труд к понятию «непосредственно» работающих с пациентами, заболевшими короновирусной инфекцией, будет практически невозможно, медицинская лицензия ООО «А**» на оказание медицинских услуг в этих зонах не распространяется.
Таким образом, на младший медицинский персонал, работающий в подрядных организациях, не будут распространяться дополнительные страховые гарантии на случай заболевания их при исполнении
трудовых обязанностей короновирусной инфекцией. Соответственно, жизнь, здоровье, трудовые права эти категории работников не защищены законом в полной мере.
В целом, работа с инфекционными заболеваниями отнесена к вредным и/или опасным факторам производственной среды и трудового процесса [23]. Работа во вредных и/или опасных условиях в соответствии с трудовым законодательством предусматривает ряд дополнительных компенсаций работникам: дополнительная оплата, дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, досрочное пенсионное обеспечение.
Наличие вредных и/или опасных условий труда устанавливается по результатам специальной оценки условий труда. Специальная оценка условий труда проводится по постоянному месту работы сотрудника, на рабочем месте оценивается наличие вредных и/или опасных факторов.
Не исключено, что подрядные организации, оказывающие услуги по уходу за больными, провели специальную оценку условий труда на рабочих местах. Но физически они смогли сделать это только по месту нахождения своих производственных, офисных и других рабочих площадей. Оказывают же услуги по уходу за больными сотрудники этих организаций на территории Заказчика - медицинской организации, где специальная оценка условий труда для этих сотрудников не проводилась, условия выполнения не оценивались на предмет вредности и/или опасности производственных факторов. Физически это сделать невозможно, поскольку подрядные организации участвуют в различных тендерах на право заключать госконтракты, и заранее не могут знать, какие тендеры они выиграют, на каких территориях (в каких отделениях) будут работать их сотрудники.
Между тем, на условиях подряда оказываются услуги по уходу за больными, в том числе, и во вредных и/или опасных условиях труда, в рассматриваемом случае - это инфекционные отделения. Однако, работа в этих вредных и/или опасных условиях труда вряд ли может быть учтена при проведении специальной оценки условий труда этими подрядными организациями заранее. А если это так, то работники этих подрядных организаций, работая фактически на территориях с вредными и/или опасными условиями труда, не вправе претен-
довать на дополнительные гарантии в связи с такой работой. Это очевидно, потому что страховые тарифы по условиям пенсионного страхования и страхования от несчастных случаем на производстве и профессиональных заболеваний зависят от наличия или отсутствия вредных и/или опасных факторов производственной среды. Гарантии и льготы в системе страхования зависят от размера страховых тарифов, перечисляемых за них в соответствующие страховые фонды. Если изначально не были заявлены вредные и/или опасные условия труда на рабочем месте, то страховые тарифы будут минимальными, и никаких гарантий и компенсаций работник за работу в таких условиях не получит. Таким образом, младший медицинский персонал фактически работает во вредных и/или опасных условиях (в инфекционных отделениях), юридически вредные условия их работы не зафиксированы. Нарушается конституционная гарантия на труд в условиях, отвечающих безопасности и гигиене.
Все названные ущемления трудовых прав младшего медицинского персонала стали возможными следствие ненадлежащего оформления трудовых отношений с ними.
Какова сущность этих отношений при такой, аутсорсинговой схеме оказания услуг по уходу за больными?
Между подрядной организацией и медицинской организацией заключается обычный гражданско-правовой договор. Предметом такого договора являются «услуги по выполнению функций младшего медицинского персонала» [6]. Согласно техническому заданию, в состав этих услуг включается «проведение медицинских манипуляций (постановка банок, горчичников, компрессов, измерение температуры тела, измерение артериального давления и т.д.)». Таким образом, младший медицинский персонал непосредственно работает с пациентом.
Рассмотрим правовую природу «медицинских манипуляций», как они соотносятся с понятием «медицинская деятельность», включаются ли в это понятие. Правовую природу следует определить из понятий, данных в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [21] (далее - Закон об охране здоровья), схематично следующим образом:
Медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи и т.д. (п. 12 ст. 2)
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и/или восстановление здоровья, включающий в себя предоставление медицинских услуг (п. 3 ст. 2)
Медицинская услуга - медицинское вмешательство, направленное на профилактику, диагностику, лечение, реабилитацию (п. 4 ст. 2)
Медицинское вмешательство - выполняемое медицинскими или иными работниками (имеющими право на осуществление медицинской деятельности) по отношению к пациенту виды медицинских обследований или медицинских
манипуляций (затрагивающее физическое или психологическое состояние человека, имеющее профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность) (п. 5. ст. 2) (п. 4 ст. 2) (п. 4 ст. 2)
Из этой сложной схемы определений следует сделать вывод, что медицинские манипуляции - это составляющая часть медицинской деятельности.
Как известно, медицинская деятельность подлежит лицензированию. Выдаваемые лицензии, как отмечалось ранее, предоставляют право осуществления медшщнской деятельности только по месту (адресу), на которые они выданы. Вышеназванные подрядные организации, в том числе ООО «А**» хотя, возможно, и имеют лицензию на право оказания медицинской деятельности, но, в любом случае, не на территории той медицинской организации, с которой они заключили госконтракт на оказание услуг по уходу за больными. Лицензия на право осуществления медицинской деятельности, которую имеет медорганизация - Заказчик по контракту, свое действие распространять на работников подрядной организации не может, поскольку у этих организаций гражданско-правовое отношения. Распространение лицензионных разрешений на действия работника допустимо только тогда, когда этот работник находится в трудовых отношениях с медицинской организацией, имеющей такую лицензию, т.е. он находится под «крышей» лицензии или, как это определено трудовым законодательством, трудится «в интересах» работодателя.
Не случайно, закон об охране здоровья определяет, кто такой медицинский работник - это физическое лицо, имеющее соответствующее образо-
вание, работающее в медицинской организации и осуществляющее в рамках трудовых обязанностях медицинскую деятельность.
Трудовой же договор у младшего медицинского персонала, в нашем случае, заключен с подрядной организацией, у которой нет соответствующей лицензии на такой вид деятельности на данной территории (по адресу нахождения Заказчика). Отсюда возникает вопрос, насколько правомерно оказывать услуги по уходу за больным, в состав которых включены медицинские манипуляции, на условиях аутсорсинга?
Исследование законодательной базы, позволяет сделать вывод. Оказание услуг по уходу за больными силами работников подрядной организации, которая действует на условиях гражданско-правового договора с медицинской организацией, при условии, что эта подрядная организация не имеет лицензии на медицинскую деятельности по месту нахождения заказчика, не возможно. Это не что иное, как не законная предпринимательская (медицинская) деятельность.
Однако, мы обратили внимание на то, что предметом госконтракта являются «услуги по выполнению функций младшего медицинского персонала» [6], ключевое слово - «функция».
Функция (лат. ^пЫю - совершение, исполнение) - это деятельность, работа [24]. Определение трудовой функции содержится в трудовом законодательстве: статьи 15, 57 Трудового кодекса Россий-
ской Федерации. Трудовая функция имеет отличительные черты от «работы», выполняемой в рамках гражданско-правового договора. Все признаки, отличающие трудовую функцию от работы по гражданско-правовому договору, вытекают из определения «трудовых отношений»:
Личностный признак: работник выполняет работу лично.
В понятие «трудовой функции» входит элемент «квалификация». Квалификация работника - это исключительно личностный признак конкретного работника. К младшему медицинскому персоналу, работающему в рамках госконтрактов, предъявляются квалификационные требования (среднее профессиональное (медицинское) образование), это одно из условий технического задания.
Кроме того, одним из условий привлечения кадров для выполнения работы по госконтракту, является наличие у них медицинской книжки (т.е. обязательного медицинского осмотра). Обязательность предварительных (и периодических) медицинских осмотров предусмотрена статьей 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации, Приказом Минз-дравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н [25]. Указанным Приказом определены виды работ, при выполнении которых медицинский осмотр является обязательным, в том числе: работы медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений. Медицинский осмотр тоже является составляющей частью личностного признака, поскольку он требуется в отношении конкретного работника. На это же указывают требования по наличию прививок у младшего медицинского персонала.
Подрядные организации, выполняющие услуги по уходу за больными, не являются в чистом виде медицинскими организациями, ставится под сомнение их право требовать от своих сотрудников прохождения обязательного медицинского осмотра.
Конституционный Суд Российской Федерации (определение от 19 мая 2009 г. № 597-О-О) [26] указал, что на наличие трудовых отношений могут указывать тарифно-квалификационные характеристики работы, любые другие документы, указывающие на конкретную должность, специальность, профессию. Госконтракты на оказание услуг по уходу за больными устанавливают требования по квалификации сопоставимые в точном соответствии
с профессиональным стандартом, утвержденным Приказом Минтруда России от 12 января 2016 г. № 2н [2]. Таким образом, функция, которую должен выполнять младший медицинский персонал четко соответствует квалификационным характеристикам профессионального стандарта.
Предметный признак. Предметом трудового договора является выполнение трудовой функции. Предметом гражданско-правовых рассматриваемых госконтрактов тоже является «услуга по выполнению функции». Трудовая функция характеризуется длительным, штатным постоянным характером. Эта характеристика соответствует услуге по уходу за больными: она длительная (постоянная), штатная (выполняется в рамках стандартов и порядков оказания медицинских услуг). На периодичность (постоянность) работы указывает приложение № 4 к госконтракту: сроки выполнения практически всех работ - ежедневно, несколько раз в день.
Организационный признак, определяется в четырех составных факторах, вытекающих из определения трудовых отношений:
В интересах: младший медицинский персонал работает в интересах медицинской организации, по ее разрешительным документам: лицензией.
Под управлением и контролем: На непосредственное управление и контроль со стороны заказчика - медицинской организации за деятельностью младшего медицинского персонала указывает техническое задание к госконтракту, которое предусматривает помощь по уходу за больными под руководством медицинских сестер заказчика (п. 3.1.1). Персонал должен выполнять свои функции в четком соответствии с технологическими картами, разработанными заказчиком (п. 2.19), это указывает на контроль за процессом выполнения функции.
Подчинение младшего медицинского персонала правилам внутреннего трудового распорядка прямо предусмотрено техническим заданием к госкно-тракту (п. 2.12.).
Обеспечение условий труда. Младший медицинский персонал обязан соблюдать нормы и правила охраны труда (п. 2.12). Инструктаж по охране труда проводит подрядная организация, но по условиям госконтракта журнал инструктажа хранится в заказчика.
Таким образом, налицо все признаки наличия трудовых отношений между младшим медицин-
ским персоналом и медицинской организацией. Однако, последняя не является непосредственным работодателем младшего медицинского персонала. Такие отношения подпадают полностью под понятие аутстаффинг: это переоформление работников в штат другой организации. Медицинская организация фактически вывела свой младший медицинский персонал в штат порядной организации. Такой труд называется заемным трудом. В силу статьи 56.1. Трудового кодекса Российской Федерации по общему правилу заемный труд запрещен, но может быть разрешен временно, при определенных условиях. Такой двойной стандарт в применении норм трудового права приводит к злоупотреблениям со стороны недобросовестных работодателей и организаций-подрядчиков, а страдает при этом, прежде всего, работник, как наименее защищенный по отношению к работодателю. Между младшим медицинским персоналом и медицинской организацией фактически складываются трудовые отношения. Таким образом, нарушаются трудовые права младшего медицинского персонала: они ущемлены в заработной плате; не имеют достаточных гарантий и компенсаций по обеспечению безопасных условий труда.
Предложенная схема: «медицинская организация (заказчик) - работник - организация (подрядчик)» усложняет и так непростые отношения между сторонами соглашения.
Литература
1. Приказ Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» // http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.10.2020).
2. Приказ Минтруда России от 12.01.2016 № 2н «Об утверждении профессионального стандарта «Младший медицинский персонал» // http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.10.2020).
3. https://news.ru/investigations/ya-vam-nadbavok-ne-obeshala-kommunarka-nabiraet-personal-po-autsorsingu/ (дата обращения: 27.10.2020).
4. Приказ Минздрава России от 15.11.2012 № 923н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия» // http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.10.2020).
5. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» // http://www. consultant.ru/ (дата обращения: 27.10.2020).
6. https://zakupki.gov.ru (дата обращения: 27.10.2020).
7. Перечень поручений по итогам совещания о санитарно-эпидемиологической обстановке, утвержденной Президентом России 15.05.2020 г. № Пр-818 // http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.10.2020).
8. Постановление Правительства Москвы от 06.04.2020 № 340-ПП «О грантах медицинским организациям в связи с перепрофилированием коечного фонда для оказания на территории города Москвы медицинской помощи в стационарных условиях пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию» // http://www. consultant.ru/ (дата обращения: 27.10.2020).
9. Постановление Правительства Москвы от 06.04.2020 № 343-ПП «О дополнительных мерах материального стимулирования работников медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию» // http://www. consultant.ru/ (дата обращения: 27.10.2020).
10. Постановление Правительства Москвы от 07.05.2020 № 517-ПП «О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 6 апреля 2020 г. № 340-ПП и от 6 апреля 2020 г. № 343-ПП» // http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.10.2020).
11. Постановление Правительства России от 02 апреля 2020 г. № 415 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осущест-
влении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая корона-вирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» // http://www. consultant.ru/ (дата обращения: 27.10.2020).
12. Постановление Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19» // http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.10.2020).
13. https://mosgorzdrav.ru/ru-RU/news/default/ card/3857.html; https://news.ru/investigations/ ya-vam-nadbavok-ne-obeshala-kommunarka-nabiraet-personal-po-autsorsingu/ (дата обращения: 27.10.2020).
14. https://mosgorzdrav.ru/ru-RU/news/default/ card/3857.html; https://news.ru/investigations/ya-vam-nadbavok-ne-obeshala-kommunarka-nabiraet-personal-po-autsorsingu/ (дата обращения: 27.10.2020).
15. https://hh.ru/employer/1968188 (дата обращения: 27.10.2020).
16. Указ Президента России от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // http://www. consultant.ru/ (дата обращения: 27.10.2020).
17. https://regnum.ru/news/economy/2928684. html (дата обращения: 27.10.2020).
18. Указ Президента России от 06 мая 2020 г. № 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников» // http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.10.2020).
19. Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2020 № 1272-р «Об утверждении Перечня за-
болеваний (синдромов) или осложнений, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), вызвавших причинение вреда здоровью отдельных категорий лиц, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 г. № 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников», и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности» // http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.10.2020).
20. Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 695 «Об утверждении Временного положения о расследовании страховых случаев причинения вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности» // http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.10.2020).
21. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации // http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.10.2020).
22. https://data.mos.ru/opendata/1189?versio nNumber=2&releaseNumber=1 (дата обращения: 27.10.2020).
23. Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» // http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.10.2020).
24. https://ru.wikipedia.org/wiki/Функция_(рабо-та) (дата обращения: 27.10.2020).
25. Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.
26. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 597-О-О // http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.10.2020).