DOI 10.22394/1818-4049-2017-81-4-177-181 УДК 343.233
С. В. Замалеева
О проблеме определения юридического статуса медицинского работника
В статье анализируется субъект ятрогенных преступлений. Уголовное законодательство не выделяет медицинского работника в качестве специального субъекта преступления, что вызывает трудности при квалификации ятрогенньж преступлений. Автором статьи исследуются понятие <медицинский работник»; сущность медицинской деятельности, лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности; документы, определяющие статус медицинского работника; пределы профессиональной компетенции медицинского персонала. Автор приходит к выводу что, к лицам, наделенным юридическим статусом медицинского работника, можно отнести врачей, работников среднего и младшего медицинского персонала, акушеров, фармацевтов, их помощников, студентов высших и средних медицинских учебных заведений, работающих в государственных, муниципальных, частных системах здравоохранения.. При этом на указанных лиц должна быть возложена обязанность по непосредственному оказанию соответствующего вида медицинской помощи. Отсутствие такой обязанности исключает уголовную ответственность. Основными критериями лица, обладающего юридическим статусом медицинского работника, являются: 1) наличие медицинского или иного образования в Российской Федерации в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами; 2) наличие сертификата специалиста; 3) наличие лицензии на избранный вид медицинской деятельности. Лица, занимающиеся народной медициной (целительством), не обладают юридическим статусом медицинского работника. Это отдельная категория лиц, незаконная деятельность которых требует четкого законодательного регулирования.
Ключевые слова: ятрогенные преступления, юридический статус, медицинская деятельность, медицинский работник.
сти, уголовное законодательство России не выделяет медицинского работника в качестве специального субъекта преступления. В то же самое время медицинский работник может быть субъектом как ятрогенных, так и должностных преступлений. Для правильной квалификации ятрогенных преступлений большое значение имеет вопрос о том, какие лица наделены юридическим статусом медицинского работника, каковы его основные критерии.
Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под понятием «медицин-
Замалеева Светлана Владимировна - канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Дальневосточный юридический институт МВД России (г. Хабаровск). E-mail: [email protected]
Профессиональные преступления медицинских работников, связанные с нарушением правил и (или) стандартов оказания медицинской помощи, влекущие за собой общественно опасные последствия в виде смерти или вреда здоровью пациента, получили название «ятрогенные» [3] .
В последние годы наблюдается стремительный рост ятрогенных преступлений. Это не только вызывает тревогу, но и требует законодательного регулирования данной проблемы. Вместе с тем следует отметить, что специфика ятро-генных преступлений в уголовном законодательстве не отражена. В частно-
ский работник» понимается физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность (ст. 2).1
В этой же статье раскрывается понятие медицинской деятельности, под которой понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Правом на осуществление медицинской деятельности в России, согласно ст. 69 данного закона, наделены лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Под аккредитацией специалиста понимается процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское, или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и со стандартами медицинской помощи либо фармацевтической деятельности.
К документам, определяющим статус медицинского работника, следует отнести и приложение к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фар-
мацевтических работников». Согласно данному документу к медицинским работникам относятся должности руководителей; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения) медицинской организации; главная медицинская сестра; специалисты с высшим медицинским образованием; специалисты с высшим профессиональным (немедицинским) образованием; средний медицинский персонал; младший медицинский персонал; фармацевтические работники.
Пределы профессиональной компетенции медицинского персонала различны и определены в ведомственных нормативных актах, а также документах лечебных учреждений и организаций. Общим является то, что все они являются медицинскими работниками, и оказание медицинской помощи является основным родом их профессиональной деятельности.
Исходя из вышесказанного, основными критериями лица, обладающего юридическим статусом медицинского работника, являются: 1) наличие медицинского или иного образования в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; 2) наличие сертификата специалиста; 3) наличие лицензии на избранный вид медицинской деятельности.
Говоря о юридическом статусе медицинского работника, необходимо также определить статус лиц, занимающихся народной медициной (целительством).
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 под народной медициной понимаются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов. При этом законодатель не раскрывает содержания услуг оккультно-магического ха-
1Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 // Российская газета. 2011. 23 ноября. № 5639.
рактера и религиозных обрядов, что, на наш взгляд, затрудняет разграничение таких понятий.
Право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Решение о выдаче разрешения на такой вид деятельности принимается на основании заявления гражданина и представления медицинской профессиональной некоммерческой организации либо заявления гражданина и совместного представления медицинской профессиональной некоммерческой организации и медицинской организации. Разрешение дает право на занятие народной медициной на территории субъекта Российской Федерации, органом исполнительной власти от которого выдано такое разрешение.
Лицо, получившее разрешение, занимается народной медициной в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 50 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 народная медицина не входит в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ч. 7 ст. 50 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 незаконное занятие народной медициной, а также причинение вреда жизни или здоровью граждан при занятии народной медициной влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
На сегодняшний день занятие народной медициной без получения разрешения, установленного законом, влечет за собой административную ответственность в соответствии со ст. 6.2 Кодексом об административных правонарушениях РФ 2.
Уголовное законодательство не содержит специальной нормы, предусматривающей ответственность за незаконное занятие народной медициной (целитель-
ством). По УК РФ ответственность наступает за незаконное занятие частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью (ст. 235 УК РФ), однако данная норма не регламентирует незаконное занятие народной медициной (целительством), так как правом на занятие частной медицинской практикой обладают именно медицинские работники.
Медицинские работники, наделенные правом на занятие частной медицинской практикой, обладают всеми критериями юридического статуса медицинского работника: 1) наличие высшего или среднего медицинского образования; 2) наличие сертификата специалиста; 3) наличие лицензии на избранный вид медицинской деятельности.
Что касается лиц, занимающихся народной медициной (целительством), то такие лица, во-первых, не имеют медицинского образования. Во-вторых, сертификат (диплом целителя) народные целители не имеют, а если и имеют, то возникают вопросы, кто обучает таких лиц и как диплом целителя выдается по специальности, которой специально нигде не обучают. В-третьих, лица, занимающиеся народной медициной (целительством), не имеют лицензии на избранный вид деятельности.
Таким образом, лица, занимающиеся народной медициной (целительством), не обладают юридическим статусом медицинского работника. Это отдельная категория лиц, незаконная деятельность которых требует четкого законодательного регулирования.
На основании изложенного мы приходим к выводу, что к лицам, наделенным юридическим статусом медицинского работника, можно отнести врачей, работников среднего и младшего медицинского персонала, акушеров, фармацевтов, их помощников, студентов высших и средних медицинских учебных заведений, работающих в государственных, муниципальных, частных системах здравоохранения. При этом на указанных лиц должна быть возложена обязан-
2Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
ность по непосредственному оказанию соответствующего вида медицинской помощи. Отсутствие такой обязанности исключает уголовную ответственность.
Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ: принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г.: по сост. на 10
Библиографическое описание статьи =
октября 2017 г. // Собрание законодательства РФ>. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
2. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : [федер. закон : от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 : принят Гос. Думой 1 ноября 2011 г. : по состоянию на 23 июля 2013 г.] // Российская газета. 2011. 23 ноября. № 5639.
3. Замалеева С. В. Ятрогенные преступления: понятие, система и вопросы криминализации : дисс. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2016.
Замалеева С. В. О проблеме определения юридического статуса медицинского работника // Власть и управление на Востоке России. 2017. № 4 (81). С. 177-181. DOI 10.22394/1818-4049-2017-81-4-177-181
S. V. Zamaleeva
About the problem of determining of the legal status
medical worker
In this article, the subject of iatrogenic crimes is analyzed. Criminal legislation does not allocate a medical worker as a special subject of crime, which causes difficulties in the qualification of iatrogenic crimes. The author of the article explores the notion of a medical worker, the essence of medical activity, persons who have the right to carry out medical activities, documents that determine the status of a medical worker, the limits of the professional competence of medical personnel, and concludes that persons assigned the legal status of a medical worker doctors, middle and junior medical personnel, midwives, pharmacists, their assistants, students of higher and secondary medical educational institutions who work in state, municipal, private health systems. At the same time, these persons should be given the duty to directly provide the appropriate type of medical assistance. The absence of such an obligation excludes criminal liability. The main criteria for a person who has the legal status of a medical worker are: 1) the availability of medical or other education in the Russian Federation in accordance with federal state educational standards; 2) the availability of a certificate of a specialist; 3) availability of a license for a selected type of medical activity. Persons engaged in traditional medicine (healing) do not have the legal status of a medical worker, this is a separate category of persons whose illegal activities require clear legislative regulation.
Keywords: iatrogenic crimes, legal status, medical activities, medical worker.
References:
1. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah: feder. zakon ot 30 dekabrya 2001 g. № 195-FZ: prinyat Gos. Dumoj 20 dekabrya 2001 g.: po sost. na 10
oktyabrya 201 7 g.] // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2002. № 1 (ch. 1). St. 1.
2. Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii : ¡feder. zakon : ot 21 noyabrya 2011 g. № 323-FZ : prinyat Gos. Dumoj 1 noyabrya 2011 g. : po sostoyaniyu na 23
Zamaleeva Svetlana Vladimirovna - Candidate of Jurisprudence, associate professor of the criminal law and criminology chair, the Far-Eastern legal institute of MIA of RF (Khabarovsk). E-mail: [email protected]
iyulya 2013 g.] // Rossijskaya gazeta. 2011. 23 prestupleniya: ponyatie, sistema i voprosy noyabrya. № 5639. kriminalizacii: dis. ... kand. yurid. nauk.
3. Zamaleeva S.V. YAtrogennye Habarovsk, 2016.
Reference to the article —
Zamaleeva A. V. Problems and perspectives of the system for countering fraud using telecommunications and computer equipment// Power and Administration in the East of Russia. 2017. No. 4 (81). PP. 177-181. DOI: 10.22394/1818-4049-2017-81-4-177-181