УДК 343.35 © В. Ф. Гапоненко, В. И. Долинко, 2012
Риски и угрозы, возникающие при материально-техническом снабжении ОВД в особых условиях
В. Ф. Гапоненко, В. И. Долинко *
В условиях современного рынка проблема оценки и учета рисков и угроз системы материально-технического снабжения ОВД МВД России приобретает самостоятельное прикладное и теоретическое значение как важная составляющая часть управления. В основе управления рисками и угрозами существует правило — не избегать рисков и угроз, а уметь оценивать их опасность и управлять ими. Риски, угрозы и управление — это взаимосвязанные компоненты экономической системы государства в целом.
Ключевые слова: риски, угрозы, материально-техническое снабжение, органы внутренних дел МВД России,
особые условия.
Национальная безопасность России, в том числе и военная, обеспечивается силами и средствами, которые находятся в распоряжении Российской Федерации . Одно из основных мест среди них занимают органы внутренних дел (ОВД) МВД России . Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. определила принципы применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности — только в случае необходимости отражения агрессии, если все другие меры разрешения кризисных ситуаций исчерпаны или оказались неэффективными; применение военной силы внутри государства допускается в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности государства, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя страны 1 . В соответствии с этим национальная безопасность понимается как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие, оборону и безопасность Российской Федерации
Государственная стратегия в области экономической безопасности системы материальнотехнического снабжения ОВД МВД России в особых условиях должна строиться в интересах достижения общих целей национальной безопасности, на основе применения всеми институтами государственной власти экономических, правовых и администра-
тивных мер воздействия Основой системы оценок эффективности функционирования материальнотехнического снабжения в особых условиях являются рациональность и эффективность . Рациональность — критерий финансового контроля, характеризующий достижение максимального результата при использовании наименьших бюджетных средств . Эффективность — показатель финансового контроля, характеризующий итоги деятельности объекта с точки зрения достижения результата при использовании наименьшего объема государственных средств или достижения наилучшего результата при использовании определенного объема бюджетных средств государства
Для того чтобы формировать методические основы анализа экономической безопасности системы материально-технического снабжения ОВД МВД России в особых условиях, а также проводить постоянную работу по ее управлению, требуется четко установить круг рисков и угроз экономической безопасности Риски и угрозы необходимо рассматривать не только применительно к современному этапу, но и определить возможные риски и угрозы, которые сегодня не актуальны, но могут возникнуть на различных этапах развития государства
В условиях современного рынка проблема оценки и учета рисков и угроз системы материальнотехнического снабжения ОВД МВД России приобретает самостоятельное прикладное и теоретическое значение как важная составляющая часть управления На основании анализа существующих классификаций рисков и угроз снижения эффективности системы материально-технического снабжения ОВД
* В нашем журнале публикуются впервые .
Таблица 1
Виды рисков в системе материально-технического снабжения ОВД МВД Российской Федерации в особых условиях
Риски Дополнительные признаки Содержание видов рисков Количественные оценки (мнение экспертов)
Прямые Проявляются в настоящее время Изъятие из бюджета денежных средств Снижение эффективности использования бюджетных средств Коррупция 3-3,5 млрд рублей До 10-15% Более 10%
Могут оказать негативное влияние на будущее развитие российской экономики Подрыв экономической базы российской экономики Риск срыва выполнения национальных проектов; риск недобросовестной конкуренции; риск нанесения ущерба третьим лицам Потери до 3-4 млрд рублей
Косвенные Проявляются в настоящее время Деформация аппарата государственного управления; деградация чиновников Отставание в развитии рыночных отношений на 6-10 лет
Могут оказать негативное влияние на развитие российской экономики Дискриминация добросовестного производителя; отставание в развитии малого бизнеса Криминализация общества Корыстное лоббирование законодательной деятельности; полная утрата доверия к авторитету власти; резкое увеличение доли теневой экономики Доля теневой экономики в объемах, превышающих 1-1,4% ВВП
МВД России в особых условиях, а также изученной литературы нами выстроена классификация рисков (табл . 1) и угроз (табл. 2) в рассматриваемой системе. В приведенных вариантах изложены не все возможные виды и классификационные признаки, а наиболее важные с точки зрения разработки систем мер по эффективному управлению и противодействию этим рискам и угрозам . Они возникают в результате целенаправленных или неосознанных действий людей, органов власти и управления, других значимых звеньев экономики, а также природных процессов (особых условий) . Под особыми условиями деятельности ОВД МВД России понимают обстановку (обстоятельства), вызываемую явлениями социального, природного, техногенного и экологического характера, представляющую повышенную опасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды, нормального функционирования государственных институтов, которая требует от ОВД МВД России для ее нормализации специальных организационных, правовых мер и их ресурсного обеспечения . Понятие «особые условия» соотносят с такими понятиями, как «чрезвычайные обстоятельства», «чрезвычайная ситуация», «чрезвычайное происшествие», которые широко используются в теории и практике ОВД МВД России и распространены в ведомственных нормативных актах.
Риски и угрозы могут возникать также в ходе неблагоприятного развития социальных, экономи-
ческих, политических и других процессов во внутренней и внешней среде рассматриваемой системы или хозяйствующего субъекта . В связи с этим риски можно разделить на прямые и косвенные, а все угрозы — на внешние и внутренние, хотя такое деление достаточно условно В основе управления рисками и угрозами существует правило — не избегать рисков и угроз, а уметь правильно оценивать их опасность и управлять ими. Риски, угрозы и управление — это взаимосвязанные компоненты экономической системы государства в целом. Как показывает российский и международный опыт, полностью устранить коррупционную составляющую в государственном заказе не удавалось ни одному государству мира, но это не значит, что борьба с коррупцией безнадежна и неэффективна в части снижения ее уровня в целом
Изучение рисков показало, что им подвержены как поставщик материально-технических средств, так и заказчик Для разрешения противоречия необходимо обладать достаточным количеством инструментов управления рисками и контролем обеих сторон системы материально-технического снабжения ОВД МВД России в особых условиях .
Предполагается, что основным источником возникновения внутренних угроз экономической безопасности системы материально-технического снабжения ОВД МВД России в особых условиях являются процессы, в первую очередь обусловленные внутренними причинами нашего государства Внеш-
Таблица 2
Виды угроз экономической безопасности системы материально-технического снабжения
ОВД Российской Федерации
Внешние угрозы Внутренние угрозы
Уменьшение объема предлагаемой для органов внутренних дел конкурентоспособной продукции Система обучения, подготовки и переподготовки кадров не соответствует уровню выполнения задач подразделениями системы материально-технического снабжения ОВД МВД России Постоянный отток наиболее профессиональных и опытных сотрудников ОВД МВД России Увеличение числа природных катаклизмов, беспорядков и техногенных катастроф Недостаточное бюджетное финансирование ОВД Сокращение количества предприятий-изготовителей товаров и услуг, которые выпускают необходимую для ОВД МВД России продукцию Нецелевое и неэффективное использование выделенных материальных и денежных средств; нерациональное использование вторичных ресурсов Утраты и недостачи материальных ценностей; отсутствие или слабая организация экономической работы в ОВД МВД России Злоупотребление служебным положением, проявления коррупции в довольствующих структурах и управленческих аппаратах ОВД Расширение практики «процентов» и «откатов» при заключении контрактов на закупку и поставку материальных средств для ОВД МВД России Низкая обеспеченность подразделений ОВД техникой, вооружением, специальными средствами, средствами индивидуальной защиты и активной обороны от табелей и норм положенности Отсутствие практического опыта работы в условиях рыночной экономики у большинства руководителей обеспечивающих подразделений органов внутренних дел Слабая трудовая дисциплина и большая текучесть кадров гражданского персонала в связи с большим объемом работы и низкой заработной платой Сохранность материальных ценностей не соответствует предъявляемым требованиям (кражи со складов, угоны и повреждение транспортных средств и оборудования) Непреднамеренные действия и ошибки персонала Отказы оборудования и технических средств Сбои программного обеспечения при бухгалтерском учете и обработке информации для обеспечивающих служб
ние угрозы экономической безопасности системы материально-технического снабжения ОВД в особых условиях связаны с внешнеэкономическими причинами и факторами или дискриминационными действиями зарубежных стран по отношению к Российской Федерации .
Внешние угрозы — это экономическая, военная и национальная мощь других государств мира, включающая в себя как финансово-экономический и оборонный, так и научно-технический потенциал, а также текущее состояние мировой экономики в целом . Внешние угрозы, отражающие текущее состояние мировой экономики в целом, на первый взгляд, не подрывают основ ее развития . Это резкие колебания национальной валюты (рубля), изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, превышение оттока капитала над его притоком (иностранными инвестициями); чрезмерная импортная зависимость, большой внешний государственный долг России и увеличение корпоративного долга, преобладание экспорта сырьевыми товарами (нефть, газ, другие полезные ископаемые и природные ресурсы) . Чистый отток капитала из России в 2011 г. составил, по оценке Центрального банка, 84,2 млрд долларов, и это более чем вдвое превысило показатель предыдущего года 2 .
Основные источники внешних угроз экономической безопасности лежат во внешнеэкономической
сфере, и на них повлиять государство нередко не может Одним из главных направлений противодействия внешним угрозам экономической безопасности является построение сильной государственной экономики, практически неуязвимой к воздействию неблагоприятных внешних факторов . В отличие от внутренних угроз экономической безопасности, внешних угроз существенно меньше, поэтому проводить их классификацию по нескольким направлениям нет необходимости. Представим перечень основных внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации: отток капитала за границу; высокий уровень внешнего долга; дискриминационные меры зарубежных стран во внешнеэкономических отношениях с Российской Федерацией; зависимость государства от импорта важнейших видов продукции, включая продукты питания; резкое преобладание сырьевых товаров в российском экспорте
Продолжительность действия и расширение спектра взаимодействия угроз ведут к отставанию Российской Федерации от развитых стран мира в темпах роста экономики, благосостояния граждан России и конкурентоспособности ее товаров и услуг
Внутренние угрозы — это неспособность к саморазвитию и самосохранению, неэффективность системы государственного регулирования российской экономики, слабость инновационного начала в развитии, занижение оценки в системе ценностей чело-
веческого капитала, неумение находить разумный баланс интересов и использовать противоречия и социальные конфликты для нахождения наиболее эффективных и безболезненных путей развития современного российского общества . Без заинтересованности иностранных государств в резком ослаблении России, проявившейся в подталкивании оппозиции к радикальным требованиям, внутренние угрозы не могли бы войти в критическую фазу. Наибольшую опасность, как для Российской Федерации, так и для большинства развитых стран мира, представляют ее внутренние угрозы
В соответствии со структурой формирования угроз все внутренние угрозы экономической безопасности Российской Федерации и ее 83 регионов делятся на пять блоков: 1) финансовые угрозы; 2) социальные угрозы; 3) демографические угрозы; 4) организационно-правовые угрозы; угрозы технологического и производственного характера
Что касается внешних угроз, то они, в первую очередь, формируют условия существования и деятельности государства в мировом экономическом пространстве Кроме того, долговременное сохранение внутренних угроз экономической безопасности, без проведения кардинальной экономической политики делает государство более уязвимым для внешних угроз экономической безопасности Во-первых, экономическая слабость превращает общество и государство в заложников международных финансовых организаций, поскольку бюджетные ресурсы Российской Федерации не позволяют стране эффективно функционировать, выполнять даже минимальные социальные обязательства (пенсии, пособия, заработная плата работникам бюджетной сферы) Долги перед международными финансовыми организациями не только не решают проблемы государственного бюджета, его дефицита, но, напротив, ведут к увеличению его расходов на обслуживание внешнего долга . Во-вторых, это связано с тем, что внутренние угрозы экономической безопасности, ослабляя финансовую и экономическую мощь России, мешают модернизировать и поддерживать государственные силовые структуры (Вооруженные Силы, ФСБ, МВД России и т. д .) с учетом структуры новых угроз В-третьих, страна, не справляясь с внутренними угрозами, лишается возможности проводить эффективную внешнюю политику, завоевывать новые товарные рынки сбыта, способствовать экспорту своей продукции, защищать интересы отечественных товаропроизводителей В-четвертых, внутренние угрозы, неспособность национальных товаропроизводителей полностью удовлетворить внутренний спрос ведут ко все большей зависимости государственной экономики от импорта, конъюнктуры внешнего рынка на его финансовом и товарном
сегментах, прежде всего — в части международных кредитов, машин, оборудования и продовольствия
При наличии несовершенной финансовой системы и ослабленной экономики Российская Федерация лишена возможности эффективно влиять на политику международных финансовых организаций Подводя итог анализу внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации, заметим, что большинство из них имеет весьма высокий уровень на современном этапе, по всем видам социальноэкономического развития России: как в социальной сфере, так и в производственном и финансовом секторе Сложившаяся ситуация свидетельствует о нарушении устойчивости социально-экономического развития и необходимости проведения коррекции современной экономической модели государства
В качестве основных направлений такой коррекции можно предложить:
— внедрение реальных механизмов для роста эффективности производства и развития предпринимательской деятельности;
— реализацию долгосрочной политики в демографической сфере, направленной на повышение рождаемости и обеспечение положительного сальдо прироста населения России;
— принятие и реализацию стандартов в социальной сфере на уровне, сопоставимом с ведущими странами;
— ускоренное развитие высокотехнологичных производств и построение инновационного сектора экономики, который по своим показателям был бы сопоставим с сырьевыми отраслями и низкотехнологичными производствами
Элементом ослабления экономической деятельности по обеспечению полноценного и качественного выполнения оперативно-служебных задач ОВД МВД России в особых условиях является необходимость адаптации деятельности подразделений материально-технического снабжения к динамичным финансово-экономическим условиям Конечной целью адаптации является создание такой системы обеспечения экономических потребностей ОВД МВД России в особых условиях, которая позволила бы эффективно выполнять функциональные задачи в полном объеме, при рациональном использовании недостаточного объема выделенных ресурсов . С понятием «экономическая безопасность» тесно связаны:
— мониторинг в системе ОВД МВД России, как средство, позволяющее предвидеть и диагностировать возможные риски и угрозы;
— рациональные мотивационные схемы экономических стимулов, позволяющие учесть и удовлетворить экономические интересы;
— законодательная защищенность системы материально-технического снабжения ОВД МВД
Российской Федерации в особых условиях при нестабильных условиях в обозримом будущем .
Главной целью материально-технического снабжения в особых условиях является поддержание высокой мобилизационной и боевой готовности и боеспособности подразделений МВД России (подразделений материально-технического снабжения) 3 . В соответствии с главной целью материально-технического снабжения его основными задачами являются:
— оптимизация руководства материально-техническим снабжением со стороны командиров (начальников) всех степеней;
— знание тактической, технической и тыловой обстановки, своевременное принятие решения по материально-техническому снабжению;
— активная, целенаправленная и непрерывная воспитательная работа с личным составом подразделений материально-технического снабжения;
— поддержание боевой готовности подразделений МВД России для выполнения возложенных задач по их предназначению;
— тщательное планирование и высокая организация материально-технического снабжения в соответствии с задачами и условиями конкретной обстановки;
— маневр силами и средствами материальнотехнического снабжения и обеспечение их живучести;
— обеспечение максимальной автономности по материально-техническому снабжению;
— устойчивое и непрерывное управление материально-техническим снабжением;
— сосредоточение основных усилий сил и средств материально-технического снабжения на важнейших направлениях действий .
1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2Q2Q г. : указ Президента РФ от 12 мая 2QQ9 г. № 537 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2QQ9. № 2Q, ст. 2444.
2 Отток капитала [Электронный ресурс]. URL: http:// www.rasHfe.eu/Dengi/Dengi/Ottok-kapitala-iz-Rossii-v-2Q11-pre-vysil-8Q-miUiardov-dollarov.html (дата обращения: 26 . Q2. 2Q12) .
3 Техническое обеспечение подразделений МВД РФ. Пермь, 2QQQ. Ч . 1 . С. 1Q-11 .