Научная статья на тему 'Анализ рисков и угроз в системе материально-технического снабжения органов внутренних дел российской Федерации в особых условиях и методы их снижения'

Анализ рисков и угроз в системе материально-технического снабжения органов внутренних дел российской Федерации в особых условиях и методы их снижения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
792
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ / LOGISTICS / РИСКИ И УГРОЗЫ / RISKS AND THREATS / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / INTERIOR BODIES / ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ / SPECIAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Долинко В. И.

В статье анализируются риски и угрозы в системе материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях, автор предлагает методы к их снижению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of risks and threats in the logistics system of the interior bodies of the Russian Federation in special conditions and the methods of their minimization

The risks and threats in the logistics system of the interior bodies of the Russian Federation in special circumstances are analyzed; the author proposes the ways to reduce them.

Текст научной работы на тему «Анализ рисков и угроз в системе материально-технического снабжения органов внутренних дел российской Федерации в особых условиях и методы их снижения»

кон РФ от 8 ноября 2011 г. № 309-Ф3 // СЗ РФ. 2011. № 46. Ст. 6407.

6. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 № З-ФЗ (в ред. от 6 декабря 2011 г.) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

7. О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов

налоговой полиции: постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855 (в ред. от 29 декабря 2011 г.) // СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3900.

8. Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России: приказ МВД России от 16 декабря 1998 г. № 825 // Рос. газ. 1999.

9. Донцов С.Е., Глянцев В.В. Возмещение вреда по советскому законодательству. М., 1990.

E-mail: [email protected]

В.И. ДОЛИНКО,

адъюнкт кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения

(Академия управления МВД России)

Анализ рисков и угроз в системе материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях и методы их снижения

В статье анализируются риски и угрозы в системе материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях; автор предлагает методы к их снижению.

Материально-техническое снабжение, риски и угрозы, органы внутренних дел, особые условия.

Национальная безопасность России, в частности военная, обеспечивается силами и средствами, которые находятся в распоряжении государства. Важную роль среди них играют органы внутренних дел МВД России. В Стратегии национальной безопасности [2] определены принципы применения военной силы: только в случае необходимости отражения агрессии, когда все другие меры разрешения кризисных ситуаций исчерпаны или оказались неэффективными. Применение военной силы внутри государства допускается в строгом соответствии с Конституцией [1] и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя.

Проблемы материально-технического снабжения (далее — МТС) органов внутрен-

них дел, действующих в особых условиях, следует разделить на четыре больших блока: подготовка сил и средств тыла к обеспечению подразделений органов внутренних дел в особых условиях; доставка сил и средств тыла в район действия подразделений органов внутренних дел, а также тыловое обеспечение в пути следования; тыловое обеспечение подразделений непосредственно в особых условиях; эвакуация сил и средств тыла, а также подразделений органов внутренних дел из района боевых действий (особых условий) в район постоянной дислокации.

Рассмотрим опыт организации МТС подразделений органов внутренних дел, участвовавших в ликвидации незаконных вооруженных формирований в Чечне. С начала 1995 г. в составе объединенных сил на территории Чечни был создан штаб тыла [5], в который входило четыре службы: продовольственная, вещевая, КЭС, медицинская. Личный состав штаба тыла был сформирован в основном из числа сотрудников Департамента тыла МВД России, и на него были возложены следующие задачи:

1) обеспечение всеми видами довольствия и материально-техническими средствами в соответствии с нормами и табелями положен-ности;

2) решение вопроса служебного размещения и расквартирования подразделений, а также создание надлежащих бытовых условий для личного состава;

3) обеспечение взаимодействия группы тыла временной группировки МВД России с тыловыми подразделениями по вопросам своевременного и полного удовлетворения нужд личного состава МВД России в Чеченской Республике.

Проанализировав специфику системы МТС органов внутренних дел, изучив необходимую литературу [6], а также исходя из личного опыта участия в действиях в особых условиях, сформулируем основные задачи органов тыла органов внутренних дел, действующих на территории в особых условиях, следующим образом.

1. Заблаговременная разработка и увязка планов тылового обеспечения органов внутренних дел с ресурсными возможностями.

2. Взаимодействие сил и средств тыла, находящихся в распоряжении всех подразделений, служб и ведомств, действующих в районе особых условий.

3. Готовность в сжатые сроки обеспечить поставленные перед тыловыми службами задачи в районе особых условий.

4. Обеспечение «выживаемости» системы тыла в целом и ее отдельных элементов по глубине.

5. Способность тыловых служб обеспечивать подразделения органов внутренних дел в любых условиях, в частности изменяющихся.

Управление тылом должно быть построено с учетом того, чтобы можно было осуществить необходимый маневр имеющимися силами и средствами, обеспечить их безопасность и неуязвимость. Основополагающим принципом эффективной работы системы МТС органов внутренних дел является четко организованное управление.

В рыночных условиях проблема оценки и учета рисков и угроз системы МТС органов внутренних дел приобретает самостоятельное прикладное и теоретическое значение как важная составляющая часть управления. Изучив существующую классификацию рисков

и угроз снижения эффективности системы МТС органов внутренних дел, а также научную литературу по данному вопросу, нами предлагается вариант следующей классификации рисков и угроз в системе МТС органов внутренних дел России (табл.).

Из проведенного анализа мы видим, что рискам подвержены как поставщик МТС, так и заказчик, что обусловливает необходи-

Таблица

Виды рисков в системе материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации

Дополнительные признаки Содержание видов рисков Ущерб (по мнению экспертов)

Прямые риски

Проявляются в настоящее время Изъятие из бюджета денежных средств Снижение эффективности использования бюджетных средств Коррупция 330-355 млрд руб. до 22-26 % более 50 %

Могут оказать негативное влияние на будущее развитие российской экономики Подрыв экономической базы российской экономики Риск срыва выполнения национальных проектов Риск нанесения ущерба третьим лицам 46-52 млрд руб.

Косвенные риски

Проявляются в настоящее время Деградация чиновников Отставание в развитии рынка

Могут оказать негативное влияние на будущее развитие российской экономики Дискриминация добросовестного производителя Криминализация общества Резкое увеличение доли теневой экономики 11-14 % ВВП

мость достаточного количества инструментов управления рисками и контроля действий обеих сторон системы МТС органов внутренних дел МВД России.

Виды угроз экономической безопасности системы материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации возможно классифицировать. Так, внешними угрозами экономической безопасности системы МТС органов внутренних дел представляются следующие:

— уменьшение объема предлагаемой для органов внутренних дел конкурентоспособной продукции, а также сокращение количества предприятий-изготовителей востребуе-мых ими товаров и услуг;

— несоответствие системы обучения, подготовки и переподготовки кадров уровню выполнения задач подразделениями системы МТС;

— отток наиболее профессиональных и опытных сотрудников органов внутренних дел;

— недостаточное бюджетное финансирование органов внутренних дел;

— увеличение количества природных катаклизмов и техногенных катастроф, а также социальных беспорядков.

В качестве внутренних угроз нецелевого и неэффективного использования выделенных материальных и денежных средств могут выступать следующие:

— нерациональное использование вторичных ресурсов;

— утраты и недостачи материальных и денежных средств;

— отсутствие экономической работы или ее слабая организация в органах внутренних дел;

— проявления коррупции и злоупотреблений служебным положением, допускаемые должностными лицами в довольствующих структурах и управленческих аппаратах органов внутренних дел;

— расширение практики «откатов», допускаемых при заключении контрактов на закупку и поставку материальных средств для органов внутренних дел;

— низкая обеспеченность подразделений органов внутренних дел техникой, вооружением, специальными средствами, средствами индивидуальной защиты и активной обороны в сравнении с табелями и нормами положен-ности;

— отсутствие опыта практической работы в условиях рыночной экономики у руководителей обеспечивающих подразделений органов внутренних дел;

— слабая трудовая дисциплина и большая «текучесть» кадров гражданского персонала;

— растрата материальных ценностей;

— непреднамеренные действия и ошибки персонала;

— отказы оборудования и технических средств;

— сбои программного обеспечения при бухгалтерском учете и обработке информации для обеспечивающих служб органов внутренних дел.

Изменяющиеся финансово-экономические условия предполагают постоянную готовность к адаптации деятельности тыловых подразделений и оказывают заметное влияние на качество выполнения оперативно-служебных задач органов внутренних дел. Целью такой адаптации является создание системы обеспечения экономических потребностей органов внутренних дел, которая бы позволила эффективно выполнять функциональные задачи в полной мере и рационально использовать даже небольшой объем выделенных ресурсов.

Достижение эффективности обеспечения экономической безопасности предполагает

применение следующих мер: мониторинга в системе органов внутренних дел как средства, позволяющего предвидеть и диагностировать возможные риски и угрозы; рациональных мотивационных схем экономических стимулов, позволяющих учесть и удовлетворить экономические интересы; законодательной защищенности системы МТС органов внутренних дел России при возникновении нестабильных условий деятельности.

Вступившие в силу с 2006 г. нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области госзаказа, предписывают бюджетным организациям выбирать поставщиков товаров, работ и услуг на конкурсной основе. Предполагается, что данное нововведение наносит серьезный удар по коррупции, которая является основной угрозой экономической безопасности России. Однако, как показывает опыт регулирования данной сферы, экономия может оказаться незначительной, и злоупотребления перейдут на качественно иной уровень. Отметим, что с момента вступления в законную силу Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [4] доступ к госзаказам стал свободнее, увеличилось количество поставщиков, значительно расширился круг организаций — победителей конкурсов закупок.

Полагаем, что среди причин, по которым данный закон при всей инерции и противодействии ему коррумпированных чиновников работает, существенными являются две: во-первых, участники конкурсов по государственному заказу могут при обнаружении любых нарушений подавать жалобы в Федеральную антимонопольную службу России; во-вторых, Федеральная антимонопольная служба России всегда проводит тщательные проверки по каждому такому обращению.

Исходя из правоприменительного опыта регулирования, мы видим подлежащие заполнению пробелы в законодательстве Российской Федерации.

Среди мер снижения рисков в данной сфере выделим необходимость существенного упрощения их осуществления прежде всего на муниципальном уровне; увеличение порога сумм закупок, для которых конкурс необходим (для определенных государственных закупок этот порог нужно поднять в несколько раз); введение квалификационных требований, устанавливающих минимальный срок присутствия на рынке; обеспечение качественного обучения представителей государственного заказчика; установление порядка премирования за экономию государственных средств.

В России действует непропорциональная система зарплат и взысканий: штраф для го-

114

сударственного чиновника за нарушение Федерального закона России от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [3] составляет порядка 25—50 тыс. руб. Жесткий контроль над исполнением закона вместе с повышением квалификации государственных заказчиков должен дать результаты, а именно снизить бюджетные расходы при проведении государственных закупок, в том числе и для системы МТС органов внутренних дел. Необходимо отметить, что с вступлением в силу с 2006 г. Федерального закона № 135-Ф3 «О защите конкуренции» [4] появился мощный рычаг в совершенствовании борьбы с преступлениями, связанными с нарушением антимонопольного законодательства: данный закон устанавливает антимонопольные требования к процедуре проведения торгов при государственных закупках.

Основной подход в предлагаемых нами методах снижения рисков и угроз в системе государственного заказа при материально-техническом снабжении органов внутренних дел видится в разработке таких мер, которые не допускают, предотвращают или минимизируют ущерб; предусматривают возможные последствия хозяйственной деятельности в ситуации риска и угроз и делают возможной реализацию такой системы адаптации государственных органов к рискам и угрозам, при

которой могут быть нейтрализованы негативные последствия, а также максимально полно использованы шансы на получение эффективного результата.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.: Указ Президента России от 12 мая 2009 г. № 537 // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

3. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон РФ от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (с изм. и доп.) // СПС КонсультантПлюс.

4. О защите конкуренции: Федеральный закон РФ от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ (с изм. и доп. от 8 ноября 2008 г.) // Рос. газ. 2006. 27 июля.

5. Об организации тылового обеспечения подразделений МВД России, направляемых для наведения конституционного порядка на территории Чеченской Республики: приказ МВД России от 30 января 1995 г. № 32.

6. Смирнов С.А. Тыловое обеспечение действий органов внутренних дел в особых условиях: лекция. М., 1989.

E-mail: [email protected]

А.Г. ГИТИНОВ,

адъюнкт* кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения

(Академия управления МВД России)

Некоторые аспекты совершенствования деятельности органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности региона

В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами обеспечения экономической безопасности региона на примере Республики Дагестан. Предлагается комплекс мер, направленных на совершенствование деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности региона.

Коррупция, экономическая безопасность, совершенствование деятельности органов внутренних дел, противодействие экономической преступности.

* Ранее — заместитель начальника 6-го отдела Управления собственной безопасности МВД по Республике Дагестан.

В условиях перемен, происходящих в экономической жизни России, значительно обострились проблемы, связанные с укреплением всей системы национальной безопасности, прежде всего безопасности экономической, ориентированной на обеспечение стабильного экономического развития государства и его регионов, их защищенности от экономических угроз.

Уровень экономической безопасности большинства российских регионов далек от желаемого, что не способствует их динамичному развитию. В наиболее тяжелой ситуации оказались субъекты Северо-Кавказкого феде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.