Научная статья на тему 'Влияние особых условий на организацию материально-технического обеспечения ОВД МВД России'

Влияние особых условий на организацию материально-технического обеспечения ОВД МВД России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2077
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МВД РОССИИ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / LOGISTICS / POLICE / SPECIAL CONDITIONS / ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Долинко Василий Иванович

В статье речь идёт о влиянии особых условий на организацию материально-технического обеспечения ОВД МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Долинко Василий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of the special conditions for the organization logistics the police Department of the MIA of Russia

In the article we are talking about the influence of special conditions for the organization of material and technical support of the police Department of the MIA of Russia.

Текст научной работы на тему «Влияние особых условий на организацию материально-технического обеспечения ОВД МВД России»

9. Козловски, П. Этика банков : учебное пособие / пер. с нем. О.У. Ависа. - М.: Кнорус, 2014. - 272 с.

10. Гладкова, С. Б., Чорба, В. П. Организационные подходы к эффективному банковскому надзору обеспечения противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Экономика и предпринимательство. - 2014. - N° 1. - Ч. 2 - С. 754-748.

11. Гладкова, С. Б. Практические аспекты взаимодействия правоохранительных органов с кредитными организациями в обеспечении противодействия легализации преступных доходов // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12. - Ч. 3. - С. 754-758.

12. Литвиненко, А. Н. Взаимодействие бизнеса и органов внутренних дел: проблема противодействия теневой экономике // Вопросы экономики и права. - 2011. - № 12. - С. 187-189.

13. Громов, И. А., Литвиненко, А. Н. Система экономической безопасности государства в компетенции Департамента экономической безопасности МВД России // Вопросы экономики и права. - 2010. - № 12. - С. 71-76.

УДК 34с333 В.И. Долинко*

Влияние особых условий на организацию материально-технического обеспечения ОВД МВД России

В статье речь идёт о влиянии особых условий на организацию материально-технического обеспечения ОВД МВД России.

Ключевые слова: МВД России, материально-техническое обеспечение, органы внутренних дел, особые условия, организация.

V.I. Dolin^*. The influence of the special conditions for the organization logistics the police Department of the MIA of Russia. In the article we are talking about the influence of special conditions for the organization of material and technical support of the police Department of the MIA of Russia.

Keywords: Ministry of internal Affairs of Russia, logistics, police, special conditions, organization.

Для раскрытия содержания деятельности материально-технического обеспечения (далее - МТО) органов внутренних дел (далее - ОВД) МВД России в особых условиях представляется важным исследовать эти своеобразные условия, определить исходные понятия, классифицировать их, выявить определяющие факторы, влияющие на содержание деятельности всей системы МТО в указанных условиях. Несмотря на острую необходимость, в научных исследованиях и специальной литературе нет единого мнения в отношении понятий «чрезвычайные обстоятельства» (далее - ЧО), «чрезвычайная ситуация» (далее - ЧС) и «особые условия» (далее - ОУ), которые в последнее время стали наиболее употребляемыми. Думается, это вызвано прежде всего отсутствием общего подхода к определению их содержания и предназначения в конкретный исторический момент. По нашему мнению, применительно к деятельности ОВД понятие ОУ более емко и включает в себя: 1) содержание (описание общей обстановки, несущей угрозу опасности для людей, природы, общественных ценностей); 2) форму их выражения (стихийные бедствия, техногенные аварии и катастрофы или социальные конфликты); 3) изменение в деятельности ОВД (создание временных организационных структур, привлечение дополнительных сил и средств, проведение специальных операций).

Мы разделяем мнение А.Ф. Майдыкова, считающего, что нельзя ограничиваться характеристикой обстановки, возникающей при природных техногенных явлениях, а необходимо включить в это понятие более широкий круг обстоятельств социального характера [5]. Такое понимание дает более точное представление об особых условиях, поэтому целесообразно взять его за исходное для раскрытия понятия «чрезвычайные обстоятельства». Особые условия - это обстановка, характеризующаяся повышенной по степени опасностью для жизни людей, деятельности предприятий, общественных организаций, органов власти и управления государства, сохранности среды обитания, материальных и культурных ценностей, сложившаяся в результате: опасных явлений в социальной сфере и природе; техногенных аварий и катастроф; других стихийных бедствий; проникновения или действия на территории государства диверсионно-разведывательных и террористических групп; десантов противника; угрозы применения противником ОМП; могущая повлечь введение чрезвычайного или военного положения и требующая от ОВД применения сил и средств в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными актами России. Понятие «чрезвычайные обстоятельства» определяются как «условия функционирования органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений, организаций, а также жизнедеятельности людей в период локализации

* Долинко, Василий Иванович, начальник редакционно-издательского отдела Академии управления МВД России. Адрес: Россия, 125171, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8. Тел. 8 (905) 785-62-19. E-mail: doll 111111@rambler.ru.

* Dolinko, Vasily Ivanovich, head of the publishing department of the Academy of the Interior Ministry of Russia. Address: Russia, 125171, Moscow, Zoe and Alexander Kosmodemyanskiy str., 8. Tel. 8 (905) 785-62-19. E-mail: dol1111111@rambler.ru.

© Долинко В.И., 2015

и ликвидации процессов и явлений в природной среде, техногенной и социальной сферах, которые существенно влияют на нормальный ритм жизни общества и требуют принятия специальных мер по защите среды обитания, жизни, здоровья, прав и свобод граждан, материальных и иных ценностей от уничтожения, повреждения, хищения и восстановлению нормальной работы различных объектов жизнеобеспечения». Мы опять видим логическое тождество между словами «обстоятельства» и «условия», но по объему данное выше определение особых условий явно шире определения чрезвычайных обстоятельств, т.к. включают последнее и расширено за счет понятий «чрезвычайного и военного положения; при проникновении и действиях на обслуживаемой территории диверсионно-разведывательных и террористических групп, десантов противника; угрозы применения или применения противником оружия массового поражения...», поэтому их можно считать совместимыми, но имеющим отношение подчинения.

По нашему мнению, этот же вывод дает нам полное право утверждать о полном тождестве понятий «ситуация» и «обстоятельство», т. к. ситуация - это (от позднелатинского situatio - положение) сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение [7]. Или то же самое от французского situation - положение, обстановка, совокупность обстоятельств. Таким образом, мы перешли к рассмотрению понятия «чрезвычайная ситуация», под которым одни исследователи понимают «внешне неожиданную, внезапно возникшую обстановку», другие рассматривают её как «непредвиденную комбинацию обстоятельств» [6], или как «обстановку» [3]. Как видим, «ситуация» представляется «обстановкой» или «комбинацией обстоятельств», что говорит в пользу наших доказательств о тождественности понятий «условия», «обстоятельства», «обстановка» и теперь уже

- «ситуация».

Федеральный закон РФ № 68-ФЗ [1] представляет «чрезвычайную ситуацию природного и техногенного характера как обстановку . сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей». Как убеждаемся, «ситуация» вновь отождествляется с «обстановкой», но по объему данное понятие «ЧС» будет входить в понятие «ЧО», т.к. последние помимо явлений в природной и техногенной сферах содержат явления в социальной сфере.

Таким образом, понятие «ЧО» своим появлением обязано необходимостью выделения в общую группу комплекса явлений социального характера и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, поскольку МВД России, помимо задач обеспечения безопасности граждан, защиты их имущества, культурных и хозяйственных ценностей страны в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации, чрезвычайных ситуаций [1], приходится решать специфические задачи по охране общественной безопасности от преступных посягательств в рамках Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. [2]. Под ЧО мы будет понимать обстановку на отдельной территории, объектах производственного и социального назначения, а также в окружающей природной среде, сложившуюся в результате опасных явлений в социальной сфере (при пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах, при розыске и задержании преступников; при ликвидации бандитских и незаконных вооружённых формирований (НВФ); при пресечении захвата важных объектов и воздушных судов; при освобождении заложников; при пресечении террористических актов и вооруженных мятежей; при деблокаде транспортных коммуникаций), аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Поскольку ЧО в нашем понимании включают в себя ЧС природного и техногенного характера и обстоятельства социального характера, рассмотрим вначале классификацию ЧС. Например, техногенные и природные ЧС бывают следующих типов в порядке возрастания зоны ЧС, количества жертв, материального ущерба: локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные. Участие органов местного самоуправления, исполнительной власти и, соответственно, силовых ведомств при ликвидации последствий предусматривается, начиная с ЧС муниципального и межмуниципального характера, для ОВД это

- территориальные ОВД на районном уровне. Для ЧС регионального, межрегионального характера это - МВД ГУ(У) МВД России по субъектам РФ. Для ЧС федерального характера это - МВД России. Анализируя основания классификации ЧС различными исследователями [3; 4; 5] - от учета генезиса (преднамеренность, естественность) до учета сферы возникновения (ведомственность для техногенных; гео-, метео-, гидросферы для природных; флора, фауна для биолого-социальных ЧС), все их можно разделить на техногенные, природные и биолого-социальные ЧС.

Современный мир остается весьма уязвимым для ЧС природного и техногенного характера. Необходимо отметить, что при локализации природных, техногенных и биолого-социальных ЧС будут использоваться аварийно-спасательные силы и средства, т.е. меры спасения и помощи, а также карантинные мероприятия, носящие отчасти характер принуждения.

Это соответствующим образом отразится на задачах и функциях ОВД, а также на экипировке личного состава ОВД, его снаряжении, применяемых индивидуальных и коллективных средствах защиты, обеспечении транспортом, что поставит конкретные задачи перед тыловыми службами. Также требует уточнения тот факт, что особенности МТО при каждом ЧС будут базироваться на

существенном отличии самих процессов при различных ЧС. Например, мы видим это отличие техногенных и биолого-социальных ЧС от природных ЧС в следующем.

1. Относительная определенность границ ЧС техногенного и биолого-социального характера, т. е. в рамках определенного производства, цеха, блока, транспортного узла и т. п. и их относительная стабильность (исключения могут составить ЧС, связанные с выбросом АХОВ, РВ, ОБВ в атмосферу и открытых пожаров). Природные ЧС распространяются, как правило, непредсказуемо как по направлению, так по масштабу территории.

2. Возможность локализации техногенных и биолого-социальных ЧС силами людей, причем время локализации зависит от интенсивности человеческого фактора. Природные ЧС возникают и длятся по собственным законам развития, не зависящим от человека.

3. Доступность для переброски сил и средств. Как правило, эти ЧС происходят на объектах, в населенных пунктах, транспортных магистралях (за исключением авиакатастроф, катастроф на морском (водном) транспорте и трубопроводном транспорте). Природные ЧС происходят везде, причем их последствия создают дополнительные преграды на пути аварийно-спасательных служб, нарушая пути сообщения и линии связи.

Вместе с тем общим требованием при тех и других ЧС к МТО будет необходимость транспортного обеспечения для перемещения подразделений МВД России к локализуемому очагу, а в некоторых случаях и в целях эвакуации личного состава и имущества ОВД из очагов поражения, затопления и т.п., что, в свою очередь, затрудняет их участие в аварийно-спасательных работах, а возможно, полностью их нейтрализует, и потребует переброски дополнительных сил и средств из других регионов. Поэтому особую важность приобретут вопросы управления тылом МВД России в условиях ограничений, накладываемыми ЧС. Переходя к рассмотрению другой составляющей ЧО - опасных явлений социального характера - сразу отметим, что они не имеют четко выраженной классификации в российском законодательстве, подобной той, которая дана для ЧС. Этот, весьма значимый для национальной безопасности, блок социальных явлений не имеет и обобщающего названия, обозначенного более простым словосочетанием, и общего определения в специальной литературе. Из определения ЧО мы видим, из каких явлений общественной жизни и преступлений складывается социальный блок ЧО, поэтому для детального рассмотрения предварительно разобьем их на две группы: «А» - социальные конфликты массового характера и «Б» - преступления группового и единичного характера. Рассмотрим вначале вторую группу, к которой можно отнести такие преступления, как захват важных объектов и воздушных судов (ст. 211, 227 УК РФ); захват заложников (ст. 206 УК РФ), похищение человека (ст. 126 УК РФ), незаконное лишение свободы (ст. 127 УК РФ); терроризм (ст. 205 УК РФ, ст. 207 УК РФ); преступления, совершенные вооруженными и иными опасными преступниками (множество составов преступления). Сам факт угрозы или осуществления указанных составов преступлений требует от МВД России чрезвычайных мер реагирования, особо оговоренных в ведомственных нормативных актах, где заложены основные задачи МВД России: розыск и задержание преступников, пресечение захвата важных объектов и воздушных судов, освобождение заложников, пресечение террористических актов. Характерной чертой данной группы преступлений является реальная угроза жизни и здоровью людей и безопасности важных объектов. Одна из основных причин сложившегося положения - невысокий уровень правового регулирования. Российское законодательство, как указывалось выше, испытывает ведомственное давление. В результате главной целью законов становится правовое закрепление внутренней организации и основных направлений деятельности того или иного силового ведомства в ущерб единому подходу к определению социальных конфликтов и их классификации. Меры их локализации и пресечения расплывчаты, нечетко определены полномочия государственных органов по их предупреждению и пресечению, не урегулирован порядок применения соответствующих сил и средств. В текстах законов используется, как уже отмечалось, несогласованная терминология, имеются разночтения и в целом не создается единая система правового обеспечения рациональной безопасности и управления конфликтами. В рассматриваемые нами ЧО не вписываются международные вооруженные конфликты, поэтому наш анализ кризисов направлен на внутренние вооруженные и невооруженные конфликты. Мы полагаем целесообразным объединить подходы, отмеченные в Стратегии национальной безопасности [2], а также в специальной литературе и ведомственных нормативных актах и, взяв за основу международно-правовую практику, предложить следующую классификацию социальных конфликтов массового характера вышеобозначенной группы «А».

1. Внутренние невооруженные конфликты: а) межнациональные, межэтнические, межрелигиозные, межконфессиональные конфликты; б) социально-экономические (коллективные трудовые конфликты с массовыми беспорядками, забастовки, саботаж); в) социальные конфликты, возникающие в ходе массовых мероприятий, и социально-политические конфликты. Данные конфликты будут характеризоваться такими составами преступлений, предусмотренными УК РФ, как: массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ); блокада транспортных коммуникаций (ст. 267 УК РФ); вандализм (ст. 214 УК РФ); возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК РФ); хулиганство (ст. 213 УК РФ) и т. п.

2. Внутренние вооруженные конфликты низкой интенсивности, находящиеся под контролем правоохранительных органов: а) ликвидация устойчивых вооруженных групп (банд) (ст. 209 УК РФ); вооруженных структур преступных сообществ (ст. 210 УК РФ); б) ликвидация антигосударственных незаконных вооруженных формирований (ст. 208 УК РФ), предпринявших насильственный захват

власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК РФ), либо участвующих в вооруженном мятеже по свержению или насильственному изменению конституционного строя России (ст. 279 УК РФ). Эти конфликты характеризуются большими материальными затратами, вплоть до разрушения экономики региона, наличием убитых и пострадавших обеих сторон, участвующих в конфликте, а также угрозой основам конституционного строя и безопасности государства.

3. Внутренние вооруженные конфликты высокой интенсивности, при которых государство (Федерация) утрачивает контроль над определенной частью своей территории: а) межнациональные, межэтнические, межрегиональные, межконфессиональные конфликты - в пределах субъекта федерации; б) межнациональные, межэтнические, межрегиональные, межконфессиональные конфликты - между федерацией и одним или несколькими субъектами федерации; в) военные действия между федеральными вооруженными силами и антигосударственными незаконными вооруженными формированиями, насильственно захватившими власть и удерживающими ее, либо свергшими конституционный строй России в субъекте или нескольких субъектах федерации. Это наиболее скоординированные и продолжительные военные действия, носящие характер гражданской войны. Подобная классификация криминальных социальных явлений, основанная на международной практике, позволяет разработать подходы к МТО деятельности ОВД.

Спецификой тылового обеспечения здесь будут являться: использование всего арсенала вооружений, военной техники, специальных и технических средств; необходимость в средствах коллективной и индивидуальной бронезащиты и специальной экипировке личного состава; экстренная военная медицинская помощь; требования к эшелонированию подразделений тыла и запасов материальных средств.

В целом для всего комплекса ЧО перед МТО будет стоять задача уменьшения проблемы риска для жизни и здоровья личного состава и создания необходимых условий для выполнения им постановленных задач. Исходя из профессионально-логических соображений и анализа ряда научных исследований [3; 4; 5; 6], можно заключить, что вся совокупность различного рода факторов, определяющих условия организации МТО подразделений ОВД в ходе выполнения служебно-боевых задач в районе ЧО, делится на три основные группы: оперативные, тыловые и природно-климатические. Характер влияния группы оперативных факторов на процесс МТО подразделений ОВД исходит из значимости ЧО, которая, в свою очередь, определяется временными характеристиками, пространственным размахом, составом сил и средств конфликтующих сторон, а также степенью угрозы дестабилизации военно-политической обстановки и возможностью эскалации в районы страны. ЧО носят, как правило, быстротечный характер, но вооруженные конфликты могут быть и продолжительными, когда для решения в них задач и достижения военно-политических целей будет применена объединенная группировка федеральных сил: регулярные вооруженные формирования видов Вооруженных Сил, ВВ и подразделения ОВД МВД России. Решение этой задачи всегда будет сопряжено с временным фактором. Во-первых, это объясняется тем, что начало задействования служб МТО зачастую не совпадает с началом развития самого ЧО. Так, например, запаздывание будет происходить из-за необходимости использования части времени на оценку обстановки и принятие решения, времени приведения сил и средств в боевую готовность, времени на передислокацию сил и средств тыла в район ЧО. То же самое можно сказать о продолжительности ЧО и времени, необходимом для локализации ЧО и ликвидации его последствий, а, следовательно, и для МТО этого процесса. В свою очередь, время запаздывания к месту ЧО самих сил будет складываться из времени, необходимого на доставку личного состава и необходимых запасов к месту событий. Это, в свою очередь, сопряжено с пространственным фактором, т.е. расстоянием места событий от места постоянной дислокации сил и средств, а также от размеров самого очага или территории конфликта и транспортного обеспечения перевозок. Группа тыловых факторов характеризует непосредственную основу для осуществления комплекса задач по МТО группировки сил. Напряженность процесса МТО и характер применения тыловых подразделений ОВД во многом зависят от расстояний перевозок, определяемых пунктами (районами) размещения грузоперерабатывающих объектов, поэтому большое значение приобретают постоянная готовность стационарной материальной и транспортной базы довольствующего органа МВД. Линии коммуникаций и дислокация стационарных баз МВД России с соответствующими запасами будут определять схему грузопотоков материальных средств.

Учитывая, что в составе тыловых подразделений ОМВД отсутствует собственная складская база, накопление и содержание запасов материальных средств осуществляется в звене МВД, ГУ(У) МВД по субъектам РФ. Последнее обстоятельство требует не только наличия дополнительной складской площади в территориальных ОВД, но и увеличения количества автомобилей для подвоза и содержания дополнительных запасов. В то же время, хотя в штатах территориальных органов МВД России и предусмотрены соответствующие подразделения МТО, но штатная численность этих подразделений не соответствует тем задачам, которые возникают перед ОВД в особых условиях. Непосредственное влияние на процесс материального обеспечения ОВД в районе ЧО оказывает состояние местной экономической базы. Необходимо учесть, что работа большинства предприятий промышленности, коммунально-бытовых учреждений, баз МТС и основных видов транспорта в районе ЧО будет дестабилизирована или приостановлена. В связи с этим решение комплекса задач по материальному обеспечению ОВД требует тесного взаимодействия с органами тыла ВВ МВД России, а также видов Вооруженных Сил и железнодорожными войсками.

Опыт служебно-боевой деятельности ОМОН, СОБР, частей ВВ в районах вооруженных конфликтов свидетельствует о возрастающей активности НВФ по огневому воздействию на колонны

и объекты тыла. Кроме того, следует ожидать, что в результате террористических действий групп боевиков могут быть разрушены мосты, путепроводы, реакторы АЭС и химические предприятия. Поэтому, интенсивное воздействие НВФ на коммуникации, разобщающее сеть дорог на изолированные участки очагово-барьерного характера, приводит к необходимости развертывания объектов тыла ОВД по нескольким направлениям и резкому снижению маршевых возможностей автомобильных колонн. Ограниченные возможности железнодорожного транспорта к маневру, а также перерывы движения вынуждают к длительным остановкам перед участками дорог, что влечет за собой недопоставки материальных средств. Кроме того, низкая защищенность наземного транспорта от поражающих факторов оружия НВФ снижает их суммарную грузоподъемность, в значительной мере осложнив выполнение задач по подвозу и повышая напряженность работы автомобильных формирований. Группа природно-климатических факторов значительно осложняет выполнение задач по материальному обеспечению ОВД. В условиях России организация МТО в особых условиях может проходить: в северных районах (зимние условия); в лесисто-болотистой местности; в горных и пустынных районах, а также в условиях жаркого климата; в условиях ограниченной видимости и районах с высокой влажностью. Руководители тыловых подразделений ОВД должны знать влияние физико-географических условий на организацию МТО и уметь производить оценку их влияния на выполнение задач в районе предстоящих действий. Это будет способствовать успешному выполнению поставленных задач. Особенности МТО при подготовке и в ходе и выполнения СБЗ должны рассматриваться применительно к влиянию физико-географических факторов на: а) организацию эксплуатации ВВТ и восстановление ВВТ; б) обеспечение органов внутренних дел боеприпасами, ГСМ и ВТИ; в) управление техническим обеспечением; г) защиту, охрану и оборону подразделений и органов МТО.

Особенности технического обеспечения в северных районах, лесисто-болотистой местности, горных и пустынных районах. Анализ природно-климатических условий показывает, что они значительно усложняют организацию и ведение МТО подразделений ОВД. В условиях низких температур вследствие изменения физико-химических параметров эксплуатационных материалов ухудшается самовоспламенение топлива, увеличивается момент сопротивления проворачиванию коленчатого вала двигателя, снижается работоспособность аккумуляторных батарей, что увеличивает время приведения ВВТ в боевую готовность. Из-за увеличения вязкости масел и смазок затрудняется их подача к узлам трения и механизмам, вследствие чего снижается их надежность. Особенностями лесисто-болотистой местности являются: малое количество дорог, доступных для движения и маневра; закрытый характер местности; наличие крупных лесных массивов, увеличивающих опасность возникновения пожаров и образования труднопроходимых завалов; наличие топких и заболоченных участков и других специфических условий местности; длительность застоя отравляющих веществ; возможность скрытого расположения и широкого использования заграждений и лесных завалов. В пустынных районах условия эксплуатации машин определяются климатическими и грунтово-почвенными факторами. Климатические условия характеризуются высокой температурой окружающего воздуха, достигающей летом 45-55°С в тени, в сочетании с низкой относительной влажностью (30-40 %) и интенсивной солнечной радиацией. Под воздействием прямых лучей солнца температура наружных поверхностей машин может достигать 70-80°С. Дорожная сеть в пустынно-степных зонах развита весьма слабо.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что три основные группы факторов формируют условия организации МТО в особых условиях. При этом группа оперативных и природно-климатических факторов значительно влияет на среднесуточную ассортиментную потребность и обусловливает пространственно-временную среду функционирования тыла в районе ЧО, а группа тыловых факторов определяет основу осуществления комплекса задач по МТО. Три основные группы факторов будут формировать общий для них специальный фактор - риск для жизни и здоровья личного состава ОВД. Этот фактор будет определять меры безопасности, применяемые средства личной защиты и обороны. В тех случаях, когда масштабы ЧО охватывают значительную территорию (а значит, требуют максимального количества задействованных сил), эпицентр ЧО достаточно сильно удален от мест постоянной дислокации сил ОВД и ВВ и сами ЧО принимают затяжной по времени характер, перед системой МТО встает максимально дифференцированная проблема, для решения которой понадобятся специальные функции, не свойственные подразделениям тыла в обычных условиях. При этом, по нашему мнению, данные функции будут общими для всех ЧО: доставка личного состава, материально-технического имущества, средств тыла и размещение личного состава; организация питания и бытовое обслуживание; МТО в процессе ЧО.

Поддержание материально-технического потенциала ОВД МВД России должно находиться на уровне, адекватном существующим угрозам безопасности личности, общества и государства с учетом экономических возможностей страны, социально-экономического развития государства, реформирования МВД России, имеющихся ресурсов и возможностей. Необходимость развития и совершенствования тылового обеспечения МВД России обусловлена задачами усиления правоохранительной деятельности, совершенствования нормативной правовой базы, рационального использования финансовых и материально-технических средств.

Правовой основой МТО ОВД в особых условиях деятельности являются Конституция России, общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры России, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента России, постановления и распоряжения Правительства России, нормативные правовые акты МВД России. Одним из приоритетных направлений в деятельности органов государственной власти

России является своевременное оснащение и материально-техническое снабжение ОВД МВД России системами вооружения, военной техники, специальной техники и имуществом в количествах, необходимых и достаточных для гарантированной защиты жизненно важных интересов общества и государства. Реализация данного требования в современных условиях закономерно ставит задачу по совершенствованию системы материально-технического снабжения ОВД на основе изучения рынка, знания экономической конъюнктуры, условий экономической деятельности и экономических возможностей регионов и государства в целом.

Список литературы

1. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера : Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ // СЗ РФ. - 1994. - № 35.

2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : Указ Президента России от 12 мая 2009 г. № 537 // СЗ РФ. - 2009. - № 20.

3. Василькевич, Я. И. Организационно-правовые основы деятельности противопожарной и аварийно-спасательной службы МВД Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях : дис. ... канд. юрид. наук, - М.: Академия МВД России, 1993.

4. Гапоненко, В. Ф., Долинко, В. И. Обеспечение экономической безопасности системы материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях. - М.: Академия управления МВД России. 2014.

5. Майдыков, А. Ф., Мелехин, А. В. Некоторые проблемы применения сил и средств в экстремальных условиях : сборник МВД СССР. - М.: Академия МВД России. 1991.

6. Микеев, А. К. Новые подходы к использованию подразделений пожарной охраны при проведении аварийно-спасательных работ. - М.: ВИНИТИ. 1990.

7. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1987.

УДК 338.462

А.Н. Литвиненко*, А.Г. Сиденко**

Методология исследования влияния миграционных процессов на экономическую безопасность государства

В статье рассмотрены методологические проблемы изучения влияния миграционных процессов на экономическую безопасность государства. Проанализированы основные подходы к изучению миграции, установлены их взаимосвязи с экономическими аспектами национальной безопасности. Авторами разработана методология обеспечения экономической безопасности государства инструментами миграционной политики на основе интеграции методического аппарата различных отраслей наук.

Ключевые слова: миграция, миграционные процессы, миграционная политика, экономическая безопасность, методология.

A.N. Litvinenko*, A.G. Sidenko**. Methodology the study of the effect of migration on the economic security of the state. The article deals with the methodological problems of studying the impact of migration on the economic security of the state. Analyzes the main approaches to the study of migration, established their relationship with the economic aspects of national security. The authors have developed a methodology to ensure the economic security of the state migration policy instruments based on the integration of the methodical device different branches of science.

Keywords: migration, migration policy, economic security, methodology.

В настоящее время вопросам миграционной политики в России уделяется значительное внимание. Государственное регулирование миграции направлено на максимизацию её положительных эффектов, таких как перспективное улучшение воспроизводственных процессов населения, повышение интеллектуального потенциала, социально-культурное обогащение, производство материальных ценностей, покрытие дефицита рабочей силы, исправление дисбаланса и структурной деформации на рынках труда, а также минимизацию и нейтрализацию негативных эффектов в виде усиления

* Литвиненко, Александр Николаевич, начальник учебно-научного комплекса экономической безопасности Санкт-петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 190121, г. Санкт-Петербург, пл. Репина, д. 1. Телефон (812) 495-23-11. E-mail: lanfk@mail.ru.

** Сиденко Александр Георгиевич, старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Санкт-петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права. Адрес: Россия, 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 42. Телефон (812) 653-64-09. E-mail: lexunder87@mail.ru.

* Litvinenko, Alexander Nikolayevich, the chief educational and scientific complex economic security of the St. Petersburg University of Ministry of Interior. Address: Russia, 190121, St. Petersburg, sq. Repin, 1. Phone (812) 495-23-11. E-mail: lanfk@mail.ru.

** Sidenko, Alexander Georgiyevich, senior lecturer of the department «Finance and credit» of the St. Petersburg Institute of Foreign Economic Relations, Economics and Law. Address: Russia, 191014, St. Petersburg, Liteiny pr., D. 42. Phone (812) 653-64-09. E-mail: lexunder87@mail.ru. © Литвиненко А.Н., Сиденко А.Г., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.