Научная статья на тему 'Анализ специфики материальнотехнического снабжения органов внутренних дел МВД России в особых условиях'

Анализ специфики материальнотехнического снабжения органов внутренних дел МВД России в особых условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
637
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ МВД РОССИИ / ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ / ANALYSIS OF THE SPECIFICS / LOGISTICS / LAW ENFORCEMENT BODIES THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / SPECIAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гапоненко Владимир Федосович, Долинко Василий Иванович

В статье речь идет об анализе специфики материально-технического снабжения органов внутренних дел МВД России в особых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics analysis logistics of law-enforcement bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in special conditions

The article focuses on the analysis of the specific logistics of the Interior Ministry of Russia in the special conditions.

Текст научной работы на тему «Анализ специфики материальнотехнического снабжения органов внутренних дел МВД России в особых условиях»

Гапоненко Владимир Федосович

доктор экономических наук, профессор,

профессор кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения Академии управления МВД России (е-таП: profgaponenko@gmail.com)

Долинко Василий Иванович

начальник редакционно-издательского отдела Академии управления МВД России

(тел.: 89057856219)_____________________________________________________________

Анализ специфики материальнотехнического снабжения органов внутренних дел МВД России в особых условиях

В статье речь идет об анализе специфики материально-технического снабжения органов внутренних дел МВД России в особых условиях.

Ключевые слова: анализ специфики, материально-техническое снабжение, органы внутренних дел МВД России, особые условия.

F.V. Gaponenko, Doctor of economic sciences, professor, рrofessor of the chair of organizations of financial and economic and logistic support of Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia; е-mail: profgaponenko@gmail.com;

V.I. Doling, Head of the publishing department of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia; е-mail: dol1111111@rambler.ru

Specifics analysis logistics of law-enforcement bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in special conditions The article focuses on the analysis of the specific logistics of the Interior Ministry of Russia in the special conditions.

Key words: analysis of the specifics, logistics, law enforcement bodies the Ministry of Internal Affairs of Russia, special conditions.

Объектом национальной безопасности является конкретное государство (редко - несколько государств) как единая система, характеризующаяся своими национальными ценностями и национальными интересами. Для всех государств мира вопросы обеспечения национальной безопасности являются приоритетными в сравнении с более глобальными видами безопасности. Добавим, что система обеспечения национальной безопасности большинства государств земного шара, представляет собой жесткую иерархичную структуру с соблюдением принципа обязательного административного подчинения; элементы структуры практически не имеют свободы в принятии отдельных решений [1].

Национальная безопасность России, в том числе и военная, обеспечивается силами и средствами, которые находятся в распоряжении Российской Федерации. Одно из основ-

ных мест среди них занимают ОВД МВД России. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. [2] определила принципы применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности - только в случае необходимости отражения агрессии, если все другие меры разрешения кризисных ситуаций исчерпаны или оказались неэффективными; применение военной силы внутри государства допускается в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации [3] и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности государства, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя страны. В соответствии со «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» национальная безопасность - это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз,

300

которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности России являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших политических, социальных и экономических преобразований для создания эффективных безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан России, осуществления качественного и устойчивого развития государства, сохранения территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации. В связи с этим, обеспечение национальной безопасности должно быть направлено не только на предотвращение внутренних и внешних угроз, но и на осуществление целого комплекса мер по развитию и укреплению прав и свобод человека, духовных и материальных ценностей всего общества, суверенитета и территориальной целостности России, а также ее конституционного строя. При этом главнейшим приоритетом деятельности всего государственного аппарата является повышение качества жизни российских граждан, которое обеспечивается политическими, правовыми, экономическими и другими средствами и методами. Таким образом, проблему национальной безопасности Российской Федерации в целом и ее составных частей нельзя рассматривать только с точки зрения интересов настоящего периода времени - она должна обязательно увязываться с потребностями и возможностями планируемого периода времени (будущего). С другой стороны, эффективное обеспечение национальной безопасности России и слагаемых ее элементов, не может быть неизменяемым и постоянным по своим формам и подходам, а также по методам практической ее реализации (воплощения в действительность). Они всегда должны учитывать реально сложившуюся ситуацию, как в целом, так и в отдельных областях, а также наиболее вероятные тенденции развития в будущем.

С понятием «национальная безопасность России» тесно связан также ряд других понятий, раскрывающих и конкретизирующих данную категорию:

угрозы национальной безопасности - это прямые или косвенные возможности нанесения ущерба достойному качеству и уровню жизни россиян, конституционным правам и свободам граждан, суверенитету и территориальной целостности Российской Федера-

ции, устойчивому развитию государства, обороне и безопасности России;

национальные интересы России - это совокупность внешних и внутренних потребностей страны в обеспечении защищенности и устойчивого развития государства, общества и личности.

Среди важнейших национальных интересов России в различных сферах можно выделить:

сферу национальной обороны России - это защита независимости России, суверенитета, государственной и территориальной целостности страны, предотвращение глобальных и региональных конфликтов и войн, а также осуществление стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации;

сферу рационального природопользования и экологической безопасности России - это сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее эффективной защиты, а также своевременная ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности человека в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата на земном шаре и связанных с этим наводнений, землетрясений, пожаров, эрозии почвы, оползней и т.д. (особых условий);

сферу общественной и государственной безопасности России - это сохранение институтов государственной власти и конституционного строя, охрана суверенитета России, ее независимости и территориальной целостности, сохранение гражданского мира и спокойствия, политической и социальной стабильности в обществе, а также обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Следует отметить, что реализация национальных интересов Российской Федерации возможна только на основе устойчивого развития экономики страны. Поэтому национальные интересы Российской Федерации в указанной сфере является ключевыми и основополагающими. В систему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации входят средства и силы обеспечения национальной безопасности государства.

К силам и средствам обеспечения национальной безопасности России относятся:

к средствам обеспечения - технологии, а также технические, лингвистические, организационные, правовые, программные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности России для сбора, обработки, формирования, приема или передачи информационных потоков о состоянии национальной безопасности страны и

301

принятых (принимаемых) мерах по ее укреплению;

к силам обеспечения относятся Вооруженные Силы России, другие войска, воинские формирования и органы, в которых российским законодательством предусмотрена правоохранительная и (или) военная служба, а также органы государственной власти, принимающие непосредственное участие в обеспечении национальной безопасности страны на основании законодательства России.

Основными функциями системы национальной безопасности России являются: управление средствами и силами обеспечения безопасности в обычных (повседневных) и в особых условиях;

создание и поддержание в полной и постоянной готовности сил и средств обеспечения безопасности Российской Федерации;

осуществление системы мер по восстановлению штатного (нормального) функционирования объектов безопасности в регионах России, пострадавших в результате возникновения особых условий;

прогнозирование и идентификация внешних и внутренних угроз жизненно важным объектам безопасности;

осуществление целого комплекса оперативных и долговременных мер по нейтрализации и предупреждению внутренних и внешних угроз.

Общее руководство органами обеспечения национальной безопасности российского государства осуществляет Президент России -Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации. Правительство России в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности России, контролирует и организует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности органов исполнительной власти России и 83-х ее регионов (ранее было 89 субъектов Российской Федерации).

Среди основных элементов сил обеспечения национальной безопасности России следует выделить органы федеральной службы безопасности (ФСБ), органы внутренних дел МВД России, службы внешней разведки (СВР), Вооруженные Силы, внутренние войска МВД России, формирования гражданской обороны, Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, органы охраны здоровья населения России и другие государственные органы обеспечения национальной безопасности, действующие на основании законодательства Российской Федерации.

Проводя качественный анализ специфики материально-технического снабжения в особых условиях, необходимо отметить, что проблемы материально-технического снабжения ОВД МВД России, действующих в особых условиях вне территории своей постоянной дислокации, следует разделить на четыре больших блока.

1. Качественная подготовка сил и средств органов материально-технического снабжения к полному и бесперебойному обеспечению подразделений ОВД МВД России в особых условиях.

2. Доставка сил и средств органов материально-технического снабжения в район действия подразделений ОВД МВД России, а также тыловое обеспечение в пути следования туда и обратно.

3. Эффективное материально-техническое снабжение подразделений ОВД МВД России непосредственно в районе создания особых условий (наводнений, землетрясений, пожаров, оползней, боевых действий и т.д.).

4. Эвакуация сил и средств тыла, а также собственно подразделений ОВД МВД России из района боевых действий (особых условий) в район постоянной дислокации.

В 2000 и 2002 гг. автор данного исследования принимал непосредственное участие в организации материально-технического снабжения ОВД МВД России, действовавших в Чеченской Республике. Поэтому обратим особое внимание в данном разделе на опыт материально-технического снабжения подразделений ОВД МВД России, участвовавших в ликвидации незаконных вооруженных формирований в Чеченской Республике. Начиная с января 1995 г. в составе объединенных сил на территории Чеченской Республики был создан Штаб тыла [4], в который входило четыре службы: продовольственная, вещевая, коммунально-эксплуатационная, медицинская. Личный состав Штаба тыла был сформирован из числа работников ГУМТиВС, Ремонтно-эксплуатационного управления,

Технического управления, Медицинского управления, Управления связи, Производственно-хозяйственного управления, Управления специальных перевозок МВД России, а также окружного УМТиВС МВД России.

На Штаб тыла были возложены следующие задачи.

1. Эффективное и бесперебойное обеспечение всеми видами довольствия и материально-техническими средствами в соответствии с нормами и табелями положенности.

2. Решение вопроса служебного размещения и расквартирования подразделений МВД России, а также создание надлежащих быто-

302

вых условий для личного состава ОВД МВД Российской Федерации.

3. Обеспечение взаимодействия группы тыла временной группировки МВД России с ГУМТиВС МВД России, Северо-Кавказским окружным УМТиВС МВД России, Временным федеральным органом внутренних дел в Чеченской республике, Временной оперативной группировки МВД России, а также органами управления республик Северная Осетия, Дагестан, Ингушетия, восстанавливаемыми органами управления Чеченской Республики по вопросам своевременного и полного удовлетворения нужд личного состава МВД России в Чеченской Республике.

В качестве начальника тылового подразделения, мне неоднократно приходилось принимать участие в полном и бесперебойном материально-техническом снабжении подразделений ОВД МВД России, участвующих:

в поимке особо опасных преступников, когда происходило развертывание целых поисковых операций, перекрывались и прочесывались огромные территории субъекта Российской Федерации;

в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории Саратовской области, где каждую весну происходит подтопление десятков населенных пунктов (река Волга и другие реки сильно разливаются и выходят из берегов).

Подразделения МЧС ранней весною производят подрывы льда на реках, что бы меньше было заторов, но все равно, каждый год происходит затопление огромных районов. Неоднократно случались в Саратовской области и пожары, когда на десятки километров происходило возгорание лесов, степей и выгорали целые населенные пункты. Во всех вышеуказанных случаях ОВД ГУ МВД по Саратовской области постоянно были задействованы для охраны общественного порядка, спасения населения и поимке особо опасных преступников.

Для действий в особых условиях подразделениями материально-технического снабжения ГУ МВД по Саратовской области заблаговременно:

1) разрабатывались и уточнялись в установленные сроки планы и расчеты материально-технического снабжения органов внутренних дел;

2) производилось накопление неприкосновенных запасов материально-технических средств, а именно происходило получение с окружных складов и закупка за наличный и безналичный расчет материальных ценностей:

а) получение полевых кухонь КП-125 и КП-130 с форсунками ФК-01;

б) получение сухих общевойсковых пайков на 1 сутодачу;

в) получались палатки УСБ-56 и полевые печки-буржуйки;

г) получались термоса Т-36 и ТВН-12, а также посуда, котелки и фляги;

д) закупалось необходимое специальное оборудование, надувные лодки, спасательные жилеты, контейнеры, поддоны, огнетушители и т.д.;

3) проводились необходимые работы по поддержанию материальных ценностей в постоянной готовности к применению и использованию, а именно производилось комплексное техническое обслуживание, лабораторные анализы, укрытие, постановка на хранение с использованием прогрессивных методов консервации, а также своевременное освежение, в первую очередь, за счет ресурсов, поступающих на текущее снабжение ОВД;

4) производилось создание запасов и подготовка имущества и оборудования для проведения тренировок личного состава подразделений материально-технического снабжения по развертыванию в стационарных и полевых условиях с отработкой нормативов.

Проводимые мероприятия должны обеспечивать:

ведение учета запасов материальных ценностей по каждой службе и направлению (пожарное имущество, горюче-смазочные материалы, вещевое имущество, боеприпасы, вооружение, продовольствие и т.д.);

полное, своевременное и рациональное распределение и использование имеющихся в наличии и поступающих, а также закупаемых от поставщиков материальных ценностей, их накопление в положенных объемах согласно установленных норм и табелей по-ложенности;

комплектность содержания запасов оборудования, приспособлений, боеприпасов,

средств буксировки и транспортирования, запасных частей и расходных материалов, сортов горюче-смазочных материалов, соответствующих имеющимся вооружению и технике;

выделение и подготовку личного состава органов внутренних дел МВД России и техники для выполнения необходимых мероприятий по качественному материально-

техническому снабжению, предусмотренных соответствующими планами в установленные сроки.

Проведя подробный анализ специфики системы материально-технического снабжения органов внутренних дел МВД Российской Федерации, изучив необходимую литературу [5] и основываясь на личном опыте участия в

303

особых условиях, мы можем сформулировать основные задачи подразделений материально-технического снабжения ОВД МВД России, действующих на территории с особыми условиями.

1. Заблаговременная разработка и увязка планов материально-технического снабжения ОВД МВД России с ресурсными возможностями.

2. Взаимодействие сил и средств тыла всех подразделений, служб и ведомств, которые действуют в районе особых условий.

3. Готовность в сжатые сроки обеспечить выполнение поставленных перед службами материально-технического снабжения задач в районе особых условий (боевых действий).

4. Обеспечить живучесть системы материально-технического снабжения в целом и ее отдельных элементов по глубине.

5. Способность служб материальнотехнического снабжения обеспечивать подразделения ОВД МВД России в любых условиях, как бы они не менялись.

Управление материально-техническим

снабжением должно строиться таким образом, чтобы в любой момент времени можно было осуществить необходимый маневр силами и средствами, а также обеспечить безопасность (в том числе и экономическую безопасность) и неуязвимость подразделений материально-технического снабжения ОВД МВД России.

Четко организованное управление материально-техническим снабжением - вот основополагающие принципы эффективной работы системы материально-технического снабжения органов внутренних дел МВД Российской Федерации..

1. Экономическая безопасность государства и регионов: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» / В. В. Криворотов, А. В. Калина,

Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. -С. 9.

2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 25 декабря 1993 г.

4. Об организации тылового обеспечения подразделений МВД России, направляемых для наведения конституционного порядка на территории Чеченской республики: приказ МВД России от 30 января 1995 г. № 32.

5. Смирнов С.А. Тыловое обеспечение действий ОВД в особых условиях: лекция. - М.: Академия МВД СССР, 1989. С. 45.Сике-рин В.Г. Организация хозяйственной и финансовой деятельности в органах внутренних дел. Тыловое обеспечение органов внутренних дел в особо сложных условиях: учебное пособие. - М.: Академия МВД России, 1996. С. 99-107 и др.

1. Economic safety of the state and regions: studies grant for students of the higher education institutions which are training in the Economy / Century direction V. Krivorotov, A.V. Kalina, N.D. Eriashvili. - M.: YuNITI-DANA, 2011. -P. 9.

2. About Strategy of national security of the Russian Federation till 2020: Decree of the President of the Russian Federation of May 12, 2009 No 537 // SZ Russian Federation. 2009. No 20. Art. 2444.

3. The constitution of the Russian Federation (it is accepted by national vote on December 12, 1993) // Russian newspaper. December 25, 1993.

4. About the organization of logistic support of divisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, directed for aiming of a constitutional order at territories of the Chechen republic: the order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of January 30, 1995. No 32.

5. Smirnov S.A. Logistic support of actions of Department of Internal Affairs in special conditions: lecture. - M.: USSR Ministry of Internal Affairs academy, 1989. P. 45. Sikerin V.G. The organization of economic and financial activity in law-enforcement bodies. Logistic support of law-enforcement bodies in especially difficult conditions: manual. - M.: Ministry of Internal Affairs academy of Russia, 1996. P. 99-107, etc.

304

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.