ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. Рассмотрены теоретические основы обеспечения экономической безопасности системы материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях.
Ключевые слова: теоретические основы, органы внутренних дел, экономическая безопасность, система материально-технического снабжения, особые условия
THE THEORETICAL BASIS OF ECONOMIC SECURITY SYSTEM OF LOGISTICS OF THE INTERIOR RUSSIAN FEDERATION IN SPECIAL
CIRCUMSTANCES
Annotation. The article is about the theoretical foundations of economic security of the logistics of Internal Affairs of the Russian Federation in special circumstances.
Keywords: theoretical basis, law enforcement agencies, economic security, the system of logistics, the special conditions
Проблема экономической безопасности Рос- единого и мощного государства, так и в аспекте на-сии вот уже более двадцати лет остается одной из учных исследований новых междисциплинарных жизненно важных как в плане существования и раз- направлений. Это обусловлено, во-первых, универ-вития Российской Федерации в виде суверенного, сальностью понятия «безопасность» — ключевого
В.И. Долинко,
начальник редакционно-издательского отдела Академии управления МВД России, адъюнкт заочной формы обучения Академии управления МВД России, подполковник полиции Научная специальность: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономическая
безопасность) Рецензент: В.Ф. Гапоненко, доктор экономических наук, профессор E-mail: [email protected]
VI. Dolinko,
Head of the publishing department of the Academy of the Interior Ministry of Russia, distance learning associate of the Academy of the Interior Ministry of Russia, lieutenant colonel of police
в связке «экономика и безопасность». Недостаточная разработанность исходных положений теории безопасности во многом объясняется отсутствием согласованного понятийного аппарата в этой области. Что же такое безопасность? Суть проблемы заключается в том, что понятие «безопасность» всегда достаточно широко использовалось или как характеристика защищенности какого-либо объекта от воздействия внешних и внутренних угроз, или, напротив, как защищенность от воздействия какого-либо объекта. В толковом словаре С.И. Ожегова слово «безопасность» трактуется как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности»; В.И. Даль определяет безопасность как «отсутствие опасности, сохранность, надежность». В настоящее время под безопасностью понимаются состояние и тенденции развития защищенности жизненно важных интересов социального организма и его структур от внешних и внутренних негативных факторов (активностей).
В ФЗ от 28 октября 2010 г. №Э90-ФЗ «О безопасности» декларируется: «Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Однако здесь упущен очень важный уровень формирования специфических интересов и отношений; в Законе даже не говорится о безопасности коллективов, хозяйствующих звеньев, предприятий и предпринимателей, т.е. основных субъектов хозяйствования и носителей рыночных отношений.
Категория «безопасность» — общеисторическая и общесоциальная, охватывающая всю историю и все будущее человечества, имеет определяющее значение для существования как отдельной личности, так и социальных общностей любого уровня. Актуальность понятия «экономическая безопасность» сделала это явление не только предметом многочисленных исследований специалистов самых различных наук, но и превратила его в полноценную важную научную категорию. Понятие «экономическая безопасность» в современный период времени понимается через признаки, связи и общественные отношения, которые существуют, по-видимому, уже с тех давних времен, когда в обществе сложилась экономическая система, а сама экономическая деятельность превратилась в важнейшую составляющую человеческой деятельности в целом. Из экономической теории нам известно, что цель экономической деятельности состоит в удовлетворении материальных потребностей человека и всего общества в целом. Экономическую деятельность, как и любое другое сложное общественное явление, необходимо рассматривать и в узком, и широком смысле. Так, в одной из своих совместных работ В.М. Егоршин и В.В. Колесников настаивают
на узком понимании экономической деятельности как деятельности, связанной с извлечением прибыли, т.е. деятельности предпринимательской. Именно это определение, якобы, наиболее приемлемо для решения вопросов предупреждения и борьбы с преступностью в сфере современной экономики. Ведущие специалисты из Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова придерживаются определения экономической деятельности как целесообразной деятельности, т.е. как усилия людей в процессе хозяйствования, основанные на известном расчете и направленные на удовлетворение разного рода их потребностей. При этом большинство ученых, определяя экономическую деятельность, исходят из логической цепочки: «потребность есть надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения», а «деятельность — движение материального объекта, направленное на удовлетворение потребности, заложенной в данном объекте». Широкое толкование экономической системы также достаточно часто используется в учебной и научной литературе. Например, в учебном пособии, подготовленном коллективом авторов Волгоградского государственного университета, экономическая система понимается как совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории. В этом же учебном пособии отмечается, что экономическая система многомерна и включает в себя все те институты, организации, законы и правила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведение и результаты. Из вышесказанного вытекает, что экономическая безопасность может рассматриваться как одна из характеристик экономической системы. Если мы будем придерживаться узкого понимания экономической системы, то речь будет идти об экономической безопасности конкретной личности. Когда мы будем придерживаться широкого толкования экономической системы, экономическая безопасность будет относиться к коллективу (в виде предприятия), отрасли, региону и государству в целом.
В широком смысле слова под экономической безопасностью понимают «состояние национальной экономики, которое характеризуется ее устойчивостью, способностью противодействовать воздействию внешних и внутренних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и, тем самым, вызывающим повышенную напряженность в обществе, а также возможную угрозу самому существованию государства».
В узком смысле (прикладном) понятие «экономическая безопасность», нельзя рассматривать вне зависимости от реальных и наиболее вероятных будущих угроз ее жизнеспособности и устойчивости в условиях жесткой конкуренции, как внешней, так и внутренней. Причинами тяжелого экономического положения России явились: неадекватный сложившимся условиям и предъявляемым требованиям переход к рыночным отношениям; резкое снижение роли государства в регулировании экономических процессов; противостояние между федеральным центром и отдельными субъектами Федерации; ослабление внутригосударственных экономических связей и связей с бывшими союзными республиками. Свою роль сыграл и мировой рынок, предъявляя спрос, в основном, на топливно-энергетические ресурсы. В результате в богатых сырьем регионах наблюдалась стабилизация и некоторый рост, в то время как развитые в прошлом районы страны с высококвалифицированными кадрами и высокой плотностью населения переживали глубокий спад производства. Существенно возросли различия между регионами по уровню жизни, что вызвало социальную напряженность и отразилось на межнациональных отношениях. Следовательно, в реально сложившихся условиях проблема экономической безопасности приобретает первостепенное значение, становится стержнем всей экономической политики государства, задает контуры для всех остальных политических решений. Определение важных признаков и содержания экономической безопасности должно исходить из того, что она представляет часть общей системы национальной безопасности и взаимодействует с другими ее составляющими. Национальная безопасность включает в себя все аспекты и меры политического, экономического, военного, правоохранительного и другого. характера, разрабатываемые применительно к различным угрозам как с учетом прошедшего времени, так и в расчете на перспективу.
Изучение нормативных правовых актов1, научных публикаций2, выступлений в периодической печати показывают3, что термин «экономическая безопасность» используется авторами как в отношении безопасности экономики в целом, так и в отношении различных уровней экономической безопасности, в том числе экономической безопасности страны, региона, экономической безопасности хозяйствующего субъекта и личности. Одновременно, в экономической безопасности России следует различать ее внутренние и внешние аспекты. Во внутреннем аспекте этими интересами выступают экономическая стабильность, проявляющаяся в росте производства, национального дохода, эффективная финансовая система и др. Во внешнем аспекте эти
интересы состоят в исключении экономической экспансии со стороны других государств, обеспечении независимости и собственной эффективной экономической политики Российской Федерации.
Поддержание боевого потенциала органов внутренних дел должно находиться на уровне, адекватном существующим угрозам безопасности личности, общества и государства с учетом экономических возможностей страны. Одна из главных целей Российской Федерации — своевременное оснащение и материально-техническое снабжение ОВД системами вооружения, военной техники, специальной техники и имуществом в количествах, необходимых и достаточных для гарантированной защиты жизненно важных интересов общества и государства. Реализация данного требования в современных условиях закономерно ставит задачу по совершенствованию системы материально-технического снабжения ОВД на основе изучения рынка, знания экономической конъюнктуры, условий экономической деятельности и экономических возможностей регионов и государства в целом.
Материально-техническое снабжение ОВД — это обеспечение потребностей ОВД в материалах, оборудовании и других видах продукции технического назначения, относящихся к средствам производства. Существенными признаками данного понятия выступают, во-первых, организуемый государством и его органами процесс обращения материальных благ в рамках выделяемых бюджетных ассигнований, во-вторых, наиболее рациональное доведение этих благ от поставщиков до потребителей (органов внутренних дел).
Принципы материально-технического снабжения.
1. Принцип поддержания постоянной готовности, т.е. готовность обеспечить материальными ресурсами как нормальную, рутинную работу ОВД, так и их деятельность в особых условиях. Отсюда необходимость иметь постоянные освежаемые запасы материальных средств.
2. Экономичность — не только экономное и целевое использование ресурсов, но и использование экономических методов управления, проведения экономической работы.
3. Плановость — единый план снабжения в соответствии со штатами, табелями и нормами поло-женности (довольствия).
4. Соответствие системы ресурсного снабжения структуре ОВД.
5. Сосредоточение усилий на важнейших направлениях, т.е. приоритетность оперативно-служебной деятельности (Северный Кавказ).
6. Автономность — возможность подразделениям службы тыла в определенных условиях работать
самостоятельно.
7. Устойчивость и маневренность — способность эффективно работать при любых изменениях оперативной обстановки.
8. Наличие и постоянное поддержание резервов — без них невозможна автономность, устойчивость и маневренность.
9. Твердость, гибкость и непрерывность управления — четкое формулирование и реализация управленческих воздействий, четкая реализация способов и методов выполнения своих функций.
К субъектам системы материально-технического снабжения ОВД мы относим таких лиц, которые вступают в рыночные отношения и являются непосредственными участниками сделок — поставщики материальных ресурсов (товаров, услуг и работ) и государственные заказчики. Данный подход в характеристике субъектов системы материально-технического снабжения ОВД можно отнести к их рассмотрению на микроуровне. Однако в системе материально-технического снабжения ОВД, в соответствии с действующей нормативно-правовой базой, существуют еще и органы государственного управления (тыловые подразделения), которые выполняют обеспечивающие и контролирующие функции. Основные субъекты системы материально-технического снабжения ОВД: — органы власти (тыловые подразделения); — поставщики товаров, работ и услуг; — рыночная инфраструктура; — общество и его разнообразные институты. Говоря о процессах в системе материально-технического снабжения ОВД, мы имеем в виду поставки материальных ресурсов (товаров, работ и услуг), осуществляемые нормативно-установочными способами. Объектами системы материально-технического снабжения выступают все блага и услуги, по поводу которых возникают отношения между поставщиком материальных ресурсов (товаров, работ и услуг) и государственным заказчиком: продукция для системы материально-технического снабжения ОВД и денежные средства для закупки материальных ресурсов. При обобщении вышеперечисленных принципов, процессов, субъектов и объектов системы материально-технического снабжения, мы даем определение системы материально-технического снабжения ОВД: это отлаженная система отношений между органами власти и поставщиками материальных ресурсов, направленная на полное и качественное удовлетворение государственных нужд и основанная на принципах прозрачности, подотчетности и честности. Рассмотренные нами характеристики функций системы материально-технического снабжения позволяют нам сделать вывод: экономическая безопасность системы материально-технического снабжения характеризуется таким качествен-
ным состоянием отношений в указанной сфере, которое направлено на положительную динамику ее развития с точки зрения основных принципов здоровых рыночных отношений. При этом основными элементами эффективности функционирования системы материально-технического снабжения являются: емкость рынка (потенциал, определяемый ресурсными возможностями рынка и его территориальными масштабами, а в России он огромен); интеграционные процессы в экономике и государственное регулирование; концепция рынка, которая определяется и зависит от степени использования принципов здоровых рыночных отношений; возможности поставщиков (производственные, финансовые, кадровые) и степень их заинтересованности в получении государственного заказа; нормативно-законодательная база осуществления государственных закупок.
Раскрывая данный вопрос, необходимо сказать о понятии «особые условия». Конструкцию данного словосочетания образуют термины «особые» и «условия», каждый из которых имеет собственное значение. «Особенность», «особенное» означает не такое, как все остальное, т.е. имеющее характерные, отличительные свойства. «Условия» обычно толкуются как обстоятельства, от которых что-либо зависит; правила, установленные в какой-нибудь области жизнедеятельности; обстановка, в которой происходит что-либо, а также данные или требования, из которых следует исходить. Поэтому использование указанного словосочетания предполагает необходимость учитывать как содержание, так и отличительные черты условий (обстоятельств, обстановки и правил), в которых действуют органы внутренних дел Российской Федерации.
Понятие «особые условия» для ОВД более емко и включает в себя как содержание, так и форму выражения. Оно не ограничивается характеристикой обстановки, возникающей в результате природных, техногенных и экологических явлений, а включает в себя более широкий круг обстоятельств социального характера. Кроме того, данное понятие отражает главные отличительные особенности названных условий, т.е. то, что характерно в этом случае для деятельности ОВД. Это особый правовой режим, создание временных организационно-штатных структур, привлечение дополнительных сил и средств, создание новой системы управления и связи, проведение в ряде случаев специальных операций. Особые условия деятельности ОВД могут быть вызваны явлениями социального, природного, техногенного и экологического характера. Явления социального характера принято разделять на явления криминального и некриминального свойства. К первым относятся массовые беспорядки, захват
государственных и других важных объектов, блокирование транспортных коммуникаций, групповые и вооруженные побеги преступников из мест лишения свободы и при конвоировании, захват заложников, захват и угон воздушного судна, водного транспорта и железнодорожного подвижного состава, террористические акты и др. Ко второй группе относятся массовые политические, спортивные, культурные, религиозные и иные мероприятия.
К явлениям природного характера относятся явления геологического, гидрологического и метеорологического происхождения. Наибольшую опасность из них в Российской Федерации представляют землетрясения, наводнения, оползни и обвалы, бури и смерчи, снежные заносы и лавины, сели и цунами, природные пожары, засухи, а также особо опасные массовые эпидемии. Явления техногенного характера включают аварии и катастрофы на транспорте, промышленных объектах как без заражения окружающей среды, так и с угрозой выброса или выбросом химически и биологически опасных, а также радиоактивных веществ. Это могут быть также аварии на взрывоопасных промышленных объектах, в системах жизнеобеспечения населения, водохозяйственные катастрофы. Явления экологического характера охватывают опасные изменения состояния и свойств суши (почв, недр, ландшафта), атмосферы, гидросферы, биосферы Земли. Они могут вызвать экологические бедствия — глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.
Особые условия возникают также при введении военного положения, когда на ОВД возлагаются специальные задачи в сфере мобилизационной работы, территориальной и гражданской обороны, а также при введении режима чрезвычайного положения, внутреннем вооруженном конфликте.
Военное положение — особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничения прав и свобод: вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее регионах в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации. Режим чрезвычайного положения — это временно вводимый особый правовой режим деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, допускающий предусмотренные законом отдельные ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Под понятием «особые условия деятельности органов внутренних дел» понимают обстановку (обстоятельства), вызываемую явлениями социального, природного, техногенного и экологического характера, представляющую повышенную опасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды, нормального функционирования государственных институтов и требующую от ОВД для ее нормализации специальных организационных, правовых мер и их ресурсного обеспечения.
Понятие «особые условия» соотносят с такими понятиями, как «чрезвычайные обстоятельства», «чрезвычайная ситуация», «чрезвычайное происшествие», которые широко используются в теории и практике ОВД и распространены в ведомственных нормативных актах.
При особых условиях весьма вероятен большой экономический ущерб, необходимость существенных ресурсных затрат на восстановление и компенсацию, а также предотвращение и ликвидацию чрезвычайной ситуации. Все это требует эффективной организации системы материально-технического снабжения ОВД в особых условиях. Ведь собственник (Российская Федерация), предоставляя ОВД право владения имуществом, одновременно обязывает тщательно учитывать все материальные ценности, строго соблюдать правила их расхода, хранения и учета. Право пользования одновременно налагает обязанность наиболее эффективно использовать закрепленное за ОВД имущество, правильно эксплуатировать здания, оборудование, соблюдать строгую экономию в расходовании материальных и денежных средств. Эффективность (результативность) системы материально-технического снабжения ОВД в особых условиях — это отношение между фактическим результатом применения средств, форм и методов и тем результатом, той целью, для достижения которой эти средства были предназначены. Материальные ценности, поступающие на вооружение ОВД, представляют собой государственную собственность, которая является достоянием Российской Федерации. Целенаправленное и эффективное использование материальных ценностей, их сохранность и сбережение — обязанность всего личного состава ОВД. Задачи по обеспечению ОВД необходимыми материальными ресурсами и установлению контроля за правильным их использованием, применением и сохранностью во многом возлагаются на тыловые подразделения. В настоящее время материально-техническое обеспечение ОВД материальными ресурсами осуществляется по двум направлениям: централизованные поставки через МВД России; децентрализованные поставки за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных сметой финансирования на соответствующий
год и выделяемых ГУ МВД (У МВД) по субъектам Российской Федерации (распорядители и получатели бюджетных средств), а также ОВД (получатели бюджетных средств). Порядок организации снабжения материальными средствами подразделений МВД России, определение головной (единой) системы органов и организаций, ответственных за снабжение материальными средствами органов внутренних дел, организаций, учреждений системы МВД России и единый план снабжения в соответствии со штатами, табелями и нормами довольствия (по-ложенности) установлены приказом МВД России от 3 июля 2000 г. №720 «Об утверждении Инструкции по организации снабжения материальными средствами в системе МВД России».
1 См.: Закон РФ «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации» ст. 8 ч. 2. от 13 апреля 1998 г. №60-ФЗ. СЗ РФ — 1998,- №»16. ст. 1795; Указ Президента Российской федерации «О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. №»1037 (с изменениями от 03 февраля 1998 г., от 13 января 1999 г., от 01 сентября 2000 г. С3 РФ. — 1997.- №39.- 4527.
2 См., например: Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. — Вопросы экономики. — 1994. №12. С. 5; Блинов Н.М. Экономическая безопасность центра и регионов. Региональная политика в современной России — Краснодар, 1995. — С. 15; Глебов И.Н. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы правового регулирования. — СПб — С. 45; Илларионов А. Критерии экономической безопасности. — Вопросы экономики. — 1998. — №10. — С. 49.
3 Российская газета. — 1999. 18 декабря; 2000. 22 и 29 января, 5 февраля и т.п.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ИММИГРАЦИИ НА ВВП СТРАНЫ-РЕЦИПИЕНТА
Е.Д. Кинасова,
соискатель кафедры экономической безопасности и экономики Московского университета МВД России, инспектор по особым поручениям нормативно-правового отдела Правового управления ФМС России Научная специальность: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономическая
безопасность)
Научный руководитель: Г.М. Казиахмедов, доктор экономических наук, профессор Рецензент: Г.Б. Шишков, кандидат технических наук, профессор E-mail: [email protected]
Аннотация. Исследуется макроэкономический показатель (индикатор) экономической безопасности (ВВП) под влиянием процесса иммиграции. Выявлена зависимость между численностью иммигрантов на территории Российской Федерации в отдельные периоды времени и ВВП Российской Федерации в динамике; разработан математический инструментарий, позволяющий рассчитать с большой долей вероятности оптимальное и пороговое значение численности иммигрантов, необходимое для активного роста экономики Российской Федерации, и не создающее угроз экономической безопасности. Сделаны выводы о характере зависимости изменения исследуемого показателя экономической безопасности от числа иностранных граждан.
Ключевые слова: иммиграция, ВВП, экономическая безопасность, математическая модель прогнозирования, статистический анализ, управление иммиграционным процессом, воспроизводство рабочей силы.