Научная статья на тему 'Обеспечение экономической безопасности системы материально-технического снабжения органов внутренних дел России'

Обеспечение экономической безопасности системы материально-технического снабжения органов внутренних дел России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
565
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / СИСТЕМА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS / THE SYSTEM OF LOGISTICS / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / ECONOMIC SECURITY / ECONOMIC CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Долинко В. И.

В статье рассмотрены вопросы деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности. Социально-экономическая обстановка в стране непосредственным образом влияет на состояние криминогенной ситуации в России. Это должно учитываться при обеспечении экономической безопасности системы материально-технического снабжения органов внутренних дел России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Долинко В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVIDING ECONOMIC SECURITY OF THE SYSTEM OF LOGISTICS OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to aspects of law enforcement bodies to ensure economic security in special circumstances. Socio-economic situation in the Russian Federation directly affects the status of the crime situation. This should be consid-ered in ensuring the economic security of the logistics of Internal Affairs of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Обеспечение экономической безопасности системы материально-технического снабжения органов внутренних дел России»

бежных странах // Экономика и математические методы. - М., 1996. Т. 32. Вып. 2. С. 38-48.

6. Социологический опрос практических работников (в количестве 500 человек) различных правоохранительных ведомств (прокуратуры, ФСБ, МВД), проведенный Ерохиной А.В. в декабре 2010 г.

7. Макаркина О. С фармрынка хотят спороть фальшивки / Фармацевтический вестник. 20.05.2008. //http://www. pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=13122 Дата обращения 11.01.2011.

8. Миннекеева К. Некачественное медицинское обслуживание как источник повышенной опасности для окружающих // Современное право. 2004. № 10. С. 2 - 7.

References

1. The problems of counteraction to criminality is considered in the work of Y.M. Antonin, G. M. Burcharirov, I.G. Prilonovskiy, A.S. Shlyapochnikov.

2. The criminology: the strategy of fight / prof. A.I.Dolgova. - M. Criminological association, 1997, P. 68.

3. Kudryavtsev V.N. The law, Misdemeanor, responsibility/ V.N. Kudryavtsev. - M., 1986. P. 299.

4. Kovalenko K.Y. The counteraction of crimes committed at the objects of pharmaceutical market criminal-legal and criminological measures. Dissertation. P. 100-115.

5. Egorova E.N. Y.A. Petrov The valuation of the total taxation rate in Russia and abroad // Economics and mathematical methods. P. 38-48.

6. He sociological questioning of the different lawerforcement practical workers / 500 in number), which was held by Erohina A.V. in December of 2010.

7. Makarkina O.S. Faked documents are to rip of form pharmaceutical market. Pharmaceutical bulletin.

8. Minnekaeva K. Unqualified medical service as a source of height and danger for surroundings. K. Minnekaeva // The modern law. P. 2-7

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

PROVIDING ECONOMIC SECURITY OF THE SYSTEM OF LOGISTICS OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN

FEDERATION

УДК 339.188.4:351.74(470)

В.И. ДОЛИНКО,

адъюнкт (Академия управления МВД России)

V.I. DOLINKO,

Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности. Социально-экономическая обстановка в стране непосредственным образом влияет на состояние криминогенной ситуации в России. Это должно учитываться при обеспечении экономической безопасности системы материальнотехнического снабжения органов внутренних дел России.

Ключевые слова: социально-экономическая обстановка, система материально-технического снабжения, органы внутренних дел, экономическая безопасность, экономические преступления.

Abstract: The article is devoted to aspects of law enforcement bodies to ensure economic security in special circumstances. Socio-economic situation in the Russian Federation directly affects the status of the crime situation. This should be consid-ered in ensuring the economic

security of the logistics of Internal Affairs of the Russian Federation.

Key words: socio-economic conditions, the system of logistics, law enforcement agencies, economic security, economic crimes.

В современных условиях экономическая безопасность страны приобретает первостепенное значение, так как она дает ориентиры для принятия важнейших социально-экономических решений и напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности [1]. Сложившееся тревожное положение в экономике России, негативное влияние мощных теневых экономических процессов на все стороны общественной жизни страны, требует принятия срочных и эффективных мер по изменению сложившейся ситуации в России. Проблема экономической безопасности системы материально-технического снабжения органов внутренних дел (далее

- ОВД) Российской Федерации является производной от задач экономического роста на каждой ступени развития России, а ее конкретное содержание изменяется в зависимости от складывающихся на данный период условий внешней и внутренней среды. Критическая оценка состояния обеспечивающих служб МВД России, а также исследования фактического положения дел в этой сфере показали, что меры, предпринимаемые по обеспечению экономической безопасности системы материально-технического снабжения ОВД России, уже почти два десятка лет не соответствуют предъявляемым требованиям. Актуальность данной проблемы возрастает и в связи с процессом повышения степени открытости экономики России, усилением конкуренции на мировом рынке ресурсов и ожидаемым вступлением нашей страны в ВТО. В связи с этим необходимо выработать прогрессивные подходы к функционированию тыловых подразделений ОВД России. Речь идет о разработке и проведении комплекса мероприятий по материально-техническому снабжению деятельности ОВД России. Это означает, что необходимо совершить кардинальный поворот в материально-техническом снабжении от обезличенного снабжения МВД Российской Федерации в целом к конкретному снабжению с точным расчетом всех потребностей и учетом всех возможных угроз. В выполнении этой нелегкой задачи существенная роль принадлежит и ОВД России.

Учитывая специфику рассматриваемой

проблемы, следует отметить, что разрабатываемые мероприятия должны носить законный, системный и плановый характер. Современные и новые задачи, стоящие перед ОВД, требуют качественного, эффективного правового регулирования их организации и деятельности. МВД России и подчиненные ему ОВД ведут повседневную кропотливую работу, направленную на обеспечение безопасности россиян, защиту и охрану прав и свобод, сохранение целостности государства, укрепление конституционного строя, борьбу с преступностью и коррупцией [3, с. 48].

Г раждане России желают быть защищенными и чувствовать себя в безопасности. Неразработанность исходных положений теории безопасности во многом объясняется отсутствием согласованного понятийного аппарата в этой области. Что же такое безопасность? Суть этой проблемы заключается в том, что понятие «безопасность» всегда достаточно широко использовалось или как характеристика защищенности какого-либо объекта от воздействия внешних и внутренних угроз, или, напротив, как защищенность от воздействия какого-либо объекта [5, с. 14]. В Толковом словаре С.И. Ожегова слово «безопасность» трактуется как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности» [4, с. 444], а В.И. Даль определяет безопасность как «отсутствие опасности, сохранность, надежность» [2, с. 67].

Под системой материально-технического снабжения ОВД понимается упорядоченная система обеспечения подразделений и органов МВД России материальными ресурсами для эффективной служебной деятельности в соответствии со служебными задачами.

Традиционно система материально-технического снабжения ОВД МВД характеризовалась рядом признаков, среди которых следует выделить следующие:

- во-первых, централизованный характер материально-технического снабжения, что включает в себя строго определенный порядок;

- во-вторых, рационализация структуры и очередности материально-технического снабжения в рамках всей системы и каждого подразделения в частности;

- в-третьих, обеспечение режима экономии и бережливости в использовании

материальных и денежных ресурсов и имущества.

Особую значимость в обеспечении экономической безопасности системы материально-технического снабжения ОВД Российской Федерации имеет качественное обновление правовой базы деятельности тыловых подразделений ОВД, устранение противоречий, пробелов и коллизий, доведение до соответствия с федеральным законодательством правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Правовая база должна строго и неукоснительно обеспечивать:

- исключение фактов дублирования и разночтений в ведомственных актах всех государственных органов власти и управления России;

- эффективное регулирование однородных направлений противодействия экономической преступности в стране;

- единое конструктивное взаимодействие всех правоохранительных и других государственных органов страны в вопросах обеспечения экономической безопасности.

Эффективное обеспечение экономической безопасности системы материально-технического снабжения ОВД России должно включать:

- организацию взаимодействия государственных органов власти с целью координации усилий по борьбе с коррупцией;

- выявление и устранение причин и условий, мешающих борьбе с организованными преступными группами в экономической сфере;

- взаимодействие всех правоохранительных структур России с целью координации усилий по борьбе с организованной преступностью.

Серьезной предпосылкой создания антикоррупционного общественного климата в условиях современной развивающейся России выступает снижение коррупционо-генности самих законов, то есть купирование в уже принятых и недопущение во вновь принимаемых актах таких норм, реализация которых не исключает или, хуже того, провоцирует коррупцию.

Противодействие коррупции в России основывается на следующих основополагающих принципах:

- законность;

- признание, обеспечение, защита основных прав и свобод человека и гражданина;

- неотвратимость ответственности за со-

вершение коррупционных действий;

- активное сотрудничество государства с институтами гражданского общества, физическими лицами и международными организациями;

- открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

- использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых и специальных мер.

Достаточно эффективным инструментом в борьбе с коррупцией является развитая инфраструктура государственных закупок, к необходимым элементам и субъектам которой относятся:

- институты посреднических фирм - организаторов торгов;

- специальные издания по государственным закупкам;

- повышение уровня информированности о системе размещения государственного заказа путем размещения информации на официальных сайтах органов власти (посвященных закупкам);

- независимая экспертиза проведения торгов;

- организации, которые оказывают консультационные услуги участникам конкурсов;

- открытые обновляемые базы данных по ценам, заказчикам, поставщикам и конкурсам;

- независимый аудит.

Эксперты говорят, что коррупция является сложным социальным явлением, механизмы и масштабы которого скрыты от нашего общества. Наиболее действенным из направлений борьбы с коррупцией является деятельность по обеспечению открытости власти на всех ее уровнях. Такая открытость власти предполагает:

- эффективное существование независимых СМИ, которые способны обеспечить всех граждан России правдивой информацией о расходовании бюджетных средств;

- реальную возможность проведения независимых исследований общественного мнения;

- обеспечение открытости, прозрачности деятельности государственных структур и организаций, особенно в области бюджетного процесса и законотворчества.

Из эффективных форм взаимодействия власти и общественности также является «круглый стол», как действенный инструмент генерирования и публичного обсуждения идей и вопросов, значимых для различных

групп общества. Все эти различные формы взаимодействия гражданского общества и органов власти обеспечивают снижение коррупции, особенно это актуально в современных условиях.

В итоге общую схему участия ОВД в деле эффективного обеспечения экономической безопасности системы материально-технического снабжения ОВД России можно представить следующим образом:

- использование элементов аудита при обеспечении экономической безопасности

системы материально-технического снабжения ОВД России;

- выявление преступлений и лиц, их совершающих;

- выявление и изучение причин и условий, способствующих экономическим преступлениям, их квалификация и предотвращение;

- создание надежной системы обеспечения всех ОВД финансовыми средствами и материально-техническими ресурсами в соответствии с нормами и табелями поло-женности.

Литература:

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации № 537 от 12 мая 2009 г.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. Т. 1. - М., 1981.

3. Нургалиев Р.Г. Органы внутренних дел и их роль в обеспечении социально-экономической безопасности страны. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1994.

5. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

ПОЛНОМОЧИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

POWERS OF SECURITY COUNCIL OF THE RUSSIAN FEDERATION IN SPHERE OF MAINTENANCE OF NATIONAL SECURITY OF RUSSIA

УДК 342(470)

Б.В. КРЫСИН,

адъюнкт (Челябинский юридический институт МВД России)

B.V. KRYSIN,

FGED HPE «Chelyabinsk Law Institute of Ministry of Home Affairs of Russia» post-graduate student of department of state juridical disciplines

Аннотация: В статье проведен анализ полномочий Совета Безопасности Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности России. Совет Безопасности, как основной элемент системы обеспечения национальной безопасности, является ключевым звеном в деятельности по защите национальных интересов Российской Федерации и обеспечению безопасности личности, общества и государства. Это выдвигает задачу по совершенствованию концептуальных и законодательных основ деятельности Совета Безопасности.

Ключевые слова: Совет Безопасности РФ, национальная безопасность, полномочия, Стратегия национальной безопасности, оборонное производство, военное строительство, стратегическое планирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.