РОЛЬ ОВД В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-
ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
В.И. ДОЛИНКО,
начальникредакционно-издательского отдела Академии управления МВД России, адъюнкт заочной формы обучения Академии управления МВД России, подполковник полиции Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
E-m ail: doll 111111 @ram bler.ru Рецензент: кандидат технических наук, доктор экономических наук, профессор кафедры ОФЭиТО Академии управления МВД России В. Ф. Гапоненко
Аннотация. Рассматривается роль ОВД в обеспечении экономической безопасности системы материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях.
Ключевые слова: обеспечение экономической безопасности, система материально-технического снабжения, органы внутренних дел Российской Федерации, особые условия.
THE ROLE OF THE WTO IN ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE SYSTEM LOGISTICS OF THE INTERIOR RF IN THE SPECIAL CONDITIONS
V.I. DOLINKO,
head of the publishing department of the Academy of the Interior Ministry of Russia, distance learning associate of the Academy of the Interior Ministry of Russia, lieutenant colonel of police
Annotation. The article focuses on the role of WTO in ensuring the economic security of the logistics of Internal Affairs of the Russian Federation in the special conditions.
Keywords: economic security, the system of logistics, internal affairs bodies of the Russian Federation, special conditions.
Органы внутренних дел МВД РФ играют огромную позитивную роль в обеспечении экономической безопасности системы материально-технического снабжения ОВД МВД РФ в особых условиях.
Под обеспечением экономической безопасности системы материально-технического снабжения ОВД МВД РФ в особых условиях следует понимать экономическую защищенность системы материально-технического снабжения ОВД РФ и интересов ее структурных подразделений от внешних и внутренних угроз, от прямых и косвенных рисков, от влияния различного рода деструктивных факторов, позволяющую надежно сохранить и эффективно использовать имеющийся потенциал для выполнения поставленных перед ОВД РФ служебно-боевых задач в особых условиях.
Для предупреждения преступлений при проведении конкурсов и в целях получения информации ОВД МВД России обязаны создавать оперативные позиции на следующих объектах:
1) получатели государственных средств и государственных внебюджетных фондов (окружение руководства, бухгалтерия, склады и отделы);
2) главные распорядители государственных бюджетных денежных средств (окружение руководителей, бухгалтерия и хозяйственные организации);
3) подразделение Федерального казначейства Российской Федерации;
4) Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации.
Сотрудники подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции ОВД МВД России, если им становится известно о нарушениях Закона № 94-ФЗ1 со стороны участников конкурсных комиссий, имеют право до проведения конкурсов завести в отношении них дело оперативного учета, в рамках которого, имеют возможность провести оперативно-разыскные мероприятия с участием сотрудников оперативно-поискового подразделения и осуществлением специальных технических мероприятий.
При проведении конкурсов сотрудники подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции ОВД МВД России имеют возмож-
1 ФЗ РФ от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (с изм. и доп.) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
ность собрать сведения о поставщиках и установить три момента:
а) законность существования поставщиков — не являются ли они «фирмами-однодневками»;
б) имеются ли технические, административные и ресурсные возможности полного и качественного исполнения государственного контракта;
в) возможен ли реальный подкуп членов комиссии госзаказчика.
На наш взгляд, источниками информации о готовящемся, совершаемом (совершенном) преступлении при проведении госзакупок являются:
1) письменные и устные заявления и сообщения граждан и организаций, в том числе и анонимные;
2) материалы проверок контролирующих органов (ФАС России, КРУ и других органов);
3) лица, оказывающие сотрудникам ОВД содействие на добровольной (конфиденциальной) основе, а также средства массовой информации (СМИ).
Следует иметь в виду, что в настоящее время существуют специализированные организации по проведению конкурсных закупок для государственных и муниципальных нужд. Данные организации по заказу участников конкурса за плату готовят конкурсную документацию. Поэтому оперативным сотрудникам ОВД МВД России имеет смысл привлекать к негласному сотрудничеству работников и сотрудников этих организаций, которые могут располагать информацией о деталях подготовки документов на торги, о наличии в них фальсификации и договоренностях с должностными лицами государственных заказчиков.
Для выявления преступлений при проведении конкурсов, необходимо тщательно изучать документацию, отражающую организацию проведения конкурса по отбору поставщика, а также оформление договора, обращая особое внимание на цены и сравнивая их со сложившимися рыночными ценами в регионе. Если цены завышены, то необходимо назначать проверку финансово-хозяйственной деятельности. Если же в акте проверки, будет подтвержден перерасход бюджетных средств, то собранный материал, вместе с рапортом сотрудника ОВД (составленный в порядке ст. 143 УПК РФ), необходимо направить в следственное подразделение МВД России для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в соответствии с УК Российской Федерации. При проведении мероприятий по выявлению преступлений при проведении государственных закупок должны быть изучены доку-
менты о проведении таких закупок. Особое внимание обращается на победителей тендеров, представивших неполный перечень необходимых для участия документов в сравнении с другими участниками конкурсов. Затем проводится проверка подлинности и полноты объема выполненных работ и услуг победителями конкурсов (торгов), а также состояния бухгалтерского учета и использования государственных бюджетных денежных средств. Нередки случаи, когда при проведении государственных закупок принимают участие несколько поставщиков, учредителями которых являются одни и те же лица. При этом необходимо получить сведения по месту регистрации поставщика и данные о его руководителях и учредителях. Сотрудники ОВД МВД России имеют право проводить целый комплекс мероприятий, направленных на выявление, предупреждение и пресечение преступлений в ходе реализации приоритетных национальных проектов (ПНП).
В работе по сопровождению ПНП, подразделения и сотрудники ОВД МВД России имеют право осуществлять взаимодействие с министерствами и ведомствами всех уровней государственной власти по вопросам получения нужной информации в режиме реального времени:
1) о результатах проведенных закупок;
2) о выделенных и освоенных бюджетных средствах;
3) о закупленных и поставленных материальных ценностях.
Важно отметить особую роль взаимодействия ОВД МВД РФ с Федеральной антимонопольной службой России (ФАС России), которая уполномочена осуществлять контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со своей компетенцией на территории РФ2. ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы,
2 Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N° 94 (в ред. Постановления Правительства РФ от 27 октября 2008 г. № 786) «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд».
контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну). ФАС России и его территориальные органы возбуждают дела о нарушениях законодательства в сфере своей компетенции по заявлениям физических и юридических лиц, материалам правоохранительных органов, а также по собственной инициативе по результатам проведенных службных проверок. Дела рассматриваются создаваемой для этих целей комиссией, состоящей из сотрудников антимонопольного органа в количестве не менее трех человек. Председателем комиссии является руководитель антимонопольного органа или его заместитель. При рассмотрении дел в отношении кредитных организаций половину состава комиссии должны составлять представители ЦБ РФ. Дела рассматриваются комиссией с участием сторон (заявителя и ответчика), которые излагают свою позицию и представляют доказательства в ее обоснование, после чего комиссия в отсутствие сторон принимает решение по делу большинством голосов членов комиссии путем открытого голосования. В случае необходимости получения дополнительных доказательств, привлечения к участию в деле заинтересованных лиц рассмотрение дела может быть отложено, а при необходимости проведения экспертиз — приостановлено. По результатам рассмотрения дела производство по делу может быть прекращено в связи с отсутствием действий нарушения законодательства, либо ответчик признан нарушившим соответствующие нормы закона — в этом случае ему выдается предписание о прекращении нарушения. Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке.
В соответствии с Положением о ФАС, утвержденным постановлением Правительства РФ3, служба наделена следующими основными полномочиями:
♦ принятие нормативных актов по вопросам, отнесенным к компетенции службы (только центральный аппарат);
♦ осуществление контроля за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями), федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления законодательства в установленной сфере, в том числе рассмотрение дел о нарушениях законодательства, выдача обязательных для исполнения предписаний, проведение плановых и внеплановых проверок, привлечение виновных в нарушении законодательства лиц к административной ответственности;
♦ осуществление контроля экономической концентрации на товарных рынках, согласование сделок с акциями (долями) и имуществом коммерческих организаций в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством;
♦ проведение исследования товарных рынков и установление наличия доминирующего положения на них отдельных хозяйствующих субъектов;
♦ ведение реестра недобросовестных поставщиков, в который включаются сведения о поставщиках (подрядчиках), уклонившихся от заключения государственных или муниципальных контрактов по результатам торгов, а также поставщиках (подрядчиках), контракты с которыми расторгнуты в судебном порядке в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих обязательств;
♦ рассмотрение ходатайств иностранных инвесторов о согласовании сделок с хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, или о согласовании установления контроля над такими обществами.
Стратегической задачей ФАС является обеспечение свободы конкуренции и ограничение монополистической деятельности в рамках единого экономического пространства РФ. Исходя из данной задачи, ФАС определены три основные цели своей деятельности:
1. Создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественным монополиям.
3 Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 (с изм. и доп.) «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе».
2. Предотвращение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков, снижение коррупционных рисков при размещении государственного и муниципального заказа.
3. Обеспечение равного доступа потребителей к товарам, работам, услугам, реализуемым субъектами естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности субъектов естественных монополий.
Деятельность ФАС России в рамках достижения первой из указанных целей направлена на пресечение антиконкурентного поведения отдельных хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, в том числе на снижение уровня недобросовестной конкуренции, предупреждение и пресечение злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию (так называемых «картельных сговоров»), повышение качества проводимых исследований состояния конкурентной среды на товарных рынках. Большое значение ФАС России также уделяется направлению контроля за органами власти всех уровней в целях предотвращения создания административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности. В рамках контроля органов власти выделяются три основных направления:
♦ контроль процедур размещения государственного и муниципального заказа;
♦ контроль предоставления государственных и муниципальных преференций отдельным участникам рынков;
♦ пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления с отдельными хозяйствующими субъектами.
В соответствии с этим возрастает роль ФАС России на всех стадиях проведения государственных закупок. Основная задача ФАС в процессе организации и проведения конкурсов — недопущение создания преимуществ отдельным поставщикам и создания неравных условий для участников торгов. Для этого ФАС проводит изучение документации участников для контроля процедуры равного доступа поставщиков к проведению торгов. При выявлении нарушения ФАС выдает нарушителю — заказчику (конкурсной, котировочной или аукционной комиссии), в результате действий (бездействия) которого были нарушены
права участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством РФ. Проверки, осуществляемые ФАС России, бывают плановые и внеплановые. Плановые проверки проводятся по графику не чаще одного раза в шесть месяцев в отношении одного хозяйствующего субъекта. Внеплановые проверки проводятся только по заявлению участника государственных закупок или правоохранительных и иных государственных органов РФ. Если ФАС России при проведении проверки будут установлены в действиях заказчика (конкурсной, котировочной или аукционной комиссии) признаки административного правонарушения или состава преступления, то ФАС России обязано в течение двух дней со дня выявления такого факта передать материалы о совершении незаконного действия или бездействия в правоохранительные органы РФ.
Из этого следует, что помощь сотрудников ФАС на всех этапах проведения конкурсов позволяет сотрудникам ОВД МВД РФ выявлять подготавливаемые и совершаемые в данной сфере преступления. Вот почему необходимо поддерживать тесный и взаимовыгодный контакт с ФАС России, которая может предоставить для ознакомления необходимые документы и оказывать неоценимую помощь в выявлении содержащихся в конкурсной документации возможных признаков правонарушений или преступлений.
На основании вышеизложенного мы делаем вывод, что действующая система многоуровневого контроля существенно осложнила коррупционерам возможность для злоупотреблений в сфере государственного заказа, в том числе и для системы материально-технического снабжения ОВД МВД РФ в особых условиях. Однако, необходимо честно сказать, что вопросы борьбы с коррупцией в государственном секторе экономики остаются весьма острыми и злободневными. ОВД МВД РФ, при осуществлении контроля финансирования приоритетных национальных проектов и государственных программ, обязаны осуществлять тесное взаимодействие со всеми органами обеспечения экономической безопасности в сфере государственного заказа.
Органы внутренних дел МВД РФ должны проводить активные профилактические и оперативно-разыскные мероприятия по проверке правильного применения правовых норм, регламентирующих использование государственных бюджетных средств, выде-
ленных на осуществление государственных программ и приоритетных национальных проектов РФ. Основные усилия ОВД МВД РФ, при проведении оперативно-разыскных мероприятий по защите бюджетных ассигнований, выделенных на финансирование приоритетных национальных проектов, обязаны направлять на выявление и пресечение коррупции, так как по статистике более 35% всех преступлений в указанной сфере являются должностными преступлениями. В связи с этим деятельность ОВД МВД РФ должна направляться на проведение специальных мероприятий по искоренению коррупции и эффективное пресечение злоупотреблений должностных лиц региональных и муниципальных органов исполнительной власти при проведении конкурсов на выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд по государственным программам и национальным проектам, в том числе и для системы материально-технического снабжения ОВД МВД РФ в особых условиях. Важно как можно шире использовать возможность участия подготовленных сотрудников ОВД МВД России при осуществлении государственного заказа с целью профилактических проверок организаций, участвующих в конкурсах и недопущению коррупции в сфере государственных закупок.
Опираясь на опыт и результаты выполненного исследования, для совершенствования сферы экономической безопасности системы материально-технического снабжения ОВД МВД РФ в особых условиях нами предлагается следующее:
♦ создание надежной системы всестороннего и полного обеспечения системы материально-технического снабжения ОВД МВД РФ финансовыми средствами и материальными ценностями в соответствии с установленными табелями и нормами положенности;
♦ реформирование системы материально-технического снабжения ОВД МВД РФ, исходя из возложенных на них новых задач, учитывая экономические, политические и другие факторы;
♦ поддержание обеспеченности системы материально-технического снабжения ОВД МВД РФ материально-техническими ресурсами в объемах, гарантирующих возможность выполнения ими служебных задач;
♦ проведение полного комплекса мероприятий по сохранению и поддержанию имеющегося парка автомобильной, специальной и криминалистической техники, вооружения, средств индивидуальной бронеза-
щиты и активной обороны в постоянной готовности к служебно-боевому применению в особых условиях;
♦ организация и осуществление качественного контроля за состоянием учета и хранения, рациональным, экономным использованием и расходом материальных и финансовых средств;
♦ совершенствование механизма проведения конкурсов на поставку продукции, выполнение работ (услуг) по заказам ОВД МВД РФ с целью защиты имущественных интересов, предотвращения коррупции, эффективного использования бюджетных средств РФ;
♦ организация капитального строительства объектов ОВД МВД РФ в соответствии с утвержденными бюджетными сметами и выделенными на эти цели ассигнованиями;
♦ первоочередное строительство и приобретение жилья для сотрудников ОВД МВД РФ, выполняющих служебно-боевые задачи в особых условиях, в соответствии с действующим законодательством РФ;
♦ организация и осуществление мероприятий по качественному контролю и надзору за выполнением требований пожарной безопасности на объектах системы материально-технического снабжения ОВД МВД РФ;
♦ обеспечение действенного производственного контроля за выполнением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах и сооружениях системы материально-технического снабжения ОВД МВД РФ;
♦ выявление и анализ причин возникновения аварий и катастроф;
♦ снижение инцидентов и производственного травматизма при эксплуатации подконтрольного оборудования и техники;
♦ своевременное, всесторонне и качественное медицинское обеспечение сотрудников ОВД в стационарных условиях, на полевых занятиях и учениях;
♦ увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний среди сотрудников ОВД МВД РФ;
♦ развитие складской базы подразделений системы материально-технического снабжения ОВД МВД РФ;
♦ внедрение передовых форм охраны труда и техники безопасности;
♦ обеспечение складов и хранилищ противопожарными и охранными системами безопасности;
♦ внедрение в практику современного подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации.