Научная статья на тему 'Федеральная антимонопольная служба как субъект, обеспечивающий экономическую безопасность России и ее правовое положение'

Федеральная антимонопольная служба как субъект, обеспечивающий экономическую безопасность России и ее правовое положение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2041
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / ГОСУДАРСТВО / GOVERNMENT / ЗАКОН / LAW / ОВД / ОРГАНЫ / ФАС / FAS / МВД РОССИИ / MINISTRY / МИНИСТЕРСТВО / RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / ПРЕСЕЧЕНИЕ / ПОЛИЦИЯ / POLICE / ПРАВО / ПОЛОЖЕНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION / СОТРУДНИК / EMPLOYEE / СУБЪЕКТ / SUBJECT / ФИНАНСЫ / ЭКОНОМИКА / ANTI-TRUST / ATS AUTHORITIES / REPRESSION / RULE / TERRITORIAL / FINANCE AND ECONOMICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильев Федор Петрович, Долинко Василий Иванович

Авторами рассматриваются правовое положение ФАС России, особенности регулирования ее деятельности и ее роль в обеспечении экономической безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Federal antimonopoly service as an entity providing economic security of Russia and its legal status

The authors examine the legal status of the FAS Russia, especially regulation of its activity and its role in ensuring economic security of the country.

Текст научной работы на тему «Федеральная антимонопольная служба как субъект, обеспечивающий экономическую безопасность России и ее правовое положение»

серьезно. По данным British Medical Journal, ежегодно Африку покидают 23 тыс. медицинских работников, 10% врачей в канадских госпиталях являются южно-африканцами, а в Великобритании в 2000—2014 гг. самое большое количество разрешений на работу получили медсестры из ЮАР и Зимбабве. Все это приводит к нехватке специалистов во многих государственных клиниках и госпиталях.

И хотя причинами эмиграции населения из ЮАР являются преступность, низкий уровень жизни и наличие безработицы, по сравнению с другими африканскими государствами ЮАР является наиболее развитой страной, и это служит основной причиной притока сюда людских ресурсов из других регионов континента.

Таким образом, миграционные процессы, протекающие в государствах — участниках ШОС и странах БРИКС характеризуются особенностями, не только отличающими их от миграционных процессов в других регионах мира, но и позволяющими говорить о передвижениях людей между странами ШОС и БРИКС как об особой миграционной системе. Управление миграционной ситуацией в странах ШОС и БРИКС с целью подчинения ее задачам обеспечения безопасности и социально-экономическим задачам составляет главное содержание миграционной политики, особенно в условиях отсутствия самостоятельных органов власти, компетентных в решении вопросов в сфере миграции.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

КАК СУБЪЕКТ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ И ЕЕ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ФЕДОР ПЕТРОВИЧ ВАСИЛЬЕВ,

доцент кафедры УДСООП Академии управления МВД России, доктор юридических наук, полковник полиции, член Российской академии юридических наук (РАЮН)

E-mail: vasilev17@mail.ru; ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ДОЛИНКО, начальникредакционно-издательского отдела ААкадемии управления МВД России, адъюнкт заочной формы обучения Академии управления МВД России, подполковник полиции

E-mail: Dol273@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Аннотация. Авторами рассматриваются правовое положение ФАС России, особенности регулирования ее деятельности и ее роль в обеспечении экономической безопасности страны.

Ключевые слова: антимонопольная служба, безопасность, государство, закон, ОВД, органы, ФАС, МВД России, министерство, пресечение, полиция, право, положение, регулирование, сотрудник, субъект, финансы, экономика.

THE FEDERAL ANTIMONOPOLY SERVICE AS AN ENTITY PROVIDING ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA AND ITS LEGAL STATUS

FEDOR PETROVICH VASILYEV,

professor of USOAP Academy of Ministry of interior of Russia, doctor of legal sciences, police colonel, member of the Russian Academy of legal sciences;

VASILIYIVANOVICH DOLINKO,

head of the editorial-publishing Department of the Academy of Ministry of interior of Russia, associate correspondence

courses of the Academy of management of the Russian interior Ministry, colonel of police

Annotation. The authors examine the legal status of the FAS Russia, especially regulation of its activity and its role in ensuring economic security of the country.

Keywords: anti-trust, security, government, law, ATS authorities, FAS, Russian Ministry of Internal Affairs, the Ministry, repression, police, rule, regulation, regulation, employee, subject, territorial, finance and economics.

В условиях роста финансово-экономических махинаций в России со стороны хозяйствующих субъектов и нецелевого использования бюджетных средств, Парламентом РФ, Президентом РФ и Правительством РФ постоянно пересматривается правовое положение субъектов управления государством (контроля и надзора). В целях разрешения вопросов, касающихся соблюдения законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы (в части установленных полномочий), Правительством РФ издается постановление «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»1 от 30 июня 2004 г. № 331 (далее — Положение).

В соответствии с Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти»2 от 21 мая 2012 г. № 636 и Положением о Федеральной антимонопольной службе, Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов (далее — НПА) и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы; контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности государства, а также по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (за исключением государственного оборонного заказа и госнужд, не относящихся к гособоронзаказу, сведения о которых составляют гостайну)3. Руководство деятельностью ФАС осуществляет Правительство РФ. В своей деятельности ФАС руководствуется Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ, актами Президента и Правительства РФ, международными договорами РФ, а также вышеуказанным Положением. ФАС осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

В конце 2012 г., в целях усиления обеспечения экономической безопасности, законодателями и Прави-

тельством РФ были пересмотрены полномочия ФАС России. Сегодня ФАС обладает следующими полномочиями: вносит на рассмотрение Правительства и Президента РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов и других документов по вопросам, относящимся к сфере ее ведения, разрабатывает проекты ежегодного плана работы и прогнозные показатели своей деятельности.

На основании и во исполнение Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, актов Президента и Правительства РФ, ФАС самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты: форма представления в антимонопольный орган сведений при осуществлении сделок и действий, подлежащих государственному контролю за экономической концентрацией4; по согласованию с Центробанком разрабатывает методику определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены за услуги кредитной организации и методику определения обоснованности цены, установленной занимающей доминирующее положение кредитной организацией, на услугу, не оказываемую иными финансовыми организациями; порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (за исключением кредитной организации) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции; порядок проведения анализа состояния конкуренции; перечень документов и сведений, представляемых в антимонопольный орган хозяйствующими субъектами, имеющими намерение достигнуть соглашения; форма представления в антимонопольный орган перечня лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу; формы актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении анти-

1 Решение Верховного Суда РФ от 30 июля 2007 г. № ГКПИ07-320 (с изм. и доп. на 20 декабря 2012 г.), оставленное без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 9 октября 2007 г. № КАС07-518, пп 5.2.11 пп 5.2 п. 5 Положения признан недействующим // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3259.

2 СЗ РФ. 2012. № 22. Ст. 2754 (с изм. и доп. на 19 марта 2013 г.).

3 Положение об участии органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утв. постановлением Правительства России от 10 декабря 2008 г. № 950.

4 Приказ ФАС РФ от 28 декабря 2007 г. № 457 «Регламент ФАС РФ по осуществлению госконтроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц».

монопольного законодательства; форма уведомления финансовыми организациями обо всех соглашениях, достигнутых между ними или с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и иными организациями, за исключением соглашений, предусмотренных антимонопольным законодательством; правила передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган; форма проекта бизнес-плана хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства; примерная форма соглашения с иностранным инвестором либо юридическим или физическим лицом, входящим в группу лиц, в которую входит иностранный инвестор; форма заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции и порядок рассмотрения таких заявлений; перечень документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений в отношении предоставления государственной или муниципальной преференции; порядок установления несоответствия использования государственной или муниципальной преференции заявленным целям; типовая форма приказа о проведении проверки соблюдения антимонопольного законодательства; порядок продления срока проведения проверки соблюдения антимонопольного законодательства; форма акта, составляемого при воспрепятствовании доступу должностных лиц антимонопольного органа, проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица, порядок составления таких актов; протокол о результатах осуществления осмотра территорий, помещений, документов и предметов лица, проверяемого в отношении соблюдения антимонопольного законодательства; требования о представлении документов и информации, необходимых для проведения проверки соблюдения антимонопольного законодательства; акт о результатах проверки соблюдения антимонопольного законодательства; порядок объединения в одно производство двух и более дел о нарушении антимонопольного законодательства, а также выделения в отдельное производство одного или нескольких дел; определение совокупной доли участия России, субъекта РФ, муниципального образования и юридических лиц в уставных капиталах хозяйственных обществ, предусмотренной ч. 3 ст. 1 ФЗ РФ «О закупках товаров, работ, услуг от-

дельными видами юридических лиц», по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; уведомление заказчиков об изменении совокупной доли участия в уставном капитале хозяйственных обществ, предусмотренный ФЗ РФ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ч. 3 ст. 1), по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд5; выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в ФЗ РФ «О защите конкуренции»; направление предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства должностным лицам хозяйствующих субъектов, публично заявляющим о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства, и его форма; предоставление бирже хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, списка аффинированных лиц; пересмотр предписания, выданного в случаях, установленных ст. 33 ФЗ РФ «О защите конкуренции»; форма и содержание заявления о пересмотре принятого антимонопольным органом решения и выданного на его основании предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства; нормативные правовые акты по другим вопросам в сфере своей деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ РФ и ФЗ РФ, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно ФКЗ и ФЗ, НПА Президента РФ и Правительства РФ.

ФАС, на основании федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, осуществляет конт-

5 Письмо Правительства РФ от 2 августа 2012 г. N° АД-П13-4450 «О применении порядка общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд руб.».

роль6: за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей, сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка7; за действиями совета рынка и организаций коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка электрической энергии (мощности), за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электроэнергии8; за действиями субъектов оптового и розничного рынков9; за соблюдением: коммерческими и некоммерческими организациями, органами исполнительной власти любого уровня антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа)10; требований обеспечения доступа на рынки услуг естественных монополий и оказанием услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях; установленных законодательством о естественных монополиях требований об обязательности заключения договоров субъектами естественных монополий; за соответствием антимонопольному законодательству соглашений между хозяйствующими субъектами11; за соблюдением: юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, группами лиц и аффилирован-ными12 лицами, в границах одной ценовой зоны оптового рынка, запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, включая контроль за соблюдением особенностей функционирования хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, установленных законодательством РФ13; заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией, уполномоченным на ведение официального сайта РФ для размещения информации о размещении заказов федеральным органом исполнительной власти, организацией, оказывающей услуги по обслуживанию и обеспечению функционирования такого сайта, уполномоченным на ведение реестров

заключенных по итогам размещения заказов государственных или муниципальных контрактов органом исполнительной власти любого уровня, операторами электронных площадок законодательства РФ и иных

6 При этом, согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 94 ФАС РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу.

7 Приказ ФАС РФ от 20 июля 2012 г. № 490 «Административный регламент ФАС РФ по исполнению государственной функции по контролю за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии и состояние конкурентного рынка».

8 Приказ ФАС РФ от 26 июня 2012 г. № 414 «Административный регламент ФАС РФ по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за действиями совета рынка и организаций коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка электрической энергии (мощности)»; приказ ФАС РФ от 26 июня 2012 г. № 414 «Административный регламент ФАС РФ по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии».

9 Приказ ФАС РФ от 26 июня 2012 г. № 413 «Административный регламент ФАС РФ по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за действиями субъектов оптового и розничных рынков электрической энергии в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности)».

10 Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2012 г. № 1346 «Положение о государственном надзоре в области рекламы»; приказ ФАС РФ от 4 июня 2012 г. № 360 «Административный регламент ФАС РФ по исполнению государственной функции по надзору за соблюдением законодательства о рекламе путем проведения проверок соблюдения законодательства РФ о рекламе».

11 Приказ ФАС РФ от 25 мая 2012 г. № 343 «Административный регламент ФАС РФ по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соответствием антимонопольному законодательству РФ ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов».

12 Аффилированное лицо — физическое или юридическое лицо, способное оказывать влияние на деятельность юридических и/или физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

13 Приказ ФАС РФ от 26 июня 2012 г. № 416 «Административный регламент ФАС РФ по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, группами лиц и аффилированными лицами в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, включая контроль за соблюдением особенностей функционирования хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, установленных законодательством РФ»; постановление Правительства РФ от 27 октября 2006 г. № 628 «Правила осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии».

НПА РФ о размещении заказов; заказчиком и уполномоченным органом требования о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг, в том числе за наличием в утвержденной заказчиком и уполномоченным органом документации об аукционе, документации об открытом аукционе в электронной форме, конкурсной документации, извещении о проведении запроса котировок или в разработанном им проекте государственного или муниципального контракта, гражданско-правовом договоре при размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) требований в отношении энергетической эффективности, предъявляемых к закупаемым товарам, работам, услугам для государственных или муниципальных нужд, которые должны соответствовать требованиям в отношении энергетической эффективности, предъявляемым в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности к товарам, работам, услугам, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд; организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов14; ФАС осуществляет контроль за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары; за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства; за манипулированием ценами на оптовом или розничных рынках электрической энергии (мощности).

В качестве примера приведем некоторые приказы ФАС, направленные на защиту законных экономических интересов страны и потребителей: от 18 января 2013 г. № 17/13 «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг», изданный в соответствии с ч. 10 ст. 3 ФЗ от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закуп-

ках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»15 и от 12 марта 2013 г. № 143/13 «О внесении изменений в Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. № 220»16.

ФАС выдает (направляет): заключения о последствиях влияния на конкуренцию на внутреннем рынке страны специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер в случаях, предусмотренных законодательством в указанной сфере; заключения о наличии или об отсутствии признаков ограничения конкуренции при введении, изменении таможенных тарифов или прекращении их действия и при введении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, органами исполнительной власти всех уровней в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, законодательством о рекламе и законодательством о естественных монополиях; предписания, обязательные для исполнения заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией, уполномоченным на ведение официального сайта России для размещения информации о размещении заказов ФОИВ, организацией, оказывающей услуги по обслуживанию и обеспечению функционирования такого сайта, уполномоченным на ведение реестров, заключенных по итогам размещения заказов государственных или муниципальных контрактов органом исполнительной власти любого уровня, операторами электронных площадок в случаях, предусмотренных законодательством РФ о размещении заказов; предложения в ФКЦБ России17 и Цент-

14 Приказ ФАС РФ от 26 июня 2012 г. № 415 «Административный регламент ФАС РФ по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов».

15 Дополнительно следует учитывать нормы ФЗ РФ от 26 июля 2006 г. № 1Э5-ФЗ «О защите конкуренции» // СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4571.

16 URL://http://www.coN^sultaN^t.ru/doшmeN^t/coN^s_doc_LAW_-147140/

17 Т.е. федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

робанка России о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых ими актов и (или) прекращении действий, в случае если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство; предписания об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в случаях, предусмотренных законодательством РФ в указанной сфере и предписания, обязательные для исполнения организатором торгов, конкурсной или аукционной комиссией, продавцом государственного или муниципального имущества, организатором продажи, о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания их несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах и в извещение об их проведении или аннулировании; предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в ФЗ РФ «О защите конкуренции» и предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства должностными лицами хозяйствующих субъектов, публично заявляющими о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства.

ФАС осуществляет согласование: создания, слияния и присоединения коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законода-тельством18; сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций и правами в отношении коммерческих организаций, с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством19; предоставления всеми ФОИВ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными органами или организациями государственных или муниципальных преференций в случаях, установленных антимонопольным законодательст-вом20; проведения закрытого конкурса и закрытого аукциона при размещении заказов на закупку товаров, работ, услуг для нужд субъектов России и муниципальных нужд в случаях, предусмотренных законодательством; решения заказчика о размещении заказа на

закупку товаров, работ, услуг для федеральных нужд у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если конкурс (аукцион) признан несостоявшимся в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов, а также в случае, если при повторном размещении заказов путем запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка; решений ОИВ субъектов России об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения и о введении регулирования тарифов в сфере теплоснабжения после их отмены; правил (стандартов) профессиональной деятельности профессиональных объединений страховщиков в случаях, предусмотренных законодательством.

В настоящее время ФАС: ведет в порядке, установленном Правительством РФ, реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные федеральными законами «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, а также реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих на рынке определенного товара долю в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

Также ФАС проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, всеми ФОИВ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов орга-

18 Приказ ФАС РФ от 25 мая 2012 г. № 342 «Административный регламент ФАС РФ по исполнению государственной функции по согласованию создания и реорганизации коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством РФ».

19 Приказ ФАС РФ от 20 сентября 2007 г. № 294 «Административный регламент ФАС РФ по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством РФ».

20 Приказ ФАС РФ от 16 декабря 2009 г. № 841 «Административный регламент ФАС РФ по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции».

нами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами и физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, обращается в органы, осуществляющие ОРД (в том числе и МВД России), с просьбой о проведении ОРМ. ФАС осуществляет проверку выполнения иностранным инвестором либо юридическим или физическим лицом, входящим в группу лиц, в которую входит иностранный инвестор, обязательств, принятых на себя в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях в стратегические отрасли21.

На основании заявления заказчика ФАС принимает решение о возможности размещения заказа на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения, путем проведения запроса котировок независимо от цены контракта в случае, если предписание об отмене результатов торгов выдано ею; рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и приостанавливает размещение заказа до рассмотрения жалобы по существу в случаях и порядке, установленных законодательством РФ о размещении заказов22; возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе; вносит в лицензирующие органы предложения об аннулировании, отзыве лицензий на осуществление хозяйствующими субъектами, нарушающими антимонопольное законодательство, отдельных видов деятельности или о приостановлении действия таких лицензий; устанавливает максимальный объем древесины, подлежащей заготовке лицом, группой лиц.

ФАС осуществляет рассмотрение ходатайств иностранного инвестора либо юридического или физического лица, входящего в группу лиц, в которую входит иностранный инвестор, о предварительном согласовании сделки с хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, или о согласовании установления контроля над такими обществами;

уведомлений (информации) иностранного инвестора либо юридического или физического лица, входящего в группу лиц, в которую входит иностранный инвестор, о приобретении пяти и более процентов акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Осуществляет плановые и внеплановые проверки соблюдения заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией, уполномоченным на ведение официального сайта РФ для размещения информации о размещении заказов федеральным органом исполнительной власти, организацией, оказывающей услуги по обслуживанию и обеспечению функционирования такого сайта, уполномоченным на ведение реестра заключенных по итогам размещения заказов государственных или муниципальных контрактов органами исполнительной власти всех уровней, операторами электронных площадок законодательных актов РФ и иных НПА РФ23 о размещении заказов; информационно-аналитическое обеспечение деятельности Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России на основании ее решения о предварительном согласовании сделок, или о согласовании установления контроля, или об отказе в таком согласовании, оформляет решение, направляемое заявителю; подготовку и подписывает в соответствии с решением Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России соглашение с иностранным инвестором либо юридическим или физическим лицом, входящим в группу лиц, в которую входит иностранный инвестор, об обеспечении выполнения им определенных обязательств при намерении такого иностранного инвестора либо юридического или физического лица со-

21 Приказ ФАС РФ от 28 июня 2012 г. № 436 «Административный регламент ФАС РФ по исполнению государственной функции по осуществлению проверки выполнения иностранным инвестором либо входящим в группу лиц юридическим или физическим лицом обязательств, принятых на себя в соответствии со ст. 12 ФЗ от 29 апреля 2008 г. № 57 «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

22 Приказ ФАС РФ от 18 января 2013 г. № 17/13 «Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг».

23 Имеется ввиду — нормативных правовых актов РФ.

вершить сделку или установить контроль над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности страны, оформляет решение о предварительном согласовании сделки или о согласовании установления контроля либо об отказе в таком согласовании, соответственно, при наличии либо отсутствии подписанного с заявителем соглашения об обеспечении выполнения им определенных обязательств.

ФАС вносит предложения по вопросам, требующим рассмотрения на заседании Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России; участвует в процедуре согласования инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, а также сетевых организаций, удовлетворяющих критериям, установленным Правительством; рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных торгов, продажи государственного или муниципального имущества; ведет реестр лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. ФАС обобщает и анализирует практику применения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, разрабатывает рекомендации по применению антимонопольного законодательства; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета; организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленные сроки24; обеспечивает защиту сведений, составляющих гостайну; обеспечивает мобилизационную подготовку ФАС: т.е. осуществляет организацию и ведение ГО в ФАС; организует профессиональную подготовку своих работников, их переподготовку, повышение квалификации и стажи-ровку25. ФАС взаимодействует с органами госвласти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности; осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности ФАС26.

Кроме того, ФАС размещает заказы на закупку товаров, работ, услуг для нужд ФАС и заключает государственные контракты в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе. Осуществляет иные полномочия в сфере своей деятельности, если

такие полномочия предусмотрены ФЗ РФ, НПА Президента или Правительства РФ. В целях реализации своих полномочий ФАС имеет право: запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к ее компетенции; заказывать проведение необходимых исследований, испытаний, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в своей деятельности; давать юридическим и физическим лицам разъяснения по ее вопросам27; осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов ФАС28; привлекать для проработки вопросов научные и иные организации, ученых и специалистов; применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений; создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в сфере своей деятельности; издавать индивидуальные правовые акты по отнесенным к ее компетенции вопросам, в том числе приказы, определения, постановления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, законодательством о естественных монополиях и законодательством о рекламе; учреждать знаки отличия и награждать ими граждан за высокие достижения в сфере своей деятельности29.

ФАС не вправе осуществлять в сфере своей деятельности функции по управлению госимуществом и

24 Приказ ФАС РФ от 20 января 2012 г. № 21 «Административный регламент ФАС РФ по предоставлению государственной услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию решений и направлению ответов заявителям в установленный законодательством РФ»; приказ ФАС РФ от 26 октября 2009 г. № 710 «Положение об Общественной приемной ФАС РФ».

25 Приказ ФАС РФ от 11 марта 2011 г. № 166 «Об утверждении программы наставничества в ФАС РФ».

26 Приказ ФАС РФ от 10 ноября 2004 г. № 165 «Положение о центральном архиве ФАС РФ».

27 Приказ ФАС РФ от 20 января 2012 г. № 22 «Административный регламент ФАС РФ по предоставлению государственной услуги по даче разъяснений по вопросам применения Федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства РФ».

28 Приказ ФАС РФ от 16 декабря 2008 г. № 565 «О ведомственной периодической отчетности территориальных органов и центрального аппарата ФАС РФ».

29 Приказ ФАС РФ от 6 марта 2012 г. № 121 «Положение о Заслуженных экспертах ФАС РФ».

оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Вместе с тем, установленные Положением ограничения не распространяются на полномочия руководителя Службы по управлению имуществом, закрепленным за ней на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности ФАС. При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности, ФАС не вправе устанавливать не предусмотренные ФКЗ РФ и ФЗ РФ, актами Президента России и Правительства РФ функции и полномочия ФОИВ, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных ФОИВ прямо предусмотрена Конституцией РФ, ФКЗ РФ и ФЗ РФ и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции РФ, ФКЗ РФ и ФЗ РФ и актами Президента РФ и Правительства РФ.

За последние годы, с учетом усиления пресечения коррупции в области экономики, в соответствии требованиями Президента, Правительством РФ пересмотрены вопросы организационной деятельности ФАС30. Так, ФАС возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. Руководитель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ФАС полномочий и реализацию госполитики в ее сфере деятельности. У него есть заместители, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Правительством. Структурными подразделениями центрального аппарата ФАС являются управления по ее основным направлениям деятельности. В состав управлений включаются отделы31. Руководитель ФАС: распределяет обязанности между своими заместителями; вносит проект положения о ФАС; предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов ФАС32; проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении: назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов ФАС33; решает в соответ-

ствии с ФЗ РФ о госслужбе вопросы, связанные с прохождением федеральной госслужбы в ФАС34; утверждает: положения о структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных органах ФАС35; структуру и штатное расписание центрального аппарата ФАС в пределах, установленных Правительством фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание центрального аппарата в пределах, утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете36; численность и фонд оплаты труда работ-

30 Приказ ФАС РФ от 29 октября 2010 г. № 607 «Положение о порядке проведения служебных проверок и применения дисциплинарных взысканий в ФАС РФ»; приказ ФАС РФ от 9 апреля 2007 г. № 105 «Регламент ФАС РФ»; приказ ФАС РФ от 17 января 2007 г. № 6 «Административный регламент ФАС РФ по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%; приказ ФАС РФ от 28 апреля 2006 г. № 116 «Форма должностного регламента государственного гражданского служащего ФАС РФ».

31 Приказ ФАС РФ от 5 декабря 2012 г. № 743/12 «О распределении обязанностей между структурными подразделениями центрального аппарата ФАС РФ по организации и проведению анализа функционирования системы менеджмента качества»; приказ ФАС РФ от 4 октября 2007 г. № 315 «Служебный распорядок центрального аппарата ФАС РФ».

32 Приказ ФАС РФ от 23 декабря 2011 г. № 894 «О фонде оплаты труда обслуживающего персонала территориальных органов ФАС РФ на 2012 г.».

33 Приказ ФАС РФ от 3 июля 2012 г. № 456 «Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими ФАС РФ».

34 Приказ ФАС РФ от 22 ноября 2012 № 706/12 «Порядок работы Аттестационной комиссии ФАС РФ»; приказ ФАС РФ от 29 июля 2011 г. № 552 «Порядок работы конкурсной комиссии ФАС РФ по проведению конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы»; приказ ФАС РФ от 25 февраля 2011 г. № 139 «Этический кодекс государственных гражданских служащих ФАС РФ»; приказ ФАС РФ от 16 февраля 2011 г. № 106 «Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в ФАС РФ»; приказ ФАС РФ от 10 сентября 2010 г. № 509 «Положение о Комиссии ФАС РФ по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов»; приказ ФАС РФ от 10 сентября 2010 г. № 508 «Порядок формирования и деятельности Комиссии территориального органа ФАС по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов»; приказ ФАС РФ от 28 августа 2009 г. № 965-к «Положение о проведении аттестации и порядке сдачи квалификационного экзамена федеральными государственными гражданскими служащими территориальных органов ФАС».

35 Приказ ФАС РФ от 26 января 2011 г. № 30 «Положение о территориальном органе ФАС РФ».

36 Приказ ФАС РФ от 1 апреля 2010 г. № 148 «Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФАС»; приказ ФАС РФ РФ от 4 октября 2007 г. № 317 «Положение о порядке оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы и иных выплатах из фонда оплаты труда, в центральном аппарате и территориальных органах ФАС РФ».

ников территориальных органов ФАС в пределах показателей, установленных Правительством, а также смету расходов на их содержание в пределах, утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете; вносит в Минфин предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности ФАС37; представляет предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных госпредприятий и учреждений, находящихся в ее ведении; работников центрального аппарата, территориальных органов ФАС и других лиц, осуществляющих деятельность по присвоению почетных званий и награждению госнаградами и т.п.

Финансирование на содержание центрального аппарата ФАС и ее территориальных органов осуществ-

ляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. ФАС является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством России.

Имея стройную структуру и огромные полномочия, ФАС является мощным и эффективным субъектом обеспечения экономической безопасности России; ее деятельность позволяет своевременно реагировать на внешние и внутренние угрозы современной экономике Российской Федерации.

37 Приказ ФАС РФ от 28 июня 2012 г. № 438 «Порядок организации бюджетного процесса в ФАС РФ».

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ

БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ ВИШНЕВСКИЙ,

кандидат юридических наук, доцент, докторант Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

E-mail: Avish@tut. by

Научный консультант: доктор юридических наук, профессор Зырянов С.М.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы современного состояния и совершенствования концепции национальной безопасности Республики Беларусь в условиях формирования единого экономического пространства.

Ключевые слова: концепция, национальная безопасность, экономическая безопасность, совершенствование концепции.

ON IMPROVEMENT OF THE CONCEPT OF NATIONAL SAFETY OF REPUBLIC OF BELARUS IN THE FORMATION OF A SINGLE ECONOMIC SPACE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ALEKSANDR ALEKSEEVICH VISHNEVSKY,

candidate of jurisprudence, associate professor, doctoral candidate of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. The article examines the current state and improve the concept of national security of the Republic of Belarus in the conditions of formation of a single economic space.

Keywords: the concept of national security, economic security, improved concept.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.