УДК 336.763
РИСКИ И СТРАТЕГИИ БАНКА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ С.В. Якунин*
В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием исламского банкинга и его особенности. На основе проведенного анализа делается вывод о существовании асимметричности информации в традиционных банках и ее отсутствии в исламском банкинге.
Ключевые слова: исламский банкинг; социально ответственные инвестиции; бизнес поведение банков; риски; асимметричность информации.
RISKS AND STRATEGIES OF BANK AT THE MARKET OF EQUITIES
S.V. Yakunin
Questions, related to development of Islamic banking and his features, are examined in the article. On the basis of the conducted analysis drawn conclusion about existence of asymmetric of information in traditional jars and her absence in Islamic banking.
Keywords: Islamic banking; socially responsible investments; business is behavior of banks; risks; information asymmetry.
Критерии выбора стратегии работы банка осуществляются на основе изучения возможности и способности банка с помощью рынка ценных бумаг максимально претворить в жизнь выбранную стратегию, которая соответствует миссии банка. Необходимо отметить, что из всех возможных стратегических альтернатив банк должен отобрать наиболее приемлемые для него стратегии. Например, еще в прошлом веке Курт Кристенсен считал, что: «Стратегическая альтернатива определяется путем сопоставления возможностей и ресурсов корпорации с учетом приемлемого уровня риска» [1, с. 18]. Следовательно, риск стал неизбежным спутником банка работающего на фондовом рынке.
Под риском мы понимаем ситуацию возможных потерь банком активов, инвестиций и репутации в результате деятельности в неопределенной экономической среде. В результате, каждый банк с учетом своей деятельности на рынке ценных бу-
маг должен руководствоваться принципами, которые способствуют ограничению (минимизации) рисков при работе банка на рынке ценных бумаг.
Риски банка на рынке ценных бумаг, отличаются от рисков банка на других рынках (например, рынка кредитования). Полагаем, что данные отличия вызваны тем, что:
во-первых, специфика управления рисками в части работы на рынке ценных бумаг достаточно ограниченна. Это связано с тем, что основная существенная (как по значимости, так и по сложности управления), часть рисков носит позиционный характер, в связи, с чем соответствующие оценки и механизмы управления за редкими исключениями осмыслены лишь на уровне компании в целом (enterprise-wide);
во-вторых, такие ученые как О.Дж. Готвань отмечают, что эффект «искривленной селекции» проявляется также и в отношении обязательств финансовых посредников, структура которых в этих
* Якунин Сергей Вадимович, доцент кафедры денег и кредита Саратовского государственного социально-экономического университета, кандидат экономических наук, доцент.
E-mail: [email protected]
ШмШЭ
условиях смещена в сторону наиболее неустойчивых пассивов. Сталкиваясь с опасностью банкротства, банки, подобно классическому игроку, пытаются получить ликвидность в самых рискованных операциях [2, с.211]. В данном случае используется положение, что ожидаемая доходность от любой ценной бумаги или портфеля увеличивается линейно риску своего бета-коэффициента. То есть, ожидаемая доходность ценной бумаги возрастает линейно с риском. Соответственно, чем больше количество операций с ценными бумагами банк будет осуществлять, тем большему количеству рисков он будет себя подвергать. Применив данный подход к количеству операций банка на рынке ценных бумаг можно построить линию риска банка на рынке ценных бумаг. Которая будет зависеть от количества операций банка осуществляемым им на рынке ценных бумаг, то есть чем большее количество операций на рынке ценных бумаг будет осуществлять банк, тем большему количеству рисков он будет себя подвергать. Причем риски перераспределяются банками доминирующим образом через фондовые рынки. В результате мы согласны с мнением О.Дж. Готвань [2, с. 138139], что формируется «рынок риска».
Согласно данным рассуждениям минимизация рисков предполагает уменьшение количество операций банком на рынке ценных бумаг. Однако банк не может существовать вне рынка ценных бумаг. Тем не менее, на уровень рискованности выбранной стратегии будут влиять:
Во-первых, виды операций осуществляемых банком на данном рынке. Следовательно, для более взвешенного критерия выбора банковской стратегии к уровню риска следует также разделять виды операций, которые осуществляет банк, то есть эмиссионные, инвестиционные и деятельность банка как профессионального участника рынка ценных бумаг.
Во-вторых, виды инструментов, с которыми на рынке ценных бумаг работает кредитное учреждение.
Безусловно, создание новых банковских продуктов на рынке ценных бумаг (фондовом рынке) обусловлено потребностями рынка. Об этом наглядно свидетельствует исторический опыт. Так, в 1752 году появление чеков, как новых банковских продуктов ознаменовало собой появление запрета британского правительства выдавать кредитным
организациям банкноты, оплачиваемые по предъявление в кассе. Однако ликвидировать различные толкования и обращение чеков удалось, только после принятия в 1931 году Женевской чековой конвенции, приложением к которой является Единообразный чековый закон.
Внедрение в конце прошлого века в банковскую практику операций с производными ценными бумагами и современный финансовый кризис, вызванный недостаточной степенью регулирования обращения данных ценных бумаг, поставил вопрос о более четком регулировании обеспечивающим «прозрачность» данных инструментов фондового рынка.
Таким образом, как и более двухсот лет назад причиной создания новых инструментов на рынке ценных бумаг, например, производных финансовых инструментов, стало с одной стороны удовлетворение спроса со стороны клиентов банка, с другой стороны выведение вновь созданных финансовых инструментов из под жесткого регулирования со стороны регулирующих органов. В результате вновь создаваемые продукты на рынке ценных бумаг становятся инструментами для обхода существующих регламентаций в отношении традиционных продуктов на рынке ценных бумаг. Соответственно риски по новым инструментам, обращающимся на рынке ценных бумаг, будут значительно выше, по сравнению с традиционными инструментами рынка ценных бумаг.
Однако в современных условиях следствием создания банками новых финансовых продуктов, явилось и изменение банками своего бизнес-поведения, когда вместо традиционной модели «купить и держать» (buy-and-hold) они переориентировались в пользу модели «создать и распределить» (originate-and-distribute). В результате банки становятся «чистыми посредниками», в прямом смысле слова не заботящимися о качестве кредитных активов. Таким образом секьюритизация активов в виде «Mortgage-backed securities» сняла с банков ответственность за их «финансовое поведение».
Необходимо отметить, что регулирующие органы прекрасно осознавали это. На годовом собрании Ассоциации американских банкиров (АВА) в 1996 году глава ФРС Алан Гринспэн сказал: «Вам покажется странным, что на собрании, посвященном увеличению акционерной стоимости, первое
слово предоставляется представителю регулирующего органа. Надеюсь, что к полудню я смогу убедить вас: мы, «блюстители закона», заботимся о том же, о чем и вы, - всем нам нужна сильная и эффективная банковская система. Именно такая система складывается, когда банкиры знают, как идти на риск прибыли, и как управлять этим риском. Сегодня нам важно получить ответ на вопрос: что следует делать регуляторам, чтобы ограничить риск, который готовы принять банки ради выполнения своих корпоративных задач?» [3, с.300]. Однако только после кризиса возникшего через 11 лет, они более жестко приступили к изменению законодательства регулирующие обращение производных финансовых инструментов.
В результате мы отмечаем следующую тенденцию, регулирующие органы любой страны стремятся обеспечить финансовую устойчивость банковской системы в целом, а не укреплять конкурентные позиции отдельно взятой кредитной организации.
Таким образом, возникает следующее противоречие. С одной стороны устойчивость банковской системы направлена на унификацию банковских правил и все большее регулирование, с другой стороны банки стремясь удовлетворить запросы клиентов, увеличивая тем самым уровень риска осуществляемых операций. Соответственно именно соотношение доходность/риск будет выступать, вторым главным критерием при выборе банковской стратегии на рынке ценных бумаг.
При изучении научной литературы посвященных исследованиям стратегии банка мы пришли к выводу, что необходимо осветить деятельность банков функционирующих на основе исламских принципов (исламский банкинг), несмотря на то, что совокупный капитал исламских финансовых учреждений составляет пока только 1% от всех банковских активов мира. Исламский банкинг, продемонстрировал в современных условиях неожиданную устойчивость и жизнеспособность, особенно заметную на фоне мирового финансовоэкономического кризиса.
Стратегия как целостная концепция деятельности на рынке ценных бумаг состоит из четырех тесно взаимосвязанных элементов:
- обоснование стратегии — теоретическое представление о том, что является источником получения дохода для инвестора,
реализующего стратегию;
- принцип, лежащий в основе выбора ценной бумаги для инвестиционной операции (например, выбираются только бумаги эмитентов определенной отрасли; только бумаги эмитентов с определенными показателями финансовой отчетности; только бумаги эмитентов, находящихся в специфических условиях, скажем, банкротство или реструктуризация; только бумаги эмитентов, цены на которые демонстрируют определенную фигуру технического анализа, и т. п.);
- методология отбора и анализа данных, имеющих отношение к принятию инвестиционного решения;
- технология осуществления инвестиционной операции с выбранными ценными бумагами (ценной бумагой), на основании полученной в ходе анализа данных информации. В этот элемент также входит представление о структуре типичной позиции, выстроенной в рамках стратегии: виды ценных бумаг, направления позиций (длинная -короткая), сроки истечения для деривативов, объемы и цены открытия - закрытия позиции, ценовые уровни на которых планируется фиксировать позицию, и т.п.
Следовательно, ограничения, которые берут на себя при выборе инвестиций исламские банки, накладывают определенные рамки на эти элементы. Так, по законам шариата запрещается финансировать торговые операции, связанные с определенными товарами: табаком, алкоголем, оружием, а также с распространением порнографии, развитием азартных игр и т.д. А кроме этого осуществлять сделки с производными финансовыми инструментами. Таким образом, у исламских банков значительно сужается возможность сделок с рядом продуктов, что полностью исключает возможность минимизации рисков с помощью финансовых инструментов. Логично было предположить, что именно данная категория банков будет наиболее пострадавшей в результате финансовых кризисов.
В американской и европейской практике инвестиций существует понятие «социально ответственные инвестиции» (СОИ), которые чем-то напоминают принципы исламских банков. Данные инвестиции стремятся получить не только положительный финансовый результат, но и принести определенную пользу обществу, социальному развитию. Отправной точкой создания принято
считать в США в 1971 году первого этического фонда PAX World Fund, который не осуществлял инвестиции в компании по производству оружия или компании, получающие доход за счет Вьетнамской войны. В 80-90е года прошлого столетия появилось большое количество таких фондов. В 2000 году в ряде стран (Великобритания, Франция, Австралия, Бельгия, Германия, США) были приняты изменения в пенсионном законодательстве регламентирующие, обязанность пенсионных фондов раскрывать степень своего участия в социально ответственных инвестициях. Выделяют три направления затрагивающих интересы общества в целом: социальное, экологическое и этическое направление. Стоимость чистых активов составляет 22,5 млрд. долларов США. Доходность несколько ниже, чем по альтернативным фондам. Однако чем больше период инвестиций, тем ближе доходность социально ответственных инвестиций к среднерыночной стоимости. Таким образом, мы видим, что предложение своим клиентам продуктов, отвечающих понятию «социально ответственных инвестиций» традиционными банками, нацелено в первую очередь на удовлетворение этических потребностей клиентов.
Ученые исследующие [4] исламские финансовые институты выделяют следующие отличия:
Разделение риска. Из-за запрета взимания процента, те, кто предлагает денежные средства в долг, становятся инвесторами, а не кредиторами. Собственник финансового капитала и предприниматель разделяют риски для того, чтобы разделить выгоды.
Деньги как «потенциальный» капитал. Деньги рассматриваются, как «потенциальный» капитал, то есть они становятся реальным капиталом лишь тогда, когда вкладываются в производственную деятельность.
Запрет спекулятивного поведения -«мейсир». В исламской финансовой системе накопление денег не одобряется, а также запрещается деятельность, характеризующаяся большой неопределенностью (например, азартные игры). В связи с существованием «мейсира» в исламской финансовой системе крайне затруднено распространение производных финансовых инструментов, операций которым присущ значительный риск.
Ненарушаемость договоров. Ислам проповедует исполнение договорных обязательств как важ-
нейшую обязанность сторон сделки. Такие требования направлены на снижение рисков, связанных с асимметрией информации и моральным риском. Кроме того, ислам осуждает получение односторонних преимуществ более информированной стороной договора. В связи с этим налагается запрет на гарар - намеренный риск, выходящий за рамки неизбежной случайности. Вообще, под понятие «гарар» попадает любая спекулятивная операция.
Другие исследователи отмечают, что исламский банк отличается от обычного банка только по двум направлениям: этическим соображениям и банковскими продуктами, причем второе вытекает из первого. В остальном эти две банковские системы во многом идентичны [5].
Профессиональные мусульманские финансисты испытывают скептицизм в отношении исламских банков. Так, например, по словам председателя Совета директоров кувейтского «Бурган Бэнк» Абдельазиза ан-Набхана, исламские банки по преимуществу всего лишь «перелицовывают» западные финансовые продукты, однако отказываясь признать товарную природу денег и наличие у них стоимости, исламские банки обречены бесконечно «изобретать велосипед» [6, с. 12].
Изучив критерии отличия исламских банков от традиционных, можно прийти к выводу, что основным отличием, будет являться принцип разделения прибыли и рисков (собственник финансового капитала и предприниматель разделяют риски для того, чтобы разделить выгоды). Тем не менее, безусловно, исламский банкинг в условиях глобализации поставлен в жесткие условия конкуренции, как между исламскими банками, так и другими финансовыми институтами.
Однако мы склонны считать, что на выбор стратегии традиционных банков на рынке ценных бумаг оказывает влияние на вовлечение финансовых институтов во все более рискованные операции одновременно с гарантиями государства на вклады населения, размещаемые в банках.
Таким образом, государство увеличивает асимметричность информации между банком и его клиентами. Появляется двойной эффект асимметричности информации, как в виде риска неблагоприятного выбора клиента (adverse selection), так и морального риска (moral hazard).
Однако для ликвидации асимметричности ин-
формации, которая лишь увеличивается путем увеличения суммы системы страхования вкладов необходимо осуществить следующее:
1. Необходимо отказаться от гарантии сохранности денежных средств по тем финансовым инструментам, которые подразумевают в своей основе осознание инвестором риска инвестиций в данные финансовые инструменты.
Литература
1. Алиев С.А. Бадалов Л.М. Некоторые особенности стратегического планирования развития корпорации // Экономические стратегии. - 2007. - № 2. - С. 190—197
2. Готвань О.Дж. Методология и опыт прогнозирования российской денежно-банковской системы. - М.: Изд-во «МАКС Пресс», 2009. - 360 с.
3. Синки Джозеф мл. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и индустрии финансовых услуг. - М.: Изд-во «Альпина Бизнес Букс», 2007. — 1018 с.
4. Трунин П.В., Каменских М.В., Муфтяхетдинова М.Р. Исламская финансовая система: современное состояние и перспективы развития. — М.: ИЭПП, 2009. - 84 с.
5. Вкратце об Исламской Банковской Системе. URL: http://islamic-finance.ru/load/2-l-0-8/ (дата обращения: 26.08.2010)
6. Ильгар Багаров. Ислам и экономика: почему мусульманские страны безнадежно отстают от западных? // Consulting «^Business. - 2005. № 2. - С. 10-13
2. Система страхования банковских депозитов населения должна отражать риски, которые берут на себя финансовые институты при осуществлении активных операций. Следовательно, чем выше риски, которые кредитная организация берет на себя при осуществлении операций на фондовом рынке, тем выше и перечисления в систему обязательного страхования вкладов.