Научная статья на тему 'Интеграция с исламским банкингом - объективно необходимый и перспективный макроэкономический модуль инновационного реформирования России'

Интеграция с исламским банкингом - объективно необходимый и перспективный макроэкономический модуль инновационного реформирования России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
474
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ / "СВОБОДНЫЕ" АРАБСКИЕ НЕФТЕДОЛЛАРЫ / ЗАПРЕТ ПРОЦЕНТА / ИНВЕСТИЦИОННО-СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акинин П.В., Антошкиева Т.М.

В статье обосновывается целесообразность широкомасштабного привлечения арабских нефтедолларов в инновационные проекты России через исламский банкинг. Систематизируется его продуктовая линейка в соответствии с аналогами традиционных банков. Выявлены проблемы, препятствующие развитию данного макроэкономического модуля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция с исламским банкингом - объективно необходимый и перспективный макроэкономический модуль инновационного реформирования России»

Банковская деятельность

Удк 339.732

ИНТЕГРАЦИЯ С ИСЛАМСКИМ БАНКИНГОМ -ОБЪЕКТИВНО НЕОБХОДИМЫЙ И ПЕРСПЕКТИВНЫЙ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ ИННОВАЦИОННОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИИ

П. В. АКИНИН, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов E-mail: akinin_pv@mail. ru

Т. М. АНТОШКИЕВА, аспирант кафедры финансов E-mail: studentka_stavsu@mail. ru Северо-Кавказский федеральный университет

В статье обосновывается целесообразность широкомасштабного привлечения арабских не -фтедолларов в инновационные проекты России через исламский банкинг. Систематизируется его продуктовая линейка в соответствии с аналогами традиционных банков. Выявлены проблемы, препятствующие развитию данного макроэкономического модуля.

Ключевые слова: исламский банкинг, «свободные» арабские нефтедоллары, запрет процента, инвестиционно-сберегательные компании.

В последнее десятилетие понятие «исламский банк» прочно закрепилось в лексиконе финансистов во многих развитых странах. Этот финансовый институт, функционирующий в мусульманских странах, постепенно начинает играть все большую роль в традиционных финансовых системах. Причем в таких странах, как Великобритания и США, где число граждан, исповедующих ислам и отказывающихся пользоваться услугами традиционных банков, выросло многократно, игнорировать исламские институты более не представляется возможным [9].

Основной причиной столь бурного развития исламского банкинга стал значительный приток нефтедолларов в мусульманские страны, который обеспечивает большое количество временно свободной ликвидности, не перенаправленной на финансирование инвестиционных проектов внутри этих стран, а также интенсивное развитие финансовой инфраструктуры за счет создания финансовых центров в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах и Малайзии. Подобные гиперликвидность и рост качества финансовой инфраструктуры в этих странах стимулируют инвестиции свободных ресурсов в проекты за рубежом, что усиливается также кризисом ликвидности в Европе и США [10].

Однако, несмотря на растущий интерес к исламскому банкингу, он все еще находится на ранней стадии своего развития. Выход на рынки сопряжен с все возрастающей конкуренцией со стороны традиционных банков, начавших предлагать продукты исламского банкинга (за счет открытия «исламских окон»), трансформацией традиционных банков в исламские и появлением новых игроков на рынке.

Целью статьи является описание основных принципов функционирования исламской банков-

ской системы, а также возможность применения и распространения исламского банкинга в России, в частности на Северном Кавказе.

Для того чтобы иметь более ясное представление об исламском банкинге, необходим краткий экскурс в историю.

Возникновение исламской экономической мысли связывают с именами Аль-Газали (рубеж Х1—Х11 вв.), Ибн Таймийи и Ибн Кайима Джа-узия (рубеж ХШ-Х1У вв.), Ибн Халдуна (рубеж Х1У—ХУ вв.). Эти ученые не были экономистами, а потому экономика затрагивалась в их сочинениях лишь в связи с богословскими и юридическими вопросами. В теории Аль-Газали экономическая деятельность рассматривалась как угодная Богу, как часть исполнения религиозного долга. В работах Ибн Халдуна и его учеников была разработана теория о циклах культурного и экономического подъема и упадка государств Ближнего Востока, построенная на принципах политэкономии.

Одной из наиболее серьезных для мусульман проблем в экономической деятельности стал запрет на ростовщичество, который запрещает, таким образом, и банковское дело в его традиционном -европейском - варианте. Тем не менее в халифате Аббасидов, а позже и в Османской империи раздача денег под процент процветала. Был разработан целый комплекс способов обойти запрет, а в XIX в. шейх Мухаммад Абду издал фетву — решение духовного лица, — согласно которой проценты (риба) по банковским вкладам выводились из-под понятия «ростовщичество».

В отношении права собственности на ресурсы на самых ранних стадиях исламской цивилизации (У11—1Х вв.) сформировались четыре правовые школы (мазхаба):

— ханафитский мазхаб — право пользования ресурсами входит в право на землю;

— шафиитский мазхаб — видимые ресурсы (находящиеся на поверхности земли) находятся в общественном пользовании, требующие разработки — в пользовании собственника;

— ханбаллитский мазхаб — видимые ресурсы принадлежат умме (община, совокупность верующих), скрытые — нашедшему и обрабатывающему;

— маликитский мазхаб — все природные ресурсы принадлежат умме.

Эти правовые школы и в настоящий момент определяют законодательную базу исламских государств.

Поэтому часть концепций исламской экономики считает частную собственность мусульманина — условной, другая — напротив, нерушимой.

Начало нового этапа в развитии исламской экономической мысли условно датируют серединой XX в. (1940—1960-е гг.). В 1963 г. в Египте был открыт первый исламский банк Mit-Ghamr Bank, работавший на основе беспроцентного финансирования, но уже в 1967 г. он был закрыт в рамках борьбы с радикальными исламскими организациями. В том же 1963 г. в Малайзии была учреждена «Сберегательная корпорация для мусульманских паломников», а в 1965 г. в Пакистане была основана «Кооперативная инвестиционная и финансовая корпорация», но и эти организации просуществовали недолго.

В 1970—1980-е гг. к идее исламской экономики вернулись снова: попытки реализовать разрешенные Кораном модели делались в Иране, Пакистане, Судане. В Пакистане был закреплен запрет ростовщичества в финансово-кредитной сфере на государственном уровне, в Малайзии же были приняты специальные законы, регулирующие деятельность исламских институтов: закон об исламском банковском деле 1983 г. и закон о такафуле 1984 г., однако сохранились и традиционные структуры.

Новый этап в создании исламской экономики начинается с 1975 г., когда были созданы первый межправительственный Исламский банк развития в Саудовской Аравии и первый коммерческий банк Dubai Islamic Bank. В 1978 г. в Люксембурге был открыт Islamic Banking System, ныне Islamic Finance House — первый исламский банк в Европе.

К 2003 г. многие крупные европейские и американские банки (Abn Amro, SociMffi Gйnйrale, Ing Bank N. V., Jpmorgan и др.) создали отделения, работающие на принципах исламской экономики. Для кодификации правил исламской экономики были созданы организация по бухгалтерии и аудиту для исламских финансовых институтов и совет по исламским финансовым услугам [7].

В настоящий момент в мире насчитывается более 300 исламских банков, суммарный объем активов которых, согласно прогнозам, к 2013 г. превысит 1 трлн долл. США. По оценке «Ситибэнк», темпы роста исламского банковского сектора составляют от 10 до 15 % в год, что свидетельствует о его динамичности [6].

Исламские институты оказывают доминирующее влияние на различные сферы общественной жизни, регламентируя не только вопросы культа

и поведения в быту, но также экономические, политические и иные отношения в обществе. Посредством основополагающих источников ислама и мусульманского права (шариата) - Корана и сун Пророка — установлены нормы, которые должен соблюдать каждый правоверный мусульманин. Ключевым звеном социально-экономической «исламской доктрины» является запрещение процента (рибы). Это самое значительное из предписаний Корана представляет собой основу деятельности исламских банков. Кроме этого, существует запрет гарара, т. е. чрезмерной неопределенности в сделке; запрет майсира, т. е. получения дохода, возникшего из случайного стечения обстоятельств; запрет бизнеса, связанного с торговлей вещами, которые ислам определяет как нечистые (свининой, алкоголем, наркотиками и т. п.) Еще одна особенность исламских банков состоит в том, что банк участвует как в прибылях, так и в убытках клиента. Его деятельность регулируется многочисленными религиозными запретами (харам). Вознаграждение исламского банка или вкладчика является результатом предпринимательской прибыли, а не гарантированным с самого начала и фиксированным по абсолютной величине ссудным процентом - он полностью выведен исламом из экономического оборота. При этом исламская банковская деятельность становится полностью инвестиционной. Таким образом, исламский банк — это не совсем банк в традиционном понимании функций этого института. В отличие от традиционных коммерческих банков исламские банки действуют скорее как инвестиционно-сберегательные компании, нежели как кредитные организации.

Спектр банковских продуктов, предлагаемых исламскими банками, также отличается от продуктов традиционных банков. Однако, используя имеющиеся источники, можно привести классификацию исламских банковских продуктов в соответствии с их традиционными аналогами (см. таблицу).

Следует отметить, что традиционные банковские операции не представлены в исламском банкинге в чистом виде, что связано со спецификой исламского банковского дела, нормы которого определены шариатом.

Рассмотрим исламские банковские продукты более детально.

Кард-аль-хасан. Данный контракт фактически представляет собой беспроцентную ссуду. Банк в случае заключения контракта кард-аль-хасан предо-

Классификация исламских банковских продуктов

Банковская операция, услуга Исламский банковский продукт

Кредитные операции Кифала, таварук, бай иннах, кард-аль-Хасан

Лизинговые операции Иджара, иджара ва иктина (иджара тумма аль бай)

Операции с ценными бумагами Истисна

Доверительное финансирование Мудараба, музара

Депозитные операции Аль-Вадиа

Расчетные операции Амана

Торговое финансирование Мурабаха, мусавама, бай муаджал

Страхование Такафул

Инвестиционные операции Мушарака, мусакат

Эмиссионные операции Сукук, мукарада

Агентские услуги (представительство) Викала

ставляет клиенту определенную сумму денег, которую тот обязуется вернуть по истечении заданного срока. Возвращая основной долг, клиент может выплатить банку (исключительно по своему желанию) определенную сумму в виде добровольных премиальных - хиба, чтобы покрыть административные затраты. Сам банк никогда не требует премиальных и в договоре их выплата не предполагается. Однако в качестве гарантии того, что долг будет возвращен, банк может потребовать залог.

Кифала. Контракты кифала аналогичны предоставлению кредита под поручительство в традиционной банковской системе, и на основе этих контрактов могут создаваться фонды взаимного кредитования. При заключении контракта кифала выплата долга в случае, если заемщик не смог выполнить своих обязательств, гарантируется третьей стороной.

Таварук. При использовании данного контракта фактически осуществляется предоставление кредита. Например, если клиент банка хочет занять определенную сумму, банк может купить товар на эту сумму, а затем продать потребителю с наценкой за оказанные услуги, играющей роль процента по кредиту. В контракте оговаривается, каким образом (по частям или единовременно) и в какие сроки денежная сумма будет выплачена клиентом.

Затем банк от лица клиента перепродает товар, причем деньги банк получает в тот же момент, что позволяет клиенту получить ликвидные средства. Стоит отметить, что физическая поставка товара

покупателю может вообще не осуществляться.

Данный продукт широко используется при операциях с кредитными картами и предоставлении кредитов частным лицам. Поскольку данный тип финансирования легко может заменить выдачу кредита, он позволяет обычным банкам делать заявления об «исламизации» всех своих операций.

Бай иннах. Данный контракт, как и таварук, используется для предоставления денежных средств клиентам банка и аналогичен кредитованию в традиционном банкинге. В отличие от механизма таварук при заключении контракта бай иннах задействовано только две стороны: банк и его клиент [9].

Аль вадиа — сберегательный вклад, который не является срочным, а возврат основной части вклада гарантирован банком. Средства, привлеченные через сберегательные вклады, банки чаще вкладывают в низкорисковые операции, как правило, в финансирование торговых сделок (для некоторых контрактов возможно согласование направлений инвестирования средств с банком).

Мушарака - партнерство. Этот продукт предусматривает подписание банком и клиентом соглашения о партнерстве, где стороны совместно финансируют проект. При этом заключается особый договор, согласно которому банк отчисляет клиенту часть прибыли, полученной в результате его предпринимательской деятельности, а оставшаяся часть делится между ним и банком в соответствии с их долями финансирования. Потери подлежат распределению пропорционально участию сторон в финансировании проекта. Преимущество продукта в том, что он включает гибкие соглашения, где особенности партнерства, доли при распределении прибылей и формы управления могут быть заранее согласованы сторонами.

Мусакат — аналог контрактов мушарака для сельскохозяйственных проектов. Традиционно подобные контракты заключались между владельцем земельного участка и рабочим, который занимается поливкой и уходом за деревьями. Контракт длится до того времени, когда урожай созреет. Рабочий имеет право взять себе заранее оговоренную часть урожая.

Иджара - лизинг. Банк продает право пользования своей собственностью и доходами от нее и без причинения ей ущерба (манифа) своему клиенту.

Иджара тумма аль бай - аренда с правом выкупа. Этот продукт очень близок к иджаре. Но к концу арендного срока клиент обязуется выкупить

имущество по согласованной с банком цене, куда включена и арендная плата.

Существенное отличие иджары от традиционного лизинга состоит в порядке оформления отношений сторон и решении вопроса о взимании пени: лизингодатель не вправе в случае просрочки требовать от лизингополучателя дополнительного платежа сверх установленной суммы взноса (в традиционном лизинге пеня начисляется по формуле «столько-то процентов от суммы за каждый день» и представляет собой вариацию рибы [1].

Амана. Этот термин переводится с арабского как «доверие». Амана подразумевает отсутствие ответственности финансового посредника в случае потерь, если его обязательства были выполнены должным образом. В рамках контракта аманта одна сторона может получить право взять на сохранение имущество другой стороны. В традиционной банковской системе амане соответствуют текущие счета или счета до востребования.

Сукук. Поскольку запрет ставки процента не дает исламским финансовым организациям возможности выпускать ценные бумаги в таком виде, как на Западе, в исламском банкинге был создан специальный вид облигаций - сукук, доходность которых связана с отдачей от реальных активов. Выпуск облигаций сукук происходит аналогично стандартному процессу секьюритизации, при котором разрабатывается механизм, позволяющий приобрести активы и создать возможность сформировать финансовые обязательства по отношению к ним. Такие финансовые обязательства представляют собой владение с возможностью получения прибыли в течение определенного периода времени, когда риск и доходность ценных бумаг, зависящие от связанных с ними активов, перекладываются на держателей ценных бумаг (инвесторов) [9].

Мукарада (сукук аль мукарада). Под мукара-дой понимается выпуск исламских облигаций для финансирования конкретных проектов. Держатели данных облигаций, подобно владельцам неголосую-щих акций, получают право на участие в прибыли от реализации проекта, но при этом принимают на себя часть убытков. Банк не может гарантировать выплаты основной суммы долга или прибыли.

Истисна - фьючерсы, соглашения на срок. Банковский продукт, специально созданный для финансирования значительных и продолжительных проектов, обеспечивающих условия жизнедеятельности общества. Одна из особенностей этого вида

финансирования - составление детального графика выполнения работ (срок выполнения, сумма, качество и т. д.) и неукоснительное его соблюдение в ходе производства. Стороны могут договориться между собой о сроках выплат и об оплате после завершения работ, но сумма должна остаться неизменной (установленной на день заключения соглашения).

Мурабаха - перепродажа с торговой наценкой. Сопровождается договором купли-продажи товаров между банком и его клиентом по согласованной цене, включающей прибыль от реализации товара. Банк покупает товар (сырье, комплектующие детали и пр.) от имени клиента, а затем перепродает ему же, но по завышенной стоимости. Стороны заранее согласовывают разницу, которая является вознаграждением банка. Клиент выплачивает требуемую сумму, как правило, постепенно - в виде частичных платежей.

Мусавама. Данный продукт аналогичен продукту мурабаха (торговое финансирование). При этом мусавама отличается от операции мурабаха лишь тем, что в случае заключения данного контракта покупатель и продавец договариваются о цене, не рассматривая издержки, которые несет продавец. Это может быть удобно в том случае, когда точно определить издержки продавца затруднительно.

Бай муаджал. Данный контракт представляет собой торговую сделку с отсроченным платежом. Он аналогичен контракту мурабаха, но отличается от него тем, что в нем применяются выплаты, отложенные во времени (отсроченные платежи) [9].

Викала может быть использована для того, чтобы дать возможность одной стороне (агенту) представлять интересы другой в качестве доверенного лица. При заключении контракта викала агент получает фиксированную плату, а не участвует в прибылях и убытках, как при заключении контракта мудараба. То есть это аналог представительства в традиционной финансовой системе.

Мудараба - участие в прибылях и убытках. Банк - владелец денежных средств, доверяет предпринимателю с возможностями, опытом и репутацией (мударибу) свои средства для их эффективного использования. Доход от денег, запущенных в оборот, распределяется между банком и мударибом в соответствии с ранее заключенным соглашением о долях. Убытки несет обладатель средств - банк, а мудариб в таком случае не получает вознаграждения за свою деятельность и усилия. В повседневное управление проектом банк не вмешивается.

Музараа. Данный контракт представляет собой аналог мударабы, используемый в аграрном секторе.

Такафул. Контракт такафул представляет собой вид исламского страхования. Заметим, что ислам запрещает страхование, поскольку при заключении страхового контракта покупатель платит периодические взносы в обмен на то, чтобы получить компенсацию при возникновении ущерба. Однако его возникновение носит вероятностный характер, т. е. страховщик может получить страховую премию без осуществления выплат страхователю, а это запрещено шариатом.

Однако контракт такафул позволяет исключить присутствие запрещенных исламом элементов (риба, гарар, мейсир), поскольку он основан на принципах взаимной ответственности. Участники фонда осуществляют денежные взносы, часть которых направляется в специальный фонд, предназначенный для того, чтобы возместить убытки при наступлении страхового случая. Пропорции, в которых разделяются денежные средства, определяются страховой компанией. Другая часть направляется на инвестиции, организованные по принципу разделения прибылей и убытков, в целях получения прибыли [9].

Таким образом, исламские банки предоставляют достаточно широкий спектр банковских услуг. Рассмотрение продуктов исламских банков показало, что особенности большинства исламских финансовых контрактов являются не экономическими, а обусловленными необходимостью их соответствия исламу. По всей видимости, практически любой исламский финансовый инструмент имеет традиционный аналог, реализация которого является более простой и связана с меньшими транзакционными издержками.

Исламские банки функционируют не только в мусульманских странах, но и в Европе и США и обслуживают как мусульман, так и клиентов, не исповедующих ислам. В Иране, Пакистане и Судане банковская система, функционирующая на беспроцентной основе, внедрена на государственном уровне. В остальных мусульманских странах исламские банки оперируют наравне с традиционными банками. В таких странах, как Малайзия, Египет и Саудовская Аравия, традиционным банкам разрешено предоставлять банковские услуги, основанные на исламских принципах. Клиентская база исламских финансовых институтов расширя-

ется, а Западные банки, пытаясь сохранить свою клиентуру, вынуждены открывать отделы, функционирующие по исламской системе. Одновременно проявляется определенная тенденция к сближению с капиталом Западного происхождения. Так, Международная инвестиционная группа инициировала проект в виде созданного лизингового фонда на базе исламских капиталов для финансирования инвестиций американских компаний. Некоторые ведущие западные банки («АБН Амро», «Сосьете Женераль», «Ай Эн Джи», «Джей. Пи. Морган», «Чейз Манхэттен») достаточно давно имеют в своей структуре подразделения («окна»), которые оказывают исламские банковские услуги. В июле 2003 г. в Великобритании два международных банка (HSBC и United National Bank) начали предлагать своим клиентам исламские банковские продукты по ипотечному кредитованию. А американский банк «Ситибэнк» довольно длительное время сотрудничает с исламскими банковскими структурами, вложив около 1 млрд долл. в специализированные исламские фонды [8].

Являясь одним из крупнейших поставщиков капитала на мировые рынки, исламский мир не может не представлять интереса для России (в свете поиска инвестиционных ресурсов). Активный интерес к исламским финансовым инструментам проявляют также мусульмане России. Именно эти 20 млн людей, исповедующие ислам, представляют собой потенциальную клиентуру исламских банков [4].

В настоящий момент лидером исламского банкинга в Европе является Великобритания. 22 английских банка уже предлагают финансовые продукты, соответствующие законам шариата. Совокупные активы исламских фондов, управляемых в Великобритании, составляют 300 млн долл. На LSE даже торгуются специальные облигации (сукук). В настоящий момент рынок исламских финансов оценивается в 1 трлн долл.

Перспективы развития исламских банков в условиях российской экономической системы представляются менее оптимистичными. Многие потенциальные партнеры в странах ислама испытывают трудности при ведении бизнеса с российской стороной, в связи с отсутствием необходимой информации о рынке, в связи с быстро меняющимся экономическом климатом и нехваткой партнеров, осведомленных о мусульманских рынках. Единственным исламским банком на территории России был Международный коммерческий банк «Бадр-

Форте Банк» (ЗАО). Этот банк был зарегистрирован 11.09.1991 первоначально в форме акционерного общества закрытого типа как «Межрегиональный акционерный коммерческий банк «Форте-банк». 28.06.2000 он был перерегистрирован в «Международный коммерческий банк «Бадр-Форте Банк» (ЗАО). 01.112001 он получил генеральную лицензию, а 19.04.2006 - валютную лицензию Банка России (вклады юридических лиц). В марте 2006 г. по инициативе банка был создан специальный комитет с участием представителей Банка России, Минфина России и парламента страны для изучения возможности внесения в законодательство поправок, которые признавали бы особенности исламского банкинга.

Однако, просуществовав на российском банковском рынке более 15 лет, банк прекратил свое существование. Приказом от 04.12.2006 №ОД-658 Банк России отозвал у Бадр-Форте Банка лицензию на осуществление банковских операций [2]. По данным Банка России, Бадр-Форте Банк допускал грубые нарушения законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов, в том числе в части порядка и сроков направления в Росфинмониторинг сообщений об операциях, подлежащих обязательному контролю. Банк не соблюдал обязательных нормативов ликвидности, порядка формирования резервов по ссудам, а также не выполнял предписаний Банка России [5].

Исламский банкинг для России - понятие новое, однако уже в скором времени услуги, предоставляемые исламскими банками, могут быть востребованы российскими мусульманами. Северный Кавказ в настоящее время является достаточно перспективной площадкой для развития исламского банковского дела. Это объясняется наличием достаточного спроса на исламские банковские продукты в связи с тем, что значительная часть населения региона являются мусульманами (также регион имеет огромный потенциал для инвестиций). Приоритетными направлениями инвестиционных вложений могут стать инвестиции в строительство и туризм. Развитие исламского банкинга на Северном Кавказе обосновывается необходимостью создания привлекательных условий вложений для инвесторов из исламских государств. Первые шаги на пути развития исламского банковского дела на Северном Кавказе уже сделаны. В Республике Дагестан, к примеру, банк «Экспресс» выпускает пластиковые карты, соответствующие канонам ис-

лама. Также банк предоставляет такие банковские услуги, как банковские ячейки, в которых можно просто хранить документы, деньги, драгоценности, вложение средств в золотые и серебряные монеты, денежные переводы в любой город и страну, а также банковские карты [10].

Также возможности создания исламских банков в регионе рассматривает и Чеченская Республика. Исламские принципы экономики, включающие, в частности, такие направления, как исламский банкинг и исламское страхование, вопросы социальной ориентированности исламского банкинга заслуживают более тщательного изучения и применения на практике в России в целом и в Чеченской Республике в частности. Некоторые механизмы, используемые в исламском банковском деле, равно как и реализация принципов исламского страхования, могут найти применение на территории Чеченской Республики в рамках действующего законодательства. Также в этой республике было принято решение о создаии рабочей группы для изучения возможностей применения исламских принципов финансирования [3].

Исламские финансовые институты получили достаточно широкое распространение в мире как вследствие роста спроса, так и в результате накопления некоторыми мусульманскими странами значительных финансовых ресурсов. Очевидно, что существующие тенденции в развитии исламских банков сохранятся, так как страны - экспортеры нефти продолжают получать значительные доходы, финансовые рынки исламских государств продолжают развиваться, а западные компании конкурируют за привлечение иностранных инвесторов. Все это создает предпосылки для тщательного изучения особенностей функционирования исламских банков и их выхода на традиционные финансовые рынки.

Рассмотрение принципов работы исламских финансовых организаций показало, что особенности большинства исламских финансовых контрактов являются не экономическими, а обусловленными необходимостью их соответствия исламу. По всей видимости, практически любой исламский финансовый инструмент имеет традиционный аналог, реализация которого является более простой и связана с меньшими транзакционными издержками. В последние годы были созданы международные финансовые организации, предназначенные для оказания поддержки правительствам в решении вопросов, связанных с деятельностью исламских банков, а также для выработки стандартов и публи-

кации лучшей практики применения тех или иных исламских финансовых инструментов. Взаимодействие с данными организациями может помочь органам государственной власти проводить адекватную политику, направленную на интеграцию исламских финансовых институтов в экономику стран с традиционными финансовыми системами.

В настоящее время медленное развитие исламских финансовых институтов в России объясняется тремя основными факторами, к которым можно отнести:

1) законодательство;

2) отсутствие специального регулирующего органа;

3) практику применения законодательства о борьбе с терроризмом и о легализации доходов, полученных преступным путем [9].

На этом основании можно сделать вывод о том, что для внедрения, а далее и для успешного функционирования и развития исламского банкинга в России необходимо внести поправки в банковское законодательство страны, так как нынешнее не предусматривает механизма свободного функционирования подобных финансовых организаций на территории Российской Федерации. Также необходимо учредить специальный регулирующий орган, который будет осуществлять контроль за деятельностью исламских банков в соответствии с их спецификой, давать заключение о соответствии различных финансовых продуктов шариату. Что касается применения законодательства о борьбе с терроризмом и о легализации доходов, полученных преступным путем, то отличительной особенностью исламских банков является их «прозрачность», что значительно упрощает контроль за их деятельностью.

Необходимо также отметить, что перед принятием решения о стимулировании развития исламских финансовых институтов в России необходимо тщательно взвесить все последствия данного шага.

Список литературы

1. Болджурова А. С. Метод исламского финансирования Иджара и финансовый лизинг: сравнительный анализ: URL: http://www. takafol. ru.

2. Журнал «Финансы». URL: http://www. finpro. com. ua.

3. Итоги IV Международного миротворческого форума «Ислам - религия мира и созидания». URL: http://www. grozny-inform. ru.

4. Муфтий Равиль Гайнутдин / Портал Credo. Ru / Лента новостей. 15.02.2006. URL: http://www. portal-credo. ru.

5. Некрасов Ю. Банкинг по законам шариата. URL: http://www. bdm. ru.

6. Новиков И. Б. Институциональная среда функционирования мусульманских банков. URL: http://www. idmedina. ru.

7. Особенности и перспективы исламской экономики. URL: http://www. memoid. ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Расулов Я. Исламские банки. URL: http:// www. molites. narod. ru.

9. Трунин П. В., КаменскихМ. В., Муфтяхетди-нова М. Исламская финансовая система: современное состояние и перспективы развития / Институт экономики переходного периода. М., 2008. С. 10-23.

10. URL: http://www. islamic-finance. ru.

Вниманию руководителей и менеджеров высшего и среднего звена, экономистов, финансистов, преподавателей вузов и аспирантов!

Журнал «Финансовая аналитика: проблемы и решения»

ISSN 2073-4484

Выпускается с 2008 года. Включен в перечень ВАК.

Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Журнал реферируется ВИНИТИ РАН.

Формат A4, объем 80-100 с. Периодичность - 4 раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34158 80628 44368

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.