Научная статья на тему 'РИСКИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ'

РИСКИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / ОГРАНИЧЕННАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ПЕРЕОЦЕНКА РЕШЕНИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УСТАЛОСТЬ ОТ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / СОТРУДНИКИ МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Теуважуков Аслан Хасанович, Дауров Алим Ибрагимович

В статье представлен обзор рисков и ограничений процесса принятия решений сотрудниками МВД. Навыком принятия решений необходимо владеть каждому сотруднику в профессиональной деятельности. Сотруднику ежедневно приходится принимать важные оперативные решения. Однако возникают ситуации, когда принятое решение оказывается не правильным. Это заставляет сотрудника усомниться в правильности принимаемых им решений, что может привести к переоценке будущих решений. Автор статьи характеризует риски процесса принятия решений в профессиональной деятельности сотрудников МВД. Это безотносительность к личности сотрудника, глобальность мышления, определение причин, учет потребностей общества, соподчиненность решения и личности, путь к результату, правило 24-х часов. В статье также характеризуются ограничения процесса принятия решений в профессиональной деятельности сотрудников МВД. Это - усталость в принятии решений, ее причины и последствия. Для улучшения процесса принятия решений в правоохранительных органах следует учитывать несколько моментов. Необходимо, учитывая практические возможности офицеров, сводить к минимуму варианты в принятии решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Теуважуков Аслан Хасанович, Дауров Алим Ибрагимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISKS AND LIMITATIONS OF DECISION-MAKING PROCESS IN PROFESSIONAL ACTIVITIES OF EMPLOYEES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article provides an overview of the risks and limitations of the decision-making process by employees of the Ministry of Internal Affairs. Decision-making skills must be mastered by every employee in their professional activities. An employee has to make important operational decisions every day. However, there are situations when the decision is not correct. This causes the employee to doubt the correctness of his decisions, which can lead to a reassessment of future decisions. The author of the article characterizes the risks of the decision-making process in the professional activities of employees of the Ministry of Internal Affairs. This is irrelevance to the personality of the employee, global thinking, determining the causes, taking into account the needs of society, subordination of the decision and the individual, the path to the result, the 24-hour rule. The article also characterizes the limitations of the decision-making process in the professional activities of employees of the Ministry of Internal Affairs. This is decision fatigue, its causes and consequences. To improve the decision-making process in law enforcement, several points should be considered. It is necessary, taking into account the practical possibilities of officers, to minimize options in decision-making.

Текст научной работы на тему «РИСКИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ»

Выделим три основные причины:

- работа с тьютором предполагает индивидуальный формат и индивидуально-ориентированный подход, что необходимо при освоении компетенций будущим концертным исполнителем, составляющих профессиональное мировоззрение;

- учитывая значимость выработки рефлексии как важного механизма координации компонентов мировоззрения, а также значимость самостоятельности в выработке индивидуального «профиля» мировоззрения у студента, тьютор представляется более уместной кандидатурой, чем педагог, поскольку первый не только осуществляет контроль за учебным процессом, но и помогает обучаемому обрести свободу обращения с получаемыми комплексами знаний и умений;

- работа с тьютором обладает большим потенциалом в плане эмоционального вовлечения обучаемого в образовательный процесс нежели групповые занятия лекционного и семинарского типа;

- стратегия выстраивается с учетом индивидуальных интересов обучаемого, и, что особенно важно, обучение предполагает постоянный рефлексивный поиск в эмоциональном содержании будущей профессиональной деятельности, что должно сопровождаться переживанием студентом ярких позитивных эмоций, в том числе, от ощущения возрастания уровня личной свободы в профессиональной деятельности и возбуждения живого интереса от прояснения своей роли, своей функции как компонента мир-системы;

- тьюторство даст возможность избежать деструктивной конкуренции специального курса с учебным процессом в специальном классе. Это обусловлено тем, что тьютор не ставит своей целью опровержение и подтверждение мировоззренческих посылов основного педагога (если таковые вообще имеют место быть). Его задача заключается в том, чтобы отношение студента к этим посылам стало максимально осознанным. Тьютор в большей степени поможет студенту увидеть самого себя в ракурсе музыкальной культуры: отследить свои эмоции и мысли, выявить свои истинные предпочтения. Но в конечном итоге, окончательный выбор парадигмы будет делать сам студент.

Литература:

1. Афонина Р.Н. Фундаментальное значение целостного научного знания в формировании миропонимания современного специалиста // Формирование системного мировоззрения современного человека. Сборник материалов научно-практической конференции. - Алт ГПУ. - 2017. - С. 115-117

2. Корноухов М.Д. Феномен исполнительской интерпретации в музыкально-педагогическом образовании: методологический аспект. Автореферат дис. ... докт. педагог наук. 13.00.08 / Корноухов Михаил Дмитриевич. - М. -2011. - 49 с.

3. Реутова Л.П. Система формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения учителя. Автореферат дис. ... докт. педагог. наук. 13.00.08 / Реутова Людмила Петровна. - Майкоп. - 2006. - 43 с.

4. Рыбин С.Ю. Формирование профессионального мировоззрения студентов музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств: Автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Рыбин Сергей Юрьевич: Москва, 2001. - Режим доступа: http://www.dslib.net/teoria-vospitania/formirovanie-professionalnogo-mirovozzrenija-studentov-muzykalnyh-specializacij.html (Дата обращения: 23.12.2021)

5. Чиркова Н.В. «Тьютор» versus «Учитель»? // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2009. - Выпуск № 2 (80). - С. 38-41.

6. Tutor. Mirriam-Webster Dictionary [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.merriam-webster.com/dictionary/tutor (Дата обращения: 23.06.2021)

Педагогика

УДК 378.046.4

преподаватель Теуважуков Аслан Хасанович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); преподаватель Дауров Алим Ибрагимович Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

РИСКИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье представлен обзор рисков и ограничений процесса принятия решений сотрудниками МВД. Навыком принятия решений необходимо владеть каждому сотруднику в профессиональной деятельности. Сотруднику ежедневно приходится принимать важные оперативные решения. Однако возникают ситуации, когда принятое решение оказывается не правильным. Это заставляет сотрудника усомниться в правильности принимаемых им решений, что может привести к переоценке будущих решений. Автор статьи характеризует риски процесса принятия решений в профессиональной деятельности сотрудников МВД. Это безотносительность к личности сотрудника, глобальность мышления, определение причин, учет потребностей общества, соподчиненность решения и личности, путь к результату, правило 24-х часов. В статье также характеризуются ограничения процесса принятия решений в профессиональной деятельности сотрудников МВД. Это - усталость в принятии решений, ее причины и последствия. Для улучшения процесса принятия решений в правоохранительных органах следует учитывать несколько моментов. Необходимо, учитывая практические возможности офицеров, сводить к минимуму варианты в принятии решений.

Ключевые слова: принятие решений, ограниченная рациональность, переоценка решений, профессиональная деятельность, усталость от принятия решений, сотрудники МВД России.

Annоtation. The article provides an overview of the risks and limitations of the decision-making process by employees of the Ministry of Internal Affairs. Decision-making skills must be mastered by every employee in their professional activities. An employee has to make important operational decisions every day. However, there are situations when the decision is not correct. This causes the employee to doubt the correctness of his decisions, which can lead to a reassessment of future decisions. The author of the article characterizes the risks of the decision-making process in the professional activities of employees of the Ministry of Internal Affairs. This is irrelevance to the personality of the employee, global thinking, determining the causes, taking into account the needs of society, subordination of the decision and the individual, the path to the result, the 24-hour rule. The article also characterizes the limitations of the decision-making process in the professional activities of employees of the Ministry of Internal Affairs. This is

decision fatigue, its causes and consequences. To improve the decision-making process in law enforcement, several points should be considered. It is necessary, taking into account the practical possibilities of officers, to minimize options in decision-making.

Key words: decision-making, bounded rationality, reassessment of decisions, professional activity, decision-making fatigue, employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Введение. Принятие решений в рамках профессиональной деятельности сотрудников МВД является глобальной проблемой. Ежедневно им приходится принимать важные оперативные решения. Они стараются принимать наилучшие решения в зависимости от обстоятельств. Но, как подтверждают исследования ученых (О. Вегварт, К.В. Кацикопулос, Е.Т. Кокли, A.M. Паркер, А. Рубинштейн, С. Фредерик, B. Fischhoff и др.), возникают ситуации, которые заставляют их понимать, что независимо от того, какое решение принято, оно не всегда бывает правильным. Это заставляет сотрудников усомниться в том, что принимаемые ими решения правильны, и это может привести к переоценке будущих решений.

Изложение основного материала статьи. Проведенное нами исследование позволило определить ключевые суждения по эффективному принятию решений сотрудниками МВД: выявить риски и ограничения.

Прежде всего, охарактеризуем риски процесса принятия решений в профессиональной деятельности сотрудников МВД.

Решение не относится к личности сотрудника. Операционные решения принимаются сотрудником без учета личного благополучия. Все участники события рассчитывают на то, что будет приято правильное решение, а не решение, которое принесет пользу конкретной личности. Принятие наилучшего решения, которое принесет пользу всем, является ежедневной целью сотрудника МВД.

Глобальность мышдения. Когда принимаются решения, основанные на части проблемы, это решение никогда не будет самым эффективным. Средства массовой информации и общество судят об эффективности принятого сотрудником решения по небольшому фрагменту записанного на видео события. Для принятия взвешенного решения необходимо получить полное представление о проблеме.

Принятие правильного решения по объективным причинам. Это трудное решение, потому что оно может быть непопулярным. Примите решение, которое, как вы считаете, является правильным, даже если это решение для сотрудника означает дисциплинарное взыскание. Надо быть готовым взять на себя ответственность за принятое решение.

Потребности общества могут диктовать принятия того или иного решения. Сотрудники МВД призваны защищать граждан в пределах вашей юрисдикции. Если есть проблемы сообщества, которые необходимо решить, то тратить сверхурочное время на проблему неэффективно. Примите решения, которые приносят долгосрочные результаты, а не просто повышают имидж сотрудников. Если инциденты происходят в определенное время, и в это же время сотрудники меняют сменами, то необходимо откорректировать часы смены, чтобы обеспечить присутствие полиции. Это является примером учета соображений сообщества при внесении корректировок.

К каждому решению, которое принимается, «привязан» человек. Решения, которые принимаются, касаются конкретного сотрудника. У каждого сотрудника есть своя специфика (семья, место проживания, национальность и т.д.). Решение руководства будет заключаться в том, чтобы учесть, если это возможно, все функции, которые сотрудники должны выполнять.

Не судите результат - судите путь к результату. Ярким примером здесь может быть политическое давление с целью дисциплинировать сотрудника, который справился с ситуацией как мог, но результат оказался не таким, как все ожидали. Трудно гарантировать конкретный результат; можно только гарантировать, что будет результат.

Самое главное - определить процесс, с помощью которого сотрудник достиг результат. Если процесс несовершенен, пересмотрите его и сделайте его более эффективным. Не сотрудники создавали проблему, они просто следовали директиве профессиональной деятельности. Результаты иногда могут быть не очень хорошие. Можно контролировать только то, что можно контролировать, можно подготовиться к любой мыслимой ситуации, но подозреваемый может и изменит ситуацию за считанные секунды, и сотрудник должен реагировать. Наказание сотрудника за безупречный процесс, но не очень красивый результат отрицательно сказывается не только на самом сотруднике, но и на его коллегах по работе и обществе.

Правило 24-х часов И наконец, 24 часа: когда сотрудник расстроен и принимает немедленное решение, это решение наверняка будет неэффективным и, возможно, разрушительным. Нет необходимости ждать 24 часа во всех случаях, а необходимо просто собрать все факты и затем принять решение.

В принятии оперативных решений нет ничего невозможного. Все, что требуется, - это лидерство, которое обеспечивает возможность поступать правильно для всех, включая сотрудников, руководство, членов семей сотрудников и общество.

Далее охарактеризуем ограничения в принятии решений сотрудниками МВД. Это усталость сотрудников МВД в принятии решений.

Усталость от принятия решений - это хорошо изученное научное явление, объясняющее, что человеческому разуму каждый день доступно ограниченное количество энергии для принятия решений.

Каждое решение, которое принимает человек, одинаково обрабатывается мозгом. Сотрудник, анализируя ситуацию, взвешивает варианты и определяет действия, которые с наибольшей вероятностью приведут к благоприятному результату. Такое поведение повторяется в течение дня многократно. И разум сотрудника расходует энергию каждый раз, когда он принимает решение. Когда наступает усталость от принятия решений, сотрудники могут раздражаться, когда их просят сделать это. Это раздражение, может быть, одним из первых признаков того, что энергия сотрудника для принятия решений почти исчерпана; это информация, которая должно предупредить его о том, что он приближаются к усталости от принятия решений. Когда это прогрессирует до состояния умственного истощения, ранее незаметные признаки начинают становиться более очевидными.

Когда наступает усталость от принятия решений, сотрудники, вероятно, будут действовать одним из двух способов.

Одним из возможных последствий усталости является импульсивное поведение. Это связано с тем, что мозг не имеет запасов энергии, чтобы продумать последствия действий человека. Другой потенциальный эффект утомленного ума заключается в том, что человек замыкается в себе и становится неспособным принять решение.

Другим примером является желание остаться в кресле для отдыха (место декомпрессии после работы) в конце трудного

дня.

Вопрос о принятии сотрудниками МВД правильных решений лежит в основе многих горячих дискуссий. Не осознавая этого, правоохранительные органы во многом поддержали эту дискуссию и приняли некоторые разумные решения: сотруднику не надо решать, что надеть или на какой машине ехать; определять время для патрулирования и время перерыва на обед и т.д.

Еще одним из ограничении в принятии решений сотрудниками является то, что чем больше у человека вариантов, тем меньше вероятность того, что он сделает правильный выбор. Однако, увеличение усилий по обучению в этой области повышает вероятность того, что офицеры сделают правильный выбор. Наука по принятию решений объясняет, что, если

предоставить сотрудникам меньшее количество вариантов, то они с большей вероятностью сделают правильный выбор. То есть, факт заключается в том, что решения становятся менее сложными, когда выбор меньше.

Но если наступила усталость от принятия решений, сотрудник МВД, скорее всего, сделает одно из двух: примет неверное решение или не примет никакого решения.

Если офицер принимает неверное решение, это, вероятно, вызвано тем, что сотрудник из-за усталости от принятия решений с меньшей вероятностью полностью обдумал последствия решения. Это может привести к тому, что офицер будет действовать импульсивно или эмоционально, что очень опасно в ситуации применения силы, когда уместность действия может повлиять на безопасность субъекта и офицера. Возможно, это явление может быть одной из причин, по которой некоторые офицеры принимали неверные решения о применении силы в моменты высокого стресса.

Ситуация, когда сотрудник не принял никаких решений. Если сотрудник сталкивается с активным агрессором и находится в состоянии усталости от принятия решений, более вероятно, что он не предпримет никаких действий, что может привести к травме или даже смерти офицера.

При фиксации неконтролируемых элементов усталости сотрудника МВД от принятия решений существует множество способов использования этой информации для улучшения работы правоохранительных органов. Если офицер принимает неправильное решение, возможно, что ситуация вызвана усталостью от принятия решений, а не отсутствием подготовки или преднамеренным безответственным поведением.

Выводы. В профессиональной работе сотрудники МВД принимают важные решения на протяжении всей своей долгой профессиональной деятельности, поэтому участки мозга, отвечающие за эти функции, истощаются. Эта усталость от принятия решений, безусловно, влияет на семью офицера и влияет на то, как офицер ведет себя после работы. Однако важно понимать и исследовать, какое потенциальное влияние это может оказать на сотрудников, пока они еще находятся на службе. Возможно ли, что усталость от принятия решений является фактором, который может поставить под угрозу способность сотрудника принимать правильные решения?

Чтобы улучшить процесс принятия решений в правоохранительных органах, следует учитывать несколько моментов. Необходимо сделать обдуманный вывод, учитывая практические потребности офицеров, а также сводя к минимуму варианты. Важно учесть то, что сотрудник больше подвержен риску усталости от принятия решений в конце своего рабочего дня, чем в начале. Кроме того, важно, чтобы руководители правоохранительных органов осознали возможность того, что факторы, влияющие на деятельность сотрудника вне службы, могут распространяться и влиять на его или ее способность принимать решения на работе. Например, если сотрудник явится за смену после напряженного экзамена в колледже или экзамена по повышению квалификации, это может создать значительный уровень усталости от принятия решений, что может привести к ситуации, когда этот офицер продемонстрирует скомпрометированную способность принимать правильные решения во время своего рабочего дня.

Изучая научные исследования, можно подтвердить представление о том, как сотрудники МВД, работающие в правоохранительных органах, подвержены влиянию тех же человеческих факторов, которые существуют у всех людей. Лучше понимая, как функционирует мозг, администраторы и руководители могут начать применять эти научные знания, чтобы улучшить работу правоохранительных органов по организации процесса принятия решений в профессиональной деятельности.

Литература:

1. Кузнецов, О. Ограниченная рациональность и принятие решений / О. Кузнецов // https://www.researchgate.net/publication/333396073_ Ogranicennaa_racionalnost_i_prinatie_resenij/citation/download

2. Меллерс, Б., Унгар, Л., Барон, Дж., Рамос, Дж., Геркей, Б., Финчер, К., Тетлок, Ч.П. Психологические стратегии для победы в турнире по геополитическому прогнозированию / Б. Меллерс, Л. Унгар, Дж. Барон, Дж. Рамос, Б. Геркей, К. Финчер, Ч.П. Тетлок // Психологическая наука. - 2014. - № 25 (5). - С. 1106-1115.

3. Паркер, A.M., Fischhoff B. Компетенция по принятию решений: внешняя проверка через индивидуальный подход / A.M. Паркер, B. Fischhoff // Журнал поведенческих решений. - 2005. - №18 (1). - С. 1-27.

4. Рубинштейн, А. Время отклика и принятие решения: экспериментальное исследование / А. Рубинштейн // Суждение и принятие решений. - 2013. - №8 (5). - С. 540-551.

5. Фаррар, Келлер, Н., Кокли, Е.Т., Кацикопулос, К.В., Вегварт, О. Натуралистическая эвристика для принятия решений / Фаррар, Н. Келлер, Е.Т. Кокли, К.В. Кацикопулос, О. Вегварт // Журнал когнитивной инженерии и принятия решений. - 2010. - №4 (3). - С. 256-274.

6. Фредерик, С. Когнитивное размышление и принятие решений / С. Фредерик // Журнал экономических перспектив. - 2005. - 19 (4). - С. 25-42.

7. Kelley, H.H. & Michela, J.L. Теория атрибуции и исследования / H.H. Kelley, J.L. Michela // Annual Review of Psychology. 1980. - №31. - рр. 457-501.

Педагогика

УДК 376.4

магистрант Уварова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Конева Ирина Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. Статья посвящена особенностям сопровождения адаптации к образовательной среде дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС). Ранняя организация процесса адаптации является важным фактором эффективности образовательного процесса. К основным трудностям ранней адаптации детей к образовательной среде относятся формирование социальных контактов со взрослыми и сверстниками, усвоение новых правил поведения и режимных моментов. Особенно трудно процесс адаптации к образовательной среде проходит у детей с РАС. Это связано с особенностями их развития, а именно с нарушениями в социально-коммуникативном взаимодействии и ограниченностью и повторяемостью в интересах и деятельности. Актуальность проблемы побудила нас к организации исследования адаптации к образовательной среде дошкольников с РАС. В процессе анализа исследований нами были выделены критерии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.