Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
266
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ / РАССТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН ПОВЕДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Уварова Анна Владимировна, Конева Ирина Алексеевна

Статья посвящена особенностям сопровождения адаптации к образовательной среде дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС). Ранняя организация процесса адаптации является важным фактором эффективности образовательного процесса. К основным трудностям ранней адаптации детей к образовательной среде относятся формирование социальных контактов со взрослыми и сверстниками, усвоение новых правил поведения и режимных моментов. Особенно трудно процесс адаптации к образовательной среде проходит у детей с РАС. Это связано с особенностями их развития, а именно с нарушениями в социально-коммуникативном взаимодействии и ограниченностью и повторяемостью в интересах и деятельности. Актуальность проблемы побудила нас к организации исследования адаптации к образовательной среде дошкольников с РАС. В процессе анализа исследований нами были выделены критерии адаптированности дошкольников к образовательной среде. К ним относятся: эмоциональный фон поведения ребенка, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, уровень сформированности игровых навыков и навыков самообслуживания. Для изучения выделенных критериев нами была подобрана батарея методик. Исследование проводилось среди дошкольников с РАС в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками трех-четырех лет. Результаты исследования подтвердили наличие сложностей в процессе адаптации дошкольников с РАС к образовательном учреждению. Были выявлены нарушения в эмоциональном плане и социально коммуникативном взаимодействии. Игровые навыки и навыки самообслуживания также были сформированы в недостаточной степени. На основе полученных результвтов были сделаны соответствующие выводы. В итоге была определена необходимость в организации дальнейшей коррекционно-развивающей работы по формированию адаптации дошкольников с РАС к образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Уварова Анна Владимировна, Конева Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF ADAPTATION OF PRESCHOOL CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS TO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article is devoted to the features of supporting adaptation to the educational environment of preschoolers with autism spectrum disorders (ASD). Early organization of the adaptation process is an important factor in the effectiveness of the educational process. The main difficulties of early adaptation of children to the educational environment include the formation of social contacts with adults and peers, the assimilation of new rules of behavior and regime moments. The process of adaptation to the educational environment is especially difficult for children with ASD. This is due to the peculiarities of their development, namely, violations in social and communicative interaction and limited and repetitive interests and activities. The urgency of the problem prompted us to organize a study of adaptation to the educational environment of preschoolers with ASD. In the process of analyzing the research, we identified criteria for the adaptation of preschoolers to the educational environment. These include: the emotional background of the child's behavior, his relationships with adults and peers, the level of formation of gaming skills and self-service skills. To study the selected criteria, we selected a battery of methods. The study was conducted among preschool children with ASD in comparison with their normally developing peers of three to four years. The results of the study confirmed the presence of difficulties in the process of adaptation of preschoolers with ASD to an educational institution. Emotional and social communication disorders were identified. Gaming skills and self-service skills were also insufficiently developed. On the basis of the results obtained, appropriate conclusions were drawn. As a result, the need was identified for organizing further correctional and developmental work to form the adaptation of preschoolers with ASD to the educational environment.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

предоставить сотрудникам меньшее количество вариантов, то они с большей вероятностью сделают правильный выбор. То есть, факт заключается в том, что решения становятся менее сложными, когда выбор меньше.

Но если наступила усталость от принятия решений, сотрудник МВД, скорее всего, сделает одно из двух: примет неверное решение или не примет никакого решения.

Если офицер принимает неверное решение, это, вероятно, вызвано тем, что сотрудник из-за усталости от принятия решений с меньшей вероятностью полностью обдумал последствия решения. Это может привести к тому, что офицер будет действовать импульсивно или эмоционально, что очень опасно в ситуации применения силы, когда уместность действия может повлиять на безопасность субъекта и офицера. Возможно, это явление может быть одной из причин, по которой некоторые офицеры принимали неверные решения о применении силы в моменты высокого стресса.

Ситуация, когда сотрудник не принял никаких решений. Если сотрудник сталкивается с активным агрессором и находится в состоянии усталости от принятия решений, более вероятно, что он не предпримет никаких действий, что может привести к травме или даже смерти офицера.

При фиксации неконтролируемых элементов усталости сотрудника МВД от принятия решений существует множество способов использования этой информации для улучшения работы правоохранительных органов. Если офицер принимает неправильное решение, возможно, что ситуация вызвана усталостью от принятия решений, а не отсутствием подготовки или преднамеренным безответственным поведением.

Выводы. В профессиональной работе сотрудники МВД принимают важные решения на протяжении всей своей долгой профессиональной деятельности, поэтому участки мозга, отвечающие за эти функции, истощаются. Эта усталость от принятия решений, безусловно, влияет на семью офицера и влияет на то, как офицер ведет себя после работы. Однако важно понимать и исследовать, какое потенциальное влияние это может оказать на сотрудников, пока они еще находятся на службе. Возможно ли, что усталость от принятия решений является фактором, который может поставить под угрозу способность сотрудника принимать правильные решения?

Чтобы улучшить процесс принятия решений в правоохранительных органах, следует учитывать несколько моментов. Необходимо сделать обдуманный вывод, учитывая практические потребности офицеров, а также сводя к минимуму варианты. Важно учесть то, что сотрудник больше подвержен риску усталости от принятия решений в конце своего рабочего дня, чем в начале. Кроме того, важно, чтобы руководители правоохранительных органов осознали возможность того, что факторы, влияющие на деятельность сотрудника вне службы, могут распространяться и влиять на его или ее способность принимать решения на работе. Например, если сотрудник явится за смену после напряженного экзамена в колледже или экзамена по повышению квалификации, это может создать значительный уровень усталости от принятия решений, что может привести к ситуации, когда этот офицер продемонстрирует скомпрометированную способность принимать правильные решения во время своего рабочего дня.

Изучая научные исследования, можно подтвердить представление о том, как сотрудники МВД, работающие в правоохранительных органах, подвержены влиянию тех же человеческих факторов, которые существуют у всех людей. Лучше понимая, как функционирует мозг, администраторы и руководители могут начать применять эти научные знания, чтобы улучшить работу правоохранительных органов по организации процесса принятия решений в профессиональной деятельности.

Литература:

1. Кузнецов, О. Ограниченная рациональность и принятие решений / О. Кузнецов // https://www.researchgate.net/publication/333396073_ Ogranicennaa_racionalnost_i_prinatie_resenij/citation/download

2. Меллерс, Б., Унгар, Л., Барон, Дж., Рамос, Дж., Геркей, Б., Финчер, К., Тетлок, Ч.П. Психологические стратегии для победы в турнире по геополитическому прогнозированию / Б. Меллерс, Л. Унгар, Дж. Барон, Дж. Рамос, Б. Геркей, К. Финчер, Ч.П. Тетлок // Психологическая наука. - 2014. - № 25 (5). - С. 1106-1115.

3. Паркер, A.M., Fischhoff B. Компетенция по принятию решений: внешняя проверка через индивидуальный подход / A.M. Паркер, B. Fischhoff // Журнал поведенческих решений. - 2005. - №18 (1). - С. 1-27.

4. Рубинштейн, А. Время отклика и принятие решения: экспериментальное исследование / А. Рубинштейн // Суждение и принятие решений. - 2013. - №8 (5). - С. 540-551.

5. Фаррар, Келлер, Н., Кокли, Е.Т., Кацикопулос, К.В., Вегварт, О. Натуралистическая эвристика для принятия решений / Фаррар, Н. Келлер, Е.Т. Кокли, К.В. Кацикопулос, О. Вегварт // Журнал когнитивной инженерии и принятия решений. - 2010. - №4 (3). - С. 256-274.

6. Фредерик, С. Когнитивное размышление и принятие решений / С. Фредерик // Журнал экономических перспектив. - 2005. - 19 (4). - С. 25-42.

7. Kelley, H.H. & Michela, J.L. Теория атрибуции и исследования / H.H. Kelley, J.L. Michela // Annual Review of Psychology. 1980. - №31. - рр. 457-501.

Педагогика

УДК 376.4

магистрант Уварова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Конева Ирина Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. Статья посвящена особенностям сопровождения адаптации к образовательной среде дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС). Ранняя организация процесса адаптации является важным фактором эффективности образовательного процесса. К основным трудностям ранней адаптации детей к образовательной среде относятся формирование социальных контактов со взрослыми и сверстниками, усвоение новых правил поведения и режимных моментов. Особенно трудно процесс адаптации к образовательной среде проходит у детей с РАС. Это связано с особенностями их развития, а именно с нарушениями в социально-коммуникативном взаимодействии и ограниченностью и повторяемостью в интересах и деятельности. Актуальность проблемы побудила нас к организации исследования адаптации к образовательной среде дошкольников с РАС. В процессе анализа исследований нами были выделены критерии

адаптированности дошкольников к образовательной среде. К ним относятся: эмоциональный фон поведения ребенка, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, уровень сформированности игровых навыков и навыков самообслуживания. Для изучения выделенных критериев нами была подобрана батарея методик. Исследование проводилось среди дошкольников с РАС в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками трех-четырех лет. Результаты исследования подтвердили наличие сложностей в процессе адаптации дошкольников с РАС к образовательном учреждению. Были выявлены нарушения в эмоциональном плане и социально коммуникативном взаимодействии. Игровые навыки и навыки самообслуживания также были сформированы в недостаточной степени. На основе полученных результвтов были сделаны соответствующие выводы. В итоге была определена необходимость в организации дальнейшей коррекционно-развивающей работы по формированию адаптации дошкольников с РАС к образовательной среде.

Ключевые слова: сопровождение, адаптация, расстройство аутистического спектра, образовательная среда, эмоциональный фон поведения, социальное взаимодействие.

Annоtation. The article is devoted to the features of supporting adaptation to the educational environment of preschoolers with autism spectrum disorders (ASD). Early organization of the adaptation process is an important factor in the effectiveness of the educational process. The main difficulties of early adaptation of children to the educational environment include the formation of social contacts with adults and peers, the assimilation of new rules of behavior and regime moments. The process of adaptation to the educational environment is especially difficult for children with ASD. This is due to the peculiarities of their development, namely, violations in social and communicative interaction and limited and repetitive interests and activities. The urgency of the problem prompted us to organize a study of adaptation to the educational environment of preschoolers with ASD. In the process of analyzing the research, we identified criteria for the adaptation of preschoolers to the educational environment. These include: the emotional background of the child's behavior, his relationships with adults and peers, the level of formation of gaming skills and self-service skills. To study the selected criteria, we selected a battery of methods. The study was conducted among preschool children with ASD in comparison with their normally developing peers of three to four years. The results of the study confirmed the presence of difficulties in the process of adaptation of preschoolers with ASD to an educational institution. Emotional and social communication disorders were identified. Gaming skills and self-service skills were also insufficiently developed. On the basis of the results obtained, appropriate conclusions were drawn. As a result, the need was identified for organizing further correctional and developmental work to form the adaptation of preschoolers with ASD to the educational environment.

Key words: support, adaptation, autism spectrum disorder, educational environment, emotional background of behavior, social interaction.

Введение. В настоящее время в психолого-педагогическом пространстве остаются актуальными вопросы организации раннего процесса адаптации дошкольников к образовательной среде как одного из важнейших компонентов, обеспечивающего эффективность образовательного процесса [5, С. 161. 6, С. 3]. Важность ранней адаптации определяется пластичностью и сензитивностью мозга ребенка в период раннего и младшего дошкольного возраста. В первые два-три года жизни дети имеют большой потенциал развития, их мозг обладает высокой пластичностью. Этот период важен для развития и формирования базовых навыков - коммуникативных, социально-бытовых, игровых, а также навыков самообслуживания [2, С. 14].

Этап дошкольного детства - время вхождения ребенка в первую общественную образовательную систему -дошкольное учреждение. На данном этапе ребенку приходится столкнуться с определенными трудностями, связанными с адаптацией к образовательной среде, а именно: изменением режима дня, постоянным контактом с новыми для него людьми, подчинением определенным правилам и требованиям дошкольной организации и т.д. [3, С. 21]. Особенно трудно на данном этапе приходится детям с ОВЗ, в том числе и детям с расстройствами аутистического спектра.

Анализ исследований Е.Р. Баенской, О.С. Никольской, В.Е. Кагана и др. позволил выделить психолого-педагогические особенности развития дошкольников с расстройством аутистического спектра, которые препятствуют их успешной адаптации к образовательной среде [7, С. 62]. Для дошкольников с расстройствами аутистического спектра в процессе формирования адаптации к образовательной среде характерными являются эмоционально-поведенческие (проявления агрессии и самоагрессии) и социально-коммуникативные нарушения (сложность в установлении контактов с педагогами и сверстниками), трудности в следовании режимным моментам ДОУ, низкий уровень развития игровых навыков и навыков самообслуживания [4, С. 231]. Такие дети нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении адаптационного процесса и проектировании для них инклюзивной образовательной среды [1, С. 18].

Таким образом, цель нашего исследования заключается в изучении особенностей адаптации дошкольников с расстройствами аутистического спектра к образовательной среде.

Экспериментальной площадкой исследования стали: МАДОУ «Детский сад №130», структурное подразделение «Ресурсный центр для детей с расстройствами аутистического спектра, нарушениями поведения и коммуникации дошкольного возраста» г. Нижнего Новгорода.

Общая выборка испытуемых составила 20 человек: 10 дошкольников с РАС, и 10 детей с нормотипичным развитием. В исследовании приняли участие дети в возрасте от трех до четырех лет.

Изложение основного материала статьи. На основании представленных данных для определения уровня адаптации дошкольников к образовательному учреждению мы выделили следующие показатели:

1. эмоциональное состояние и поведенческие реакции ребенка;

2. особенности социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

3. уровень развития игровых навыков;

4. уровень развития навыков самообслуживания.

Для изучения выделенных показателей, нами были подобраны следующие диагностические методики:

1. Методика «Диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ» (А.С. Роньжина);

2. Методика «Готовность вашего ребенка к поступлению в детский сад» (Н.В. Соколовская);

3. Методика «Успешность адаптации детей 3-4 лет в условиях дошкольного учреждения» (А. Остороухова) - 4 серии.

Таблица 1

Результаты методики «Диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ» (А.С. Роньжина)

Общий эмоциональный фон поведения Познавательная и игровая деятельность Взаимоотношения со взрослыми Взаимоотношения с детьми Реакция на изменение привычной ситуации

Дошкольники с РАС 2 1,3 1,2 1,1 1,6

Нормотипичные дошкольники 2,1 2,4 2,3 2,6 2,3

Данные показатели говорят о том, что дошкольники с РАС демонстрируют в среднем выше критерии эмоционального фона поведения по сравнению с другими критериями. В целом, для дошкольников с РАС, как и для дошкольников с нормой развития, характерен достаточно устойчивый эмоциональный фон, но также имеют место и негативные эмоциональные проявления, связанные с вхождением в новую среду. В ситуации неуспеха дети с РАС проявляют агрессивность в поведении, крик, плач, могут скидывать материалы со стола.

Такие критерии как сформированность познавательной и игровой деятельности сформированы ниже среднего. Так в процессе наблюдения было выявлено, что познавательная и игровая деятельность у детей с расстройствами аутистического спектра находятся на низком уровне. У дошкольников отмечаются недостаточно сформированные игровые навыки: игра на уровне манипуляции с предметами, интерес к игрушкам неустойчивый (меньше минуты).

По данным диагностики, взаимоотношения со взрослыми находятся на самом низком уровне. Также по результатам мы видим, что на самом низком уровне у дошкольников с РАС находится критерий взаимоотношения с детьми (нормотипичные дошкольники показывают высокие результаты). Дети с расстройствами аутистического спектра не стремятся к общению со сверстниками, отмечаются уходы от взаимоотношений, стараются уединиться, избежать взаимодействия с детьми. Иногда вступают в контакт при поддержке взрослого, но непродолжительно. Во взаимоотношениях со взрослыми инициативу проявляют редко.

При изменении привычной ситуации у дошкольников с РАС были отмечены следующие особенности: дети часто уходят в нежелательное поведение (крик, плач, завалы на пол, агрессию, самоагрессию).

Таблица 2

Распределение уровней адаптированности к образовательной среде дошкольников с нормой развития и

дошкольников с РАС

Уровни адаптированности Дошк. с РАС Дошк. с нормой развития

низкий 60% 10%

средний 40% 60%

высокий 0% 30%

Исходя из данных таблицы 2, у дошкольников с нормой развития преобладающим является средний уровень адаптированности к образовательной среде (60%). Далее следует высокий и низкий уровни адаптированности - 30% и 10 % соответственно.

Для детей с РАС характерен низкий уровень адаптированности - 60% детей, далее средний (40%). Детей с высоким уровнем адаптированности выявлено не было.

Таблица 3

Результаты методики «Готовность вашего ребенка к поступлению в детский сад» (Н.В. Соколовская)

Уровни готовности к поступлению в детский сад Дошкольники с РАС Нормотипичные дошкольники

Высокий уровень готовности 0% 70%

Средний уровень готовности 80% 30%

Низкий уровень готовности 20% 0%

Исходя из полученных данных, высокий уровень готовности показали 70% детей с нормой развития. Дети, имеющие данный уровень, демонстрировали стабильный эмоциональный фон, положительное отношение к пользованию горшком, проявляли интерес к взаимодействию со взрослыми и сверстниками, а также к окружающим их предметам (игрушкам и т.д.) У детей с РАС высокого уровня готовности не обнаружено, так как в силу особенностей дефекта у них затруднено формирование социально-коммуникативных взаимоотношений, стереотипное, повторяющееся поведение, ригидность мышления. Тем самым, данные особенности затрудняют процесс адаптации детей данной категории.

Средний уровень готовности показали 30% детей с нормой развития и 80% дошкольников с РАС. Низкого уровня готовности нормотипичных дошкольников не выявлено, но при этом 20% дошкольников с РАС не готовы к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

Таблица 4

Результаты методики «Успешность адаптации детей 3-4 лет в условиях дошкольного учреждения»

(А. Остороухова)

Уровни адаптации Дошкольники с РАС Нормотипичные дошкольники

Высокий 0% 60%

Средний 50% 40%

Сложный 50% 0%

Дезадаптация 0% 0%

Анализируя результаты (табл. 4), полученные в группе дошкольников с РАС, можно увидеть, что уровень адаптированности разделился между средним и сложным. Для детей данной категории характерным было подавленное настроение, нежелание вступать в контакт с другими детьми, безразличие к игровой деятельности. Детей с высоким уровнем адаптации и дезадаптацией не было выявлено. У дошкольников с нормой развития уровень адаптированности в основном высокий. Дети данной группы проявляли стабильный эмоциональный фон, наблюдалась активность, подвижность, желание взаимодействовать со взрослыми и детьми. Детей со сложным уровнем и дезадаптацией не было выявлено.

Выводы. Таким образом, по результатам проведенного исследования, можно сделать вывод, что процесс адаптации к образовательной среде у детей с расстройствами аутистического спектра проходит значительно труднее, нежели чем у их нормотипичных сверстников. При наличии, в целом, стабильного эмоционального фона у них наблюдаются негативные поведенческие реакции в ситуациях неуспеха и при изменении привычной действительности.

Наличие стереотипных моторных движений, недостаточное развитие или отсутствие речи и агрессивное поведение затрудняют процесс адаптации и вхождение в образовательную среду.

Особенности развития данной группы детей также влияют и на формирование социально-коммуникативных связей между ними и взрослыми, а также их сверстниками. Детям с РАС сложно поддерживать социальный контакт, также у них имеются нарушения в понимании и поддержании социальных взаимоотношений.

Игра, как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, так же сформирована в недостаточной степени. Трудности коммуникации и социального взаимодействия, стереотипные действия с предметами, а так же нарушения речи не позволяют дошкольнику с РАС развивать игровые навыки.

Самообслуживание является одним из важнейших навыков ребенка с РАС. Так как навыки самообслуживания помогают ребенку быстрее адаптироваться к новым условиям. Достаточно часто можно наблюдать, что дети с РАС испытывают трудности в одевании одежды, это может быть связано с нарушениями мелкой моторики, кистевого и пальцевого праксиса.

В связи с этим, для успешного прохождения процесса адаптации к образовательной среде, дошкольникам с расстройствами аутистического спектра необходима организация коррекционно-развивающей работы по формированию навыков социального взаимодействия, игровых навыков, навыков самообслуживания в условиях образовательной среды.

Литература:

1. Барбера, М.Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход / М.Л. Барбера. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017. - 304 с.

2. Браткова, М.В. Методические рекомендации к организации и проведению адаптационного периода включения детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольную образовательную организацию / М.В. Браткова, О.В. Караневская. - Москва: Парадигма, 2016. - 45 с.

3. Захарова, И.Ю. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы / И.Ю. Захарова, Е.В. Моржина. - Москва: Теревинф, 2010. - 80 с.

4. Каган, В.Е. Аутизм у детей / В.Е. Каган. - Ленинград: Медицина: Ленинградское отделение, 1981. - 190 с.

5. Конева, И.А. Особенности коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра / Конева, И.А., Быстрова, И.А. // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-1. - С. 161-163.

6. Краснопевцева, Т.Ф. К вопросу о готовности научно-педагогических работников вуза к реализации инклюзивного образования / Краснопевцева Т.Ф., Фильченкова И.Ф., Винокурова И.В. // Вестник Мининского университета. - 2020. - № 1. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1061 (дата обращения 22.13.2022) DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-1-5

7. Никольская, О.С. Дети и подростки с аутизмом. - Психологическое сопровождение / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг [и др.]. - М.: Теревинф, 2005. - 224 с.

Педагогика

УДК 37.025.7

старший преподаватель кафедры педагогики Халиуллина Лилия Ринатовна

Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Елабуга)

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ (БАКАЛАВРОВ) КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМИ ТРУДОВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация. Современное образовательное пространство, характеризующееся качественными изменениями в системе подготовки педагогических кадров, требует пересмотра подходов в обучении и воспитании учащихся, формирования новой модели преподавания предмета, с учетом трудовых действий учителя, указанных в профессиональном стандарте педагога, подразумевает преобразование профессиональной деятельности учителя, нового видения им образовательного процесса, воплощения в жизнь смелых и современных способов разрешения возникающих проблем, а также наличия развитого исследовательского мышления. В связи с этим особо актуальным становится развитие гибких навыков будущих учителей, а именно развитие их исследовательского мышления. В данной статье на основе анализа психолого-педагогической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.