Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
156
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНКЛЮЗИВНАЯ СРЕДА / ДОШКОЛЬНИКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Силаева Ольга Александровна, Шмелева Елена Александровна

Целью представленного в статье исследования является выявление и эмпирическое обоснование психологических показателей безопасного социального поведения дошкольников в инклюзивной образовательной среде. Актуальность выполненного исследования состоит в необходимости предупреждения рисков инклюзивного образования, связанных с проявлениями разных форм психического и физического насилия в отношении детей с отклонениями в развитии со стороны сверстников. Предположительно безопасное социальное поведение детей определяется следующими личностными конструктами: потребностно-мотивационным, эмоционально-волевым, когнитивно-познавательным, межличностно-социальным. Эмпирическое исследование выполнено на базе инклюзивной дошкольной образовательной организации г. Шуя (N = 46, от 5 до 7 лет, девочки - 56%) с применением комплекса психодиагностического инструментария: «Диагностика толерантности у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья» (А. С. Сиротюк, в авторской модификации); для фиксации параметров тревожности ребенка дошкольного возраста применен проективный тест Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен; методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга (модификация Т. Д. Марцинковской, в авторской интерпретации); «Степень включенности старших дошкольников в игровое взаимодействие со сверстником» (С. Г. Елизаров, модификация С. С. Журавлевой); рисуночная проективная методика «Я в детском саду» (М. Быкова, в авторской интерпретации). Установлено, что сформированность психологических показателей безопасного социального поведения дошкольников находится преимущественно на низком или среднем уровне. Показано, что предикторами психологического благополучия дошкольников в инклюзивной образовательной среде, являющегося интегральным показателем безопасного социального поведения, выступают показатели социальной толерантности по отношению к сверстникам с отклонениями в развитии, эмпатии, готовности к взаимопомощи, неконфликтности, низкой тревожности, включенности в игровое взаимодействие. Полученные данные необходимо учитывать при реализации в дошкольных организациях программ инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Силаева Ольга Александровна, Шмелева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL INDICATORS OF SAFE SOCIAL BEHAVIOR OF PRESCHOOL CHILDREN IN AN INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The purpose of the research presented in the article is to identify and empirically substantiate the psychological indicators of safe social behavior of preschool children in an inclusive educational environment. The relevance of the study is connected with the need to prevent the risks of inclusive education associated with the manifestations of various forms of mental and physical violence against children with developmental disabilities from their peers. Presumably, the safe social behavior of children is determined by the following personal constructs: need-motivational, emotional-volitional, cognitive-cognitive, interpersonal-social ones. To confirm the theoretical model, an empirical study was conducted on the basis of an inclusive preschool educational organization in Shuya (N = 46, from 5 to 7 years old, girls-56%) using a set of psychodiagnostic tools: “Diagnostics of tolerance in preschool children in relation to peers with disabilities” (A. S. Sirotyuk, in the author’s modification); to fix the parameters of anxiety of a preschool child, the projective test of R. Temml, M. Dorka, V. Amen was used; the method of drawing frustration of S. Rosenzweig (modification of T. D. Marcinkovskaya, in the author’s interpretation); “The degree of involvement of older preschoolers in the game interaction with their peers” (S. G. Elizarov, modification of S. S. Zhuravleva); the drawing projective method “I am in kindergarten” (M. Bykova, in the author’s interpretation). It is established that the formation of psychological indicators of safe social behavior of preschool children is mainly at low or medium levels. It is shown that predictors of psychological well-being of preschool children in an inclusive educational environment, which is an integral indicator of safe social behavior, are indicators of social tolerance towards peers with developmental disabilities, empathy, readiness for mutual assistance, non-conflict, low anxiety, and involvement in game interaction. The obtained data should be taken into account when implementing inclusive education programs in preschool organizations.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 3 (39). С. 252-261

Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2021, vol. 10, iss. 3 (39), рр. 252-261

https://akmepsy.sgu.ru https://doi. org/10.18500/2304-9790-2021 -10-3-252-261

Научная статья УДК 159.99

Психологические показатели безопасного социального поведения дошкольников в инклюзивной образовательной среде

О. А. Силаева , Е. А. Шмелева

Ивановский государственный университет (Шуйский филиал), Россия, 155900, г. Шуя, ул. Кооперативная, д. 24

Силаева Ольга Александровна, аспирант, кафедра социальной педагогики и психологии, konkyrs2012@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-9321 -0757

Шмелева Елена Александровна, доктор психологических наук, доцент, заместитель директора по научной работе, noc_shmeleva@mail.ru, https://orcid.org/orcid.org/0000-0002-4698-5226

Аннотация. Целью представленного в статье исследования является выявление и эмпирическое обоснование психологических показателей безопасного социального поведения дошкольников в инклюзивной образовательной среде. Актуальность выполненного исследования состоит в необходимости предупреждения рисков инклюзивного образования, связанных с проявлениями разных форм психического и физического насилия в отношении детей с отклонениями в развитии со стороны сверстников. Предположительно безопасное социальное поведение детей определяется следующими личностными конструктами: потреб-ностно-мотивационным, эмоционально-волевым, когнитивно-познавательным, межличност-но-социальным. Эмпирическое исследование выполнено на базе инклюзивной дошкольной образовательной организации г. Шуя (N = 46, от 5 до 7 лет, девочки - 56%) с применением комплекса психодиагностического инструментария: «Диагностика толерантности у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья» (А. С. Сиротюк, в авторской модификации); для фиксации параметров тревожности ребенка дошкольного возраста применен проективный тест Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен; методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга (модификация Т. Д. Марцинковской, в авторской интерпретации); «Степень включенности старших дошкольников в игровое взаимодействие со сверстником» (С. Г Елизаров, модификация С. С. Журавлевой); рисуночная проективная методика «Я в детском саду» (М. Быкова, в авторской интерпретации). Установлено, что сформированность психологических показателей безопасного социального поведения дошкольников находится преимущественно на низком или среднем уровне. Показано, что предикторами психологического благополучия дошкольников в инклюзивной образовательной среде, являющегося интегральным показателем безопасного социального поведения, выступают показатели социальной толерантности по отношению к сверстникам с отклонениями в развитии, эмпатии, готовности к взаимопомощи, неконфликтности, низкой тревожности, включенности в игровое взаимодействие. Полученные данные необходимо учитывать при реализации в дошкольных организациях программ инклюзивного образования. Ключевые слова: безопасное поведение, социальное взаимодействие, инклюзивная среда, дошкольники, психологическое благополучие, социальная толерантность

Информация о вкладе каждого автора. О. А. Силаева - организация исследования, сбор, обработка, анализ данных, написание текста статьи; Е. А. Шмелева - методология и концепция исследования.

Для цитирования: Силаева О. А, Шмелева Е. А. Психологические показатели безопасного социального поведения дошкольников в инклюзивной образовательной среде // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 3 (39). С. 252-261. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-3-252-261 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Psychological indicators of safe social behavior of preschool children in an inclusive educational environment O. A. Silaeva® , E. A. Shmeleva

Ivanovo State University (Shuya branch), 24 Kooperativnaya St., Shuya 155900, Russia

Olga A. Silaeva, konkyrs2012@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-9321-0757

Elena A. Shmeleva, noc_shmeleva@mail.ru, https://orcid.org/orcid.org/0000-0002-4698-5226

Abstract. The purpose of the research presented in the article is to identify and empirically substantiate the psychological indicators of safe social behavior of preschool children in an inclusive educational environment. The relevance of the study is connected with the need to prevent the risks of inclusive education associated with the manifestations of various forms of mental and physical violence against children with developmental disabilities from their peers. Presumably, the safe social behavior of children is determined by the following personal constructs: need-motivational, emotional-volitional, cognitive-cognitive, interpersonal-social ones. To confirm the theoretical model, an empirical study was conducted on the basis of an inclusive preschool educational organization in Shuya (N = 46, from 5 to 7 years old, girls-56%) using a set of psychodiagnostic tools: "Diagnostics of tolerance in preschool children in relation to peers with disabilities" (A. S. Sirotyuk, in the author's modification); to fix the parameters of anxiety of a preschool child, the projective test of R. Temml, M. Dorka, V. Amen was used; the method of drawing frustration of S. Rosenzweig (modification of T. D. Marcinkovskaya, in the author's interpretation); "The degree of involvement of older preschoolers in the game interaction with their peers" (S. G. Elizarov, modification of S. S. Zhuravleva); the drawing projective method "I am in kindergarten" (M. Bykova, in the author's interpretation). It is established that the formation of psychological indicators of safe social behavior of preschool children is mainly at low or medium levels. It is shown that predictors of psychological well-being of preschool children in an inclusive educational environment, which is an integral indicator of safe social behavior, are indicators of social tolerance towards peers with developmental disabilities, empathy, readiness for mutual assistance, non-conflict, low anxiety, and involvement in game interaction. The obtained data should be taken into account when implementing inclusive education programs in preschool organizations.

Keywords: safe behavior, social interaction, inclusive environment, preschool children, psychological well-being, social tolerance Information about the contribution of each author. O. A. Silaeva - organization of the research, collection, processing, analysis of data, writing the text of the article; E. A. Shmeleva - methodology and concept of the research.

For citation: Silaeva O. A., Shmeleva E. A. Psychological indicators of safe social behavior of preschool children in an inclusive educational environment. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2021, vol. 10, iss. 3 (39), рр. 252-261 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-3-252-261

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

В настоящее время в России и за рубежом интенсивно развивается практика инклюзивного дошкольного образования, в рамках которого дошкольные образовательные организации наряду с детьми с обычно протекающим развитием посещают дети с отклонениями в развитии. Авторы пишут о повышенной тревожности детей с отклонениями в развитии, их замкнутости, нерешительности и пр. [1—7]. Риски инклюзивного образования связаны с угрозой проявления разных форм психического и физического насилия со стороны сверстников. Психическое насилие может проявляться как оскорбления, насмешки, игнорирование и пр. [8, 9]. При этом усвоенные в детстве нормы и образы человеческого поведения, в том числе по отношению к людям с отклонениями в развитии, имеют тенденцию транслироваться во все сферы жизни. В связи с этим особую значи-

мость приобретает психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования, направленного на обеспечение психофизического развития и позитивной социализации воспитанников. Перед дошкольной образовательной организацией стоит задача обеспечения психологической безопасности субъектов образования включая формирование навыков безопасного социального поведения и взаимодействия в инклюзивной среде [10-14].

Как нами было установлено в ходе анализа систематизированного теоретико-методологического и эмпирического материала по проблеме исследования, безопасное социальное поведение детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде определяется следующими личностными конструктами (индивидуально-психологическими качествами): потребност-но-мотивационным, эмоционально-волевым, когнитивно-познавательным, межличностно-со-

циальным. Интегрирующим результатом безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде выступает личностный потенциал, обеспечивающий конструктивное взаимодействие детей без отклонений в развитии с детьми с отклонениями в развитии, их совместное психологическое благополучие, а также удовлетворение потребности в безопасности, в социальных отношениях на благо других и самого себя, в двигательной и познавательной активности. Данные личностные

конструкты мы использовали для выявления показателей безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде. С этой целью был проведен анализ диссертационных исследований, посвященных проблемам развития, воспитания или психологической коррекции поведения детей в дошкольной образовательной организации. В табл. 1 представлены психологические показатели и психодиагностические методики, используемые в данных исследованиях [13, 15-24].

Таблица 1 / Table 1

Психологические показатели безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде и методики их исследования Psychological indicators of safe social behavior of preschool children in an inclusive educational environment

and methods of their research

Компонент безопасного социального поведения дошкольников Показатели безопасного социального поведения дошкольников Психодиагностические методики

потребностно-мотивационный - следование социальным и моральным нормам; - установка на здоровый и безопасный образ жизни; - социальная толерантность Диагностика толерантности у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья (А. С. Сиротюк) (шкала мотивации) (беседа с карточками);

эмоционально-волевой - способность к эмпатии; - адекватная самооценка; - совладающее поведение Диагностика толерантности у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья (А. С. Си-ротюк) (шкала эмоций) (беседа с карточками); Исследование тревожности ребенка дошкольного возраста (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) (беседа с карточками); Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга (беседа с карточками)

когнитивно-познавательный - знание правил безопасности; - сензитивность к угрозам; - умение выбирать конструктивные способы решения проблемных ситуаций Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга (беседа с карточками)

межличностно-социальный - коммуникативные навыки; - стремление к сотрудничеству; - готовность к взаимопомощи Социальные навыки дошкольника (С. В. Кривцова) (наблюдение во время игры); Методика определения степени включенности старших дошкольников в игровое взаимодействие со сверстником (С. Г. Елизаров, модификация С. С. Журавлевой) (анкета с беседой); Методика по изучению направленности мотива оказания помощи «Лото» (психологический эксперимент)

личностный потенциал - психологическое благополучие; - доверие к миру; - референтная значимость; - социальная адаптация; - удовлетворение потребности в безопасности; - удовлетворение потребности в социальных отношениях; - удовлетворение потребности в двигательной и познавательной активности Рисуночная методика «Я в детском саду» (Быкова М.) (проективное рисование); Социометрическая методика «Секрет» (психологический эксперимент); Отношение к детскому саду и сверстникам (Е. О. Смирнова В. М. Холмогорова) (беседа); Цветовая диагностика эмоций (тест «Домики») (О. А. Орехова) (проективный тест с карточками)

Цель проведенного нами эмпирического исследования состояла в оценке и анализе психологических показателей безопасного социального поведения дошкольников в инклюзивной образовательной среде.

Предположительно безопасное социальное поведение детей определяется потребностно-мо-тивационным, эмоционально-волевым, когнитивно-познавательным, межличностно-социальным личностными конструктами.

Материалы

Участники исследования. В исследовании приняли участие 46 воспитанников средних дошкольных и подготовительных групп МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 14» г. Шуя в возрасте от 5 до 7 лет (девочки - 56%). На момент проведения исследования дошкольники посещали инклюзивные группы дошкольной образовательной организации от 2 до 3 лет.

Методики. В соответствии выделенными компонентами были выбраны следующие методики.

1. «Диагностика толерантности у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья» (А. С. Сиротюк, в авторской модификации) (беседа с карточками) [13]. Использовались три шкалы - шкала мотивации к общению со сверстниками с отклонениями в развитии, шкала эмоций (эмоциональное отношение), шкала информированности (знания об особенностях сверстников с отклонениями в развитии). Каждая из шкал включает 6 вопросов. Каждый ответ на вопрос оценивался в 0 (отсутствие проявления исследуемого показателя), 1 (фрагментарное проявление) или 2 (демонстрация исследуемого показателя) балла.

2. Исследование тревожности ребенка дошкольного возраста (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) (беседа с карточками) [25]. На основании ответов вычислялся индекс тревожности ребенка как процентное отношение числа случаев эмоционально негативного выбора (печальное лицо) к общему числу рисунков (14 шт.).

3. Методика рисуночной фрустрации С. Ро-зенцвейга (модификация Т. Д. Марцинковской в авторской интерпретации) (беседа с карточками) [26]. Дошкольникам предъявлялись поочередно 10 картинок, на которых были изображены дети в конфликтных ситуациях: «вербальное обвинение», «обвинение-вызов», «обвинение-упрек», «обвинение-обида», «наказание за нарушение нормы поведения», «ссора», «извинение». Ответы анализировались по содержанию. За неконфликтное разрешение ситуаций ставится по 1 баллу за каждую; за конфликтное разрешение ситуаций ставится по -1 баллу за каждую.

4. Методика определения степени включенности старших дошкольников в игровое взаимодействие со сверстником (С. Г. Елизаров, модификация С. С. Журавлевой) (беседа с заполнением бланка) [18]. Опросник содержит 10 вопросов, ответы на которые оцениваются в 0, 1 или 2 балла. Максимальный балл свидетельствует о высоком уровне включенности в игровое взаимодействие со сверстником в детском саду.

5. Рисуночная методика «Я в детском саду» (М. Быкова, в авторской интерпретации) направлена на определение психологического комфорта (благополучия) ребенка во время пребывания в детском саду [27]. Испытуемому предлагалось нарисовать рисунок, отражающий один день из жизни его группы в детском саду. Для проведения теста использовались простые и цветные карандаши. Тест выполнялся на отдельном листе нелинованной бумаги формата А4. Рисунки анализировались по содержанию по 10 дихотомическим парам, свидетельствующим о психологическогом комфорте / дискомфорте: изображение себя внутри здания или игровой площадки / изображение себя за пределами здания или игровой площадки; изображена общая деятельность нескольких или всех членов группы / изображение только себя в групповой комнате; персонажи на рисунке располагаются достаточно близко друг к другу / персонажи на рисунке располагаются далеко друг от друга; отсутствие различий у персонажей (половых или др.) / наличие различий у персонажей; персонажи имеют правильные пропорции по отношению к размеру и форме листа и к другим объектам / фигуры изображены очень мелкими относительно размера листа; у персонажей имеются средства для коммуникации (кисти рук, рот, уши, глаза) / у персонажей отсутствуют средства для коммуникации; наличие предметов окружения (игрушки, растения и пр.) / отсутствие предметов окружения; отсутствие штриховки / наличие штриховки; линии на рисунках чёткие и твёрдые / слабый или, наоборот, очень сильный нажим; преобладание теплых (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных (синий, голубой, зеленый) цветов / преобладание темных цветов (черный, фиолетовый, красный). За наличие каждого признака психологического комфорта ставился 1 балл, за наличие каждого признака дискомфорта -1 балл.

Методы. Полученные эмпирические данные осмысливались и обрабатывались с помощью качественных и количественных методов анализа, в их числе описательные статистики, корреляционный анализ Спирмена, линейный регрессионный анализ (метод шагов). Расчеты производились на базе пакета статистических программ БРРБ 22.

Результаты и их обсуждение

Все исследуемые переменные распределены примерно нормально (значения асимметрии и эксцесса варьируются от -2 до +2) (табл. 2), но поскольку по критерию Колмогорова-Смирнова распределение по всем методикам отличается от

нормального, в дальнейшем использовались непараметрические статистики.

В целом проведенное исследование позволило установить, что сформированность психологических показателей безопасного социального поведения дошкольников находится преимущественно на низком или среднем уровне (табл. 3).

Таблица 2 / Table 2

Описательные статистики показателей безопасного социального поведения дошкольников в инклюзивной образовательной среде Descriptive statistics of indicators of safe social behavior of preschool children in an inclusive educational environment

Методика / шкала Min Max M SD As Ex

Толерантность по отношению к сверстникам с ОВЗ (шкала мотивации) 1,00 10,00 5,09 2,38 0,345 -1,053

Толерантность по отношению к сверстникам с ОВЗ (шкала информированности) 1,00 8,00 4,11 2,29 0,301 -1,283

Толерантность по отношению к сверстникам с ОВЗ (шкала эмоций) 1,00 12,00 4,52 2,47 1,169 0,982

Тревожность 10,00 72,00 36,85 18,79 0,293 -1,278

Неконфликтность (тест фрустрации) -9,00 8,00 0,37 5,40 -0,356 -1,472

Включенность в игровое взаимодействие со сверстником 2,00 19,00 9,74 5,24 0,117 -1,143

Психологическое благополучие (тест «Я в детском саду») -10,00 10,00 0,67 6,66 -0,164 -1,587

Примечание. Min - минимальное значение; Max - максимальное значение; M - среднее значение; SD - стандартное отклонение; As - асимметрия; Ex - эксцесс.

Таблица 3 / Table 3

Уровень сформированности психологических показателей безопасного социального поведения дошкольников, посещающих инклюзивные группы, % The level of formation of psychological indicators of safe social behavior of preschool children

attending inclusive groups, %

Компонент Уровень сформированности Показатель

высокий средний низкий

потребностно-мотивационный 8,7 41,2 50,1 Толерантность по отношению к сверстникам с ОВЗ (шкала мотивации)

эмоционально-волевой 8,6 28,3 63,1 Толерантность по отношению к сверстникам с ОВЗ (шкала эмоций)

37 33 30 Тревожность

37 30 33 Неконфликтность (тест фрустрации)

когнитивно-познавательный 0 41,3 58,7 Толерантность по отношению к сверстникам с ОВЗ (шкала информированности)

межличностно-социальный 22 43 35 Включенность в игровое взаимодействие со сверстником в детском саду

личностный потенциал 41 22 37 Психологическое благополучие (тест «Я в детском саду»)

При оценке толерантности по отношению к сверстникам с отклонениями в развитии было установлено, что у большинства дошкольников уровень ее сформированности низкий (59%).

Среднее значение по всем шкалам толерантности оказалось ниже среднего по 12-бальной шкале (от 4,11 до 5,09). Наименее выраженными оказались шкалы информированности и эмоций, т. е. боль-

шинство детей с нормативным развитием, посещающих инклюзивные группы, не проявляют или проявляют фрагментарный интерес к взаимодействию с детьми с отклонениями в развитии, у них не возникает желания помогать «особенным» детям, отсутствуют интерес к ним и желание вступать с ними в контакт. Дошкольники не понимают или понимают частично эмоции и желания детей с отклонениями в развитии, у них не сформировано представление о детях с отклонениями в развитии и о правилах поведения в обществе таких детей. В целом готовность дошкольников из инклюзивных групп к выстраиванию психологически безопасных взаимоотношений с детьми с отклонениями в развитии нестабильна, может проявляться социально опасное поведение по отношению к «особенным» детям.

Качественный анализ показал, что, отвечая на вопрос методики «Что ты можешь рассказать о детях на этих фотографиях?» во время беседы при предъявлении стимульного материала, дошкольникам сложнее всего было охарактеризовать детей с расстройством аутистического спектра. Большинство опрошенных затруднились ответить на вопрос, как общаться с «особенными» детьми, чтобы не испугать их.

Проведенное исследование позволило выявить особенности эмоционального реагирования дошкольников на общение с окружающими людьми. Значение уровня тревожности оказалось ниже среднего по 100-бальной шкале (36,85), что свидетельствует в целом о среднем уровне тревожности. При этом 37% дошкольников продемонстрировали высокий уровень тревожности, 30% - средний уровень. Особенно высокое проективное значение в рамках нашего исследования имеют рисунки, отражающие особенности взаимодействия дошкольников со сверстниками: «1. Игра с младшими детьми», «10. Агрессивность» (отнимание игрушки), «12. Изоляция» (игнорирование сверстниками). Качественный анализ показал, что в основном дети в указанных ситуациях переживают тревожность.

Методика рисуночной фрустрации С. Ро-зенцвейга позволила установить, что в исследуемой группе у 33% дошкольников наблюдается высокий уровень конфликтности в различных ситуациях взаимодействия. Дошкольники с нормативным развитием, посещающие инклюзивные группы, характеризуются конфликтностью, неумением обойти возникшее препятствие, фиксацией на нем. Такие дети нарушают социальные правила и нормы поведения, как следствие, не могут хорошо адаптироваться в сложных ситуациях, в том числе при взаимодействии с детьми с отклонениями в развитии. У 30% испытуемых выявлен средний уровень конфликтности. Для них характерны ситуативное проявление как

конфликтных, так и неконфликтных форм поведения и средний уровень социальной адаптации.

Особенно высокое проективное значение в рамках нашего исследования имеют рисунки, отражающие особенности взаимодействия дошкольников со сверстниками: «1. Обвинение-упрек», «3. Вербальное обвинение», «5. Обвинение-обида», «9. Обвинение-обида», «10. Извинение» Качественный анализ показал, что в основном в указанных ситуациях дети демонстрируют конфликтное поведение.

В ходе изучения включенности дошкольников, посещающих инклюзивные группы, в игровое взаимодействие со сверстниками установлено, что 35% испытуемых демонстрируют признаки социальной изоляции (низкий уровень включенности) и 43% - ситуативную включенность.

Рисуночная методика «Я в детском саду» позволила оценить степень психологического комфорта испытуемых во время пребывания в детском саду в инклюзивных группах. Эмпирическое исследование показало, что 37% дошкольников демонстрируют признаки психологического неблагополучия и дискомфорта в среде дошкольной организации (в группе), не удовлетворена их потребность в безопасности, социальных отношениях, двигательной и познавательной активности, характерны недоверие к миру и чувство изолированности. Они испытываю значительные трудности в социальной адаптации. Около 22% детей характеризуются ситуативным проявлением как психологического благополучия и комфорта, так и неблагополучия, дискомфорта в среде дошкольной организации (в группе), лишь частично удовлетворена их потребность в безопасности, социальных отношениях, двигательной и познавательной активности. Они характеризуются средним уровнем социальной адаптации.

Качественный анализ рисунков показал, что почти на всех (85%) изображены фигуры, но не сюжет и не деятельность (игра). Большинство детей изобразили себя и одного друга (70%). Около 25% детей нарисовали только себя в групповой комнате или на детской площадке, что является признаком отчужденности, наличия проблем во взаимоотношениях.

Для выявления взаимосвязи исследуемых психологических показателей безопасного социального поведения дошкольников в инклюзивной образовательной среде, а также обоснования интегративности показателя психологического благополучия был проведен корреляционный анализ с использованием ранговой корреляции Спирмена (рисунок).

Полученные данные были подвергнуты линейному регрессивному анализу (табл. 4).

Корреляционная плеяда взаимосвязей психологических показателей безопасного социального поведения дошкольников в инклюзивной образовательной среде (уровень значимостиp < 0,001):

— прямая связь; — обратная связь Figure. Correlation galaxy of relationships between psychological indicators of safe social behavior of preschool children in an inclusive educational environment (significance levelp < 0.001): — direct link; --- feedback

Таблица 4 / Table 4

Результаты регрессионного анализа (зависимая переменная «Психологическое благополучие») Regression analysis results (dependent variable «Psychological well-being»)

Предикторы ß Р R2 F

Толерантность по отношению к сверстникам с ОВЗ (шкала мотивации) 0,186 0,003

Фрустрация (неконфликтность) 0,415 < 0,001 124,518 p < 0,001

Толерантность по отношению к сверстникам с ОВЗ (шкала информированности) 0,098 0,05 0,804

Включенность в игровое взаимодействие со сверстником в детском саду 0,194 0,003

Регрессионный анализ данных эмпирического исследования показал, что предикторами психологического благополучия дошкольников в инклюзивной образовательной среде, являющегося интегральным показателем безопасного социального поведения, выступают показатели потребностно-мотивационной (в = 0,186), эмоционально-волевой (в = 0,415), когнитивно-познавательной (в = 0,098), межличностно-социальной (в = 0,194) сфер:

ПБ =ТМ х 0,186 + НК х 0,415 + ТИ х 0,098 + + ИВ х 0,194 - 3,042,

где ПБ - психологическое благополучие, ТМ -толерантность по отношению к сверстникам с ОВЗ (шкала мотивации), НК - фрустрация (неконфликтность), ТИ - толерантность по отношению к сверстникам с ОВЗ (шкала информированности), ИВ - включенность в игровое взаимодействие со сверстником в детском саду.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, проведенное исследование позволило установить уровень сформированности потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой, когнитивно-познавательной и межличностно-социальной сфер детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающих реализацию безопасного социального поведения при взаимодействии с детьми с отклонениями в развитии. Данные сферы характеризуются показателями социальной толерантности детей по отношению к сверстникам с отклонениями в развитии, эмпатии, готовности к взаимопомощи, неконфликтности, низкой тревожности, включенности в игровое взаимодействие, психологического благополучия.

В целом сформированность психологических показателей безопасного социального поведения дошкольников в инклюзивной среде находится преимущественно на низком или среднем уровне.

Установлено, что готовность дошкольников из инклюзивных групп к выстраиванию психологически безопасных взаимоотношений с детьми с отклонениями в развитии нестабильна и может проявляться поведение социально опасное по отношению к «особенным» детям. Результаты психодиагностики согласуются с наблюдением, проведенным нами в инклюзивных группах во время учебного года. В каждой группе детского сада присутствовали дети с нормативным развитием, которые редко вступали в игровое взаимодействие со сверстниками с отклонениями в развитии, проявляли признаки конфликтности по отношению к ним.

Регрессионный анализ подтвердил, что интегративным показателем безопасного социального поведения дошкольников выступает психологическое благополучие в инклюзивной образовательной среде.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости включения в дошкольное инклюзивное образование специальной программы, направленной на формирование у детей с нормативным развитием безопасного социального поведения в отношении сверстников с отклонениями в развитии, установления с ними отношений, построенных на принципах доверия, взаимопомощи, ненасилия.

Библиографический список

1. Кисляков П. А., Феофанов В. Н., Удодов А. Г. Модель социально безопасного/опасного поведения детей с нарушениями интеллекта // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017. Т. 16, № 3 (142). С. 19-27. DOI: 10.17922/2071-53232017-16-3-19-27

2. Феофанов В. Н., Константинова Н. П., Королева Ю. А. Особенности межличностных отношений дошкольников с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками в условиях инклюзивного образования // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 5. С. 67-89. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-5-67-89

3. Camargo S. P. H., Rispoli M., Ganz J., Davis H., Mason R. Behaviorally Based Interventions for Teaching Social Interaction Skills to Children with ASD in Inclusive Settings: A Meta-Analysis // Journal of Behavioral Education. 2016. Vol. 25, no. 2. P. 223-248. DOI: 10.1007/ s10864-015-9240-1

4. Hu B. Y., Lim C.-I., Boyd B. Examining engagement and interaction of children with disabilities in inclusive kindergartens in China // Infants and Young Children. 2016. Vol. 29, iss. 2. P. 148-163. DOI: 10.1097/ IYC.0000000000000060

5. Hundert J., Rowe S., Harrison E. The combined effects of social script training and peer buddies on generalized peer interaction of children with ASD in inclusive classrooms // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2014. Vol. 29, iss. 4. P. 206-215. DOI: 10.1177/1088357614522288

6. Kim S. Y., Brodhead M. T. Priming is an effective way to promote social interaction between children with autism and their typically developing peers in inclusive settings // Evidence-Based Communication Assessment and Intervention. 2015. Vol. 9, iss. 4. P. 134-139. DOI: 10.1080/17489539.2016.1154280

7. Stanton-Chapman T. L., Brown T. S. A Strategy to Increase the Social Interactions of 3-Year-Old Children With Disabilities in an Inclusive Classroom // Topics in Early Childhood Special Education. 2015. Vol. 35, iss. 1. P. 4-14. DOI: 10.1177/0271121414554210

8. Назарова Н. М. Системные риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях // Специальное образование. 2012. № 3 (27). С. 6-12.

9. Kislyakov P. A., Shmeleva E. A., Luneva L. F., Rybako-va A. I., Feofanov V. N. Social and psychological safety of adolescents with intellectual disabilities in special and inclusive schools of Russia // Journal of Clinical and Diagnostic Research. 2018. Vol. 12, iss. 8. Р. VC17-VC20. DOI: 10.7860/JCDR/2018/35494.11885

10. Баранов А. А., Елганов А. Р. Динамика развития навыков социально-безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации психолого-педагогической интегративной педагогической технологии // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 26, № 4. С. 41-49.

11. Костина Л. М. Стратегические направления формирования психологической безопасности личности дошкольника // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2013. № 155. С. 66-71.

12. Пелихова А. В. Педагогические условия формирования социальной безопасности ребенка дошкольного возраста // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2010. № 125. С. 213-216.

13. СиротюкА. С. Формирование толерантности у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивной развивающей среды: учебное пособие. М. : Директ-Медиа, 2014. 259 с.

14. Сорокоумова С. Н. Изучение эмпатии у старших дошкольников в условиях инклюзивного обучения // Вестник Московского государственного областного университета. 2011. № 2. С. 138-144.

15. Белова Н. Ю. Социально-педагогические условия формирования межличностных отношений дошкольников // Среднее профессиональное образование. 2012. № 6. С. 26-27.

16. ГолоюсЕ. А., ГригорьеваМ. В. Психолого-педагогические факторы формирования нравственных установок в старшем дошкольном возрасте // Психология. Исто-рико-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8, № 1А. С. 296-303. DOI: 10.25799/ AR.2019.43.1.077

17. Едиханова Ю. М. Формирование положительного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста посредством коррекции их самооценки: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2006. 24 с.

18. Антопольская Т. А., Журавлева С. С. Экспериментальное исследование социально-коммуникативного развития старших дошкольников в образовательной среде организации дополнительного образования детей // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. T. 9, № 1. С. 19-28.

19. СалминаН. Г., Иовлева Т. Е., ТихановаИ. Г. Методика диагностики социально-желательного поведения, исследование феномена социально-желательного поведения в дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование. 2006. № 4. С. 81-95.

20. Кондратьева И. В. Психологические особенности формирования элементов ненасильственного взаимодействия у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Череповец, 1999. 17 с.

21. Свистунова Е. В., Луценко Т. В. Экспериментальное изучение социально-психологической адаптации дошкольников в инклюзивной среде // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2018. № 3. С. 22-33.

22. Салихова Н. В. Психологические аспекты социальной адаптации детей с ЗПР в условиях интегрированной группы дошкольников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2003. 28 с.

23.Семеновских Т. В. Формирование мотивов позитивного поведения в конфликтных ситуациях и способы их разрешения (На материале исследования детей 5-7 лет, посещающих детские дошкольные учреждения): автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2003. 22 с.

24. Чернобровкина С. В. Саморегуляция поведения у дошкольников и ее формирование в сюжетно-роле-вой игре: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Омск, 2001. 20 с.

25. Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности // Диагностика эмоционально-нравственного развития / сост. и ред. И. Б. Дерманова. СПб. : Речь, 2002. С. 19-28.

26. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. 176 с.

27. Быкова М. Я в детском саду. Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада // Дошкольное образование. 2002. № 12. URL: https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200201207 (дата обращения: 09.05.2021).

References

1. Kislyakov P. A., Feofanov V. N., Udodov A. G. A Model of Socially Safe/Unsafe Behavior of Children with Intellectual Disabilities. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta [Scientific Notes of the Russian State Social University], 2017, vol. 16, no. 3 (142), pp. 19-27 (in Russian). DOI: 10.17922/2071-5323-2017-16-3-19-27

2. Feofanov V. N., Konstantinova N. P., Koroleva Yu. A. The Peculiarities of Relationships of Disabled Preschoolers with Their Peers under Inclusive Education Conditions. The Education and Science Journal, 2020, vol. 22, no. 5, pp. 67-89 (in Russian). DOI: 10.17853/19945639-2020-5-67-89

3. Camargo S. P. H., Rispoli M., Ganz J., Davis H., Mason R. Behaviorally Based Interventions for Teaching Social Interaction Skills to Children with ASD in Inclusive Settings: A Meta-Analysis. Journal of Behavioral Education, 2016, vol. 25, no. 2, pp. 223-248. DOI: 10.1007/ sl0864-015-9240-l

4. Hu B. Y., Lim C.-I., Boyd B. Examining engagement and interaction of children with disabilities in inclusive kindergartens in China. Infants and Young Children, 2016, vol. 29, iss. 2, pp. 148-163. DOI: 10.1097/ IYC.0000000000000060

5. Hundert J., Rowe S., Harrison E. The combined effects of social script training and peer buddies on generalized peer interaction of children with ASD in inclusive classrooms. Focus on Autism and Other Developmental Disabilities, 2014, vol. 29, iss. 4, pp. 206-215. DOI: 10.1177/1088357614522288

6. Kim S. Y., Brodhead M. T. Priming is an effective way to promote social interaction between children with autism and their typically developing peers in inclusive settings. Evidence-Based Communication Assessment and Intervention, 2015, vol. 9, iss. 4, pp. 134-139. DOI: 10.1080/17489539.2016.1154280

7. Stanton-Chapman T. L., Brown T. S. A Strategy to Increase the Social Interactions of 3-Year-Old Children With Disabilities in an Inclusive Classroom. Topics in Early Childhood Special Education, 2015, vol. 35, iss. 1, pp. 4-14. DOI: 10.1177/0271121414554210

8. Nazarova N. M. Systemic risks of the development of inclusive and special education in modern conditions. Special Education, 2012, no. 3 (27), pp. 6-12 (in Russian).

9. Kislyakov P. A., Shmeleva E. A., Luneva L. F., Rybakova A. I., Feofanov V. N. Social and psychological safety of adolescents with intellectual disabilities in special and inclusive schools of Russia. Journal of Clinical and Diagnostic Research, 2018, vol. 12, iss. 8, pp. VC17-VC20. DOI: 10.7860/JCDR/2018/35494.11885

10. Baranov A. A., Elganov A. R. The dynamics of the development of skills and socially safe behavior among preschool children in the implementation of psycho-pedagogical integrative pedagogical technology. Bulletin of the Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2016, vol. 26, no. 4, pp. 41-49 (in Russian).

11. Kostina L. M. Strategic Directions of Developing Psychological Safety of Preschoolers Personalities. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 2013, no. 155, pp. 66-71 (in Russian).

12. Pelihova A. V. Pedagogical Conditions for Developing Social Security of the Preschool Age Child. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 2010, no. 125, pp. 213-216 (in Russian).

13. Sirotyuk A. S. Formirovanie tolerantnosti u detey doshkol'nogo vozrasta v usloviyakh inklyuzivnoy razvi-vayushchey sredy [Formation of Tolerance in Preschool Children in an Inclusive Developmental Environment]. Moscow, Direkt-Media Publ., 2014. 259 p. (in Russian).

14. Sorokoumova S. N. Studying empathy in older preschoolers in an inclusive learning environment. Bulletin of the Moscow State Regional University, 2011, no. 2, pp. 138-144 (in Russian).

15. Belova N. Yu. Social and pedagogical conditions of forming interpersonal relations of preschool children. The Journal of Secondary VocationalEducatioh, 2012, no. 6, pp. 26-27 (in Russian).

16. Goloyus E. A., Grigor'eva M. V. Psychological and pedagogical factors of the formation of moral attitudes in the older preschool age. Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches, 2019, vol. 8, no. 1A, pp. 296-303 (in Russian). DOI: 10.25799/AR. 2019.43.1.077

17. Yedikhanova Yu. M. Formation of a positive attitude to peers in older preschool children by correcting their self-esteem. Thesis Diss. Cand. Sci. (Psychol.). Kazan, 2006. 24 p. (In Russian).

18. Antopolskaya T. A., Zhuravleva S. S. Experimental study of social and communicative development of preschool children in the environment of supplementary education organization for children. Theoretical and Experimental Psychology, 2016, vol. 9, no. 1, pp. 19-28 (in Russian).

19. Salmina N. G., Iovleva T. Ye., Tikhanova I. G. Investigating Socially Approved Behaviour in Preschoolers. Psychological Science and Education, 2006, no. 4, pp. 81-94 (in Russian).

20. Kondratieva I. V. Psychological features of the formation of elements of non-violent interaction in preschool children. Thesis Diss. Cand. Sci. (Psychol.). Cherepovets, 1999. 17 p. (In Russian).

21. Svistunova E. V., Lutsenko T. V. Experimental study of socio-psychological adaptation of preschool children in an

inclusive environment. Voprosy psikhicheskogo zdorovya detey ipodrostkov [Questions of mental health of children and adolescents], 2018, no. 3, pp. 22-33 (in Russian).

22. Salikhova N. V. Psychological aspects of social adaptation of children with ZPR in the conditions of an integrated group of preschoolers. Thesis Diss. Cand. Sci. (Psychol.). Samara, 2003. 28 p. (in Russian).

23. Semenovskikh T. V. Formation of motives of positive behavior in conflict situations and ways of their resolution (On the material of research into children of 5-7 years old attending preschool institutions). Thesis Diss. Cand. Sci. (Psychol.). Kazan, 2003. 22 p. (in Russian).

24. Chernobrovkina S. V. Self-regulation of behavior in preschool children and its formation in the story-role game. Thesis Diss. Cand. Sci. (Psychol.). Omsk, 2001. 20 p. (in Russian).

25. Temml R., Dorki M., Amen V. Test of anxiety. In: I. B. Dermanov, ed. Diagnostics of Emotional and Moral Development. St. Petersburg, Rech Publ., 2002, pp. 19-28 (in Russian).

26. Martsinkovskaya T. D. Diagnostika psikhicheskogo razvitiya detey. Posobie po prakticheskoy psikhologii [Diagnostics of Mental Development of Children. Handbook of Practical Psychology]. Moscow, LINK-PRESS Publ., 1997. 176 p. (in Russian).

27. Bykova M. I'm in kindergarten. Doshkol'noe obrazovanie [Preschool education], 2002, no. 12. Available at: https:// dob.1sept.ru/article.php?ID=200201207 (accessed 09 May 2021) (in Russian).

Поступила в редакцию 11.04.2021, после рецензирования 07.06.2021, принята к публикации 16.06.2021 Received 11.04.2021, revised 07.06.2021, accepted 16.06.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.