Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ НКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / INCLUSION / TOLERANCE / INCLUSIVE CULTURE / CHILDREN WITH DISABILITIES / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Анна Сергеевна, Брылякова Ольга Михайловна

Статья посвящена актуальной проблеме современной социально-педагогической действительности - воспитанию толерантности и формированию нового типа культуры. Необходимость активизации деятельности в данном направлении наглядно подтверждается интенсификацией тенденций повсеместного распространения инклюзивного образования. В то время как сформированность компонентов инклюзивной культуры вех участников образовательного процесса является залогом успешности социализации и образовательной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье раскрыта интерпретация понятия «толерантность» и «инклюзивная культура». Осуществлен детальный анализ основных современных подходов и средств формирования инклюзивной культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе психолого-педагогического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INCLUSIVE CULTURE OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

The article is devoted to the actual problem of modern socio-pedagogical reality-the education of tolerance and the formation of a new type of culture. The need to step up activities in this direction is clearly confirmed by the intensification of trends in the widespread spread of inclusive education. While the formation of components of an inclusive culture of all participants in the educational process is the key to the success of socialization and educational inclusion of children with disabilities. The article reveals the interpretation of the concept of " tolerance "and "inclusive culture". A detailed analysis of the main modern approaches and means of forming an inclusive culture of older preschool children in the process of psychological and pedagogical support is carried out.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

6. Психологическое изучение детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие / И.Л. Гольдфельд, В.Н. Колесников, Л.К. Минакова и др.; Федерал. агентство по образованию, ГОУ ВПО «КГПУ» - Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2007 с.: ил.

Педагогика

УДК 376.1

кандидат педагогических наук, доцент Ковалева Анна Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул); воспитатель Брылякова Ольга Михайловна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 53» (г. Барнаул)

ФОРМИРОВАНИЕ НКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме современной социально-педагогической действительности - воспитанию толерантности и формированию нового типа культуры. Необходимость активизации деятельности в данном направлении наглядно подтверждается интенсификацией тенденций повсеместного распространения инклюзивного образования. В то время как сформированность компонентов инклюзивной культуры вех участников образовательного процесса является залогом успешности социализации и образовательной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье раскрыта интерпретация понятия «толерантность» и «инклюзивная культура». Осуществлен детальный анализ основных современных подходов и средств формирования инклюзивной культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Ключевые слова: инклюзия, толерантность, инклюзивная культура, дети с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическое сопровождение.

Annоtation. The article is devoted to the actual problem of modern socio-pedagogical reality-the education of tolerance and the formation of a new type of culture. The need to step up activities in this direction is clearly confirmed by the intensification of trends in the widespread spread of inclusive education. While the formation of components of an inclusive culture of all participants in the educational process is the key to the success of socialization and educational inclusion of children with disabilities. The article reveals the interpretation of the concept of " tolerance "and "inclusive culture". A detailed analysis of the main modern approaches and means of forming an inclusive culture of older preschool children in the process of psychological and pedagogical support is carried out.

Keywords: inclusion, tolerance, inclusive culture, children with disabilities, psychological and pedagogical support.

Введение. Инклюзия является приоритетным направлением развития современной системы образования во всем мире, возникновению которого способствовали глубокие социальные и ценностные изменения в обществе. Актуальным является социальный подход в понимании инклюзии, который, фокусируется, в первую очередь, на необходимости преодолении существующих барьеров (социальных, правовых, культурных, архитектурных и др.), изолирующих людей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) от социума, что препятствует эффективной образовательной и социальной интеграции. Принцип нормализации, лежащий в основе инклюзивных тенденций, в свою очередь, предполагает, что для людей с функциональными или интеллектуальными нарушениями становятся доступными такие формы повседневного существования и условия жизни, которые являются нормальными для типично развивающихся людей [6]. Очевидным становится, что необходимо формировать новый тип культуры -инклюзивную культуру - посредством реализации психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса с целью максимального раскрытия потенциальных возможностей детей с ОВЗ. Фундаментальная идея инклюзии представлена теорией включающего общества, определяемая тем обстоятельством, что, несмотря на наличие человеческого многообразия, и отличий между людьми они неизбежно включаются в социальные отношения. Изменение в отношении к людям с ограниченными возможностями здоровья становится лишь одним из проявлений этих изменений, теоретический фундамент которых представлен в трудах Д. Митчелла [5], посвященных эффективным педагогическим технологиям специального и инклюзивного образования. Исследователь развивает методологическую позицию в отношении людей с функциональными нарушениями Харальда Офстада, отмечавшего, что единственная цель общества в обеспечении достойной жизни для каждого из его членов [7].

Целью данной работы является детальный методологический анализ современного состояния проблемы формирования толерантного мышления и инклюзивной культуры в детской популяции нормативно развивающихся детей, а также определения приоритетных подходов и средств достижения цели в обозначенном направлении деятельности.

Изложение основного материала статьи. Инклюзивная культура представляется как особая система взаимоотношений всех субъектов образовательных отношений, особая философия, согласно которой ценности, знания об инклюзивном образовании принимаются всеми участниками образовательных отношений, что способствует созданию уникального микроклимата доверия, комфорта, поддержки, принятия разнообразия, взаимопонимания и партнерства [8].

Анализ взаимоотношений и взаимовлияний субъектов сопровождения в теоретическом контексте на современном этапе разработки данной проблемы позволяет сконцентрировать внимание не только на нормативно развивающихся дошкольниках, но и на их родителях, которые выступают одновременно и источником социальных трудностей в реализации инклюзивного образования и становления инклюзивной культуры, и главными соратниками преодоления трудностей обозначенных процессов. Именно родитель определяет позицию, партнерства или противостояния, по отношению к инклюзивной образовательной организации и берет на себя ответственность за образовательный и личностный результат ребенка.

При условии соблюдения общих правил в дошкольной образовательной организации будет создано безопасное сообщество, разделяющее идеи сотрудничества, стимулирующее развитие всех своих участников; сообщество, которое способно принять разнообразия воспитанников, а ценность каждого является основой общих достижений. Такая культура создает общие инклюзивные ценности, которые разделяются и принимаются всеми педагогами, воспитанниками, администраторами и родителями и составляют инклюзивную культуру.

Исследователи [4], рассматривая инклюзивное образование как процесс включения ребенка с особыми образовательными потребностями в культуру образовательного учреждения, выделяет три вида культуры, которые значимы для ребенка: культура обучения, культура ухода и культура сверстников, предполагающая владение языком той группы детей, которая преобладает в детском коллективе, наличие необходимой для общения со сверстниками свободы и автономности.

Понятие «культура» многозначно и рассматривается в зависимости от области человеческой жизнедеятельности. Семантическое и содержательно-теоретическое многообразие определений культуры акцентируется на полифункциональности, емкости и сложности понятия. Традиционно это понятие рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, которые характеризуют определенный уровень его развития. Инклюзивная культура в широком понимании подразумевает полную и успешную интеграцию людей с ограниченными возможностями здоровья в производственную деятельность и создает среду, в которой есть уважение, равенство во взаимоотношениях и принятие различий.

По мнению современных исследователей [1, 4, 8], культура инклюзии - это своеобразная организационная среда, которая позволяет людям разного происхождения, с различными типами мышления и складом ума эффективно работать вместе и реализовывать свой потенциал для достижения целей организации, основанных на разумных принципах. Ученые выделяют несколько предпосылок для формирования инклюзивной культуры в организации: признание инклюзии в организации; взаимопонимание, плюрализм мнений, содействие, доверие и честность, и межкультурная моральная позиция.

Дошкольной образовательной организации, как социальному институту, присущи все черты, характерные для общества. Следовательно, инклюзивная культура - это неотъемлемая составляющая инклюзивного образования. Исследователи по-разному трактуют понятие образовательная инклюзивная культура. Главная мысль заключается в том, что это особая философия, согласно которой ценности, знания об инклюзивном образовании принимаются всеми участниками образовательных отношений и, которая способствует созданию уникального микроклимата доверия, поддержки, принятия разнообразия, взаимопонимания и партнерства.

Мы понимаем под инклюзивной культурой особую систему взаимоотношений всех субъектов образовательных отношений действующей на основе принимаемых всеми ценностей и принципов инклюзии, позволяющих эффективно взаимодействовать в условиях жизнедеятельности образовательной организации. Инклюзивные ценности образования, в свою очередь, определяют новую парадигму образовательных отношений, развивая гуманистический их характер. В эти отношения вводятся новые понятия: толерантность, поддержка, принятие, участие, сотрудничество.

В рамках инклюзивной образовательной среды психолого-педагогическое сопровождение задает вектор поиска направлений, моделей, технологий сопровождения участников образовательных отношений. Мы придерживаемся концепции сопровождения как новой образовательной технологии в нашей стране, которая разработан Е.И. Казаковой [3]. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системно-ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. В каждой ситуации существует вариативность выбора решения, опосредованного некоторым ориентационным полем развития. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту развития в формировании ориентационного поля, ответственность за действия в котором несет сам субъект. Исходя из этого, сопровождение определяется как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При анализе термина важно понимать, что субъектом или носителем проблемы развития ребенка является не только он сам, но и его родители и педагоги.

Целью психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования инклюзивной культуры является включение каждого ребенка в образовательный процесс, с помощью реализации комплекса мер, удовлетворяющих потребности и реальные возможности ребенка в специально организованной среде.

Нормативно развивающиеся дети с осторожностью относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья. Одна из существенных трудностей работы с детьми с ОВЗ коренится в информационном дефиците участников образовательного процесса и недостатке опыта реального взаимодействия и общения. При организации детской деятельности в условиях инклюзии важным является организация форм сопровождения, поэтому в рамках психолого- педагогического сопровождения рассмотрены три направления: поддержка детей с ОВЗ и инвалидностью и их здоровых сверстников; поддержка родителей и семейного окружения; поддержка сопровождающих специалистов.

Стратегическими ориентирами формирования инклюзивной культуры должны выступать обеспечение должного уровня толерантности инклюзивной среды, создающей психологическую и нравственную атмосферу; оформленность поведенческого компонента, отражающего готовность к толерантным действиям в отношении обучающегося с ОВЗ и наличие такового опыта, а также достаточную степень сформированности умений использовать знания о толерантности в образовательном процессе, строить взаимоотношения с детьми с ОВЗ и их родителями на толерантной основе, учитывать их индивидуальные особенности.

Деятельность по формированию инклюзивной культуры в процессе активного взаимодействия с с ОВЗ требует четкой целенаправленности. Сформировать активную социальную позицию и психологическую готовность к взаимодействию, которые являются залогом толерантного поведения, возможно при наличии социальной и личной цели данной деятельности для самого ребенка, а также связи умозрительной ценности толерантности с реальной жизнью детей. Ребенок приобщится к культуре толерантности только в том случае, если объективно и наглядно увидит и оценит все достоинства и риски, результаты и последствия позитивного

или негативного взаимодействия не только в масштабах общества, но и для себя самого, на основании чего и сделает соответствующий выбор модели поведения и установок [2].

Формирование культуры инклюзии при активной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в систему общего образования и организации инклюзивного образования возможно через поиск специфических путей психолого-педагогического сопровождения. Одним из вариантов может выступать организация факультативных занятий в образовательном учреждении, которые будут способствовать принятию и пониманию детей с ОВЗ посредством пропаганды дефектологических знаний и популяризации успешной социализации людей с ограниченными возможностями здоровья (на примере выдающихся личностей). В конечном итоге все эти мероприятия подготовят толерантную образовательную среду и будут способствовать успеху инклюзивного образования для всех участников образовательного пространства.

С целью успешной социализации всех участников образовательного пространства могут быть использованы следующие формы и методы: детско-родительские тренинги на развитие коммуникативных навыков, на которых используются ролевые игры, помогающие лучше понять особенности детей с ОВЗ, игры и упражнения на формирование эмпатии и принятия другого, групповое обсуждение и анализ стереотипов по отношению к детям с особыми образовательными потребностями; а также активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс метода психологических дилемм и просмотра тематических подборок мультфильмов.

Выводы. Таким образом, очевидным становится факт гуманизация общественных отношений и принятия права лиц с ограниченными возможностями здоровья на доступное совместное образование. Инклюзивное образование имеет определенные преимущества, прежде всего, психологического характера, которые заключаются в исключении формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности. Однако обеспечить успех инклюзии, воспитав в участниках образовательного процесса лишь основы толерантного взаимодействия недостаточно. Общество нуждается в пересмотре всей системы общечеловеческих ценностей, совокупности моральных и материальных ценностей в контексте реализации инклюзивного образования. Одно из важнейших изменений - это формирование новой культуры в инклюзивном образовании. Такая культура потребует включенности всех участников образовательных отношений в формирование правил совместной жизни, изменение привычной системы взаимоотношений, тесное сотрудничество педагогов, обучающихся и родителей. Пространство формирования инклюзивной культуры - это пространство психолого-педагогического сопровождения в единстве базовых функций: диагностика сущности возникшей проблемы; сбор сведений о сути проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения, планирования и поиска путей решения проблемы; начальная помощь на этапе реализации плана решения, достижение которых возможно в командной работе всех участников образовательного процесса.

Литература:

1. Алехина, С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / С.В. Алехина // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья / под общ. ред. Н.В. Лалетина. - Красноярск: Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. - С. 71-95.

2. Ковалева, А.С. Технология создания толерантной образовательной среды: учебное пособие [Текст] / А.С. Ковалева. - Барнаул: АлтГПУ, 2015. - 137 с.

3. Ковалева А.С., Полянских О.Н. Психолого-педагогическое сопровождение родителей в условиях инклюзивного образования [Текст] / О.Н. Полянских, А.С. Ковалева // Современные научные исследования и разработки, Москва, 2017. - 2(10) - С. 174-176

4. Малофеев, Н.Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2005. -№ 5. - С. 3-18.

5. Митчелл, Д. Стратегии командного сотрудничества в реализации инклюзивной практики образования [Текст] / Д. Митчелл // Сборник материалов / пер. И.С. Аникеев, Н. В. Борисова. - Москва: РООИ Перспектива, 2012. - С. 31, 103.

6. Нирье, Б. Принцип нормализации и службы по уходу за людьми с интеллектуальными нарушениями [Текст] / Б. Нирье // Нормализация жизни в закрытых учреждениях для людей с интеллектуальными и другими функциональными нарушениями : теоретические основы и практический опыт / ред. К. Грюневальд. - Санкт- Петербург: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2003. - С. 61-91.

7. Офстад, Х. Ценность человека в нашем обществе [Текст] / Х. Офстад // Нормализация жизни в закрытых учреждениях для людей с интеллектуальными и другими функциональными нарушениями: теоретические основы и практический опыт / под ред. К. Грюневальд. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2003. - С. 125-142

8. Тихомирова, Е.Л. Ценности инклюзивной культуры школы как гетерогенной организации [Электронный ресурс] / Е.Л. Тихомирова, Е.В. Шадрова. - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/tsennosti-inklyuzivnoy-kultury-shkoly-kak-geterogennoy-organizatsii. - Дата обращения: 25.03.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.