Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Дата публикации: 1.03.2018
№ 1 (31). С. 241-244. _ _
УДК 373.21; 316.444.5 Е . С. САННИКОВА
Роль игры в формировании толерантности дошкольников к людям с ограниченными физическими возможностями здоровья
Статья посвящена важной роли игры в формировании толерантности дошкольников к людям с ограниченными возможностями здоровья. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра и именно она является основой всего дошкольного развития ребенка. Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день в России активно развивается инклюзивное образование, но многие дети не готовы с этим столкнуться. Необходимо формировать их нравственность, уважение к другим людям, толерантность. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным к формированию толерантности ребенка. При помощи игры ребенка можно научить уважительному, заботливому отношению к другим людям. В статье указаны основные исследователи, которые занимались изучением метода игры, признаки игры, задачи по развитию толерантности дошкольников к людям с ограниченными возможностями здоровья. Приведены примеры игр по формированию толерантности.
Ключевые слова: толерантность, дошкольный возраст, дети, игра, формирование, люди с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование
Perspectives of Science & Education. 2018. 1 (31)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Accepted: 13 January 2018 Published: 1 March 2018 No. 1 (31). pp. 241-244.
Game role in formation of tolerance of preschool children to persons with disabilities
Article is devoted to an important role of a game in formation of tolerance of preschool children to physically disabled people. The leading activity at preschool age is a game and it is a basis of all preschool development of the child. The relevance of a research is that today in Russia inclusive education actively develops, but many children aren't ready to face it. It is necessary to form their morality, respect for other people, tolerance. The preschool age is the most sensitive to formation of tolerance of the child. By means of a game of the child it is possible to teach valid, caring attitude to other people. In article the main researchers who were engaged in studying of a method of a game, signs of a game, a task of development of tolerance of preschool children to physically disabled people are specified. Examples of games on formation of tolerance are given.
Keywords: tolerance, preschool age, children, play, formation, people with disabilities, inclusive education
E. S. SANNiKOVA
ного ли зависит от воспитания и развития ребенка? Вопрос скорее риторический, ведь от этих процессов зависит вся жизнь человека. Воспитание будущего полноценного члена общества - сложный процесс усвоения норм и правил принятые этим обществом. Доброта, отзывчивость, любовь к ближнему, уважение старости и толерантность к людям с ограниченными возможностями - те качества, которые воспитывают и развивают в нас с пеленок, то, что передается нам на генном уровне, то, что хотят видеть в нас окружающие. Человек учится на протяжении всей жизни, наполняя свой багаж знаниями, умениями, опытом. Закладываются основы воспитания с самого рождения.
Основной формой воспитательного процесса, как в первые дни жизни ребенка, так в школьные годы подростка выступает игра. Ни одно исследование проведено и доказано, что дети лучше воспринимают и усваивают информацию по средствам игровой деятельности. Иностранные языки, грамматика, чтение и арифметика вызывают положительный эффект в обучении, если методом преподавания является игра. Советский психолог Д.Б. Эльконин в своей работе «Психология игры» говорил:«Игра - важнейший источник развития сознания, произвольности поведения, особая форма моделирования отношений» [14, с. 56].
Метод игры в воспитании детей дошкольного возраста также очень важен. Именно игра позволяет формировать и проявлять ребенку свой характер. Этот процесс способствует удовлетворению интеллектуальных, а также эмоциональных потребностей, развивает этические представления о мире, социализирует и адаптирует в обществе, а также способствует духовно-нравственному воспитанию личности и формированию толерантности к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Толерантность - процесс терпимости, милосердия, добродушия, а главное, это уважение прав человека. Люди различаются по полу, национальности, речи, культуре, конфессии, физическим характеристикам и возможностям. Однако, не зависимо от своих отличий и физических ограничений, имеют полноценное право жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.
Формирование толерантности к людям с ограниченными возможностями, как духовно-нравственного качества дошкольников, является необходимым процессом воспитания. Дети дошкольного возраста должны учиться уважать людей с ОВЗ, понимать и чувствовать, что такие люди нуждаются в помощи, заботе, общении, поддержке и тогда люди с ограниченными возможностями поймут, что они нужны этому обществу, их умеют слушать и слышат.
На сегодняшний день процесс формирования толерантности к людям с ОВЗ выполняет особую
значимость в связи с развитием инклюзивного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» подчеркивает равность развития каждого ребенка в дошкольном возрасте независимо от ограничения возможностей по здоровью [8, с. 12].
Детей дошкольного возраста нужно учить проявлять толерантность к людям с ОВЗ, как к своим сверстникам, так и к людям старшего возраста. Учить помогать им, любить их, ни в коем случае не проявлять страх и не «тыкать пальцем».
Большое значение методу игры придавали такие исследователи педагогической мысли как: Е.А. Леванова, А.Г. Волошина, И.О. Телегина, С. М. Машевская, В.А. Плешаков, А. С. Дороничева. По мнению доктора педагогических наук Е.А. Ле-вановой, игра - естественная форма взаимодействия между людьми, именно в игре личность развивается свободно, стремительно и гармонично. Игра имеет пять признаков:
• Ограниченности - это признак пространства и времени. Игра имеет завязку (начало) и развязку (конец), протекает в определенных условиях, со своими правилами. Отклонения от правил расстраивает игру.
• Эстетичности - игра склонна быть красивой.
• Добровольности - игра не принуждает, она свободна, процесс затягивает сам по себе.
• Неординарности - позволяет уйти от реалией мира, к примеру, вообразить себя страусом, киногероем, неодушевленным предметом. Игра здесь выступает таинственностью.
• Включенности - через включенность играющий получает возможность разрядиться, мобилизоваться, расслабиться [3, с. 21].
Задачами по развитию толерантности к людям с ОВЗ в дошкольном возрасте являются:
• Образовательные: познакомить дошкольников с понятиями физического ограничения и инвалидности, дать понять кто такие люди глухие, незрячие, с тяжелыми речевыми дефектами, нарушением опорно-двигательного аппарата; ознакомить детей с их образом жизни.
• Воспитательные: проявлять уважение, любовь, заботу, дать понять детям, что нужно помогать, быть внимательными и толерантными к людям с ОВЗ.
• Развивающие: дети дошкольного возраста должны учиться развивать моторику рук, координацию движений, тактильную чувствительность для ориентировки в пространстве для понимания людей с ОВЗ, попытаться научиться пользоваться буквами, числами, рисунками для слабовидящих и незрячих людей.
Perspectives of Science & Education. 2018. 1 (31)
Примерами игр по формированию толерантности к людям с ОВЗ в дошкольном возрасте могут быть:
Игра «Сломанный телефон». Целью игры является осознанное понимание для чего нам нужен слух, как по-разному можно услышать слово. Также для понимания ценности слуха, можно провести игру на прогулке в кругу дошкольников. Предлагается в течение минуты послушать окружающий мир и услышать звуки природы, далее провести рефлексию о том, как прекрасно пение птиц, шелест травы и листьев - это и есть счастье.
Игра «Слепец поводырь». Цель игры понять, что чувствует человек с ограниченными возможностями зрения. Выбирается пара ребят, один из которых будет слепцом, ему завязывают глаза, другой, соответственно, поводырем. Поводырь указывает путь и водит незрячего минуя препятствия. После игры задаются вопросы: Легко ли было ориентироваться с повязкой на глазах? Легко ли было помогать человеку с проблемным зрением? Какие испытаны чувства? [10, с. 53].
Все мы живем в обществе. Нас окружают люди разного возраста, пола, социального статуса и физических составляющих. Для адаптации, социализации, активной деятельности и человеческого общения людям с ограниченными возможностями необходима взаимосвязь с социумом. Дошкольный возраст - это легко обучаемый, быстро «впитывающий» период детства. Важно именно в этом возрасте закладывать духовно-нравственные ориентиры в целом и формировать толерантность к людям с ОВЗ в частности. Первостепенной задачей педагогической науки должно стать развитие толерантности дошкольников к людям с ограниченными возможностями. Ведь от того какие основы воспитания заложить будущему члену общества, от того будет завесить его дальнейшая жизнь. Советский педагог А.С. Макаренко сказал: «Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми» [11, с.230].
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверзаев И. Ч. О формировании толерантности у учащейся молодежи // Воспитание школьников. 2010. № 7. 300 с.
2. Барышникова Г.Б.Исследование проблемы толерантности в младшем школьном возрасте // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сб. науч. ст. 270 с.
3. Бахчиева О. А. Формирование терпимости - основа духовно-нравственного развития общества / О.А. Бахчиева // СОТИС - социальные технологии, исследования. 2008. № 2. 120 с.
4. Бережная, М. С. Развитие толерантного сознания личности в социокультурном пространстве образования и искусства / М. С. Бережная // Философские науки. 2008. № 4. 100 с.
5. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2011. 240 с.
6. Борсук, И. В. Терпимость и веротерпимость в контексте педагогики / И. В. Борсук // Мир образования - образование в мире. 2007. № 3. 340 с.
7. Декларация принципов толерантности // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М.: Издво МГУ, 2001 г.
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" // «Российская газета», 25.11.2013 г.
9. Кувалдина Е. А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в деятельности классного руководителя / Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 29. С. 26-30. -URL: http://e-koncept.ru/2014/65277.htm (дата обращения: 15.02.2018).
10. Леванова Е.А., Волошина А.Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. СПб.: Питер, 2012. 208 с.
11. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 560 с.
12. Столганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). М.: Педагогическое общество России, 2006. 128 с.
13. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М.: Генезис, 2005. 176 с.
14. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Издание 2-е, 1999. 360 с.
REFERENCES
1. Aversaev I. Ch. On the formation of tolerance among students in the youth. Education of schoolchildren. 2010. no. 7. 300 p.
2. Baryshnikova G.B. The study of the problem of tolerance in the younger school age. Tolerance in modern society: the experience of interdisciplinary research: Sat. sci. Art. 270 p.
3. Bakhchieva O.A. The formation of tolerance - the basis of the spiritual and moral development of society. SOTIS - social technologies, research. 2008. no. 2. 120 p.
4. Berezhnaya M.S. Development of Tolerant Personality Consciousness in the Sociocultural Space of Education and Art. Philosophical Sciences. 2008. no. 4. 100 p.
5. Bondyreva S.K., Kolesov D.V. Tolerance. Introduction to the problem. Moscow, MODEK, MPSI Publ., 2011. 240 p.
6. Borsuk I.V. Tolerance and Tolerance in the Context of Pedagogy. The World of Education - Education in the World. 2007. no. 3. 340 p.
7. The Declaration of the Principles of Tolerance. The Age of Tolerance: The Scientific and Publicistic Herald. Moscow, MSU Publ., 2001.
8. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Ministry of Education and Science of the Russian Federation) of October 17, 2013, No. 1155 Moscow "On the approval of the federal state educational standard of preschool education" // Rossiyskaya Gazeta, November 25, 2013.
9. Kuvaldina E. A. Formation of a tolerant attitude towards children with disabilities in the activities of the class teacher. Scientific and methodical electronic journal "Concept". 2014. P. 29. P. 26-30. Available at: http://e-koncept.ru/2014/65277.htm (accessed 15 February 2018).
10. Levanova E.A., Voloshina A.G. Game in training. Gaming interaction. St. Petersburg, Peter Publ., 2012. 208 p.
11. Makarenko A.S. The pedagogical poem. Moscow, Mann, Ivanov and Ferber Publ., 2016. 560 p.
12. Stolganova L.V. Class watches, conversations for junior schoolchildren and adolescents (education of tolerance). Moscow, Pedagogical Society of Russia Publ., 2006. 128 p.
13. Khukhlaeva O.V. Practical materials for working with children 3-9 years. Psychological games, exercises, fairy tales. Moscow, Genesis Publ., 2005. 176 p.
14. El'konin D.B. Psychology of the game. Moscow, Humanitarian publishing center VLADOS Publ., 1999. 360 p.
Информация об авторе
Санникова Евгения Сергеевна
Information about the author
Sannikova Eugenia Sergeevna
(Russia Moscow) Graduate student Moscow State Pedagogical University E-mail: [email protected]
(Россия, Москва)
Аспирант. Московский педагогический
государственный университет E-mail: [email protected]